Теория отчуждения труда К.Маркса и её значение для развития экономической социологии.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экономика
  • 1111 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 10.12.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Теория отчуждения . . . . . . . . . . . . 4
Отчуждение труда . . . . . . . . . . . . . 9
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Список литературы . . . . . . . . . . . . 12
Фрагмент для ознакомления

Маркс увидел здесь аналогию с социально-экономическими явлениями, а именно с отношениями между трудом и капиталом. Как и почему богатство общества, его прогресс — все то, что создано трудом человека, - оказывается чуждым, часто враждебным самим рабочим? Почему, например, фабричный труд (наиболее производительный во времена Маркса) действовал на рабочих отупляюще, превращая их в простой придаток машин; почему замена ручного труда машинами нередко оборачивалась лишь ростом безработицы; наконец, почему созданное человечеством материальное и культурное богатство находится в частной собственности меньшинства, тогда как его действительные творцы — трудящиеся лишены не только контроля над ним, но часто и доступа к нему?
Анализируя этот процесс отчуждения, Маркс начинает с простого: рабочий трудится на фабрике, но продукт фабрики принадлежит не ему, а владельцу средств производства — капиталисту. Продукт труда оказывается чужим для его создателя — это первая, простейшая форма отчуждения труда. Но вслед за этим чужой и чуждой рабочему становится и его собственная производственная деятельность — он не заинтересован в том, что делает; его труд вынужденный, он приходит на фабрику только для того, чтобы заработать себе на жизнь. Эта жизнь начинается для него лишь за воротами фабрики. В результате происходит еще одно превращение: рабочий не воспринимает свой фабричный труд как нечто значимое, как свое участие в созидании общественного богатства. Это ведет к утрате общественного, общекультурного смысла человеческой деятельности. Тем самым жизнь человека как полноправного представителя человечества или, по выражению Маркса, родовая жизнь человека — низводится до роли средства для поддержания его индивидуальной жизни.
Всеобщее отчуждение рабочего от окружающего его общества составляет главную тему экономических исследований Маркса. «Капитал» — это развернутый ответ на вопросы, поставленные им в теории отчужденного труда. В своей теории эксплуатации труда Маркс прослеживает всю «историю» прибавочной стоимости: каким образом она формируется из продукта труда, как она возвращается в производство в виде нового капитала и как замыкается этот цикл «самовозрастания» капитальной стоимости. Маркс показывает, что «самовозрастание» капитала — это особая, присущая капитализму форма общественного прогресса. В ее рамках собственник капитала не только получает власть над трудом нанятого им рабочего, но и подчиняет своим целям сами условия его труда и найма: технологию и организацию производства, направленность технического прогресса, даже характер потребительского спроса. Извлечение прибыли становится самоцелью, подчинение труда капиталу приобретает устойчивый всесторонний характер.
Заключение
Обмен богатствами внутреннего мира между личностями главная цель межчеловеческого общения. Тогда изменится внутренняя природа личности, появятся всесторонне развитые личности. Универсально-развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек - таков идеал Маркса. Достижение этого идеала он связывает с ликвидацией частнособственнических отношений, преодолением социального закрепления ролей человека в системе разделения труда, формированием отношений нового типа - коммунистических.
Возникший в последнее время цивилизационный подход, мода на который в конце 20 и начале 21 вв. распространилась преимущественно только в России, сформировался в пику формационному учению Маркса, которое преувеличивало значение экономики и производство, но недоучитывало, а то и вовсе умаляло роль культуры и духовного начала.
Тем не менее, учение К. Маркса остается великим достижением человеческой культуры, а время от времени возникающие на Западе циклы подъема интереса к его наследию, известные как «ренессансы Маркса», свидетельствуют об огромном эвристическом потенциале радикалистски ориентированных социальных теорий.


Список литературы
Вопросы ленинизма / Сталин И.В.. - 11-е изд. - М.: Госполитиздат, 1945. - 611 c.
Гароди Р. Грамматика свободы М., 1950.
Давыдов Ю. Н. Труд и свобода. М.: Высш. шк., 1963. - 201 с.
Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. – М., 1977. - 320 с.
Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 112 с
Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. тт.1-50. — М., 1955—1981.
Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала ХХ века.- М., 2008 . – с. 208.
История теоретической социологии в 4-х томах / Под ред. Ю.Н.Давыдова. М., 1997.
Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 112 с.
Вопросы ленинизма / Сталин И.В.. - 11-е изд. - М.: Госполитиздат, 1945. - 213 c.
Гароди Р. Грамматика свободы. М., 1952, - с. 35.
Давыдов Ю. Н. Труд и свобода М. , 1963. - с. 43.
Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. – М., 1977. – с. 63.
Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. - с. 195.
Там же- с. 368.









