Психологические причины школьной неуспеваемости.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методика преподавания
  • 1818 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 28.12.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Теоретический анализ психологических причин школьной неуспеваемости
Методы диагностики психологических причин школьной неуспеваемости
Способы профилактики и коррекции школьной неуспеваемости
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Прислушивается к замечаниям. Редко повторяет одну и ту же ошибку. Знает о своих недостатках. Не прислушивается к замечаниям. Часто повторяет одну и ту же ошибку. Не хочет знать и исправлять свои недостатки.
15. Ориентированность на оценочный балл. На что согласен, когда нужно спешить по своим делам. «5», «4», «3»,«2». На что претендует в своих самооценках.
16. Ответственность в делах и поступках. Всегда проверяет правильность работы. Старается довести дело до конца. Старается добиться лучших результатов. Не проверяет правильность результатов своих действий. Часто бросает работу, не доделав ее. Результат не важен, лишь бы скорее закончить работу.
17. Автономность или зависимость в действиях. Действует самостоятельно, мало советуясь с другими. Предпочитает справляться с трудностями сам. Может принять независимое от других решение. О его трудностях и делах знают почти все. Всегда надеется на друзей, на их помощь. Действует по принципу: как все, так и я.
18. Гибкость, пластичность в действиях. Любит перемену в занятиях. Легко переключается с одной работы на другую. Хорошо ориентируется в новых условиях. Любит однообразные занятия. С трудом переключается с одной работы на другую. Плохо ориентируется в новых условиях.
19. Вовлечение полезных привычек в регуляцию действии. Аккуратен. Внимателен. Усидчив. Неаккуратен. Невнимателен. Неусидчив.
20. Практичность, устойчивость в регуляции действий. С неудачами и ошибками обычно справляется. Неудачи активизируют его. Старается разобраться в причинах неудач. Ошибку может исправить, если его успокоить. Неудачи быстро сбивают с толку. Равнодушен к причинам неудач.
21. Оптимальность (адекватность) регуляции усилий. Умеет мобилизовать усилия. Взвешивает все «за» и «против». Старается придерживаться правил. С трудом мобилизуется на выполнение заданий. Поступает необдуманно, импульсивно. Не придерживается правил.
22. Податливость воспитательным воздействиям. Всегда считается с мнением других. Его не трудно убедить в чем-то. Прислушивается к замечаниям. Не считается с мнением окружающих. Его трудно убедить в чем либо. Не прислушивается к замечаниям[10, с.73-78].












Способы профилактики и коррекции школьной неуспеваемости
Предупреждение школьной неуспеваемости состоит в том, чтобы своевременно обнаруживать и устранять отдельные отставания, не допускать их развития, переплетения, превращения в устойчивую неуспеваемость как итог. Чтобы осуществить эту деятельность, важно знать внешние проявления трудностей в обучении, их признаки. В качестве последних могут выступать: увеличение числа ошибок при выполнении учебных заданий, расход времени на выполнение домашних заданий больше нормы, невыполнение отдельных заданий, частые обращения за помощью, появление симптомов снижения интереса к предмету.
Бесспорно, в качестве основной причины школьной неуспеваемости выступают недостатки когнитивно-личностного развития ученика. Однако было бы неправильно винить только его самого в собственных школьных неудачах. Определенную, а иногда и весьма существенную роль играют и некоторые факторы учебного процесса, не зависящие от ученика, но могущие негативно повлиять на успешность его школьного обучения. Можно назвать, по крайней мере, два таких фактора:
1)организация, формы и методы самого процесса обучения;
2)недостатки в деятельности учителей.
В первом случае большое, едва ли не решающее значение имеют частные методики обучения, от которых зависит, обнаружит ли ученик способности в данной области и в какой мере он сможет их раскрыть, насколько успешным будет усвоение знаний. Недостаточную эффективность методики обучения объясняют отсутствием «врожденных» способностей ученика, а значит, невозможностью со стороны учителя повлиять на его успеваемость. И наоборот, чем более совершенна методика обучения, чем более она базируется на современных психологических и педагогических достижениях, тем лучше она позволяет «раскрыться» способностям ученика и обеспечить высокое качество усвоения [5, с.329].
Основными направлениями психопрофилактики школьной неуспеваемости можно назвать следующие.
1.Оптимизация процесса обучения .Необходимо строить процесс обучения так, чтобы на основе всестороннего учета закономерностей и принципов обучения, научной организации учебной деятельности школьников добиться наиболее эффективного усвоения ими знаний [1, с.12].Наилучших результатов обучения позволяет добиться такое обучение, которое способствует активизации и всестороннему развитию мыслительной деятельности учащихся.
2.Систематическое психолого-педагогическое изучение школьников с целью своевременного обнаружения и устранения отставаний в учении. Знание учеников во всех отношениях необходимо для осуществления в процессе обучения индивидуального подхода к ним, который в школе реализуется в форме индивидуализации и дифференциации обучения.
3.Организация групп развития. Их цель состоит в том, чтобы обеспечить будущим школьникам необходимый уровень школьной зрелости, поскольку психологическая готовность детей к школьному обучению вполне обоснованно рассматривается как психопрофилактика возможных трудностей в последующем школьном обучении[3].
4.Осуществление коррекции и всестороннего психологического развития школьников с помощью различных тренингов, игр, психогимнастических упражнений, арттерапевтических методов и др.












