психология личностного развития школьников в условиях воспитательной работы школы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 2424 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 17.07.2016
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития и саморазвития личности школьника в системе воспитательной работы школы 5
1.1. Теоретические аспекты личностного развития 5
1.2. Организация учебной деятельности как средство индивидуально-личностного развития школьников 7
1.3. Создание условий для развития личности школьника в системе воспитательной работы школы 11
Глава 2 Мониторинг эффективности воспитательной системы 14
2.1. Элементы воспитательной системы 14
2.2. Мониторинг воспитательной работы 16
2.3. Схема изучения личности школьника и составления психолого-педагогической характеристики 17
Заключение 21
Глоссарий 23
Список использованных источников 24
Список сокращений 25
Фрагмент для ознакомления

Задачи мониторинга:Контроль процессов развития воспитательной системы;Выявление зависимостей между действием и результатом; Определение тенденции воспитательной работы; Осуществление качественной характеристики процесса воспитания;Предметом мониторинга является:Интеллектуальное развитие обучающихся;Акцентуации личности;Тенденции развития классного коллектива; Педагогический стиль общения и ведения  класса.2.3. Схема изучения личности школьника и составления психолого-педагогической характеристикиДля эффективной разработки воспитательной системы и проведения корректировки необходимо осуществлять работу по характеристике личности. В качестве основы и поддержание единообразия в качестве образца можно использовать представленный ниже, разработанный нами вариант.1. Общие данные: Фамилия, имя, отчество;дата рождения и место рождения; класс; общее физическое развитие: состояние здоровья, наличие хронических заболеваний, противопоказания, группа здоровья;условия проживания;тип семейного воспитания. 2. Взаимоотношения с классным коллективом и отношение к школе: общая характеристика класса (уровень сплоченности коллектива);положение в коллективе (роль, занимаемая в структуре класса);взаимоотношения с одноклассниками (доброжелательные, агрессивные, нейтральные); ценит ли школу и факт обучения в ней;взаимоотношения с педагогами.3. Учебная деятельность: успеваемость (средний балл по четвертям, успеваемость по предметам). уровень знаний, уровень формирования УУД. 4. Кругозор, начитанность:развитие речи (необходимость занятий с логопедом или дефектологом). Отношение к обучению (отношение к отметке, к предметам, восприятие собственной успеваемости).5. Способность к обучению: Особенности восприятия информации;особенности памяти;особенности мышления;развитие мышления и мыслительных операций;развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности); старательность в учебной работе. умение организовать свой режим работы и учебной деятельности. 6. Труд (уроки технологии, общественно полезный труд):отношение к труду. наличие трудовых навыков;организованность;дисциплинированность;старательность.7. Интересы:общие увлечения ребенка (музыка, ДПИ, спорт, рисование, коллекционирование).убеждения, мечты, идеалы. 8. Дисциплинированность: общая характеристика,степень дисциплинированности.9. Особенности характера и темперамента: тип темперамента;положительные черты характера;отрицательные черты характера;направленность личности;10. Общие психолого-педагогические выводы: Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т.д.). Определение важнейших психолого-педагогических задач, состоящих перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы со школьниками.Мониторинговая деятельность основаться на ряде принципов, которые выступают в качестве основополагающих начал: 1. Личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат учебно-воспитательного процесса. 2. Отбор методик для осуществления мониторинга воспитательной деятельности школы должен осуществляться на основе применения системного подхода. 3. Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса. 4. Динамика изменений в структуре личности ребенка не может быть осуществлена на основе данных одного исследования. Вывод о развитии личности осуществляется на основе данных полученных несколькими исследованиями за несколько лет.5. Диагностика позволяет осуществлять отбор методик наиболее эффективно влияющих на личность и исключение методик, не оказывающих влияние на личность (выявление позитивных и негативных тенденций).6. Применение диагностического инструментария, сопровождаемого системой информационно-коммуникативных технологий, не требует большого количества времени на проведение диагностики и обработку результатов. 7. Количественные методы оценки являются более предпочтительными в системе мониторинга. 8. В мониторинговую деятельность должны быть включены все педагоги, максимально широко. Так педагоги-предметники, социальный педагог, педагог-психолог, заместители директоров, должны осуществлять мониторинговую деятельность, при этом применяя единство подходов к вопросу оценки и интерпретации. 9. Любая диагностика осуществляется с соблюдением принципа педагогического такта. Результаты, полученные в ходе диагностики, не могут являться основанием для административного давления. 10. Итогом мониторинга является принятие или непринятие управленческих решений (выбор метода воздействия на систему для достижения цели).Таким образом, система мониторинга является неотъемлемой частью всей воспитательной работы школы. ЗаключениеПроделанная нами работа не только способствовала решению задач и достижению цели, но и позволила нам сделать ряд выводов:Воспитательная система является фактором формирования личности;Индивидуально-личностное развитие школьников рассматривается как процесс развития и саморазвития, представляющий собой сложное структурное образование, обусловленное его ведущими характеристиками, в частности, интеллектуальной, позволяющей определить мыслительные способности школьников, рефлексивной, показывающей совпадение их самооценки с оценкой окружающих, коммуникативной, устанавливающей готовность учащихся  к общению, продуктивной, ведущей к проявлению творческого саморазвития школьника.Определение форм и методов воспитательной работы осуществляется на основе учета интересов личности.Одна из задач образовательного учреждения состоит в формировании личности готовой к решению проблем, ответственной и саморазвивающейся. В основе структуры этой личности компетенции, которыми ребенок должен овладеть в процессе обучения.Компетентностный подход предполагает ориентацию на личность. Процесс формирования личности будет эффективным только тогда, когда его результатом будет саморазвитие личности.Личное развитие возможно только при наличии свободы личности, той свободы, которая направляется в созидательное русло и способствует формированию активной жизненной позиции. Воспитательная система школы включает в себя множество направлений деятельности. Но во главе угла всегда будет находиться личность обучающегося, которая формируется в процессе воспитательной работы.Воспитательная система школы в равной мере идеализирует и социализирует школьников. Раскрывая их индивидуальные особенности, создавая условия для творческой самореализации посредством творческих площадок, кружков и клубов различной творческой направленности,коллективной творческой деятельности, она воспитывает в детях личностную культуру, доброжелательное отношение к близким и далеким людям, толерантность и коммуникативность, учит мыслить творчески и соответственно преобразовывать окружающую действительность.Глоссарий№ п/пПонятиеОпределение1Государственный образовательный стандарт- это комплекс обязательных требований, предъявляемых к образовательному уровню.2Компетентностный подход- определенные принципы, на основе которых осуществляется отбор содержания образования, осуществляется организация образовательного процесса и оценка результативности образования. 3Компетенция- способность личности найти применение полученным знаниям и реализовать на практике обретенные навыки.4Личностно-ориентированное обучение- система обучения, основанная на учении о личности, как совокупности качеств и характеристик.5Личность- высшая форма развития индивида.Список использованных источников1Адлер А. Педагогика и теория индивидуальной психологии. – М., 2001. – 253 с.2Алферов А.Д. Психология развития школьника: Учебное пособие по психологии. – Ростов н /Д: «Феникс», 2000. – 384 с.3Бунеев Р.Н. Личностно ориентированное образование // Начальная школа плюс До и После, 2003, № 2.– С.3-4.4Загвязинский В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. – Тюмень, 2003. – 198 с.5Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 2000. – 340 с.6Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. – 2004. – №5. – С. 30.7Платонов К. К. «Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности», 2002. – 358 с.8Попова М.П.Теория и методика воспитания: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 60 с.9Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2002. – 250 с10Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: «Академия», 2002, 546 с.11Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. - Том 2. / Под общ.ред. Л.И.Семиной. - М.: Изд-во «Бонфи», 2002. - 408 с.12Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. «Психологический справочник учителя», 2002. – 371 с.13Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 2003.– 217 с.14Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе // М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.Список сокращенийФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.ФЗ – федеральный закон.

