Место и роль человека во Вселенной.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Концепция современного естествознания
  • 2020 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 18.12.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Место и роль человека во Вселенной
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

И следовательно, человек должен стремиться к тому, чтобы, познавая настоящее окружающего нас мира, предвидеть и его будущее.
Начиная со второй половины XX века человек медленно, но неуклонно, пользуясь базой космонавтики, ракетной техникой, соответствующими науками, обеспечивающими космические полеты - ракетодинамикой, динамикой космического полета, техническими науками, начинает осваивать околоземное и межпланетное пространство. К.Э. Циолковский разработал план завоевания космического пространства, включающий в себя освоение околоземного пространства, создания искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей, орбитальных станций, исследование Луны, запуска межпланетных станций. Многие пункты его плана выполнены. Вокруг Земли движутся многочисленные искусственные спутники самого различного назначения: научные, экологические, метеорологические, навигационные, связные и т.д. Без ИСЗ уже не возможно функционирование народного хозяйства и современной науки. С первого полета в космос Ю.А. Гагарина в 1961 года начинается отчет пилотируемых полетов, точнее полетов космических кораблей с космонавтами на борту. Общий вывод из космических исследований тел Солнечной системы заключается в том, что они очень разнообразны; нет двух одинаковых планет, нет двух одинаковых спутников. Но самый любопытный факт, выявленный космическими аппаратами, - это не обнаружение на космических телах не только высокоразвитых форм жизни в Солнечной системе, но и жизни вообще в любой форме.
Поэтому иногда исключительное положение человека пытаются усматривать в том, что мы живем в такой "уникальной" Вселенной, где реализовался комплекс условий, сделавший возможным наше существование. Здесь акцент смещается с вопроса о центральном (привилегированном) положении человека во Вселенной на уникальность самой Вселенной. В связи с этим можно отметить, что уникальность нашей Вселенной относительна. A.М. Мостепаненко обращает внимание на возможность существования вселенных, в которых возникают неантропоморфные формы жизни и разума. Ту же мысль подчеркивает В.В. Казютинский, при этом он замечает, что "тогда мировоззренческие оценки антропного принципа неизбежно изменились бы". Не оспаривая это заключение, можно отметить, что если даже ограничиться рассмотрением только известных нам форм жизни, то и при этом нет оснований говорить об исключительности нашей Вселенной (и тем более об исключительности человека). То обстоятельство, что в ансамбле миров наша Вселенная принадлежит, может быть, к редкому классу обитаемых вселенных (познаваемому подмножеству) делает ее, в известном смысле, уникальной, но не более, чем уникальна планета с подходящими для возникновения жизни условиями среди множества всех других планет. Нелепо требовать, чтобы положение человека совершенно никак не выделялось ни в пространстве, ни во времени. Это означало бы доведение принципа Коперника до абсурда. Собственно, против этого и возражал Б.Картер, и, именно, в этом плане он отметил, что наше положение, хотя и не является центральным, но в известном смысле, оно неизбежно привилегированное. Особенно сильный резонанс (и острую критику) вызывает постановка Дж. Уилером вопроса: Не замешан ли человек в проектировании Вселенной более радикальным образом, чем мы думали до сих пор? Прежде всего, необходимо отметить, что понятие "проектирование Вселенной", при определенных условиях, вполне допустимо в рамках научного подхода. Речь идет о том, что жизнь и разум, будучи важными атрибутами материи, могут быть существенным и при том не только пассивным, но и активным фактором эволюции космоса. В концепции биосферы и ноосферы это выражается в планетарных масштабах. Но уже здесь намечается переход к следующей ступени, ибо, согласно В.И. Вернадскому, человек рассматривается не только как геологический, но и как космический фактор. Подтверждение этих взглядов можно видеть в изменении глобальных характеристик Земли, как космического тела (например, по уровню радиоизлучения) и в первых попытках освоения Солнечной системы.
К.Э. Циолковский развил концепцию ноосферы до вселенских масштабов. Он считал, что высокоразвитые внеземные цивилизации, освоившие наблюдаемую нами область Вселенной, в широких масштабах воздействуют на ход природных процессов. По выражению Е.Т. Фаддеева, они могут сознательно и по-новому организовывать материю, регулировать ход естественных событий. Сходных взглядов придерживался и известный американский астроном О. Струве. По его мнению, наука в середине XX века достигла уже такого уровня в изучении Вселенной, когда, наряду с классическими законами физики, необходимо принимать во внимание деятельность разумных существ. Н.С. Кардашев, в связи с проблемой поиска внеземных цивилизаций, высказал мысль о том, что расширение наблюдаемой области Вселенной может быть результатом сознательной деятельности суперцивилизаций.
В современных моделях эволюции космических цивилизаций рассматриваются различные варианты космокреатики, под которой подразумевается деятельность внеземного разума, направленная на фундаментальную перестройку структуры материального мира, включая, быть может, изменение его пространственно-временных свойств и некоторых основных законов. Ряд вариантов космокреатики (космогоническое конструирование, создание миров, конструирование законов природы) рассмотрены С. Лемом в "Сумме технологии". JI.В. JIecков указал на принципиальную возможность воздействия на другую метагалактику через микроскопическую горловину фридмона, а также путем воздействия на фридмон в целом с помощью ускорителей элементарных частиц. Им же рассмотрены модели эволюции, основанные на интеграционных процессах и приводящие к объединению космических цивилизаций, к образованию Метацивилизаций, а также - еще более высоких Иерархических структур. Творческие возможности таких Иерархий безграничны.
Таким образом, понятие "проектирование" или "конструирование" Вселенной приобретает вполне содержательный смысл, если под Конструктором понимать не Личность, стоящую над Вселенной, а Коллективный Разум высокоразвитых Космических Иерархий (Космический Разум). Если не придавать большого значения роли Космического Разума, то под "Конструктором" можно подразумевать саму Природу.

















