Формирование понятия числа у детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
  • 4040 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 30.04.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

1.1.Анализ программ «Детство», «Школа 2010», «Программа воспитания и обучения в детском саду»
1.2.Подходы, приемы, упражнения к формированию понятия числа у детей старшего дошкольного возраста по программе «Детство»
1.3.Апробация и обработка результатов опытно- практической работы в ДОУ по программам обучения математике
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Фрагмент для ознакомления

К сожалению, такие дети имеются во всех группах ДОУ, обучающихся по различным программам
Диагностика развития психологических качеств личности ребенка в процессе обучения по различным образовательным программам в ДОУ дала следующие результаты: высокий уровень – 66 % у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по программе «Детство», средний уровень – 35 % у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по «Программе обучения и воспитания в детском саду», низкий уровень – 29 % у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по программе «Школа 2100».
Анализируя трудности, которые педагоги наблюдали у дошкольников, занимающихся по программам «Школа 2100» и «Программе обучения и воспитания в детском саду» в процессе освоения математических знаний и в процессе дидактических и сюжетно-ролевых игр, можно назвать следующие причины: затруднения в пространственной ориентировке, сложности целостного восприятия, обедненные чувственный опыт и опыт предметно-практических действий, отсутствие опыта наблюдений за деятельностью взрослых. Кроме того, отрицательно влияют на игровую деятельность детей быстрая зрительная и эмоциональная утомляемость.
Поэтому одной из задач на следующий учебный год педагоги ДОУ планируют – социализацию дошкольников средствами игры.
Таким образом, общая и индивидуализированная развивающая программа «Детство», реализуемая на протяжении года со старшими дошкольниками экспериментальной группы, показала положительную динамику в математическом развитии детей.
Программа «Детство», построенная на принципах культуросообразности, природосообразности, социально-личностной направленности и субъектной ориентированности в развитии ребенка старщего дошкольного возраста, оказалась эффективной в ее содержательной составляющей, поскольку обеспечила математическое развитие ребенка и, в частности, формирование понятия числа.


Заключение

Выполненное нами теоретико-экспериментальное исследование, связанное с формированием понятия числа у детей старшего дошкольного возраста на основе изучения особенностей математического развития ребенка по программам обучения и воспитания «Детство», «Школа 2100», «Программа» воспитания и обучения в детском саду», позволяет сформулировать следующие общие выводы:
1. Математическое развитие как психолого-педагогическая категория, сочетающая в себе познавательную, социальную и субъектную составляющие, может выступать как своеобразный эмоционально-практический путь «врастания» ребенка в науку, в том числе математику, активного функционирования на занятиях и удовлетворение его образовательных, социальных и культурно-личностных потребностей.
2. Получила подтверждение теоретическая гипотеза, что недооценка межпредметной интеграции в процессе математического развития ребенка не только обедняет, но и ограничивает использование различных форм и путей развития у детей внимания, мышления, памяти, творческого воображения, наблюдательности, формирования субъектных качеств на разных этапах онтогенеза.
3. Обоснован личностно - ориентированный подход к изучению процесса математического развития детей на этапе перехода из дошкольного в школьное детство и начала обучения через использование межпредметной интеграции как детерминанты развития психологических качеств личности. Это конкретизировано в положительной динамике развития познавательного, ценностного, эмоционально-чувственного, коммуникативного, рефлексивного и творческого компонентов, проявленных на занятиях в ДОУ.
4. Результаты проведенного исследования позволяют отойти от традиционного понимания специфических закономерностей развития ребенка через парадигму знаний, умений, навыков, и обосновать возможность инновационного психолого-педагогического подхода через экспериментирование, наблюдение, исследование, проектирование в математическом развитии и становлении личности.
5. В работе разработан и апробирован психолого-педагогический инструментарий диагностики актуальных и потенциальных особенностей (возрастных и индивидуальных) математического развития старших дошкольников.
6. В сравнительном плане получены фактические данные об особенностях математического развития ребенка, выявлены психологические особенности и закономерности, а также индивидуальные проявления коммуникативного, рефлексивного, эмоционально-чувственного и творческого компонентов в процессе работы по Программе «Детство».
7. Выявлено, что динамические и содержательные характеристики компонентов математического аспекта личностного развития у детей, занимающихся по программе «Школа 2100» и «Программе воспитания и обучения в детском саду» качественно ниже соответствующих характеристик детей, занимающихся по Программе «Детство».
8. Результаты исследования подтвердили правильность теоретического, методологического, содержательного, деятельностного проектирования учебно-тематического планирования занятий математикой в старшей группе ДОУ по Программе «Детство», направляющей процесс сопровождения личностного развития ребенка средствами межпредметной интеграции, что явилось условием преодоления учебных трудностей, а также субъектной предпосылкой формирования познавательной и социальной активности.
9. Результаты исследования подтвердили, что математическое развитие личности ребенка может эффективно разворачиваться в процессе экспериментирования, исследовательской, поисковой, проектной, творческой деятельности, которые, выступая специфическими видами учебно-воспитательного процесса, является важнейшим условием оптимизации процесса обучения математике ребенка старшего дошкольного возраста.
11. Обеспечение успешности математического и личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста осуществляется не за счет ускорения этапа развития, а максимального обогащения, расширения и использования межпредметной интеграции в формировании познавательной и социальной активности ребенка.
Список литературы

