Стиль Возраждения в культуре Западной Европы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая Художественная Культура
  • 3434 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 22.07.2016
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ КАРТИНЫ МИРА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ 5
1.1.Специфика философской картины мира эпохи Ренессанса 5
1.2. Основные течения и тенденции философской мысли Ренессанса. Эстетика искусства 7
ГЛАВА 2. РЕНЕССАНС - ЭПОХА ТОРЖЕСТВА ИДЕАЛОВ ГУМАНИЗМА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ 18
2.1. Литература эпохи Возрождения 18
2.2.Изобразительное искусство эпохи Возрождения и его связь с философией гуманизма 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33


Фрагмент для ознакомления

Таким образом, «перспектива, дистанция в построении ренессансной картины приобретает значение фактора не только формального, но и психологического». Художник помещает свои замыслы, образы на пределы реального пространства в воображаемое пространство живописной иллюзии. В ренессансной картине огромное значение имеет передний план, где и разворачивается основное действие. В целом можно сказать, что «мир ренессансной картины – это мир, построенный от зрителя, где всё существует за передней плоскостью картины, которая мыслится прозрачной... изображение уходит из реального пространства, в котором существуют художник и зритель, в трёхмерное живописное пространство». Картина итальянского Возрождения строится на основе пространственно-временного единства. Велика сюжетная и композиционная роль жеста. Новое понимание жеста появляется у Джотто во фресках Капеллы дель Арена. Во фреске «Оплакивание Христа» отчётливо виден напряжённый диалог взглядов, один из ключевых мотивов – мотив непосредственного прикосновения. В творениях мастеров Возрождения жест неразрывно связан с сюжетом картины, общим психологическим состоянием героев. Что касается света и тени, то итальянские художники отдавали предпочтение поэзии тени, как утверждал Леонардо да Винчи: «Тень имеет большую силу, чем свет, ибо тень препятствует свету и целиком лишает тела света, а свет никогда не может целиком изгнать тень от тел». Художники Возрождения почти полностью отказались от золота, поскольку считали его пережитком средневекового прошлого.
Одной из самых значимых фигур итальянского искусства Возрождения первого этапа (первая половина XV века) является флорентинец Мазаччо (1401-1428). Он расписал во Флоренции в церкви Санта Мария дель Кармине небольшую капеллу Бранкаччи, его фрески стали образцом для подражания для нескольких поколений итальянских мастеров. К примеру, сам Микеланджело приходил в капеллу и делал зарисовки с росписей Мазаччо. Фигуры фресок отличаются особой величественностью, реалистичностью. Группы гармонично сочетаются, образуют пространственные объёмы.
Одновременно с Мазаччо творил великий скульптор Донателло (1386-1466). Он работал в станковой и монументальной скульптуре, в различных формах рельефа. Его творчество также отличается большой реалистичностью («Давид»). В рельефах Донателло обогащает искусство новыми приёмами передачи пространства.
Период блестящего процветания итальянских школ приходится на конец XV – начало XVI вв. Живопись выступает на первый план, в это время творят подлинные гении: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Андреа дель Сарто, Бартоломмео, Тициан и Корреджо.
В шедеврах Рафаэля нашли своё отражение гуманистические идеалы эпохи Возрождения, ведь в центре для великого художника всегда находится человек – прекрасный духом и телом. Чувство величия духа человека, возвышенность наполняли творчество Рафаэля. По своему содержанию наследие Рафаэля можно назвать в полной мере классическим благодаря ясности и идеальности форм, композиции. В произведениях Рафаэля ярко воплотились представления ренессансного гуманизма о свободном человеке, его физическом и духовном совершенстве, его исключительном месте в окружающем мире. Как справедливо отмечает В.Н. Гращенков, «светлый гений Рафаэля не был склонен к психологической углублённости в постижении внутреннего мира человека, как к этому стремился Леонардо. Ещё более был он чужд духу титанического и одновременно трагического восприятия жизни, столь свойственного Микеланджело. Он в своём искусстве всегда находил должную меру реального и идеального, неповторимую художественную гармонию конкретного и типического, рационального и эмоционального».
