Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Теорико-методические аспекты взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия.

  • 79 страниц
  • 20 источников
  • Добавлена 11.12.2010
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ВОСПИТАНИИ У ПОДРОСТКОВ ТРУДОЛЮБИЯ
1.1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДАННОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ
1.2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ У ПОДРОСТКОВ ТРУДОЛЮБИЯ
1.3. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ВОСПИТАНИИ У ПОДРОСТКОВ ТРУДОЛЮБИЯ
2.1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ТРУДОЛЮБИЯ
2.2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
2.3. ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ВОСПИТАНИИ У ПОДРОСТКОВ ТРУДОЛЮБИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Фрагмент для ознакомления

Заключение
В заключение следует отметить, что в современных условиях образовательная среда и педагогический процесс становятся более гибкими и носят исследовательский характер. Постоянный мониторинг за процессами воспитания, контроль и диагностика, оперативный анализ ситуации и принятие согласованных эффективных управленческих решений являются неотъемлемой частью организации внутришкольного управления и непосредственно работы учителя. Организационная и педагогическая успешность в целом обеспечиваются деятельностной и личностной включённостью всех участников образовательного процесса в активное взаимодействие: детей, родителей и педагогов.
В ходе работы над исследованием теоретико-методических аспектов взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия, были поставлены цели:
1) Определить теоретико-методические аспекты взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия.
2) Проанализировать литературу для определения проекта взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия, который позволит нам практически реализовать теоретико-методические аспекты взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия.
По результатам анализа литературы по проблеме изучения были сделаны следующие выводы:
1) Воспитательный эффект труда повышается, когда подростки проявляют интерес к нему. Это во многом определяется трудовой атмосферой дошкольного учреждения и семьи. В этой связи большое значение имеет организация совместной деятельности взрослых и подростков. Хорошо, если взрослый в процессе совместного труда разъясняет значение трудовых действий, выражает свое положительное отношение к делу, работает ловко, в хорошем темпе.
2) Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все подростки. Каждый подросток должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность подростков, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию школьников.
3) Трудовое воспитание подростков осуществляется с семьей успешно только при условии совместной работы классного руководителя, педагогов и семьи. На родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагог рассказывает о требованиях «Программы воспитания» к трудовому воспитанию подростков, о той работе, которая проводится в этой связи в школьном учреждении. Он дает родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда подростков дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от подростка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда (подобрать оборудование, позаботиться об удобном месте для труда, найти занятие, которое бы включало ребенка в помощь другим членам семьи).
4) Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной со школой по трудовому воспитанию подростков, поддерживали и продолжали ее дома. Успеваемость подростка в средних классах часто снижается и потому, что ребенку не достает организованности в работе. Его надо учить работать быстро, сосредоточенно, отключаться от посторонних дел и мыслей. Ребенку необходимо больше самостоятельности, создавать условия проявления инициативы, преодоления трудностей.
5) Родительский пример, как метод воспитания, занимает важнейшее место в процессе формирования личности ребенка. Там, где нет положительного трудового примера родителей, дети без просьбы или принуждения не помогут ближнему, товарищу, постороннему человеку. Склонность к подражанию сохраняется в подростковом возрасте. В процессе повседневного общения с взрослыми подростки перенимают его отношение к труду, которое наблюдают в совместной трудовой деятельности с ними. Если дети являются свидетелями и активными участниками положительного трудового примера, то у них воспитывается трудолюбия. И наоборот. Плохо, если родители отрицательно отзываются о своей работе в присутствие детей. Слушая их, дети проникаются неуважением не только к специальности родителей, но и к труду вообще. Большое воспитательное значение имеет педагогический такт при оценке детского труда. Если родители не замечают старательности ребенка при выполнении трудовых поручений, то стечением времени она у него исчезает.
6) Успешное воспитание у детей трудовых качеств во многом зависит от организации семейного хозяйства. При разумном организованном семейном хозяйстве у детей не произвольно возникают и закрепляются такие качества, как трудолюбие, дисциплинированность, бережность, предупредительность, ответственность.
По результатам проведенного анализа литературных источников по проблеме взаимодействия классного руководителя с родителями, в воспитании у подростков трудолюбия, был разработан проект программы, рассчитанный на 1-полугодие работы, в ходе которой были выделены четыре блока:
1) Включение родителей в практическую воспитательную работу.
2) Использование педагогических технологий в воспитании у подростков трудолюбия.
3) Работа с сознанием родителей.
