Пенсионная система: содержание, недостатки, пути совершенствования.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика труда
  • 9393 страницы
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 20.02.2011
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования пенсионной реформы
1.1. Теоретические основы государственного регулирования пенсионной системы
1.2. Законодательные основы построения пенсионной системы
1.3. Зарубежный опыт формирования пенсионной системы
Глава 2. Характеристика пенсионной системы Российской Федерации
2.1. Анализ пенсионного обеспечения в России
2.2. Негосударственные пенсионные фонды: проблемы и недостатки
2.3. Результаты пенсионной реформы в России
Глава 3. Совершенствование и реформирование пенсионной системы в Российской Федерации
3.1. Варианты механизмов достижения сбалансированности распределительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации
3.2. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы
Заключение
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

Восстановление связи между базовой и страховой частями трудовой пенсии на основе страховых принципов. Напомним, что с 2002 года финансирование базовой части осуществляется за счет единого социального налога, а с 2005 года - из средств федерального бюджета. Индексация же базовой части проводится без всякой связи с доходами, имеющимися в распоряжении страховщика, с ориентацией на темпы инфляции или приближение к ПМП. При этом размер базовой части не зависит ни от заработка (взносов) застрахованного лица, ни от его стажа (для назначения требуется всего 5 лет страхового стажа), что фактически превращает базовую часть трудовой пенсии в социальное пособие.
Начиная с 2010 года базовая часть трудовой пенсии финансируется за счет средств страховых взносов и индексируется (производится дополнительное увеличение) темпами, установленными действующим законодательством для страховой части трудовой пенсии, т.е. исходя из роста среднемесячной начисленной заработной платы, но не выше индекса роста доходов ПФР в расчете на 1 пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.
Одновременно с этим установлена нормативная продолжительность страхового стажа 30 лет и связь размера базовой части с указанной нормативной продолжительностью страхового стажа. Эту меру предлагается ввести с 2015 года.
За каждый год, недостающий до нормативной продолжительности, размер базовой части будет снижаться на 3%, за каждый год, превышающий ее, - увеличиваться на 6%. Причем пересмотреть размер однажды назначенной базовой части пенсии при выработке дополнительного стажа будет невозможно. Данная мера призвана не только усилить страховую направленность пенсии, но и стимулировать большую продолжительность периода активной трудовой деятельности и, следовательно, отчисления взносов в бюджет ПФР.
В 2010 году вследствие изменения механизма индексации базовой части трудовой пенсии ее средний размер возрос по сравнению с 2009 годом на 480 руб. (рис. 12).
Таким образом, только за первый год реализации предложенных мер средний размер трудовой пенсии возрос до 7946 руб. (т.е. на 2725 руб., или в 1,54 раза по сравнению с 2009 годом (см. рис. 12)). Темп роста средней заработной платы в 2010 году составил 1,19 раза, а инфляция в первом полугодии 2010 года - 1,075 раза.
Ликвидация бедности среди пенсионеров. В случае если размер трудовой пенсии в совокупности с иными мерами социальной поддержки (такими как ежемесячная денежная выплата, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, дополнительное материальное обеспечение и т.п.) не достигает ПМП в Российской Федерации, планируется производить социальную доплату.






2009 год 2010 год
┌───────────────┐ ┌───────────────┐
│ базовая часть │ ┌──────────────────────┐ │ базовая часть │
│ 2448 │ │индексация 19,5% = 480├────► │ 2928 │
└───────────────┘ └──────────────────────┘ └───────────────┘
┌───────────────┐ ┌──────────────────────┐ ┌───────────────┐
│страховая часть│ │индексация 19,5% = 541├────► │страховая часть│
│ 2773 │ └──────────────────────┘ │ 5018 │
│ │ ┌──────────────────────┐ │ │
│ │ │валоризация = 1704 ├────► │ │
└───────────────┘ └──────────────────────┘ └───────────────┘
┌───────────────┐ ┌───────────────┐
│трудовая пенсия│ ┌──────────────────────┐ │трудовая пенсия│
│ 5221 │ │ прирост = 2725 ├────► │ 7946 │
└───────────────┘ └──────────────────────┘ └───────────────┘

Рис. 12. Прирост трудовой пенсии, руб. (вариант 2010 года, валоризация 10% + 1%)


При этом устанавливается принцип адресного повышения пенсий до уровня ПМП в регионе (с учетом иных мер социальной поддержки), но не свыше ПМП в Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации должны принять законодательные решения по аналогичным мерам адресного повышения пенсий (путем установления доплаты) до величины ПМП в регионе, если он выше федерального.
Финансирование соответствующих выплат должно осуществляться за счет средств субъекта Российской Федерации и субсидий из федерального бюджета.
Ожидаемые результаты
Благоприятные для нынешних пенсионеров результаты реализации рассматриваемых законопроектов проявятся уже в первые годы. Так, в 2010 году средний размер трудовой пенсии возрос с 6,6 тыс. руб. (при сохранении действующего законодательства) до 7,9 тыс. руб., т.е. в 1,2 раза.
К 2022 году средний размер трудовой пенсии, по актуарным оценкам, превысит пенсию по действующей системе в 2 раза, а к 2050 году - более чем в 6 раз (рис. 13).

Рис. 13. Среднегодовой размер трудовой пенсии, руб.

Соотношение среднего размера трудовой пенсии с ПМП уже в 2010 году составит 157% вместо планируемых 144%, а в 2040 году превысит 300% (рис. 14).


Рис. 14. Соотношение среднего размера трудовой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера, %

Таким образом, целевые ориентиры относительно уровня пенсий для старшего поколения пенсионеров и застрахованных лиц (2,5 ПМП) будут достигнуты к 2024 году.
Проведение валоризации, повышение тарифа страховых взносов, постоянная индексация верхней границы доходов, на которую начисляются взносы, в комплексе помогут существенно замедлить снижение коэффициента замещения (соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости со средней заработной платой в экономике), хотя совсем остановить его не удастся.
Если при сохранении действующего законодательства уже к 2025 году средний пенсионер будет получать только 10% среднего заработка работающего человека, т.е. за 15 лет коэффициент замещения снизится на 16 процентных пунктов, то при реализации законопроектов он уменьшится лишь на 9 пунктов - с 33% до 23,7% (рис. 15).

