Образ русской природы в творчестве И.Шишкина и И.Левитана.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусство
  • 2626 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 10.12.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ В ТВОРЧЕСТВЕ И.И. ШИШКИНА
1.1 Ранние годы: становление творчества
1.2 Специфика художественного языка И.Шишкина
ГЛАВА 2. И. ЛЕВИТАН – «ХУДОЖНИК ЧИСТЫХ КРАСОК»
2.1 Ранние пейзажи И.Левитана
2.2 Особенности выразительных средств в пейзажах И. Левитана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Общее настроение ожидания трогает нас в картине. Это ожидание прихода настоящей, теплой, могучей и неотвратимой весны. Скорое наступление ее ощущается во всем: в ослепительном снеге, и в набухших почках, и в цвете теней, которые из холодно-синих становятся лиловатыми.
«Природа вместе с этим горячим чувством ожидания весны еще хранит признаки зимы. На голых ветвях тополя еще сиротливо ютится пустой скворечник, а в лесу, где снег лежит плотным слоем, еще, наверно, холодно. Но как ни хмурится март, все же быть весне! Любуясь картиной, мы чувствуем, как пригревает солнышко, хотя и не видим его. И не потому ли человек забыл прикрыть дверь? Весна идет из того леска, который сейчас нежится под теплым голубым небом. Голубизна эта пронизывает и насыщает снег, темную хвою сосен, белоствольные березки...»
В конце того же 1895 года написал художник «Золотую осень», картину общеизвестную. Осень изображена как радостный праздник светло-золотистых, желтых, багряных красок. Этот мотив — синяя река, желтая, багряная листва — стал отныне излюбленным в отечественной пейзажной живописи при изображении осени.
Через год Левитан выставляет пейзаж «Весна. Большая вода». В пейзажах Левитана, и особенно в этом, сказывается совершенно оригинальный, свойственный только данному мастеру строй художественного образа. Это отнюдь не рассказ, потому что в нем нет никакого действия, подобно тому, какое происходит у Саврасова в картине «Грачи прилетели». Передача мотива внешне сдержанного, спокойного, а на самом деле полного огромного внутреннего движения и выражения душевного состояния художника особенно присуща Левитану.
«Весна. Большая вода» — лирико-музыкальная поэма художника о половодье в русских полях, о грациозных по-девичьи березках, купающихся в затопивших все вешних водах, о весне света, как потом назовет это явление Пришвин, и еще об очень многом, что хотелось бы описывать не прозой, а стихами или воссоздавать музыкой. Удивительна эта музыкальность Левитана: березки купаются в водах и отражаются в них, слышится, кажется, мелодичный плеск воды. Зрительный образ как бы дополняется слуховым».
Лето 1897 года Левитан провел в Подмосковье, в Звенигородском уезде, который неотступно манил художника, бывавшего и за границей, и на знойном юге родины. Он создает по этюдам картину «Летний вечер». Уже отблистал, отгорел день. Наступает покойный, теплый вечер, напоенный запахом мяты. За околицей, за ровной линией темнеющего леса догорает закат. Тишина. Перед нами выступает мудрый и прекрасный, высокочеловечный художник с прощальной вечерней песней, исполненной глубокого лирического настроения. Он славит мир на родной земле.
Предпоследним, 1899-м годом помечена картина «Озеро».
«Если прозрачный, хрустальный пейзаж «Весна. Большая вода» напоминает чарующее пение скрипки, если «Летний вечер» славит мир и покой, то «Озеро» звучит, как победный бой колоколов, как многозвучный, торжественный финал оперы Глинки «Иван Сусанин».
Исчезло некое однообразие цветовой гаммы первых вещей живописца, таких, как «Осенний день. Сокольники». Ликует полдень лета. Солнце стоит в зените, и с ярко-синего, блещущего неба льется его торжествующая песнь. По воде проплывают тени бесконечных облаков, предвещающих хорошую погоду. Легкий ветерок рябит воду. Необъятные пространства, широчайшая перспектива открываются взору на десятки верст — белеют церкви, золотятся нивы, голубеют дали. И никакой пестроты в красках и мазках. Они нерушимо связаны друг с другом, созвучны и «дышат» светом, солнцем, воздухом. Это пленэр. И эхо, которое ощущается в пейзаже «Весна. Большая вода», перерастет здесь в мелодичный, радостно-бурный перезвон.
Недаром художник хотел эту картину назвать «Русь». Он стремился в ней к обобщенному выражению русской природы, которая вдохновляет человека, служит вечным источником его сил и высоких духовных порывов.
Левитан умер в 1900 году, тридцати девяти лет, от тяжелой болезни сердца. Изнуренный жизненными невзгодами и безрадостными впечатленных состояний природы, Левитан должен был поспешно набрасывать их с натуры. С этих эскизов и этюдов писал он потом большие вещи. Художественное наследие его наряду с завершенными пейзажами представляет сотни живописных и карандашных набросков, которые лишь частично воплотились в картины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение важно еще раз дать оценку значимости творчества И.Шишкина и И.Левитана в истории русской и мировой живописи. Значение и место Шишкина в истории отечественной живописи огромно. Если Саврасова можно считать родоначальником лирического пейзажа, то Шишкина следует назвать основоположником пейзажа эпического. За ним идут художники, открывшие другие стороны в природе нашей родины. Шишкин обладал счастливым даром трогать струны народной души, он уверенно берет те ноты, которые ему подсказывает здоровый инстинкт художника, и свободно находит дорогу к душе всякого человека, любящего русскую природу.
Рассматривая его произведения, мы все время ощущаем незримое присутствие их творца — человека огромной самобытной души, настоящего патриота, ставящего превыше всего служение своему великому народу.
Творчество художника развивалось единственно по святым законам наблюдения натуры, ежедневного, систематического труда, поисков нового, более совершенного выражения природы.
Картины Левитана с детства вошли в нашу жизнь, хотя написаны более ста лет тому назад. В них душа России, ее природа, ее грусть. Пейзажи Левитана больше и чаще, чем произведения других художников, назывались пейзажами настроения. И это понятно. Свое, особое восприятие окружающего художник умел остро передавать зрителю, рождая в нем ответное настроение.
Восторг, любовь, грусть вливались в полотна Левитана сто лет назад, и вот оно, чудо искусства, – с тех пор они льются с его картин, заставляя сжиматься сердца тысяч людей, радоваться и грустить. За всем этим стоит огромный труд и тонкое чувство природы, которое Паустовский называл «шестым чувством». С природой нерасторжимо связан весь мир художника. Он уходил в природу, и она давала ему все, помогала забыть горечь и усталость, обиды и неудачи, тяжесть потерь и болезнь. Она дарила ему минуты тихой радости.
Природа ответила Левитану взаимностью. Она радуется и страдает на полотнах художника, она раскрывается в самых обыденных и простых, много говорящих, дорогих каждому родных мотивах. И сколько их уже навсегда соединяются у нас с его именем. «Левитановский пейзаж» – это понятие прочно вошло в нашу жизнь. Эти пейзажи живут в нашем сознании неотъемлемо, как родная земля.
Левитан блистательно продолжил дело основоположников русского реалистического пейзажа, добился необычайной изысканности и душевности выражения — особой левитановской красоты. Его одухотворенный пейзаж исполнен огромной лирической силы, пробуждающей и возвышающей любовь к родной земле.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анисов Л.М. Шишкин. - М.: Изд. центр Терра, 1996. – 413 с.
Веретенников А.М. Мир Левитана, 1860-1900. - М.: Терра-Кн. клуб, 2003. – 191 с.
Веретенников А.М. Мир Шишкина: 1832-1898. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб, 2003. – 190 с.
Иван Шишкин = Ivan Shishkin: история жизн. пути: творч. наследие / [авт. текста Анатолий Сергеев]. - М.: Белый город, 2004. - 304 с.
Королева С. Исаак Ильич Левитан. 1860-1900 / [авт. текста: С. Королева]. – М.: Директ-Медиа: Комсомольская правда, 2009. - 48 с.
Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века / Ф.С. Мальцева. - М.: Искусство, 2001. – 55 с.
Манин В. Иван Шишкин. - М.: Белый город, 2000. – 63 с.
Петров В. Исаак Левитан. - М.: Белый город, 2000. – 63 с.
Пророкова С.А. Исаак Ильич Левитан. - Киев: Рад. школа, 1990. - 159 с.
Сергиевская Н.И. Левитан: жизнь и творчество. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 127 с.
Турков А.М. Исаак Ильич Левитан. - М.: Терра-Кн. клуб, 2001. - 255 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Илл.1. Шишкин И. Сосновый бор.