Идеал художественного совершенства, отвечающий гуманистической философии, которому до конца оставался верен Рафаэль, менялся по мере развития его творчества, впоследствии приобретя более содержательный характер. Гуманизм пронизывает творчество Рафаэля на всех этапах творческого развития мастера, меняется только гармонический мир художника. Красота и естественность, воспеваемые гуманизмом Ренессанса, проявились в творчестве Рафаэля уже на раннем этапе. На картине «Воскресение Христа», созданной для францисканской церкви и находящейся теперь в Ватиканской галерее, Рафаэль в лице двух спящих стражников изобразил Перуджино и себя; очевидно, что в это время между учителем и учеником установились уже товарищеские отношения. По мнению знатоков, сама картина написана несомненно рукою Рафаэля, хотя по композиции и рисункам Перуджино. Уже в первых опытах можно узнать кисть Рафаэля как по ясности и жизненности изображений, так по красоте и естественности. Модель и платье он передает согласно действительности, тогда как Перуджино вносит повсюду свои исторические представления. Уже оригинальнее проявил он себя в картине «Сотворение человека». Здесь в фигуре Адама виден мощный характер, первобытные сила и свежесть. Красота и сила, духовная мощь, воспеваемые гуманистами, нашли своё отражение в изображении святого Михаила, написанном для герцога в Урбино (1505). Главная идея – победа воина Христова над злыми чудовищами. Архангел изображен в полном блеске юношеской красоты и силы. Первым произведением Рафаэля во Флоренции была «Мадонна дель Грандука» (1504). Здесь особенно ярко проявились такие идеалы гуманизма, как торжество земной красоты человека, глубокая связь между земной и духовной красотой человека. В ней Рафаэль с необыкновенной силой изобразил идеал прекрасной и застенчивой материнской любви. В творениях Рафаэля все детали отточены, присутствует несомненное благородство и нежность. Высшим проявлением гения Рафаэля и идеалов эстетики гуманизма эпохи Возрождения является «Сикстинская мадонна», находящаяся в Дрездене. Здесь Рафаэль проявляется смелость, вводя «натуралистический мотив раздвинутого занавеса». Дело в том, что подобная завеса приоткрывается, как правило, ангелами. В «Сикстинской Мадонне» художник соединил «черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью, представив царицу небесную с печальным сыном на руках – гордую, недосягаемую, скорбную – спускающуюся навстречу людям». В искусстве Рафаэля отразилось стремление к художественному обобщению, синтезу. Следуя идеалам гуманизма, Рафаэль, как никто из мастеров Возрождения, смог постичь совершенство формы и уловить сущность произведений античного искусства. Глубокое понимание основ античного искусства особенно ярко проявилось в поздний этап творчества Рафаэля, так как именно в этот период он особенно тщательно изучал античную пластику, монументально-декоративную живопись и архитектуру.
Что касается великого Леонардо да Винчи, то наиболее насыщенным и плодотворным в его жизни был миланский период творчества. В трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие Леонардо да Винчи было поручено увековечить Христа, то есть «создать образ добра и мудрости, любви и всепрощения». Итогом работы стала знаменитая фреска «Тайная вечеря». Леонардо да Винчи «изобразил драматическое действие. Он избрал момент, когда Христос говорит своим ученикам «Один из вас предаст меня». Волнение пробегает по всей группе, некоторые апостолы встают. Чувства изумления, ужаса, негодования, недоумения, недоверия сменяют друг друга. Художник выражает это позами, движениями, жестами рук. Подавленный, поник головою Иоанн. Пётр, схватив нож, нагибается к нему и шёпотом просит узнать у учителя, кто злодей. Иуда несколько отклонился назад. Его лицо с резким профилем, крючковатым носом, выступающей нижней губой и подбородком остаётся в тени. Фигура Христа на фоне окна с голубым небом спокойна, грустна, почти бесстрастна; правая рука как бы подтверждает сказанное, левая ладонь кверху лежит на столе, она как бы говорит: «Вот она правда». Двенадцать фигур художник разбил на четыре группы по три человека в каждой: пирамидально построены две ближайшие к Христу, по четырёхугольнику – две крайние. Леонардо да Винчи виртуозно сочетает характерность типов и жестов, использует чередование света и тени. Как отмечает А.К. Дживелегов, «впечатление движения создается этим удивительным делением на группы и игрой лиц, тел и рук в каждой из групп. Свет падает на сцену откуда-то сверху и слева, и все лица освещены, за исключением лица Иуды. Его — предателя — Леонардо нарочно усадил спиной к источнику света, и лицо его получилось темным. Это — замысел». В Милане Леонардо да Винчи также написал картину «Мадонна в гроте» (миланский период творчества укладывается в следующие хронологические рамки: 1483-1490 гг.). Кроме того, к первому миланскому периоду исследователи творчества Леонардо да Винчи относят также «Портрет неизвестной дамы» и картину «Мадонна Литта».