4) Организация общения родителей с подростками, другими родителями, учителями, воспитателями, другими специалистами, работающими в сфере образования.
По результатам определения проекта взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия, который позволит нам практически реализовать теоретико-методические аспекты взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия были сделаны следующие выводы:
1. Теоретико-методические аспекты взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия – это забота о развитии и воспитании учащегося, формировании у него трудолюбия.
2. Принципы взаимной деятельности:
обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия представлено следующими направлениями и формами: 1) изучение условий семейного воспитания; 2) посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания, индивидуальное и групповое консультирование:
беседы;
анкетирование родителей;
сочинения и рисунки учащихся о семье;
конкурс творческих работ учащихся «Моя семья»;
педагогические мастерские;
деловые игры с родителями;
формирование банка данных о семье и семейном воспитании;
проведение родительских собраний;
проведение дня открытых дверей.
3. Основные направления работы с родителями:
1) Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе. Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации, воспитание у подростка трудолюбия).
2) Психолого-педагогическое просвещение родителей. Знакомство родителей со справкой диагностики психолога.
3) Взаимодействие с родительским комитетом. Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями дополнительного образования.
4) Совместная деятельность родителей и учащихся. Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
5) Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.
6) Тематические родительские собрания с применением новых информационных технологий по программе.
4. Индивидуальная работа с учащимися класса.
индивидуальная работа по коррекции поведения;
творческие мастерские общения и разрушения стереотипов;
оказание помощи в выполнении своих обязанностей;
индивидуальные собеседования по итогам успеваемости;
заполнить листок здоровья совместно с мед. работником школы;
индивидуальные задания по оформлению класса к праздникам;
проведение дежурств по классу, школе.
5. По итогам проведения программы взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия планируются основные направления работы с педагогами, работающими в классе:
изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
развитие коммуникативных умений педагогов;
сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы:
проведение малых педагогических советов;
индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем, привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса.
6. По результатам проведения работы наиболее существенные результаты, ожидаемые по итогам применения программы, определяются тем, что полученные результаты в своей совокупности содержат решение научной задачи формирования трудолюбия учащихся 8-х классов в процессе взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия. В работе:
1) проанализированы и уточнены сущность и содержание понятия «трудолюбие» качество личности, выражающееся в устойчивом положительном отношении к труду, формирующемся в процессе деятельности и проявляющемся желании, умении трудиться и др.;
2) выявлены особенности содержания и формирования трудолюбия у учащихся 8-х классов, исходя из структурных показателей: ответственного отношения к труду, творческого подхода, самостоятельности, инициативности, добросовестности и др.;
3) разработан, и предлагается для реализации на практике проект взаимодействия классного руководителя с родителями с целью воспитания у подростков трудолюбия; проект позволяет нам практически реализовать теоретико-методические аспекты взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия.
7. Теоретическое значение данной работы заключается в том, что в проекте:
- поставлена и решена сложная научно-педагогическая задача формирования у учащихся трудолюбия в учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы в условиях взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия;
- выявлены потенциальные возможности взаимодействия классного руководителя с родителями в формировании трудолюбия учащихся в обучении;
- разработаны и апробированы педагогические условия, повышающие эффективность формирования трудолюбия учащихся в установившихся новых социально-экономических отношениях в стране;
- проанализирована трудовая деятельность подростков как важное средство познания окружающей действительности, приложения своих знаний на практике, развития физических сил, воли, характера учащихся;
- определены и апробированы педагогические пути и средства, способствующие эффективному формированию трудолюбия в разных видах деятельности (приобщение к труду ориентируя на развитие общетрудовых умений с применением разнообразных методов, форм организации трудовой деятельности, ориентируя на качество изготовления продукции и т.д.).
8. Практическое значение данной работы выражается в следующем, в нем:
- выявлены особенности работы в ходе работы программы взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия в 8-х классах средней общеобразовательной школы (использование вариативности, модульности, интегративности и методов воспитания);
- разработана и апробирована программа взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия;
- теоретические положения, выводы, научно-методические рекомендации могут быть успешно использованы в образовательно-воспитательных учреждениях в целях повышения качества трудового обучения, воспитания и формирования трудолюбия у подростков.
9. Результаты работы могут быть использованы:
1) для разработки спецкурсов по подготовке и переподготовке педагогических кадров для обучения программе взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия на новом учебно-методическом уровне;
2) использование учебно-методических заданий, содержащихся в данной работе, по вопросам взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия способствует значительному повышению эффективности формирования у подростков трудолюбия и прогнозированию степени сформированности у учащихся трудолюбия как личностного качества.
