Развитие иноязычных коммуникативных навыков в старших классах средней школы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 3636 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 17.12.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
1.1. Ключевые понятия исследования
1.2. Специфика иноязычного образования старшеклассников
1.3. Этапы и способы развития иноязычных коммуникативных навыков учащихся
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
2.1. Комплекс упражнений
2.2. Планы уроков для 10-х классах общеобразовательных учебных заведений по УМК В.П. Кузовлева и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Make up a dialogue according to the scheme given below. Present your dialogue to the class. Mind your posture, distance, gestures, eye-contact etc. Swap the roles.
Student A: You are yourself. You are in Scotland. Find out the New Year’s traditions of this country.
Student B: You are a Scottish boy/ girl. Answer your friend’s questions.
Student A Student B Скажите, что Новый год – это один из ваших самых любимых праздников.
Попросите вашего друга рассказать больше об этом празднике.
Спросите, что означает эта традиция.
Поблагодарите и проявите интерес к услышанному.
Сообщите в ответ, что вы тоже любите этот праздник. Скажите, как он называется в Шотландии.
Скажите, что традиционными блюдами в этот день являются .. .
Скажите, что в Шотландии есть также другая старая добрая традиция: открывать входные двери за несколько минут до прихода Нового года.
Дайте ответ на вопрос.
b) Work in pairs. Make up a dialogue according to the scheme. One of you is a British boy/ girl, the other is himself. Mind non-verbal elements while communicating. Swap the roles.
Student А (Br.) Student B (Rus.) Скажите, что Новый год - это один из ваших самых любимых праздников.
Скажите, что вам нравится традиция первого гостя в Новом году.
Спросите, есть ли такая традиция у вашего зарубежного друга.
Объясните вашему другу, что первым гостем в Новом году должен быть темноволосый мужчина.
Скажите, что он должен иметь традиционные подарки с собой: рыбу, хлеб, кусочек угля или бутылку виски.
Скажите, что вы тоже любите этот праздник.
Скажите, что да, но не так популярна, как в Великобритании.
Скажите, что знаете это.
Сообщите другу, что в вашей стране первым гостем должен быть мужчина или мальчик, а не женщина или девочка.
Скажите, что в вашей культуре/стране нет такой традиции.
Упражнение 4. Work in pairs. Present your dialogue to the class then swap the roles.
Student A: You are a Scottish boy/ girl. You are in Kyiv visiting your friend. New Year is coming. Tell your friend how people of your country celebrate it. Mention the traditions of decorating the New Year’s tree, preparing to the holiday, dishes on the table, the tradition of First-Footing etc.
Student B: You are yourself. Your Scottish friend is in Kyiv now. New Year is coming. Your friend is telling you about the traditions of meeting and celebrating the New Year in Scotland. Listen to him/ her carefully, ask questions if necessary and tell him/ her about the traditions of celebrating the same holiday in Russia. Mention the traditions of decorating the New Year’s tree, preparing to the holiday, dishes on the table, the tradition of First-Footing (if there’s any) etc.



2.2. Планы уроков для 10-х классах общеобразовательных учебных заведений по УМК В.П. Кузовлева и др.

Урок 1
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Формировать грамматические навыки говорения (структура косвенного вопроса).
2. Развивать умение читать и аудировать с различной стратегией.
3. Практиковать учащихся в работе в парах.
Учебные пособия: карта США, таблица косвенных вопросов.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.
II. Фонетическая зарядка.
East or west – home is best.
III. Речевая зарядка (по карте США):
Teacher: Ask Р1 questions about geographical position of the USA (работа проводится в режиме:
P1 -----P2
P1 -----P3
P1 ---- P15
Отвечающий получает оценку. Желательно спрашивать сильного ученика). В слабых группах вопросы может задавать сам учитель всем учащимся.
IV. Проверка устного домашнего задания.
V. Введение косвенных вопросов:
a) аудирование: ex. 1.1), р. 18;
b) знакомство с косвенными вопросами: ex. 1.1), 2), р. 18;
c) обобщение грамматического материала по таблице.
VI. Тренировка употребления косвенных вопросов в речи: ex. 2, р. 19.
VII. Объяснение домашнего задания: R-ex. 4.1),2), р. 9-10; АВ-ех. 12, р. 15-16*.
VIII. Тренировка работы в парах: ex. 3.1), р. 19.
IX. Подведение итогов урока.