Илл. 2. Левитан И. Над вечным покоем.
Веретенников А.М. Мир Шишкина: 1832-1898. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб, 2003. Веретенников А.М. Мир Левитана, 1860-1900. - М.: Терра-Кн. клуб, 2003.
Анисов Л.М. Шишкин. - М.: Изд. центр Терра, 1996.
Сергиевская Н.И. Левитан: жизнь и творчество. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века / Ф.С. Мальцева. - М.: Искусство, 2001.
Иван Шишкин = Ivan Shishkin: история жизн. пути: творч. наследие / [авт. текста Анатолий Сергеев]. - М.: Белый город, 2004.
Анисов Л.М. Шишкин. - М.: Изд. центр Терра, 1996.
Веретенников А.М. Мир Шишкина: 1832-1898. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб, 2003.
Манин В. Иван Шишкин. - М.: Белый город, 2000.
Веретенников А.М. Мир Шишкина: 1832-1898. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб, 2003.
Иван Шишкин = Ivan Shishkin: история жизн. пути: творч. наследие / [авт. текста Анатолий Сергеев]. - М.: Белый город, 2004.
Анисов Л.М. Шишкин. - М.: Изд. центр Терра, 1996.
Веретенников А.М. Мир Шишкина: 1832-1898. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб, 2003.
Манин В. Иван Шишкин. - М.: Белый город, 2000.
Веретенников А.М. Мир Шишкина: 1832-1898. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб, 2003.
Иван Шишкин = Ivan Shishkin: история жизн. пути: творч. наследие / [авт. текста Анатолий Сергеев]. - М.: Белый город, 2004.
Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века / Ф.С. Мальцева. - М.: Искусство, 2001.
Веретенников А.М. Мир Шишкина: 1832-1898. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб, 2003.
Анисов Л.М. Шишкин. - М.: Изд. центр Терра, 1996.
Сергиевская Н.И. Левитан: жизнь и творчество. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
Турков А.М. Исаак Ильич Левитан. - М.: Терра-Кн. клуб, 2001.
Пророкова С.А. Исаак Ильич Левитан. - Киев: Рад. школа, 1990.
Королева С. Исаак Ильич Левитан. 1860-1900 / [авт. текста: С. Королева]. – М.: Директ-Медиа: Комсомольская правда, 2009.
Пророкова С.А. Исаак Ильич Левитан. - Киев: Рад. школа, 1990.
Веретенников А.М. Мир Левитана, 1860-1900. - М.: Терра-Кн. клуб, 2003.
Там же.
Веретенников А.М. Мир Левитана, 1860-1900. - М.: Терра-Кн. клуб, 2003.
Сергиевская Н.И. Левитан: жизнь и творчество. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
Турков А.М. Исаак Ильич Левитан. - М.: Терра-Кн. клуб, 2001.
Пророкова С.А. Исаак Ильич Левитан. - Киев: Рад. школа, 1990.
Королева С. Исаак Ильич Левитан. 1860-1900 / [авт. текста: С. Королева]. – М.: Директ-Медиа: Комсомольская правда, 2009.
Пророкова С.А. Исаак Ильич Левитан. - Киев: Рад. школа, 1990.