Постановление Правительства Российской Федерации «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении" - М, 2001. - 322 с.
Акияма Д., Руис М. Страна математических чудес. Издательство: МЦНМО, 2009, с.240.
Аничкин С.А. Формирование творческой активности у воспитанников подготовительных групп / С. А. Аничкин, Г. Н. Никитин // Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению: сб. научных трудов. – Свердловск, 1981. – С. 64.
Антонова А. В., Арапова - Пискарева Н. А., Бондаренко А.К. Методические рекомендации к "Программе воспитания и обучения в детском саду" (под ред. Гербовой В.В., Комаровой Т.С.) Изд. 2-е, испр., доп.Издательство: Мозаика-Синтез, 2005, с. 344.
Арапова - Пискарёва Н.А. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006., с.160.
Арнольд В. И. Математическое понимание природы. Очерки удивительных физических явлений и их понимания математиками (с рисунками автора). Издательство: МЦНМО. 2-е исправленное, 2010, с.144.
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Горячев А. В., Данилов Д. Д., Ельцова О. М., Козлова С. А., Курцева З. И., Терехова А. Н., Трубайчук Л. В., Чиндилова О. В., Шапошникова Т. Д. Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2 книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование. Серия: Школа 2100. Издательство: Баласс, 2010, с.192.
Васильева М. А., Гербова В. В. Комарова Т. С. «Программа» воспитания и обучения в детском саду - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез,2005 г.
Васильева М.А. и др. «Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»». Серия: Программа воспитания и обучения в детском саду. Издательство: Мозаика-Синтез, 2007, с.400
Венгер Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1972. - № 1. – С. 30-35.
Веракса Н.Е.. Веракса А.Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006, с.112
Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-7 лет. Серия: Радуга. Издательство: Просвещение, 2010, с.256.
Денисенко, Н.С. Формирование познавательного отношения к учебной задачи / Н.С. Денисенко // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 3. – С. 48-50.
Денисова Д., Дорожин Ю. Г.Математика для малышей. Рабочая тетрадь. Серия: Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду". Издательство: Мозаика-Синтез, 2009, с.16.
Жарова, Л.В. Организация самостоятельной учебно - познавательной деятельности учащихся / Л.В. Жарова. – М.: Знание, 1985.
Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности//Хрестоматия по возрастной психологии/Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.-С.228-244.
Елжова Н. В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Издательство: Феникс 4-е, 2010, с.265.
Карабанова О. А., Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. Серия: Радуга. Издательство: Просвещение, 2010, с.96.
Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Серия: Школа развития. Издательство: Феникс 5-е, 2010, с.251.
Лиштованная Э.А. Формы и методы работы с родителями дошкольников. -Минск, 1983.-274 с.
Лисина М. И. Развитие познавательной активности в дошкольном возрасте / М.И. Лисина. – М., 1982. – 111 с.
Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носов, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1997.
Логинова В.И. и др. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Издательство: Детство-Пресс, 2004, с. 244.
Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / З. А. Михайлова. - СПб. 1997.
Математическое развитие М.В. Корепанова, С.А.Козлова Пособие «Моя математика», М.: Просвещение, 2006, с.126.
Мышление. Серия: Вся дошкольная программа. Издательство: Росмэн-Пресс, 2006, с.71.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников/ З.А. Михайлова. – СПб., 1990.
Морозова Н.Г. Учителю о познавательных интересах /Н.Г. Морозова. – М.: Знание, 1979. – 47 с.
Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры / Б.П. Никитин. – М., 1989.
Панько Е.А. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие / Е.А. Панько. – Минск: Высшая школа, 1984. –101 с.
План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. – СПб., 1997.
Соловьева Е. В.Формирование математических представлений детей 2-7 лет.
Серия: Радуга. Издательство: Просвещение, 2010, с.171.
Соловьева Е. В. Геометрическая аппликация. Пособие для детей 4-5 лет. Серия: Радуга. Издательство: Просвещение, 2010, с.23.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе
Игры, задачи, основы письма и рисования. Серия: Начальное обучение. Издательство: АСТ, Астрель, Харвест, 2009, с.104.
Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Формирование математических представлений. Серия: Дошкольники: Учим. Развиваем. Воспитываем. Издательство: ВАКО, 2009, с. 208.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников; под ред. А.А. Столяра // Дидактические основы формирование элементарных математических представлений у дошкольников.- М., 1988.
Чеплашкина И. Н., Зуева Л. Ю., Крутова Н. Н. Математика - это интересно. Рабочая тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет в детском саду и дома. Серия: Детство. Издательство: Детство-Пресс, 2010, с.50.
Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М., 1986.