Рис. 5. Коэффициент замещения среднего размера трудовой пенсии по старости, %

К 2030 году при реализации законопроектов соотношение среднего размера трудовой пенсии по старости со средней зарплатой в экономике составит 21,5% (в действующих условиях - 8%), в 2050 году - 20,3% (3,4%).
Однако начать рассчитывать индивидуальный коэффициент замещения, т.е. соотношение пенсии в момент ее назначения и заработной платы, с которой застрахованное лицо уплачивало взносы в течение всей трудовой деятельности (осовремененной с учетом роста цен за этот временной период), можно будет только в 2030-е гг. К этому времени в системе персонифицированного учета накопится информация о заработке за весь период работы (а для получения пенсии, равной 40% предыдущего заработка, согласно нормам Конвенции Международной организации труда N 102 о минимальных нормах социального обеспечения, необходимо выработать стаж 30 лет).
Застрахованным лицам, выходящим на пенсию по старости после 2032 года, она будет назначаться в среднем размере, составляющем не менее 42% их предыдущих заработков, а в первые годы - свыше 50%. Таким образом, будет обеспечиваться достижение целевого ориентира для застрахованных лиц младших поколений.
Наиболее болезненной проблемой остается обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости ПФР. Несмотря на существенное (на 6 процентных пунктов) повышение с 2010 года ставок отчислений в ПФР и введение 10%-го солидарного тарифа, не учитывающегося в пенсионных правах застрахованных лиц, а, следовательно, не увеличивающего обязательства, Фонд не сможет обеспечивать свою финансовую самостоятельность. При реализации законопроектов дефицит бюджета ПФР вплоть до 2017 года будет ниже, чем при развитии в рамках неизменной системы, но к началу 2030-х гг. при отсутствии дополнительных мер по стабилизации пенсионной системы он превысит уровень, прогнозируемый при сохранении действующего законодательства, в 1,5 раза, а в 2050 году - в 5 раз (рис. 16).

Рис. 16. Динамика дефицита бюджета ПФР, млрд. руб.
В то же время при существенном увеличении доходной и расходной частей бюджета ПФР доля дефицита в объеме расходов на выплату трудовых пенсий при развитии пенсионной системы во все годы прогнозного периода будет значительно ниже, чем при сохранении существующей системы. Так, в 2010 году он составит 5% (при сохранении действующей системы - 9%), 2020 году -19% (32%), 2030 году - 23% (41%) (рис. 17).

Рис. 17. Доля дефицита бюджета ПФР в расходах на выплату трудовых пенсий, %
Таким образом, обеспеченность выплаты пенсий собственными средствами в реформированной пенсионной системе будет также выше, чем при ее сохранении без изменений.
Реализация предлагаемого варианта развития пенсионной системы - введение тарифа страховых взносов 20% (а с 2011 года - 26%) и ликвидация бедности среди пенсионеров - позволит в период до 2050 года поддерживать расходы на пенсионное обеспечение граждан на уровне не ниже 6% ВВП с увеличением до 7% к 2050 году, а затраты на финансирование пенсионной системы, включая формирование накоплений, - на уровне не ниже 6,9-7,8% ВВП.
Тем самым уровень расходов на пенсионное обеспечение в России приблизится к нынешнему уровню расходов на эти цели в США (7,2% ВВП). Современный среднеевропейский показатель расходов на пенсионное обеспечение - 12% ВВП (Германия - 12,%, Франция - 12,8%, Италия - 15,4%). К 2050 году, однако, в связи со старением населения прогнозируется рост этого показателя в ряде стран Европы на 3-7% ВВП и более.

3.2. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы

Принятие правительственного решения о дополнительных мерах по совершенствованию пенсионной системы опирается на всесторонний анализ показателей долгосрочного планирования развития пенсионной системы РФ.
В Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах (09.03.2007 г.) указано на ключевую задачу стабилизации пенсионной системы как главного рискового фактора развития отечественной экономики в долгосрочной перспективе. Для этого предложено ускорить реализацию пенсионной реформы в части обеспечения сбалансированности Пенсионного фонда РФ (ПФР). Дальнейшие действия в пенсионной сфере должны быть основаны на долгосрочных расчетах сбалансированности пенсионной системы, а также учитывать целевые ориентиры ее развития: уровень коэффициента замещения и контролируемую налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, расширение накопительных элементов пенсионной системы, в первую очередь стимулирование добровольных пенсионных накоплений.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 г. данная задача была конкретизирована в части необходимости формирования устойчивого экономического механизма пенсионного обеспечения на долгосрочную перспективу, создающего условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем. Эти меры должны предусматривать, в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, более эффективное управление пенсионными накоплениями.
Сложность поставленных задач адекватна сложности и глубине накопленных за годы перестройки экономических проблем пенсионной системы, которые усугубляются воздействием общемировых тенденций и факторов - углубляющимся демографическим и финансовым кризисами.
Чтобы реализовать эффективные инструменты государственного регулирования пенсионной системы необходимо опираться на факторы, которые определяют ее развитие. Это:
- макроэкономические факторы, в частности: темпы роста и структура ВВП, доля в нем фонда оплаты труда, индексы роста потребительских цен (инфляции), количественные характеристики состояния рынка труда и др. (см. табл. 3);
- демографические факторы: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, возрастно-половая структура населения (см. табл. 4);
- социально-трудовые факторы: ситуация на рынке труда, период трудовой активности и структура трудового стажа, уровень оплаты труда (доходы) лиц, уплачивающих взносы, величина прожиточного минимума трудоспособного и нетрудоспособного населения и др.;
- собственно пенсионные факторы: нормативные требования к условиям выхода на пенсию (пенсионные схемы и пенсионные программы), исторически сложившаяся организационная структура самой пенсионной системы и т.п.

