Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Темперамент и характер в управленческой деятельности

  • 29 страниц
  • 15 источников
  • Добавлена 01.10.2011
700 руб. 1 400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретический анализ сущности темперамента и характера
1.1.Понятие темперамента
1.2.Психологическая характеристика типов темперамента
1.3.Понятие характера, его связь с темпераментом
Выводы
Глава 2.Проявление темперамента и характера в управленческой деятельности
2.1.Специфика управленческой деятельности
2.2.Влияние темперамента и характера на содержание и стиль управленческой деятельности
Выводы
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Если подчиненный работает плохо, нарушает дисциплину и скандалит, для руководителя сангвиника он будет плохим человеком и вредным для компании сотрудником.
Сангвиник хорошо и технично может делегировать задачи подчиненным, всегда сохраняя свою управленческую позицию. Он может увлеченно проигрывать кейсы на тренингах продаж и на управленческих тренингах. Сангвиник любит учиться, но не отвлеченным предметам, а практическим, близким к его работе. Ему нравится развивать конкретные навыки и сразу же применять их в работе. Руководитель-сангвиник может иметь дружеские отношения на работе, но всегда помнит о рабочих целях. Он первым скажет: «Дружба — дружбой, а служба — службой». Эмоциональная независимость линейного руководителя-сангвиника не превращается в неумение подчиняться высшему руководству. Сангвиник всегда помнит об иерархии, успешно выполняя свои управленческие обязанности, легко подчиняется ведущему топ-менеджеру.
Помимо демократического стиля управления такие руководители способны при необходимости и к авторитарному стилю управления. Исходя из своих психологических характеристик, он может быть директивным и жестким в конфликтных и экстремальных условиях, мягким и дипломатичным в общении с креативщиками. Он способен не подчеркивать своего должностного статуса во взаимодействии с сильным и опытным подчиненным-профессионалом или уйти на дистанцию, если ситуация не требует контроля. Т.е. сангвиник способен к ситуативному стилю управления.
3. Либеральный стиль управления характеризуется:
предоставлением подчиненным полной свободы в определении собственных целей деятельности, в выборе средств достижения этих целей, в осуществлении самоконтроля;
минимальным участием руководителя в управлении коллективом;
ответственностью руководителя за деятельность подчиненных.

Данный стиль управленческой деятельности более характерен для руководителя-флегматика со спокойным уравновешенным характером. Такой руководитель чаще реализует либеральный стиль с низким контролем. Например, он может предпочитать принимать на работу профессионалов и стараться не вмешиваться в их работу. Часто делегирует полномочия, поскольку хорошо знает, что, кому и когда следует перепоручать. Неконфликтный, выдержанный, солидный. Он может быть гуманный, внимательный к людям. Стремится реализовать принцип справедливости. Однако может затягивать принятие решений и сопротивляться инновациям. Консервативный. Присутствует стремление удержать достигнутые позиции. На совещании, если руководитель-флегматик выступает с докладом или речью, говорит медленно, основательно, с паузами. Когда выступают подчиненные, спокойно сидит и слушает, может прикрыть глаза и как бы задремать, но неожиданно резко задает важные вопросы по недостаткам. Не любит поспешности и неряшливости в работе подчиненных.
Что касается меланхолического типа темперамента и излишне ранимых чувствительных черт характера, то считаю, что люди с такими характеристиками наименее всего соответствуют должности руководителя по своим психологическим особенностям. И на практике, на управленческой работе меланхолики встречаются редко. Даже если они имеют такой природный темперамент, то они могут его «маскировать», т.е. внешне тщательно контролировать свои переживания. Например, человек внешне — решительный, сдержанный и уверенный в себе; однако после работы, дома в общении с близкими он может дать волю своим эмоциям: жаловаться на судьбу, жалеть себя и т. п. Если такой человек работает начальником, обычно он бережно относится к своим подчиненным: не кричит на них, не унижает и не оскорбляет. По себе он хорошо знает, как болезненно переживают подчиненные такое якобы «управление» при помощи крика. Как любой человек, меланхолик имеет уязвимые стороны. Это высокая утомляемость и опасность неосознанно попасть под влияние подчиненного или неформального лидера-манипулятора. Для них в большей степени характерно сочетание демократического и либерального стилей.
При решении вопроса о наиболее эффективном стиле управленческой деятельности, мы присоединяемся к мнению ученых, полагающих, что самый лучший стиль управления – адаптивный, гибкий, ориентированный на реальность. Руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами, формами влияния на подчиненных, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Речь в этом случае идет об адаптивном управлении. А сам выбор стиля и его воплощение в определенной мере является искусством. По своим психологическим характеристикам наиболее способным к такому стилю являются сангвиники, руководители, обладающие такими чертами характера, как инициативность, стремление к нововведениям, самообладание, предприимчивость, контактность, адаптационная мобильность, склонность к творческим формам деятельности, стремление к личной независимости, лидерству, самоуважение, волевой характер.
Для эмпирического изучения проявления темперамента и характера в управленческой деятельности возможно использовать диагностические методы, например, тест Г.Айзенка, методика многофакторного исследования личности Р. Кетелла, тесты Я. Стреляу, В.М. Русалова, Е.П. Ильина и др.




