использование произведений с маршака в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Развитие речи
  • 2525 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 20.06.2016
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Особенности развития речи детей четвертого года жизни 3
Особенности работы с детьми на занятиях 6
Воспитание звуковой культуры речи 6
Усвоение морфологических средств языка 6
Совершенствование синтаксической стороны речи 7
Подготовка детей к овладению монологической речью 8
Ознакомление детей с художественной литературой 9
Использования произведений С.Я.Маршака при работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. 11
Примеры тематических занятий по развитию связной речи младших дошкольников с использованием произведений С.Маршака. 14
Вывод 22
Список литературы: 24

Фрагмент для ознакомления

А он говорит: мяу!

- Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу!

- Скажи: э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!

Все "мяу" да "мяу"! Вот какой глупый котенок!

2) Это что за теремок?
Из трубы идет дымок.
Видно, варится обед.
Есть тут звери или нет?..
Кто, кто
В теремочке живет?
Кто, кто
В невысоком живет?

Я, лягушка-квакушка. (Лягушка)

Я, мышка-норушка. (Мышка)

Я, петушок - золотой гребешок. (Петушок)

Я, серый ежик -
Ни головы, ни ножек.
А ты кто? (Еж)

А я - волк,
Зубами щелк! (Волк)

Уходи, зубастый зверь,
Не ломись ты в нашу дверь!
Крепко заперт теремок
На засов и на замок. (Мышка)

- Из какой сказки эти герои? Правильно, «Терем-теремок».
- А теперь взгляните на эти иллюстрации. («Кошкин дом».) Узнаете, к какой сказке или стихотворению они нарисованы? (Дети рассматривают иллюстрации и отвечают.)
- Отгадайте, кому из героев сказки «Кошкин дом» принадлежат эти слова:

Да ведь у нас убогий дом,
Ни печки нет, ни крыши.
Почти под небом мы живём,
А пол прогрызли мыши. (Котенок)

А мы, ребята, вчетвером,
Авось починим старый дом.
Я и печник, и плотник,
И на мышей охотник! (Кот Василий)

Я буду вам вторая мать.
Умею сливки я снимать.
Мышей ловить я буду,
Мыть языком посуду...
Впустите бедную родню! (Кошка)

Да я вас, тётя, не гоню!
Хоть у нас и тесно,
Хоть у нас и скудно,
Но найти нам место
Для гостей нетрудно. (Котенок)

Физминутка:

Однажды старушка (Ходьба на месте)
Отправилась в лес.
Приходит обратно, (Повороты влево-вправо
А пудель исчез. с подниманием плеч)

Искала старушка (Повороты головы влево-вправо
Четырнадцать дней, покачивание головой, обхватив ее руками)
А пудель по комнате (Прыжки на месте, с руками согнутыми
Бегал за ней. перед грудью)

Конструирование
А сейчас, ребята, давайте вместе с вами построим «кошкин дом»! Дети проходят за столы, педагог раздаёт детали плоского конструктора и помогает детям по образцу собрать дом.

А знаете ли вы, что Самуил Яковлевич Маршак перевел для детей множество песен разных народов. Самуил Яковлевич Маршак учился в Англии, в Лондонском университете и много ездил по этой стране. И во время таких путешествий он и узнавал разные английские прибаутки и потешки. Мы с вами ещё не знаем английский язык и потому не смогли бы их понять. Но С.Я. Маршак сделал перевод этих стихов на наш родной русский язык. И теперь мы можем познакомиться с некоторыми из них.


«Робин – Боббин».

Робин-Боббин
Кое-как
Подкрепился
Натощак:
Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком.
И прилавок с мясником,
Сотню жаворонков в тесте,
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен -
Да еще и недоволен!

«Разговор»

Тётя Трот и кошка
Сели у окошка,
Сели рядом вечерком.
Поболтать немножко.

Трот спросила: - Кис-кис-кис,
Ты ловить умеешь крыс?
- Мурр,- сказала кошка,
Помолчав немножко.
А еще С. Я. Маршак сочинял загадки для детей. Давайте попробуем их отгадать.

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(Мяч)

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб.
(Пила)

Держусь я только на ходу,
А если стану, упаду.
(Велосипед)

Самуил Яковлевич Маршак писал стихи и о самих детях, а не только для детей.

«Попрошайка»
Ходит, ходит
Попрошайка.
Просит, просит:
Дай-ка,
Дай-ка,
Дай кусочек пирожка,
Дай глоточек молока,
Полкотлетки,
Полсосиски,
Полконфетки,
Полредиски,
Полрезинки,
Пол-линейки,
Полкартинки,
Полкопейки.

