Вам нужна дипломная работа?
Интересует Банковское Дело?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Система безналичных расчетов в России и направления ее совершенствования.

  • 108 страниц
  • 44 источника
  • Добавлена 16.03.2011
3 600 руб. 7 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы организации системы безналичных расчетов
1.1. Платежная система и ее участники
1.2. Понятие, сущность и принципы безналичных расчетов
1.3. Роль и значение безналичных расчетов в деятельности коммерческих банков
Глава 2. Анализ современного состояния и организация безналичных расчетов в коммерческом банке ( по материалам Сбербанка России)
2.1. Формы безналичных расчетов, используемые в банковской практике
2.2. Организация расчетов с использованием пластиковых карт
2.3. Анализ безналичных расчетов
Глава 3. Тенденции развития системы безналичных расчетов в России
3.1. Проблемы в организации безналичных расчетов в Российской Федерации и пути их решения
3.2. Направления совершенствования системы безналичных расчетов
Заключение
Библиографический список

Фрагмент для ознакомления

Как видно из таблицы 9, темпы роста доходов в 2010 г. на уровне 115,4% превышали темпы роста расходов отделения на осуществление операций с пластиковыми картами (111,4%).
Следует отметить, что снижение расходов по операциям с пластиковыми картами произошло благодаря снижению затрат на приобретение пластиковых карт и их изготовление. В настоящее время между Приморским отделением 2003 Сбербанка РФ подписан контракт на изготовление пластиковых карт с ОАО «Крейн-Суисс», расположенного на территории России. Заключение контракта на изготовление пластиковых карт позволило снизить в целом данные издержки отделения на 22,3%.
Высокие затраты, а также слабое развитие современных средств связи, без которых нельзя вести обслуживание карт, и некоторые другие обстоятельства делают крупные инвестиции в карточный бизнес в условиях России весьма рискованными.
















Глава 3. Тенденции развития системы безналичных расчетов в России
3.1. Проблемы в организации безналичных расчетов в Российской Федерации и пути их решения

