Вам нужна курсовая работа?
Интересует Политология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Место и роль политологии в жизни современного общества.

  • 21 страница
  • 8 источников
  • Добавлена 16.04.2011
650 руб. 1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Поскольку политика - область отношений между социальными группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно значимых потребностей, то политическое сознание выступает как специфическая форма выражения политических интересов классов и социальных групп. Оценка социально-политической действительности зависит от того конкретного положения, которое занимает носитель этой оценки в данной системе общественных отношений. Поэтому политическому сознанию социальных субъектов объективно присущи социально-структурные черты.
Каждая социальная группа стремится представить свои политические интересы как те, которые отвечают общим интересам. Однако наиболее существенное влияние на характер политического сознания общества проявляют социальные силы, обладающие максимальными возможностями для духовного производства и соответственно для своего влияния на всех членов общества. Вместе с тем, политическое сознание характеризуется и общенациональными чертами, присущими всем социальным группам и индивидам. Между социально-структурными и национальными элементами политического сознания происходят сложные процессы взаимодействия и взаимовлияния. Обоим этим сторонам постоянно, в той или иной степени, присуще сознание любого субъекта политики, однако в различные периоды общественного развития доминируют либо одни, либо другие. Вероятно, что в периоды внешней угрозы безопасности страны на первый план в политическом сознании всех общественных сил выходят общенациональные интересы. В конце XX в. перед лицом глобальных проблем человечества в политическом сознании народов все большее место занимают общечеловеческие ценности и интересы. Политическое сознание - явление многоуровневое. Что это значит? Уровень политического сознания - определенная ступенька, достигнутая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений. Обычно в структуре политического сознания выделяют три уровня: ежедневный, эмпирический и теоретический. Ежедневный уровень политического сознания - совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы или отдельного индивида, возникающие из непосредственного восприятия обыденной общественной жизни. Характерной особенностью этого уровня является эмоционально-рассудочное осмысление действительности. В сознательном отношении его характеризуют размытость, частичность и несистематизированность представлений о политических явлениях. Однако его простая логика, основанная на "здравом смысле", является достаточно надежным ориентиром в политических событиях, которые происходят.
Ежедневное сознание играет в политике весьма существенную роль, поскольку его качественным состоянием определяются важные решения.
Ежедневное сознание, проявляясь историческими первичным средством идеального отражения действительности, является источником накопления реалистических элементов знания, выполняет особую функцию в структуре общественного сознания - воспроизводит в формах повседневного знания все богатство жизни общества и отношений.
Относительно развитой формой ежедневного сознания есть такой феномен, как общественное мнение. Общественное мнение - исторически обусловленное состояние общественного сознания больших групп людей, которое постоянно меняется и высказывается публично по проблемам, важным для общественно-политической жизни.
Общественное мнение не является совокупностью различных мнений, которые высказываются лицами или группами, из которых состоит общество. Общественное мнение - конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, которые разделяются многими членами общества. С первоначально единичных или немногих суждений, которые совпадают, в определенных условиях может возникнуть общественное мнение. Но для того, чтобы суждение по политической проблеме приобрело характер общественного, необходимо, чтобы оно имело достаточно широкое распространение, чтобы его разделяли очень многие. Как форма сознания, общественное мнение - в большей степени продукт эмоциональной, чем рационально-познавательной деятельности. Оно возникает не на основе тщательной интеллектуальной деятельности и опытного подтверждения представлений, состоящих, а в результате целенаправленного воздействия, главным образом, средств массовой информации на эмоциональную сферу людей. Поэтому общественное мнение очень часто искаженно толкует политические явления или просто выступает как предубеждение людей, которые стойко уверены в своей правоте. Несмотря на это свойство общественного мнения, политическая жизнь без нее невозможна. Она является политическим содержанием коллективной воли и необходимым элементом функционирования политической системы. От того, куда направлено ​​общественное мнение в значительной степени зависит успех усилий политической группы, которая направлена на достижение оправленных целей. Именно поэтому во всех государствах различные политические силы заинтересованы в воздействии на органы, формирующие общественное мнение: прессу, радио, телевидение. Средства массовой информации очень часто называют четвертой властью, потому что им принадлежит решающая роль в формировании общественного мнения, что очень важно для обеспечения успеха той или иной политической силы.
Эмпирический уровень политического сознания - более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, возникающие у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличии от ежедневного эмпирический уровень сознания характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессов.
Между эмпирическим и ежедневным уровнями политического сознания существует немало общих черт. Им обоим присущи ярко выраженные психологические черты: чувства, настроения, импульсивность, эмоциональное восприятие политических событий политических. Психологический компонент политического сознания особенно сильно проявляется в периоды политической нестабильности, кризисных ситуациях, переходные периоды общественного развития.
Теоретический уровень политического сознания - наиболее высокая ступенька в познании политической действительности. Это система взглядов и идей, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности социально-политических отношений.

