Вам нужна дипломная работа?
Интересует Менеджмент?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Социально-адаптационный фактор в генезисе и профилактике девиантного поведения моложежи.

  • 86 страниц
  • 30 источников
  • Добавлена 20.11.2011
3 300 руб. 6 600 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
1.1. Факторы влияния на девиантное поведение молодежи в условиях социально-политических изменений
1.2. Характеристика особенностей девиантного поведения молодежи в современной России
1.3. Динамика девиантного поведения молодежи в современной России в 2004-2011 гг.
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-АДАПТАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ В ГЕНЕЗИСЕ И ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
2.1. Возрастная социальная адаптация молодежи к условиям профессиональной деятельности
2.2. Возможности и социально-организационные основы в управлении процессом социальной адаптации молодежи
2.3. Преодоление барьеров девиантного поведения в процессе социальной адаптации молодежи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Фрагмент для ознакомления

К ключевым параметрам последней относятся возрастной (подростки - до 18 лет, молодежь - 18 - 24 года, «молодые взрослые» - 25 - 29 лет) и субкультурный (различные ценностные ориентации, образ и стиль жизни) критерии.
Ознакомившись с этими теоретическими аспектами, перейдем к рассмотрению аспектов, прямо или косвенно влияющих на формирование «портрета молодого россиянина». На этот портрет, непосредственным образом воздействуют такие социокультурных, исторические, демографические, политические и экономические тенденции, присущие современному российскому обществу. Мы будем неоригинальны, если еще раз приведем мысль о том, что молодежь это продукт своей эпохи, однако это факт.
В науке признано, что именно молодежь является, как наиболее социально-мобильной в условиях общественных потрясений, так и наиболее адаптированной к принятию всех социокультурных изменений – как позитивных, так и негативных.
Сделав небольшое отступление, отметим, что последние два десятилетия в истории России – крайне неоднозначный процесс. Целый комплекс факторов – от политических и экономических, до социальных и демографических, воздействовали в это время на российское государство и общество.
Потрясения начала 90-х годов – развал СССР, «шоковая терапия», гражданское противостояние, кризис 1998 года, утрата казавшихся «незыблемыми» социальных и культурных ценностей советского периода оказали своё влияние, без преувеличения, на всех граждан Российской Федерации и непосредственным образом участвовали в становлении личности современного молодого человека (а точнее его «взрослой составляющей» - 25-29 летних).
В условиях, когда советская молодежная политика уже не действовала, а новая российская - еще не была сформирована, молодежь осталась предоставленной самой себе.
2000-е годы, хотя и характеризовались большей экономической и политической стабильностью, тем не менее, также не были лишены проблем – тяжелейшие социально-экономические последствия кризиса 2008 года, а также ряд нерешенных социально-экономических проблем, оставшихся в качестве наследия еще с 90-х годов XX века, и с более ранних периодов, служат тому подтверждением.
Итак, можно сделать предварительный вывод о том, что в условиях переходного этапа в развитии российского государства и общества, молодежная среда страны оказалась подвержена определенным историко-демографическим изменениям. Эти изменения, в целом, носили глобальный, для этой группы, характер.
Еще одним немаловажным аспектом, который непосредственным образом воздействует (или, по крайней мере, должен воздействовать) на «портрет молодого россиянина» мы считаем государственную молодежную политику.
Необходимость формирования целенаправленной государственной молодежной политики (ГМП) возникла уже в первые месяцы существования суверенного российского государства – в 1991 году т.к. уже существовавшая к тому времени система ГМП была неразрывно связана с устаревшими догмами марксизма-ленинизма.
Советская молодежная практика теоретически базировалась на статьях закона «Об общих началах государственной молодежной политики СССР», а фактически всецело зависела от деятельности мощной и всеобъемлющей организации – ВЛКСМ, в рядах которой, по состоянию на 1991 год состояло 31 млн. членов от 14 до 28 лет включительно (т.е. 11% от всего населения СССР и около 60% от всей численности советской молодежи).
Численность комсомольцев в РСФСР равнялась 15,5 млн. членов (т.е. 10% от всего населения и 55% от молодежи). Эта организация по роду своей деятельности занималась воспитанием молодого поколения в духе идей классиков марксизма-ленинизма, а также активно занималась решением политических, социально-экономических и культурных вопросов.
Несмотря на несомненную идеологизацию, ленинский комсомол, в целом, был реальным инструментом, с помощью которого проводилась целенаправленная и продуманная молодежная политика советского государства.
В условиях кризиса КПСС, как важнейшего элемента государственного управления, ВЛКСМ самораспускается, и в сфере ГМП, возникает вакуум, который, впрочем, отчасти заполняется деятельностью различных молодежных организаций.
Ряд из них, такие общероссийские организации как, Российский Союз Молодежи, Российский молодежный парламент, Федерация детских организаций, Ассоциации студенческих организаций и учащейся молодежи, существуют до сих пор, имеют четкую структуру и разрабатывают социально значимые программы, а также готовы к диалогу с государственными структурами.
