Предмет и задачи психологии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 2020 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 30.06.2016
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика психологии как науки: предмет, объект, задачи, методы 5
1.1. Понятие психологии как науки 5
1.2 Предмет изучения психологии 7
Глав 2. Задачи психологии 9
2.1 Связь мозга и психики 9
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 13
3.1 Фундаментальное исследование 13
3.2 Прикладное исследование 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
Фрагмент для ознакомления

Методика фигурных таблиц – оценка умственной работоспособности, уровня сформированности произвольного внимания. Тест Тулуз-Пьерона – вариант «корректурной пробы», направленной на изучение концентрации внимания, особенностей умственной работоспособности и ее динамике во времени. 10 слов – кратковременная слуховая память. 12 предметных картинок, представленных в виде таблицы – развитие зрительной памяти.Результаты исследования свидетельствуют о том, группа детей, перенесших перинатальную патологию ЦНС неоднородна по развитию высших психических функций. Более чем у половины детей выявлен близкий к норме уровень развития кратковременной слуховой памяти, средний уровень развития кратковременной зрительной памяти, мыслительной деятельности. Выявлен высокий уровень развития призвольного внимания и умственной работоспособности на коротких интервалах времени при быстрой истощаемости этих психических процессов. Дети, обладающие средним уровнем развития логического мышления, имеют более высокий уровень развития кратковременной слуховой и зрительной памяти. 2. ИсследованиеКорнеев А.А. Структурный анализ взаимодействия когнитивных и двигательных компонентов навыка письма, автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н., М., 2005Исследовались учащиеся 1-2 классов. Методы: испытуемый пишет обычной ручкой на обычном листе бумаги. При этом движения с помощью графпланшета, на котором расположен этот лист, записываются на компьютер. Таким образом, мы получили возможность исследовать письмо в условиях, маквимально приближенных к естественной ситуации письма, что позволяет говорить о высокой экологической валидности проведенного исследования. В целях изучения динамики навыка письма мы сделали наши эксперименты растянутыми во времени. С этой целью мы осуществили несколько срезов с интервалами от двух месяцев до одного года. Таким образом, мы смогли получить более полное и точное представление об изменениях в структуре изучаемого навыка в процессе его формирования.Выводы:Исследование формирования и строения двигательного акта навыка письма показало, что они зависят от методик обучения, а также в значительной степени, от стиля преподавания. Разные стили преподавания приводят к разным результатам, и измеряемые параметры письма варьируются в группах, обучавшихся у разных учителей. При этом в каждой из групп выявляется ряд особенностей развития двигательных и когнитивных аспектов навыка письма. Статистический анализ подтвердил значимость выявленных различий.Анализ отдельных случаев, в котором рассматривалось соотношение индивидуальных особенностей испытуемых и то, каким образом эти особенности сочетаются со стилем преподавания, показал, что разные стили преподавания приводят к разным способам адаптации к ним учащихся. Было показано, что такая адаптация связана с выработкой у испытуемых специфических стратегий, которые позволяют им выполнять предъявляемые им требования. Таким образом, в ходе исследования было показано, что стиль обучения влияет на структуру письма и в каждом отдельном случае субъект формирует свой индивидуальный способ адаптации к внешним условиям. При этом важно подчеркнуть, что тот или иной стиль обучения может быть благоприятен или нет для отдельного ученика именно в сочетании с его индивидуальными особенностями. Формирование письма происходит при сочетании внутренних и внешних условий. Учащийся при этом должен учитывать оба эти фактора и вырабатывать собственную стратегию письма.ЗАКЛЮЧЕНИЕОбобщенно предметом психологии выступают основные закономерности порождения и функционирования психики. К пониманию своего предмета психологическая наука шла постепенно.Отечественная психологическая наука в изучении связи мозга и психики представлена в первую очередь именами И.П. Павлова и И.В. Сеченова. Ученые пошли по материалистическому пути и объявили, что все факты психической жизни по происхождению являются рефлексами. И.В. Сеченов разработал рефлекторную теорию. Павлову И.П. принадлежит теория условнорефлекторногонаучения. В наши дни созданы более современные психофизиологические теории, которые объясняют научение и поведение в целом (Н. А. Бернштейн, К. Халл, П. К. Анохин), а также механизмов условнорефлекторного приобретения опыта (Е. Н. Соколов).Появление новых, более перспективных направлений разработки проблемы связи психики и мозга связываются именами Н. А. Бернштейна, К. Халла, П. К. Анохина. Н. А. Бернштейн доказывает, что даже простые движения, приобретенные при жизни, не говоря уже о сложных аспектах человеческой деятельности и поведения в целом, не может быть выполнимо без участия психики. Американским ученым К. Халлом была разработана современная психофизиологическая теория научения, которая объясняет, каким образом организм приобретает и совершенствует жизненный опыт. В теории функциональной системы П. К. Анохина расставляются акценты решения вопроса о взаимообусловленности физиологических и психологических процессов и явлений. Она показывает, что физиологические и психологические процессы и явления обуславливают и регулируют поведение, однако, невозможно получить полное научное объяснение ни на основе только знания физиологии высшей нервной деятельности, ни на основе исключительно психологических представлений.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБадалова М.В. Развитие метафоричности в рамках тренинга интеллектуальных навыков консультирования / Практическая психология и социальная работа. - 2004. - № 1. - с.1-10.Балин В.Д., Гайда В.К., Горбачевский В.К. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).Блонский П.П. Память и мышление. - СПб., 2001. – 348 c.Варбан Н.Ю. Рефлексия профессионального становления в юношеском возрасте. // Практическая психология и социальная работа, 1998 г., № 6-7. Винославская О.В. Психология. Учебное пособие.: К.: ИНКОС. 2005. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапномфорировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. - М.: Наука, 1966.Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. Хрестоматия. Познавальные психические процессы. / Сост. и общ.ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. – 451 с.Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления: Экспериментально-теоретическое исследование. - М.: ЦЕНТР, 1997.Зайцев А. Идеальный инструмент//Соционика, ментология и психология личности. - 2000. - № 5. - с. 43-48.Захирина Л.А., Бережная Н.Ф. Особенности развития старших дошкольников при перинатальной патологии ЦНС, Вопросы психологии, №5,стр.20, 2004Карпов А.В. Общая психология: Учебник / Под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики. 2002. – 232с. Корнеев А.А. Структурный анализ взаимодействия когнитивных и двигательных компонентов навыка письма, автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н., М., 2005Крутецкий, В.А. Процессы запоминания / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2011. – 352 с.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М. 2007. – 511 с. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.Майданский А.Д. О мыслящей себя Природе и идеальной реальности //Вопросы философии. - 2004. - № 3. - с. 76-84Павелков Г. В. Общая психология: Учебник. - К.: ЦОДПП "Полиграфцентр", 2002.Психология XXI века.Под ред. В.Н. Дружинина М.: ПЕР СЭ, 2003. — 863 с.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713.Скрипченко О.В., Долинская Л.В., Огороднийчук З.В.Общая психология.К. – 2005. – 464 с. Словари и энциклопедии на Академике (электронный ресурс) http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1218660 Тихомиров O.K. Психология мышления. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1984.Третяк Т.М. Конструктивное мышление в структуре творческого потенциала личности.// Практическая психология и социальная работа - 2006. - № 1. - с. 18-20.Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002 – 272 сХолодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томск.ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. — 392 с.

