Заказать оригинальную работу
Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Англосаксонская правовая семья.

  • 34 страницы
  • 13 источников
  • Добавлена 04.12.2010
800 руб. 1 600 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Основные теоретические положения о развитии и функционировании англо-саксонской правовой системы
§ 1. Метод сравнительного правоведения – как основа разграничения правовых систем
§ 2. Исторические аспекты развития правовой семьи на примере англо-саксонской системы права
Глава 2. Современное состояние и перспективы развития англо-саксонской правой семьи
§ 1. Отличительные черты англо-саксонской правовой семьи по сравнению с другими правовыми семьями в 21 веке
§ 2. Правовая система Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии как ведущего государства. Ведущие Государства Англо-саксонской системы права на современном этапе
§ 3. Особенности и отличия правовой системы США
§ 4. Сопоставление правовых систем США и Великобритании
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Однако, те местные обычаи и традиции, которые складывались на американском континенте, не могли не привнести определенных отличительных особенностей в применяемую англо-саксонскую правовую систему, используемую на месте. Именно обычаи и традиции зачастую выступали в качестве регуляторов отношений в обществе и, в последствии, нашли свое отражение в принимаемых нормативных актах.
Речь шла о местных нормативных актах, обычаях и традициях, складывавшихся среди переселенцев, создававших своеобразные правовые системы колоний и выступавших в качестве инструментов регулирования общественных отношений (3, 12).
При этом складывающаяся правовая система постепенно становилась настоль отличной от классической англо-саксонской. Что поднимался вопрос о том, что можно ли ее таковой считать (например, в колонии Массачусетс).
Однако, не смотря на все привнесенные изменения, колониальное право, развивавшееся на североамериканском континенте, сохраняло основные черты англо-саксонского права. А именно, оно состояло из трех различных составляющих: английского права, законов, созданных на месте с учетом обычаем и традиций, свойственных данной местности, и религиозных взглядов переселенцев, оформленных законодательно.
Следует отметить, что на территории, ныне принадлежащей США, помимо английских колоний, располагались также колонии Франции, Испании, Голландии и других стран, в том числе России (Аляска), что не могло не найти своего отражения. Именно этим объясняется исторически сложившиеся отличия в правовых системах различных штатов, объединенных в единое государство.
Именно этим можно объяснить наличие отличий в правовой системе штата Луизиана, которая присоединилась к США лишь в начале XIX века (1803 г.), до того являясь колонией Франции и Испании. Основные идеи Кодекса Наполеона оказали не последнее влияние на формирование гражданского кодекса этого штата.
Часть штатов развивались под влиянием Испании. В частности, Невада, Нью-Мексико, Техас и ряд других были отторгнуты от Мексики, являвшейся испанской колонией, где соответственно сложилась испанская правовая система.
Все перечисленное объясняет наличие отличительных особенностей в правовых документах отдельных штатов. Однако это вовсе не означает, что в этих штатах преобладают черты континентальных правовых систем. Уже на начальном этапе формирования правовой системы после провозглашения независимости в США наметилась линия, направленная как на освобождение от «английского прошлого», так и от влияния иных правовых систем. В немалой степени этому способствовало принятие в 1878 году Конституции, которая не только закрепила имеющиеся общественно-политические отношения и узаконила государственное устройство США, но послужила их дальнейшему развитию.
Американская Конституция – это юридический документ, послуживший основой политической, идеологической и социальной жизни страны, в котором закрепляются основные принципы жизни общества: система государственного устройства, формы разделения власти, основные правовые нормы. Именно на основе Конституции строятся как правовая система в каждом из пятидесяти штатов, так и федеральная правовая система в целом.
Отличительным признаком Конституции США является то, что с момента своего создания, была предпринята попытка установления границ полномочий федеральных органов как со штатами в целом, так и с отдельными гражданами. Именно этому были посвящены первые десять поправок Конституции, принятые через два года после вступления Конституции в силу Закона. Они получили название Декларации прав или Билля о правах граждан Америки.
В последующие годы принимались не менее важные поправки к Конституции. Так в поправках XIII - XV провозглашалось, что конституционные права граждан не вправе отменять ни исполнительные, ни иные органы. Если гражданин был рожден на территории Соединенных Штатов или получил право таковым являться, то лишить его этого права никто не может (4, 18).
Существование единого документа, каким является Конституция – отличительная особенность права США от права Великобритании, где Конституция, это совокупность отдельных актов. Примерами таких Актов являются Акт о Парламенте 1911 г., Акты о министрах короны 1937, 1964 и 1975 г.г., Акт о народном представительстве 1969 г, Акт о местном управлении 1972 г и ряд других.