10. Таким образом, можно сделать общий вывод работы, что гипотеза, предполагающая, что воспитание у подростков трудолюбия ориентируется на взаимодействие классного руководителя с родителями – доказана.
Цели работы: 1) определить теоретико-методические аспекты взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия; 2) проанализировать литературу для определения проекта взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия, который позволит нам практически реализовать теоретико-методические аспекты взаимодействия классного руководителя с родителями в воспитании у подростков трудолюбия – достигнуты.
Задачи работы – выполнены.
В ходе работы над проектом по воспитанию трудолюбия были отмечены следующие трудности: не все подростки имели мотивацию к обучению, направленность на получение знание, и как следствие у них отсутствовала мотивация к трудолюбию. В группе таких подростков имели место положительные отзывы подростков о тунеядстве и паразитическом образе жизни, некоторые подростки данной группы имели приводы в милицию и состояли на учете в местном отделении милиции. С данной категорией подростков была проведена индивидуальная работа в виде беседе, имеющей выраженную социальную направленность. По результатам беседы были предложены рекомендации по проведению тренингов, с данной категорией подростков и со всеми желающими. Программа тренингов должна иметь цель - направленную на оказание помощи в социальной адаптации подростков.
Убедительное объяснение поведения ребенка и его успеха в учебе должно строиться на анализе тесного взаимодействия трудностей, испытываемых индивидом, и различных условий в ситуациях, а также тем, насколько поведение ученика определено его субъективным восприятием текущей ситуации. При одних и тех же внешних условиях разные учащиеся могут вести себя совершенно по-разному; учащийся, беспомощный в одних ситуациях, может действовать очень успешно и эффективно в других.
Второй трудностью отмеченной в ходе работы над проектом является недопонимание некоторых родителей значимости темы воспитания у подростков трудолюбия. Родители относились к работе по воспитанию у подростков трудолюбия как к дополнительной, рутинной нагрузке, не выражая интереса к данной работе и пассивно воспринимая информацию, старались быстрее уйти с собрания или лекции. Отдельные родители игнорировали данную работу и не сочили нужным для себя и своего ребенка принимать в ней участия. Исходя из полученных негативных результатов, с этой категорией родителей было предложено провести отдельную беседу, в ходе которой можно было разъяснить все негативные моменты данного принципа воспитания и отметить, все негативные аспекты которые могут ожидать ребенка в самостоятельной жизни при отсутствии у него трудолюбия. Также необходимо отметить, что основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.
В ходе работы над проектом программы было отмечено, что родителям необходимо знать, что не следует приписывать процессу труда только «инструментальный» смысл, т.е. видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели («Вот подметешь пол, уберешь со стола, тогда пойдешь гулять»). Конечно, такие матировки иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: «хороший поступок (потрудился) – награда; плохой поступок (отказ) – наказание». В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда рассуждают следующим образом: «Чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребенка награда, тем сильнее разовьется у него потребность в труде». Но потребность, как раз и не развивается; напротив, труд все больше лишается для ребенка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.
В ходе воспитания подростка в процессе психического развития личности часто возникают внутренние противоречия. В частности, противоречие между принимаемыми ребенком требованиями педагога, коллектива, общества к его труду и уровнем теоретической, практической и нравственно-психологической подготовки. Такого рода внутренние противоречия и их преодоление выступают также и в качестве движущей силы процесса трудового воспитания. Педагог вскрывает внутренние противоречия, возникшие в процессе психического развития школьника и, содействуя правильному разрешению данных противоречий, изменяет в нужном направлении взгляды, убеждения, оценки, мотивы труда, привычки учащихся. Это дает ему возможность управлять процессом трудового воспитания.
Труд учащихся, соединенный с образованием, является не только целью их воспитания, подготовки к практической деятельности, но и средством формирования личности.
Таким образом, при воспитании трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания, с возрастом сфера самообслуживания расширяется.
Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности, люди пришли давно. С его помощью можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковым, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.
В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.
В будущем необходимо учесть, что основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие. Исходя из этого, необходимо для данной работы выделить основные принципы работы семьи в трудовом воспитании подростков:
приобщение к труду через самообслуживание;
постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
организация обучения выполнению трудовых операций;
формирование у подростков уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
учет индивидуальных особенностей и склонностей подростков при распределении трудовых поручений;
поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня подростков.