Таблица 3
Прогноз основных макроэкономических показателей до 2025 г.
┌──────────────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬────────────┬────────────┐
│ Показатели │ 2010 │ 2015 │ 2020 │ 2025 │
├──────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────────┼────────────┤
│ВВП (факт, цен), млрд. руб. │ 44 800 │ 81 253 │ 139 614 │ 222 475 │
├──────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────────┼────────────┤
│Фонд оплаты труда (в факт, ценах), млрд. руб. │ 11 771 │ 21 857 │ 36 858 │ 57 176 │
├──────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────────┼────────────┤
│Индекс потреб, цен, в среднем за год, в разах к пред.│ 1,06 │ 1,05 │ 1,03 │ 1,03 │
│году │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────────┼────────────┤
│Темп роста среднемесячной зарплаты, раз │ 1,15 │ 1,14 │ 1,11 │ 1,09 │
├──────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────────┼────────────┤
│Среднегодовая численность населения в трудоспособном│ 87,4 │ 82,1 │ 77,7 │ 76,5 │
│возрасте, млн. чел. │ │ │ │ │
├──────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────────┼────────────┤
│Числен, наемных работников, млн.чел. │ 47,13 │ 45,72 │ 43,52 │ 42,42 │
├──────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────────┼────────────┤
│Недостаток бюджета ПФР, млрд. руб. │ -237 │ -627 │ -1700 │ -З010 │
├──────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼────────────┼────────────┤
│Доля в ВВП, в % │ 0,5% │ 0,8% │ 1,2% │ 1,4% │
└──────────────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴────────────┴────────────┘

Рис. 7. Динамика суммы недостатка бюджета Пенсионного фонда РФ (прогноз), млн.руб.



Таблица 4
Прогноз демографических характеристик развития страны до 2025 г.
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬─────────┬───────┐
│ Показатели │ 2010 │ 2015 │ 2020 │ 2025 │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┼───────┤
│Население моложе трудоспособного │ 22,9 │ 24,6 │ 25,8 │ 25,5 │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┼───────┤
│Население старше трудоспособного │ 31,1 │ 33,9 │ 36,7 │ 38,9 │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┼───────┤
│Нагрузка пенсионеров на 1000 наемных работников │ 777 │ 869 │ 961 │ 1035 │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┼───────┤
│Продолжительность жизни, лет │ 69,16 │ 69,85 │ 72,51 │ 75,09 │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┼───────┤
│Период выплаты пенсии │ 21,22 │ 21,46 │ 23,15 │ 24,90 │
├──────────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼─────────┼───────┤
│Коэффициент рождаемости │ 1,50 │ 1,69 │ 1,88 │ 2,02 │
└──────────────────────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴─────────┴───────┘

Рис. 8. Сравнительная характеристика населения двух крупных возрастных групп в населении России, %.

Перечисленные группы факторов накладывают серьезные ограничения на формирование экономических механизмов, которые бы регулировали развитие пенсионной системы. Они должны быть учтены при определении долгосрочных целевых ориентиров ее развития.
Исходя из страховых принципов системы обязательного пенсионного страхования, эти ориентиры должны формулироваться следующим образом:
- полная текущая финансовая обеспеченность накопленных государственных пенсионных обязательств и долгосрочная устойчивость бюджета ПФР;
- создание экономических и социально-трудовых условий для обеспечения адекватного уровня замещения утраченного застрахованным в ПФР лицом дохода/заработка (коэффициент замещения);
- государственная гарантия обеспечения всем получателям трудовых (страховых) пенсий минимального прожиточного уровня.
Рассмотрим, насколько принятые целевые ориентиры реализованы в современной пенсионной системе в контексте долгосрочной перспективы.
По прогнозным оценкам, разбалансированность бюджета ПФР достигнет своего максимума - около 1,2% ВВП - в начале 2020-х годов. При этом, если в 2010 г. несбалансированность составит около 18% от общего объема средств, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, то к 2050 г. этот показатель возрастет почти в 5 раз и превысит 85%. Источником покрытия несбалансированности по действующему законодательству являются средства федерального бюджета, что позволяет говорить не о дефиците пенсионного бюджета, а лишь о финансовой необеспеченности страховых пенсионных обязательств государства. В то же время, с точки зрения госбюджетных отношений, следует отметить, что темпы роста расходных обязательств федерального бюджета на покрытие дефицита пенсионной системы вплоть до середины 2020-х гг. будут опережать темпы роста заработной платы в стране, а в последующем - темпы роста цен. Причин для этой негативной тенденции много, и они обусловлены всеми выделенными выше факторами, однако наиболее существенный вклад в нарастание несбалансированности ПФР вносит фактор снижения доли налогово-страховых отчислений на пенсионные цели, определенными действующим налоговым законодательством.
В долгосрочной перспективе, при сохранении параметров начисления страховых взносов, объем средств, поступающих в систему обязательного пенсионного страхования, т.н. эффективный тариф страховых взносов из-за роста размера зарплаты будет сокращаться (с 11,45% в 2010 г. до 0,59% в 2050 г., т.е. почти 20 раз). Эффективный тариф взносов на страховую составляющую трудовой пенсии сократится еще значительнее - с 8,8% в 2010 г. до 0,3%. в 2050 г.
Разница в динамике показателей обусловлена относительным увеличением к 2027 г. части страховых взносов, отвлекаемых на накопительную часть трудовой пенсии в пользу лиц 1967 года рождения, доля которых к этому времени достигнет 100% застрахованных лиц трудоспособного возраста.
Ответственность Российской Федерации по финансированию базовой части трудовой пенсии за счет средств федерального бюджета при условии поддержания в долгосрочной перспективе среднего размера социальной пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера (ПМП), достигаемого к 2010 г., и соответствующего повышения размеров базовых частей трудовых пенсий по росту ПМП, сократится с 8,7% фонда оплаты труда в 2010 г. до 2,1% в 2050 году, т.е. в 4,1 раза.
Государственные обязательства по выплате страховой части трудовой пенсии будут увеличиваться, опережая рост доходов ПФР, исходя из взносов на страховую часть трудовых пенсий и темпов роста зарплаты. Однако суммы текущих поступлений в бюджет ПФР должны сокращаться по причине резкого сокращения числа занятых трудовой деятельностью. Возникающая разница должна покрываться за счет средств федерального бюджета, и неуклонно возрастает с 1,5% фонда заработной платы в 2010 г., до 4,1% уже в 2022 г.
В результате выявленной тенденции изменения источников финансирования к 2050 г. пенсионная система почти полностью отходит от страховых принципов (86% доходов - средства федерального бюджета), и весь объем средств на ее финансирование, включая накопительную составляющую, сократится с 6,1% ВВП (в т.ч. на выплату пенсий - 5,5% ВВП) в 2010 г. до 1,5-1,6% ВВП в 2050 г. Это недопустимо низкий уровень для мировой практики пенсионного страхования.
Необходимо отметить, что индексация государственных пенсионных обязательств, ограниченная индексом роста доходов ПФР в расчете на каждого пенсионера, с начала реформы отстает от темпов роста среднемесячной зарплаты в стране. Так, только за 2002-2007 гг. накопленное отставание превысило 1,5 раза.
Указанное ограничение было введено в целях регулирования долгосрочной сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования при ожидаемом увеличении относительной численности пенсионеров.
Начиная с 2012 г. основным фактором, оказывающим влияние на снижение темпов роста доходов ПФР в расчете на каждого пенсионера, станет не увеличение относительной численности пенсионеров (в 1,72 раза за период 2010-2050 гг.) и не увеличение относительного объема страховых взносов, отвлекаемых на формирование пенсионных накоплений в пользу лиц 1967 года рождения и моложе (вдвое за период с 2010-2025 гг.), а более чем 25-кратное снижение эффективного тарифа страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в условиях роста заработной платы и сохранения регрессии взносов, о чем уже говорилось выше.
Рост доходов ПФР в расчете на каждого пенсионера с 2016 г. не будет превышать рост цен. В связи с этим страховая часть пенсии может индексироваться всего лишь раз в год - с 1 февраля на индекс роста цен за предшествующий год, а механизм обеспечения сбалансированности доходов, расходов и предстоящих обязательств по выплате страховой части пенсий перестает работать.
Указанные показатели динамики доходов пенсионной системы приведены из параметров оптимистического сценария экономического развития РФ до 2020 г. (см. табл. 5). Этот сценарий предполагает рост ВВП свыше 6% в этот период, с последующим поэтапным снижением до 3% в год, а также увеличение фонда заработной платы с 26% ВВП в 2010 г. до 35% ВВП в 2050 г.
Таблица 5
Прогноз распределительного баланса бюджета ПФР до 2025 г.
┌─────────────────────────────────────────────────────────┬────────┬──────────┬────────┬───────────┐
│Показатели │ 2010 │ 2015 │ 2020 │ 2025 │
├─────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼──────────┼────────┼───────────┤
│Доходы бюджета ПФР, млрд. руб. │ 2 630 │ 4 113 │ 5 965 │ 8 331 │
├─────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼──────────┼────────┼───────────┤
│Расходы бюджета ПФР, млрд. руб. │ 2 867 │ 4 741 │ 7 665 │ 11 341 │
├─────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼──────────┼────────┼───────────┤
│Дефицит бюджета ПФР, млрд. руб. │ -237 │ -627 │ -1 700 │ -3 010 │
├─────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼──────────┼────────┼───────────┤
│Доля дефицита в ВВП, в % │ 0,5% │ 0,8% │ 1,2% │ 1,4% │
└─────────────────────────────────────────────────────────┴────────┴──────────┴────────┴───────────┘

