Древо жизни как один из любимых образов русского народного искусства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Народное искусство
  • 2525 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 25.06.2016
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Традиционные образы в декоративно-прикладном искусстве. 5
1.1 Образ и символ в искусстве 5
1.2. Декоративно-прикладное искусство как вид искусства 7
1.3. Значение образа в декоративно-прикладном искусстве. 10
Глава 2. Мировое древо-единство всего мира 12
2.1 Дерево как образ духовной культуры человечества 12
2.3. Значимость образа Дерева в декоративно прикладном искусстве 15
Глава 3. Анализ деятельности кружка «Роспись по дереву» в ОДОД ГБОУ школа 595 Приморского района Санкт-Петербурга по использованию образа Древа жизни в творческой деятельности 18
3.1. Вывод и рекомендации 20
Заключение 22
Приложение 23
Список литературы 25

Фрагмент для ознакомления

2. Система межпредметных связей (музыка, труд, история) позволяет почувствовать практическую направленность занятий кружка, их связь с жизнью. В программе соблюдается принцип преемственности – от детского сада к школе, от простого к сложному.Поскольку композиция Древо жизни характерна во всех видов народной росписи по дереву, на основе этого образа происходит обучение ребят основным принципах композиционной организации росписи и ее приемам. Изучая различные виды народной росписи по дереву, а именно Городецкую, Полхов – Майданскую, Урало – сибирскую, Хохломскую; Мезенскую ребята приобретают навыки построения декоративной композиции характерные для всех видов и учатся свободно пользоваться средствами и приемами мастерства, создавая неповторимые художественные образы. В течение всего периода обучения происходит пересечение с темой Древо жизни. Так ребята первого года обучения составляют композицию Древо жизни из простейших элементов - декоративных листьев, ягод, цветов. На втором году обучения создают сюжетную композицию с обязательным включением изображения птиц. А на третьем году обучения одной из обязательных тем проектной работы становится тема Древа жизни. Так как эта композиция проста и логична в исполнении, поэтому многие обучающиеся выбирают именно этот образ для исполнения проектной работы. Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. С этой целью педагог знакомит детей с образами и символами в народном искусстве, историей развития ремесла, работами народных мастеров. Вначале своей творческой деятельности ребята подражают, копируют, а в дальнейшем сами создают свои самостоятельные работы, первоначально простые орнаментальные композиции, в основе которых лежит геометрический и растительный орнаменты, а затем более сложные сюжетные композиции. Важно отметить, что обучение проходит на образцах народного творчества, а в творческие задания ребята привносят свое видение и осмысление народных сюжетов, так рождаются авторские произведения. Основные отличия образовательной программы «Роспись по дереву»:Изучение основ изобразительной грамоты через приобщение к истокам народной культуры. Актуализация ручного труда через комплексный подход знакомства с различными видами русской народной росписи.Знакомство с коллекциями музеев – Российский этнографический музей и Государственный Русский музей.Использование технологий дифференцированного обучения.Для реализации программы группы комплектуются без предварительного набора с учетом возрастных особенностей детей. (15 человек первого года обучения, 12-второго, 10-третьего).Среди дополнительных условий для успешного освоения программы создан методический фонд из подлинных образцов изделий народных художественных промыслов, а также из лучших работ обучающихся. Форма занятий:теоретические, практические. Экскурсия, конкурсы, творческие встречи, праздники, фестивали. Методы: словесный (объяснение, беседа, рассказ), наглядный, практический, объяснительно - иллюстративный, репродуктивный.3.1. Вывод и рекомендацииТаким образом, на примере образа Древа жизни обучающиеся по программе «Роспись по дереву» постигают азы изобразительной грамоты и символику народного искусства. Традиционный народный образ Древа является источником вдохновения, служит незаменимым материалом для освоения основных принципов декоративной композиции и основных приемов народной росписи. На примере Древа ребята изучают симметрию и асимметрию, ритмические повторы, особенности цветовых решений. Изображение Древа жизни компонуется практически в любой формат, что облегчает работу над композицией. Готовое изделие с изображением Древа жизни выглядит очень выразительно и является хорошим сувениром.