Другая часть – это молодежные организации так называемого «неформального» типа, представляющие, нередко, серьезную опасность для общества.
Их существование ведет свою историю с конца 80-х годов XX века, когда в РСФСР получают распространение элементы молодежных субкультур из Западной Европы и Северной Америки.
В этих условиях только государственное формирование грамотной и социально ориентированной ГМП могло содействовать искоренению этих, явно негативных, моментов.
Становление государственной молодежной политики происходило на всем протяжении 1990-х годов (однако нельзя считать этот процесс завершенным и сейчас). Законотворцы должны были предусмотреть ряд очень важных моментов. В первую очередь молодежная политика должна была, насколько это возможно в тех конкретно-исторических условиях, избавлена от идеологической подоплеки.
Сверх того, важно было привести к общему знаменателю будущее молодежное законодательство, с рекомендациями таких международных организаций как ООН и ЮНЕСКО. И, естественно, молодежная политика должна была стать реально действующим (а не декларативным) механизмом, решавшим жизненно необходимые вопросы, связанные с жизнью и саморазвитием юношей и девушек.
Результатом этого процесса, в какой-то степени стал тот факт, что государство, в какой-то мере, признало, что от менталитета, ценностных ориентаций, социального и экономического благополучия молодых россиян в огромной роли зависит и существование российского государства.
Определенные успехи в этом процессе, связанные с разработкой и реализаций целого ряда нормативных актов и целевых программ, безусловно, присутствовали (особенно на протяжении 2000-х годов). В то же время, нельзя не учитывать и тот факт, что, согласно данным социологических опросов в 2008 году, лишь 27% молодых людей считали, что Правительство Российской Федерации проводит целенаправленную молодежную политику в ряде особо значимых для молодежи сфер жизнедеятельности, а 60% определенно полагали, что этого не делается.
Причина такого заключения молодых людей лежит на поверхности: попытка таких федеральных структур как Государственный комитет по делам молодежи, министерства молодежи и спорта, министерства молодежной политики (фактически название одного ведомства в разные периоды), а также некоторых широко поддерживаемых государством общественных движений формата «Наши» заменить собою ВЛКСМ, не увенчалась успехом.
На практике сложилась такая ситуация, что практически все федеральные министерства и ведомства в той или иной степени занимаются решением проблем молодежи. Разрозненность этих действий не позволяет целенаправленно реализовывать ГМП, направлять в общее русло усилия и возможности многочисленных организаций, имеющих отношение к решению молодежных проблем.
Причинами тому, можно назвать целый ряд факторов:
– от децентрализации усилий государства в социальной сфере, возникновения наряду с бюджетными, внебюджетных источников финансирования федеральных программ и программ субъектов федерации;
- до неприятия молодежью основных идеологических принципов проправительственных молодежных движений.
Действительно, в состав движений «Наши» и «Молодая гвардия Единой России» входит весьма незначительное (в сопоставлении с общим числом молодых людей в России) количество участников. Так в 2009 году их было по разным данным от 30 000 до 55 000 человек для движения «Наши» и около 20-25 тысяч для «Молодой гвардии» (напомним, что в состав ВЛКСМ входило 15,5 миллионов человек).
Кроме того, число поддерживающих деятельность этих, крупнейших молодежных организаций России непосредственно в молодежной среде в последние годы не превышало 30-35%.
Ознакомившись с основными аспектами и факторами, непосредственно влияющими на «портрет молодого россиянина» эпохи, факторами, приведем некоторые цифры, которые характеризуют демографические характеристики изучаемой нами социально-демографической общности.
Считаем, также полезным привести эти цифры в динамике 1990-х – 2000- х. годов, так как именно в этот период происходил процесс личностного становления и социальных ориентаций современной молодежи.
Можно отметить, что со времен Советского Союза число молодых людей уменьшилось, причем эта тенденция, отнюдь не связана с экономическими последствиями реформ. Так, по данным переписи населения 1989г. молодежи от 15 до 29 лет в РСФСР насчитывалось 34,4 млн. человек, или 23,4%.
В период с 1979 по 1989 год численность молодежи сократилась на 8 млн. человек, а в период с 1989 по 2002 – на 3 млн. человек. Этот процесс, скорее является следствием общего старения населения страны (а также прогнозируемым последствием Великой Отечественной войны).
На 2000 год в России проживало более 31 миллионов человек в возрасте 15-29 лет, т.е. свыше 21% от общей численности населения. Из них в сельской местности – 18,2%, в городе соответственно – 81,8%. Количество юношей несколько превосходило число девушек (50,8 и 49,2% соответственно), что естественно для этой возрастной категории.
Падение рождаемости, также, привело к «старению» молодежи страны: в 90-е годы существенно увеличилась доля 25-29 летних, и составила 40% от общего числа молодых людей.
На конец 2010 года, по предварительным данным Всероссийской переписи количество молодых людей составляло чуть более 33 миллионов человек (или 23,25% от общего числа населения).
