Произвольная.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 1818 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 18.09.2011
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ
2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ
3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКА СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Все виды психологической помощи по раннему выявлению и профилактике состояния тревожности тесно взаимосвязаны, однако каждый из них имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при планировании мероприятий по психологическому обеспечению профессионального здоровья.
Профилактические методы разрабатываются, и осуществляется на трех уровнях: индивида, коллектива и лечебного учреждения в целом, так как действие профилактических программ должно быть направлено не только на отдельного человека, но и на малые группы, а также на лечебное учреждение в целом, с целью обеспечения социальной поддержки в процессе профилактики синдрома выгорания.
Целостный подход к профилактической работе в индустриальных организациях стал складываться, начиная с 40-х гг. XX в. В настоящее время наибольшее распространение получили программы профилактики и управления стрессом и программы, направленные на редукцию состояния тревожности.
В основе методических рекомендаций лежат следующие теоретические концепции. Модель убеждений о здоровье (health belief model) является исторически первой и наиболее широко используется в современных социально-психологических исследованиях здоровья. В своем первоначальном варианте она была специализирована для описания факторов, способствующих или, наоборот, препятствующих принятию решения об обращении за превентивной медицинской помощью, т. е. при отсутствии симптомов заболевания. Модель имеет в виду наиболее важное значение для принятия подобных решений принадлежит мотивации. В рамках данного подхода особое внимание уделяется состоянию психологической готовности к определенным действиям и степени убежденности человека в том, что эти действия могут снизить вероятность риска для его здоровья.
Основные функции моделирования заключаются:
1) в обучении на основе наблюдения, т. е. человек, наблюдая за поведением и деятельностью ролевых моделей, усваивает новые знания и формы поведения;
2) в повышении самоэффективности, т. е. усилении намерения изменить поведение или уверенности в себе относительно усвоения нового поведения.
Социально–психологические факторы, в рамках данного подхода рассматриваются как сильный мотивирующий фактор: прежде всего это касается перестройки сложных форм поведения (например, изменения образа жизни). Собственно поэтому необходимо уделять особое внимание роли организации и рабочего коллектива как источников социальной поддержки в разработке и осуществлении различных профилактических программ по укреплению здоровья.
Концепция самосохранительного поведения (в зарубежной психологии – «превентивное поведение») довольно широко используется в отечественной литературе, посвященной изучению различных аспектов поведения, связанного со здоровьем. Одним из основных элементов самосохранительного поведения является профилактика состояния тревожности.
Освоение приемами психического самоуправления (саморегулирования) предполагает обучение специалистов осуществлению сознательных воздействий на присущие им психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или модифицирования характера. При воздействии на угнетающие эмоции важную роль играет способность к релаксации, то есть возможность расслабляться, субъективно и психологически влиять на мышечный тонус является важнейшим условием снятия возбуждения, вызванного страхом и гневом. С этой целью лучше всего подходит метод прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона, широкое применение нашли также аутогенная тренировка и медитация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении следует отметить, что высокий темп жизни, большие скорости, возросшая ответственность в конфликтных и стрессовых ситуациях, наличие нервно-эмоционального компонента и конфликтных ситуаций, гипокинезия, монотонность в работе предъявляют повышенные требования к психологическим резервам специалиста. Эти особенности умственного труда отрицательно влияют на состояние здоровья врачей и обусловливают высокую частоту сердечно-сосудистых и нервных заболеваний, снижают общую работоспособность, что непосредственно отражается на процессе профессионального общения с руководством и коллегами.
В ходе исследования состояния тревожности были сделаны следующие выводы:
1) Изучение тревожности важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания закономерностей эмоциональной сферы специалиста, становления, закрепления и развития эмоционально-личностных образований в профессиональной деятельности. Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей возникающих в процессе профессиональной деятельности, в том числе многих нарушений в профессиональной деятельности, служащих поводом для возникающих конфликтных ситуаций.
2) Значение профилактики тревожности в профессиональной деятельности, ее преодоления важно при подготовке психологов к трудным или чрезвычайным ситуациям, при овладении новой сферой деятельности или в случае экстремальных ситуаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гуревич П.С. Социальная психология здоровья. СПб.: Питер, 2004. – 612 с.
Гуревич П.С. Психология. М.: «Старик Ватулинг», 2005. – 720 с.
Диагностика здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Речь, 2007. – 950 с.
Клиническая психология. Под редакцией Карвасарского. СПб.: Питер, 2006. – 960 с.
Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2005. – 198 с.
Прихожан А.М. Психология тревожности. СПб.: Питер, 2007. – 192 с.
Психологические методы, используемые в практике клинических психологов. Под редакцией Ситникова В.Л. СПб.: ЛГУ, 2005. – 116 с.
Психологическая диагностика. Под редакцией Акимовой М.К. Гуревича К.М., СПб.: Питер, 2007. – 652 с.
Сидоров П.И., Парняков А.В., Клиническая психология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2005 – 864 с.
Словарь практического психолога. Составитель Головин С.Ю. МН.: Харвест, 2004. – 800 с.
Человек. Анатомия. Физиология. Психология. Энциклопедический иллюстрированный словарь. Под редакцией Батуева А.С., Ильина Е.П., Соколовой Л.В. СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. СПб.: Питер, 2004. – 336 с.