Особого внимания заслуживает проблема приобщения подростков к домашнему труду. Участие в домашнем труде способствует их подготовке к самостоятельной жизни.
В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха. Трудолюбие активизирует способность детей к творческому решению самых разных жизненных задач.
Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: «Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате».  Причем родители следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребенка к слову «нельзя» - значить приучать его сдерживать вои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.
Следовательно, трудолюбие, положительное отношение к труду, взаимосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Основным принципом развития способности к организации деятельности является предоставление ребенку самому, путем преодоления ошибок, осваивать всю систему организации работы.
Целесообразно определить компоненты организованности. Прежде всего, ребенок должен иметь четкое представление о цели деятельности – первый компонент. Следующим является выбор способа деятельности. Составление программы действий – третий компонент. После реализации обязательны контроль, оценка и коррекция, т.е. проверка качества сделанного и исправление ошибок, ели они допущены.
В воспитании организованности важно привлекать детей к планированию деятельности, которая совершается вокруг, раскрывать ее внутренний смысл: зачем что-то делают, какие задачи при этом решают, как выбирается или впервые создается способ их решения, зачем нужен контроль над качеством исполнения. Ребенку необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует труда. Этот аспект воспитания начинается с обсуждения с ребенком домашних (позже и рабочих) дел, с чтения книг о разных видах работы и др.
Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у подростков привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть  посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.

Список литературных источников
Артюхова И. С. Школа и семья: принципы взаимодействия // Семья в России. 2008. № 3.
Битянова М.Р. Классный руководитель на родительском собрании // Школьный психолог. 2002. № 45.
Бешенков А.К. Семья и дети: воспитание трудолюбия. М.: Профиздат, 2002. – 254 с.
Бениаминова М.В. Воспитание детей. М.: Медицина, 2004. – 288 с.
Волков Б.С. Психология подростка. М.: Гаудеамус, 2005 – 208 с.
Диагностика здоровья. Психологический практикум. Под редакцией Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2007. – 950 с.
Иголкина Е.И. Формирование культуры труда младших школьников (на примере уроков трудового обучения). Диссертация кандидата педагогических наук. Оренбург, 2002. - 203 с.
Каменева, Г. Н. Трудолюбие старших школьников и роль детско-родительских отношений в его становлении: диссертация... кандидата психологических наук: М, 2005. – 175 с.
Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса. Соч: В 8т.М.: Просвещение , 2000.-Т. 1. – 412 с.
Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети: Метод. пособие для воспитателей и классных руководителей. М.: Просвещение , 2000. – 236 с.
Мачехина, О. П. Формирование трудолюбия у младших школьников в совместной деятельности школы и семьи. Диссертация кандидата педагогических наук
Мельникова Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.Б. Методика трудового обучения. М.: Просвещение, 2004. – 224 с.
Недвецкая М.Н. Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи // Начальная школа. 2007. № 1.
Питенко С.В. Педагогические условия формирования трудолюбия у младших школьников. Диссертация кандидата педагогических наук. Смоленск, 2009. – 232 с.
Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера, 2004. – 528 с.
Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 176 с.
Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2004. – 460 с.
Фарапонов А.В. Психологическая подготовка школьников к труду // Республиканский межведомственный сборник. - Выпуск 7.- Минск: Народная асвета, 1985. -70 с.
Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение. 2004. – 456 с.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007. – 349 с.

Приложения
Приложение 1
Методика «Ориентационная анкета».
Инструкция: «Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для Вас.
Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1–27) под рубрикой «больше всего».
2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего».
3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.
Старайтесь быть максимально правдивыми. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас.
Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае если Вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно».
Бланк анкеты
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
а) одобрения моей работы;
б) сознания того, что работа сделана хорошо;
в) сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы
быть:
а) тренером, который разрабатывает тактику игры;
б) известным игроком;
в) выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
б) вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
а) радуются выполненной работе;
б) с удовольствием работают в коллективе;
в) стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
б) были верны и преданы мне;
в) были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;
б) на кого всегда можно положиться;
в) кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
а) когда у меня что-то не получается;
б) когда портятся отношения с товарищами;
в) когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
б) вызывает дух соперничества в коллективе;
в) недостаточно хорошо знает свой предмет.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
а) проводить время с друзьями;
б) ощущение выполненных дел;
в) когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
а) добился успеха в жизни;
б) по-настоящему увлечен своим делом;
в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. Я первую очередь школа должна:
а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;
б) развивать, прежде всего, индивидуальные способности ученика;
в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
а) для общения с друзьями;
б) для отдыха и развлечений;
в) для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;
б) у меня интересная работа;
в) мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
а) другие люди меня ценят;
б) испытываю удовлетворение от выполненной работы;
в) приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось участвовать;
б) написали о моей деятельности;
в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
а) имеет ко мне индивидуальный подход;
б) умеет вызывать у меня интерес к предмету;
в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
а) оскорбление личного достоинства;
б) неудача при выполнении важного дела;
в) потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
а) успех;
б) возможности хорошей совместной работы;
в) здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
а) считают себя хуже других;
б) часто ссорятся и конфликтуют;
в) возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
а) работаешь над важным для всех делом;
б) имеешь много друзей;
в) вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
а) доступным;
б) авторитетным;
в) требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
б) о жизни знаменитых и интересных людей;
в) о последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
а) дирижером;
б) композитором;
в) солистом.