1. Бадалова М.В. Развитие метафоричности в рамках тренинга интеллектуальных навыков консультирования / Практическая психология и социальная работа. - 2004. - № 1. - с.1-10.
2. Балин В.Д., Гайда В.К., Горбачевский В.К. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).
3. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб., 2001. – 348 c.
4. Варбан Н.Ю. Рефлексия профессионального становления в юношеском возрасте. // Практическая психология и социальная работа, 1998 г., № 6-7.
5. Винославская О.В. Психология. Учебное пособие.: К.: ИНКОС. 2005.
6. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном форировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. - М.: Наука, 1966.
a. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. Хрестоматия. Познавальные психические процессы. / Сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. – 451 с.
7. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления: Экспериментально-теоретическое исследование. - М.: ЦЕНТР, 1997.
8. Зайцев А. Идеальный инструмент//Соционика, ментология и психология личности. - 2000. - № 5. - с. 43-48.
9. Захирина Л.А., Бережная Н.Ф. Особенности развития старших дошкольников при перинатальной патологии ЦНС, Вопросы психологии, №5,стр.20, 2004
10. Карпов А.В. Общая психология: Учебник / Под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики. 2002. – 232с.
11. Корнеев А.А. Структурный анализ взаимодействия когнитивных и двигательных компонентов навыка письма, автореферат диссертации на соискание ученой степени к.п.н., М., 2005
12. Крутецкий, В.А. Процессы запоминания / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2011. – 352 с.
13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М. 2007. – 511 с.
a. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
14. Майданский А.Д. О мыслящей себя Природе и идеальной реальности //Вопросы философии. - 2004. - № 3. - с. 76-84
15. Павелков Г. В. Общая психология: Учебник. - К.: ЦОДПП "Полиграфцентр", 2002.
16. Психология XXI века. Под ред. В.Н. Дружинина М.: ПЕР СЭ, 2003. — 863 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713.
18. Скрипченко О.В., Долинская Л.В., Огороднийчук З.В. Общая психология.К. – 2005. – 464 с.
19. Словари и энциклопедии на Академике (электронный ресурс) http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1218660
20. Тихомиров O.K. Психология мышления. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1984.
21. Третяк Т.М. Конструктивное мышление в структуре творческого потенциала личности.// Практическая психология и социальная работа - 2006. - № 1. - с. 18-20.
22. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002 – 272 с
23. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томск. ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. — 392 с.