При этом молодежь в возрасте от 15 до 19 лет, составляла 8 миллионов 496 тысяч человек (25, 75 % от общего числа молодежи), в возрасте от 20 до 24 лет – 12 256 тысяч человек (37,12%), в возрасте от 25 до 29 лет – 12 257 тысяч человек (37,13%). При этом в городе проживало 73,44% от молодых людей – в сельской местности, соответственно, 26,56%. Количество юношей продолжало превосходить число девушек (50,4 и 49,6% соответственно).
Как видно из приведенных цифр, количество молодых людей, за последние несколько десятилетий, в целом, было относительно стабильным. За последние годы, общее число молодых людей имело тенденцию к увеличению, хотя и не достигло еще цифр характерных для Советского Союза.
Таким образом, молодежь была и остается довольно значительной когортой в России. В этом можно убедиться, например, указав, что доля молодых россиян среди трудоспособного населения страны составляла в 1999 г. оду 34%, (22,3 млн. человек) и по экспертным оценкам к концу 2012 года она увеличится и составит 37%.
В то же время подчеркнем, что этот процесс происходит, в первую очередь из-за миграционного прироста, а не за счет естественного. По подсчетам специалистов, за период 2008-2021 годов, численность молодежи, в составе населения Российской федерации, уменьшиться очень сильно, примерно на 1 миллионов человек, что связано с одной стороны с общим сокращением населения России, с другой – в падении рождаемости на рубеже XX-XXI веков. Планируемый миграционный прирост, только отчасти снимет остроту этой проблемы.
Что касается адресной социальной поддержки по стимулированию рождаемости, которая стала весьма популярна в 2000-х годах, и является составляющей частью ГМП, то она имеет лишь весьма ограниченный эффект.
Обратимся у другим, не менее важным, чем демографические характеристикам присущим портрету молодого россиянина современной России. Они касаются ценностных и профессиональных ориентаций молодежи, а также нескорых специфических для нее черт. Считаем полезным, также отразить эти процессы в динамике.
Реалии 90-х годов, описанные выше, выявили проблему формирования, так называемого, «потерянного поколения» среди молодежи, которая была характерна, с наибольшей остротой в начале 2000-х годов, однако и сейчас имеет определенную актуальность.
Перейдем к изучению конкретных мер преодоления мер девиантного поведения, которое, может быть достигнуто комплексом мер (программой): адекватной социально-правовой, медико-психологической, социально-педагогической поддержкой подростка (молодого человека) и помощью семье.
Необходимо учитывать тот факт, что современная система образования сможет использовать этот опыт: появление вариативного образования, повышение свободы выбора и ослабление ограничений традиционной системы подачи знаний, а также создание методики для предотвращения появления «трудных» подростков и для воспитания полноценных членов общества с правильно выстроенной системой мировоззрения.
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться.
Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.
Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где с одной стороны субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны – само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него».
Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно- досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками отклоняющегося поведения – объекта педагогического влияния.
Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма – это сочетание способа и средств организации процесса культурнодосуговой деятельности, обусловленное его содержанием.
Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности – психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия.
Другим важным направлением деятельности по профилактике девиаций, является трудовое воспитание. Цель трудового воспитания заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации подростков. Важное значение имеют встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производственные участки, где ребята знакомятся с представителями различных профессий, технические кружки моделирования.
Следующее направление культурно - досуговой деятельности – формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением – нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания – это принцип воспитания на положительных примерах. Нравственное воспитание в клубе осуществляется в сфере общения со сверстниками, через систему нравственного просвещения (этические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми). Развивая личность, важно учитывать ее способность правильно понимать прекрасное во всем многообразии его проявлений.
Поэтому, одной из основных сторон культурно - досуговой деятельности является эстетическое воспитание. Его цель – развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия.
Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь подростков в свою деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты («мисс-лето», «джентльмен-шоу»), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое. Направление на физическое воспитание обуславливает развитие и укрепления здоровья, физических способностей детей и подростков. Одной из задач физического воспитания является воспитание воли и характера, его моральных качеств и эстетических вкусов. Таким образом, осуществляется связь физического с нравственным и эстетическим воспитанием.
Развитию данного направления способствует организация кружков, спортивных секций, встречи с людьми, которые имеют непосредственное отношение к спорту (тренеры, мастера спорта).