Заключение
Психологический подход к объяснению школьных трудностей исходит в целом из представления о поликаузальной обусловленности школьной неуспеваемости и в качестве конкретных причин учебных трудностей рассматривает, в первую очередь, недостатки в когнитивно-личностном развитии учащихся. Данный подход системно объединяет два уровня существования любого психического явления: уровень его внешнего проявления (педагогический)и уровень внутренних психологических процессов (психологический).
Диагностика в рамках психологического подхода осуществляется по результатам анализа всевозможных соотношений конкретных внешних проявлений трудностей и их психологических причин. Здесь с помощью психодиагностических средств устанавливается недостаточность в развитии тех или иных когнитивных процессов или особенностей личностной сферы. Затем с помощью системы психологических заданий осуществляются целенаправленные коррекционно-развивающие воздействия на установленные
причины анализируемых трудностей, результатом чего является их устранение.











Список литературы

Бабанский Ю. К. Система способов оптимизации обучения // Вопросы психологии. № 6, 1982. - с.12.
Божович Л.И., Благонадежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.,1982.- с. 87.
Гуткина Н.И.Психологическая готовность к школе. М..: Академический Проект,2000.
Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1980.
Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психологическая коррекция, психологическая профилактика. СПб.: Речь, 2009.
Локалова Н.П.Слабоуспевающий школьник: психологическое изучение и коррекционная работа //Начальная школа,1992.— №11 –12.— С.59 –61,69.
Маркова А.К. Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.:Просвещение,1990.— С.15 –21.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1993.
Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю., Введение в психофизиологию. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. — 400 с.
Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности // Новое в жизни, науке, технике. Сер.«Педагогика и психология»; №6.— М..:Знание,1986.— С.73 –78.



















17

1.Бабанский Ю. К. Система способов оптимизации обучения // Вопросы психологии. № 6, 1982. - с.12.
2.Божович Л.И., Благонадежина Л.В. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.,1982.- с. 87.
3.Гуткина Н.И.Психологическая готовность к школе. М..: Академический Проект,2000.
4.Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1980.
5.Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психологическая коррекция, психологическая профилактика. СПб.: Речь, 2009.
6.Локалова Н.П.Слабоуспевающий школьник: психологическое изучение и коррекционная работа //Начальная школа,1992.— №11 –12.— С.59 –61,69.
7.Маркова А.К. Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.:Просвещение,1990.— С.15 –21.
8.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1993.
9.Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю., Введение в психофизиологию. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. — 400 с.
10.Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности // Новое в жизни, науке, технике. Сер.«Педагогика и психология»; №6.— М..:Знание,1986.— С.73 –78.

Вопрос-ответ:

Какие психологические причины могут привести к школьной неуспеваемости?