В целом, итальянцы воспевали в искусстве, в первую очередь, величие человека. Таким образом, именно в эпоху Возрождения формируется новый тип мировоззрения и мировосприятия. Ренессанс принёс иной подход к деятельности человека, и именно творческая деятельность приобрела самодовлеющее значение. Благодаря этому и стали возможными все достижения культуры и искусства Ренессанса, без этой потребности человека в самопознании и самореализации эпоха Возрождения не была бы столь богата шедеврами искусства и философской, этической и эстетической мысли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировоззренческий переворот эпохи Возрождения нашел отражение в философской картине мира и искусстве. Особое внимание можно обратить на философию гуманизма. Философия гуманизма противопоставила себя схоластике, которая представляла собой теоретическую основу ортодоксального католического учения, всей церковной иерархии, ее авторитета в общественной жизни. В творчестве гуманистов нашли своё отражение традиционные антиклерикальные мотивы, литература и искусство, религиозно-философская и социально-политическая мысль отразили широкое распространение различных форм критики современного состояния церкви, её учения, институтов, культовой практики. Гуманисты, выступая против схоластики, которая была теоретической опорой католической ортодоксии, критикуя учреждения церкви и все ступени её иерархии. Сущность философии гуманизма заключалась не только в таких чертах, как антропоцентризм, воспевание добродетели и духовности человека, неограниченных возможностей его разума. Ренессансный гуманизм выдвигает новую интерпретацию красоты, которая обладала целостным, синтетическим характером, основывалась на осознании духовности, на античных представлениях о мире «как эманации невидимого Единого». Эстетика Возрождения предполагала отражение природы в качестве факта присутствия Бога в земном мире. Человек в философии гуманизма выступает в качестве высшего творения природного мира, соответственно, художниками Возрождения была поставлена задача воплощения в художественном отношении красоты человека, его телесного совершенства. Итак, главными особенностями эпохи Возрождения стали следующие направления: антропоцентризм (человек – центр мироздания), гуманизм, пантеизм (обожествление мира), воспевание свободы как возможности неограниченного развития человека и его творческих сил.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М.: Просвещение, 1987. - 544 с.
Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М.: Мысль, 1987. - 348 с.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М.: Изд-во РГГУ, 1995. – 346 с. [Ресурс локального доступа]
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М.: Высшая школа, 1999. - 479 с.
Бриллиант С.М. Рафаэль Санти. Его жизнь и художественная деятельность. – СПб., 1891.//http://lib.rus.ec/b/169000/read#t2
Власов В.Г. Стили в искусстве. Т.1 – СПб.: Лита, 1995. - 672 с.
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997. - 494 с.
Гращенков В.Н. Об искусстве Рафаэля./В.Н. Гращенков//Рафаэль и его время. – М.: Наука, 1986. - 256 с.
Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. (Сложение художественной системы картины кватроченто). – М.: Искусство, 1975. - 127 с.
Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. – М.: Искусство, 1974. - 203 с.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Аст-Пресс, 2008. - 623 с.
Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 2008. - 318 с.
Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. - 600 с.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. - 624 с.
Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Минск: Тетра Системс, 1997. - 320 с.
О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. – М.: Республика, 1992. - 368 с.
Плавскин З.И. Испанская литература.// http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/plavskin-ispaniya/rannee-obscheispanskoe-vozrozhdenie.htm
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб.: Петрополис, 1996. - 714 с.// http://www.krotov.info/
Тихомиров А.Н. Искусство итальянского Возрождения. – М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1963. - 68 с.
Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения.// http://www.countries.ru/
Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. - 623 с.// www.gumer.info
Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Академический проект, 2007. - 272 с.
Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. - М.: Мысль, 1993. - 528 с.






Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. 623 с./Электронный ресурс// www.gumer.info
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. 624 с. С. 51-52
Там же. С. 54
Там же. С. 55.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб.: Петрополис, 1996. 714 с./Электронный ресурс// http://www.krotov.info/
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М., 1995. [Ресурс локального доступа
Реале Дж., Антисери Д. Указ. соч.
Цит. по: Баткин Л.М. Указ. соч.
Цит. по: Там же.
Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. 600 с. С. 173
Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения/Электронный ресурс// http://www.countries.ru/library/renesans/vzriten.htm.
Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Академический проект, 2007. 272 с. С. 61-62
Власов В.Г. Стили в искусстве. Т.1. – СПб.: Лита, 1998. 672 с. С. 251
Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Минск: Тетра Системс, 1997. 320 с. С. 161
Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М.: Мысль, 1987. 348 с. С. 220
Мартынов В.Ф. Указ. соч. С. 163
Там же. С. 162
О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. – М.: Республика, 1992. 368 с. С. 128
Мартынов В.Ф. Указ. соч. С. 167
Там же.
См.: Баткин Л.М. Указ. соч.
Мартынов В.Ф. Указ. соч. С. 168
Шпенглер О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993. Т. 1. 528 с. С. 411
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М.: Высшая школа, 1999. 479 с. С. 34.
Лосев А.Ф. Указ. соч. С. 64
Власов В.Г. Указ. соч. С. 250
Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М.: Просвещение, 1987. 544 с. С. 91
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Аст-Пресс, 2008. 623 с. С. 7.
Власов В.Г. Указ. соч. С. 250
Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 2008. 318 с. С. 39
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. Указ. соч. С. 20
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997. 494 с. С. 332
См.: Баткин Л.М. Указ. соч.
Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. Указ. соч. С. 25
Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 2008. 318 с. С. 61
Плавскин З.И. Испанская литература.// http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/plavskin-ispaniya/rannee-obscheispanskoe-vozrozhdenie.htm
Тихомиров А.Н. Искусство итальянского Возрождения. – М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1963. 68 с. С. 8.
Цит. по: Гнедич П.П. Указ. соч. С. 342
Там же.
Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. (Сложение художественной системы картины кватроченто). – М.: Искусство, 1975. 127 с. С. 22
Данилова И.Е. Указ. соч. С. 22
Там же. С. 39-40.
Там же. С. 47.
Данилова И.Е. Указ. соч. С. 47.
Там же. С. 45.
Там же. С. 88.