Прихожан А.М. Психология тревожности. СПб.: Питер, 2007. с. 8.
Человек. Анатомия. Физиология. Психология. Энциклопедический иллюстрированный словарь. Под редакцией Батуева А.С., Ильина Е.П., Соколовой Л.В. СПб.: Питер, 2007. с.590.
Психологическая диагностика. Под редакцией Акимовой М.К., Гуревича К.М. СПб.: Питер, 2007. с. 389.
Сидоров П.И., Парняков А.В., Клиническая психология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2005 с. 290.
Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: МЕДпресс-информ, 2002. с. 410.
Человек. Анатомия. Физиология. Психология. Энциклопедический иллюстрированный словарь. Под редакцией Батуева А.С., Ильина Е.П., Соколовой Л.В. СПб.: Питер, 2007. с.591.
Словарь практического психолога. Составитель Головин С.Ю. МН.: Харвест, 2004. с. 708.
Там же, с. 710.
Психологические методы, используемые в практике клинических психологов. Под редакцией Ситникова В.Л. СПб.: ЛГУ, 2005. с. 9.
Психологическая диагностика. Под редакцией Акимовой М.К., Гуревича К.М. СПб.: Питер, 2007. с. 390.
Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2005. с.8.
Там же, с. 9
Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2005. с. 11.
Психологическая диагностика. Под редакцией Акимовой М.К., Гуревича К.М. СПб.: Питер, 2007. с. 392.
Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. СПб.: Питер, 2004. с. 336.












2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гуревич П.С. Социальная психология здоровья. СПб.: Питер, 2004. – 612 с.
2.Гуревич П.С. Психология. М.: «Старик Ватулинг», 2005. – 720 с.
3.Диагностика здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Речь, 2007. – 950 с.
4.Клиническая психология. Под редакцией Карвасарского. СПб.: Питер, 2006. – 960 с.
5.Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2005. – 198 с.
6.Прихожан А.М. Психология тревожности. СПб.: Питер, 2007. – 192 с.
7.Психологические методы, используемые в практике клинических психологов. Под редакцией Ситникова В.Л. СПб.: ЛГУ, 2005. – 116 с.
8.Психологическая диагностика. Под редакцией Акимовой М.К. Гуревича К.М., СПб.: Питер, 2007. – 652 с.
9.Сидоров П.И., Парняков А.В., Клиническая психология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2005 – 864 с.
10.Словарь практического психолога. Составитель Головин С.Ю. МН.: Харвест, 2004. – 800 с.
11.Человек. Анатомия. Физиология. Психология. Энциклопедический иллюстрированный словарь. Под редакцией Батуева А.С., Ильина Е.П., Соколовой Л.В. СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
12.Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. СПб.: Питер, 2004. – 336 с.

Вопрос-ответ:

Какова специфика профилактических методов по раннему выявлению тревожности?

Профилактические методы разрабатываются и осуществляются на трех уровнях: первичной, вторичной и третичной профилактики. Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения тревожности с помощью общих мер по поддержанию психологического благополучия. Вторичная профилактика включает раннее выявление состояния тревожности и проведение специальных мероприятий для его предотвращения и лечения. Третичная профилактика направлена на восстановление психического здоровья после пережитой тревожности и предотвращение ее повторного появления.