3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Анисов Л.М. Шишкин. - М.: Изд. центр Терра, 1996. – 413 с.
2.Веретенников А.М. Мир Левитана, 1860-1900. - М.: Терра-Кн. клуб, 2003. – 191 с.
3.Веретенников А.М. Мир Шишкина: 1832-1898. - М.: ТЕРРА - Кн. клуб, 2003. – 190 с.
4.Иван Шишкин = Ivan Shishkin: история жизн. пути: творч. наследие / [авт. текста Анатолий Сергеев]. - М.: Белый город, 2004. - 304 с.
5.Королева С. Исаак Ильич Левитан. 1860-1900 / [авт. текста: С. Королева]. – М.: Директ-Медиа: Комсомольская правда, 2009. - 48 с.
6.Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века / Ф.С. Мальцева. - М.: Искусство, 2001. – 55 с.
7.Манин В. Иван Шишкин. - М.: Белый город, 2000. – 63 с.
8.Петров В. Исаак Левитан. - М.: Белый город, 2000. – 63 с.
9.Пророкова С.А. Исаак Ильич Левитан. - Киев: Рад. школа, 1990. - 159 с.
10.Сергиевская Н.И. Левитан: жизнь и творчество. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 127 с.
11.Турков А.М. Исаак Ильич Левитан. - М.: Терра-Кн. клуб, 2001. - 255 с.