Как видим из таблицы 5, темпы роста доходов бюджета ПФР ниже темпов роста расходов бюджета ПФР, что приведет к увеличению дефицита бюджета ПФР (рис. 10).
Рис. 9. Динамика доли дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ (прогноз), %.

Сокращение доходных источников бюджета ПФР в ныне действующей пенсионной системе ведет к увеличению масштабов второй проблемы, связанной со снижением соотношения размера трудовой пенсии по старости с заработной платой (т.н. коэффициента замещения) в долгосрочной перспективе 2050 г. до 3,5% (против 25,6% в 2009 г. и почти 36% до начала пенсионной реформы 2002 г.).
Рис. 10. Динамика суммы недостатка бюджета Пенсионного фонда РФ (прогноз), млн.руб.

Все вышесказанное означает, что пенсионная система при сохранении действующих норм по формированию пенсионных прав застрахованных лиц не обеспечивает главный принцип обязательного пенсионного страхования - гарантии сохранения пенсионных прав, а наоборот, усиливает неравенство по уровню жизни между работающим и нетрудоспособным населением (см. табл. 6).


Таблица 6
Прогноз основных характеристик пенсионного обеспечения в действующих условиях
┌─────────────────────────────────────────────────────────┬────────┬─────────┬────────┬────────────┐
│ Показатели │ 2010 │ 2015 │ 2020 │ 2025 │
├─────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┼────────────┤
│Прожиточный минимум пенсионера, руб. │ 3 881 │ 5 755 │ 7 985 │ 10 445 │
├─────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┼────────────┤
│Численность населения старше трудоспособного, млн. чел. │ 31,1 │ 33,9 │ 36,7 │ 38,9 │
├─────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┼────────────┤
│Численность получателей трудовой пенсии, млн. чел. │ 36,60 │ 39,75 │ 41,84 │ 43,91 │
├─────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┼────────────┤
│Среднегодовой размер трудовой пенсии в распределительной│ 5 076 │ 8 529 │ 13 757 │ 19 551 │
│системе, руб. в т.ч. │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┼────────────┤
│- базовой части, руб. │ 2 326 │ 3 463 │ 4 812 │ 6 297 │
├─────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┼────────────┤
│- страховой части, руб. │ 2 750 │ 5 066 │ 8 945 │ 13 254 │
├─────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┼────────────┤
│Коэффициент замещения среднего размера трудовой пенсии в│ 24,39 │ 21,41 │ 19,49 │ 17,41 │
│распред. сист., % │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┼────────────┤
│Соотношение среднего размера труд, пенсии в распред.│ 1,31 │ 1,48 │ 1,72 │ 1,87 │
│системе с ПМП, раз │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┼────────────┤
│Социальные пенсии │ │ │ │ │
├─────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┼────────────┤
│- среднегодовой размер, руб. │ 3 712 │ 5 509 │ 7 642 │ 9 998 │
├─────────────────────────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┼────────────┤
│- соотношение с ПМП, раз │ 0,91 │ 0,77 │ 0,67 │ 0,61 │
└─────────────────────────────────────────────────────────┴────────┴─────────┴────────┴────────────┘