Приложение 1
Программа «Детство»
Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.
Цель: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного. Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.).
В программе Представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.
В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание). «Детство» - комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно - деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст). •
В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, его значение в жизни человека, условия эффективного развития в дошкольные годы.
В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности происходит интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие дошкольника.
Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни». Например, блок «Гуманное отношение»-ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру; назначение блока «Познание» — помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.).
Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения.
Рекомендована Министерством образования РФ.







Приложение 2
Программа «Школа 2100»
Образоватльная система «Школа 2100» Е.В.Бунеев, Р.Н.Бунеев,А.А.Вахрушев

Отличительная особенность программы «Школа 2100» в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
1. Разработка содержания, обеспечивающего:
- воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка,
- развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи),
- развитие эмоциональной сферы,
- цельность детского мировоззрения.
2. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и др. деятельности.
3. Формирование опыта самопознания.
Результат всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте
- гармоничное развитие его личностных качеств; максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала
- готовность к школьному обучению
- овладение основами физической культуры и здорового образа жизни
- осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей
- умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками
Структура и содержание программы:
3 раздела (по возрастным периодам: младший дошкольный возраст (3-4 года ), средний дошкольный возраст (4-5 лет), старший дошкольный возраст (5-6 лет), предшкольное образование 6-7 лет). Внутри каждого раздела - следующие подразделы:
- Возрастные особенности детей.
- Организация жизни. Охрана и укрепление здоровья дошкольников.
- Физическое развитие. Игровая деятельность.
- Социально-личностное развитие.
- Учебно-познавательная деятельность: развитие речи и подготовка к обучению грамоте, риторика общения (только в старшей группе), ознакомление с окружающим миром, математическое развитие, информатика. (только в старшей группе), введение в художественную литературу, синтез искусств, изобразительная деятельность, конструирование, лепка.
- Воспитание и развитие личностных качеств.
Приложение 3

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
В Д/С РЕД ВАСИЛЬЕВОЙ М.А
Старшая группа (от пяти до шести лет)

Задачи воспитания и обучения

Продолжать работу по укреплению здоровья детей: закаливать организм, совершенствовать основные виды движений, следить за осанкой во всех видах деятельности, воспитывать гигиенические привычки и навыки культурного поведения. Повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление.
Расширять представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т.д.). Воспитывать любовь к Родине. Расширять представления о родном крае, городе, селе.
Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире. Формировать начала экологической культуры.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей.
Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности.
Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.
Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, доводить начатое дело до конца, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру.
Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.

Продолжать развивать эстетическое восприятие действительности и произведений искусства, умение чувствовать их характер, настроение, выделять выразительные средства.
Продолжать обучать практическим навыкам рисования, лепки, выразительного чтения, рассказывания, развивать певческие навыки и исполнительское умение в танцах.
Развивать художественно-творческие способности, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы, композиции.


Приложение 4


Игра «Магазин»

На столе раскладываются 5-7 предметов, как на прилавке. Ребенок — покупатель. Взрослый - продавец, он сообщает, что в этом магазине такие правила: покупатель может забрать только тот товар, цену которого он хорошо запомнит и правильно назовет.
Далее продавец последовательно называет каждый предмет и его цену (например: мишка стоит 5 рублей, карандаш - 1 рубль, книжка - 7 рублей…..). После того как весь товар назван, продавец спрашивает, что будет брать покупатель. Ребенок называет предмет и его цену и получает товар. Выигрывает тот, у кого больше покупок. Игру можно усложнять большим количеством предметов и называнием цены не в прямом порядке, как стоят предметы, а в случайном.








