Вам нужна курсовая работа?
Интересует Менеджмент?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Религиозные организации:сущность.структура,организация.

  • 35 страниц
  • 11 источников
  • Добавлена 28.12.2010
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение
1.Понятие и сущность религиозных организаций
1.1История развития религиозных организаций
1.2Понятие и формы религиозных организаций
2.Российское законодательство о религиозных организациях
2.1Порядок образования, реорганизации и ликвидации религиозных организаций
2.2Проблемы имущественных прав религиозных организаций
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

государство вправе в любой момент изъять это имущество.
На религиозные организации при существенно ограниченном объеме прав возложен груз обязанностей по своему объему равный обязанностям собственника. Практика показывает, что не всегда материальное положение, в особенности, местных религиозных организаций позволяет им должным образом выполнять договорные обязанности по дорогостоящему уходу за историческими памятниками, что становится основанием для возложения на них ответственности и в ряде случаев может служить причиной расторжения договора безвозмездного пользования. На просьбы о помощи со стороны государства приходит ответ об отсутствии средств. В результате, никакой реальной пользы для сохранности переданного имущества договор безвозмездного пользования не приносит.
4.Право аренды является обязательственным правом и приобретается на основании договора аренды (имущественного найма), согласно которому арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При условии использования имущества в соответствии с договором аренды плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования имущества, являются его собственностью. Объектами договора аренды могут быть вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования, т.е. неупотребляемые: земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи.
Договор аренды должен быть заключен в письменной форме, а если его предметом выступает недвижимое имущество, он также как и договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, полежит государственной регистрации в органах юстиции. Являясь полноправными участниками гражданских правоотношений, религиозные организации могут выступать как в качестве арендодателя, так и арендатора на общих основаниях.
Существует практика заключения договоров аренды зданий, сооружений, земельных участков между государственными или муниципальными органами, с одной стороны, и религиозными организациями, с другой. Но участие в арендных отношениях оправдано для религиозных организаций лишь в тех, случаях, когда отсутствует право на установление отношений безвозмездного пользования зданием, сооружением или постоянного пользования земельным участком.
Далее рассмотрим проблемы имущественных прав местных и централизованных религиозных организаций.
В отличие от религиозных групп с точки зрения действующего законодательства религиозные организации представляют собой полноценный субъект права, а потому они способны самостоятельно от своего имени осуществлять принадлежащие им имущественные права. В религиозной литературе, существует много мнений о том, кто должен признаваться субъектом имущественных прав религиозной организации. Современное регулирование правового статуса религиозных организаций соответствует положениям институционной теории.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» не делает различий в имущественных правах местных и централизованных религиозных организаций.
С гражданско-правовой точки зрения все существующие сегодня на территории России конфессии не представляют собой единого субъекта права, являясь совокупностью равноправных юридических лиц. Из этого следует, что все входящие в их состав структурные подразделения (приходы, религиозные центры, религиозные учебные заведения) на равных условиях вправе иметь на праве собственности или на ином вещном праве имущество религиозного назначения, а также иное движимое и недвижимое имущество, в том числе землю. Причем имущественные права этими подразделениями могут быть реализованы без какого бы то ни было согласования с религиозными центрами и общеконфессиональными интересами.
Подобное построение внутренних конфессиональных имущественных отношений не противоречит внутреннему устройству и потребностям некоторых конфессий таких как протестантизм, буддизм, а также конфессий, с высокой степенью рассеяния по территории страны принадлежащих к ним религиозных организаций.
Вместе с тем, подобное положение вещей вряд ли можно признать полезным для таких крупных конфессий, структура которых построена на принципе строгой централизации (Русская Православная Церковь).
В меньшей степени это актуально для крупных исламских конфессий – Духовного управления мусульман Европейской части СНГ и Сибири, Духовного управления мусульман Центрально-Европейской части России. Как пишет известный специалист по имущественно-правовым вопросам М.В. Ильичев, - «…вызывает некоторое беспокойство тот факт, что теперь каждое каноническое подразделение имеет возможность самостоятельно распоряжаться своим имуществом, которое должно было бы принадлежать Церкви в целом, а ведь именно недвижимость и земельные участки, на которых данная недвижимость находится, являются ключевым моментом обеспечения жизнедеятельности канонических подразделений как с гражданско-правовых, так и с церковных позиций…»
С этим мнением трудно не согласиться. Во-первых, практика показывает, что очень часто названные конфессии страдают от возникновения разного рода «альтернативных» местных религиозных организаций, образующихся в результате раскола религиозной общины и ее перехода под юрисдикцию других централизованных организаций. В результате отколовшаяся часть общины предъявляет свои претензии на имущество другой части общины. В этой связи суды поставлены в весьма сложное положение, поскольку любой исход судебного процесса ущемит права одной из сторон. Часть общины, оставшаяся в лоне своей конфессии, не пожелает отдавать имущество, находящееся у нее на законных основаниях, другая часть, доказав свою легитимность, будет обосновывать свои права на имущество или его часть, в том числе на здания и сооружения.