Теоретические знания образов и символов народного искусства позволяют приобщиться к духовно-нравственной культуре русского народа, и ее лучшим образцом служит образ Древа жизни. На примере этого мотива ребята учатся понимать и ценить окружающий мир, красоту природы, бережно относиться к истории своей страны. С первых занятий в кружке следует приучать ребят к правильной организации своего рабочего места. Кисти и краски должны быть на столе справа от работающего, а накопленный рабочий материал и бумага для эскизов всегда слева (к левшам это правило не относится). Для росписи изделий и для эскизов используются гуашь и акриловая краска. Педагогу следует тщательно подбирать наглядные пособия. Для закрепления пройденного материала, расширения кругозора и воспитания художественного вкуса, а также в поисках сюжетов необходимо организовывать экскурсии в музеи и выставочные залы. Важную роль также играют наблюдения за живой природой. Зарисовки, выполненные на природе, могут быть полезны при составлении композиции будущих изделий. В конце каждого года обучения ребята выполняют проектную работу. Тема проекта, как правило, выбирается обучающимися самостоятельно из списка предложенного учителем. Но есть и обязательные темы, в их число также входит тема Древа жизни. Исследовательская работа ведется, обязательно, под руководством педагога. Проект может быть как индивидуальным, так и групповым, но в нем не должно быть более 3-х человек. Очень важна практическая сторона проекта: учащиеся должны осознавать значимость собственной работы. Для решения задач исследовательской деятельности, обучающиеся в кружке оформляют свое индивидуальное портфолио, в которое помещают наиболее ценные зарисовки, таблицы по цветоведению и композиции, домашние работы, схемы, рисунки, таблицы, отчеты, самооценку и рефлексию и т.п. Ребята творчески походят к оформлению такого портфолио, так как именно портфолио говорит о личных качествах ребенка, о его интересах. По портфолио можно предположить, на сколько человек творческий, аккуратный и целеустремленный. В портфолио должно присутствовать оглавление, которое соответствует содержанию. Каждый обучающийся ставит перед собой цель собственной исследовательской деятельности, в конце - резюмирует, давая оценку полученным результатам, планирует тему будущих исследований.На заключительном этапе работы над изделием подводятся итоги, общее обсуждение и итоговая выставка.ЗаключениеВ ходе данной работы были выполнены задачи, обозначенные в начале исследования. В ходе данного исследования были сделаны следующие выводы. Художественные образы есть не только обобщенное художественное отражение действительности, но и являющее в себе отражение творческого процесса создателя. Так как ДПИ есть особенный вид искусства, то и художественный образ ДПИ раскрывается согласно своих уникальных характеристик. Произведения ДПИ гармонизируют в себе утилитарно функциональное значение и художественную ценность. Зачастую особенность того или иного художественного образа произведения декоративно-прикладного искусства обусловлена не только функционалом предмета или мастерством творца но и качественными характеристиками материала. Произведение ДПИ являясь в первую очередь бытовым предметом окружающим человека в повседневной жизни, тем самым встраивают его в мировой порядок, окружают жизнь человека искусством, возвышая эстетические и культурные идеалы.Более подробно обращаясь к обилию образов народного искусства, подробно был рассмотрен образ Мирового Древа. Данный образ присутствует в мифологии различных народов. Наибольшей популярностью такой образ пользовался в скандинавской и славянской культуре. В рамках славянской культуры образ Древа раскрывается как ось миропорядка и мироустройства. Изображение Древа на бытовых предметах могло носить и защитную и дарующую функцию. Такой образ включает человека в мироустройство. Через выразительные средства образ Древа раскрывается перед человеком как образ мира. ПриложениеПриложение 1. Дерево. Фрагмент вышивки Каргополь. XIX векПриложение 2Фрагмент прялки. Архангельская область 1822г.Список литературыАрутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. – М.: 1989.Беловинский JI.B. История развития русской материальной культуры: Учеб. Пособие / Л.В. Беловинский. – М.: Изд-во МГУК, 1996. 128 с.Вагнер Г.К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV вв /Г.К. Вагнер. – М.: Искусство, 1980. 267 с.Вагнер Г.К. О единой теории народного искусства // Декоративноеискусство СССР. 1973. №9.Василенко В.М. Народное искусство // Избранные труды о народном творчестве X XX вв/ В.М. Василенко. – М.: Сов.художник, 1974.Василенко В.М. Народное искусство первой половины XIX века // История русского искусства / В.М. Василенко. Т. 8, кн.2. – М.: 1964.Вишневская В.М. Многозначность символов народного искусства //Декоративное искусство СССР. 1974. №9. С.30-31.В. Д. Григорович. Художественное образование в приложении к промышленности на Всемирной Парижской выставке 1867 года. - Полн. собр. соч., т. XI. – М.: 1896. 344с.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. Т. 2. – М.: 1955. 614с.Зубова Т.Д. Изучение народного искусства в 20-30-х гг. (В.С.Воронов, А.И.Некрасов, А.В.Бакушинский): Дис. . канд. искусствоведения. МГУ им. М.В.Ломоносова. – М., 1977.Иванова Е.И., Тарановская Н.В. Художественные особенности декоративно-прикладного искусства //Искусство и зритель / Е.И. Иванова, Н.В. Тарановская. Кн.1. – Л.: 1961. 332с.Латынин Л.А. Образы народного искусства / Л.А. Латынин. – М.: Изобразительное искусство – 1989. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.latynin.ru/Некрасова М.А. Проблема ансамбля в декоративном искусстве // Искусство ансамбля, художественный предмет, интерьер, архитектура, среда / М.А. Некрасова. М.: Изобраз. искусство, 1988.Некрасова М.А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности / М.А. Некрасова. М.: Сов. Россия, 1983. 218 с.Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе // Архитектурный декор и художественные промыслы / С.Б. Рождественская – М.: Наука, 1981. 207 с.Стасов В.В. Славянский и восточный орнамент /В.В. Стасов. – М.: 1887.Фалеева В.А. Русское народное искусство / В.А. Фалеева. – Л.: 1959. 31 с.