Заключение

Особое место среди методов политологии принадлежит анализу политических процессов с общечеловеческих позиций. Он должен стать ведущим в теории и практике цивилизованных, демократических отношений и деятельности субъектов. Основные законы диалектики как принципы познания и преобразования политической действительности так же сохраняют свою методологическую силу, как и уже упоминавшиеся методы системного, логического, исторического, сравнительного анализа, а также статистический метод, метод моделирования и др. Важно не просто признавать их, но и отличать от методов политической практики. Это в значительной мере получает свое отражение в таких формах политической практики, как диалог, убеждение, аргументация, изучение общественного мнения и использования соответствующих результатов в практике, личный пример, поиск конструктивных решений.
Не следует отбрасывать и метод принуждения в политике в его различных формах. Поскольку политические отношения имеют иерархическую, субординационную структуру, постольку элементы административного метода неизбежно сопровождают их. Важно, чтобы при применении его не нарушались нормы закона, а силовым методам политического управления и регулирования общественными процессами не придавалось исключительного значения. Сложность и подвижность политической жизни общества требуют умелого и оперативного применения конкретных методов политического управления. Изменчивость их очевидна. С утверждением в обществе демократических методов политика приобретет цивилизованный, гуманистический характер.




Список литературы

1. Вавилин Е.В. Концепция гарантированного осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей: системный подход // Право и образование. – 2007. - № 3. – С. 56-71.
2. Вавилин Е.В. Проблемы осуществления субъективных гражданских прав в современной России // Государство и право. – 2008. - № 1. – С. 32-38.
3. Вавилин Е.В. Развитие российского законодательства в сфере осуществления и защиты гражданских прав // Гражданское право. – 2009. - № 1. – С. 8-16.
4. Побежимова Н.И. К вопросу о государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения // Юридическое образование и наука. - 2008. - № 2. – С. 9-10.
5. Публично-правовые исследования // Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 2. – АНО ЦППИ, 2007. – 614 с.
6. Уваров А.А. Об особенностях местного самоуправления в системе политической власти России // Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. - № 9. – С. 21-29.
7. Шагиева Р.В. Концепция правовой деятельности в современном обществе. – Казань, 2005. – 177 с.
8. Ястребова О.В. Соблюдение прав человека как приоритет правовой политики // Правоведение. – 2004. - № 1. – С. 55-66.

Уваров А.А. Об особенностях местного самоуправления в системе политической власти России // Государственная власть и местное самоуправление. – 2007. - № 9. – С. 22.
Шагиева Р.В. Концепция правовой деятельности в современном обществе. – Казань, 2005. – С. 7.
Публично-правовые исследования // Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Том 2. – АНО ЦППИ, 2007. – 614 с.
Ястребова О.В. Соблюдение прав человека как приоритет правовой политики // Правоведение. – 2004. - № 1. – С. 55.
Вавилин Е.В. Развитие российского законодательства в сфере осуществления и защиты гражданских прав // Гражданское право. – 2009. - № 1. – С.9.
Побежимова Н.И. К вопросу о государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения // Юридическое образование и наука. - 2008. - № 2. – С. 9-10.
Вавилин Е.В. Проблемы осуществления субъективных гражданских прав в современной России // Государство и право. – 2008. - № 1. – С. 32-38.
Вавилин Е.В. Концепция гарантированного осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей: системный подход // Право и образование. – 2007. - № 3. – С. 56-71.









3

Опубликовано

2

Опубликовано

Контроль работы

На тему

Церковь, ее роль в политической жизни общества

Выполнил ст. гр. 43-71

Харисова А. Р.

Введение

политический, церковь, общество

Взаимоотношения государства и религии требуют в каждый исторический период конкретного рассмотрения, призванного раскрыть специфику участия различных звеньев религиозных организаций любой конфессии в государственной политике и особенности использования религии, политики. Историзм в подходе к вопросу влияния религии от государства это тем более необходимо, потому что это привело и к творческой, и к разрушительным последствиям.

учитывая довольно поздно, разделение политической сферы жизнедеятельности человека сфер экономической, социальной и, в том числе, духовное, Религия играет важную роль в жизни государства. Религия, как и государственность, - это социальное явление и, при оценке влияния религии на политику, нельзя не принять во внимание тот факт, что до xviii века все знания о социальных явлений были объединены полностью систему и не были отделены друг от друга.

Широкий роль политики в религии также обусловлена тем, что две важнейшие функции, присущие политики - регулятивная и интегративная - присущи также и религии. Политика призвана обеспечивать целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок, регулировать отношения между людьми и общественными группами, сглаживать возникающие противоречия. Такие функции выполняет и религия. Политика осуществления этих функций зачастую в интересах отдельных слоев населения или общества в целом. То же самое делает религия.

Отмечая большую роль религии в политической истории различных народов и в социально-политической жизни современного общества, некоторые ученые среди них важные функции выделяют и политическую функцию.

История государственности, отделенной от церкви сравнительно невелика и, в зависимости от государства, имеет в сто с чем-то лет и менее. Даже в наши дни, единственное европейское государство, провозгласившее светский своей конституции это Франция, в то время как основной закон Фрг обращена к Богу, а Ирландский Конституцию, на Троицу. Отношения между церковью и государством в Европе является весьма разнообразным. В некоторых странах государственная церковь (в Великобритании, Дании, Финляндии, Греции), например, во Франции - провозглашает атеизм, некоторые - отделить церковь от государства, в данном случае, практикуя особое отношение к некоторым вероисповеданиям (Испания, Италия, Ирландия, Швеция, Португалия), а некоторые, впрочем, выражают свое признание роли религии в обществе (Германия, Бельгия, Австрия, Люксембург). Говоря о роли церкви в политической жизни западных стран, нельзя не упомянуть и о христианско-демократических общественно-политических движений и политических партий. Большого подъема эти движения сделали после окончания Второй мировой войны.

Узнать стоимость работы