Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности развития НИОКР в развитых странах.

  • 34 страницы
  • 13 источников
  • Добавлена 03.07.2011
900 руб. 1 800 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ НТП И НИОКР
1.1 Сущность и единство понятия «наука»
1.2 Научно-техническая революция и ее характерные особенности
1.3 НТП и НИОКР как достижение Научно-технической революции
1.4 Роль НИОКР в стимулировании экономического развития
2 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ НИОКР
2.1 Деятельность наукоемких и инновационных организаций за рубежом
2.1.1 Особенности НИОКР в США
2.1.2 Научные работы в современной Японии
2.1.3 Наукоемкий сектор стран ЕС
2.2 Инновационная деятельность в России, ее влияние на социально-экономические процессы общества
3 НЕОБХОДИМОСТЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ НИОКР В РОССИИ НА ОСНОВЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

В настоящее время выпускается большое количество устаревшего оборудования или его модификация с незначительными изменениями отдельных параметров, качественные и количественные характеристики которого принципиально не меняются, в то время как производство прогрессивного наукоёмкого оборудования, сократилось в сотни раз. Расходы на исследования и разработки, осуществляемые из всех источников, в России в 15 раз ниже, чем у США, в 9,2 раза - чем в Японии, в 5 раз - чем в Германии, и в 4,8 раза чем в Китае. Это позволяет сделать вывод о том, что в России разработка и внедрение новых технологических решений не является источником экономического роста и повышения конкурентоспособности на мировом рынке. В России реализуется не более 8-10% инновационных идей и проектов, в то время как в США - 62%, Японии - до 95%.
Таблица 4.
Деятельность связанная с использованием техники и иноформационных технологий
Отрасли 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. Число организаций, имевших научно-техничесские, проектно-конструкторские подразделения 61 54 42 48 64 Число подразделений, выполняющих научные исследования и разработки 108 101 96 102 128 Численность работников в подразделениях, выполнявших научные исследования и разработки, чел. 1450 1757 1385 1566 1628
Наибольшие сложности в осуществлении инновационной деятельности связаны с недостатком собственных финансовых средств (81% организаций), высокой конкуренцией (46%), крайней изношенностью оборудования (45%). Всё более распространённым становится фактор высокого уровня налогообложения (42% организаций) и недостаток рынков сбыта (37%).
Серьёзным ограничением для реализации нововведений остаётся длительный период окупаемости нововведений (40% организаций). Высокий процент коммерческого кредита препятствует введению инноваций на 30% предприятий обрабатывающей промышленности. А более чем для 20% организаций ограничением для внедрения инноваций служит нехватка квалифицированных кадров.
Таблица 5.
Финансирование науки из средств федерального бюджета
2006 2007 2008 2009 Расходы федерального бюджета, млн. руб. 76909,3 97363,2 132703,4 162115,9 в том числе: на фундаментальные исследования 32025,1 42773,4 54769,4 69735,8 на прикладные научные исследования 44884,2 54589,8 77934,0 92380,1 в процентах: к расходам федерального бюджета 2,19 2,27 2,22 2,14 к валовому внутреннему продукту 0,36 0,36 0,40 0,39
В целом можно отметить, что технологические инновации не являются средством решения экономических проблем в России ни на макро- ни на микроуровне. Именно этим можно объяснить низкую привлекательность частных и государственных инвестиций в их создание и внедрение. В настоящее время в структуре исследовательских ИР преобладают расходы на разработки, они составляют 70,2% общего объёма финансирования на ИР, на прикладные исследования приходится 16,4%, а на фундаментальные - всего 13,4%.
В третьей главе определим направления стимулирования сферы НИОКР в России.



3 НЕОБХОДИМОСТЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ НИОКР В РОССИИ НА ОСНОВЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Опыт экономически развитых стран мира свидетельствует о том, что инновационное развитие обеспечивается финансированием научно-технической сферы в объеме 1,5% ВВП.
Роль государства в обеспечении условий инновационного лидерства в настоящее время должна быть сосредоточена на трех важнейших направлениях:
организация инновационного финансирования;
регулирование финансирования инновационной деятельности;
обеспечение стимулирования взаимодействия в сфере финансирования НИОКР государства, корпоративного сектора и научного сообщества.
Вместе с тем организация инновационного финансирования представляется крайне затруднительной в условиях отсутствия закона, регламентирующего инновационную деятельность. Проекты федерального закона «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» на протяжении ряда лет дважды были представлены на рассмотрение в Государственную Думу. Однако эти проекты, на наш взгляд, не отличались высокой степенью проработанности и не могли стать законодательной основой организации, регулирования, а также финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации.
Вот почему первостепенное значение в настоящее время имеет разработка государственной стратегии инвестиционной деятельности в сфере науки и технологий. Ее отсутствие не позволяет обеспечить финансовую базу для реализации программного документа, регламентирующего развитие науки и технологий, — Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2012 г. и дальнейшую перспективу, утвержденного Президентом Российской Федерации, а также совместным решением Совета безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям.
Недостаточное финансирование сферы науки и технологий в России связано с незначительностью объема внутренних инвестиционных ресурсов, генерируемых кредитной системой, рынком ценных бумаг, неэффективностью деятельности финансово-промышленных групп в области НИОКР, отсутствием, как правило, других форм государственного, корпоративного и научного взаимодействия в направлении инновационного финансирования.
Важнейшей проблемой для страны остается трансформация сбережений в инвестиции. Так, например, если в США отношение активов банковской системы к ВВП составляет около 520%, то в Российской Федерации около 50%.
Представляется, что прямое государственное финансирование НИОКР в настоящее время должно быть сосредоточено:
во-первых, на эффективном распределении бюджетных средств;
во-вторых, на стимулировании объединения инвестиционных возможностей субъектов инновационной деятельности.
В этих целях необходимо вернуться к практике формирования в составе федерального бюджета фонда развития, обеспечивающего реальную процедуру оценки, отбора и финансирования инвестиционных проектов и программ на высокотехнологичной основе.
Поскольку в настоящее время именно бюджетные ресурсы являются основой для осуществления инновационной деятельности хозяйствующими субъектами страны, крайне важным представляется формирование в составе федерального бюджета бюджета НИОКР, что успешно используется в практике финансирования инноваций, например, в США. По нашему мнению, необходимо введение такой налоговой льготы, как предоставление налогового кредита на НИОКР для инновационно активных предприятий России.
В связи с тем, что инновационные проекты и программы представляют собой высокорисковые, долговременные и высокозатратные объекты инвестирования, следует использовать механизмы их смешанного финансирования (например, ассигнования федерального бюджета — финансовые вложения венчурного фонда — средства ФПГ; финансовые ресурсы компании — денежные средства, привлеченные на рынке ценных бумаг, — средства бюджетов различных уровней; финансовые ресурсы ФПГ — синдицированный кредит — средства бюджета развития).
Такой подход позволит обеспечить реализацию государственной инвестиционной стратегии инновационного развития Российской Федерации, увеличить, объединить и эффективно использовать денежные ресурсы всех субъектов инновационного финансирования.
В настоящее время принципиально важным является процесс создания инновационной инфраструктуры, поиск инвестиционной привлекательности не на уровне отдельного региона, а за счёт активизации механизма межрегиональной экономической интеграции, трансрегионализации бизнеса. Это позволит перераспределить инвестиции по горизонтали - из экономически более продвинутых регионов в менее развитые, стимулировать активность малого инновационного бизнеса, способствовать формированию социального капитала.
Существенное направление инновационной модернизации - сочетание трансрегиональной интеграции с жёсткой межрегиональной конкуренцией. Межрегиональные хозяйственные связи и конкуренция между отдельными регионами в рамках субъектов Федерации порождают новые возможности развития производства и его инновационности, осознание зависимости всех регионов от успеха друг друга.
Выделим комплекс мер по улучшению инновационного климата в регионах, что способствует модернизации экономики, сокращению разрыва в уровне промышленного развития и конкурентоспособности России и развитых стран.
Модернизация производства предполагает кардинальное обновление технологической базы, осуществляемое за счёт импорта известных, освоенных технологий.
Важнейшим фактором улучшения инновационного климата регионов является принципиальное изменение системы управления предприятиями. Необходим переход к горизонтальным структурам, сетевым взаимосвязям, аутсортингу, упорядочению бизнес-процессов.
Быстро растущий сегмент управленческой деятельности - конкуренция за кадры.
В стратегическом аспекте необходимо кардинальное изменение качества экономического роста регионов, переход от экстенсивного типа роста за счёт количественных факторов.
В завершении отметим, что роль государства в обеспечении условий инновационного лидерства в настоящее время должна быть сосредоточена на трех важнейших направлениях:
организация инновационного финансирования;
регулирование финансирования инновационной деятельности;
обеспечение стимулирования взаимодействия в сфере финансирования НИОКР государства, корпоративного сектора и научного сообщества.
Вместе с тем организация инновационного финансирования представляется крайне затруднительной в условиях отсутствия закона, регламентирующего инновационную деятельность. Недостаточное финансирование сферы науки и технологий в России связано с незначительностью объема внутренних инвестиционных ресурсов, генерируемых кредитной системой, рынком ценных бумаг, неэффективностью деятельности финансово-промышленных групп в области НИОКР, отсутствием, как правило, других форм государственного, корпоративного и научного взаимодействия в направлении инновационного финансирования. Важнейшей проблемой для страны остается трансформация сбережений в инвестиции. В этих целях необходимо вернуться к практике формирования в составе федерального бюджета фонда развития, обеспечивающего реальную процедуру оценки, отбора и финансирования инвестиционных проектов и программ на высокотехнологичной основе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе необходимо было изучить особенности совершенствования НИОКР в развитых странах.
В первую очередь выяснили, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) определяют как комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство.
Наиболее развитыми сферами НИОКР обладают США, ЕС, Япония и Китай.
Именно этим объясняется необходимость их изучения в работе для наращивания опыта в целях стимулирования наукоемкой деятельности в России.
Итак, роль государства в обеспечении условий инновационного лидерства в настоящее время должна быть сосредоточена на трех важнейших направлениях:
организация инновационного финансирования;
регулирование финансирования инновационной деятельности;
обеспечение стимулирования взаимодействия в сфере финансирования НИОКР государства, корпоративного сектора и научного сообщества.
Также выяснили, что в настоящее время необходимо вернуться к практике формирования в составе федерального бюджета фонда развития, обеспечивающего реальную процедуру оценки, отбора и финансирования инвестиционных проектов на высокотехнологичной основе.
Важнейшим фактором модернизации национальной экономики, становления, развития и укрепления новой экономики во всех сферах жизни России является интенсификация инновационной деятельности.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Белоусов А.Р. Долгосрочные тренды российской экономики. Сценарии экономического развития России до 2020 года. М.: ЦМАКП, 2010.- 399 с.
ВВП Японии в 2008-2009 финансовом году снизится на 0,8% // Экономика.- 2009.- 19 декабря
Глисин Ф. Инновационная деятельность промышленных компаний // Вопросы экономики. - 2009.-№4
Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2007.- 399 с.
Гурков И. Инновационное развитие и конкурентоспособность: очерки развития российских предприятий.- М.: АСТ, 2010.- 402 с.
Иванова Н. Расходы на НИОКР в мире в 2010 г. (млрд. долл. США) // Открытая экономика.- 2011.- март
Катрич С.В. Наукоемкий сектор за рубежом // Экономика и мысль.- 2010.- №190 (16)
Марков А.В., Власлва С.Ю. Естествознание.- М.: «Пересвет», 2009.-439 с.
Мерлихин Р.Ю. Экономика.- СПб: «Леда», 2008.- 470 с.
Некрасов А.А. Наука в России.- М.: «Пализа», 2009.-381 с.
Оболенский В. Технологическое соперничество на мировом рынке // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 7
Роль сферы НИОКР в современной экономике // Наука и общество.- 2010.- №63
Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь/Под. ред. Л.М. Гохберга - М.: Центр исследований и статистика науки, 2006. – 601 с.


Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2007.- 399 с., с.130
Марков А.В., Власлва С.Ю. Естествознание.- М.: «Пересвет», 2009.-439 с., с. 248
Мерлихин Р.Ю.Экономика.- СПб: «Леда», 2008.- 470 с., с. 405-411
Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь/Под. ред. Л.М. Гохберга - М.: Центр исследований и статистика науки, 2006. – 601 с., с.186
Некрасов А.А. Наука в России.- М.: «Пализа», 2009.-381 с., с, 264
Роль сферы НИОКР в современной экономике // Наука и общество.- 2010.- №63
Иванова Н. Расходы на НИОКР в мире в 2010 г. (млрд. долл. США) // Открытая экономика.- 2011.- март
Катрич С.В. Наукоемкий сектор за рубежом // Экономика и мысль.- 2010.- №190 (16)
Ивашковский С.Н. Факторы экономического роста // Эллитариум.- 2008
ВВП Японии в 2008-2009 финансовом году снизится на 0,8% // Экономика.- 2009.- 19 декабря
Иванова Н. Расходы на НИОКР в мире в 2010 г. (млрд. долл. США) // Открытая экономика.- 2011.- март
Иванова Н. Расходы на НИОКР в мире в 2010 г. (млрд. долл. США) // Открытая экономика.- 2011.- март
Иванова Н. Расходы на НИОКР в мире в 2010 г. (млрд. долл. США) // Открытая экономика.- 2011.- март
Белоусов А.Р. Долгосрочные тренды российской экономики. Сценарии экономического развития России до 2020 года. М.: ЦМАКП, 2010.- 399 с., с. 147
Гурков И. Инновационное развитие и конкурентоспособность: очерки развития российских предприятий.- М.: АСТ, 2010.- 402 с., с.51.
Глисин Ф. Инновационная деятельность промышленных компаний // Вопросы экономики. - 2009.-№4.-С16.
Оболенский В. Технологическое соперничество на мировом рынке // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 7, С.4












