Заказать оригинальную работу
Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Институты развития. цели создания, функции, виды.

  • 35 страниц
  • 24 источника
  • Добавлена 01.03.2011
800 руб. 1 600 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение
Глава 1. Институты развития. Понятие и содержание
Глава 2. Институты развития как факторы экономического роста
Заключение
Список использованных источников и литературы

Фрагмент для ознакомления

При определении целевых показателей функционирования институтов развития необходимо учитывать следующие тенденции.
Основная добавленная стоимость (в 2007 - 2008гг. около 92 - 96% ВВП) в российской экономике используется на стадии потребления (около 70 - 72%) и накопления (до 23 - 25%). Увеличение с 2006г. объемов потребления (на 3,4%) и накопления (на 2,1 %) привело к снижению в 2007 - 2008 гг. объемов чистого экспорта до 4 - 7%. Поэтому дальнейшее расширение и наращивание производства с высокой добавленной стоимостью должно быть ориентировано не только на замещение аналогичной импортной продукции на внутреннем рынке, но и на рост потребления конкурентоспособной отечественной продукции на внешнем рынке. А именно, доля высокотехнологичного сектора в ВВП должна составлять не менее 20% (2007 г. - 11 %), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 3 процентных пунктов (2007г. - 1, 2%); доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 50 % (2007г. - 10%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции - до 30% (2007г. - 2,5%).
Далее, в мировой экономике происходит наложение мирового воспроизводственного процесса на тенденции развития международного финансового рынка. В результате усиливается сращивание глобального финансового рынка и национальных экономик. Финансовый рынок обостряет существующие диспропорции воспроизводственного процесса путем перетока капитала в наиболее прибыльные сектора мировой экономики. С одной стороны, переток капитала определяет темпы экономического роста национальных экономик - чем больше капитала, тем больше рост. С другой стороны, финансовый капитал очень эластичен по отношению к ценам на сырьевые факторы производства - рост цен на сырье приводит к росту капитализации сырьевых компаний на финансовых рынках и синергетическому росту внутри национальных экономик. Однако финансовый рынок не только усиливает уже имеющиеся проблемы, но и сглаживает возможные падения с помощью финансовых инструментов (таких как процентная ставка, норма резервирования, валютный курс и т.д.).
Данную тенденцию доказывает финансовый кризис (многими экономистами именуемый как «subscribe crisis») конца 2007 - начала 2008 гг., когда спекулятивное увеличение спроса на ипотечные кредиты на внутреннем финансовом рынке США спровоцировало снижение темпов экономического роста в американской экономике, что привело в итоге не только к снижению резервной ставки Федеральной резервной системы США к самому низкому уровню со времен «великой депрессии», но и к списанию большей части необеспеченных ипотечных кредитов.
В этой связи необходимо отметить, что эффективное использование финансовых ресурсов институтов развития, использование их временно свободных финансовых ресурсов на внутреннем финансовом рынке позволит не только рассматривать российскую экономику «как островок стабильности», но и привлечь дополнительных инвесторов путем создания наиболее благоприятных условий на финансовом рынке страны. Данную ситуацию подтверждает общемировая тенденция по созданию отдельных организаций, специализирующихся на поиске иностранных инвесторов, так как конкуренция между странами за привлечение иностранных инвестиций рассматривается как один из факторов экономического развития.
И наконец, внедрение инновационных подходов во всех отраслях экономики, быстрое развитие электронно-информационного обслуживания всех стадий воспроизводственного процесса, появление инновационных форм международных расчетов требует модернизировать российскую экономику новыми технологиями и техникой. Следовательно, необходимо активизировать фундаментальные и прикладные исследования и разработки (затраты должны подняться до 3 - 4% ВВП (2007г. - 1 % ВВП), создать рынок венчурного капитала.