Экономика любого государства - это разветвленная сеть сложных отношений, входящих в нее субъектов, взаимодействующих между собой, а также денежных средств; получение и погашение банковских ссуд; выплата и использование части денежных доходов населения; другие платежи и поступления. Участниками этих отношений являются организации, в том числе банки и небанковские финансово-кредитные институты, население.
Преимущественное развитие безналичного денежного оборота по сравнению с налично-денежным обращением объясняется как объективными причинами, так и сознательно проводимыми государством мероприятиями с целью создания рациональной системы денежных расчетов и экономии общественных издержек обращения.
Следует отметить, что организация безналичных расчетов ярко отражает все проблемы нашего современного общества, политическая и экономическая нестабильность приводит к большой неразберихе, отсутствию и частым изменениям в законодательстве, не всегда хорошим и продуманным решениям, что вызывает еще большую нестабильность. В связи с этим платежная система подвержена большим деформациям и не может полностью стабилизироваться. В этих условиях требуется тщательное отслеживание процессов, происходящих в области расчетов, и их влияния на финансовую и денежно-кредитную сферы.
Сложность и важность безналичного расчета для исполнения обязательств предопределяют необходимость установления их единообразия посредством правового регулирования.
Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных систем Российской Федерации. Вытекая из кредитных отношений, безналичные расчеты являются обязательным условием создания платежных средств (денежной массы) в стране.
Важнейшие требования к безналичным расчетам: бесперебойность, своевременность, надежность, безопасность, экономичность. От их соблюдения напрямую зависят обеспечение нормального кругооборота товаров и денег (своеобразного "обмена веществ") в народном хозяйстве, рентабельность и ликвидность хозяйствующих субъектов, устойчивость функционирования межбанковских денежных рынков и рынков ценных бумаг, эффективность денежно-кредитного регулирования экономики со стороны Центрального банка. Расширение сферы применения безналичных расчетов сокращает издержки обращения, создает условия для более точного прогнозирования налично-денежного оборота, а также определения размеров эмиссии и изъятия наличных денег из обращения.
Конкретные правила, сроки и стандарты расчетов устанавливаются Центральным банком России. Однако эти правила, сроки и стандарты не должны противоречить нормам гражданского законодательства и иным федеральным законам.
Правовой основой для безналичных расчетов банка служит заключение с банком договора банковского счета, по которому банк принимает на себя обязательство осуществить такие расчеты.
В соответствии со ст. 862 ГК РФ к числу безналичных расчетов относятся расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками и расчетами по инкассо. Право выбора конкретной формы расчета принадлежит сторонам по договору.
В науке и на практике достаточно много спорных моментов и проблем, связанных с безналичными расчетами коммерческих организаций. Например, достаточно спорным является обоснование соотношения безакцептного и бесспорного списания денежных средств с банковских счетов.
Термины "безакцептное списание" и "бесспорное списание" часто смешивают, заменяют один другим, а чаще обозначают "бесспорное (безакцептное) списание".
В правовой литературе ученые, например Б.И. Пугинский и А.Е. Шерстобитов, рассматривая проблемы безналичных расчетов коммерческих организаций, называют списание со счета без распоряжения клиента бесспорным, не упоминая о безакцептном списании.
Следует согласиться с учеными, которые полагают, что безналичные расчеты коммерческих организаций не всегда прозрачны и требуют аудиторской проверки и их оценки в судебной практике.
Центральным элементом безналичных расчетов выступают деньги (денежные средства). Между тем вопрос о природе безналичных денег (во взаимосвязи с расчетами) остается дискуссионным.
Можно выделить две противоположные точки зрения. Сторонники первой точки зрения (Л.Г. Ефимова, Е.А. Суханов, А.Г. Братко и др.) небезосновательно считают, что "закон распространяет на безналичные деньги правовой режим наличных денег и считает их вещами, безналичные деньги могут быть объектом права собственности в силу юридической фикции, существующей в законодательстве. При внесении наличных денег в банк и помещении их на счет клиента происходит не переход права собственности на денежные знаки от вкладчика к банку, а изменение формы денег с наличной на безналичную".
Таким образом, сторонники данной точки зрения и наличные, и безналичные деньги относят к вещам, распространяют на них правовой режим денег. Кроме того, с точки зрения данной позиции "банк может только владеть и пользоваться деньгами, но не распоряжаться ими. У банка есть два правомочия - владение и пользование, но нет третьего правомочия - распоряжения".
Сторонники противоположной точки зрения, например Л.А. Новоселова, считают, что особенностью "денежных средств на банковском счете" как самостоятельного объекта гражданского права является его двойственная природа, определяемая тем, что указанный вид имущества, с одной стороны, является обязательственным правом владельца счета в отношении банка; с другой стороны, в отношении третьих лиц может выступать как средство платежа и, следовательно, выполняет роль денег. В связи со сказанным Л.А. Новоселова делает вывод, что более правильным представляется выделение в качестве самостоятельных объектов гражданских прав "наличных денег", правовой режим которых определяется ст. ст. 140, 128, 135, 302 ГК РФ, ст. 25 Закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и "денежных средств на банковских счетах", правовой режим которых определяется в основном гл. 45 и 46 ГК РФ.
На мой взгляд, данная дискуссия носит беспочвенный характер. И те и другие исследователи сходятся во мнении, что безналичные деньги - особый вид денег.
Действующее законодательство не разделяет наличные и безналичные деньги как различные объекты гражданских прав, в то же время правовой режим безналичных денег во многом отличен от наличных денег, что находит свое закрепление в ряде нормативных актов.
Таким образом, на безналичные деньги распространяется правовой режим наличных денег (денег в целом), но с особенностями, нашедшими свое закрепление в действующем законодательстве.
Итак, расчеты "безналичные расчеты" осуществляются денежными средствами (безналичными денежными средствами); расчетные отношения являются денежными отношениями. Это означает, что расчетные отношения всегда опосредуют перемещение денежных средств как средств платежа от одной стороны правоотношения к другой. Это предполагает возможность начисления процентов за пользование чужими денежными средствами в случае просрочки платежа (ст. 395 ГК РФ).
В основе расчетов - действия.
Таким образом, расчеты являются сделками, так как в силу ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
По своей правовой природе расчетные правоотношения неоднородны и "обычно исполняются посредством совершения последовательной цепи сделок и иных юридически значимых действий". Специфика расчетных отношений проявляется в том, что в одних случаях они возникают в качестве предпосылки для последующих денежных операций (договор банковского счета), в других случаях они поддерживают эквивалентность в гражданском обороте, когда движение товаров по основному договору сопровождается передачей денег (расчетные обязательства).
