Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Арт-терапия неврозов у людей творческих профессий в период ранней взрослости.

  • 31 страница
  • 23 источника
  • Добавлена 01.08.2011
900 руб. 1 800 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание



Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы работы с неврозами у людей творческих профессий
1.1. Понятие и общая характеристика неврозов
1.2. Виды неврозов
Глава 2. Арт-т ерапия неврозов у творческих людей
2.1. Историческое развитие арт-терапии
2.2. Методы арт-терапии в работе с неврозами
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и возможностей окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.
В основе использования рисунка как арт-терапевтического метода лежат идеи, выдвинутые в работах К.Г, Юнга. В них он придавал особую значимость символам, считая, в частности, что через изображение символов в рисунках проявляется бессознательное.
Язык рисунков – это голос бессознательного, звучащего в те моменты, когда сознанию не хватает слов. В рисунках переплетается информация, источниками которой являются как открытые, так и глубинные пласты человеческой психики (14).
Таким образом, когда рисунок рождается из бессознательного, он несет огромный объем психической информации. Рисунок позволяет определить особенности психического состояния человека на момент его создания и, что не менее важно, в процессе создания рисунка влиять на эмоциональное состояние.
Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний (9).
Различные методики музыкотерапии предусматривают использование музыки как самостоятельного фактора воздействия на психику человека различными способами (прослушивание музыкальных произведений, музицирование и т.д.), так и как дополнительное воздействие в виде музыкального сопровождения других коррекционных техник для повышения эффективности последних (9)
Использование музыки в качестве метода коррекции применяется в процессе работы со страхами, различными эмоциональными отклонениями, при двигательных и речевых расстройствах, психосоматических заболеваниях, трудностей в общении, психических расстройств и т.д. Хорошие результаты наблюдаются при использовании данного метода при работе с пациентами, страдающими неврозами.
В зарубежной психокоррекционной практике специалисты выделяют следующие виды воздействия музыки на психику человека: стимулирующую и успокаивающую.
Много исследований посвящено изучению музыки на физиологическое состояние человека так, Д. Кемпбелл подчеркивает, что музыка стимулирует физиологические процессы в организме, как влияет на работу сердца, головного мозга, как воздействует на иммунитет, восстановление после операций, работоспособность и т.д.
Помимо музыки изучают влияние различных тембров голосов исполнителей на психическое и эмоциональное состояние пациентов, их сон и бодрствование, выраженность мотивов и потребностей и т.д. (20)
При использовании музыкотерапии в коррекционных целях является важным не только характеристики самой музыки (громкость, темп, ритм и т.д.) и голосов исполнителей, но и то, какие инструменты представлены в музыкальной композиции: духовые инструменты, барабаны, инструментальные и т.д.
При выборе музыкальных произведений для использования в коррекционной работе, необходимо учитывать музыкальную подготовленность слушателей. Так мелодичные произведения, обладающие четким и выдержанным ритмом, вызывают немедленную реакцию практически у всех слушателей. Если музыкальное произведение не имеет четко выраженного ритма, отличается сложной структурой, то и воспринимать такую музыку сложнее, ее скорее поймут люди, имеющие музыкальную подготовку.
В момент прослушивания музыкального произведения происходит невербальная подстройка под музыку. Наиболее ярко это можно проследить через сердечно – сосудистую систему. При прослушивании спокойной музыки частота сердцебиения снижается, пульс выравнивается и замедляется, снижается артериальное давление и, как следствие, расслабляются мышцы и т.д. быстрая и ритмичная музыка оказывает обратное воздействие. Музыка, таким образом, оказывает воздействие на общий эмоциональный фон индивида (20)
Использование музыки в качестве метода коррекции продемонстрированы в работах Л.С. Брусиловского, В.Ю. Завьялова, К. Швабе, А.И. Копытина и др.
Музыку можно использовать как вспомогательный метод в установлении контакта между психологом и клиентом, средством, способствующим воздействовать на эмоциональное состояние пациента в процессе психокоррекционного воздействия.
В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают (9): катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния; облегчение осознания собственных переживаний; конфронтацию с жизненными проблемами; повышение социальной активности; приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; облегчение формирования новых отношений и установок.