Таким образом, все эти направления культурно - досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, совершенствование (этой деятельности) личности делает эту деятельность наиболее эффективной. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой – идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходи социализация подростков, которая носит положительную направленность.
Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что их деятельность нуждается в более насыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений между подростками, удовлетворение отдельной личности и общества в целом.
В то же время, ограничиваться мерами в рамках определенных учреждений и/или сферах общественной жизни, в деле профилактики девиантного поведения молодежи явно недостаточно. Здесь необходим целый комплекс мер, с участием как муниципалитетов и субъектов федерации, так и государства в целом.
То есть, задачи профилактики девиантного поведения, должны быть четко конкретизированы и на уровне государственной молодежной политики и на уровне молодежной политики субъектов федерации и муниципалитетов. Исходя из этого, считаем необходимым, поставить ряд конкретных управленческих задач по профилактике девиантного поведения молодежи в современных условиях.
Для действенной и скоординированной политики по профилактике девиантного поведения молодежи в современных условиях необходимо комплексное воздействие на такие факторы, как образ жизни, социальное положение, психологический климат, состояние окружающей среды.
Причем это воздействие должно осуществляться на основе широкого сотрудничества между ведомствами, организациями, предприятиями различных форм собственности, социальными группами, общественными организациями, представителями непосредственно молодежи. Таким образом, общая схема создания системы такой профилактики, может выглядеть следующим образом:
1) Формирование правовой, организационной и финансовой базы для целенаправленной и комплексной работы по профилактике социальных девиаций.
2) Мониторинг социальных девиаций (в стране, конкретном регионе, городе). Мониторинг в данном случае, это необходимый элемент оценки эффективности профилактических вмешательств. К сожалению, в этой работе, как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях, нет единых методик и стандартов. В этом вопросе было бы целесообразно использовать международные методики, к примеру, ВОЗ «СИНДИ». Поиски единых подходов к оценке эффективности профилактической работы и их реализация - еще один шаг к ее модернизации. Информационное сопровождение всех шагов, направленных на модернизацию профилактической помощи, является необходимым условием достижения качественных перемен в профилактической работе и формировании здоровой молодежной субкультуры.
3) Установление перечня приоритетов в профилактике социальных девиаций, для выделения ресурсов на ее реализацию. Указанные приоритеты, должны быть четко «проставлены» на основе анализа результатов мониторинга. Вполне возможно, что в конкретном регионе, эти приоритеты будут отличаться от общефедеральных тенденций, однако в этом и есть смысл означенной расстановки приоритетов. На основании установление перечня приоритетов в профилактике социальных девиаций, можно приступать к следующему этапу профилактики.
4) Расширение межсекторального содружества. Ни одна социальная девиация, как правило не вызывается какой-либо одной причиной. Отсюда, естественно предположить, что решать вопросы по их профилактике, одно, конкретное ведомство (например, департамент здравоохранения муниципального образования), не всегда может. Отсюда естественным образом вытекает вывод о межсекторальности подобной работы. Для этого необходимо создать инфраструктуру, обеспечивающую координацию действий на современном техническом уровне. Координация должна быть многосторонней, чтобы охватить все компоненты планирования работы. Решение же этой задачи требует наличия механизма, в рамках которого специалисты могли бы обмениваться нужными для достижения цели знаниями и данными. Подобным механизмом, может стать единая федеральная база данных по результатам работы конкретных центров по профилактике девиаций, содержащая статистику, аналитику, нормативную базу и т.д.
5). Разработка системы межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики социальных девиаций на всех уровнях власти. Указанный этап, логичным образом вытекает из предыдущего и определенным образом завершает его. Этот этап, включает такие задачи, как
- повышение уровня информированности населения по вопросам сохранения и укрепления здоровья через создание и поддержание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы;
-повышение доступности профилактических услуг для различных групп населения; совершенствование системы подготовки медицинских, социальных и других кадров по вопросам профилактики девиаций;
- создание условий (материальных, управленческих, нормативных и т.д.) для реализации указанных задач.
На первых этапах реализации указанных задач, возможно, возложить задачи по первичной профилактике и мониторингу социальных девиаций, на многочисленные департаменты по делам молодежи, сохранившиеся практически во всех субъектах федерации.
Работа с молодежью, как основная цель этих департаментов, предусматривает решение множества разнообразных задач, а исходя из этого, можно предположить, что у подобных центров есть весьма ценный практический опыт по межсекторальному взаимодействию с другими службами и организациями. Такой опыт, на начальных этапах, может послужить хорошим подспорьем по решению указанных выше задач.



