Список литературы
1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. – М.: 1989.
2. Беловинский JI.B. История развития русской материальной культуры: Учеб. Пособие / Л.В. Беловинский. – М.: Изд-во МГУК, 1996. 128 с.
3. Вагнер Г.К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV вв /Г.К. Вагнер. – М.: Искусство, 1980. 267 с.
4. Вагнер Г.К. О единой теории народного искусства // Декоративноеискусство СССР. 1973. №9.
5. Василенко В.М. Народное искусство // Избранные труды о народном творчестве X XX вв/ В.М. Василенко. – М.: Сов.художник, 1974.
6. Василенко В.М. Народное искусство первой половины XIX века // История русского искусства / В.М. Василенко. Т. 8, кн.2. – М.: 1964.
7. Вишневская В.М. Многозначность символов народного искусства //Декоративное искусство СССР. 1974. №9. С.30-31.
8. В. Д. Григорович. Художественное образование в приложении к промышленности на Всемирной Парижской выставке 1867 года. - Полн. собр. соч., т. XI. – М.: 1896. 344с.
9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. Т. 2. – М.: 1955. 614с.
10. Зубова Т.Д. Изучение народного искусства в 20-30-х гг. (В.С.Воронов, А.И.Некрасов, А.В.Бакушинский): Дис. . канд. искусствоведения. МГУ им. М.В.Ломоносова. – М., 1977.
11. Иванова Е.И., Тарановская Н.В. Художественные особенности декоративно-прикладного искусства //Искусство и зритель / Е.И. Иванова, Н.В. Тарановская. Кн.1. – Л.: 1961. 332с.
12. Латынин Л.А. Образы народного искусства / Л.А. Латынин. – М.: Изобразительное искусство – 1989. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.latynin.ru/
13. Некрасова М.А. Проблема ансамбля в декоративном искусстве // Искусство ансамбля, художественный предмет, интерьер, архитектура, среда / М.А. Некрасова. М.: Изобраз. искусство, 1988.
14. Некрасова М.А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности / М.А. Некрасова. М.: Сов. Россия, 1983. 218 с.
15. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе // Архитектурный декор и художественные промыслы / С.Б. Рождественская – М.: Наука, 1981. 207 с.
16. Стасов В.В. Славянский и восточный орнамент /В.В. Стасов. – М.: 1887.
17. Фалеева В.А. Русское народное искусство / В.А. Фалеева. – Л.: 1959. 31 с.

Вопрос-ответ:

Что такое древо жизни?

Древо жизни - это один из любимых образов русского народного искусства, символизирующий единство всего мира. Оно изображает дерево с разветвленной кроной и корнями, которое создает впечатление бесконечности и связи всех вещей.

Какие образы используются в декоративно-прикладном искусстве?

В декоративно-прикладном искусстве используются различные образы, такие как животные, птицы, растения, цветы, геометрические узоры и, конечно, древо жизни. Эти образы имеют свой символический смысл и отражают разные аспекты русской культуры.

Почему образы имеют значение в декоративно-прикладном искусстве?

Образы имеют большое значение в декоративно-прикладном искусстве, так как они помогают передавать определенные идеи и эмоции. Они служат своего рода символами, которые помогают людям понять и ощутить особенности культуры и традиций, воплощенные в искусстве.

Какова значимость образа дерева в декоративно-прикладном искусстве?

Образ дерева имеет большую значимость в декоративно-прикладном искусстве. Он символизирует жизненную силу, стабильность, основу всех вещей и объединение различных аспектов мира. Поэтому его изображение часто встречается в различных предметах и украшениях.

Какое значение имеет образ дерева в духовной культуре человечества?

Образ дерева имеет глубокое значение в духовной культуре человечества. В разных религиях и мифологиях дерево считается символом жизни, мудрости, бессмертия и связи между миром небесным и земным. Оно является своего рода мостом или осью, объединяющей все аспекты мира и человеческого существования.

Что такое древо жизни?

Древо жизни - это один из любимых образов в русском народном искусстве. Оно символизирует объединение всех живых существ и универсальную жизненную силу.

Какие образы используются в декоративно-прикладном искусстве?

В декоративно-прикладном искусстве используются различные образы, включая цветы, животных, птиц, людей и, конечно же, древо жизни.

Зачем используют образы в декоративно-прикладном искусстве?

Использование образов в декоративно-прикладном искусстве позволяет передавать определенные символические значения и создавать уникальные и узнаваемые изделия.

Какое значение имеет образ древа в декоративно-прикладном искусстве?

Образ древа имеет большое значение в декоративно-прикладном искусстве, так как он символизирует единство природы и человечества, а также является символом жизни и роста.

Что такое мировое древо?

Мировое древо - это образ дерева, который используется в различных культурах для выражения идеи общности и объединения всех живых существ и всего мира в целом.

Чему посвящена статья "Древо жизни как один из любимых образов русского народного искусства"?

Статья посвящена рассмотрению образа древа жизни, который является одним из любимых образов в русском народном искусстве.

Какие образы встречаются в декоративно-прикладном искусстве?

В декоративно-прикладном искусстве встречаются различные образы и символы, такие как цветы, птицы, деревья, животные и другие элементы природы.