Урок 2
ЗАДАЧИ УРОКА
1. Формировать грамматические навыки говорения (структура косвенного вопроса и would для описания действий в прошлом).
2. Практиковать учащихся в чтении.
3. Развивать умение работать в парах и группах.
Учебные пособия: таблица косвенных вопросов.
ПЛАН УРОКА
І. Организационный момент.
II. Фонетическая зарядка:
[w] — what, where, when, why, would, would like;
[d] — do, do you know, could, could you tell me I'd like to know и т. д.
III. Речевая зарядка (с использованием таблицы косвенных вопросов):
Teacher: Make my questions indirect:
Where does Peter live?
P1: Do you know where Peter lives?
Т.: Why does he play football?
P2: Do you know why he plays football?
T: When do his lessons begin?
P3: Do you know when his lessons begin?
Т.: Where did he go yesterday?
P1 Do you know where he went yesterday?
Т.: Where do his parents work?
P5: Do you know where his parents work?
Т.: What does he like to read?
— What will he buy tomorrow?
— What subjects does he prefer?
— What music does he listen to? И т. д.
IV. Проверка устного домашнего задания: R-ex 4 1) 2), р. 9-10.
V. Введение would для обозначения регулярных действий в прошлом:
a) R-ex. 4.3), р. 10;
b) R-ex. 4.4), р. 11.
VI. Объяснение домашнего задания: R-ex 4 5) р. 11-12; R-ex. 4.6), р. 12*.
VII. Тренировка косвенных вопросов:
a) работа в группах: ex. 3.2), р. 20;
b) работа в парах на основе прочитанной информации: ex. 4, р. 20-21.
VIII. Подведение итогов урока.

Урок 3
ЗАДАЧИ УРОКА
1. Совершенствовать речевые навыки.
2. Практиковать учащихся в чтении и аудировании с различной стратегией.
Учебные пособия: картинки с изображением различных уголков Земли.
ПЛАН УРОКА
I Организационный момент.
II Фонетическая зарядка:
[r] — Russia, America, prefer; [t] — Britain, state, the United States, Great Britain; [w]— where, would, why и т. д.
III. Речевая зарядка (с использованием средств наглядности):
Teacher: Ask each other in a chain: Where would you like to live?
(Работа проводится в режиме P1 — Р2...Р l5).
IV. Проверка устного домашнего задания: R—ex. 4.5), р. 11-12.
V. Аудирование и чтение с пониманием основного содержания: ex. 1.1), р. 22.
(В сильных группах можно предложить учащимся аудировать без зрительной опоры на текст.)
VI. Аудирование и чтение с целью извлечения детальной информации: ex. 1.2), р. 23.
VII. Развитие навыков монологической речи: ex. 1.3), р. 23.
VIII. Объяснение домашнего задания: R—ex. 4.7), 8), 10), р. 12; R-ex. 4.9), р. 12*.
IX. Подведение итогов урока.

Урок 4
ЗАДАЧИ УРОКА
1. Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи.
2. Практиковать учащихся в чтении и аудировании с различной стратегией.
Учебные пособия: на усмотрение учителя.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.
II. Фонетическая зарядка:
[w] — would, would like, would like to live, where, why;
[r] — prefer, foreign, real, surround, surrounded;
[t] — country, pretty, attract, attractive и т. д.
III. Речевая зарядка:
Teacher. Agree or disagree with me:
It is nice to live near a big factory.
P1 That's wrong. It is not nice to live near a big factory.
It's nice to live far from it.
Т.: A lot of people live in big cities.
Т.: Living in a big city is more comfortable than living in a country.
P 3: A lot of people prefer living in deserts.
Т.: Living in the mountains is good for health.
Т.: It is nice to live in the forest.
P4: Living near a big park is dangerous.
IV. Проверка устного домашнего задания: R—ex. 4.7), 8), 10), p. 12-13.
V. Аудирование и совершенствование навыков монологической речи: ex. 3, р. 24.
VI. Работа в парах: ex. 5, р. 25.
VII. Oбъяснение домашнего задания: ex. 6, р. 25; АВ— рх, 7, р. 11-12*.
VIII. Выполнение: ex. 7, р. 25.
IX. Подведение итогов урока.

Урок 5
ЗАДАЧИ УРОКА
1. Развивать навыки диалогической речи.
2. Тренировать речевую функцию запроса информации.
3. Практиковать учащихся в чтении и аудировании.
Учебные пособия: на усмотрение учителя.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.
II. Фонетическая зарядка:
[d] — idea, could, do, do you know;
[ll] — tell, could you tell me, can you tell me;
[w] — wonder, I wonder и т. д.
III. Речевая зарядка:
Teacher: Answer the questions:
Where do you live?
Where would you like to live?
Why would you like to live there? (Вопросы в таком порядке задаются всем учащимся группы, начиная с сильных.)
IV. Проверка устного домашнего задания: ex. 6, р. 25.
V. Аудирование: ex. 1.1), р. 26.
VI. Выполнение: ex. 1.2), 3), р. 27 и проверка выполнения с помощью аудирования.
VII. Объяснение домашнего задания: ex. 3.1), р. 28; АВ-ех. 8, р. 12-13*.
VIII. Тренировка диалогической речи: ex. 2, р. 27—28.
IX. Подведение итогов урока.