Таким образом, расчеты существуют исключительно в рамках гражданско-правового обязательства. В рамках публично-правовых отношений расчетные отношения не возникают. Даже в случае, когда расчеты производятся в качестве обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, обязательство возникает только между плательщиком и банком.
Следующая особенность безналичных расчетов связана с субъектным составом данных правоотношений. Действующее законодательство закрепляет, что безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов. Таким образом, еще одним необходимым элементом безналичных расчетов выступают специальные субъекты - банки (кредитные организации). Последние должны иметь соответствующую лицензию Банка России.
Итак, юридическая природа безналичных расчетов характеризуется следующими факторами: - во-первых, денежные отношения; - во-вторых, совершаются путем совершения сделок; - в-третьих, обязательным субъектом данных правоотношений выступают банки (кредитные учреждения).
Наряду с выделенными факторами в качестве дополнительных признаков расчетных (безналичных) правоотношений можно выделить:
- расчеты носят гражданско-правовой характер, несмотря на то что регулируются отраслями гражданского и банковского законодательства, природа расчетов именно гражданско-правовая;
- расчеты являются реализацией имущественных прав, безналичные деньги принимают форму имущественного права.
Граждане и хозяйствующие субъекты свободны в осуществлении расчетов. В то же время в определенных законодателем случаях недопустимо осуществление расчетов в форме наличных, но обязательно - в форме безналичных. Так, согласно п. 2 ст. 861 ГК РФ расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке.
Современное правовое регулирование денежных расчетов имеет ряд недостатков. В частности, отсутствуют законодательные требования об осуществлении расчетов с участием индивидуальных предпринимателей в безналичном порядке. Налоговые и иные экономические преступления связаны со значительным оборотом наличных денежных средств. Вместе с тем контроль со стороны кредитных организаций за наличным денежным обращением представляется излишним и противоречит сущности отношений между банком и клиентом. Нуждаются в уточнении вопросы применения ККТ плательщиками ЕНВД, возможности работы без ККТ при отключении электроэнергии, применения единого бланка строгой отчетности при оказании услуг населению.
Нормативное ограничение экономической свободы хозяйствующих субъектов в сфере наличного денежного обращения и необходимость применения контрольно-кассовой техники вызваны фискальными налоговыми интересами.
Выбор формы осуществления денежных расчетов непосредственно связан с вопросами налогообложения и является актуальным при планировании хозяйственной деятельности. Тем не менее порядок регулирования денежных расчетов в настоящее время в законодательстве прописан недостаточно четко.
Наиболее спорным является вопрос о распространении правил ведения безналичных денежных расчетов на индивидуальных предпринимателей. Ни в законодательстве, ни в публикациях на эту тему нет однозначного ответа на поставленный вопрос.
Так, В. Мешалкин пришел к выводу, что порядок ведения кассовых операций должен распространяться и на индивидуальных предпринимателей, т.е. в настоящее время все предприниматели должны хранить свободные денежные средства в банке, при этом предпринимателю необходимо иметь расчетный счет.
Государственный финансовый контроль за денежным обращением представляет собой контроль органов законодательной и исполнительной власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов.
Денежное обращение (наличное и безналичное) является не самоцелью, а одним из средств, позволяющих функционировать экономическому механизму в стране и мире в целом, решать социальные задачи. От того, как налажено денежное обращение, насколько оно отражает реальные потребности экономики, зависит финансовое и социальное благосостояние государства.
Как отмечал В.И. Новоселов, "государственное регулирование с помощью права и на этой основе правильное применение норм права различными субъектами создает идеальный, юридически значимый механизм денежного обращения. Фактическое состояние денежного обращения, то есть исполнение норм права, может как соответствовать названному идеальному образу, так и отклоняться от него, являясь правонарушением. В конечном счете, денежное обращение, налаженное должным образом, обеспечивает интересы государства, местного самоуправления, организаций, граждан".
Если государство действительно хочет полноценно собирать взаимосвязанные налоги, пресекать легализацию незаконного имущества, обналичивание денежных средств, неучтенный наличный оборот, то крайне необходим переход на осуществление хозяйствующими субъектами расчетов только в безналичном порядке через банки. Позитивные общеэкономические результаты от применения безналичных расчетов очевидны, ведь при безналичных расчетах банк гарантирует своему клиенту полную сохранность средств, так как защищает его от риска потери, кражи денег и обмана.
Лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность, рассчитываться в безналичном порядке гораздо удобнее, особенно если его контрагент находится в другом городе или регионе. При безналичных расчетах нет необходимости иметь при себе крупную сумму денег, пересчитывать их. Ответственность за все эти операции берет на себя банк. Но самое главное заключается в том, что использование безналичных расчетов позволяет проследить всю цепочку сделок налогоплательщиков по продвижению товара от покупателя до конечного потребителя. В этот замкнутый цикл реальных сделок уже нельзя ввести мнимую сделку, преследуя противоправные цели. Поэтому только безналичные расчеты могут обеспечить необходимую прозрачность и достоверность сделок налогоплательщиков, а также предупредить возможные правонарушения в экономической сфере. Кроме того, использование безналичных расчетов несомненно отразится на увеличении доли учтенного товарооборота, что в конечном итоге приведет к росту базы для исчисления налогов, объемов привлеченных средств населения в банковский сектор, что обеспечит банки дополнительными кредитными ресурсами.
Одновременно необходимо в целях сокращения налично-денежного оборота и, соответственно, увеличения доли безналичных расчетов более активно применять банковские карты в расчетах между хозяйствующими субъектами и населением как за приобретенные товары, работы и услуги, так и по иным основаниям (получение заработной платы, дивидендов, займов и т.д.). Только в этом случае государство сможет найти реального получателя любого денежного платежа, а не будет иметь дело с подставной организацией-однодневкой. Поэтому совершенно очевидно, и это подтверждается опытом зарубежных стран, что только замкнутый безналичный оборот позволит навести надлежащий порядок в экономике и создать реальные предпосылки для снижения налогов и экономического роста.
Реализация подобных предложений в полной мере соответствует интересам общества и государства, поскольку позволяет привлечь к налогообложению лиц, которые в настоящее время налоги не платят, и провести дальнейшее снижение налоговых ставок за счет расширения налоговой базы по "неплательщикам".
3.2. Направления совершенствования системы безналичных расчетов

