Готовая работа

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История государства и права
  • 2626 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 29.12.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


1. Введение
3. Реформирование центральных отраслевых органов управления
4. Образование Сената
5. Реформа местного управления
6. Преобразование военной службы
7. Заключение
8. Библиография

Фрагмент для ознакомления

Так, Сенат, а также коллегии были созданы в этой новой столице.
В 1720 году был учрежден Главный магистрат, который также расположился в Санкт-Петербурге. Он координировал деятельность магистратов, а также выступал в качестве апелляционной инстанции в сфере судебной деятельности. Спустя один год был принят Устав Главного магистрата, в котором была полностью определена деятельность всех магистров.
Описанный уже неоднократно отраслевой принцип, который определял специализацию всех коллегий, не был полностью реализован в созданной системе: так, кроме специальных коллегий, функции в сфере финансов и судебной деятельности были отданы сразу нескольким коллегиям. За пределами компетенции контроля коллегий также были оставлены некоторые отрасли, среди которых полицейские, медицинские функции, а также функции почты и просвещения.
Созданные коллегия остались за пределами области дворцового управления. Изменением не подверглись ни приказ большого дворца, ни канцелярии дворцовых дел. Это в некоторой степени подрывало единый характер системы коллегий.
Можно констатировать, что реформирование системы государственного управления в России серьезным образом отразилось на всей системе госслужбы. Характерными чертами стали централизация и бюрократизация.
5. Реформа местного управления
«Реорганизация местного управления преследовала главную цель - увеличение налоговых поступлений в казну. Для этого требовалось не только централизовать управленческую систему, усилить контрольные функции государства, но и создать механизм стимулирования торгово-промышленных предпринимательских слоев населения. Функционировать этот механизм, по мысли Петра, мог при условии сведения в одних и тех же органах государственных и выборных (муниципальных) элементов управления».
Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на основе старой модели: воеводское управление и система областных приказов. В процессе петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702 г. вводится институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В 1705 г. этот порядок становится обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией.
Характерно, что преобразование местных органов управления началось в городах. Бурмистерской палате, созданной в Москве, были подчинены все выборные органы местного управления (губы). В состав бурмистерских губ входили: бурмистры (выборные от купцов, слобод и сотни), во главе губ стояли президенты.
В 1702 г. отменяется институт губных старост, и их функции передаются воеводам, управляющим делами совместно с выборными дворянскими советами.
В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства: учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати.
Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор (Петербургская и Азовская губернии), объединявшие в своих руках всю административную, судебную и военную власть. Им подчинялись четыре помощника по отраслям управления:
В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд - провинция - губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства.
Губернии образовались в следующем порядке: в 1708 г. - Московская, Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская; в 1713 г. - Рижская, в 1714 г. - Новгородская, в 1717 г. - Астраханская.
В качестве основного административного, финансового и судебного органа в губернии выступала канцелярия. С 1713 г. при губернаторе учреждаются ландраты (советники) из местных дворян. Однако, в отличие от городского самоуправления, коллегиальный принцип управления в губерниях не прижился.
Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть ее заключалась в следующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во главе этих единиц были поставлены также губернаторы, вице-губернаторы или воеводы.
6. Преобразование военной службы
Военная реформа была одним из важнейших звеньев в цепи государственных преобразований начала XVIII в. После неудачных походов на Азов (1695-1696 гг.) прекратило свое существование дворянское конное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личной охраны Петра I - Преображенский, Семеновский и Бутырский. Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старых стрелецких подразделений и их расформирование.
С 1699 г. начинается формирование рекрутской системы набора в армию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населения были сформированы два полка. К 1705 г. было собрано уже двадцать семь полков, набор осуществлялся по установленным рекрутским округам. С 1723 г. на основе переписи была введена система подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено пятьдесят три рекрутских набора, давших двести восемьдесят четыре тысячи солдат). Закрепленный порядок позволил сформировать многочисленную, хотя и плохо обученную армию.
Управление армией осуществляли в начале XVIII в. Разрядный приказ и Приказ военных дел, созданный для руководства полками «нового строя». Были упразднены Иноземский и Рейтарский приказы. Обеспечением армии ведали Приказ генерал-комиссара. Приказ артиллерии (1700 г.) и Провиантский приказ (1700 г.). Стрельцами ведал Приказ земских дел. После создания Сената часть военного управления переходит к нему, часть - к Военной канцелярии, созданной из слившихся военных приказов. Централизация военного управления завершилась созданием Военной коллегии (1719 г.) и Адмиралтейства (1718 г.).
В 1719 г. вводится изданный в 1716 г. «Устав воинский», регламентировавший состав и организацию армии, отношения командиров и подчиненных, обязанности армейских чинов. В 1716 г. основной военный закон - воинский устав - по прямому указу Петра I был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней. Распространение воинского права на гражданскую сферу вело к применению в отношении гражданских служащих тех же мер наказания, которым подлежали военные преступления против присяги - ни до, ни после Петра в истории России не было издано такого огромного количества указов, обещавших смертную казнь за преступления по должности.
В 1720 г. был принят Морской устав.
В октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод присваивают Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского», и Россия становится империей.
7. Заключение
В начале восемнадцатого столетия в Русском государстве была сформирована абсолютная монархия, возглавляемую императором, которая сменила самодержавную монархию вместе с Боярской думой. Были упразднены такие органы государственной власти как приказы и воеводы и созданы Сенат вместе с новой бюрократической системой институтов – коллегий. Это стало основой Русской империи.
После окончания Северной войны городские органы самоуправления вновь подверглись реорганизации. В городах были созданы магистраты, а в Петербурге Главный магистрат, состоявшие из выборных чиновников с теми же полномочиями, что и у прежних бурмистров: сбор податей, руководство торговлей и промышленностью, суд. Однако после смерти Петра I местное самоуправление захирело, и все управленческие дела сосредоточились у губернаторов. Столь же безрезультатно завершились попытки Петра I отделить от администрации суд.
С 1722 г. председательствование губернаторов в надворных судах получает санкцию закона, нижние суды упраздняются вообще и правосудие возвращается к воеводам. Такой порядок вещей более соответствовал духу полицейского государства, созданного Петром I.
Судьба других нововведений в области государственного устройства, осуществленных Петром I, была более счастливой. Сенат, к примеру, превратившись при ближайших преемниках Петра в одну из коллегий, ведавших административными и судебными делами, вновь возвысился при Елизавете Петровне и сосредоточил в своих руках все нити государственной деятельности. С 1802 г. Александр I окончательно превратил Сенат в высшую судебную инстанцию, передав административное управление министерствам.
Большинство коллегий было ликвидировано в ходе губернской реформы Екатерины II, которая сохранила лишь две - военную и иностранных дел. Павел I восстановил их, но ненадолго, в 1802 г. на смену им пришли министерства.
«После смерти Петра I система органов управления, слишком сложная и дорогостоящая, была в большой степени упразднена. Новую и крупную реформу местного управления провела Екатерина II. Вместо ландратских коллегий при губернаторе было учреждено губернское правление, также в качестве совещательного органа. Была учреждена должность вице-губернатора, который был помощником губернатора и возглавлял вместе с тем Казенную палату - орган местного финансового управления. В губерниях и уездах был создан ряд вспомогательных органов. Новая система должна была быть достаточно гибкой и подвижной для организации немедленного подавления всяческих крестьянских волнений».
8. Библиография
Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. - 216 с.
Звягинцев А. Самый первый Генеральный прокурор России // Фельдпочта, № 43, 16 августа 2004 г.
Исаев И.А. История государства и права России / Учебник для юридических вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996. - 544 с.
История государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева. - М., 1998. - 528 c.
История государственного управления России. Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 608 с.
История государственной службы в России XVIII-XX веков. - М., 1999.
История отечественного государства и права. Часть I. / Под ред. О.И. Чистякова. - М, Издательство «БЕК», 1998. - 340 с.
Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. Отв. ред. А.Г. Маньков. - М., Юридическая литература, 1986.
Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. - М.: ГУП «Облиздат», ТОО «Алир», 1998. - 672 с.

История Государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева. - М., 1998. - С. 121.
Исаев И.А. История государства и права России / Учебник для юридических вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996. - С. 134.
История государственного управления России. Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - С. 152.
История государственной службы в России XVIII- XX веков. - М., 1999. - С. 15-20.
Звягинцев А. Самый первый Генеральный прокурор России // Фельдпочта, № 43, 16 августа 2004 г.
Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. – С. 94.
История государственного управления России. Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - С. 129.
История отечественного государства и права. Часть I. / Под ред. О.И. Чистякова. – М, Издательство «БЕК», 1998. – С. 223.












2

8. Библиография
1.Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. Курс лекций. - Новоси¬бирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. - 216 с.
2.Звягинцев А. Самый первый Генеральный прокурор России // Фельд-почта, № 43, 16 августа 2004 г.
3.Исаев И.А. История государства и права России / Учебник для юри-дических вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996. - 544 с.
4.История государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева. - М., 1998. - 528 c.
5.История государственного управления России. Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 608 с.
6.История государственной службы в России XVIII-XX веков. - М., 1999.
7.История отечественного государства и права. Часть I. / Под ред. О.И. Чистякова. - М, Издательство «БЕК», 1998. - 340 с.
8.Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. Отв. ред. А.Г. Маньков. - М., Юридическая литература, 1986.
9.Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. - М.: ГУП «Об-лиздат», ТОО «Алир», 1998. - 672 с.

Вопрос-ответ:

Что такое Главный магистрат?

Главный магистрат - это центральный отраслевой орган управления, который был учрежден в 1720 году в Санкт-Петербурге. Он координировал деятельность магистратов и выполнял функции апелляционной инстанции в сфере судебной деятельности.

Какие функции выполнял Главный магистрат?

Главный магистрат координировал деятельность магистратов и выступал в качестве апелляционной инстанции в судебных делах. Он также имел полномочия по контролю за местным управлением и участвовал в процессе реформирования центральных отраслевых органов управления.

Какие изменения произошли в системе местного управления?

В рамках реформы местного управления были внесены изменения. Одним из ключевых изменений было создание Главного магистрата в Санкт-Петербурге, который координировал деятельность магистратов и выполнял функции апелляционной инстанции в судебных делах.

Какие центральные отраслевые органы управления были подвергнуты реформированию?

В рамках реформирования были подвергнуты реформам центральные отраслевые органы управления, такие как Главный магистрат, сенат и коллегии. Они были созданы для более эффективного управления и координации деятельности в различных сферах.

В каком году был учрежден Главный магистрат?

Главный магистрат был учрежден в 1720 году.

Какие центральные отраслевые органы управления были реформированы?

Были реформированы центральные отраслевые органы управления, такие как Сенат, Главный магистрат и магистраты.

Когда был учрежден Главный магистрат и где он располагался?

Главный магистрат был учрежден в 1720 году и он также располагался в Санкт-Петербурге.

Какую роль выполнял Главный магистрат?

Главный магистрат выполнял роль координатора деятельности магистратов и апелляционной инстанции в сфере судебной деятельности.

Что было принято спустя один год после создания Главного магистрата?

Спустя один год после создания Главного магистрата был принят Устав Главного магистрата.