Хотелось бы отметить, что Верховный суд США имеет право на толкование текста Конституции страны – это еще одна особенность правовой системы США. Аналогично Верховные суды различных штатов могут толковать Конституции собственно их штатов. В отсутствии актов, направленных на толкование Конституции, опираясь лишь на прочтение текста Конституции и законов, нельзя было бы сделать однозначных выводах об их соответствии, о том, является или нет предлагаемый закон конституционным. Поэтому акты, направленные на толкование Конституции, играют важную как практическую, так и теоретическую роль в процессе законотворчества.
Одной из функций Верховного суда является проверка проектов законов (как федеральных, так и законов штатов) на их соответствие Конституции. Контроль со стороны Верховного суда – отличительная особенность правовой системы США по отношению к системе Великобритании.
Следует отметить, что немаловажной особенностью правовой системы США является ее связь с федеративной государственной структурой. Исторически сложилось так, что США состоят из 50 независимы субъектов федерации – штатов, основа формирования политических, социальных и, следовательно, законодательных аспектов которых была заложена в тот период, когда они были зависимыми колониями. Именно по этой причине в США осуществляется взаимодействие федеральной правовой системы с правовыми система штатов.
По мере развития общественных отношений, в связи с государственным финансированием различных социальных программ в различных областях: в системе здравоохранении, в сфере образования и т.д. роль федерального законодательства постоянно возрастает. Принимая участие в реализации федеральных программ, штаты вынуждены подчиняться федеральному плану, т.к.подчинение законам данного статуса всеми штатами является неотъемлемым условием финансирования и реализации программ в данных областях (7, 9).
Федеральное законодательство США состоит из 50 разделов различной тематики, регулярно публикующееся, которое систематизировано в единый Свод законов. Каждый раздел отражает законодательство либо в данной отрасли, либо касающееся конкретного правового института.
Хотя федеральные законы с течением времени приобретают все большее значение, юристы-практики в своей деятельности предпочитают обращаться все же к местным законам и правовым актам.
Следует отметить, что в силу сложившихся обстоятельств, а именно большого числа различных местных законодательных норм, систем прав и т.д. правовая система США в большей степени подвержена кодификации, чем английская. Значение судебной практике в США слабее, по отношению к классической англо-саксонской системе.
Подводя итоги сказанному выше, можно сделать вывод, что принятие первой федеральной конституции (1787 г.) способствовало становлению собственно американского права, явившегося следствием провозглашения независимости. В результате развития правовых отношений в ряде штатов, вошедших в состав США, были приняты кодексы: уголовный, гражданский, уголовно-процессуальный; произошла отмена многих отдельных английских судебных решений, и даже ссылки на них оказались под запретом. Однако, следует отметить, что, не смотря на то, что правовая система США, где много штатов, в прошлом бывших испанскими и французскими колониями и принявших кодексы романского типа, в целом не стала опираться на принципы континентального права.
Для того, чтобы избежать противоречий и нестыковок была принята договоренность между штатами о принятии общего права. Поэтому можно говорить о том, что в США сложилась английская (двойственная) система права: статусное право и прецедентное, при приоритете последнего.
§ 4. Сопоставление правовых систем США и Великобритании
И в Великобритании и в Соединенных Штатах право – это совокупность судебных практик, многократно примененных на практике и лишь после этого получивших статус норм закона. И в настоящее время в судах США при вынесении судебных постановлений осуществляется ссылка не на законы, а на ранее вынесенные решения, что является классическим проявлением прецедентного права.
При сопоставлении правовых систем Великобритании и США следует учитывать, что последние имеют федеральную структуру. В каждом штате происходит свое формирование, как законодательной базы, так и прецедентной, что связано с их независимостью. Фактически, правовая база США – это совокупность 51 правовой системы (по количеству штатов плюс федеральная), каждая из которой применима по территориальному принципу (в своем штате). Не смотря на значимость федерального права, каждый штат преимущественно пользуется своей законодательной базой.
Следствием этого является то, что суды различных штатов по аналогичным делам принимают порой не только не совпадающие решения, но и диаметрально противоположные. Многократно возникали ситуации, когда правоохранительные органы, не имели возможности, для задержания преступника в связи с его переездом в другой штат, где его правонарушение таковым не являлось (8, 11).