Планы регулятора по централизации и унификации своей системы расчетов не станут неожиданностью для кредитных организаций и других участников рынка; все эти тенденции обозначены в документе под названием "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов", утвержденном Советом директоров Банка России.
Согласно указанному документу в 2010 - 2012 гг. Банк России планирует продолжить работу по участию в совершенствовании законодательства, устанавливающего организационные и правовые основы платежной системы Российской Федерации, а также по формированию в нормативной базе Банка России основных положений, определяющих функционирование платежных систем.
Регулятор намерен продолжить работу по модернизации платежных инструментов и совершенствованию правил осуществления платежей и переводов денежных средств в Российской Федерации с учетом международного опыта и российской банковской практики.
Основные мероприятия по совершенствованию платежной системы Банка России связаны с комплексным преобразованием существующей платежной системы в направлении централизации ее архитектуры (централизованное управление платежной системой и осуществление расчетов в рамках единого регламента, создание комплексной нормативной базы), что будет способствовать повышению прозрачности функционирования платежной системы, сокращению текущих издержек и снижению рисков, влияющих на функционирование всей банковской системы.
При переводе денежных средств в бюджетную систему РФ планируется реализация механизма передачи кредитными организациями через Банк России информации из платежных документов физических лиц в электронном виде Федеральному казначейству.
В платежной системе Банка России продолжится внедрение усовершенствованных форматов расчетных документов, а также международных стандартов передачи и обработки платежной информации, прежде всего в части форматов электронных сообщений и порядка их использования, для обеспечения участников возможностями сквозной автоматизированной обработки платежей.
С целью ускорения осуществления безналичных расчетов через Банк России будет организован электронный документооборот между его клиентами в части направления запросов и ответов для подтверждения правильности реквизитов расчетных документов.
Основой будущей платежной системы Банка России должна стать единая, универсальная, централизованная на федеральном уровне, многосервисная система расчетов. В ней будут реализованы как функциональные возможности системы БЭСП, так и все возможности действующих сервисов региональных компонентов платежной системы ЦБ РФ.
Через данную систему будут проводиться срочные и несрочные платежи в валюте РФ по правилам, установленным Банком России, в едином регламенте с использованием специализированных расчетных сервисов, предоставляемых участникам платежной системы Банка России.
Модернизацию платежной системы ЦБ РФ предполагается осуществить в два этапа.
Первый этап (2010 - 2013 гг.), направленный на формирование федерального компонента и совершенствование системы БЭСП, включает:
- обеспечение централизации расчетов на основе централизации обработки платежной информации и разработки единой нормативной базы осуществления расчетов;
- объединение всех региональных компонентов платежной системы Банка России в единый федеральный компонент;
- функциональное дополнение системы БЭСП интерфейсами, которые обеспечат взаимодействие с ней федерального компонента, инфраструктурных организаций финансовых рынков и операторов частных розничных платежных систем, системы централизованного управления ликвидностью Банка России, информационно-аналитической системы платежной системы Банка России, а также системы SWIFT наряду с транспортной системой Банка России;
- реализацию в системе БЭСП механизма консолидации ликвидности для группы участников, обеспечивающего проведение платежей каждого из участников группы исходя из общего объема средств участников группы (создание пулов ликвидности для многофилиальных кредитных организаций, Федерального казначейства и его территориальных органов). Применение механизма консолидации ликвидности должно снизить потребность в ликвидности за счет снижения риска ее неоптимального распределения и уменьшить издержки многофилиальных банков за счет сокращения межфилиальных расчетов;
- централизацию функций оперативного управления (т.е. управления расчетами, участием, регламентом) системой БЭСП и федеральным компонентом в уполномоченном подразделении Банка России;
- внедрение единого регламента функционирования системы БЭСП и федерального компонента;
- создание централизованной информационно-аналитической системы платежной системы Банка России (далее - ИАС ПС), позволяющей получать всю необходимую информацию об участниках и событиях, происходящих в платежной системе Банка России, в том числе в режиме реального времени;
- внедрение единого клиентского интерфейса, обеспечивающего доступ участника к сервисам системы БЭСП, федерального компонента и ИАС ПС (в относящейся к нему части).
Безопасность расчетов будет обеспечиваться проведением мероприятий по обеспечению отказо- и катастрофоустойчивой обработки платежной информации в платежной системе Банка России, необходимых в процессе ее дальнейшей централизации, включая создание федерального компонента. Эти мероприятия включают в себя развитие:
- программно-технической платформы, основанной на централизованной архитектуре и высокоуровневом резервировании;
- телекоммуникационной сети высокой доступности;
- системы обеспечения информационной безопасности.
Инфраструктура программно-технической платформы будет гарантировать высокую производительность и адекватную пропускную способность. Программно-техническая платформа строится на основе принципа отсутствия одной точки уязвимости, а множественность (резервирование) ее технических и технологических компонентов должна гарантировать бесперебойность функционирования в случае катастроф и аварий.
Реализация первого этапа должна позволить:
- участникам финансовых рынков и операторам частных розничных платежных систем - снизить риски за счет завершения расчетов через систему БЭСП денежными средствами, находящимися на счетах в Банке России;
- зарубежным банкам (CLS-банк, Euroclear) и российским кредитным организациям - осуществлять расчеты в российских рублях через систему БЭСП с использованием системы SWIFT;
- Банку России - реализовать механизм централизованного рефинансирования кредитных организаций в режиме реального времени, а также повысить надежность и снизить издержки функционирования платежной системы за счет снижения операционных рисков и обеспечения сквозной обработки платежной информации.
Второй этап модернизации платежной системы Банка России (2014 - 2015 гг.) предусматривает создание единой системы расчетов, предоставляющей услуги по срочным и несрочным платежам всем участникам системы. При этом второй этап включает:
- консолидацию функциональных возможностей системы БЭСП и федерального компонента в единую централизованную на федеральном уровне систему расчетов Банка России (далее - Система расчетов);
- обеспечение возможности проведения срочных и несрочных платежей группы участников Системы расчетов с их банковских счетов в рамках общей ликвидности;
- обеспечение доступа участников к Системе расчетов путем обмена электронными сообщениями (в отдельных случаях будет возможен ввод платежной информации с расчетных документов на бумажном носителе);
- использование в Системе расчетов всех функциональных интерфейсов, ранее разработанных для системы БЭСП и федерального компонента, а также дополнение ее интерфейсом с системой бухгалтерского учета Банка России для передачи необходимой информации об операциях, проведенных в ней.
Участникам Системы расчетов с использованием сервиса для срочных платежей будет предоставлена возможность проводить платежи по их усмотрению. С использованием сервиса для несрочных платежей будут проводиться платежи, не отнесенные к срочным. Предоставляемые сервисы для срочных и несрочных платежей будут равнодоступны для участников системы независимо от их местонахождения; для проведения срочных и несрочных платежей вне зависимости от используемых сервисов будет использоваться единый клиентский интерфейс.
В Системе расчетов будет предусмотрена возможность использования электронных сообщений, содержащих информацию о платежах, направляемых как индивидуально, так и в составе пакетов. Условия доступа участников к сервисам и порядок их использования будут регулироваться нормативными актами Банка России и условиями договоров, заключаемых между Банком России и участниками.
Расчеты по срочным платежам будут осуществляться на валовой основе в режиме реального времени индивидуально по каждому платежу с учетом его приоритета. Расчеты по несрочным платежам - также на валовой основе, в том числе одновременно по нескольким платежам с использованием механизма взаимозачета встречных платежей в установленное регламентом время; при этом расчеты по несрочным платежам будут осуществляться без задержки расчетов по срочным платежам.
Все расчеты в Системе расчетов будут завершаться в течение одного операционного дня.
Расчеты с применением авизо (телеграфных и почтовых) в отдельных случаях, установленных Банком России, будут осуществляться вне Системы расчетов.
Управление Системой расчетов, включая управление расчетами, регламентом и участием, а также оперативный мониторинг функционирования платежной системы Банка России будут централизованы в уполномоченном подразделении Банка России, являющемся структурным подразделением его центрального аппарата.
Система идентификации участников будет обеспечена в рамках единого централизованного справочника.
Тарифная политика Банка России будет строиться с учетом необходимости возмещения текущих расходов на оказание платных расчетных услуг и стимулирования участников на использование передовых электронных технологий, равномерность проведения платежей в течение операционного дня и оптимальное распределение платежей между сервисами. Услуги по проведению платежей и осуществлению расчетов в Системе расчетов будут оказываться на платной основе (за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ).