24. Мне бы хотелось:
а) придумать интересный конкурс;
б) победить в конкурсе;
в) организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать:
а) что я хочу сделать;
б) как достичь цели;
в) как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
а) другие были им довольны;
б) прежде всего, выполнить свою задачу;
в) его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
а) в общении с друзьями;
б) просматривая развлекательные фильмы;
в) занимаясь своим любимым делом.
Ключ к методике
№ Я О Д № Я О П 1 А В Б 15 Б В А 2 Б в А 16 А В Б 3 А в Б 17 А в Б 4 В Б А 18 А Б В 5 Б А В 19 А Б В 6 В А Б 20 В Б А 7 В Б А 21 Б А В 8 А Б в 22 Б А В 9 В А Б 23 В А Б 10 А В Б 24 Б В А 11 Б А В 25 А В Б 12 Б А В 26 В А Б 13 В А Б 27 Б А В 14 А Б В

Приложение 2
Ключ методики «Структура мотивации»
Структура мотивации
1. Исследование мне уже порядком надоело.-3-2-1 0+1+2+3
2. Я работаю на пределе сил.-3-2-1 0+1+2+3
3. Я хочу сделать все, на что
я способен.-3-2-1 0+1+2+3
4. Мне интересно, что получается
при выполнении заданий.-3-2-1 0+1+2+3
5. Задания в этой работе
довольно сложные.-3-2-1 0+1+2+3
6. Может быть, это исследование никому особенно не нужно, но раз я в нем участвую, то участвую.-3-2-1 0+1+2+3
7. Я думаю, что мои результаты будут лучше, чем у других.-3-2-1 0+1+2+3
8. Я ожидаю подтверждения моих успехов в этой работе.-3-2-1 0+1+2+3
9. Думаю, что мои результаты будут скорее низкими, чем высокими. -3-2-1 0+1+2+3
10. Задания в этой работе пусть и сложные, но в общем вполне доступные.
-3-2-1 0+1+2+3
11. Мне хотелось бы превзойти свой обычный уровень достижений.-3-2-1 0+1+2+3
12. Я прикладываю достаточно старания для выполнения заданий.-3-2-1 0+1+2+3
13. Эта работа имеет для меня смысл, и мой результат в ней не случаен.-3-2-1 0+1+2+3
14. Я сам выбираю задания, которые выполняю в этой работе.-3-2-1 0+1+2+3
15. Я ощущаю прилив сил, энергии.-3-2-1 0+1+2+3
16. Я стремлюсь выполнять все более и более трудные задания.-3-2-1 0+1+2+3
17. Чем дольше работаешь, тем более становится интересно.-3-2-1 0+1+2+3
18. Чем труднее даются успехи в этой работе, тем более хочется их достигнуть.-3-2-1 0+1+2+3
19. Для меня эти задания выполнить нетрудно.-3-2-1 0+1+2+3
20. Работа меня захватила.-3-2-1 0+1+2+3
21. Я чувствую себя вполне независимым в выборе вариантов решения заданий.-3-2-1 0+1+2+3
22. Вероятно, что моя работа имеет для кого-то определенное значение.