Выводы
1.Психологические особенности управленческой деятельности заключаются в оказании воздействия на коллектив людей для достижения наилучших результатов работы при минимальных затратах, в выполнении управленцем межличностных, информационных, управляющих ролей. Для успешной реализации управленческих функций - планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения и контроля, очень важными являются психологические особенности личности управленца, его темперамент и характер.
2.Темперамент и характер руководителя отражается на содержании и стиле управленческой деятельности как совокупности методов, приемов и действий, наиболее характерных для руководителя в его отношениях с подчиненными, наиболее привычной для него манере общения с ними. Наиболее типичен для руководителей холериков – авторитарный стиль управления, для флегматиков – либеральный стиль, для сангвиников – демократический, гибкий стиль управления, для меланхоликов – демократический, либеральный стили.
3. Эффективному осуществлению управленческой деятельности способствуют такие черты характера, как инициативность, стремление к нововведениям, самообладание, предприимчивость, контактность, адаптационная мобильность, склонность к творческим формам деятельности, стремление к личной независимости, лидерству, самоуважение, волевой характер.





Заключение
Данная курсовая работа посвящена исследованию темперамента и характера в управленческой деятельности.
В первой главе работы представлен теоретический анализ сущности темперамента и характера. Проанализировано понятие темперамента как совокупности индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения. Сделан вывод о том, что темперамент определяется свойствами нервного субстрата психики, типом нервной системы. Охарактеризованы 4 основных типа темперамента: сангвинический, которому соответствует сильный уравновешенный быстрый тип нервной системы, холерический, которому соответствует сильный неуравновешенный тип, меланхолический, которому соответствует слабый тип нервной системы и флегматический, которому соответствует сильный уравновешенный медленный тип. Сделан вывод о том, что в «чистом виде» каждый тип  темперамента  встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных их типов.
На основе изучения и анализа научной литературы по проблеме характера сделан вывод о том, что характер - это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, воплощающееся в типичных для него способах поведения. Охарактеризована связь темперамента  с характером: на основе темперамента формируется характер. Если темперамент является в основном прижизненным образованием, закреплен генетически, то характер формируется на протяжении всей жизни человека.
Во второй главе представлен анализ проявлений темперамента и характера в управленческой деятельности. Изучены психологические особенности управленческой деятельности, которые заключаются в оказании воздействия на коллектив людей для достижения наилучших результатов работы при минимальных затратах, в выполнении управленцем межличностных, информационных, управляющих ролей. Сделан вывод о том, что для успешной реализации управленческих функций очень важными являются психологические особенности личности управленца, его темперамент и характер.
Сопоставлены психологические характеристики темперамента и проявления характера руководителя с основными стилями управленческой деятельности на практических примерах. Сделан вывод о том, что наиболее типичен для руководителей холериков – авторитарный стиль управления, для флегматиков – либеральный стиль, для сангвиников – демократический, гибкий стиль управления, для меланхоликов – демократический, либеральный стили. Эффективному осуществлению управленческой деятельности способствуют такие черты характера, как инициативность, стремление к нововведениям, самообладание, предприимчивость, контактность, адаптационная мобильность, склонность к творческим формам деятельности, стремление к личной независимости, лидерству, самоуважение, волевой характер.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Результаты данного исследования могут применяться на практике при психологическом профессиональном отборе на должности управленцев, при проведении тренингов личностного и профессионального роста менеджеров. В завершении исследовании хотелось бы отметить, что поскольку свойства темперамента являются наследственными, они чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого, усилия руководителя должны быть направлены не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволяет выявить те характерологические свойства, которые присущи тому или иному типу высшей нервной деятельности, и усилить свои положительные стороны, исправить – отрицательные, что скажется на результативности управленческой деятельности. Данные вопросы могут составлять перспективу дальнейших исследований.
Список литературы
Батаршев А.В. Темперамент и характер. М.: Владос, 2001. - 335с.
Бойко А.Т., Бахтина И.С. Основы научного управления, менеджмента и маркетинга. СПб,2003.-170с.
Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.
Генов Ф. Психология управления. М., 2002.-438с.
Дейнека А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом. М.: Издательство "Академия Естествознания", 2009.-с.42.
Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. Владивосток: ДГУ, 2004. – 142с.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004 - 701 с.
Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2005, с.62.
Кроль В.М. Психофизиология человека. – СПб.: Питер, 2003.-304с.
Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. СПб.: СГУ, 2009.-292с.
Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой. М., 2005.- с.37.
Павлов И.П. Избр. труды. М.: Медицина, 1999. -311с.
Психология / под ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002.- 232с.
Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал, 1999-Т.10,-№1-с.12.
Стреляу Я. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения). М.: Смысл, 2009. - 104 с.