Ожидаемые результаты реализации Концепции. Согласно Концепции, уже через пять лет в России должна функционировать надежная, прозрачная, доступная и удобная в использовании платежная система Банка России, обеспечивающая:
- повышение эффективности проведения единой государственной денежно-кредитной политики за счет осуществления в режиме реального времени расчетных операций;
- повышение устойчивости банковской системы Российской Федерации к распространению рисков путем осуществления контроля их возникновения и локализации со стороны Банка России;
- создание условий, способствующих повышению эффективности функционирования национальных финансовых рынков, в том числе за счет использования принятых в международной практике надежных механизмов расчетов по заключенным сделкам;
- расширение возможностей кредитных организаций и их клиентов по использованию расчетных услуг Банка России при сокращении издержек на проведение платежей.
Но все эти перспективы станут реальными лишь по завершении второго этапа, предусмотренного Концепцией. А в обозримом будущем банкам, по-видимому, придется пережить некоторые потрясения (технологические и финансовые), связанные с изменениями в системе БЭСП и прекращением функционирования региональных компонентов платежной системы Банка России.
Касаясь обоснования необходимости новой модели нормативного регулирования, обратим внимание на следующие особенности существующей ныне структуры нормативного регулирования:
1) структура включает в себя правила безналичных расчетов, регулирующие двухсторонние отношения (между клиентом и банком, банком-корреспондентом и банком-респондентом) и не затрагивающие многосторонние межбанковские ("системные") отношения;
2) структура представлена рядом нормативных актов Банка России, имеющих различные предметы регулирования;
3) структура ориентирована в основном на "бумажные" технологии и подразумевает в ряде случаев излишнюю детализацию банковских процедур;
4) применительно к платежной системе Банка России структура не дает целостного ее описания с точки зрения функциональных характеристик, участников, используемых инструментов, процедур, применяемых правил.
Причины разработки новой модели нормативного регулирования:
- согласно Положению N 2-П клиентами и банками используются одинаковые виды и форматы расчетных документов;
- правила приема и исполнения расчетных документов рассматриваются в рамках форм безналичных расчетов;
- ключевое в международной практике понятие "перевод денежных средств" используется только в целях Положения N 222-П (п. 1.2 - осуществление операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета);
- перевод денежных средств в нормативных актах не определяется;
- в настоящее время имеет место раздельное регулирование в зависимости, во-первых, от формы расчетного документа: на бумажном носителе, - а во-вторых, от участников безналичных расчетов: физические лица, юридические лица, физические и юридические лица.
Цели изменения модели нормативного регулирования следующие:
а) повышение эффективности деятельности банков при осуществлении безналичных расчетов, включая внедрение новых платежных услуг;
б) адекватность современной банковской практике и технологиям;
в) учет международного опыта и стандартов;
г) формирование нормативной основы для надзора за платежными системами.
Способы совершенствования нормативного регулирования:
в сфере безналичных расчетов (регулирование уже существует):
- систематизация действующих правил безналичных расчетов - объединение норм различных нормативных актов в рамках единой логической структуры;
- унификация действующих правил безналичных расчетов - независимость от способа распоряжения денежными средствами (документ на бумажном носителе, в электронной форме, платежная карта и т.п.);
- дифференциация действующих правил безналичных расчетов - уровень "клиент - банк" и "банк - банк";
- развитие действующих правил безналичных расчетов - расширение возможностей применения форм безналичных расчетов;
в сфере платежных систем (регулирование пока отсутствует):
- установление требований к организации платежных систем;
- установление требований к функционированию платежных систем;
- установление порядка надзора за соблюдением установленных требований.
Отметим также, важно развитее понятия "инструмент безналичных расчетов".
Во-первых, это соответствует международным принципам (Банк международных расчетов включает "инструменты" в определение платежной системы).
Во-вторых, это характеризует способ отдачи распоряжения банку об осуществлении безналичных расчетов.
В-третьих, развитие этого понятия позволяет устанавливать различные правила использования инструментов безналичных расчетов клиентами и банками.
Инструмент безналичных расчетов клиента может иметь вид платежного документа или электронного платежного инструмента (платежной карты, электронного средства платежа).
Платежные документы - это платежное поручение, инкассовое поручение, постоянное распоряжение, заявления по аккредитиву, чек, дорожный чек, поручение на перевод без открытия счета. Только для платежных поручений, инкассовых поручений устанавливаются форматы с "жесткой" структурой полей.
Платежные карты - это расчетная карта, кредитная карта, предоплаченная карта (включение основных принципов Положения N 266-П позволяет обеспечить комплексность регулирования).
Электронные средства платежа - все способы дистанционного расчетного обслуживания, не предполагающие составление клиентом платежного документа, включая системы "Интернет - банк", использование мобильных телефонов, электронных терминалов и т.п.
Инструмент безналичных расчетов банка имеет вид документа перевода:
- поручение перевода (цель использования - межбанковский кредитовый перевод);
- требование перевода (межбанковский дебетовый перевод);
- аккредитив;
- банковский ордер (внутрибанковские операции);
- реестр по операциям с использованием платежных карт.
Для документов перевода устанавливаются только обязательные реквизиты. Цель введения документов перевода - учет международных стандартов (SWIFT) и банковской практики.
Другой принцип установление правил выполнения процедур безналичных расчетов.
К процедурам безналичных расчетов отнесены процедуры приема распоряжений и процедуры исполнения распоряжений.
Что касается процедур приема распоряжений, то они подразделяются на общие (для всех инструментов) - удостоверение права распоряжения денежными средствами, контроль реквизитов, контроль на достаточность денежных средств, акцепт платежного документа, авторизация операции с использованием электронного платежного инструмента, а также на дополнительные (выполняются при межбанковском переводе) - оптимизация, неттинг.
Процедуры исполнения распоряжений включают в себя операции списания/зачисления денежных средств по соответствующим счетам - перевод денежных средств.
В рамках процедур исполнения распоряжений надо иметь в виду следующее:
- вместо понятия "картотека" используется понятие "очередь" (соответствие требованиям ГК РФ);
- предусмотрены единообразные правила в отношении порядка определения достаточности денежных средств в течение дня;
- определены процедуры управления очередями документов (посредством отзыва, оптимизации).
Третий принцип - установление правил осуществления межбанковского перевода и внутрибанковского перевода. Он требует следующего:
- правила межбанковского перевода должны обеспечить четкое определение прав и обязанностей банков - участников перевода, а также они являются "ядром" системы перевода со множественным участием;
- правила внутрибанковского перевода должны упростить операционную работу банков, обслуживающих своих клиентов;
- в отношении обоих видов перевода денежных средств должны быть установлены моменты безотзывности и завершенности в соответствии с международными стандартами.
Четвертый принцип нормативного регулирования - установление правил применения форм безналичных расчетов. Он предусматривает:
- расширение возможностей расчетов по аккредитиву за счет более полного (в рамках норм ГК РФ) учета принципов унифицированных правил;
- исключение из расчетов по инкассо исполнительных документов (Федеральный закон "Об исполнительном производстве", Положение N 285-П), платежных требований (согласно ГК РФ используемым платежным документом является инкассовое поручение, которое может исполняться с акцептом);
- включение форм безналичных расчетов: расчеты без открытия банковских счетов, расчеты по операциям с платежными картами, расчеты дорожными чеками.
Пятый по счету принцип нормативного регулирования - развите понятия "платежная система" как совокупности организаций, отношения между которыми регулируются едиными правилами (правилами платежной системы), разрабатываемыми организацией, ответственной за организацию и функционирование платежной системы (оператором платежной системы), где банк (расчетный банк) осуществляет перевод денежных средств по корреспондентским счетам кредитных организаций (участников платежной системы) на основании расчетных документов, в отношении которых процедуры приема распоряжений (клиринг) могут выполняться расчетным банком или привлеченной им организацией (клиринговой организацией).
Наконец, шестой из основных принципов нормативного регулирования - определение основных требований к организации и функционированию платежных систем. В соответствии с ним определяются:
- виды участников платежных систем (прямые, косвенные) и критерии участия;
- особенности выполнения в платежной системе процедур приема распоряжений (неттинг) и процедур исполнения распоряжений (валовые расчеты, нетто-расчеты);
- содержание правил платежной системы;
- процедуры управления рисками в платежной системе.
Устанавливаемые требования, о которых шла речь, позволят сформировать нормативную основу для надзора за платежными системами.