2

Список литературы

1.Постановление Правительства Российской Федерации «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении" - М, 2001. - 322 с.
2.Акияма Д., Руис М. Страна математических чудес. Издательство: МЦНМО, 2009, с.240.
3.Аничкин С.А. Формирование творческой активности у воспитанников подготовительных групп / С. А. Аничкин, Г. Н. Никитин // Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению: сб. научных трудов. – Свердловск, 1981. – С. 64.
4.Антонова А. В., Арапова - Пискарева Н. А., Бондаренко А.К. Методические рекомендации к "Программе воспитания и обучения в детском саду" (под ред. Гербовой В.В., Комаровой Т.С.) Изд. 2-е, испр., доп.Издательство: Мозаика-Синтез, 2005, с. 344.
5.Арапова - Пискарёва Н.А. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006., с.160.
6.Арнольд В. И. Математическое понимание природы. Очерки удивительных физических явлений и их понимания математиками (с рисунками автора). Издательство: МЦНМО. 2-е исправленное, 2010, с.144.
7.Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Горячев А. В., Данилов Д. Д., Ельцова О. М., Козлова С. А., Курцева З. И., Терехова А. Н., Трубайчук Л. В., Чиндилова О. В., Шапошникова Т. Д. Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2 книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование. Серия: Школа 2100. Издательство: Баласс, 2010, с.192.
8.Васильева М.?А., Гербова В.?В. Комарова Т.?С. «Программа» воспитания и обучения в детском саду - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез,2005 г.
9.Васильева М.А. и др. «Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»». Серия: Программа воспитания и обучения в детском саду. Издательство: Мозаика-Синтез, 2007, с.400
10.Венгер Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1972. - № 1. – С. 30-35.
11.Веракса Н.Е.. Веракса А.Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006, с.112
12.Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-7 лет. Серия: Радуга. Издательство: Просвещение, 2010, с.256.
13.Денисенко, Н.С. Формирование познавательного отношения к учебной задачи / Н.С. Денисенко // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 3. – С. 48-50.
14.Денисова Д., Дорожин Ю. Г.Математика для малышей. Рабочая тетрадь. Серия: Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду". Издательство: Мозаика-Синтез, 2009, с.16.
15.Жарова, Л.В. Организация самостоятельной учебно - познавательной деятельности учащихся / Л.В. Жарова. – М.: Знание, 1985.
16.Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности//Хрестоматия по возрастной психологии/Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.-С.228-244.
17.Елжова Н. В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Издательство: Феникс 4-е, 2010, с.265.
18.Карабанова О. А., Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. Серия: Радуга. Издательство: Просвещение, 2010, с.96.
19.Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Серия: Школа развития. Издательство: Феникс 5-е, 2010, с.251.
20.Лиштованная Э.А. Формы и методы работы с родителями дошкольников. -Минск, 1983.-274 с.
21.Лисина М. И. Развитие познавательной активности в дошкольном возрасте / М.И. Лисина. – М., 1982. – 111 с.
22.Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носов, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1997.
23.Логинова В.И. и др. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Издательство: Детство-Пресс, 2004, с. 244.
24.Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / З. А. Михайлова. - СПб. 1997.
25.Математическое развитие М.В. Корепанова, С.А.Козлова Пособие «Моя математика», М.: Просвещение, 2006, с.126.
26.Мышление. Серия: Вся дошкольная программа. Издательство: Росмэн-Пресс, 2006, с.71.
27.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников/ З.А. Михайлова. – СПб., 1990.
28.Морозова Н.Г. Учителю о познавательных интересах /Н.Г. Морозова. – М.: Знание, 1979. – 47 с.
29.Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры / Б.П. Никитин. – М., 1989.
30.Панько Е.А. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие / Е.А. Панько. – Минск: Высшая школа, 1984. –101 с.
31.План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. – СПб., 1997.
32.Соловьева Е. В.Формирование математических представлений детей 2-7 лет.
33.Серия: Радуга. Издательство: Просвещение, 2010, с.171.
34.Соловьева Е. В. Геометрическая аппликация. Пособие для детей 4-5 лет. Серия: Радуга. Издательство: Просвещение, 2010, с.23.
35.Узорова О. В., Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе
36.Игры, задачи, основы письма и рисования. Серия: Начальное обучение. Издательство: АСТ, Астрель, Харвест, 2009, с.104.
37.Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Формирование математических представлений. Серия: Дошкольники: Учим. Развиваем. Воспитываем. Издательство: ВАКО, 2009, с. 208.
38.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников; под ред. А.А. Столяра // Дидактические основы формирование элементарных математических представлений у дошкольников.- М., 1988.
39.Чеплашкина И. Н., Зуева Л. Ю., Крутова Н. Н. Математика - это интересно. Рабочая тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет в детском саду и дома. Серия: Детство. Издательство: Детство-Пресс, 2010, с.50.
40.Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М., 1986.