Численность лиц, работающих по найму, по прогнозу МЭР, снизится с 48,5 млн. человек в 2010 г. до 39,1 млн. человек в 2050 г., в то время как численность получателей трудовой пенсии за этот же период, напротив, возрастает с 37,3 до 51,7 млн. человек. Таким образом, нагрузка возрастает с 0,77 до 1,32 (или в 1,7 раза).
Введение накопительного компонента в обязательное пенсионное страхование в теоретическом плане призвано решить проблему сохранения пенсионных прав в условиях роста нагрузки на пенсионную систему. Выпадающая часть распределительных доходов бюджета ПФР в 2025-2050 гг. должна замещаться индивидуальными пенсионными накоплениями из расчета 6% страхуемого заработка. Однако, по актуарным расчетам, объем средств, направляемых на накопление, не позволяет обеспечить поддержание коэффициента замещения.
Накопительная часть трудовой пенсии не может существенно влиять на показатели пенсионной системы, по крайней мере, до 2027 г., когда общеустановленного пенсионного возраста достигнет поколение 1967 года рождения и моложе, полностью подпадающее под действие пенсионной модели, введенной в 2002 г. Доля накопительной части в общем размере трудовой пенсии по старости к 2050 г. не превысит 15%. Средний размер накопительной части при этом составит 0,56% среднемесячной начисленной заработной платы, т.е. в 10 раз ниже установленного тарифа на накопление даже с учетом реальной доходности 4%.
В течение всего прогнозного периода в системе обязательного пенсионного страхования сохраняется разбалансированность собственных (страховых) финансовых источников текущего объема принятых государственных пенсионных обязательств, что вызывает потребность в дотациях из федерального бюджета. Объем средств федерального бюджета, перечисляемый на выплату базовой части трудовой пенсии возрастет почти в 3,4 раза, и доля ЕСН увеличивается с 60% в начале прогнозного периода до 75% уже в 2015 г. Расходы распределительной составляющей пенсионного бюджета имеют схожую тенденцию: к 2015 г. они составят 4,1% против 4,8% в начале периода. В результате к 2010 г. необеспеченная потребность распределительной составляющей пенсионной системы возрастает в 2,5 раза, а к 2015 г. - еще в 2,2 раза относительно 2010 г., в 2025 г. - еще в 5,5 раза и составит более 2,8 млрд. руб.
Таким образом, актуарный прогноз показывает резкое углубление негативных тенденций, обусловленных как дальнейшим ухудшением демографической ситуации в стране, так и снижением налоговых ставок, а также нормами действующего пенсионного законодательства.
Без реализации мер государственного регулирования макроэкономической и демографической ситуации возможна финансовая стабилизация пенсионной системы на основе приведения ее к полностью страховым принципам. Однако обеспечить существенное повышение жизненного уровня пенсионеров в этих условиях можно будет лишь при постоянном увеличении ассигнований из федерального бюджета.


Заключение

Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами.
В нашей стране около 40 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования пенсионной системы приобретает социально-политическую значимость.
Существующая государственная пенсионная система имеет множество недостатков. Важнейшими из них являются: финансовая нестабильность; слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада; неоправданно большой удельный вес льготных пенсий; отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни,
Реформа 2010 года — очередной этап перехода отечественной пенсионной системы на страховые принципы. В качестве критерия оценки результатов принята степень достижения целевых ориентиров: долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы, гарантия сохранности пенсионных прав застрахованных лиц и государственная поддержка уровня жизни всех категорий пенсионеров.
Заданные цели пенсионной реформы: гарантия минимального уровня потребления для пенсионеров в соответствии с прожиточным минимумом пенсионера, с одной стороны, и обеспечение условий для коэффициента замещения не ниже 40% для новых поколений застрахованных лиц при стаже не менее 30 лет, с другой — достигаются.
Основное внимание в работе уделено выявлению нерешенных проблем современной пенсионной системы, а также перспективам дальнейшего реформирования ПФР на основе страховых принципов.
Реализация предлагаемого варианта развития пенсионной системы - введение тарифа страховых взносов 20% (а с 2011 года - 26%) и ликвидация бедности среди пенсионеров - позволит в период до 2050 года поддерживать расходы на пенсионное обеспечение граждан на уровне не ниже 6% ВВП с увеличением до 7% к 2050 году, а затраты на финансирование пенсионной системы, включая формирование накоплений, - на уровне не ниже 6,9-7,8% ВВП.
Тем самым уровень расходов на пенсионное обеспечение в России приблизится к нынешнему уровню расходов на эти цели в США (7,2% ВВП). Современный среднеевропейский показатель расходов на пенсионное обеспечение - 12% ВВП (Германия - 12,%, Франция - 12,8%, Италия - 15,4%). К 2050 году, однако, в связи со старением населения прогнозируется рост этого показателя в ряде стран Европы на 3-7% ВВП и более.

