Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Источники мусульманского права в Арабском Халифате.

  • 36 страниц
  • 22 источника
  • Добавлена 06.07.2011
750 руб. 1 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие и виды источников права
1.1. Понятие источника права
1.2. Виды источников мусульманского права
Глава 2. Специфика источников мусульманского права времен Арабского Халифата
2.1. Формирование и развитие Арабского Халифата
2.2. Особенности правовой системы Арабского Халифата
Заключение
Список использованных источников и литературы


Фрагмент для ознакомления

Один только факт мусульманского наследственного права уже подтверждает это положение: если умирает жена, не оставив после себя детей, половина ее имущества переходит к мужу, если же у нее остались дети от этого или другого мужа, то все равно к нему переходит четверть ее имущества».
Наследники по закону делились на множество очередей, представители каждой из которых имели право на обязательную долю наследства. Так, муж получал 1/2 наследства, оставшегося после смерти жены, если она не оставила ни детей, ни внуков; если же таковые имелись, то муж получал 1/4 часть наследства. Наследственная доля женщин составляла 1/2 доли мужчины.
Завещания допускались как в письменном виде, так и в устной форме. Завещание не могло быть в пользу законных наследников. Не имели права наследования следующие лица: неверные в отношении имущества мусульманина, виновные в лишении жизни наследодателя, разведенные, рабы.
Поскольку наследование по закону было весьма сложным и запутанным, постольку наследодатель назначал обычно доверенное лицо, которому поручалось осуществить раздел имущества между наследниками.
2.2.5. Уголовное право
В Арабском халифате существовала следующая классификация правонарушений:
преступления, представляющие наибольшую опасность и наказываемые точно определенной санкцией — хадд.
Это наиболее опасные правонарушения, посягающие на интересы всей мусульманской общины или прямо указанные в Коране или сунне.
а. Кража. Наказуема отсечением руки, но во многих странах Востока заменяется лишением свободы.
б. Прелюбодеяние. Наказуемо побиванием камнями до смерти или лишением свободы.
в. Разбой. Наказуем смертной казнью.
г. Употребление спиртных напитков. Наказуемо телесными повреждениями в виде палочных ударов (от 40 до 80).
д. Бунт. Наказуем смертной казнью.
е. Измена исламу. Наказывается лишением свободы или смертной казнью.
Впрочем, по мнению многих видных правоведов, раскаяние вероотступника допускает его прощение. Смертной казнью наказывались и все выступления против государственной власти.
преступления, за совершение которых предусматривается точно определенная санкция кисас, основанную на эквивалентном возмездии (талион — возмездие, т. е. наказание, равное по тяжести совершенному деянию). Талион не применяется к мужчине за рану, нанесенную женщине, и к свободному за поранение раба.
Среди преступлений против отдельных лиц право наибольшее внимание уделяло умышленному убийству, причем предусматривалось альтернативное наказание. По преданию, Мухаммед предлагал родственникам убитого выбрать одно из трех: смертную казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (дийа). Размер выкупа обычно определялся как стоимость 100 верблюдов. Учитывалась субъективная сторона преступления. Лицо, совершившее неумышленное убийство, платило выкуп и несло религиозное искупление (каффара).
иные правонарушения, которые наказываются не точно установленной санкцией — тазир и могут затрагивать как «права Аллаха» (нарушение религиозных обязанностей — неуплата заката, отказ от совершения молитвы, несоблюдение поста), так государственные и частные интересы (нарушение обязательств по сделкам, неуплата выкупа за кровь, обмеривание, обвешивание, мошенничество, взяточничество, растрата средств казны или сирот, лжесвидетельство, шпионаж, колдовство; нарушение правил поведения в общественных местах, особенно касающихся интересов и морали женщин; умышленное вынесение неправомерного судебного решения; притеснение подданных или произвол по отношению к подчиненным).
За правонарушения категории тазир применялись самые различные меры наказания от смертной и до устного порицания или отлучения, или унижение нарушителя бритьем головы (но не бороды), чернением лица или вождением в полуобнаженном виде по улицам города с публичным оглашением совершенного им греха, распятие на три дня без лишения жизни, но с запретом принимать пищу. Характерная особенность тазира заключается в том, что он не представляет систему строго установленных санкций за конкретные правонарушения, т.е. судья по своему усмотрению определял наказание в зависимости от тяжести деяния и личности виновного. Вместе с тем, шариат допускал даже превентивное наказание тазиром по отношению к лицам, которые не совершили конкретных проступков, но дают основание подозревать, что они могут их совершить.
2.2.6. Суд и процесс
Начальный этап правосудия был тесно связан с деятельностью пророка Мухаммеда: первоначально Мухаммед, а затем и назначенные им управители отдельных областей лично рассматривали судебные дела. Судебная власть стала считаться важнейшей прерогативой правителя любого ранга. Впоследствии право вершить суд делегировалось знатокам шариата, составившим вскоре влиятельную группу профессиональных судей — кадиев. Первыми правоведами (муджтахидами) были, как уже говорилось выше, судьи, но постепенно функции введения новых норм в случаях молчания источников перешли к ученым. Доктринальное развитие мусульманского права долгое время оставалось на уровне индивидуального регулирования. Если правоведы сталкивались с отсутствием ответа на вопрос в Коране, сунне и высказываниях сподвижников Пророка, то при рассмотрении конкретных дел решения формулировались с помощью различных рациональных приемов. Дело в том, что в Арабском халифате судебная власть не была отделена от исполнительной. Халифы и наместники не только определяли пределы юрисдикции судей, но и непосредственно участвовали в отправлении правосудия. Поэтому многие предпочитали обращаться за защитой своих прав не к судье, а непосредственно к наместнику или даже к самому халифу. Например, жалобы на произвол чиновников рассматривались специальными судьями из «ведомства жалоб».
Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие принципиальных различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел. Кадий не был связан определенным, жестким порядком судопроизводства.
Кроме судебных полномочий, кадий осуществлял надзор за распределением наследства, установлением опеки и многим другим.
Кроме судебных функций кади наблюдали за исполнением судебных решений, ведали вопросам опеки и попечительства, осуществляли надзор за вакфами, за местами заключения, удостоверяли завещания, проверяли законность землепользования.
В рамках судебного процесса существенных различий в уголовном и гражданском процессе не существовало. Большинство дел могли стать предметом судебного разбирательства по требованию любого, в том числе и инициативе судьи. Судья единолично принимал решение по рассмотренному делу в течение одного дня. Письменным судебный процесс становится к началу правления династии Аббасидов. В качестве доказательств использовались: признание, свидетельские показания, письменные документы; клятва; обоснованные, по усмотрению судьи, слухи, и личное убеждение судьи, сложившиеся на основе известных только ему фактов.
В целом судебный процесс отличался простотой и несложностью. Судебные решения и приговоры кади, в принципе, считались окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф или лица, им уполномоченные, изменяли решение кади.
Заключение
Синкретизм ислама и его полуторатысячелетняя история свидетельствует о его прочности, а также позволяют утверждать, что его будущности мало что угрожает. Можно наблюдать как раз обратную картину: привлекательность этой мировоззренческой системы для многих людей (и не только мусульман). Это связано с тем, что ислам дает возможность ощутить сопричастность к целостности, оказаться внутри социума и преодолеть распространенное в Европе и Америке отчуждение от других людей. Много значит и поддержка в трудные моменты жизни. Общинность, на которой, собственно, и заждется ислам, не только не угасла в XX веке, но, напротив, демонстрирует свою силу и жизнеспособность. По данным Г.М. Керимова, в течение второй половины 90-х годов ислам приняли более 60 тысяч европейцев.
На территории России можно наблюдать возрождение ислама и мусульманского права как его составной части. В советский период отечественной истории (20-80-е года) ислам, как и другие религиозные конфессии, подвергался жестким преследованиям. Со второй же половины 80-х годов начинается подъем ислама. В научных работах исследователи уже перестают оценивать ислам с негативных позиций и отмечают ряд его позитивных черт. По мнению Л.Р. Сюкияйнена, «главная особенность мусульманского права, раскрывающая его природу и отличающая его от других правовых систем, заключается во взаимодействии в нем сакрального и светского, религиозного и собственно юридического начал, что проявляется в специфике его происхождения и исторической эволюции, источников и структуры, механизма действия и правопонимания мусульманских юристов, соотношения этого права с государством и позитивным (светским) законодательством. Другая яркая черта мусульманского права – его исключительное разнообразие, широкая гамма региональных и национальных форм, тесное взаимодействие с местными традициями и обычаями (нередко доисламскими и несовпадающими со строгими положениями ортодоксального шариата), сочетание в нем как детализированных индивидуальных решений с общими принципами, так и стабильности и постоянства с гибкостью и способностью изменяться во времени».
С начала 90-х годов отношение к исламу в России стало неоднозначным в связи с событиями в Чечне и ростом террористических актов в мире в целом. В средствах массовой информации и с парламентских трибун население пугают «исламской угрозой». Происходит это в результате элементарной безграмотности политиков и журналистов. Речь необходимо вести о радикальных политических течениях в исламе, а не о религии как таковой. Религиозно-традиционные системы права, к которым относится шариат, развиваются прежде всего на уровне доктрин, идей, и, следовательно, их эволюция в большей степени подвержена субъективным факторам воздействия. Применение к мусульманскому праву синергетических методов позволяет сделать вывод о том, что его изменения в решающей степени зависят от идеологических позиций правоведов (муджтахидов и факихов), фактически формирующих «дух» этого права. В России следует допустить действие шариата в качестве субсидиарного источника права, если нет противоречий его положений с основными принципами светского законодательства. Игнорирование мусульманской правовой традиции ведет лишь к образованию радикальных течений в исламе, что в итоге порождает политическую нестабильность. В регионах компактного проживания народностей и наций, исповедующих ислам, нужно создать гибкую систему «живого права», применяемого мировыми судьями, которыми могут быть мусульмане-правоведы. По верному замечанию Л.Р. Сюкияйнена, «следует отчетливо осознавать, что возрождение ислама в нашей стране, возвращение к его ценностям неизбежно ставят вопрос о признании ряда сторон мусульманско-правовой культуры, в том числе об их законодательном закреплении. Во всяком случае там, где приверженцы ислама составляют большинство или хотя бы заметное меньшинство, ни одна власть не может игнорировать этот факт, если, конечно, она хочет быть демократической властью в правовом государстве».
В целом же, подводя итог развитию мусульманского права, можно без большого преувеличения согласиться с мнением ряда ученых, которые видят в исламе (и шариате) мощную религиозно-политическую силу, для взаимодействия с которой нужно знать ее истоки и основные черты. Многие непродуманные решения по отношению к мусульманскому миру принимаются в результате некомпетентности и порождают ряд отрицательных последствий, которые приносят ощутимый вред как самим мусульманам, так и всему миру.