Очевидно, что все обозначенные тенденции, связанные с расширением инвестиций государственного сектора, приводят к инфляционным ожиданиям, которые представляют собой оценку субъектами рынка изменения (чаще роста) темпов инфляции в будущем периоде. Инфляция в данном случае может быть вызвана разными факторами: это любые чрезмерные расходы, превышающие доходы бюджета (даже такие, казалось бы, справедливые и благородные, как увеличение размера трансфертных платежей (пенсий, пособий, дотаций и т.д.)), или увеличение заработной платы не в связи с ростом производительности труда, а для привлечения и поощрения государственных служащих и работников государственных предприятий, и т.д. Не секрет, что инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает макроэкономическую стабильность в стране.
Вопрос: что первичнее - экономический рост или инфляция - остается самым актуальным в рамках экономической политики государства. По мнению автора, следует проранжировать взаимосвязь темпов экономического роста и инфляции. Известно, что темпы роста цен начинают снижаться, если экономический рост превышает 3-4% уровень, и наоборот, инфляция до 3-4 % в год служит катализатором для прироста темпов экономического роста.
Таким образом, государство может «закрывать глаза» на инфляцию до уровня 3 - 4 % годовых, так как она окупится в приросте доходов. К сожалению, пока что Российская Федерация имеет инфляцию намного выше желаемого предела и не может себе позволить «закрывать глаза на инфляцию», поэтому прирост темпов экономического роста возможен за счет снижения темпов инфляции. Однако использование инфляционного показателя в качестве показателя социальной эффективности государственных инвестиций (social rate return on investments - SRRI) является вполне объективным процессом.
Данная тенденция очевидна, когда государственные инвестиции, с одной стороны, используются как бесплатные деньги, и установление требуемой доходности государства на вложение капитала из государственных средств, например Инвестиционного фонда на уровне 4%, используется исключительно для аналитических целей и не носит никакого практического характера. Но с другой стороны, в среднем до 2015 г. на 1 руб. государственных средств Инвестиционного фонда будет привлечено около 3 руб. частных инвестиций, в государственную казну по всем видам налогов вернется около 2,5 руб., будет создано более 500 000 новых рабочих мест, - то есть вклад в экономический рост ощутим.
Поэтому достаточная капитализация институтов развития - основа обеспечения не только их финансовой устойчивости, но и вклад в финансовую устойчивость государства в целом. Масштабность задач, которые они решают, требует сосредоточения в них значительных финансовых ресурсов.
К 2020 г. дополнительный прирост ВВП за счет снятия инфраструктурных ограничений и развития сельского хозяйства и ЖКХ распределится примерно поровну - на уровне 0,5 процентных пункта в год; годовой прирост ВВП за счет развития инновационного сектора составит около 2 процентных пункта. Необходимо заметить, что за 10 лет общий вклад в прирост ВВП от рассмотренных факторов составит более 6,5 процентных пункта, это в свою очередь создаст фундамент для смены характера развития экономики с инерционного на инновационный подход.
Таким образом, российские институты развития являются своевременным, необходимым и эффективным инструментом государственной экономической политики, позволяющим комплексно решать неотложные проблемы с минимальными затратами; диверсифицировать экономику, обеспечить развитие инфраструктуры и высокотехнологичных производств; а также не только поддерживать, но и наращивать темпы экономического роста в стране на долгосрочной основе.
Итак, за последние 3-4 года государство не только говорит о том, что одна из ключевых целей – это развитие экономики, повышение конкурентоспособности и уход от сырьевой ориентации. Оно создало довольно много структур, которые по декларируемым целям должны это развитие обеспечить. Однако представляется, что по большей части эти структуры работают не на развитие экономики, а на то, что можно назвать ее вторичной индустриализацией причем, как минимум, с сохранением сырьевой ориентации. Этим заняты не все «институты развития», но большинство институтов, в которые вкачали наибольшее количество бюджетных или квазибюджетных денег.