Работа с пациентами при использовании музыки в коррекционных целях может выстраиваться, во-первых, в активной форме, когда пациенты активно выражают себя в музыке, и, во-вторых, в пассивной форме, когда они являются только слушателями.
Активное музыкальное выражение клиента в музыке может проявляться через воспроизведение музыкальной композиции, фантазирование, импровизации с помощью человеческого голоса, музыкальных инструментов и т.д. данная форма работы может проходить как индивидуально, так и в группе.
Прослушивание музыкальных произведений сопровождается следующими за ним дискуссиями, созданием творческих работ и т.д. Пассивная (или рецептивная) работа с музыкой заключается в ее прослушивании в коррекционных целях. В процессе пассивного прослушивания музыки могут возникать дискуссии, обсуждения музыкальных произведений, эмоций, возникающих у пациентов и т.д.
При групповой активной работе с рамках музыкотерапии пациенты выражают себя при помощи использования как обычных музыкальных инструментов, так и созданных самими пациентами из подручного материала, но способных издавать различные звуки. Как правило, это подобие ударных инструментов (различные «поргемушки», «шуршалки», «пищалки» и т.д.)
При подобной работе музыкой может заменяться диалог, проигрываться различные жизненные ситуации и т.д. После подобного диалога или сцены обязательно проводится обсуждение среди участников и зрителей.
Таким образом, проведение музыкотерапии требует дифференцированного подхода при выборе его форм. Клиентам с различными проблемами показаны личные формы музыкотерапии.
Цветотерапия - это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным.В современном мире цветотерапия - это один из разделов психотерапии (5)
Использование цвета при лечении человека известно уже давно. Для данных целей цвет применяли еще в древнем Египте, Греции, на Востоке.
В начале 30-х гг. ХХ в. терапевтический эффект, который оказывают на организм различные цвета, был описан индийским ученым Д.Р. Гхадиали. По его мнению, органы и системы тела чувствительны к определенным цветам, которые стимулируют или замедляют их действие. Зная это, можно использовать различные цвета с лечебной целью (2)
В середине 50-х. гг., швейцарский ученый М. Люшер составил оригинальный цветовой текст. После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков были выбраны цвета, наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека.
Исследования, проведенные Люшером показали, что цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например, оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие. Темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение. По мнению психологов, язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности.
Методов цветового воздействия - великое множество. Это может быть и медитация на цвет, когда человек долгое время смотрит на определенную гамму. Эффект от цвето-медитации мог ощутить любой, кто долго смотрел на оранжево-желтое пламя костра (3)
Цветотерапия может проводиться в виде цветорелаксации. Это воздействие производится с помощью внушения психотерапевта. Человека погружают в легкий транс и воссоздают цветовую атмосферу, в которой пациенту комфортно.
При организации работы с использованием метода цвето-терапии, можно выделить два основных вида взаимодействия пациента с цветом: активный и пассивный.
Суть каждого из видов аналогична тому, как используют музыку, то есть при пассивном виде взаимодействия с цветом пациенты воспринимают его, при активном – сами создают различные цветовые гаммы, отражающие их настроение, физическое и душевное состояние.
Цветотерапия может использоваться и отдельно, и в сочетании с другими методами арт-терапии, например с музыко-терапией или изо-терапией.
Таким образом, цвет может гармонизировать человека, он способен мобилизовать его ресурсы, а может успокоить и расслабить. Цветом можно вылечить, цветом можно привести субъекта в угнетенное состояние. С другой стороны, психоаналитическая работа, приводящая к осознаванию истинных причин скрытой тревожности, приводит к спонтанному изменению характера цветопредпочтения и переструктурированию всего рангового ряда цветов. Есть влияния аллопатические, необходимые для ликвидации гиперзащиты организма и полезные при острых нарушениях информационно-энергетического обмена. Существуют влияния гомеопатические, усиливающие вектор защитных реакций и эффективные при хронических нарушениях жизнедеятельности и настроения.
Итак, такие арт-терапевтические методы, как изо-терапия, цвето-терапия и музыко-терапия, оказывая на организм и психику человека сильное терапевтическое влияние, могут быть с высокой эффективностью использованы при работе с пациентами, страдающими неврозами.



