Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Антимонопольное регулирование в рыночной экономике (опыт США, России и других стран) (по работам Шаститко А., Розановой Г.)

  • 30 страниц
  • 15 источников
  • Добавлена 15.03.2011
650 руб. 1 300 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Монополистическая деятельность и определение ее сущности и видов
1.2 Социально-экономические последствия монополистической деятельности
2 АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
2.1Антитрестовые законы США и их предпосылки
2.1.1 Закон Шермана 1890 года
2.1.2Закон Клейтона 1914 года
2.1.3Закон Робинсона-Патмана 1936 года
2.1.4Закон Селлера-Кефовера 1950 года
2.2Проблемы интерпретации антимонопольного регулирования в США и его особенности в ряде других стран
3МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКОВ РОССИИ И ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Проблемы правового регулирования конкурентных отношений России
3.2 Деятельность Федеральной антимонопольной службы России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Данный механизм будет включаться, если в течение последних 30 календарных дней на территории региона рост розничных цен на эти товары составил 30 и более процентов.
Целями государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ являются повышение эффективности производства на основе рыночного регулирования экономических процессов, развитие предпринимательства. Основной задачей этой политики является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках по определенным группам товаров (работ, услуг).
Реализация этой главной задачи предусматривает решение более частных задач:
Анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений.
Формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции.
Установление и поддержание единого экономического пространства на территории России.
Создание действенной системы государственного контроля и регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.
Развитие предпринимательства, поддержка малого и среднего бизнеса.
Реформирование государственных предприятий и формирование рыночной инфраструктуры.
Демонополизация экономики и развитие конкуренции на рынках РФ взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами государства, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой.
Процесс демонополизации экономики, формирование и развитие конкурентной среды рассчитаны на долгосрочную перспективу с ежегодным уточнением приоритетов. Осуществление этого процесса предусматривает также учет следующих общих требований:
ориентация на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей;
комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки;
дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых и региональных особенностей;
взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;
определение приоритетов и места демонополизации и развития конкуренции в обшей государственной политике экономических реформ;
установление этапов и методов формирования и развития конкурентной среды;
учет факторов интеграции российской экономики в мирохозяйственную систему, а также открытости товарных рынков России для международной конкуренции;
обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.
И, наконец, политика демонополизации и развития конкуренции должна будет учитывать, как предусмотрено Программой, интеграционные процессы в промышленности, создание промышленных или финансово-промышленных групп, действующих на российских рынках и оказывающих вероятное воздействие на состояние конкуренции.
Важно также отметить, что и на монополистическую деятельность в России существенное влияние оказал мировой финансово-экономический кризис.
В сентябре 2008 года мировой финансовый кризис вступил в активную фазу.
Серьёзнее всего, возможно, финансовый кризис скажется на основных макроэкономических показателях страны и реальном секторе экономики. На сегодняшний день российская экономика в значительной мере зависима от спроса на материалы и сырье в первой стадии обработки и энергоносители, а значит, мировой экономический кризис неизбежно будет влиять на состояние российской экономики, причем далеко не лучшим образом. Снижение цен на нефть и отток капитала сделают экономическое положение страны достаточно тяжёлым. Впрочем, катастрофическим состояние вряд ли станет, ведь потребность в сырье сохранится даже в кризисных условиях. Темпы роста российской экономики, вероятнее всего, также значительно понизятся, а некоторые инвестиционные проекты станут невозможны в новых условиях.
Однако, есть и положительные стороны. В условиях мирового кризиса развивающиеся рынки, к которым относится и Россия, будут давать самые лучшие условия для роста в отличие от США, Западной Европы и Японии.
Главный урок кризиса заключается в том, что при огромном падении покупательского спроса цены не только не упали, но и в ряде случаев значительно выросли. Так, к примеру, при девальвации рубля в прошлом году резко выросли цены на лекарства. Однако, сейчас, когда доллар стоит почти 29 рублей, адекватного снижения цен на лекарства не происходит.
Подведя итог, можно сказать, что монополия - это фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар (ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
В завершении также можно сделать вывод, что монополизм оказывает скорее негативные последствия на экономику страны, сдерживая развитие новых предприятий, поэтому в любой стране необходимо проведение активной антимонопольной политики.