Заключение

Стратегической целью развития платежной системы Банка России определено создание отвечающей современным требованиям единой, универсальной, централизованной на федеральном уровне системы расчетов для проведения срочных и несрочных платежей.
Концепция адресована банковскому сообществу, участникам финансовых рынков, органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам, а также широкой общественности для ознакомления и возможной координации своей деятельности с установленными в ней направлениями.
В отношении собственной платежной системы Банк России осуществляет следующие действия: регулирование; оперативное управление; мониторинг; наблюдение; исполнение обязательств перед другими участниками платежной системы; проведение мероприятий, направленных на развитие платежной системы в части повышения ее эффективности и обеспечения бесперебойности функционирования.
Участниками платежной системы Банка России являются: Банк России в лице своих подразделений; кредитные организации (филиалы); Федеральное казначейство и его территориальные органы; другие клиенты Банка России, не являющиеся кредитными организациями (филиалами).
Идентификация участников платежной системы Банка России осуществляется с использованием: Справочника БИК России (для структурных подразделений Банка России, кредитных организаций и их филиалов); Справочника участников системы БЭСП (для клиентов и структурных подразделений Банка России - участников системы БЭСП); локальных справочников, ведущихся в каждом региональном компоненте платежной системы Банка России (для всех клиентов, включая тех, которые не являются кредитными организациями и их филиалами).
Безналичные платежи на территории Российской Федерации осуществляются в формах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, к которым относятся платежи платежными поручениями, платежи по аккредитиву, платежи по инкассо, платежи чеками, а также в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
При всей неоднородности определения принципов безналичных расчетов можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся в трудах отечественных экономистов: обязательное условие хранение денежных средств в кредитных организациях; принцип согласия плательщика на списание средств; принцип платежей в пределах собственных средств и полученных кредитов; принцип оптимальной скорости безналичных расчетов; принцип периодической очередности платежа; принцип повышения эффективности затрат на ведение безналичных расчетах.
При безналичных расчетах, составляющих значительную часть всех операций в практике коммерческого банка, наиболее важным является вопрос о том, что представляют собой средства на банковских счетах и депозитах. Если расчеты - это всегда отношения, возникающие по поводу особого имущества на счетах и во вкладах, то последние - объект банковских операций, то, на что направлены отношения и операции банка.
Юридический анализ отношений, возникающих при безналичных расчетах, с необходимостью предполагает выяснение сущности имущества, которое используется при расчетах в качестве средства платежа.
Сущностное отличие безналичных расчетов от расчетов наличными деньгами заключается в том, что при безналичных расчетах не происходит передачи материальных знаков стоимости - наличных денег.
Основные мероприятия по совершенствованию платежной системы Банка России связаны с комплексным преобразованием существующей платежной системы в направлении централизации ее архитектуры (централизованное управление платежной системой и осуществление расчетов в рамках единого регламента, создание комплексной нормативной базы), что будет способствовать повышению прозрачности функционирования платежной системы, сокращению текущих издержек и снижению рисков, влияющих на функционирование всей банковской системы.
При переводе денежных средств в бюджетную систему РФ планируется реализация механизма передачи кредитными организациями через Банк России информации из платежных документов физических лиц в электронном виде Федеральному казначейству.
В платежной системе Банка России продолжится внедрение усовершенствованных форматов расчетных документов, а также международных стандартов передачи и обработки платежной информации, прежде всего в части форматов электронных сообщений и порядка их использования, для обеспечения участников возможностями сквозной автоматизированной обработки платежей.
С целью ускорения осуществления безналичных расчетов через Банк России будет организован электронный документооборот между его клиентами в части направления запросов и ответов для подтверждения правильности реквизитов расчетных документов.