Заключение

Теперь, в соответствии с поставленными целью и задачами, сформулируем основные выводы исследования.
Девиантное поведение основано на противоречиях, существующих в обществе, социальных группах между личностями и, наконец, внутри самой личности. При этом надо учитывать, что девиантное поведение, в любом случае, это отклонение от общепризнанной, неоднократно проверенной практикой нормы поведения, оно всегда несет в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опасности.
В современных условиях социальных изменений чрезвычайную тревогу общества и субъектов социального управления вызывают стремительно возросший уровень и антисоциальный потенциал девиантного поведения молодежи, представляющего собой фактор угрозы национальной безопасности страны.
В современной России, зарегистрированы тревожные цифры, характеризующие динамику потребления алкоголя, наркотиков, распространения табакокурения, проституции, преступлений и т.д. В частности, количество случаев алкогольной зависимости в России, в 2004 – 2010 годах колебалось от 2 200 000 случаев до 2 миллионов, оставаясь стабильно высоким, с небольшой тенденцией уменьшения (что, связано, на мой взгляд, с известной стабилизацией социально-экономической обстановки в стране). Количество наркозависимым оставалось в районе 350 тысяч (без учета лиц употребляющих наркотики, но не страдающих формами зависимости от них). Значительная часть злоупотребляющих алкоголем и подавляющая часть наркоманов, при этом, приходится на молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. Не менее тревожны цифры преступлений, суицидов, проституции в молодежной среде.
Исходя из этих фактов, можно констатировать, что работа по преодолению девиаций в молодежной среде, становится одним из приоритетных направлений работы государства. При этом тенденция непрерывного расширения проявлений девиантного поведения ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и на их предупреждение, устранение причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека.
Профилактика современных форм девиаций строится на выявлении совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и факторов, составляющих явные или скрытые механизмы поведения личности, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам.
При этом социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они исходят из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъективных факторов, детермирующих поведение личности в уже сложившейся или прогнозируемой жизненной ситуации.
В целом, профилактика девиантного поведения может быть достигнуто комплексом мер (программой): адекватной социально-правовой, медико-психологической, социально-педагогической поддержкой подростка (молодого человека) и помощью семье. В, частности, в стране есть положительные примеры деятельности центров здоровья, департаментов здравоохранения по профилактике отдельных девиаций.
В то же время, ограничиваться мерами в рамках определенных учреждений и/или сферах общественной жизни, в деле профилактики девиантного поведения молодежи явно недостаточно. Здесь необходим целый комплекс мер, с участием как муниципалитетов и субъектов федерации, так и государства в целом.
То есть, задачи профилактики девиантного поведения, должны быть четко конкретизированы и на уровне государственной молодежной политики и на уровне молодежной политики субъектов федерации и муниципалитетов.
Для действенной и скоординированной политики по профилактике девиантного поведения молодежи в современных условиях необходимо комплексное воздействие на такие факторы, как образ жизни, социальное положение, психологический климат, состояние окружающей среды.
Причем это воздействие должно осуществляться на основе широкого сотрудничества между ведомствами, организациями, предприятиями различных форм собственности, социальными группами, общественными организациями, представителями непосредственно молодежи. Общая схема создания системы такой профилактики, может выглядеть следующим образом:
1) Формирование правовой, организационной и финансовой базы для целенаправленной и комплексной работы по профилактике социальных девиаций;
2) Мониторинг социальных девиаций (в стране, конкретном регионе, городе).
3) Установление перечня приоритетов в профилактике социальных девиаций (для выделения ресурсов на ее реализацию);
4) Расширение межсекторального содружества (создание инфраструктуры, обеспечивающую координацию действий различных ведомств);
5) Разработка системы межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики социальных девиаций на всех уровнях власти.
На первых этапах реализации указанных задач, возможно возложить задачи по первичной профилактике и мониторингу социальных девиаций, на многочисленные департаменты по делам молодежи, сохранившиеся практически во всех субъектах федерации.
Список использованной литературы и источников

Нормативно-правовые акты

О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ
О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ.
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р
О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. N 727
О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики. Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1075
Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537
Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы.

Специальная литература

Антонян Ю.М. Преступность и психические аномалии. – М.: Наука, 1987. – 327 с.
Бойков В.Э. Социология управления: учебник. - М.: РАГС, 2006. – 437 с.
Василькова Ю.В. Социальная педагогика. Учеб. пособие для студ. ВУЗов. – М.: Азбука, 2008. – 328 с.
Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи: учебник. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 430 с.
Голосенко И.А. Социологические исследования проституции в России: история и современное состояние вопроса. – СПб.: Нева, 2008. – 327 с.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.:РАН, 2010. – 259 с.
Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив // Материалы Регионального научно – практического семинара / Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. Тверь, 2000. – С.34-46.
Дети с девиантным поведением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. — М.: Психология, 2002. – 428 с.
Демография, экономика, экология: некоторые аспекты сравнительного анализа регионов Российской федерации. М.: Крио, 1997. – 287 с.
Заславская Т.И. Современное российское общество. Социальные механизмы трансформации. - М.: ВТК, 2004. – 328 с.
Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М.: Психология, 2003. - 351 с.
Капустин В.С. Ведение в теорию социальной самоорганизации. - М.: РАГС, 2003. – 426 с.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Тверь: ТГУ, 1998. – 351 с.
Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Социально-психологический и психиатрический аспекты. – Минск: БГУ, 2008. – 275 с.
Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М.: ВИА, 2001. – 329 с.
Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб.: Питер, 1996. – 304 с.
Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие. Спб.: Питер, 2000. – 428 с.
Магун В.С., Литвинцева А.З. Жизненные притязания ранней юности и стратегия их реализации: 90-е и 80-е годы. М.: ВИА, 1999. – 175 с.
Материалы конгрессных мероприятий VII Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». Тезисы докладов. 15-17 сентября 2011 года. – М., 2011.
Молодежная политика: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития. Коллективная монография. Отв. ред. И.В. Ильин. М.: Профиздат., 2009. – 240с.
Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится? Аналитический доклад по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберт. М.: Преодоление, 2008. – 238 с.
Новая Российская Энциклопедия. В 12 тт. Т.I. Россия. М.: Энциклопедия, 2003. – 386 с.
Павлов Б., Ишутина Т. Деструктивные условия социализации молодежи как фактор ее девиантного поведения в регионе. Екатеринбург: ЕГУ, – 1999. – 289 с.
Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М.: Юнити, 2001. – 258 с.
Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. — М.: Метод, 1994. – 348 с.
Социальная работа: Учебное пособие./Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Профиль, 2004. – 326 с.
Социальная работа с детьми девиантного поведения: Материалы научно-практической конференции / Отв. Ред. П.Д. Павленок. – М.: Весть, 2007. – 328 с.
Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. М.: Креатив, 1996. – 328 с.
Социально-организационные основы государственной службы. Под общ.ред. В.Л. Романова. - М.: РАГС, 2005. – 367 с.
Теория и методика социальной работы / Под ред. Жукова В.И. – М.: Весть, 2009. – 327 с.