3

Список литературы
1.Вопросы ленинизма / Сталин И.В.. - 11-е изд. - М.: Госполитиздат, 1945. - 611 c.
2.Гароди Р. Грамматика свободы М., 1950.
3.Давыдов Ю. Н. Труд и свобода. М.: Высш. шк., 1963. - 201 с.
4.Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. – М., 1977. - 320 с.
5.Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 112 с
6.Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. тт.1-50. — М., 1955—1981.
7.Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала ХХ века.- М., 2008 . – с. 208.
8.История теоретической социологии в 4-х томах / Под ред. Ю.Н.Давыдова. М., 1997.

Вопрос-ответ:

Что такое теория отчуждения труда К. Маркса?

Теория отчуждения труда К. Маркса представляет собой концепцию, согласно которой рабочий, работая на капиталистическом предприятии, теряет контроль над своим трудом и продуктом своего труда, что приводит к ощущению отчуждения и алиенации.

Каково значение теории отчуждения труда для развития экономической социологии?

Теория отчуждения труда К. Маркса имеет большое значение для развития экономической социологии, поскольку она помогает понять социальные и психологические последствия капиталистической организации труда. Она выявляет противоречия между интересами трудящегося и капиталистического предприятия, а также подчеркивает важность восстановления контроля рабочих над своим трудом и продуктом своего труда.

Как К. Маркс объясняет отчуждение труда?

К. Маркс объясняет отчуждение труда как процесс, при котором рабочий теряет контроль над своим трудом и его результатом. Работник становится частью производственного процесса, где его труд становится просто средством для достижения прибыли. Он теряет возможность самостоятельного регулирования своей работы и не видит прямой связи между своими действиями и конечным продуктом. В результате, рабочий чувствует себя чужим и отчужденным от своего труда.

Каковы последствия отчуждения труда по мнению К. Маркса?

По мнению К. Маркса, отчуждение труда имеет негативные последствия для рабочих и для общества в целом. Рабочие становятся апатичными, лишенными интереса к своей работе и чувства достоинства. Они чувствуют себя просто заменяемыми рабочими машинами. Это может привести к деградации трудовой силы и снижению производительности труда. В конечном счете, отчуждение труда подрывает развитие и устойчивость капиталистической экономики.

Какова основная идея теории отчуждения труда К. Маркса?

Основная идея теории отчуждения труда К. Маркса заключается в том, что в капиталистическом обществе трудящиеся стали отчуждаться от своего труда, от себя как личностей и от общества в целом. Отчуждение происходит из-за эксплуатации, отсутствия контроля над процессом производства и неравных социально-экономических отношений.

Какое значение имеет теория отчуждения труда К. Маркса для развития экономической социологии?

Теория отчуждения труда К. Маркса имеет большое значение для развития экономической социологии, поскольку она помогает понять и объяснить социальные и экономические проблемы, связанные с отношениями между трудом и капиталом. Она позволяет анализировать и критически оценивать неравные социально-экономические отношения, эксплуатацию рабочего класса и проблемы отчуждения от производства и общества.

Что такое отчуждение труда?

Отчуждение труда - это процесс, при котором рабочий становится отчужденным от продукта своего труда, от самого процесса труда, от своей собственной человеческой сущности и от общества в целом. Рабочий теряет контроль над своим трудом, становится простым инструментом в процессе производства и является эксплуатируемым капиталистической системой.

Какова роль труда в создании богатства общества?

Труд играет важную роль в создании богатства общества. Вся продукция и богатство, которые существуют в обществе, были созданы трудом людей. Рабочие вкладывают свой физический и интеллектуальный труд для производства товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности людей и обеспечивают экономический прогресс общества.

Что такое теория отчуждения труда К. Маркса?

Теория отчуждения труда К. Маркса описывает процесс, в котором рабочие люди становятся отчужденными от продукции своего труда. По мнению Маркса, это происходит из-за капиталистической экономической системы, где труд превращается в товар. Рабочие испытывают отчуждение от своей работы, от самого процесса труда и от своих социальных отношений.