Заключение

Важнейшим инструментом диверсификации экономики является на сегодняшний день система государственных институтов развития, в рамках которой в первую очередь находит свое применение механизм частно-государственного партнерства.
На сегодняшний день в России создан уже целый ряд институтов развития – это в первую очередь универсальные институты – Инвестиционный Фонд Российской Федерации и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
Кроме того, есть ряд институтов, деятельность которых направлена на поддержку инноваций и новых технологий – ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий».
Есть также ряд отраслевых и секторальных институтов развития, осуществляющих поддержку в отдельных секторах и сегментах экономики: жилье и жилищное финансирование - ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; развитие сельского хозяйства - ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» и ОАО «Росагролизинг»; сокращение секторальных и региональных дисбалансов – особые экономические зоны.
И это только основные федеральные институты развития.
Существует также значительное количество таких институтов на региональном уровне. В частности, поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в том числе через региональные венчурные фонды, фонды прямых инвестиций, гарантийно-залоговые фонды.
В целом приоритетные задачи, которые решаются в РФ с помощью институтов развития следующие: развитие инфраструктуры - не только производственной, но и социальной, так как человеческий капитал – это главный фактор роста конкурентоспособности; стимулирование инноваций; содействие несырьевому экспорту; развитие малого и среднего бизнеса; сокращение региональных диспропорций; развитие аграрного сектора.
Все множество институтов развития в России сегодня уже начинает складываться в соответствующую систему.

Список использованных источников и литературы

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=2875.
Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ «О банке развития».
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
Федеральный закон от 19.07.2007 N 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий.
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
Распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 N 1007-р «Об утверждении Меморандума о финансовой политике Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
Постановление Правительства РФ от 27.02.2007 N 488 «Об утверждении положения о Наблюдательном совете государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
Постановление Правительства РФ от 09.08.2006 N 476 «О создании открытого акционерного общества «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий».
Постановление Правительства РФ от 26.08.1996 N 1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию».
Постановление Правительства РФ от 25.08.2001 N 628 «Об утверждении правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».
Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 N 134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 24.08.2006 N 516 «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания».
Унифицированная система рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (УСР ИЖК) - Стандарты процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов).
Приказ Минэкономразвития России и Минфина России от 23.05.2006 N 139/82н.
Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-ч т. / Пер. с англ. Под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 1997.
Бутеня, В.Е. Стимулы экономического развития / В.Е. Бутеня. – Минск, 1999.
Вечканов, Г.С. Макроэкономика / Г.С.Вечканов, Г.Р.Вечканова. − СПб.: Питер, 2004. − 544с.
Зарецкий, А.Д Иванова, Т.Е. Формирование института взаимодействия власти и бизнеса по развитию человеческого капитала в современной России / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2009. - № 4. – С 172-182.
Ивашковский, С.Н. Макроэкономика / С.Н.Ивашковский; Ин-т бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ; МГИМО (Ун-т). − М.: Дело, 2000. − 472с.
Носков, В.А. Михаленок, Н.О. Проблемы управления развитием формальных институтов / В.А. Носков, Н.О. Михаленок // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2006. - № 4. – С. 956-963.
Саблин, К.С. Субъекты развития и институты развития российской экономики (федеральный и региональный уровни) / К.С. Саблин // Журнал Сибирского федерального университета. – 2010. - № 2. – С. 169-179.
Тернавский, Л.А., Петрикова Е.М. «Инвестиционный фонд Российской Федерации: теория, методология, практика» // Финансы и кредит. 2007. N 33 (273).).
Шохин, А.Н. Деятельность РСПП по развитию институтов альтернативного разрешения споров / А.Н. Шохин //Третейский суд. – 2006. - № 6. – С. 101-106.




Зарецкий, А.Д Иванова, Т.Е. Формирование института взаимодействия власти и бизнеса по развитию человеческого капитала в современной России / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2009. - № 4. – С 172-182.
Саблин, К.С. Субъекты развития и институты развития российской экономики (федеральный и региональный уровни) / К.С. Саблин // Журнал Сибирского федерального университета. – 2010. - № 2. – С. 169-179.
Носков, В.А. Михаленок, Н.О. Проблемы управления развитием формальных институтов / В.А. Носков, Н.О. Михаленок // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2006. - № 4. – С. 956-963.
Шохин, А.Н. Деятельность РСПП по развитию институтов альтернативного разрешения споров / А.Н. Шохин //Третейский суд. – 2006. - № 6. – С. 101-106.
Саблин, К.С. Субъекты развития и институты развития российской экономики (федеральный и региональный уровни) / К.С. Саблин // Журнал Сибирского федерального университета. – 2010. - № 2. – С. 169-179.
Распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 N 1007-р «Об утверждении Меморандума о финансовой политике Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»; ФЗ от 17.05.2007 N 82-ФЗ «О банке развития».

