рынок труда в рф и трудовая миграция

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 1515 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 23.06.2016
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Предпосылкой систематизации миграционного законодательства, как правило, являются проблемы его применения, связанные с громоздкостью, противоречивостью, наличием большого количества пробелов и др. В этом смысле систематизация имеет целью сделать использование нормативного правового массива более удобным. Поэтому целесообразным представляется предложение о систематизации законодательства в рассматриваемой сфере, которое должно идти по пути устранения коллизий правовых норм, избытка отсылочных норм, вызывающих противоречия между нормативными правовыми актами разных уровней, чему и будет способствовать принятие отдельного федерального закона, имеющего своим предметом исключительно правовое регулирование в сфере внешней трудовой миграции (по типу Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 (в ред. 02.07.2013) «О беженцах»).
В связи с этим работа над систематизацией миграционного законодательства даст возможность планировать законодательную деятельность, направленную на удовлетворение инновационного развития российской государственности, осуществлять комплексный подход к законодательному регулированию общественных отношений в такой важной сфере деятельности, как миграционное регулирование. Модернизация современной правовой миграционной политики заключается в применении государственно-правовых средств, позволяющих достичь идеального государственно-правового порядка.
Не вызывает сомнения тот факт, что на решение данных проблем должна быть направлена реализация Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025. К сожалению, Концепция на период до 2025 года не содержит классификации миграционных потоков, что значительно обедняет указанный документ, так как без этого стратегия государства по реализации основных направлений деятельности в любой сфере, в том числе и в сфере миграции, будет затруднена. К тому же в Концепции на период до 2025 года не определены основные направления государственного регулирования трудоустройства российских граждан за границей, как будто этого явления в нашей стране и не существует, что приводит к отсутствию четких целей, принципов, задач и основных направлений государственной политики в сфере внешней трудовой миграции. Мы убеждены, что позиция государства по данной проблеме должна быть системной, а не «однобокой».


3. Основные выводы и предложения

Поскольку основной контингент миграции иностранных граждан в России, в настоящее время составляют трудовые мигранты, то и миграционная политика должна в большей степени способствовать регулированию именно этой части прибывших. Учитывая то, что одной из особенностей трудовых миграций из стран ближнего зарубежья является то, что в большинстве случаев приезжие приобретают статус нелегальных мигрантов.
Анализ рынка труда и трудовой миграции показал, что в структуре занятости населения Российской Федерации проявляется рост высококвалифицированного труда, рабочие места в рамках которого получают работники, имеющие высшее образование, однако, с учетом объединяющих тенденций в мировой экономике, требуется привлечение иностранных работников, обладающих передовыми знаниями и умениями, малоквалифицированный труд же не пользуется спросом у местного населения и выполняется трудовыми мигрантами, удовлетворяющими, в первую очередь, свои материальные потребности. Такое положение дел необходимо учитывать при реализации государственной миграционной политики для обеспечения грамотного разделения труда между различными слоями населения.
Подводя итоги рассмотрения этапов законодательного регулирования внешней трудовой миграции в современной России, можно утверждать следующее.
Развитие административно-правового регулирования внешней трудовой миграции в Российской Федерации позволяет выделить в современном периоде (с 1991 года – по настоящее время) четыре этапа.
На первом этапе происходит слом советского механизма административно-правового регулирования в сфере внешней трудовой миграции, практически исключающий право советских граждан на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей, а также условия и порядок привлечения иностранной рабочей силы в СССР. В законодательстве закрепляется право граждан Российской Федерации на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за границей, а также условия и порядок привлечения иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию.
Второй этап отмечен принятием Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», комплексно регулирующего правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации, и КоАП РФ, устанавливающего административную ответственность за нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (ст. 18.10) и за незаконную деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей (ст. 18.13).
Третий этап характеризуется либерализацией административного законодательства в сфере регулирования внешней трудовой миграции в Российскую Федерацию и усилением административной ответственности за правонарушения в указанной сфере, установлением контроля за трудовой деятельностью иностранных работников.
Четвертый этап необходимо связать с началом формирования селективной (избирательной) миграционной политики страны, направленной на разработку дифференцированных механизмов привлечения и использования иностранных работников, востребованных российской экономикой, и содействием в их адаптации в Российской Федерации, модернизацией правовых основ лицензирования деятельности юридических лиц, связанной с оказанием государственных услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей.
Дальнейшее развитие законодательства в сфере внешней трудовой миграции должно идти по пути его систематизации и кодификации, разработки и принятия отдельного федерального закона «О внешней трудовой миграции». Комплекс норм права данного закона позволит обеспечить регламентацию правового статуса трудящихся-мигрантов в Российской Федерации.



Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения: 17.03.16)
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения: 17.03.16)
Рассчитано автором по данным Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения: 17.03.16)
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения: 17.03.16)
Источник: рассчитано автором по данным сайта Росстата. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstatmain/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ (по состоянию на 01.01.2016);
*В качестве мигрантов взят чистый миграционный прирост (прибывшие – выбывшие на территорию Российской Федерации)
Источник: рассчитано автором по данным сайта Росстата. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstatmain/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ (по состоянию на 01.12.2015); * В качестве мигрантов взят чистый миграционный прирост (прибывшие – выбывшие на территорию РФ)
В бюллетене приводятся три варианта (низкий, средний, высокий) прогноза показателей численности постоянного населения России, его возрастно-полового состава, коэффициентов рождаемости, смертности, естественного прироста, суммарного коэффициента рождаемости, ожидаемой продолжительности жизни. Предложенные варианты прогноза численности населения России призваны оценить возможные пути развития демографических процессов в стране с учетом различных сценарных подходов // Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года. – М., 2010.
Данные Федеральной миграционной службы Российской Федерации. – URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/ (дата обращения 4.05.2016)
Источник: рассчитано автором по данными ежеквартального статистического бюллетеня Росстат «Обследование населения по проблемам занятости», 2014 г. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstatmain/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ (дата обращения 4.05.2016)
Источник: составлено автором по данным Федеральной миграционной службы Российской Федерации. – URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/ (дата обращения 11.05.2016)
Жеребцов А. Н. Правовое регулирование миграционных отношений и генезис консервативной правовой миграционной политики Российской Федерации. Краснодар, 2007. – С. 7.
Переведенцев В. И. Постсоветская миграция населения России // ЕВРАЗИЯ, народы, культуры, религии. – 2002-2003. – № 1-2. – С. 87.
Ноздрачев А. Ф. Контроль: правовые новеллы и нерешенные проблемы // Журнал российского права. – 2012. – № 6. – С. 18.
Васильев В. Ф., Дугенец А. С., Яковлев В. А. Правовое положение ФМС России в условиях реформирования МВД России // Миграционное право. – 2011. – № 1.- С. 2
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года № 711 (в ред. от 24.02.2015) «О вопросах Федеральной миграционной службы» (вместе с Положением о Федеральной миграционной службе) // Собрание законодательства. – 2012. – № 30. – Ст. 4276.
Андриченко Л. В. Проблемы систематизации миграционного законодательства // Журнал российского права. – 2014. – № 12. – С. 8-9.
Хабриева Т. Я. Миграционное право России: теория и практика. – М., 2008. – С. 117.
Брик А. Д. К теоретико-методологическому определению категории системы миграционного права России // Юристъ-Правоведъ. – 2009. – № 1. – С. 91.
Казарян К. В. Актуальные проблемы кодификации миграционного законодательства в контексте современного государственно-правового идеала // Философия права. – 2014. – № 6. – С. 54.
Казарян К. В. Современная миграционная политика как отражение государственно-правового идеала Российского государства // Философия права. – 2014. – № 5. – С. 96.

-

миграция Рабочей силы в российской федерации

Введение

В эпоху глобализации национальные экономики, по существу, вовлекаются в единый мировой воспроизводственный процесс. При этом функционирование глобальной экономики во многом зависит от формирования международного рынка труда (МРТ). МТМ традиционно выступает в качестве одного из важнейших механизмов развития МРТ. Она включает в себя органично в контекст глобальных процессов, становится неотъемлемой частью современной системы мирового класса, который характеризует "социальное лицо глобализации". Именно поэтому МТМ играет все возрастающую роль в экономическом развитии стран и мировой экономики в целом.

Для сегодняшней России весьма актуален вопрос воздействия миграции на развитие. Страна подошла к пониманию насущной необходимости реформ в миграционной политике, став практически одним из мировых лидеров по уровню миграции, и особенно нелегальной. На протяжении многих лет политические и экономические кризисы не позволяли увидеть эту сложную проблему, выступающую теперь в качестве существенного фактора, дестабилизирующего в области экономического и социально-политического.

в Конце концов, нелегальная миграция подпитывает "теневую экономику" и воспроизводит многие другие, сопутствующие негативные процессы в обществе. Сегодня очень важно на основе исследования МТМ в контексте тенденций развития мировой экономики, в связи с другими процессами и явлениями экономической жизни общества; с учетом закономерностей ее системного воздействия на развитие;, а также исторического опыта России в данной области выработать рекомендации по формированию миграционной политики, способствующей максимальной подключения миграции и экономического развития страны.

В настоящее время, существует достаточно широкий круг научных трудов в данной области. Среди исследований российских и зарубежных авторов должны быть работы В. Э. Бойкова, В. И. Бутова, О. Воробъевой, М. Вышегородцева, В. Ершова, В. Игнатова, В. Ионцева, Е. С. Красинца, Э. Т. Рубинской, Г. П. Солодкова, Л. Тарлецкой, А. Ткаченко, И. Цапенко.

Различные аспекты политических, социально-экономических и других факторов, обусловливающих развитие внешней трудовой миграции, нашли отражение в работах Н.И. Волгин, Е. Б. Бреевой, Ж. А. Зайончковской, Т. И. Заславской, А. Илларионова, А. Н. Каменского, Е. А. Костыри.

нынешние государственного регулирования миграции рабочей силы особое внимание уделяется в публикациях S. C. Болдыревой, Н. Г. Вишневского, Д. в. Колесова, В. А. Мельнянцева, В. И. Переведенцева, Л. Л. Рыбаковского, С. Рязанцева, О. С. Чудиновских.