Заключение
В заключении можно подвести итоги работы, целью которой являлось выяснение места и роли человека во Вселенной.
1. Современная наука установила, что для развития разумной жизни требуются очень специфические условия, накладывающие довольно жесткие ограничения на свойства Вселенной. И что интересно, наша Вселенная оказалась необычно точно удовлетворяющей всем требованиям, правда, и очень чувствительной к незначительному изменению каждой из фундаментальных констант, ответственных за ее свойства, причем любое это изменение практически делает невозможным существование разумной жизни.
2. Следует иметь в виду и то, что скорее всего не всякая вселенная имеет такие фундаментальные законы, которые позволяют ей развиваться от простого к сложному, или, по крайней мере, эволюционировать длительное время. Вполне можно допустить, что в раздуваемом инфляцией «ансамбле вселенных» такая вселенная либо вовсе одна (наша Вселенная), либо их немного. «Коридор эволюции» оказался достаточно узким. По-видимому, далеко не в любой вселенной могут появиться условия для возникновения разума.
3. Для объяснения точной настройки для появления разумной жизни во Вселенной был выдвинут антропный принцип, связывающий фундаментальное строение Вселенной с фактом существования в ней разумной жизни. Этот принцип позволяет понять весьма специфические свойства наблюдаемой Вселенной: чрезвычайную однородность в большом масштабе, но все-таки не такую, чтобы не могли образоваться галактики; достаточно низкую температуру, необходимую для химических реакций; значение постоянных, характеризующих четыре известных нам типа взаимодействий, позволяющих существовать ядрам, но не позволяющих выгорать всему космическому водороду и др.
4. В своей сильной форме антропный принцип приводит к заключениям, которые справедливо критикуются как физиками, так и философами. Однако дальнейшее развитие науки позволит построить такую физическую модель Вселенной, в которой антропный принцип получит свое материалистическое толкование и займет вполне естественное место. Но пока это остается только теоретической схемой, требующей дальнейшей разработки и практического подтверждения. Поэтому история антропного принципа еще далека от окончательного завершения.
5. Наиболее мощным и перспективным средством воздействия человечества на окружающее космическое пространство является космонавтика. Космонавтика - это совокупность отраслей науки и техники, занимающихся теорией космических полетов, космической техникой, условиями жизнеобеспечения космических кораблей и жизнедеятельности космонавтов. Однако роль космонавтики заключается не только в научно-техническом обеспечении космических полетов, но в использовании новых активных методов познания мира, например, в проектировании и конструировании Вселенной.
















