Торговые знаки

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Хозяйственное право
  • 2424 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 04.08.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1. Содержание понятия «товарный знак»
2. Условия правовой охраны товарного знака
3. Прекращение правовой охраны товарного знака
Заключение
Список нормативно-правых актов и литературы

Фрагмент для ознакомления

Однако предложенный Роспатентом вариант не является панацеей от случаев, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель прекращают свою деятельность, а информация о числящихся за ними товарных знаках продолжает находиться в государственных реестрах.
Необходимо отметить, что указанное выше относится и к юридическим лицам. Возникают ситуации, когда юридическое лицо ликвидировано, а запись о его праве на конкретный товарный знак продолжает существовать в государственном реестре.
Из этого вытекает другая проблема, которую была затронута выше – осуществление уведомления уполномоченного органа в сфере интеллектуальной собственности о ликвидации того или иного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Вариант решения этой проблемы изложен в статье А.И. Кандаурова «Прекращение права на товарные знаки» [5, С. 284].
Автор исходит из того, что обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таким образом, законодатель связывает статус обладателя прав на товарный знак со специальной правосубъектностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Органом, который отслеживает особый статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является Федеральная налоговая служба РФ (ФНС). В целях соблюдения указанной функции ФНС ведет специальные реестры – Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Кроме общих сведений об указанных лицах, такие реестры также содержат информацию о банковских счетах, лицензиях, полученных ими и т.д. В связи с этим возникает вопрос: почему бы не указывать подобную информацию о правах на товарные знаки в этих реестрах? Думается, организация получения, передачи, учета и хранения такой информации ничуть не сложнее поддержания взаимосвязи между ФНС и лицензирующими органами в отношении информации о лицензиях, выданных субъектам предпринимательской деятельности.
При этом необходимо выделить обязанности как Роспатента, так и ФНС – один орган уведомляет о возникновении или прекращении прав на товарные знаки, а второй – о прекращении юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Учитывая, что право на товарный знак предоставляет собой имущественную ценность, а прекращение этого права – лишение обладателя этой имущественной ценности, следует считать, что Роспатент может выносить указанные решения только после того, как он предупредит заинтересованных лиц (учредителей, участников юридического лица, наследников гражданина и т.п.) о возможности прекращения правовой охраны товарного знака, с предоставлением разумного срока для перевода на себя прав на товарный знак [5, С. 641].
В этой же норме кроется и еще одна сложность. Законодатель зафиксировал тот факт, что при прекращении юридического лица принадлежащие ему товарные знаки теряют охраноспособность.
Насколько следует из вышесказанного, законодатель под прекращением юридического лица понимает его ликвидацию, так как в соответствии с ГК только ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Однако действующим законодательством предусмотрены также иные виды прекращения юридических лиц, которые объединяются в общее понятие реорганизации: слияние, присоединение, разделение и преобразование [2].
Таким образом, складывается ситуация, когда два нормативно-правовых акта противоречат друг другу. Гражданский кодекс содержит нормы о том, что при прекращении юридического лица прекращается охрана прав на товарные знаки. С другой стороны, законодательство в сфере обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и т. д. устанавливает, что при прекращении юридического лица и реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения или преобразования, его права и обязанности, в том числе и права на товарные знаки переходят к другим, вновь созданным, юридическим лицам.
Пункт 3 ст. 1514 предусматривает, что если исключительное право на товарный знак перешло от прежнего правообладателя к другому лицу не по договору, а по иному основанию, указанному в ст. 1241 ГК РФ (реорганизация юридического лица, наследование, обращение взыскания на право на товарный знак и т.п.), и если этот переход права вводит потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя, то любое заинтересованное лицо может инициировать в суде дело о прекращении правовой охраны, а суд вправе вынести соответствующее решение.
В основе данной нормы лежит идея, которая заключается в том, что поскольку в некоторых случаях товарный знак ассоциируется с изготовителем (продавцом), т.е. юридическим лицом (предприятием) и, по сути дела, выполняет роль фирменного наименования, то в этих случаях следует ограничить оборотоспособность права на товарный знак.
Э.П. Гаврилов считает, что сама эта идея лишена юридического обоснования, поскольку товарный знак индивидуализирует товары, а не юридическое лицо. В связи с этим комментируемую норму следует применять с большой осторожностью (впрочем, как и упомянутые выше нормы) [5, С. 642].
Прекращение правовой охраны товарного знака означает и прекращение исключительного права на этот товарный знак. Однако бывший правообладатель вправе и после этого преследовать лиц, нарушивших право на товарный знак в тот период, когда оно существовало, т.е. как продолжать ранее начатые процессы, так и возбуждать новые процессы. При прекращении исключительного права действующие лицензионные договоры прекращаются (абз. 3 п. 4 ст. 1235 ГК РФ).
Заключение

В процессе работы над поставленной проблематикой мы пришли к следующим выводам.
По общепринятому мнению товарный знак (торговая марка) – это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, присвоенное товару для его отличия от других, и указание на его производителя (предприятию, фирму). Он представляет собой рисунок (символ, знак), определенное сочетание букв, цифр и других символов. Понимаемый как средство индивидуализации производителя, товарный знак рассматривается как торговая марка или фирменный знак. Товарный знак регистрируется в государственных учреждениях и пользуется правовой защитой. Он также защищает исключительные права изготовителя-продавца на пользование маркой и (или) эмблемой.
В современном мире товарный знак является важным инструментом ведения бизнеса вне зависимости от рода деятельности. Предпринимателям очень важно, чтобы предлагаемые ими товары и услуги были хорошо известны потребителям, и именно товарный знак призван выделять эти товары и услуги. Необходимо отметить следующее: роль товарного знака настолько велика, что он является объектом не только гражданско-правовых отношений, но и защиты.
Право на товарный знак возникает и прекращается путем осуществления целенаправленных действий заинтересованных лиц. Так, для государственной регистрации товарного знака необходимо подать в установленной форме заявку, а соответствующее право на знак может быть прекращено по заявлению заинтересованного лица.
Владелец товарного знака (физическое или юридическое лицо) обладает исключительным правом пользоваться и распоряжаться товарным знаком. Кроме того, по закону РФ владелец товарного знака обладает правом отчуждения исключительного права на товарный знак и выдачи лицензий на использование товарного знака.
Прекращение права товарного знака может произойти в как по желанию правообладателя, так и на основании решений федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, либо вследствие неиспользования товарного знака на протяжении трех лет.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены.