Законодательное право каждого штата имеет свою специфику не только в области уголовного права, но и семейного, земельного и т.д., что также способствует запутанности правовой системы США в целом. Аналогично судебному праву Великобритании, в США также ежегодно публикуется большое количество судебных прецедентов. В отдельные годы – это более трехсот томов. Не смотря на компьютеризацию, которая коснулась всех сфер жизни американского общества, в том числе и судебной практики, поиск аналогичных прецедентов все равно затруднен в связи с их огромным количеством.
Существует еще одно принципиальное отличие в правовых системах США и Великобритании, а именно контроль со стороны судов за соблюдением конституции в принимаемых законах. Как Верховный суд США, так и Верховные суды отдельных штатов, могут отменить федеральный закон или закон штата, признав его нарушающим конституцию. Так же контролю на предмет соответствия конституции подлежат и правовые акты общего права. Если решение, вынесенное судебной инстанцией, признается противоречащим конституции, то оно подлежит отмене. Таким образом, посредством функционирования данного правового института, достигается, не смотря на обособленность правовых систем отдельных штатов, единство правовой системы страны в целом.
В отличие от правовой системы Великобритании, где не существует конституции как таковой, в США действует целая система конституций: федеральная, возраст которой более 200 лет, и конституции штатов, которые принимались в различные исторические периоды, и потому имеют свои отличия. Следует отметить, что федеральная конституция США во многом уже устарела, однако продолжает играть ведущую роль.
Развитие общественных отношений и экономических связей не могло не сказаться на увеличении объема федерального законодательства США, а также расширению законотворчества высшего руководящего состава, в частности, президента, различных федеральных служб.
В отличие от Великобритании, во всех пятидесяти штатах США существует уголовное право, т.е. действует уголовный кодекс. В половине штатов есть гражданский процессуальный кодекс. В некоторых – уголовно-процессуальный. Все правовые системы штатов стремятся опираться на ранее созданные правовые нормы, рассматривая уже имеющиеся прецеденты. Исключением из этого числа является Луизиана, сохранившая в основе своего права кодексы романского типа.
С целью унификации существующих законов отдельных штатов и их кодификации в тех областях права, где это необходимо в США создана Общенациональная комиссия, куда входят представители всех штатов, а также институт права Америки и ассоциация адвокатов США. Представляемый на рассмотрение комиссии проект закона становится таковым, только после его утверждения. Именно Общенациональная комиссия и осуществляет подготовку проектов законов и кодексов (10, 16).
Примером такого кодекса может служить Торговый кодекс, принятый в 1952 г, и пересматриваемый в последствии дважды: в 1958 и 1962 гг., который в настоящее время принят во всех штатах. Общенациональная комиссия разработала также единый типовой кодекс по уголовному праву, однако, как уже говорилось, это не означает единство трактовок в различных штатах, в связи с приоритетом прецедентного права.
В настоящее время проблема систематизации законов, в связи со значительным увеличением их количества, приобрела еще большую актуальность. Но это проблема является общей для всех стран, использующих англо-саксонскую правовую систему, т.е. это проблема и для Великобритании, и для США.
Заключение
В соответствии с поставленными целями и задачами мы пришли к следующим выводам:
1. Сравнительное правоведение - это не только научное познание, но еще и политическая материя, и инструмент идеологической борьбы. В настоящее время, по сути, ставится задача расчистить правовое пространство, внедрить иные концепции. Идет экспансия, интервенция чужеродного права. Поэтому так важно изучать и защищать собственные национальные правовые корни и разобраться с вопросом о том, что понимается под сравнительным правоведением.
2. Возникновение и развитие англосаксонской правовой системы связано со множеством различных факторов: исторических, географических, экономических, политических и национальных. До завоевания Англии норманнами под предводительством Вильгельма I Завоевателя, произошедшего в 1066 году, эта территория была заселена варварскими племенами германского происхождения (саксами, англами, ютами, датчанами). Основу взаимоотношений общества в тот период составляли многочисленные законы и обычаи. В стране не было общего для всех права. Действовали не связанные между собой в единую систему сугубо местные, локальные акты (обычаи), направленные на урегулирование вопросов общественной жизни. Не смотря на то, что римляне правили в Англии почти пять столетий, они не смогли оказать приоритетного воздействия на исторически складывавшуюся правовую систему. С приходом норманн и вытеснения ими римлян, произошло и постепенно освобождения от римского права. Именно этот период и называют англосаксонским.