Вопрос-ответ:

Какие программы используются для формирования понятия числа у детей старшего дошкольного возраста?

Для формирования понятия числа у детей старшего дошкольного возраста используются программы "Детство" и "Школа 2010".

Какие подходы и приемы используются для формирования понятия числа у детей старшего дошкольного возраста по программе "Детство"?

Для формирования понятия числа у детей старшего дошкольного возраста по программе "Детство" используются различные подходы и приемы, такие как игровые ситуации, упражнения с предметами, организация счетных действий и др.

Как проводится апробация и обработка результатов опытно-практической работы в ДОУ по программам обучения математике?

Апробация и обработка результатов опытно-практической работы в ДОУ по программам обучения математике проводится путем наблюдения, анализа и оценки успехов детей, а также использования различных методов и инструментов для сбора данных.

Какие литературные источники используются для обучения математике в ДОУ?

Для обучения математике в ДОУ используются различные литературные источники, такие как учебники, методические пособия, научные статьи и т.д. Список литературы может включать в себя работы из области педагогики, психологии, математики и других смежных наук.

Какие проблемы могут возникать при формировании понятия числа у детей старшего дошкольного возраста?

При формировании понятия числа у детей старшего дошкольного возраста могут возникать такие проблемы, как недостаток интереса к математике, трудности в понимании абстрактных понятий, неправильное использование математической терминологии и др.

Как формируется понятие числа у детей старшего дошкольного возраста по программе "Детство"?

Понятие числа формируется у детей старшего дошкольного возраста по программе "Детство" с использованием различных подходов, приемов и упражнений. Программа предлагает систематическое введение детей в мир математики, начиная с простейших счетных действий и ознакомления с числами. В процессе обучения активно используются игровые и практические задания, которые помогают детям осознать сущность чисел и научиться считать до определенного числа.

Какие подходы и приемы используются при формировании понятия числа у детей старшего дошкольного возраста по программе "Детство"?

При формировании понятия числа у детей старшего дошкольного возраста по программе "Детство" используются различные подходы и приемы. Например, детям предлагаются игры с счетными палочками, абакусами и другими счетными материалами, которые помогают им лучше понять структуру чисел и освоить счет до определенного числа. Также детям предлагается решать разнообразные задачи и упражнения, которые помогают им применять полученные знания на практике.

Как проводится апробация и обработка результатов опытно-практической работы по программам обучения математике в дошкольных образовательных учреждениях?

Апробация и обработка результатов опытно-практической работы по программам обучения математике в дошкольных образовательных учреждениях проводится через систематическое наблюдение, анализ и оценку работы детей. В процессе обучения математике учителя ведут наблюдение за развитием понимания чисел и числовых операций у детей, а также проводят различные тестирования и контрольные работы. Полученные результаты обрабатываются с целью оценки эффективности применения программ и внесения необходимых корректировок в учебный процесс.

Какие программы используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста для формирования понятия числа?

В работе с детьми старшего дошкольного возраста для формирования понятия числа часто используются различные программы, такие как "Детство", "Школа 2010" и "Программа воспитания и обучения в детском саду". Эти программы предлагают систематическое обучение математике, включающее в себя игры, упражнения и задачи, которые помогают детям лучше понять структуру чисел и научиться считать.

Как формируется понятие числа у детей старшего дошкольного возраста?

Понятие числа формируется у детей старшего дошкольного возраста путем использования различных подходов, приемов и упражнений, предлагаемых программой "Детство". Программа включает в себя специально разработанные задания и игры, которые помогают детям понять сущность числа, его свойства и использование в практических ситуациях.

Какие подходы и приемы используются при формировании понятия числа у детей старшего дошкольного возраста?

В программе "Детство" используются различные подходы и приемы для формирования понятия числа у детей. Некоторые из них включают игры с предметами, счет на пальцах, использование математических игрушек и конструкций, а также использование разных методов представления чисел, таких как цифры, пальцы и предметы.

Как проводится апробация и обработка результатов опытно-практической работы по программам обучения математике в ДОУ?

Апробация и обработка результатов опытно-практической работы по программам обучения математике в ДОУ происходит путем проведения специальных занятий и упражнений с детьми, а также наблюдения за их результатами и прогрессом. Эти данные затем записываются и анализируются, чтобы определить эффективность программы и внести соответствующие изменения, если необходимо.