Батаршев А.В. Темперамент и характер. М.: Владос, 2001. - 335с.
Павлов И.П. Избр. труды. М.: Медицина, 1999. -311с.
Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал, 1999-Т.10,-№1-с.12.

Стреляу Я. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения). М.: Смысл, 2009. - 104 с.
Психология / под ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002.- 232с.
Батаршев А.В. Темперамент и характер. М.: Владос, 2001. - 335с. – с.18.
Кроль В.М. Психофизиология человека. – СПб.: Питер, 2003.-304с.
Батаршев А.В. Темперамент и характер. М.: Владос, 2001. - 335с.- с.21.

Кроль В.М. Психофизиология человека. – СПб.: Питер, 2003.-304с.

Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004 - 701 с.
Кроль В.М. Психофизиология человека. – СПб.: Питер, 2003.-304с.

Батаршев А.В. Темперамент и характер. М.: Владос, 2001. - 335с.- с.21.
Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.
Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. СПб.: СГУ, 2009.-292с.
Дейнека А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом. М.: Издательство "Академия Естествознания", 2009.-с.42.
Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой. М., 2005.- с.37.
Генов Ф. Психология управления. М., 2002.-438с.
Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2005, с.62.
Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. Владивосток: ДГУ, 2004. – 142с.
Дейнека А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом. М.: Издательство "Академия Естествознания", 2009.

Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. Владивосток: ДГУ, 2004. – 142с.
Бойко А.Т., Бахтина И.С. Основы научного управления, менеджмента и маркетинга. СПб,2003.-170с.










2

Список литературы
1.Батаршев А.В. Темперамент и характер. М.: Владос, 2001. - 335с.
2.Бойко А.Т., Бахтина И.С. Основы научного управления, менеджмента и маркетинга. СПб,2003.-170с.
3.Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 496 с.
4.Генов Ф. Психология управления. М., 2002.-438с.
5.Дейнека А.В., Жуков Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом. М.: Издательство "Академия Естествознания", 2009.-с.42.
6.Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. Владивосток: ДГУ, 2004. – 142с.
7.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004 - 701 с.
8.Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2005, с.62.
9.Кроль В.М. Психофизиология человека. – СПб.: Питер, 2003.-304с.
10.Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. СПб.: СГУ, 2009.-292с.
11.Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой. М., 2005.- с.37.
12.Павлов И.П. Избр. труды. М.: Медицина, 1999. -311с.
13.Психология / под ред. А.В. Карпова. М.: Гардарики, 2002.- 232с.
14.Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал, 1999-Т.10,-№1-с.12.
15.Стреляу Я. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения). М.: Смысл, 2009. - 104 с.

Темперамент и характер

Северо-Западная Академия Государственной Службы

Факультет переподготовки и повышения квалификации

государственных служащих.

 












РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине : Психология и педагогика.

тема: Темперамент и характер

слушателя 1 курса 3-х годичного отделения

специальности &'; Государственное и муниципальное управление."

Лазаревой Наталье Александровне.

 

 


















Санкт-Петербург

1998

ПЛАН-СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ТЕМПЕРАМЕНТ

2.1 Общее понятие о темпераменте.

2.2 Физиологической основе темперамента.

2.3 Психологическая характеристика темпераментов.

2.4 Темперамент и личность.

3. ПРИРОДА

3.1 Общее понятие о характере.

3.2 Физиологические основы характера.

3.3 Типическое и индивидуальное в характере

3.4 Черты характера

3.5 Формирование характера у детей и пути его воспитания

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ















1 ВВЕДЕНИЕ












&'; Характер &';, &'; характер &';, &'; личность &'; -в эти понятия изначально содержит комплекс диалектика внутренней. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, в противном случае любая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова &';характер&';, &';характер&';, &';личность&'; используются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль в их основе. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается понимание.

Узнать стоимость работы