Вопрос-ответ:

Каков предмет и задачи психологии?

Предметом психологии является изучение психических явлений и процессов, их закономерностей, механизмов и функций. Задачи психологии включают объяснение, предсказание, контроль и изменение психических процессов и состояний человека.

Как можно охарактеризовать психологию как науку?

Психология является наукой, занимающейся изучением психических явлений. Она использует методы научного познания, такие как наблюдение, эксперимент, опрос и анализ данных. Психология стремится к объективному и систематическому изучению психики и ее проявлений.

Какие задачи ставит перед собой психология?

Основные задачи психологии включают изучение психических процессов и состояний, анализ факторов, влияющих на психику, разработку методов диагностики и коррекции психических отклонений, а также изучение межличностных взаимодействий и факторов, влияющих на уровень жизни человека.

Какова связь между мозгом и психикой?

Мозг играет важную роль в функционировании психики. Мозговая деятельность, такая как мышление, восприятие, память и эмоции, является результатом работы нервной системы и мозга. Нейропсихология изучает связь между мозговой активностью и психическими процессами.

Чем отличается фундаментальное исследование от прикладного?

Фундаментальное исследование в психологии направлено на расширение теоретических знаний о психических явлениях и процессах. Прикладное исследование, напротив, ориентировано на разработку практических рекомендаций и методов в области психологии, которые могут быть использованы на практике для решения конкретных задач.

Что означает понятие "психология как наука"?

Психология как наука - это область знаний, которая изучает психику и поведение человека на основе систематического и научного подхода. Она исследует ментальные процессы, развивает теории и методики, и применяет их для решения практических проблем.

Какие задачи стоят перед психологией?

Психология имеет разнообразные задачи. Она стремится изучать психические процессы, проводить эксперименты, разрабатывать психологические методики, помогать людям развивать свои психологические навыки, анализировать взаимодействие мозга и психики, изучать влияние сознания на поведение и многое другое.

Какие методы использует психология?

Психология использует различные подходы и методы исследования. Среди них: экспериментальный метод, наблюдение, опросы, психологические тесты, интервью, изучение документов и архивных материалов, анализ статистических данных и другие.

Чем отличается фундаментальное исследование от прикладного?

Фундаментальное исследование в психологии направлено на получение фундаментальных знаний и расширение теоретической базы психологии. Прикладное исследование, напротив, ориентировано на решение практических проблем и разработку практических методик и техник.

Что такое методика фигурных таблиц и для чего она используется?

Методика фигурных таблиц - это психологический тест, который используется для оценки умственной работоспособности и уровня сформированности произвольного внимания у человека. Тест Тулуз-П является одним из известных примеров такой методики.

Что такое психология?

Психология - это наука, которая изучает ментальные процессы и поведение человека. Она исследует, как люди воспринимают, мыслят, чувствуют, ведут себя и взаимодействуют друг с другом.

Какие основные задачи психологии?

Основными задачами психологии являются: изучение психических процессов и состояний, объяснение и понимание поведения людей, выявление различий в психологических характеристиках людей, разработка методов исследования психических процессов и поведения, а также разработка практических рекомендаций для решения проблем, связанных с психологией.