Какие существуют методы диагностики тревожности?

Для диагностики тревожности используются различные методы, включая опросники, психологические тесты и клинические интервью. Один из самых распространенных инструментов - Шкала тревоги Спилбергера, которая позволяет оценить уровень тревожности у человека. Также используются методы наблюдения за поведением и физиологическими показателями, такими как пульс, артериальное давление и кожная проводимость.

Что такое тревожность и каковы ее основные проявления?

Тревожность - это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на ощутимую или мнимую опасность. Основными проявлениями тревожности являются беспокойство, нервозность, повышенная раздражительность, трепетание, боязнь и паника. Человек с тревожностью может испытывать головную боль, нарушения сна и аппетита, повышенное сердцебиение, потливость и дрожь.

Какие виды психологической помощи существуют по раннему выявлению и профилактике тревожности?

Существуют различные виды психологической помощи, которые помогают в раннем выявлении и профилактике тревожности. Это могут быть консультации психолога, психотерапевтические сессии, тренинги по управлению тревожностью, групповые занятия и другие методы психологической поддержки. Конкретный вид помощи выбирается в зависимости от индивидуальных потребностей и особенностей человека.

Какие основные проявления тревожности?

Основными проявлениями тревожности являются повышенное беспокойство, усталость, нервозность, раздражительность, панические атаки, бессонница и снижение внимания. Также могут наблюдаться физические симптомы, такие как слабость, головные боли, сердцебиение и потливость. В некоторых случаях тревожность может привести к развитию тревожного расстройства.

Как диагностируется тревожность?

Диагностика тревожности проводится с помощью различных методов, включая клиническое интервью, анкеты и психологические тесты. При клиническом интервью врач задает пациенту вопросы о его эмоциональном состоянии, симптомах и причинах тревожности. Анкеты и тесты позволяют получить более объективные данные о состоянии пациента. Некоторые из них также могут использоваться для оценки степени тревожности.

Какие особенности есть у профилактики состояния тревожности?

Профилактика состояния тревожности имеет свои особенности, такие как индивидуальный подход, учет особенностей пациента и его контекста, использование адаптированных техник и стратегий. Кроме того, профилактические мероприятия должны быть направлены на укрепление ресурсов пациента, его умения управлять эмоциями и стрессом, а также на предупреждение и устранение причин, способствующих возникновению тревожности.

Какие методы используются для раннего выявления тревожности?

Для раннего выявления тревожности могут использоваться различные методы, включая анкетирование, клинический осмотр, мониторинг симптомов и поведения, а также психологические тесты. Анкетирование позволяет выявить основные симптомы тревожности и оценить степень их выраженности. Клинический осмотр и мониторинг позволяют наблюдать за поведением и состоянием пациента в реальной жизни. Психологические тесты могут использоваться для более точного определения степени тревожности и выбора оптимальных методов помощи.

Как можно определить проявление тревожности?

Проявления тревожности могут быть разными и индивидуальными. Часто люди, испытывающие тревожность, могут быть нервозными, беспокойными, иметь проблемы со сном и аппетитом. Они могут также испытывать физические симптомы, такие как повышенное сердцебиение, потливость, дрожь в руках. Возможны также соматические симптомы, такие как желудочно-кишечные расстройства. Ребенок, испытывающий тревогу, может страдать от бессонницы, плохо есть или испытывать непроизвольные ночные мочеиспускания. Важно учитывать, что эти признаки могут быть связаны с другими проблемами, поэтому состояние тревожности нужно диагностировать с помощью специалиста.

Какие методы диагностики тревожности существуют?

Существуют различные методы диагностики тревожности. Один из них - клиническое интервьюирование, где специалист проводит беседу с пациентом, задает вопросы о его эмоциональном состоянии и наличии тревожности. Для детей используется игровая методика, в ходе которой ребенку предлагают провести различные задания, чтобы оценить его эмоциональное состояние. Также существуют наблюдение и анкетирование, при котором человек отвечает на вопросы специально разработанной анкеты. Более точную диагностику тревожности может провести только квалифицированный психолог или психиатр.