Список использованной литературы

Конституция РФ
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями от 16 октября 2010 г.)
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 27 июля 2010 г.)
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями от 27 июля 2010 г.)
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (с изменениями от 27 июля 2010 г.)
Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (с изменениями от 27 июля 2010 г.)
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (с изменениями от 22 апреля, 27 июля 2010 г.)
Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г.) (утратил силу)
Бюджетное послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах от 9 марта 2007 г.
Бюджетное послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 23 июня 2008 г. "О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах"
Бюджетное послание Президента РФ Д.А. Медведева от 25 мая 2009 г. "О бюджетной политике в 2010-2012 годах"
Европейская Социальная Хартия (пересмотренная) (Страсбург, 3 мая 1996 г.)
Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463 "О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации" (с изменениями от 17 сентября 1999 г.)
Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. N 790 "О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации" (с изменениями от 30 мая 1997 г.)
Васильева Ю.В. Об относительной бедности пенсионеров по старости/Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности:/Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 16-18 января 2010 г. - М.: Проспект, 2010.
Вельмяйкин С.Ф. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2009.
Емельянова Т.В. Финансовое обеспечение пенсионных систем в странах ЕС и в России // Финансы, N 10, октябрь 2008 г.
Захаров М.Л. Формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: реальность и перспективы // Журнал российского права, N 6, июнь 2009 г.
Захаров М.Л. Пенсионная реформа в России и проблемы преодоления крайней бедности / Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Проспект, 2010.
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России. Экспертное заключение. - М.: Р. Валент, 2009.
Комментарий к пенсионному законодательству РФ / Под ред. М.Ю. Зурабова. – М.: Норма, 2009.
Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (постатейный) (в ред. Федеральных законов от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ, от 10 ноября 2003 г. N 135-ФЗ, от 28 июля 2004 г. N 81-ФЗ, от 28 декабря 2004 г. N 183-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 48-ФЗ, от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ, от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 18 июля 2009 г. N 182-ФЗ, от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ) // СПС «Гарант»
Кондратьева М. Проблемы пенсионного реформирования // Кадровик. Трудовое право для кадровика, N 9, сентябрь 2007 г.
Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации // Трудовое право, 2009, N 4
Кучма М.И. Пенсионное страхование как составная часть системы государственного социального страхования / Пенсионная реформа в России. Оценка специалистов. - М.: Юстицинформ, 2009.
Невинная И. Новый налог для наших пенсий // РГ, 2009, 1 апреля, N 66.
Роик В.Д. Реформа доходов - эффективное лекарство от бедности, реформа льгот - всего лишь пищевая добавка // Человек и труд, 2008, N 3
Савостьянова В.Б. Пути совершенствования пенсионного страхования / Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 16-18 января 2010 г. - М.: Проспект, 2010.
Соловьев А.К. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов // Финансы, N 12, декабрь 2008 г.
Соловьев А.К. Изменения в пенсионном и налоговом законодательстве необходимы // Налоговая политика и практика, N 7, июль 2009 г.
Социальное законодательство. Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А.Тихомирова. – М.: Юстицинформ, 2010.
Сухарев А.Н. О государственных сбережениях федерального бюджета // Финансы, N 11, ноябрь 2009 г.
Федорова М.Ю. Применение минимальных социальных стандартов в российской системе социального обеспечения / Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Проспект, 2010.
Федоров А.П. К вопросу о принципах пенсионного права / Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Проспект, 2010.
Фирстова С.Ю. Взносы в ПФР. Практическое пособие. – М.: Экзамен, 2009.
Ясин Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей / Модернизация экономики России: социальный контекст. Кн. 1. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008
Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Сайт Департамента по Финансовому и Фондовому рынку Краснодарского края. Доступ: http://www.finmarket.kubangov.ru/content



Комментарий к пенсионному законодательству РФ / Под ред. М.Ю. Зурабова. – М.: Норма, 2009.
Комментарий к пенсионному законодательству РФ / Под ред. М.Ю. Зурабова. – М.: Норма, 2009.
Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (постатейный) (в ред. Федеральных законов от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ, от 10 ноября 2003 г. N 135-ФЗ, от 28 июля 2004 г. N 81-ФЗ, от 28 декабря 2004 г. N 183-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 48-ФЗ, от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ, от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 18 июля 2009 г. N 182-ФЗ, от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ) // СПС «Гарант»
Европейская Социальная Хартия (пересмотренная) (Страсбург, 3 мая 1996 г.)
Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г.) (утратил силу)
Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г.) (утратил силу)
Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. N 790 "О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации" (с изменениями от 30 мая 1997 г.)
Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463 "О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации" (с изменениями от 17 сентября 1999 г.)
Социальное законодательство. Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А.Тихомирова. – М.: Юстицинформ, 2010.
Социальное законодательство. Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А.Тихомирова. – М.: Юстицинформ, 2010.
Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463 "О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации" (с изменениями от 17 сентября 1999 г.)
Социальное законодательство. Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А.Тихомирова. – М.: Юстицинформ, 2010.
Вельмяйкин С.Ф. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2009.
Кондратьева М. Проблемы пенсионного реформирования // Кадровик. Трудовое право для кадровика, N 9, сентябрь 2007 г.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями от 27 июля 2010 г.)
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями от 27 июля 2010 г.)
Социальное законодательство. Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А.Тихомирова. – М.: Юстицинформ, 2010.
Кондратьева М. Проблемы пенсионного реформирования // Кадровик. Трудовое право для кадровика, N 9, сентябрь 2007 г.
Емельянова Т.В. Финансовое обеспечение пенсионных систем в странах ЕС и в России // Финансы, N 10, октябрь 2008 г.
Емельянова Т.В. Финансовое обеспечение пенсионных систем в странах ЕС и в России // Финансы, N 10, октябрь 2008 г.
Емельянова Т.В. Финансовое обеспечение пенсионных систем в странах ЕС и в России // Финансы, N 10, октябрь 2008 г.
Емельянова Т.В. Финансовое обеспечение пенсионных систем в странах ЕС и в России // Финансы, N 10, октябрь 2008 г.
Данные сайта Минфина РФ. Доступ: http://info.minfin.ru/pf.php
Докучаев Д. Главная опасность — дефицит бюджета. Доступ: http://newtimes.ru/articles/detail/23736/
Росстат РФ
Итоги пенсионной реформы. Доступ: http://pensionreform.ru/113010
ФаляховР. Пенсионеров ждет 2013 год. Доступ: http://www.gazeta.ru/financial/2010/10/25/3431514.shtml
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (с изменениями от 22 апреля, 27 июля 2010 г.)
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями от 16 октября 2010 г.)
Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (с изменениями от 27 июля 2010 г.)
Фирстова С.Ю. Взносы в ПФР. Практическое пособие. – М.: Экзамен, 2009.
Фирстова С.Ю. Взносы в ПФР. Практическое пособие. – М.: Экзамен, 2009.
Фирстова С.Ю. Взносы в ПФР. Практическое пособие. – М.: Экзамен, 2009.
Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Сайт Департамента по Финансовому и Фондовому рынку Краснодарского края. Доступ: http://www.finmarket.kubangov.ru/content
Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Сайт Департамента по Финансовому и Фондовому рынку Краснодарского края. Доступ: http://www.finmarket.kubangov.ru/content
Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Сайт Департамента по Финансовому и Фондовому рынку Краснодарского края. Доступ: http://www.finmarket.kubangov.ru/content
Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Сайт Департамента по Финансовому и Фондовому рынку Краснодарского края. Доступ: http://www.finmarket.kubangov.ru/content
Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Сайт Департамента по Финансовому и Фондовому рынку Краснодарского края. Доступ: http://www.finmarket.kubangov.ru/content
Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Сайт Департамента по Финансовому и Фондовому рынку Краснодарского края. Доступ: http://www.finmarket.kubangov.ru/content
Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Сайт Департамента по Финансовому и Фондовому рынку Краснодарского края. Доступ: http://www.finmarket.kubangov.ru/content
Федоров А.П. К вопросу о принципах пенсионного права / Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Проспект, 2010.
Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации // Трудовое право, 2009, N 4, с. 43.
Ясин Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей / Модернизация экономики России: социальный контекст. Кн. 1. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008, с. 45.
Захаров М.Л. Пенсионная реформа в России и проблемы преодоления крайней бедности / Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Проспект, 2010, с. 35
РГ, 2009, 31 марта, N 64.
Роик В.Д. Реформа доходов - эффективное лекарство от бедности, реформа льгот - всего лишь пищевая добавка // Человек и труд, 2008, N 3, с. 21.
Конституция РФ
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 27 июля 2010 г.)
Вельмяйкин С.Ф. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2009.
Федорова М.Ю. Применение минимальных социальных стандартов в российской системе социального обеспечения/Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности // // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Проспект, 2010.
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России. Экспертное заключение. - М.: Р. Валент, 2009.
Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России. Экспертное заключение. - М.: Р. Валент, 2009.
Кучма М.И. Пенсионное страхование как составная часть системы государственного социального страхования / Пенсионная реформа в России. Оценка специалистов. - М.: Юстицинформ, 2009, С. 40.
Савостьянова В.Б. Пути совершенствования пенсионного страхования / Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 16-18 января 2010 г. - М.: Проспект, 2010, с. 416, 417.
Васильева Ю.В. Об относительной бедности пенсионеров по старости/Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности:/Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 16-18 января 2010 г. - М.: Проспект, 2010, с. 147, 149.
Невинная И. Новый налог для наших пенсий // РГ, 2009, 1 апреля, N 66.
Федоров А.П. К вопросу о принципах пенсионного права / Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Проспект, 2010. -с. 195, 196.
Бюджетное послание Президента РФ Д.А. Медведева от 25 мая 2009 г. "О бюджетной политике в 2010-2012 годах"
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2008- 2010 годах" от 9 марта 2007 г. URL: http:/Kremlin.ru/ appears/2007/03/09/1351_type63373_119311.shtml
Соловьев А.К. Изменения в пенсионном и налоговом законодательстве необходимы // Налоговая политика и практика, N 7, июль 2009 г.
Бюджетное послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах от 9 марта 2007 г.
Бюджетное послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 23 июня 2008 г. "О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах"
Соловьев А.К. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов // Финансы, N 12, декабрь 2008 г.
Соловьев А.К. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов // Финансы, N 12, декабрь 2008 г.
Сухарев А.Н. О государственных сбережениях федерального бюджета // Финансы, N 11, ноябрь 2009 г.
Сухарев А.Н. О государственных сбережениях федерального бюджета // Финансы, N 11, ноябрь 2009 г.
Соловьев А.К. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов // Финансы, N 12, декабрь 2008 г.
Соловьев А.К. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов // Финансы, N 12, декабрь 2008 г.
Соловьев А.К. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов // Финансы, N 12, декабрь 2008 г.