3.2 Деятельность Федеральной антимонопольной службы России

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.
Итак, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, о размещении государственного заказа, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года);
надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26 марта 2003 года);
надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года);
надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года);
надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года).
С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.
ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.
В структуре антимонопольного ведомства находятся территориальные управления ФАС России и центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений. По состоянию на 01 марта 2010 года в структуру ФАС России входит 82 территориальных управления. Штатная численность работников службы в регионах составляет 2 647 человек. Численность работников центрального аппарата составляет 630 человек.
Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и «О рекламе».
В завершении также можно вспомнить, что ФАС России создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 года. Служба восприняла большую часть функций ликвидированного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (за исключением функций по контролю соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей, переданных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Роспотребнадзор).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе написания данной работы были рассмотрены особенности монополизма в России.
Так, можно сказать, что монополизм представляет собой преобладание на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединившихся для завоевания рынка, подавления конкурентов, установления контроля над ценами или действиями экономических субъектов по подчинению рынка и установлению контроля над ценами.
Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.
Монополистическая деятельность, таким образом, – это противоречащая антимонопольному законодательству деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции.
Было выяснено, что выделяют следующие виды монополий:
естественная монополия;
чистая монополия;
конгломерат (концерн).
Существует и другая классификация, в соответствии с которой выделяют:
олигополию;
картель;
синдикат;
монопсонию.
В любой стране необходимо проведение политики, сдерживающей развитие монополий.
Так, в процессе написания работы было выявлено, что целью антимонопольной политики государства является создание концепций рыночной среды государственного регулирования.
Методы государственного регулирования антимонопольной деятельности можно свести к следующим:
Формирование государственных, региональных и муниципальных программ демонополизации экономики и развития конкуренции.
Федеральная программа должна разрабатываться для рынков общенационального масштаба. Соответственно региональные программы должны разрабатываться для рынков регионального масштаба (например, производство молока). Муниципальные программы разрабатываются для рынков муниципального масштаба (в основном это скоропортящиеся продукты).
Формирование целевых программ в поддержке малого бизнеса – это тоже важное средство демонополизации.
Итак, в завершении можно также отметить, что в современной России монополии имеют место быть, однако необходимо активное проведение антимонопольной политики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. – Учебник.- М.: Магистр, 2005.- 320 с.
Артемьев И. Монополизм в экономике - одна из причин роста цен на социально значимые товары // Пресс служба.- 2010.- 25 января
Бреднев И.А. Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия // Array.- 2009.- 11 сентября
Войтов А.Г. Экономика//Экономическая теория. Учебник- .М.: АСТ, 2009.- 489 с.
Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. - М.: РАН, 2007.-379 с.
Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики.- М.: «Визави», 2009.-480 с.
Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву // Классика российского права.- 2008.- №52
Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2007.-349 с.
Мамин С.Д. Экономический кризис // Перспектива.- 2009.- 5 марта
Михайлов С Дума ограничила монополизм торговых сетей в России // Русская служба.- 2009.- 18 февраля
Причины мирового экономического кризиса // ТопТренинг.- 2009.- 3 февраля.- №16
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2008.-436 с.
Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория.- М.: Теис, 2002.- 591 с.
Яхов Б. Антитрестовые законы США // Экономика.- 2010.- №5
Официальный сайт ФАС: http://www.fas.gov.ru/structure/452.shtml (дата обращения 04.03.2011 г.)

Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков – Учебник.- М.: Магистр, 2005.- 320 с.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2008.-436 с., с. 253
Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики.- М.: «Визави», 2009.-480 с., с. 360

Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2007.-349 с., с. 137
Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория.- М.: Теис, 2002.- 591 с., с.376
Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. - М.: РАН, 2007.-379 с., с. 217
Бреднев И.А. Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия // Array.- 2009.- 11 сентября
Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву // Классика российского права.- 2008.- №52

Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву // Классика российского права.- 2008.- №52
Яхов Б. Антитрестовые законы США // Экономика.- 2010.- №5

Войтов А.Г. Экономика//Экономическая теория. Учебник- .М.: АСТ, 2009.- 489 с., с. 261
Михайлов С. Дума ограничила монополизм торговых сетей в России // Русская служба.- 2009.- 18 февраля
Мамин С.Д. Экономический кризис // Перспектива.- 2009.- 5 марта
Причины мирового экономического кризиса // ТопТренинг.- 2009.- 3 февраля.- №16
Артемьев И. Монополизм в экономике - одна из причин роста цен на социально значимые товары // Пресс служба.- 2010.- 25 января
Официальный сайт ФАС: http://www.fas.gov.ru/structure/452.shtml (дата обращения 04.03.2011 г.)












4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. – Учебник.- М.: Магистр, 2005.- 320 с.
2.Артемьев И. Монополизм в экономике - одна из причин роста цен на социально значимые товары // Пресс служба.- 2010.- 25 января
3.Бреднев И.А. Антитрестовое законодательство США: сущность и последствия // Array.- 2009.- 11 сентября
4.Войтов А.Г. Экономика//Экономическая теория. Учебник- .М.: АСТ, 2009.- 489 с.
5.Государственное регулирование монополии и конкуренции в промышленно развитых странах. - М.: РАН, 2007.-379 с.
6.Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики.- М.: «Визави», 2009.-480 с.
7.Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву // Классика российского права.- 2008.- №52
8.Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2007.-349 с.
9.Мамин С.Д. Экономический кризис // Перспектива.- 2009.- 5 марта
10.Михайлов С Дума ограничила монополизм торговых сетей в России // Русская служба.- 2009.- 18 февраля
11.Причины мирового экономического кризиса // ТопТренинг.- 2009.- 3 февраля.- №16
12.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2008.-436 с.
13.Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория.- М.: Теис, 2002.- 591 с.
14.Яхов Б. Антитрестовые законы США // Экономика.- 2010.- №5
15.Официальный сайт ФАС: http://www.fas.gov.ru/structure/452.shtml (дата обращения 04.03.2011 г.)

У нас вы можете заказать