3. Правовая семья, получившая название англо-саксонской, является одной из наиболее распространенных в мире. Она охватывает более четверти населения планеты на разных континентах, которое живет по принципам, что были заложены в эту правовую семью с момента ее появления.
4. Одним из направлений развития англо-санконского права, развивавшихся самостоятельно в силу географической удаленности и экономической независимости, по праву является система права США. Данная правовая система формировалась в период, когда на Американском континенте еще существовала колониальная система (период XVII—-XVIII вв.) и до настоящего времени сохранила свои многие первоначальные черты.
5. При сопоставлении правовых систем Великобритании и США следует учитывать, что последние имеют федеральную структуру. В каждом штате происходит свое формирование, как законодательной базы, так и прецедентной, что связано с их независимостью. Фактически, правовая база США – это совокупность 51 правовой системы (по количеству штатов плюс федеральная), каждая из которой применима по территориальному принципу (в своем штате). Не смотря на значимость федерального права, каждый штат преимущественно пользуется своей законодательной базой.
Следствием этого является то, что суды различных штатов по аналогичным делам принимают порой не только не совпадающие решения, но и диаметрально противоположные. Многократно возникали ситуации, когда правоохранительные органы, не имели возможности, для задержания преступника в связи с его переездом в другой штат, где его правонарушение таковым не являлось.


Список использованных источников
Commissioners for Revenue and Customs Act 2005 - London: The Stationery Office. 2005.
Section 1326, Schedule 3 Repeals and Revocation Corporation Tax Act 2009-L., The Stationery Office. 2009.
Tax Law Rewrite Project 2001.
Taxes Management Act 1970. URL: generalcommissioners. gov.uk: The UK general commissioners, 2008.
Акт о Конституционной реформе 2005 г. // Constitutional Reform Act 2005. http://opsi.gov.uk: Office of public Sector Information (Part of National Archives), 2009.
Богдановская И.Ю. Понятие источника права в правовой доктрине стран «общего права» // Право и политика. - 2007.
Джог Бейтс. Британский опыт. URL: http://www.duma.gov.ru; Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации. URL: http://www.duma.gov.ru/index.jsp?t=pravupr/ocenka_zak/15.html (дата обращения: 09.10.2009).
Марченко М.Н. Теория государства и прав». – М.: издательство «Проспект», 2006.
Сравнительное правоведение: концептуальные подходы (Редакционный материал) // Журнал российского права. 2009. № 5.
Сырых В.М. Теория государства и права. – М.: издательство Юстицинформ, 2007.
Темнов Е.И. Теория государства и права. – М.: издательство «Экзамен», 2007.
Теория государства и права. Курс лекций в двух томах. Т. 1. М.: Юр. колледж МГУ, 1995 год.
Шередеко Е.В. Развитие налогового законодательства Великобритании в конце XX - начале XXI в. // Финансовое право., 2010. № 1.











2

Список использованных источников
1.Commissioners for Revenue and Customs Act 2005 - London: The Stationery Office. 2005.
2.Section 1326, Schedule 3 Repeals and Revocation Corporation Tax Act 2009-L., The Stationery Office. 2009.
3.Tax Law Rewrite Project 2001.
4.Taxes Management Act 1970. URL: generalcommissioners. gov.uk: The UK general commissioners, 2008.
5.Акт о Конституционной реформе 2005 г. // Constitutional Reform Act 2005. http://opsi.gov.uk: Office of public Sector Information (Part of National Archives), 2009.
6.Богдановская И.Ю. Понятие источника права в правовой доктрине стран «общего права» // Право и политика. - 2007.
7.Джог Бейтс. Британский опыт. URL: http://www.duma.gov.ru; Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации. URL: http://www.duma.gov.ru/index.jsp?t=pravupr/ocenka_zak/15.html (дата обращения: 09.10.2009).
8.Марченко М.Н. Теория государства и прав». – М.: издательство «Проспект», 2006.
9.Сравнительное правоведение: концептуальные подходы (Редакционный материал) // Журнал российского права. 2009. № 5.
10.Сырых В.М. Теория государства и права. – М.: издательство Юстицинформ, 2007.
11.Темнов Е.И. Теория государства и права. – М.: издательство «Экзамен», 2007.
12.Теория государства и права. Курс лекций в двух томах. Т. 1. М.: Юр. колледж МГУ, 1995 год.
13.Шередеко Е.В. Развитие налогового законодательства Великобритании в конце XX - начале XXI в. // Финансовое право., 2010.

У нас вы можете заказать