Материалы периодических изданий

Богачев В. Учись Россия у Москвы // Пока не поздно – Москва. Газета о профилактике зависимостей. – 2010. - № 7(43). – 26 июля – 1 августа. - С. 3.
Пасовец Ю.М. К социальному портрету российской молодежи // Социология молодежи. – 2010. – 1. С. 23-34.
Староверова И.Н. Молодежная результирующая российских реформ // Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 15, 2009. – С. 10-26.
Чупров В.И. Тенденции социальных изменений молодежи // Российская молодежь. Реалии и прогнозы / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - № 6. - 2005. - С. 34-48.

Диссертации и авторефераты

Ильиных О.П. Социальный кризис российского общества и мировоззрение молодежи. Автореф. дисс… д-ра филос. Наук. Пермь, 1997.– 25 с.
Куприянова Г.В. Совершенствование управления государственной молодежной политикой в условиях модернизации российского общества. Дис…канд. социол. наук. М., 2003. – 217 с.
Скулов А.И. История формирования политической активности молодежи СССР и России (1985-1996 гг.). Автореф. дисс… канд. ист. наук. Воронеж, 2000. – 32 с.
Степанова Н.Е. Маргинализация социокультурной ситуации постсоветского российского общества. Автореф. дисс… канд. культ. наук. Краснодар, 2008. – 32 с.
Хугаев С.Г. Социально-адаптационный фактор в генезисе и профилактике девиантного поведения молодежи. Дисс… канд. соц. наук. – М., 2010.– 246 с.
Янин И.Т. Культура России на рубеже XIX – нач. XX веков и в 90-е годы XX века (Историко-сравнительный анализ). Автореф. д-ра ист. наук. М., 1999 – 42 с.

Интернет-ресурсы

Левицкая А.А. Молодежная политика – приоритет России // Электронный ресурс. Режим доступа. http://www.coe.int/t/dg4/youth/Source/Resources/Forum21/Issue_No9/N9_YP_Russia_ru.pdf
Официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики // Электронный ресурс. Режим доступа. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
Официальный сайт Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризма // Электронный ресурс. Режим доступа. http://council.gov.ru/kom_home/kom_mol/




Приводится по: Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Тверь: ТГУ, 1998. – 351 с.
Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М.: Психология, 2003. – С. 12.
Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Социально-психологический и психиатрический аспекты. – Минск: БГУ, 2008. – С. 127.
Там же, стр. 253.
См. подр: Хугаев С.Г. Социально-адаптационный фактор в генезисе и профилактике девиантного поведения молодежи. Дисс… канд. соц. наук. – М., 2010.– 246 с.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Тверь: ТГУ, 1998. – С. 34.
Василькова Ю.В. Социальная педагогика. Учеб. пособие для студ. ВУЗов. – М.: Азбука, 2008. – С. 35.
Приводится по: Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М.: Психология, 2003. - 351 с.
Социальная работа: Учебное пособие./Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Профиль, 2004. – С. 84-86.
Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М.: Психология, 2003. – С. 21.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Тверь: ТГУ, 1998. – С. 85.
Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несоверношеннолетних. М.: Креатив, 1996. – С. 37-39.
Цифры по: Молодежная политика: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития. Коллективная монография. Отв. ред. И.В. Ильин. М.: Профиздат., 2009. – 240с.
Степанова Н.Е. Маргинализация социокультурной ситуации постсоветского российского общества. Автореф. дисс… канд. культ. наук. Краснодар, 2008. – 32 с.
Богачев В. Учись Россия у Москвы // Пока не поздно – Москва. Газета о профилактике зависимостей. – 2010. - № 7(43). – 26 июля – 1 августа. - С. 3.
Приводится по: Левицкая А.А. Молодежная политика – приоритет России // Электронный ресурс. Режим доступа. http://www.coe.int/t/dg4/youth/Source/Resources/Forum21/Issue_No9/N9_YP_Russia_ru.pdf
Степанова Н.Е. Маргинализация социокультурной ситуации постсоветского российского общества. Автореф. дисс… канд. культ. наук. Краснодар, 2008. – С. 12.
Чупров В.И. Тенденции социальных изменений молодежи // Российская молодежь. Реалии и прогнозы / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 6, 2005. - С. 34-48.
Приводится по: Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Тверь: ТГУ, 1998. – 351 с.
Куприянова Г.В. Совершенствование управления государственной молодежной политикой в условиях модернизации российского общества. Дис…канд. социол. наук. М., 2003. – 217 с.
Социальная работа с детьми девиантного поведения: Материалы научно-практической конференции //Отв. Ред. П.Д. Павленок. – М.: Весть, 2007. – С. 117.
Павлов Б., Ишутина Т. Деструктивные условия социализации молодежи как фактор ее девиантного поведения в регионе. Екатеринбург: ЕГУ, – 1999. – 289 с.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Тверь: ТГУ, 1998. – 351 с.
См. подр.: Материалы конгрессных мероприятий VII Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». Тезисы докладов. 15-17 сентября 2011 года. – М., 2011.
Приводится по: Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М.: Психология, 2003. - 351 с.
Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М.: Психология, 2003. - 351 с.