Заключение

Итак, данная исследовательская работа посвящена теме изучения возможности использования арт-терапевтических методов в работе с неврозами.
Термин «невроз» впервые употребил шотландский врач Гуллен в конце XVIII века для обозначения расстройств, которые не сопровождаются лихорадкой и не зависят от поражений органов, а зависят от более общего страдания — нарушения регулирующей деятельности нервной системы.
Сегодня в жизни современного человека неврозы занимают все большее место.
Это связано с тем, что в современном обществе наблюдается все возрастающее влияние негативных факторов на физическое, психическое и эмоциональное благополучие человека.
Человек имеет много потребностей, одна из которых – это потребность в самовыражении и самоактуализации. Эту потребность человек удовлетворяет в творчестве.
Творчество для некоторых людей является не только способом самовыражения, но и выступает в качестве профессии.
Сегодня профессий, связанных с творческой деятельностью, очень много. Люди творческих профессий еще в большей степени подвержены влиянию различных негативных стрессовых факторов, так как в большинстве своем обладают тонкой эмоциональной чувствительностью и восприимчивостью ко всему происходящему вокруг них.
В следствие данной особенности у этих людей достаточно часто встречаются нарушения, имеющие отношение к неврозам.
Сегодня многие специалисты, занимающиеся коррекционной и терапевтической работой, связанной с неврозами, подчеркивают, что наиболее эффективными методами в работе с неврозами являются те, которые в большей степени воздействуют на бессознательную сферу личности, позволяя тем самым работать с более глубинными переживаниями индивида.
К таким методам относятся и методы арт- терапии.
В данной работе мы раскрыли понятие и сущность неврозов; рассмотрели виды неврозов; рассмотрели историческое развитие метода арт-терапии; изучили возможности методов изо-терапии, цвето-терапии и музыко-терапии в работе с пациентами, страдающими неврозами.
Арт-терапия выступает эффективным методом в работе в неврозами, позволяет подобрать варианты работы, исходя из индивидуально – психологических особенностей клиента, его предпочтений и возможностей.
Однако данное теоретическое исследование можно считать только начальным этапом изучения проблемы неврозов и работы с ними с использованием методов арт-терапии.

Список литературы

Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М., 2000
Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика. – СПб., 2005
Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. – М., 2002
Бондс Л. Магия цвета. – СПб., 1996
Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. – СПб., 2000
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989
Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование: Развитие творческих способностей средствами арт-терапии. – М., 2009
Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968
Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М., 2003
Диагностика в арт-терапии: Метод «Мандала» /Под ред. А.И. Копытина. - М., 2009
Еникеева Д. Д. Популярная психиатрия. Энциклопедия. - М., 1998
Кискер К. П. и др. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия. - М., 1999
Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб., 2005
Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия. – СПб., 2007
Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб., 2002
Лебедева Л.Д. Практика по арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб., 2003
Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2008
Медицинская психология. / Автор-составитель Т. П. Пушкина. – Новосибирск, 1996
Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000
Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997
Пурнис Н.Е, Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии. – СПб., 2008
Фрустрация, конфликт, защита //Вопросы психологии. – 1991. - № 1.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб., 2003











31

Список литературы

1.Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М., 2000
2.Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика. – СПб., 2005
3.Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. – М., 2002
4.Бондс Л. Магия цвета. – СПб., 1996
5.Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. – СПб., 2000
6.Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989
7.Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование: Развитие творческих способностей средствами арт-терапии. – М., 2009
8. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968
9. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология – М., 2003
10.Диагностика в арт-терапии: Метод «Мандала» /Под ред. А.И. Копытина. - М., 2009
11.Еникеева Д. Д. Популярная психиатрия. Энциклопедия. - М., 1998
12. Кискер К. П. и др. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия. - М., 1999
13.Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб., 2005
14. Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия. – СПб., 2007
15. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб., 2002
16. Лебедева Л.Д. Практика по арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб., 2003
17. Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2008
18.Медицинская психология. / Автор-составитель Т. П. Пушкина. – Новосибирск, 1996
19. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000
20. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997
21.Пурнис Н.Е, Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии. – СПб., 2008
22. Фрустрация, конфликт, защита //Вопросы психологии. – 1991. - № 1.
23. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб., 2003

У нас вы можете заказать