3

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Белоусов А.Р. Долгосрочные тренды российской экономики. Сценарии экономического развития России до 2020 года. М.: ЦМАКП, 2010.- 399 с.
2.ВВП Японии в 2008-2009 финансовом году снизится на 0,8% // Экономика.- 2009.- 19 декабря
3.Глисин Ф. Инновационная деятельность промышленных компаний // Вопросы экономики. - 2009.-№4
4.Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2007.- 399 с.
5.Гурков И. Инновационное развитие и конкурентоспособность: очерки развития российских предприятий.- М.: АСТ, 2010.- 402 с.
6.Иванова Н. Расходы на НИОКР в мире в 2010 г. (млрд. долл. США) // Открытая экономика.- 2011.- март
7.Катрич С.В. Наукоемкий сектор за рубежом // Экономика и мысль.- 2010.- №190 (16)
8.Марков А.В., Власлва С.Ю. Естествознание.- М.: «Пересвет», 2009.-439 с.
9.Мерлихин Р.Ю. Экономика.- СПб: «Леда», 2008.- 470 с.
10.Некрасов А.А. Наука в России.- М.: «Пализа», 2009.-381 с.
11.Оболенский В. Технологическое соперничество на мировом рынке // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 7
12.Роль сферы НИОКР в современной экономике // Наука и общество.- 2010.- №63
13.Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь/Под. ред. Л.М. Гохберга - М.: Центр исследований и статистика науки, 2006. – 601 с.


У нас вы можете заказать