Заключение

В старшем школьном возрасте учебная мотивация становится составной частью активно формирующейся временномй перспективы личности.
Временнумю перспективу мы понимаем как личностный конструкт, отражающий совокупность представлений индивида о будущей жизни, активизирующий и регулирующий его деятельность, имеющий многомерную структуру, включающую когнитивное содержание, эмоциональный фон и формально-динамические параметры - протяженность, плотность.
Формируясь под воздействием различных социально-психологических факторов, временная перспектива в раннем юношеском возрасте начинает выступать в качестве показателя личностной зрелости и тем самым приобретает большое значение в жизни молодого человека в основных сферах его деятельности.
В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная деятельность, поэтому сформированность временной перспективы должна сказываться на особенностях ее протекания, в частности, на успешности учебной деятельности старшеклассников.
Механизм этого влияния, согласно когнитивно-мотивационной концепции временномй перспективы Ж. Нюттена, имеет мотивационный характер. Это означает, что сформированность временной перспективы старшеклассника проявляется в высокой учебной мотивации, которая, в свою очередь, положительно влияет на учебную успешность, и наоборот.
Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. Состав коммуникативной компетентности включает некоторую совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.
Сегодня особое значение в коммуникативной иноязычной деятельности учащихся придается интерактивным заданиям, которые подразумевают, как правило, общение всех учащихся языковой группы или отдельных учащихся в рамках одной языковой группы.
При этом необходимо добиваться максимальной активности учащихся в общении на иностранном языке, в ходе которого их в большей степени должна интересовать социальная сторона их деятельности, их партнеры по общению и содержание информации, которую они друг другу передают.


Список использованной литературы

Английский язык. Учебник (Student's Book). 10-11 классы / Кузовлев В. П., серия: "Английский язык", 2010 г., Изд.: Просвещение.
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2007.
Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Избранные психологические труды; Под ред. Д. И. Фельдштейна). — М.: Международная педагогическая академия, 2005.
Борзова Е.В. Общая характеристика иноязычного личностно ориентированного образования на старшем этапе средней школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 50. - С. 163-169.
Возрастная и педагогическая психология. - М., 2008.
Городилова В. Л. К вопросу о характеристике начального этапа через уровень сформированности навыков и умений говорения // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. - М., 1976.
Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. - Владимир, 2005.
Краткий психологический словарь. - Ростов-н/Д., 1998.
Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М., 2005.
Ланда Л. Н. Некоторые проблемы алгоритмизации и программирования в обучении // Иностранные языки в школе. - 1968. - № 1.
Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М., 2007.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука. 1984.
Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире [Текст] : методология анализа и практика исследований / М. М. Назаров. 2-е изд., испр. М. : УРСС, 2002. - 239 с.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 60000 сл. и фразеологических выражений / Л.И. Скворцов (общ.ред.). — 25-е изд., испр. и доп. — М. : ОНИКС, 2006. — 973с.
Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. 5—11 классы. — М.: Просвещение, 2007.
Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2005.
Психологический словарь. - М., 2007.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. и др., 2007.
Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. - М., 1962.
Склизков Ю. А. Ошибки учащихся как степень сформированности их умений // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 2.
Шатилов С.Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - Т. 454. С. 71–78. - Л., 1961.
Шатилов С.Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - Т. 454. - С. 71–78. - Л., 1961.
Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы методики. СПб: Филологический факультет СПбГУ. - М.. Академия, 2002. - С. 160.
Электронный словарь ABBYY Lingvo 12 //www.lingvo.ru.
Norris N. 1991. The trouble with competence. Cambridge journal of Education. Vol. 21/3: 331-224.
Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. Addison Wessley Publishing Company, 1983.