Голосенко И.А. Социологические исследования проституции в России: история и современное состояние вопроса. – СПб.: Нева, 2008. – 327 с.
Социальная работа: Учебное пособие./Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Профиль, 2004. – 326 с.
Антонян Ю.М. Преступность и психические аномалии. – М.: Наука, 1987. – 327 с.
Магун В.С., Литвинцева А.З. Жизненные притязания ранней юности и стратегия их реализации: 90-е и 80-е годы. М.: ВИА, 1993. С. 114.
Там же, стр. 47.
Староверова И.Н. Молодежная результирующая российских реформ // Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 15, 2009. С. 12.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.:РАН, 2010. С. 25.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.:РАН, 2010. С.. 167.
Там же, стр. 47.
Там же, стр. 49.
Пасовец Ю.М. К социальному портрету российской молодежи // Социология молодежи. – 2010. – 1. С. 23-24.
Пасовец Ю.М. К социальному портрету российской молодежи // Социология молодежи. – 2010. – 1. С. 27.
Теория и методика социальной работы / Под ред. Жукова В.И. – М.: Весть, 2009. – С. 214-216.
Богачев В. Учись Россия у Москвы // Пока не поздно – Москва. Газета о профилактике зависимостей. – 2010. - № 7(43). – 26 июля – 1 августа. С. 3.
Степанова Н.Е. Маргинализация социокультурной ситуации постсоветского российского общества. Автореф. дисс… канд. культ. наук. Краснодар, 2008. – 32 с.
Богачев В. Учись Россия у Москвы // Пока не поздно – Москва. Газета о профилактике зависимостей. – 2010. - № 7(43). – 26 июля – 1 августа. - С. 3.
Заславская Т.И. Современное российское общество. Социальные механизмы трансформации. - М.: ВТК, 2004. – 328 с.
Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несоверношеннолетних. М.: Креатив, 1996. – 328 с.
Социальная работа с детьми девиантного поведения: Материалы научно-практической конференции //Отв. Ред. П.Д. Павленок. – М.: Весть, 2007. – С. 132.
См. подробнее: Социальная работа с детьми девиантного поведения: Материалы научно-практической конференции //Отв. Ред. П.Д. Павленок. – М.: Весть, 2007. – 328 с.
Капустин В.С. Ведение в теорию социальной самоорганизации. - М.: РАГС, 2003. – 426 с.
Бойков В.Э. Социология управления: учебник. - М.: РАГС, 2006. – С. 154.
Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи: учебник. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – С. 34.
Социальная работа: Учебное пособие./Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Профиль, 2004. – 326 с.
Приводится по: Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М.: Юнити, 2001. С. 12.
Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб.: Питер, 1996. С. 1986.
Там же, стр. 36.
Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М.: Юнити, 2001. С. 84.
Возрастные критерии в разных источниках приводятся по-разному.
Данные по: Магун В.С., Литвинцева А.З. Жизненные притязания ранней юности и стратегия их реализации: 90-е и 80-е годы. М., 1993. С. 56-59.
Подсчитано по: Новая Российская Энциклопедия. В 12 тт. Т.I. Россия. М., 2003. С. 158-164; Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М., 2001. С. 110-113; Ильиных О.П. Социальный кризис российского общества и мировоззрение молодежи. Автореф. дисс… д-ра филос. Наук. Пермь, 1997. С. 7-8.
Декларация XXII Чрезвычайного съезда ВЛКСМ // Комсомольская правда. 1991. 1 октября. С. 2-5.
Подробнее о деятельности этих организаций см.: Чупров В.И. Тенденции социальных изменений молодежи // Российская молодежь. Реалии и прогнозы / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 6, 2005. С. 34-48.
Подробнее об этом см.: Скулов А.И. История формирования политической активности молодежи СССР и России (1985-1996 гг.). Автореф. дисс… канд. ист. наук. Воронеж, 2000.
Подробнее об этом см.: Степанова Н.Е. Маргинализация социокультурной ситуации постсоветского российского общества. Автореф. дисс… канд. культ. наук. Краснодар, 2000; Янин И.Т. Культура России на рубеже XIX – нач. XX веков и в 90-е годы XX века (Историко-сравнительный анализ). Автореф. д-ра ист. наук. М., 1999; и др.
Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится? Аналитический доклад по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберт. М.: Преодоление, 2008. С. 34.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.:РАН, 2010. С. 56-57.
Новая Российская Энциклопедия. Том I. Россия. М., 2003. С. 163.
Демография, экономика, экология: некоторые аспекты сравнительного анализа регионов Российской федерации. М., 1997. С. 17.
Данные высчитаны по данным Федеральной службы Государственной статистики. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/demography/
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.:РАН, 2010. С. 23.
Там же, стр. 21.
Социальная работа с детьми девиантного поведения: Материалы научно-практической конференции //Отв. Ред. П.Д. Павленок. – М.: Весть, 2007. – 328 с.