Список использованных источников и литературы
Ан-Наим А.А. На пути к исламской реформации. М.: Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, 1999. 288 с.
Ас-Суйути Джелал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. Учение о толковании Корана. М.: ИД «Муравей», 2000. 240 с.
Иорданов М. Сакральные тайны ислама. М,: Издатель Быстров, 2006. 416 с.
История государства и права зарубежных стран / Под ред. Батыра К.И. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2003. 496 с.
История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. / Под общ. Ред. А.О. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М.: Издательство НОРМА, 2003. 624 с.
Источники российского права: вопросы теории и истории. / Отв. Ред. Марченко М.Н. М.: Норма, 2005. 336 с.
Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М.: Издательство «Леном», 1999. 304 с.
Коран. / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М.: МПО «ВОЛОКНОР», СП «ТРЕКИНГТУР», 1990. 728 с.
Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. 326 с.
Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. М.: Проспект, 2008. 512 с.
Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран. М.: Россия, 2000. 208 с.
Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Отв. Ред. М.Н. Марченко. Том 2. М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. 528 с.
Родионов М.А. Ислам классический. СПб.: «Петербургское востоковедение», 2001. 256 с.
Салыгин Е.Н. Теократическое государство. М.: Московский общественный научный фонд, 1999. 128 с.
Сапельников А.Б., Честнов И.Л. Теория государства и права: Учебник для юридических высших учебных заведений. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006. 279 с.
Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституции. М.: РОССПЭН, 2001. 516 с..
Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М.: Наука, 1986. С. 123. 256 с.
Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.: Институт государства и права РАН, 1997. 48 с.
Цмай В.В. Регулирование семейно-брачных отношений мусульман правом личного статуса. СПб: СПбГУАП; Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. 259 с.
Чашин А.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. 688 с.
Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004. 208 с.
Ярославцев В.Г. Нравственное правосудие и судейское правотворчество. М.: Юстицинформ, 2007. 304 с.
Общая теория государства и права.. / Отв. Ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М., 2001. С. 229-230.
Общая теория государства и права.. / Отв. Ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М., 2001. С. 231.
Источники российского права: вопросы теории и истории. / Отв. Ред. Марченко М.Н. М, 2005. С. 6-9.
Общая теория государства и права.. / Отв. Ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М., 2001. С. 230.
Сапельников А.Б., Честнов И.Л. Теория государства и права. СПб., 2006. С. 189-191.
История государства и права зарубежных стран / Под ред. Батыра К.И. М., 2003. С. 208.
Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2001. С. 117 – 118.
Ас-Суйути Джелал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. Учение о толковании Корана. М., 2000. С. 59-60.
Ан-Наим А.А. На пути к исламской реформации. М., 1999. С. 36.
Иорданов М. Сакральные тайны ислама. М., 2006. С. 51-55.
Цмай В.В. Регулирование семейно-брачных отношений мусульман правом личного статуса. СПб., 2000. С. 21-64.
Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М., 1999. С. 15.
Керимов Г.М. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М., 1999. С. 247.
Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституции. М., 2001. С. 16.
Ан-Наим А.А. На пути к исламской реформации. М., 1999. С. 92.
Коран. 42:6.
Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986. С. 123.
Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. СПб., 2000. С. 189.
История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. / Под общ. Ред. А.О. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М., 2003. С. 116.
Салыгин Е.Н. Теократическое государство. М., 1999. С. 44.
История государства и права зарубежных стран / Под ред. Батыра К.И. М., 2003. С. 208.
Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. СПб, 2000. С. 112.
Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение. СПб., 2004. С. 115.
Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. С. 101.
Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. СПб, 2000. С. 114.
Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение. СПб., 2004. С. 115.
Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М., 1999. С. 171.
История государства и права зарубежных стран / Под ред. Батыра К.И. М., 2003. С. 209.
История государства и права зарубежных стран / Под ред. Батыра К.И. М., 2003. С. 209.
Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение. СПб., 2004. С. 119.
Там же. С. 118.
Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран. М., 2000. С. 89.
Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М., 1999.
Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. С. 24.
Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. С. 33.