2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Английский язык. Учебник (Student's Book). 10-11 классы / Кузовлев В. П., серия: "Английский язык", 2010 г., Изд.: Просвещение.
2.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2007.
3.Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Избранные психологические труды; Под ред. Д. И. Фельдштейна). — М.: Международная педагогическая академия, 2005.
4.Борзова Е.В. Общая характеристика иноязычного личностно ориентированного образования на старшем этапе средней школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 50. - С. 163-169.
5.Возрастная и педагогическая психология. - М., 2008.
6.Городилова В. Л. К вопросу о характеристике начального этапа через уровень сформированности навыков и умений говорения // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. - М., 1976.
7.Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. - Владимир, 2005.
8.Краткий психологический словарь. - Ростов-н/Д., 1998.
9.Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М., 2005.
10.Ланда Л. Н. Некоторые проблемы алгоритмизации и программирования в обучении // Иностранные языки в школе. - 1968. - № 1.
11.Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М., 2007.
12.Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука. 1984.
13.Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире [Текст] : методология анализа и практика исследований / М. М. Назаров. 2-е изд., испр. М. : УРСС, 2002. - 239 с.
14.Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 60000 сл. и фразеологических выражений / Л.И. Скворцов (общ.ред.). — 25-е изд., испр. и доп. — М. : ОНИКС, 2006. — 973с.
15.Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. 5—11 классы. — М.: Просвещение, 2007.
16.Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2005.
17.Психологический словарь. - М., 2007.
18.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб. и др., 2007.
19.Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. - М., 1962.
20.Склизков Ю. А. Ошибки учащихся как степень сформированности их умений // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 2.
21.Шатилов С.Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - Т. 454. С. 71–78. - Л., 1961.
22.Шатилов С.Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. - Т. 454. - С. 71–78. - Л., 1961.
23.Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе: Общие вопросы методики. СПб: Филологический факультет СПбГУ. - М.. Академия, 2002. - С. 160.
24.Электронный словарь ABBYY Lingvo 12 //www.lingvo.ru.
25.Norris N. 1991. The trouble with competence. Cambridge journal of Education. Vol. 21/3: 331-224.
26.Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. Addison Wessley Publishing Company, 1983.

Вопрос-ответ:

Какие основные понятия рассматриваются в главе 1 "Теоретические основы развития иноязычных коммуникативных навыков"?

В главе 1 рассматриваются ключевые понятия исследования, специфика иноязычного образования старшеклассников, а также этапы и способы развития иноязычных коммуникативных навыков учащихся.

Какие задачи ставятся перед старшеклассниками в процессе обучения иноязычному образованию?

Основные задачи старшеклассников в процессе обучения иноязычному образованию - развитие коммуникативных навыков, понимание иноязычной речи на слух, умение говорить на иностранном языке, писать тексты, а также адекватно реагировать на различные коммуникативные ситуации.

Какие этапы и способы развития иноязычных коммуникативных навыков учащихся рассматриваются в главе 1?

В главе 1 рассматриваются различные этапы развития иноязычных коммуникативных навыков, такие как фонетический, лексический, грамматический и синтаксический. Рассматриваются также различные способы развития этих навыков, такие как чтение и анализ текстов, общение на иностранном языке, проведение ролевых игр и т.д.

Какие комплексы упражнений рассматриваются в главе 2 "Практический аспект реализации развития иноязычных коммуникативных навыков в старших классах средней школы"?

В главе 2 рассматривается комплекс упражнений, включающий различные задания по чтению, аудированию, письму и говорению на иностранном языке. Эти упражнения развивают навыки понимания иноязычной речи, умение составлять тексты, а также разговорные навыки учащихся.

Какие планы уроков рассматриваются в главе 2 для 10 классов общеобразовательных школ?

В главе 2 рассматриваются планы уроков для 10 классов общеобразовательных школ, которые включают в себя различные задания и упражнения по развитию иноязычных коммуникативных навыков. Эти планы уроков помогают учащимся повысить свой уровень владения иностранным языком и сформировать навыки эффективной коммуникации.

Какие ключевые понятия исследует данная статья?

Данная статья исследует ключевые понятия развития иноязычных коммуникативных навыков в старших классах средней школы.

В чем состоит специфика иноязычного образования старшеклассников?

Специфика иноязычного образования старшеклассников заключается в особенностях развития иноязычных коммуникативных навыков, которые включают практику говорения, чтения и письма на иностранном языке.

Какие этапы и способы развития иноязычных коммуникативных навыков учащихся рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются этапы и способы развития иноязычных коммуникативных навыков учащихся, такие как работа с текстами на иностранном языке, использование коммуникативных игр, ролевых игр и др.

Какие комплексы упражнений предлагаются в статье для развития иноязычных коммуникативных навыков?

В статье предлагаются комплексы упражнений, включающие работу с аутентичными текстами, аудирование, обсуждение тематических вопросов, ролевые игры и другие активности для развития иноязычных коммуникативных навыков.

Что предлагается в статье в плане уроков для 10-х классов общеобразовательной школы?

В статье предлагаются планы уроков для 10-х классов общеобразовательной школы, которые включают различные виды работы с текстами, аудирование, обсуждение и ролевые игры для развития иноязычных коммуникативных навыков.