-3-2-1 0+1+2+3
23. Я хочу узнать границы своих возможностей в этой ситуации.-3-2-1 0+1+2+3
24. Не хотелось бы, чтобы мои результаты были низкими.-3-2-1 0+1+2+3
25. Я добросовестно выполняю задания.-3-2-1 0+1+2+3
26. Я чувствую, что меня вынуждают заниматься этой работой.-3-2-1 0+1+2+3
27. Работа такого рода большого интереса не вызывает.-3-2-1 0+1+2+3
28. Я напрасно выполняю эту работу и вообще зря в ней участвую.-3-2-1 0+1+2+3
29. Я не хочу выкладываться в этой работе.-3-2-1 0+1+2+3
30. Скорее всего, в результатах моей работы будет много ошибок.-3-2-1 0+1+2+3
31. Для меня от этой работы все равно ничего не изменится.-3-2-1 0+1+2+3
32. Задания, в общем, довольно простые.-3-2-1 0+1+2+3
33. Мне безразлично, какие результаты будут у других.-3-2-1 0+1+2+3
34. Я работаю вполсилы.-3-2-1 0+1+2+3
35. Я чувствую, что у меня все равно ничего не выйдет.-3-2-1 0+1+2+3
36. Все эти испытания – лотерея, и вообще они для меня не имеют смысла.
-3-2-1 0+1+2+3
Приложение 4
Изучение направленности на приобретение знаний
Текст опросника
1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:
а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;
б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.
2. После получения хорошей отметки ты:
а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;
б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:
а) да;
б) нет.
4. Что для тебя учеба:
а) познание нового;
б) обременительное занятие.
5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:
а) да;
б) нет.
6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:
а) да;
б) нет.
7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки:
а) да;
б) нет.
8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:
а) да;
б) нет.
9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:
а) да;
б) нет.
10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь:
а) да;
б) нет.
11. Что, по-твоему, лучше – учиться или болеть:
а) учиться;
б) болеть.
12. Что для тебя важнее – отметки или знания:
а) отметки;
б) знания.
Приложение 3
Методика определения мотивации учебной деятельности
Список мотивов
1. Хочу хорошо подготовиться к избранной профессии 1 2 3 4 5
2.Хочу получать хорошие отметки 1 2 3 4 5
3.Хочу занять достойное место среди товарищей 1 2 3 4 5
4.Не хочу иметь плохие отметки 1 2 3 4 5
5.Нравится узнавать новое 1 2 3 4 5
6.Люблю мыслить, думать, рассуждать 1 2 3 4 5
7.Понимаю свою ответственность перед обществом 1 2 3 4 5
8.Приятно получать одобрение 1 2 3 4 5
9.Хочу быть хорошим учащимся 1 2 3 4 5
10.Хочу избежать неприятностей 1 2 3 4 5
11.Люблю теоретические знания 1 2 3 4 5
12.Люблю выполнять сложную работу 1 2 3 4 5














8

Список литературных источников
1.Артюхова И. С. Школа и семья: принципы взаимодействия // Семья в России. 2008. № 3.
2.Битянова М.Р. Классный руководитель на родительском собрании // Школьный психолог. 2002. № 45.
3.Бешенков А.К. Семья и дети: воспитание трудолюбия. М.: Профиздат, 2002. – 254 с.
4.Бениаминова М.В. Воспитание детей. М.: Медицина, 2004. – 288 с.
5.Волков Б.С. Психология подростка. М.: Гаудеамус, 2005 – 208 с.
6.Диагностика здоровья. Психологический практикум. Под редакцией Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2007. – 950 с.
7.Иголкина Е.И. Формирование культуры труда младших школьников (на примере уроков трудового обучения). Диссертация кандидата педагогических наук. Оренбург, 2002. - 203 с.
8.Каменева, Г. Н. Трудолюбие старших школьников и роль детско-родительских отношений в его становлении: диссертация... кандидата психологических наук: М, 2005. – 175 с.
9.Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса. Соч: В 8т.М.: Просвещение , 2000.-Т. 1. – 412 с.
10.Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети: Метод. пособие для воспитателей и классных руководителей. М.: Просвещение , 2000. – 236 с.
11.Мачехина, О. П. Формирование трудолюбия у младших школьников в совместной деятельности школы и семьи. Диссертация кандидата педагогических наук
12.Мельникова Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.Б. Методика трудового обучения. М.: Просвещение, 2004. – 224 с.
13.Недвецкая М.Н. Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи // Начальная школа. 2007. № 1.
14.Питенко С.В. Педагогические условия формирования трудолюбия у младших школьников. Диссертация кандидата педагогических наук. Смоленск, 2009. – 232 с.
15.Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера, 2004. – 528 с.
16.Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 176 с.
17.Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2004. – 460 с.
18.Фарапонов А.В. Психологическая подготовка школьников к труду // Республиканский межведомственный сборник. - Выпуск 7.- Минск: Народная асвета, 1985. -70 с.
19.Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение. 2004. – 456 с.
20.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2007. – 349 с.


У нас вы можете заказать