Вопрос-ответ:

Какова специфика художественного языка И. Шишкина?

В творчестве И. Шишкина специфика художественного языка проявляется в его мастерстве передать красоту и величие русской природы. Он использует яркие и насыщенные цвета, четкие контуры и дробные пятна, чтобы передать детали и атмосферу пейзажа. Шишкин также обращает особое внимание на свет и тень, создавая эффект глубины и объемности в своих работах.

Какие особенности выразительных средств можно найти в пейзажах И. Левитана?

Пейзажи И. Левитана отличаются особым меланхоличным настроением и нежной гаммой цветов. Он использует пастельные оттенки и размытие контуров, чтобы создать ощущение тонкости и легкости природы. Левитан также обращает внимание на детали, такие как отражение воды или листва на деревьях, чтобы передать максимальное количество информации о пейзаже.

В чем заключается основная тема картин И. Шишкина?

Основная тема картин И. Шишкина связана с изображением русской природы. Он пытался передать красоту и величие родной земли, ее могучие леса, глубокие озера и живописные поля. В его работах можно увидеть весь богатый мир русской природы и ее влияние на человека.

Какие чувства вызывает у зрителей творчество И. Шишкина?

Творчество И. Шишкина вызывает в зрителях чувства восхищения, умиротворения и преклонения перед красотой природы. Его яркие и живые картины передают эмоции и ощущения, которые вызывает природа в человеке - радость, спокойствие, волнение и гармонию. Зритель ощущает себя частью прекрасного и удивительного мира, который создан художником.

Что характеризует особенности выразительных средств в пейзажах И. Левитана?

Особенности выразительных средств в пейзажах И. Левитана характеризуются нежной гаммой цветов и пастельными оттенками. Картины Левитана отличаются меланхоличным настроением и размытыми контурами, что создает ощущение тонкости и легкости природы. Художник также обращает внимание на детали и создает эффект объемности и глубины путем использования отражения и освещения.

Какие художники изучаются в статье?

В статье рассматривается творчество Ивана Шишкина и Исаака Левитана.

В каком году началось становление творчества Ивана Шишкина?

Становление творчества Ивана Шишкина началось в его ранние годы.

Какой художественный язык присущ Ивану Шишкину?

Иван Шишкин использовал свой художественный язык, который был особенным и уникальным.