Вам нужна курсовая работа?
Интересует Социология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Личность как социальная система.

  • 28 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 11.12.2010
600 руб. 1 200 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Социологическое понятие личности
1.1. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность»
1.2. Типология личности
Глава 2. Подходы к изучению структуры личности
2.1. Варианты структурирования личности
2.2. Системный подход к структуре личности
Глава 3. Внутриличностные механизмы
3.1. Мотивационный механизм
3.2. Диспозиционный механизм
3.3. Диспозиционная теория регуляции
3.4. Механизм памяти
Глава 4. Структура деятельности личности
4.1. Подходы к структуре деятельности
4.2. Основные формы деятельности
4.3. Основные виды деятельности
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Установки, диспозиции, ценностные ориентации рассматриваются не сами по себе, а в единстве с деятельностью, в которой они реализуются, с потребностями, которые они отражают. Таким образом, диспозиционный механизм, если его рассматривать «по Ядову», выводит структуру внутреннего мира личности на её поведенческие и деятельностные характеристики.
3.4. Механизм памяти
Структура личности в её внутреннем разрезе будет раскрыта не полностью, если не коснуться вопроса о механизме, стоящем особняком от уже охарактеризованных, но от этого не менее значимом. Имеется в виду память личности, выступающая как разновидность социальной памяти. В таком качестве она предстает перед нами, по справедливому мнению Ю.А. Левады, на двух уровнях: глубинном уровне освоенного опыта человечества и его знаний (достаточно устойчивый элемент структуры личности) и внешнем, динамичном, быстро меняющемся уровне оперативной информации (6, с. 9 – 11).
Личность «откладывает» в механизме памяти часть информации в виде накопленных человечеством и имеющих не сиюминутное, тактическое, а долговременное, стратегическое значение знаний. Они, вместе с внешним слоем механизма памяти, оперативной информацией, в процессе взаимодействия с мотивационным и диспозиционным механизмами определяют поведение личности.
Следовательно, внутренние механизмы личности – мотивационный, диспозиционный, память – позволяют понять и описать субъективную детерминацию её поведения. Само поведение предстаёт как совокупность (или система) поступков личности, в которых отражаются – адекватно или нет – все три механизма с их элементами: потребностями, интересами, ценностными ориентациями, мотивами, стимулами, установками, диспозициями, знаниями, оперативной информацией и др.
Не следует, однако, думать, что поведение личности детерминировано исключительно действием описанных механизмов. Если бы это было так, то возникла бы иллюзия полной автономии личности, её независимости от внешнего мира, предшествующего опыта поколений. Какой бы значительной ни казалась свобода личности, её внутреннего мира, на самом деле она отражает объективные обстоятельства, обусловливающие потребности и интересы личности. Здесь приходится сталкиваться с проявлением необходимости для личности действовать определенным образом, разумеется, с учетом выбора вариантов поведения. Функционирование названных выше механизмов является одним из аспектов деятельности личности – внутренним, непосредственно не наблюдаемым.
Глава 4. Структура деятельности личности
4.1. Подходы к структуре деятельности
Внешне наблюдаемые поступки людей составляют второй аспект деятельности – поведенческий, в котором находят непосредственное, конкретное отражение ценностные ориентации, установки, диспозиции личности. Естественно, возникает вопрос о структуре такой внешне наблюдаемой деятельности. Необходимо отметить, что иногда структура деятельности отождествляется со структурой наблюдаемой деятельности. Этот подход по меньшей мере не точен. По мнению Е.Г. Зборовского, понять его авторов можно, потому что они в данном случае противопоставляют структуры сознания и поведения личности, не относя первые к структуре деятельности (3, с. 473).
Структура деятельности обусловлена объективной необходимостью выполнения тех или иных действий для воспроизводства, функционирования и развития личности. Она детерминируется (на уровне конкретной личности) её демографическим, социальным, профессиональным положением, местом, занимаемым в системе общественных связей и отношений. Имея в виду структуру в её «внешнем» выражении, нужно отметить, что она может выступать и как своеобразная типология деятельности личности.
Каждая из форм деятельности, которые далее будут рассмотрены, имеет сходную структуру, включающую следующие основные элементы, составляющие её примерное содержание: мотивы, цели, средства, целенаправленные действия, компоненты этих действий – операции, обеспечивающие использование имеющихся средств, а также условия для достижения необходимого результата (3, с. 473).