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2007 N 488 «Об утверждении положения о Наблюдательном совете государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 N 134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Шохин, А.Н. Деятельность РСПП по развитию институтов альтернативного разрешения споров / А.Н. Шохин //Третейский суд. – 2006. - № 6. – С. 101-106.
Постановление Правительства РФ от 24.08.2006 N 516 «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания».).
Постановление Правительства РФ от 09.08.2006 N 476 «О создании открытого акционерного общества «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий».
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Федеральный закон от 19.07.2007 N 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий.
Постановление Правительства РФ от 26.08.1996 N 1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию».
Постановление Правительства РФ от 25.08.2001 N 628 «Об утверждении правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».
Унифицированная система рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (УСР ИЖК) - Стандарты процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов).
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Ивашковский, С.Н. Макроэкономика / С.Н.Ивашковский; Ин-т бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ; МГИМО (Ун-т). − М.: Дело, 2000. − 472с.
Вечканов, Г.С. Макроэкономика / Г.С.Вечканов, Г.Р.Вечканова. − СПб.: Питер, 2004. − 544с.









2



Экономика России в 2009-2010 гг.

Выполнил

Проверил

47/

Список использованных источников и литературы

1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=2875.
2.Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ «О банке развития».
3.Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
4.Федеральный закон от 19.07.2007 N 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий.
5.Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
6.Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
7.Распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 N 1007-р «Об утверждении Меморандума о финансовой политике Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
8.Постановление Правительства РФ от 27.02.2007 N 488 «Об утверждении положения о Наблюдательном совете государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
9.Постановление Правительства РФ от 09.08.2006 N 476 «О создании открытого акционерного общества «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий».
10.Постановление Правительства РФ от 26.08.1996 N 1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию».
11.Постановление Правительства РФ от 25.08.2001 N 628 «Об утверждении правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».
12.Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 N 134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.
13.Постановление Правительства РФ от 24.08.2006 N 516 «Об открытом акционерном обществе «Российская венчурная компания».
14.Унифицированная система рефинансирования ипотечных жилищных кредитов (УСР ИЖК) - Стандарты процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов (займов).
15.Приказ Минэкономразвития России и Минфина России от 23.05.2006 N 139/82н.
16.Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-ч т. / Пер. с англ. Под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 1997.
17.Бутеня, В.Е. Стимулы экономического развития / В.Е. Бутеня. – Минск, 1999.
18.Вечканов, Г.С. Макроэкономика / Г.С.Вечканов, Г.Р.Вечканова. ? СПб.: Питер, 2004. ? 544с.
19.Зарецкий, А.Д Иванова, Т.Е. Формирование института взаимодействия власти и бизнеса по развитию человеческого капитала в современной России / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2009. - № 4. – С 172-182.
20.Ивашковский, С.Н. Макроэкономика / С.Н.Ивашковский; Ин-т бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ; МГИМО (Ун-т). ? М.: Дело, 2000. ? 472с.
21.Носков, В.А. Михаленок, Н.О. Проблемы управления развитием формальных институтов / В.А. Носков, Н.О. Михаленок // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2006. - № 4. – С. 956-963.
22.Саблин, К.С. Субъекты развития и институты развития российской экономики (федеральный и региональный уровни) / К.С. Саблин // Журнал Сибирского федерального университета. – 2010. - № 2. – С. 169-179.
23.Тернавский, Л.А., Петрикова Е.М. «Инвестиционный фонд Российской Федерации: теория, методология, практика» // Финансы и кредит. 2007. N 33 (273).).
24.Шохин, А.Н. Деятельность РСПП по развитию институтов альтернативного разрешения споров / А.Н. Шохин //Третейский суд. – 2006. - № 6. – С. 101-106.

У нас вы можете заказать