Юридическое разрешение проблемы в пользу одной из сторон не совпадает с ее фактическим разрешением, что создает условия для возникновения межрелигиозной розни, разжигание которой запрещено пунктом 5 статьи 13 Конституции РФ.
Во-вторых, имущество, приобретенное на законных основаниях местной религиозной организацией (в особенности, квартиры, дачи, автотранспортные средства и т.п.) нередко используется для удовлетворения личных потребностей должностных лиц этих организаций или на иные цели, противоречащие уставу. Такое положение вещей не соответствует интересам конфессий и нарушает права рядовых верующих. Возникают предпосылки для возникновения религиозных расколов. Все это приводит к выводу о том, что современное законодательство, регулирующее имущественные отношения религиозных организаций, создает угрозу целостности крупных российских конфессий. В свою очередь, подобные внутри- и межконфессиональные конфликты стимулируют разгон центробежных тенденций и сепаратистских настроений, угрожающих целостности Российской Федерации.
Для решения этой проблемы М.В. Ильичев применительно к Русской Православной Церкви видит целесообразным следующее: «все недвижимое церковное имущество религиозного назначения, а также недвижимое имущество, предназначенное для выполнения уставных целей канонических подразделений, должно находиться в собственности или пользовании только самой Церкви в целом, а не у ее канонических подразделений. Церковь должна сконцентрировать у себя все недвижимое церковное имущество, которое впоследствии будет передаваться ею в пользование каноническим подразделениям на основании соглашения между Церковью и этим подразделением…»
Дополняя сказанное, отметим, что существует необходимость внесения изменений и дополнений в законодательство, устанавливающих в качестве альтернативы централизованный вариант регулирования правового режима церковного имущества. Причем переход на такую систему управления должен осуществляться исключительно по свободному волеизъявлению заинтересованных конфессий, выраженных путем принятия соответствующих решений их полномочными руководящими органами. Однако необходимо иметь в виду, что эта система не должна сковывать приходскую жизнь, не должна ставить под вопрос инициативы местных религиозных организаций, а наоборот стимулировать наиболее оптимальное использование имущества на религиозные, социальные и культурно-просветительские цели. При наличии широких прав по использованию имущества главное ограничение будет касаться права его отчуждения. Вместе с тем, чтобы исключить его необоснованное изъятие централизованными религиозными организациями в заключаемом между ними договоре о безвозмездном пользовании имуществом имеет смысл предусмотреть исчерпывающий перечень оснований применения такой меры.
Существует также другой путь повышения эффективности имущественных отношений внутри конфессий, поскольку для сложившихся отношений будет обоснованным тот объем правомочий, который соответствует праву хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ (ч. 1)).
Кроме государственных и муниципальных предприятий гражданское законодательство не наделяет иные юридические лица правом хозяйственного ведения. Поэтому такой вариант решения проблемы потребует внесения изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ (ч. 1) и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Сущность некоторых изменений и дополнений можно выразить в следующих формулировках:
Права централизованной религиозной организации в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении местной религиозной организации.
Централизованная религиозная организация, являющаяся собственником имущества, находящегося в хозяйственном ведении местной религиозной организации, в соответствии с законом решает вопросы ее реорганизации и ликвидации, назначает руководителя местной религиозной организации, осуществляет контроль над использованием по назначению и сохранностью принадлежащего ей имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении местной религиозной организации.
Местная религиозная организация не вправе продавать принадлежащее ей на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим местной религиозной организации, она распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Разумеется, внесение изменений и дополнений в законодательство не может быть осуществлено без тщательной отработки и согласования с заинтересованными конфессиями, а также приведения всего законодательства в соответствие с новыми положениями. Такие меры позволят не допустить бесконтрольного развития многих негативных процессов в религиозной жизни страны.
Некоторые особенности в обладании имущественными правами присущи учреждениям, созданным согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом (руководящие, координирующие или вспомогательные органы), а также учреждения профессионального религиозного образования.
Одной из особенностей учреждения является осуществление в отношении закрепленного за ним имущества права оперативного управления с сохранением права собственности за создавшей его религиозной организацией. Такое имущество учреждения может быть изъято собственником или перераспределено иным образом. Учреждения имеют смету, утвержденную собственником. Религиозная организация – собственник несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения в случае недостаточности имущества самого учреждения.
Итак, большое значение имеет вопрос целостности крупных российских конфессий, поскольку недопустимо создание еще одного фактора, способного вызвать локальные и межнациональные конфликты и привести к разгону в России центробежных процессов, которой сегодня так не хватает стабильности и мира.