Библиографический список

Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1- 4: по состоянию на 1 февр. 2010 г. - М. : Проспект : КноРус, 2009. - 540 с.
Федеральный Закон Российской Федерации N 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. (ред.23.07.2010г.)
Федеральный закон №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. (ред.03.11.2010г.)
Положение ЦБР №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3.10. 2002 г. (ред.22.03.2008г.)
Положение ЦБР №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» от 1.04. 2003 г.(26.08.2009г.)
Положение ЦБР №20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России» от 12.03. 1998 г.(ред.11.04.2000г.)
Инструкция от 14 сентября 2006 г. N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов по вкладам (депозитам)» (в ред. Указаний ЦБ РФ от 14.05.2008 N 2009-У, от 25.11.2009 N 2342-У)
Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности / Под ред. Титоренко Г.А. – М.: Финстатинформ, 2010. – 268 с.
Антонов Н. Г. Денежное обращение, кредит и банки. - М.: Финстатинформ, 2009. - 272 с.
Банковское дело: управление и технологии / Под ред. А.М. Тавасиева. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 671 с.
Банковское дело / Под ред. И.А. Борового – М.: Экономистъ, 2009. – 751с.
Банковское обслуживание внешнеэкономической деятельности / Под ред. В.В. Павлова – М.: Экзамен, 2009. – 287 с.
Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: «РоСТо», 2008. – 768 с.
Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.Н. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 400 с.
Березина М.П., Крупнов Ю.С. Межбанковские расчеты. – М.: Финстатинформ, 2010. – 242 с.
Дегтярева О. И. Организация и техника внешнеторговых операций. – М.: ДатаСтром, 2009. – 167 с.
Долан Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 2009. - 493 с.
Жукова Е.Ф. Банки и банковские операции. – М.: Банки и биржи, 2009. – 471с.
Иванов А.А. Современные банковские технологии и перспективы их внедрения в России. - М.: МГОУ, 2009.- 34 с.
Карнаух С.Ю. Оптимизация корреспондентских отношений коммерческого банка. - М.: БДЦ-пресс, 2010.- 142 с.
Концепция развития платежной системы Банка Росиии до 2015г.: проблемы и перспективы //Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2010, N 4
Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 457 с.
Мерцалова А. И. Учет и операционная деятельность в кредитных организациях: кассовые, расчетные, депозитные и кредитные операции. - М. : КноРус, 2009. - 256 с.
Морозова С. Н. Анализ использования новых форм введения безналичных расчетов. - // Актуал. вопр. образования и науки. - 2009. - №5-6. - С. 41-49.
Морозова С. Н. Перспективы развития межбанковского сотрудничества в системе безналичных расчетов. - // Актуал. вопр. образования и науки. - 2009. - №3/4. - С. 58-60.
Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. проф. Е.А. Суханова – М.: «ЮрИнфоР», 2010. – 448 с.
Пятиизбянцев Н. П. Преступления в сфере платежных карт. - // Банк. дело. - 2008. - №10. - С. 74-79.
Ролдугин И. М. Развитие безналичных расчетов с использованием платежных карт. - 2009. - №7. - С. 65-68.
Сайфуллин Р. Р. О необходимости совершенствования законодательства о расчетах с использованием банковских карт. - // Банк. право. - 2010. - № 2. - С. 6-8.
Современная экономика/Под ред.Акопова Е.-Ростов н/Д:Феникс,2005.-608с.
Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела. – М.: Инфра-М, 2009. – 240с.
Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозина, Л.Н. Окунева, Л.Д. Андросова [и др.]. - М.: Финансы: ЮНИТИ, 2010. - 479 с.
Нуреев Р. М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. - М.: Финстатинформ, 2009. - 129 с.
Финансы, денежное обращение и кредит /Под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 301 с.
Чураков М. С. К вопросу о понятии и содержании систем безналичных расчетов. - // Банк. право. - 2007. - №2. - С. 2-6.
Эдминский С.Л. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Инфра-М, 2009. - 308 с.
www.swift.ru
www.consultant.ru
www.garant.ru
www.banki.ru
www.bankir.ru
www.sberbank.ru
www.cbr.ru.
www.exsolver.narod.ru

Концепция развития платежной системы Банка России до 2015г.: проблемы и перспективы //Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2010, N 4

Концепция развития платежной системы Банка России до 2015г.: проблемы и перспективы //Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2010, N 4
Концепция развития платежной системы Банка России до 2015г.: проблемы и перспективы //Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2010, N 4
Концепция развития платежной системы Банка России до 2015г.: проблемы и перспективы //Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2010, N 4
Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела. – М.: Инфра-М, 2009. – 240с.

Финансы, денежное обращение и кредит /Под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 301 с.

Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. проф. Е.А. Суханова – М.: «ЮрИнфоР», 2010. – 448 с.

Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела. – М.: Инфра-М, 2009. – 240с.
Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. проф. Е.А. Суханова – М.: «ЮрИнфоР», 2010. – 448 с.
Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. проф. Е.А. Суханова – М.: «ЮрИнфоР», 2010. – 448 с.
Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела. – М.: Инфра-М, 2009. – 240с.
Финансы, денежное обращение и кредит /Под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 301 с.
Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. проф. Е.А. Суханова – М.: «ЮрИнфоР», 2010. – 448 с.
Финансы, денежное обращение и кредит /Под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 301 с.
Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела. – М.: Инфра-М, 2009. – 240с.
Финансы, денежное обращение и кредит /Под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 301 с.
Финансы, денежное обращение и кредит /Под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 301 с.
Эдминский С.Л. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Инфра-М, 2009. - 308 с.

Эдминский С.Л. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Инфра-М, 2009. - 308 с.
Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 457 с.

Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 457 с.
Инструкция от 14 сентября 2006 г. N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов по вкладам (депозитам)» (в ред. Указаний ЦБ РФ от 14.05.2008 N 2009-У, от 25.11.2009 N 2342-У)

Жукова Е.Ф. Банки и банковские операции. – М.: Банки и биржи, 2009. – 471с.

Жукова Е.Ф. Банки и банковские операции. – М.: Банки и биржи, 2009. – 471с.
Жукова Е.Ф. Банки и банковские операции. – М.: Банки и биржи, 2009. – 471с.
Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 457 с.
Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1- 4: по состоянию на 1 февр. 2010 г. - М. : Проспект : КноРус, 2009. - 540 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1- 4: по состоянию на 1 февр. 2010 г. - М. : Проспект : КноРус, 2009. - 540 с.
Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1- 4: по состоянию на 1 февр. 2010 г. - М. : Проспект : КноРус, 2009. - 540 с.
Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 457 с.
Долан Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 2009. - 493 с.
Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 457 с.
Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 457 с.
Долан Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 2009. - 493 с.