Список нормативно-правых актов и литературы

Нормативно-правовые акты
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 04.10.2010) // СПС КонсультантПлюс
Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ 24.11.1995)(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // СПС КонсультантПлюс
Приказ Роспатента от 03.03.2003 №28 «О Правилах принятия решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания в случае ликвидации юридического лица – обладателя исключительного права на товарный знак или прекращении предпринимательской деятельности физического лица – обладателя исключительного права на товарный знак» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.2003 N 4302) // СПС КонсультантПлюс
Литература
Веркман К.Дж. Товарные знаки: Создание, психология, восприятие / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 520 с.
Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009. 715 с.
Кандауров А.И. Прекращение права на товарные знаки: коллизии современного российского права // Социально-экономические явления и процессы. 2010. №3. С. 281-284.
Основы маркетинга: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.А. Васильев, Н.Д. Эриашвили, Н.А. Нагапетьянц и др. / Под общ. ред. проф. Г.А. Васильева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 543 с.
Охрана интеллектуальной собственности: Учеб. пособие / Е.А. Василенко, Т.В. Мещерякова, Д.А. Бобров, В.А. Желтов. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2007. 104 с.











20

Список нормативно-правых актов и литературы

Нормативно-правовые акты
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 04.10.2010) // СПС КонсультантПлюс
2.Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ 24.11.1995)(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // СПС КонсультантПлюс
3.Приказ Роспатента от 03.03.2003 №28 «О Правилах принятия решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания в случае ликвидации юридического лица – обладателя исключительного права на товарный знак или прекращении предпринимательской деятельности физического лица – обладателя исключительного права на товарный знак» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.2003 N 4302) // СПС КонсультантПлюс
Литература
4.Веркман К.Дж. Товарные знаки: Создание, психология, восприятие / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 520 с.
5.Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Экзамен, 2009. 715 с.
6.Кандауров А.И. Прекращение права на товарные знаки: коллизии современного российского права // Социально-экономические явления и процессы. 2010. №3. С. 281-284.
7.Основы маркетинга: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.А. Васильев, Н.Д. Эриашвили, Н.А. Нагапетьянц и др. / Под общ. ред. проф. Г.А. Васильева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 543 с.
8.Охрана интеллектуальной собственности: Учеб. пособие / Е.А. Василенко, Т.В. Мещерякова, Д.А. Бобров, В.А. Желтов. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2007. 104 с.

Вопрос-ответ:

Что такое товарный знак?

Товарный знак - это знак, который позволяет отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий.

Какие условия нужно соблюсти, чтобы получить правовую охрану для товарного знака?

Для получения правовой охраны товарного знака необходимо, чтобы он был новым, отличался от уже зарегистрированных товарных знаков, обладал индивидуальностью и дистинктивностью, а также не противоречил общественному порядку и нравственности.

Как прекращается правовая охрана товарного знака?

Правовая охрана товарного знака прекращается в случае добровольного снятия товарного знака с регистрации, истечения срока действия регистрации без продления или признания товарного знака недействительным по решению суда.

Какие нормативно-правовые акты регулируют вопросы о товарных знаках?

Вопросы о товарных знаках регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "О товарных знаках", а также другими нормативно-правовыми актами, например, Положением о государственной регистрации товарных знаков.

Что делать, если юридическое лицо прекращает свою деятельность, но информация о его товарных знаках продолжает быть в реестрах?

Если юридическое лицо прекращает свою деятельность, а информация о его товарных знаках продолжает быть в государственных реестрах, необходимо обратиться в Роспатент с заявлением о снятии товарных знаков с регистрации.

Что такое товарный знак?

Товарный знак - это знак, который используется для идентификации товаров или услуг и отличает их от товаров или услуг других лиц.

Какие условия необходимы для правовой охраны товарного знака?

Для правовой охраны товарного знака необходимо, чтобы он был новым, отличался от других товарных знаков и не вводил потребителей в заблуждение. Также требуется его регистрация в соответствующем государственном реестре.

Как прекращается правовая охрана товарного знака?

Правовая охрана товарного знака может быть прекращена в случае его аннулирования, лишения права на товарный знак или его добровольного отказа от правовой охраны. Также охрана может прекратиться, если товарный знак не используется в течение определенного периода времени.

Какие нормативно-правовые акты и литература регулируют правовую охрану товарного знака?

Правовую охрану товарного знака регулируют Федеральный закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и соответствующие подзаконные акты. Существует также много специализированной литературы по данной теме, которая содержит подробную информацию о правовом регулировании товарных знаков.

Что делать, если информация о товарном знаке продолжает находиться в государственных реестрах после прекращения деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя?

При возникновении подобной ситуации необходимо обратиться в Роспатент с заявлением о прекращении правовой охраны товарного знака. Роспатент внесет соответствующие изменения в государственные реестры и удалит информацию о товарном знаке.

Что такое товарные знаки?

Товарные знаки - это символы или комбинации символов, которые служат для отличения товаров или услуг одного предприятия от товаров или услуг других предприятий.