Такое понимание структуры деятельности демонстрирует её сложность и широкий диапазон элементов сознания и поведения. Это действительно так. Только в теоретическом отношении мы можем препарировать деятельность на «внутреннюю» и «внешнюю», на работу сознания и реальные действия, являющиеся ее результатом.
На самом же деле деятельность, выступающая основным специфическим способом человеческого бытия, в своем действительном, конкретном проявлении на уровне индивида «перемешивает» все вышеназванные элементы. Отделить их друг от друга ни во времени, ни в пространстве часто невозможно. Каждому ясно, что, прежде чем человек что-либо делает, он «пропускает» это «что-либо» через своё сознание и соотносит его со своими потребностями, интересами, установками и т.д. И если «что-либо» не совпадает с устремлениями индивида, его ожиданиями определенных результатов, он постарается не совершать действий, противоречащих собственным ценностным ориентациям. Так на индивидуально-личностном уровне выглядит каждое конкретное социальное действие, любой акт деятельности.
4.2. Основные формы деятельности
В социально-философском плане и на уровне общей социологической теории, в зависимости от характера отношения личности к окружающему миру, деятельность подразделяется на материальную и духовную, практическую и теоретическую. Именно в этих формах происходит освоение личностью окружающего мира. Кроме того, имеет смысл говорить о смешанной форме, которую К. Маркс называл практически-духовным освоением мира (например, художественная или научно-экспериментальная деятельность) (3, с. 474).
Еще одна «внешняя» структура деятельности (а по существу, её классификация) может быть рассмотрена в связи с отношением личности к объективному ходу исторического процесса, при этом выделяется прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная деятельность. Однако полного соответствия этих форм, по-видимому, нет. Если раньше однозначно утверждалось, что революционная деятельность – прогрессивна, а контрреволюционная – реакционна, то сейчас, в связи с пересмотром отношения к ряду революций (особенно «кровавых»), вряд ли такие утверждения будут оправданными. Действительно, деятельность личности, имевшая террористический, пусть и в интересах революции, характер не может быть признана прогрессивной, коль скоро она сопряжена с уничтожением людей (3, с. 474).
Говоря о структурировании деятельности, нельзя забывать о таком критерии, как получение нового результата. На этом основании выделяют творческую и воспроизводящую (репродуктивную) деятельность. Деятельность личности может быть также инновационной и рутинной. В последние годы в социологии внимание к этим формам деятельности растёт. Особенно это касается творческой и инновационной деятельности, определяющей прогресс не только личности, но и общества (3, с. 474).
Разумеется, названные формы деятельности личности могут быть не только изучены в рамках общей социологической и даже социально-философской теории, но и переведены на язык эмпирических социологических исследований. Однако в силу достаточно общего характера многих форм деятельности сделать это не просто. С другой стороны, есть структуры деятельности, изучаемые, прежде всего, на уровне специальных социологических теорий и эмпирических исследований.
Здесь в первую очередь нужно отметить структуру, основанием которой является дифференциация деятельности по определенным сферам и видам. Это деятельность экономическая, политическая, социальная, духовная, равно как и производственно-трудовая, бытовая, досуговая, культурно-образовательная. Каждая из них (так же как и иные, не названные здесь) может быть, в свою очередь, структурирована более дробно, поскольку состоит из множества конкретных видов деятельности. Для примера отметим, что исследователи досуговой деятельности в нашей стране насчитали около 300 её отдельных видов (а зарубежные специалисты называют даже 800 видов) (3, с. 474 – 475).
4.3. Основные виды деятельности
Основными видами человеческой деятельности, играющими решающую роль в возникновении, функционировании и развитии личности, с точки зрения её онтогенеза являются игра, образование и труд. В данном случае речь идет о последовательности основных видов деятельности, в процессе которых происходит становление личности индивида. Если же рассматривать личность с позиций филогенетического подхода, связанного с возникновением и развитием человека как продукта эволюции природы и общества, то здесь, несомненно, на первый план выходит труд. С ним же генетически связаны (из него «происходят») все другие виды человеческой деятельности.