Заключение
Значение религии в жизни определенных людей, обществ и государств разное. Стоит только сопоставить двух людей: одного – придерживающегося канонов какой-либо строгой и замкнутой секты, а другого – ведущего светский образ жизни и совершенно безучастного к религии. То же можно применить и к различным обществам и государствам: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предоставляют своим гражданам полную свободу в вопросах веры и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, третьи держат религию под запретом. В ходе истории вопрос с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того – Россия.
Религиозная организация всегда является частью того мира, в котором она существует. Выполняемая религиозными организациями функция состоит в пропаганде и освящении соответствующей ценностной ориентации, в создании и развитии определенных символических структур значений, в психологической компенсации неизбежно травмирующих человека и общество событий – войн, катастроф, смерти, болезней, стихийных бедствий и пр.
В ходе написания курсовой работы было установлено, что религиозными организациями признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных интересов.
Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Регистрация общественных объединений происходит в Министерстве юстиции России. Имеются особенности, установленные законодательством, при регистрации общероссийских, межрегиональных и территориальных объединений.

Список использованных источников
Конституция РФ от 12.12.1993 г.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Постановление Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 года № 6/8 // Вестник Высшего арбитражного суда РФ. 1996, № 9.
Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право. – Юстиц-Информ, 2007. – 416 с.
Куницын И.А. Особенности и некоторые проблемы имущественных прав религиозных организаций. // Право и Жизнь, 2000, № 26
Николаев А.И., Ушакова Т.А. Религиоведение. – М.: МИЭМП, 2010.
Петрова Н.В. Типология религиозных организаций в контексте нетрадиционной религиозности. // Нефтегазовое дело. – Уфа, 2005.
Радонеж. 1997, № 16-17 (61).
Самыгин С.И., Нечипуренко В.П., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 672 с.



Самыгин С.И., Нечипуренко В.П., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – с. 514
Самыгин С.И., Нечипуренко В.П., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 672 с. – с.518
Николаев А.И., Ушакова Т.А. Религиоведение. – М.: МИЭМП, 2010.
Петрова Н.В. Типология религиозных организаций в контексте нетрадиционной религиозности. // Нефтегазовое дело. – Уфа, 2005.
Николаев А.И., Ушакова Т.А. Религиоведение. – М.: МИЭМП, 2010.

Николаев А.И., Ушакова Т.А. Религиоведение. – М.: МИЭМП, 2010.
Самыгин С.И., Нечипуренко В.П., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 672 с. – с.513
Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право. – Юстиц-Информ, 2007. – с. 75
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право. – Юстиц-Информ, 2007. – с.76
Постановление Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 года № 6/8 // Вестник Высшего арбитражного суда РФ. 1996, № 9.
Куницын И.А. Особенности и некоторые проблемы имущественных прав религиозных организаций. // Право и Жизнь, 2000, № 26
Ст. 606 Гражданского Кодекса РФ
Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
Радонеж. 1997, № 16-17 (61). - с. 21.
Радонеж. 1997, № 16-17 (61). - с. 21.
Куницын И.А. Особенности и некоторые проблемы имущественных прав религиозных организаций. // Право и Жизнь, 2000, № 26











35

1.Конституция РФ от 12.12.1993 г.
2.Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
3.Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
4.Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
5.Постановление Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 года № 6/8 // Вестник Высшего арбитражного суда РФ. 1996, № 9.
6.Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право. – Юстиц-Информ, 2007. – 416 с.
7.Куницын И.А. Особенности и некоторые проблемы имущественных прав религиозных организаций. // Право и Жизнь, 2000, № 26
8.Николаев А.И., Ушакова Т.А. Религиоведение. – М.: МИЭМП, 2010.
9.Петрова Н.В. Типология религиозных организаций в контексте нетрадиционной религиозности. // Нефтегазовое дело. – Уфа, 2005.
10.Радонеж. 1997, № 16-17 (61).
11.Самыгин С.И., Нечипуренко В.П., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 672 с.

У нас вы можете заказать