Список литературы
Воронков Н.А. Экология. – М.: Агар, 1999.
Горелов А.А. Концепции современного естествознания: М.,1998.
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. — 622 с.
http://a-future.ru

Горелов А.А. Концепции современного естествознания: М.,1998, с. 188 – 230.
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. — 622 с., с. 412 – 440.









2

1.Воронков Н.А. Экология. – М.: Агар, 1999.
2.Горелов А.А. Концепции современного естествознания: М.,1998.
3.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. — 622 с.
4.http://a-future.ru

Вопрос-ответ:

Какое место занимает человек во Вселенной?

Человек занимает ничтожно малое место во Вселенной. Вселенная огромна, и мы представляем ее лишь малую часть. Наша планета Земля находится в Солнечной системе, которая, в свою очередь, является всего лишь одной из множества звездных систем в Галактике Млечный Путь. И Млечный Путь, в свою очередь, является только одной галактикой среди бесчисленных других галактик во Вселенной. Таким образом, место человека во Вселенной можно сказать крайне незначительно.

Какую роль играет человек во Вселенной?

Роль человека во Вселенной сложно однозначно определить. Мы являемся частью мироздания, и наша роль может быть различной в зависимости от точки зрения. С одной стороны, мы являемся интеллектуальными существами, способными исследовать и познавать окружающий нас мир. Мы можем изучать и понимать законы природы, развивать технологии и достигать новых вершин. С другой стороны, мы являемся всего лишь крошечными существами на маленькой планете и несем ответственность за сохранение и бережное отношение к окружающей нас природе. Таким образом, роль человека во Вселенной может быть как активной и творческой, так и ответственной и заботливой.

В чем основная цель человека во Вселенной?

Основная цель человека во Вселенной может быть понята по-разному в зависимости от философского или религиозного взгляда. Для некоторых людей основная цель человека - достижение счастья и благополучия в жизни, нахождение своего места в обществе и обеспечение комфорта для себя и своих близких. Для других основная цель человека - познание истины и постижение смысла жизни, стремление к духовному развитию и самосовершенствованию. Есть также те, кто считает, что основная цель человека - сохранение и бережное отношение к окружающей нас природе, а также исследование и познание вселенной. В конечном итоге, каждый сам определяет свою основную цель во Вселенной и старается двигаться к ее достижению.

Какое место и роль человека во Вселенной?

Место и роль человека во Вселенной являются сложными и многогранными. Человек является частью Вселенной и влияет на нее, а также взаимодействует с другими астрономическими объектами. Роль человека во Вселенной заключается в исследовании и познании окружающего нас космоса, в развитии космической технологии и освоении других планет и галактик.

Что должен делать человек, чтобы понять свое место во Вселенной?

Для понимания своего места во Вселенной человек должен стремиться к познанию и пониманию окружающего нас мира. Он должен изучать астрономию, физику и другие науки, связанные с космосом. Также важно быть в курсе последних открытий и исследований в области астрономии и космонавтики.

Какие науки помогают человеку осваивать околоземное и межпланетное пространство?

Освоение околоземного и межпланетного пространства требует использования различных наук. Одна из главных наук, необходимых для освоения космоса, - это ракетная техника. Ракетная техника позволяет достигать высоких скоростей и изменять орбиту космического корабля. Также важными науками являются ракетодинамика и динамика космического полета, которые изучают движение объектов в космосе. Технические науки, такие как инженерия и электроника, также играют важную роль в осваивании пространства.

Какие достижения в освоении космоса были сделаны человеком с помощью ракетной техники?

С помощью ракетной техники человек смог освоить околоземное пространство. Одним из первых значимых достижений был запуск первого искусственного спутника Земли - «Спутника-1» в 1957 году. Затем были осуществлены полеты людей в космос, включая отправку первого человека на Луну в 1969 году. Впоследствии были освоены более дальние планеты и космические объекты, и даже запущены телескопы, позволяющие изучать Вселенную из космоса.

Какое место и роль человека во Вселенной?

Место и роль человека во Вселенной являются темой многих научных и философских исследований. Согласно современным представлениям, человек занимает незначительное место в огромной Вселенной. Однако, уникальность человека заключается в его способности к разуму и исследованию окружающего мира. Человек имеет возможность изучать и познавать Вселенную, а также вносить свой вклад в ее дальнейшее развитие. Человек является активным участником космических исследований и освоения космоса.