Труд – самый фундаментальный вид личностной деятельности, в какой бы форме он ни выступал – умственной или физической, квалифицированной или неквалифицированной, сложной или простой и т.д. Дело не только в том, что трудовая деятельность – основной источник, инструмент удовлетворения многочисленных личностных потребностей. Вне этой деятельности было бы невозможным развитие сознания, языка, общения, т.е. того, что делает человека личностью. Наконец, труд изначально базируется на совместности, коллективности усилий людей, что приводит к необходимости социальных, рассчитанных на других (а не только на себя) действий личности.
Структурируя деятельность, необходимо отметить те её проявления, которые направлены непосредственно на какие-либо объекты (ими могут быть предметы труда, люди и т.д.). Это так называемая предметная деятельность. Когда она касается других людей, можно говорить о взаимодействии. Кроме того, деятельность личности выступает в форме её самодеятельности, которая не перестает быть от этого социальной и отчасти предметной, хотя и «сохраняет» своего индивидуального субъекта.
Вообще предметность и социальность деятельности личности тесно взаимосвязаны. Как отмечает В.Е. Кемеров, что «предметность деятельности по сути означает социальность её, ибо предмет не замыкает человеческую самореализацию, а открывает её социальному миру, другому человеку, представляет её разным («близким» и «дальним») людям, «транслирует» её в пространстве и времени социального процесса» (3, с. 476 – 477).
Понятно, что вариантов структурирования деятельности личности имеется множество. Оно детерминировано богатством человеческих проявлений жизни. Все эти формы и виды деятельности, обусловленные системой социальных отношений, внутренним миром личности и способом поведения, характеризуют её образ жизни. Как отмечалось выше, в процессе социологического изучения личности образ жизни оказывается центральным понятием, своеобразной доминантой и вместе с тем связующим звеном между её внутренним миром, состоянием сознания, способом и характером поведения, в котором раскрывается внешняя сторона деятельности.
Заключение
Таким образом, личность – это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития; социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения человеком социального опыта.
К социально значимым свойствам и качествам личности в первую очередь можно отнести:
• цель деятельности;
• выполняемые социальные роли и функции;
• занимаемые социальные статусы;
• нормы, ценности, обычаи (т.е. элементы культуры);
• знаковые системы (в первую очередь язык, жесты);
• совокупность знаний;
• социально-психологические особенности;
• уровень образования и профессиональной подготовки.
Рассматривая личность как систему, социологи выделяют в ней две основных подсистемы, в которых раскрываются два мира личности. Один – внутренний, мир сознания, скрытый от других и зачастую непонятно и неосознанно «живущий» для самой личности. Внутренний мир личности рассматривается в рамках трёх основных механизмов – мотивационного, диспозиционного, механизма памяти. Второй – деятельностный, открытый для людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и проникать в её внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти и их борения овладевают человеком.
Список используемой литературы
Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. – М., 1984.
Гегель Г.В.Ф. Соч.: В 14 т. – М.; Л., 1935. Т. 8.
Зборовский Г.Е. Общая социология. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с.
Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
Козырев Г.И. Социология. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. – 320 с.
Левада Ю.А. Лекции по социологии. – М., 1969. Вып. 2.
Немировский В.Г. Социология личности. – М., 2010.
Осипов Г.В. Социология и социализм. – М., 1990.
Сирота Н.М., Сидоров С.А. Общая социология. – СПб.: НОИР, 2009. – 170 с.
Ядов В.А. О диспозиционной регуляции поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
Приложение



Рисунок 1. Структура личности











2

Список используемой литературы
1.Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. – М., 1984.
2.Гегель Г.В.Ф. Соч.: В 14 т. – М.; Л., 1935. Т. 8.
3.Зборовский Г.Е. Общая социология. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с.
4.Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
5.Козырев Г.И. Социология. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. – 320 с.
6.Левада Ю.А. Лекции по социологии. – М., 1969. Вып. 2.
7.Немировский В.Г. Социология личности. – М., 2010.
8.Осипов Г.В. Социология и социализм. – М., 1990.
9.Сирота Н.М., Сидоров С.А. Общая социология. – СПб.: НОИР, 2009. – 170 с.
10.Ядов В.А. О диспозиционной регуляции поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

У нас вы можете заказать