Адлер А. Педагогика и теория индивидуальной психологии. – М., 2001. – 253 с.
Алферов А.Д. Психология развития школьника: Учебное пособие по психологии. – Ростов н /Д: «Феникс», 2000. – 384 с.
Бунеев Р.Н. Личностно ориентированное образование // Начальная школа плюс До и После, 2003, № 2.– С.3-4.
Загвязинский В.И. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. – Тюмень, 2003. – 198 с.
Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 2000. – 340 с.
Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. – 2004. – №5. – С. 30.
Платонов К. К. «Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности», 2002. – 358 с.
Попова М.П. Теория и методика воспитания: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 60 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2002. – 250 с
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2002, 546 с.
Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. - Том 2. / Под общ. ред. Л.И.Семиной. - М.: Изд-во «Бонфи», 2002. - 408 с.
Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. «Психологический справочник учителя», 2002. – 371 с.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 2003.– 217 с.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе // М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.

Теоретическое изучение особенностей личностного развития одаренных школьников

КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ начального ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра педагогики и психологии начального обучения









диссертация на ту же тему:

Теоретическое изучение особенностей личностного развития одаренных школьников











Петрозаводск, 2010

Содержание

Введение

1. Теоретическое исследование особенностей личностного развития одаренных школьников

1.1 Определение понятий "способность" и "талант"

1.2 Особенности детей с различными типами подарки

1.3 Особенности личностного развития одаренных детей

Глава 2. Диагностика одаренности младших школьников

2.1 Карта интересов младших школьников

2.2 Характеристика ученика

2.3 Результаты исследований

Вывод

библиография

Введение

способности, таланты учащегося средней школы

тысячи лет в общественном сознании сформировались идеи подарков. В этом смысле аккумулировались научные изыскания выдающихся умов и частные, обычные наблюдения простых людей. Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложной ситуации, создать что-то новое, легко усваиваются новые знания, делал то, что другим не доступно.

тем не Менее, в философских трактатах прошлого первоначально чаще не используется термин "талант", а другой - "гений" (от латинского "genius" - дух). Проблему гениальности в философско-психологических исследований прошлого нельзя назвать периферийной. Тем не менее, на протяжении многих веков она рассматривалась несколько независимых социально-педагогической практики. Произошло это в первую очередь потому, что эти исследования не были востребованы в системе образования. И, таким образом, вплоть до создания специализированных учебных заведений, стимулом к изучению природы одаренности служил, как правило, спонтанно возникает интерес к проблеме, свойственный любому исследователю, независимо от того, насколько ценны результаты изысканий с практической точки зрения.

Широкое использование в научной литературе термина "талант" связано с более поздними временами, с периодом утверждения педагогики, а затем и психологии как науки самостоятельные. В современной психолого-педагогической науке принято рассматривать талант, как явление динамическое. Психика человека-результат взаимодействия процессов биологического созревания и учение. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития. Таким образом, и для детей талант на самом деле, всегда представляется нам как сложный результат трудно прогнозируемого взаимодействия генотипических и средовых факторов.