Гращенков В.Н. Об искусстве Рафаэля./В.Н. Гращенков//Рафаэль и его время. – М.: Наука, 1986. С. 10
Бриллиант С.М. Рафаэль Санти. Его жизнь и художественная деятельность. – СПб., 1891./Электронный ресурс//http://lib.rus.ec/b/169000/read#t2

Гращенков В.Н. Указ. соч. С. 28
Тихомиров А.Н. Указ. соч. С. 26-27.
Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. – М., 1974. С. 72












3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М.: Просвещение, 1987. - 544 с.
2. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. – М.: Мысль, 1987. - 348 с.
3. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М.: Изд-во РГГУ, 1995. – 346 с. [Ресурс локального доступа]
4. Брагина Л.М., Варьяш О.И., Володарский В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. – М.: Высшая школа, 1999. - 479 с.
5. Бриллиант С.М. Рафаэль Санти. Его жизнь и художественная деятельность. – СПб., 1891.//http://lib.rus.ec/b/169000/read#t2
6. Власов В.Г. Стили в искусстве. Т.1 – СПб.: Лита, 1995. - 672 с.
7. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997. - 494 с.
8. Гращенков В.Н. Об искусстве Рафаэля./В.Н. Гращенков//Рафаэль и его время. – М.: Наука, 1986. - 256 с.
9. Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. (Сложение художественной системы картины кватроченто). – М.: Искусство, 1975. - 127 с.
10. Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. – М.: Искусство, 1974. - 203 с.
11. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Аст-Пресс, 2008. - 623 с.
12. Зарубежная литература. – М.: Просвещение, 2008. - 318 с.
13. Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001. - 600 с.
14. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. - 624 с.
15. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Минск: Тетра Системс, 1997. - 320 с.
16. О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. – М.: Республика, 1992. - 368 с.
17. Плавскин З.И. Испанская литература.// http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/plavskin-ispaniya/rannee-obscheispanskoe-vozrozhdenie.htm
18. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб.: Петрополис, 1996. - 714 с.// http://www.krotov.info/
19. Тихомиров А.Н. Искусство итальянского Возрождения. – М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1963. - 68 с.
20. Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения.// http://www.countries.ru/
21. Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. - 623 с.// www.gumer.info
22. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Академический проект, 2007. - 272 с.
23. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. - М.: Мысль, 1993. - 528 с.





Вопрос-ответ:

Какую новую картину мира формировало Возрождение в Западной Европе?

Эпоха Возрождения в Западной Европе формировала новую картину мира, в которой центральное место занимал человек и его способности. Обновленная философская концепция отражалась в искусстве, науке и литературе того времени.

Какие были основные течения и тенденции философской мысли в эпоху Возрождения?

В эпоху Возрождения было несколько важных философских течений и тенденций. Одно из них - гуманизм, которое возвышало человека и его способности. Еще одно течение - неоплатонизм, которое уделяло особое внимание широкому кругу интересов и восхищениям человека.

Как связано изобразительное искусство эпохи Возрождения с философией гуманизма?

Изобразительное искусство эпохи Возрождения было глубоко проникнуто философией гуманизма. Художники стремились изображать человека в идеальной форме, подчеркивая его достоинства и красоту. Они также обращались к античному искусству, чтобы воссоздать его идеалы и привнести их в современность.

Какое влияние эпоха Возрождения оказала на литературу?

Эпоха Возрождения оказала значительное влияние на литературу. Писатели того времени стали более заинтересованы в человеке и его психологии. Развивалась новая литературная форма - новелла, которая позволяла авторам исследовать различные аспекты человеческой жизни. Также возникло многочисленное книжное издательство, благодаря которому книги стали более доступными и популярными.

Какие произведения литературы из эпохи Возрождения можно назвать?

Известные произведения литературы эпохи Возрождения включают "Гамлет" Уильяма Шекспира, "Божественную комедию" Данте Алигьери, "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса и другие. Эти произведения являются классикой мировой литературы и до сих пор читаются и изучаются.

Какие основные течения и тенденции философской мысли были характерны для эпохи Возрождения?

В эпоху Возрождения можно выделить несколько основных течений и тенденций философской мысли. Одной из самых важных была гуманистическая философия, которая акцентировала внимание на человеке, его способностях и достоинстве. Гуманисты стремились к развитию личности, образованию и знаниям. Еще одним течением была неоплатоническая философия, которая объединяла идеи классического платонизма с христианской религией. Также значимыми были скептицизм, материализм и номинализм.

Как связано изобразительное искусство эпохи Возрождения с философией гуманизма?

Изобразительное искусство эпохи Возрождения было тесно связано с философией гуманизма. Гуманисты придавали большое значение гармонии, красоте и совершенству. В искусстве Возрождения отразилась эта идея, и художники стремились изобразить идеальную форму, красоту и гармонию человеческого тела. Они также обращали внимание на анатомию и перспективу. Искусство Возрождения ставило человека в центр внимания и изображало его во всей красе и достоинстве.

Какие направления искусства были характерны для эпохи Возрождения?

В эпоху Возрождения можно выделить несколько направлений искусства. В литературе эпохи Возрождения популярными были романы и сонеты. В изобразительном искусстве преобладала живопись, скульптура и архитектура. Живопись Возрождения отличалась тщательностью в изображении деталей, глубоким смыслом и гармонией композиции. Скульптура Возрождения характеризовалась реализмом и изображением героических идеалов. В архитектуре Возрождения применялись классические пропорции и ордеры, создавая гармоничные и прекрасные постройки.