Долан Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 2009. - 493 с.
Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 457 с.
Долан Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 2009. - 493 с.

Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 457 с.
Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 457 с.
www.bankir.ru
www.bankir.ru
www.bankir.ru
www.bankir.ru
www.bankir.ru
Концепция развития платежной системы Банка России до 2015г.: проблемы и перспективы //Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2010, N 4
Концепция развития платежной системы Банка России до 2015г.: проблемы и перспективы //Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2010, N 4
Концепция развития платежной системы Банка России до 2015г.: проблемы и перспективы //Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2010, N 4
www.bankir.ru
www.bankir.ru
www.bankir.ru
www.bankir.ru
www.bankir.ru

















82



Экспортер-переводополучатель
бенефициар

1

Импортер-перевододатель

3

5

2

4


Банк экспортера


Банк импортера

1

Импортер-приказодатель

Экспортер-бенефициар

5

9

2

4

6

10

3


Авизирующий банк

7

Банк-эмитент (исполняющий)


8

1

Экспортер (доверитель)

Импортер
(плательщик)



5

4

7

2

3


Банк-ремитент

Инкассирующий
представляющий банк

6

Расчетный банк

Банк клиента

Счет клиента

Держатель карточки

Магазин

Банк магазина


Библиографический список

1.Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1- 4: по состоянию на 1 февр. 2010 г. - М. : Проспект : КноРус, 2009. - 540 с.
2.Федеральный Закон Российской Федерации N 395-1 «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. (ред.23.07.2010г.)
3.Федеральный закон №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. (ред.03.11.2010г.)
4.Положение ЦБР №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3.10. 2002 г. (ред.22.03.2008г.)
5.Положение ЦБР №222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» от 1.04. 2003 г.(26.08.2009г.)
6.Положение ЦБР №20-П «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России» от 12.03. 1998 г.(ред.11.04.2000г.)
7.Инструкция от 14 сентября 2006 г. N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов по вкладам (депозитам)» (в ред. Указаний ЦБ РФ от 14.05.2008 N 2009-У, от 25.11.2009 N 2342-У)
8.Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности / Под ред. Титоренко Г.А. – М.: Финстатинформ, 2010. – 268 с.
9.Антонов Н. Г. Денежное обращение, кредит и банки. - М.: Финстатинформ, 2009. - 272 с.
10.Банковское дело: управление и технологии / Под ред. А.М. Тавасиева. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 671 с.
11.Банковское дело / Под ред. И.А. Борового – М.: Экономистъ, 2009. – 751с.
12.Банковское обслуживание внешнеэкономической деятельности / Под ред. В.В. Павлова – М.: Экзамен, 2009. – 287 с.
13.Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: «РоСТо», 2008. – 768 с.
14.Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.Н. Кроливецкой. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 400 с.
15.Березина М.П., Крупнов Ю.С. Межбанковские расчеты. – М.: Финстатинформ, 2010. – 242 с.
16.Дегтярева О. И. Организация и техника внешнеторговых операций. – М.: ДатаСтром, 2009. – 167 с.
17.Долан Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 2009. - 493 с.
18.Жукова Е.Ф. Банки и банковские операции. – М.: Банки и биржи, 2009. – 471с.
19.Иванов А.А. Современные банковские технологии и перспективы их внедрения в России. - М.: МГОУ, 2009.- 34 с.
20.Карнаух С.Ю. Оптимизация корреспондентских отношений коммерческого банка. - М.: БДЦ-пресс, 2010.- 142 с.
21.Концепция развития платежной системы Банка Росиии до 2015г.: проблемы и перспективы //Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2010, N 4
22.Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 457 с.
23.Мерцалова А. И. Учет и операционная деятельность в кредитных организациях: кассовые, расчетные, депозитные и кредитные операции. - М. : КноРус, 2009. - 256 с.
24.Морозова С. Н. Анализ использования новых форм введения безналичных расчетов. - // Актуал. вопр. образования и науки. - 2009. - №5-6. - С. 41-49.
25.Морозова С. Н. Перспективы развития межбанковского сотрудничества в системе безналичных расчетов. - // Актуал. вопр. образования и науки. - 2009. - №3/4. - С. 58-60.
26.Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. проф. Е.А. Суханова – М.: «ЮрИнфоР», 2010. – 448 с.
27.Пятиизбянцев Н. П. Преступления в сфере платежных карт. - // Банк. дело. - 2008. - №10. - С. 74-79.
28.Ролдугин И. М. Развитие безналичных расчетов с использованием платежных карт. - 2009. - №7. - С. 65-68.
29.Сайфуллин Р. Р. О необходимости совершенствования законодательства о расчетах с использованием банковских карт. - // Банк. право. - 2010. - № 2. - С. 6-8.
30.Современная экономика/Под ред.Акопова Е.-Ростов н/Д:Феникс,2005.-608с.
31.Стародубцева Е. Б. Основы банковского дела. – М.: Инфра-М, 2009. – 240с.
32.Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозина, Л.Н. Окунева, Л.Д. Андросова [и др.]. - М.: Финансы: ЮНИТИ, 2010. - 479 с.
33.Нуреев Р. М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. - М.: Финстатинформ, 2009. - 129 с.
34.Финансы, денежное обращение и кредит /Под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 301 с.
35.Чураков М. С. К вопросу о понятии и содержании систем безналичных расчетов. - // Банк. право. - 2007. - №2. - С. 2-6.
36.Эдминский С.Л. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Инфра-М, 2009. - 308 с.
37. www.swift.ru
38.www.consultant.ru
39.www.garant.ru
40.www.banki.ru
41. www.bankir.ru
42. www.sberbank.ru
43.www.cbr.ru.
44.www.exsolver.narod.ru

У нас вы можете заказать