«Жадина»
- Гриша, Гриша, дай мне нож.
- Ты обратно не вернешь.
- Дай-ка, Гриша, карандаш.
- Ты обратно не отдашь.
- Гриша, Гриша, дай резинку.
- Ты откусишь половинку.
- Гриша, Гриша, дай чернил.
- Ты бы сбегал и купил.
Заканчивается занятие экскурсией в книжный уголок.

Вывод
В период младшего дошкольного детства активно развивается речь ребёнка, увеличивается его активный словарный запас, формируется монологическая речь, умение поддерживать диалог, расширяется кругозор, дети узнают новое и усваивают правила и нормы родного языка, правила поведения и пр. Произведения С.Я. Маршака многогранны и освещают такое многообразие ситуаций и предметов, что их безусловно необходимо использовать на занятиях по развитию речи детей. Стихи С.Я. Маршака ритмичны и просты для запоминания, что является очень важным фактором в работе с маленькими детьми.
С целью развития интереса к литературным произведениям, детей знакомят с краткой биографией советского детского писателя и поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, знакомят с основными произведениями поэта.
С детьми разучиваются несколько простых стихов с целью развития памяти и связной речи.
С целью развития способности к коммуникации проводятся игры-инсценировки, игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры по таким произведениям, как «Сказка о глупом мышонке». Дети с радостью перевоплощаются в героев сказки и повторяют за воспитателем слова героев.
Рассматривая сюжетные картинки по произведениям С.Я.Маршака, дети учатся задавать и отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Произведения С.Я. Маршака незаменимы для полноценного развития ребёнка как личности, интересующейся произведениями литературы, для расширения кругозора детей, для развития их связной речи. Они затрагивают даже такие аспекты жизни, как поведение в чрезвычайных ситуациях, пожарной безопасности, работу спасательных служб («Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»). Эти произведения можно использовать в перспективе по мере взросления детей.

Список литературы:
Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1968. – С. 148.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3–4 лет: Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Васюкова Н. Е. Знакомство детей с художественной литературой в системе развивающих занятий / Васюкова Н. Е.// Современный детский сад№ 6. - С. 29-33.
Хайлова Е. Реализация образовательной области "Чтение художественной литературы" / Е. Хайлова// Дошкольное воспитание№ 7. - С. 39-41.
Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.
Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведениям С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.
Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. - М.: Детгиз, 1957. - С. 95 - 129.
Олиферова Л. Наши добрые соседи :Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 106 - 122.
Папулова С. Путешествие по стране Маршака : [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.
Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.
Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. - 1996. - № 9. - С.
Стихи и сказки для самых маленьких/ С.Маршак- Москва: Издательство АСТ, 2015. – 163 –с. 13








6

1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. – М., 1968. – С. 148.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3–4 лет: Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3. Васюкова Н. Е. Знакомство детей с художественной литературой в системе развивающих занятий / Васюкова Н. Е.// Современный детский сад№ 6. - С. 29-33.
4. Хайлова Е. Реализация образовательной области "Чтение художественной литературы" / Е. Хайлова// Дошкольное воспитание№ 7. - С. 39-41.
5. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.
6. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведениям С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.
7. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. - М.: Детгиз, 1957. - С. 95 - 129.
8. Олиферова Л. Наши добрые соседи :Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 106 - 122.
9. Папулова С. Путешествие по стране Маршака : [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.
10. Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.
11. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. - 1996. - № 9. - С.
12. Стихи и сказки для самых маленьких/ С.Маршак- Москва: Издательство АСТ, 2015. – 163 –с. 13

Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста

1.2 Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития

1.3 Народный фольклор как средство развития речи детей

Глава 2. Эмпирическое исследование состояния речи детей с задержкой речевого развития

2.1 Организация исследования

2.2 Изучение уровня развития речи детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития

2.3 опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей дошкольного возраста с ЗРР

2.4 Динамика развития речи детей с задержкой речевого развития

Вывод

библиография

Приложения

Введение

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. Исходя из положения Л. с Выготского о том, что первичное нарушение непосредственно вытекает из биологического характера болезни, можно предположить, что дети с осложненным медицинским анамнезом составляют резерв коррекционной работы дефектологов, психологов, логопедов. Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются нарушения речи.

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (считается, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и так далее, Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность устно развития.

В настоящее время в логопедии нет единой системы определений речевых расстройств, в частности, для маленьких детей и начать с малого дошкольного возраста. В специальной литературе встречаются следующие группы речевых нарушений в возрасте 2-4 лет: ЗРР, нарушение речевого развития, недоразвитие речи, которые, через проявления во многом схожи. В связи с отсутствием дифференцированностью диагностики этих нарушений в данной работе использован общий эмпирический диагноз - ЗРР, который наиболее широко распространен сегодня в этой возрастной группе.