64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1.Антонян Ю.М. Преступность и психические аномалии. – М.: Наука, 1987. – 327 с.
2.Василькова Ю.В. Социальная педагогика. Учеб. пособие для студ. ВУЗов. – М.: Азбука, 2008. – 328 с.
3.Голосенко И.А. Социологические исследования проституции в России: история и современное состояние вопроса. – СПб.: Нева, 2008. – 327 с.
4.Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.:РАН, 2010. – 259 с.
5.Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив // Материалы Регионального научно – практического семинара / Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. Тверь, 2000. – С.34-46.
6.Дети с девиантным поведением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. — М.: Психология, 2002. – 428 с.
7.Демография, экономика, экология: некоторые аспекты сравнительного анализа регионов Российской федерации. М.: Крио, 1997. – 287 с.
8.Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М.: Психология, 2003. - 351 с.
9.Ильиных О.П. Социальный кризис российского общества и мировоззрение молодежи. Автореф. дисс… д-ра филос. Наук. Пермь, 1997.– 25 с.
10.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Тверь: ТГУ, 1998. – 351 с.
11.Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М.: ВИА, 2001. – 329 с.
12.Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб.: Питер, 1996. – 304 с.
13.Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие. Спб.: Питер, 2000. – 428 с.
14.Магун В.С., Литвинцева А.З. Жизненные притязания ранней юности и стратегия их реализации: 90-е и 80-е годы. М.: ВИА, 1999. – 175 с.
15.Молодежная политика: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития. Коллективная монография. Отв. ред. И.В. Ильин. М.: Профиздат., 2009. – 240с.
16.Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится? Аналитический доклад по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберт. М.: Преодоление, 2008. – 238 с.
17.Новая Российская Энциклопедия. В 12 тт. Т.I. Россия. М.: Энциклопедия, 2003. – 386 с.
18.Павлов Б., Ишутина Т. Деструктивные условия социализации молодежи как фактор ее девиантного поведения в регионе. Екатеринбург: ЕГУ, – 1999. – 289 с.
19.Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М.: Юнити, 2001. – 258 с.
20.Пасовец Ю.М. К социальному портрету российской молодежи // Социология молодежи. – 2010. – 1. С. 23-34.
21.Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. — М.: Метод, 1994. – 348 с.
22.Скулов А.И. История формирования политической активности молодежи СССР и России (1985-1996 гг.). Автореф. дисс… канд. ист. наук. Воронеж, 2000. – 32 с.
23.Социальная работа: Учебное пособие./Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Профиль, 2004. – 326 с.
24.Социальная работа с детьми девиантного поведения: Материалы научно-практической конференции //Отв. Ред. П.Д. Павленок. – М.: Весть, 2007. – 328 с.
25.Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несоверношеннолетних. М.: Креатив, 1996. – 328 с.
26.Староверова И.Н. Молодежная результирующая российских реформ // Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 15, 2009. – С. 10-26.
27.Степанова Н.Е. Маргинализация социокультурной ситуации постсоветского российского общества. Автореф. дисс… канд. культ. наук. Краснодар, 2008. – 32 с.
28.Теория и методика социальной работы / Под ред. Жукова В.И. – М.: Весть, 2009. – 327 с.
29.Чупров В.И. Тенденции социальных изменений молодежи // Российская молодежь. Реалии и прогнозы / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 6, 2005. - С. 34-48.
30.Янин И.Т. Культура России на рубеже XIX – нач. XX веков и в 90-е годы XX века (Историко-сравнительный анализ). Автореф. д-ра ист. наук. М., 1999 – 42 с.

У нас вы можете заказать