Психологические причины школьной неуспеваемости могут быть разнообразными. Некоторые из них включают низкую мотивацию учащегося, недостаточное самооценку, неадекватные стратегии учебной работы, страх неудачи или провала, снижение внимания и концентрации, невозможность эффективно управлять временем и стрессом, наличие психологических проблем, связанных с семейной средой и т.д.

Как можно диагностировать психологические причины школьной неуспеваемости?

Диагностика психологических причин школьной неуспеваемости может проводиться с помощью различных методов. Одним из них является наблюдение поведения учащегося и анализ его учебной деятельности. Также можно использовать психологические тесты, анкеты, беседы, чтобы выявить возможные проблемы и стратегии работы с ними.

Какие способы профилактики и коррекции школьной неуспеваемости существуют?

Существует несколько способов профилактики и коррекции школьной неуспеваемости. Одним из них является создание поддерживающей и стимулирующей образовательной среды, где ученик будет получать достаточную мотивацию и поддержку. Также важно помочь учащемуся развить эффективные учебные стратегии и навыки, а также обеспечить ему психологическую поддержку и помощь в случае возникновения проблем.

Какие признаки свидетельствуют о том, что ребенок прислушивается к замечаниям?

Если ребенок прислушивается к замечаниям, то он обычно проявляет следующие признаки: он слушает внимательно, задает вопросы для уточнения, принимает к сведению информацию, показывает свою готовность к исправлению ошибок, а также демонстрирует улучшение в своей учебной деятельности.

Какие признаки свидетельствуют о том, что ребенок не прислушивается к замечаниям?

Если ребенок не прислушивается к замечаниям, то он обычно проявляет следующие признаки: он игнорирует комментарии и указания учителей и родителей, повторяет одни и те же ошибки, не проявляет интереса к исправлению своих недостатков, не хочет обсуждать возможные пути улучшения своей учебной деятельности.

Почему школьная неуспеваемость зависит от психологических причин?

Школьная неуспеваемость может зависеть от различных психологических причин, таких как низкая самооценка, стресс, несоответствие учебного материала уровню развития ребенка и другие факторы. Эти психологические причины могут сказываться на мотивации ученика, его внимании, концентрации, памяти и других психологических процессах, влияя таким образом на его успех в учебе.

Как проводится диагностика психологических причин школьной неуспеваемости?

Диагностика психологических причин школьной неуспеваемости может включать различные методы, такие как беседы с ребенком и родителями, анкетирование, наблюдение за поведением ученика, а также тестирование на различные психологические характеристики. Цель диагностики - выявить наиболее значимые психологические факторы, которые могут влиять на успеваемость ученика и определить пути их коррекции.

Какие способы профилактики и коррекции школьной неуспеваемости существуют?

Существует множество способов профилактики и коррекции школьной неуспеваемости. Важно создать благоприятную образовательную среду, в которой ученик будет чувствовать себя комфортно и заинтересованно. Необходимо также развивать у ученика мотивацию к учебе, учить его правильно организовывать свое время, применять разнообразные методы обучения, учитывающие индивидуальные особенности ребенка. В случае выявления психологических проблем необходимо обратиться за помощью к специалисту - психологу или педагогу-психологу, который поможет разработать индивидуальную программу коррекции.

Чему может свидетельствовать ориентированность на оценку?

Ориентированность на оценку может свидетельствовать о том, что ученик очень важно относится к получаемым оценкам, реагирует на них эмоционально и делает все возможное, чтобы получить хорошие результаты. Такая ориентированность может быть полезной, если она стимулирует ученика к учебе и развитию, но может также привести к избеганию трудных заданий из-за страха провала или стресса.

Какие психологические причины могут привести к школьной неуспеваемости?

Психологические причины школьной неуспеваемости могут быть разнообразными. Некоторые из них включают несоответствие уровню интеллекта и образования, низкая мотивация к учебе, стресс, депрессия, низкая самооценка, невротические расстройства и др.

Какими методами можно диагностировать психологические причины школьной неуспеваемости?

Для диагностики психологических причин школьной неуспеваемости можно использовать различные методы, включая беседы с ребенком, анкетирование, тестирование, наблюдение за его поведением и эмоциональным состоянием. Также, может потребоваться консультация психолога или психиатра для более полного и точного выявления причин.