9





96

1.Конституция РФ
2.Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями от 16 октября 2010 г.)
3.Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 27 июля 2010 г.)
4.Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями от 27 июля 2010 г.)
5.Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (с изменениями от 27 июля 2010 г.)
6.Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (с изменениями от 27 июля 2010 г.)
7.Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (с изменениями от 22 апреля, 27 июля 2010 г.)
8.Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 15 декабря 2001 г.) (утратил силу)
9.Бюджетное послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2010 годах от 9 марта 2007 г.
10.Бюджетное послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 23 июня 2008 г. "О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах"
11.Бюджетное послание Президента РФ Д.А. Медведева от 25 мая 2009 г. "О бюджетной политике в 2010-2012 годах"
12.Европейская Социальная Хартия (пересмотренная) (Страсбург, 3 мая 1996 г.)
13.Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463 "О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации" (с изменениями от 17 сентября 1999 г.)
14.Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. N 790 "О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации" (с изменениями от 30 мая 1997 г.)
15.Васильева Ю.В. Об относительной бедности пенсионеров по старости/Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности:/Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 16-18 января 2010 г. - М.: Проспект, 2010.
16.Вельмяйкин С.Ф. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2009.
17.Емельянова Т.В. Финансовое обеспечение пенсионных систем в странах ЕС и в России // Финансы, N 10, октябрь 2008 г.
18.Захаров М.Л. Формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: реальность и перспективы // Журнал российского права, N 6, июнь 2009 г.
19.Захаров М.Л. Пенсионная реформа в России и проблемы преодоления крайней бедности / Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности и совершенствование методики преподавания права социального обеспечения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Проспект, 2010.
20.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России. Экспертное заключение. - М.: Р. Валент, 2009.
21.Комментарий к пенсионному законодательству РФ / Под ред. М.Ю. Зурабова. – М.: Норма, 2009.
22.Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (постатейный) (в ред. Федеральных законов от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ, от 10 ноября 2003 г. N 135-ФЗ, от 28 июля 2004 г. N 81-ФЗ, от 28 декабря 2004 г. N 183-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 48-ФЗ, от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ, от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 18 июля 2009 г. N 182-ФЗ, от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ) // СПС «Гарант»
23.Кондратьева М. Проблемы пенсионного реформирования // Кадровик. Трудовое право для кадровика, N 9, сентябрь 2007 г.
24.Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации // Трудовое право, 2009, N 4
25.Кучма М.И. Пенсионное страхование как составная часть системы государственного социального страхования / Пенсионная реформа в России. Оценка специалистов. - М.: Юстицинформ, 2009.
26.Невинная И. Новый налог для наших пенсий // РГ, 2009, 1 апреля, N 66.
27.Роик В.Д. Реформа доходов - эффективное лекарство от бедности, реформа льгот - всего лишь пищевая добавка // Человек и труд, 2008, N 3
28.Савостьянова В.Б. Пути совершенствования пенсионного страхования / Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 16-18 января 2010 г. - М.: Проспект, 2010.
29.Соловьев А.К. Долгосрочное планирование развития пенсионной системы на основе актуарных расчетов // Финансы, N 12, декабрь 2008 г.
30.Соловьев А.К. Изменения в пенсионном и налоговом законодательстве необходимы // Налоговая политика и практика, N 7, июль 2009 г.
31.Социальное законодательство. Научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А.Тихомирова. – М.: Юстицинформ, 2010.
32.Сухарев А.Н. О государственных сбережениях федерального бюджета // Финансы, N 11, ноябрь 2009 г.
33.Федорова М.Ю. Применение минимальных социальных стандартов в российской системе социального обеспечения / Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Проспект, 2010.
34.Федоров А.П. К вопросу о принципах пенсионного права / Роль социального обеспечения в решении проблемы бедности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Проспект, 2010.
35.Фирстова С.Ю. Взносы в ПФР. Практическое пособие. – М.: Экзамен, 2009.
36.Ясин Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей / Модернизация экономики России: социальный контекст. Кн. 1. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008
37.Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Сайт Департамента по Финансовому и Фондовому рынку Краснодарского края. Доступ: http://www.finmarket.kubangov.ru/content

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе государственного регулирования пенсионной системы?