2

Список использованных источников и литературы
1.Ан-Наим А.А. На пути к исламской реформации. М.: Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова, 1999. 288 с.
2.Ас-Суйути Джелал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. Учение о толковании Корана. М.: ИД «Муравей», 2000. 240 с.
3.Иорданов М. Сакральные тайны ислама. М,: Издатель Быстров, 2006. 416 с.
4.История государства и права зарубежных стран / Под ред. Батыра К.И. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2003. 496 с.
5.История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. / Под общ. Ред. А.О. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М.: Издательство НОРМА, 2003. 624 с.
6.Источники российского права: вопросы теории и истории. / Отв. Ред. Марченко М.Н. М.: Норма, 2005. 336 с.
7.Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М.: Издательство «Леном», 1999. 304 с.
8.Коран. / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М.: МПО «ВОЛОКНОР», СП «ТРЕКИНГТУР», 1990. 728 с.
9.Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. 326 с.
10.Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. М.: Проспект, 2008. 512 с.
11.Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран. М.: Россия, 2000. 208 с.
12.Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Отв. Ред. М.Н. Марченко. Том 2. М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. 528 с.
13.Родионов М.А. Ислам классический. СПб.: «Петербургское востоковедение», 2001. 256 с.
14.Салыгин Е.Н. Теократическое государство. М.: Московский общественный научный фонд, 1999. 128 с.
15.Сапельников А.Б., Честнов И.Л. Теория государства и права: Учебник для юридических высших учебных заведений. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006. 279 с.
16.Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституции. М.: РОССПЭН, 2001. 516 с..
17.Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М.: Наука, 1986. С. 123. 256 с.
18.Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.: Институт государства и права РАН, 1997. 48 с.
19.Цмай В.В. Регулирование семейно-брачных отношений мусульман правом личного статуса. СПб: СПбГУАП; Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. 259 с.
20.Чашин А.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. 688 с.
21.Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004. 208 с.
22.Ярославцев В.Г. Нравственное правосудие и судейское правотворчество. М.: Юстицинформ, 2007. 304 с.

У нас вы можете заказать