Государственное регулирование пенсионной системы основано на нескольких основных принципах. Во-первых, это принцип общественного обеспечения, согласно которому государство берет на себя ответственность за обеспечение граждан хорошими условиями жизни на пенсии. Во-вторых, это принцип солидарности, который предполагает формирование пенсионных накоплений за счет взносов всех трудоспособных граждан для обеспечения пенсионеров. В-третьих, это принцип социальной справедливости, который предполагает разумное распределение пенсионных накоплений и учет индивидуальных особенностей каждого гражданина при определении размера пенсии.

Какие законодательные основы используются при построении пенсионной системы?

При построении пенсионной системы используются различные законодательные акты. В России в основе системы пенсионного обеспечения лежит Федеральный закон "О пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В этом законе определены права и обязанности пенсионеров, порядок назначения и выплаты пенсий, а также иные вопросы, связанные с пенсионной системой. Кроме того, существуют другие законодательные акты, которые регулируют пенсионную систему, например, законы о трудовом законодательстве, о налогах и др.

Каковы недостатки негосударственных пенсионных фондов?

Негосударственные пенсионные фонды имеют ряд проблем и недостатков. Во-первых, такие фонды являются коммерческими организациями, которые занимаются инвестированием пенсионных накоплений граждан. Это может повлечь риски потери средств пенсионерами в случае неудачных инвестиций. Во-вторых, негосударственные пенсионные фонды не покрывают всех категорий граждан, часто оставляя без пенсионного обеспечения самых уязвимых слоев населения. Также, пенсионные выплаты из негосударственных фондов могут быть непостоянными и малыми, в отличие от государственной пенсии.

Какие проблемы есть в пенсионной системе?

В пенсионной системе есть ряд проблем. Во-первых, недостаточное пенсионное обеспечение, особенно для тех, кто работает в низкооплачиваемых секторах экономики. Во-вторых, неравенство в возрасте выхода на пенсию: у многих людей нет возможности уйти на пенсию раньше, даже если они хотят или не могут больше работать. В-третьих, недостаточная прозрачность и эффективность управления пенсионными фондами. Это приводит к потере доверия граждан к пенсионной системе.

Какие пути совершенствования пенсионной системы существуют?

Существует несколько путей совершенствования пенсионной системы. Во-первых, можно повысить уровень пенсионного обеспечения, установив более высокие пенсионные выплаты и обеспечив достойную жизнь для пенсионеров. Во-вторых, можно внести изменения в возраст выхода на пенсию, позволяя людям работать до более позднего возраста, если они хотят или могут продолжать трудиться. В-третьих, можно улучшить управление пенсионными фондами, сделав его более прозрачным и эффективным.

Какие есть недостатки в негосударственных пенсионных фондах?

Негосударственные пенсионные фонды имеют некоторые проблемы и недостатки. Во-первых, они часто являются коммерческими организациями, что означает, что их основная цель - получение прибыли. Это может привести к конфликту интересов между пенсионными фондами и их клиентами - будущими пенсионерами. Во-вторых, негосударственные пенсионные фонды могут не обеспечивать достаточную безопасность и гарантии для накопленных пенсионных средств. В-третьих, люди могут столкнуться с проблемой выбора, так как на рынке существует множество различных пенсионных фондов, и не всегда очевидно, какой из них является наиболее надежным и выгодным.

Какие недостатки имеет пенсионная система Российской Федерации?

Пенсионная система Российской Федерации имеет несколько недостатков. Один из них - это низкий уровень пенсионных выплат, который не позволяет пенсионерам обеспечить себе достойное существование. Еще одним недостатком является ранний возраст выхода на пенсию, что приводит к нерациональному использованию трудовых ресурсов и дополнительным расходам государства. Также, несмотря на наличие негосударственных пенсионных фондов, пенсионная система России не обеспечивает достаточной гибкости и выбора для граждан при накоплении пенсионных средств.

Какие пути совершенствования пенсионной системы Российской Федерации можно предложить?

Существует несколько путей для совершенствования пенсионной системы Российской Федерации. Во-первых, можно повысить уровень пенсионных выплат, чтобы пенсионеры могли обеспечить себе достойное существование. Во-вторых, необходимо пересмотреть возраст выхода на пенсию, чтобы он отражал демографическую ситуацию в стране и позволял более эффективно использовать трудовые ресурсы. Также, следует развивать негосударственные пенсионные фонды и предоставить гражданам больше возможностей при накоплении пенсионных средств.

Какие проблемы и недостатки имеют негосударственные пенсионные фонды в России?

Негосударственные пенсионные фонды в России имеют несколько проблем и недостатков. Один из них - это низкая доходность пенсионных накоплений, что приводит к тому, что пенсии, накопленные в таких фондах, оказываются недостаточными для обеспечения достойного уровня жизни. Еще одной проблемой является ограниченность выбора пенсионеров, так как на рынке негосударственных пенсионных фондов представлено недостаточное количество пенсионных продуктов. Кроме того, некоторые негосударственные пенсионные фонды могут столкнуться с финансовыми проблемами, что создает риск для будущих пенсионеров.

Какие недостатки имеет пенсионная система в России?

Недостатки пенсионной системы в России включают в себя низкую уровень пенсий, длительные сроки накопления стажа, недостаточное участие граждан в формировании своих пенсионных накоплений, сложность процесса получения пенсии, а также ограниченные возможности для инвестиций частных пенсионных фондов.