Реферат по монографии.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 1313 страниц
  • 2 + 2 источника
  • Добавлена 27.11.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Формирование взглядов Шпенглера.
2. Историческая концепция Шпенглера.
3. Аполлоническая, фаустовская и магическая цивилизации.
4. Россия в трудах Шпенглера.
Заключение
Список источников

Фрагмент для ознакомления

По мнению Шпенглера Европа, в начале XVIII века подавила самобытную российскую культуру, не дав ей оформиться. Россия будущей самостоятельной цивилизацией, ещё не начавшей свой исторический путь. Он писал: «Слово «Европа и возникший под его влиянием комплекс представлений были единственной причиной, заставлявшей наше историческое сознание объединять Россию и Европу в одно ничем не  оправдываемое целое. В данном случае простая абстракция,  возникшая в культурном  кругу воспитанных на книгах читателей, привела к огромным реальным последствиям. Воплощенные в личности Петра Великого, они на целое столетие  подменили историческую тенденцию примитивной народной массы, в противовес чему русский инстинкт с враждебностью, олицетворенной в Толстом,  Аксакове и Достоевском, очень правильно отграничивает "матушку Россию"  от "Европы"».
Основные надежды Шпенглер возлагал на русскую патриархальную общину. Однако он умер в 1936 году и, скорее всего, не смог оценить в полной мере ту роль, которую на протяжении XX века сыграли в мировой истории Советский Союз и коммунизм. Если бы ученый прожил чуть дольше, то возможно со временем признал коммунистическую Россию девятой великой цивилизацией.
Заключение
Оправдала ли себя концепция Шпенглера в реальности? Наступило ли то, что Шпенглер назвал «Закатом»? Об этом сложно судить. Европейская цивилизация (хотя теперь её правильнее было бы назвать европейско-американской) по-прежнему существует. Её не разрушили ни Вторая мировая война, ни противостояние капитализма и коммунизма. По-прежнему весь мир смотрит на Европу как на островок благоденствия в нестабильном мире. Именно в Европу приезжают в поисках лучшей жизни со всего света. Но не всё так просто.
«Закат» по Шпенглеру – не исчезновение европейских стран и народов с карты мира. Это – утрата «души», основополагающего начала которое придавало начинаниям европейской цивилизации общемировое и общечеловеческое значение. Демократия ныне установлена повсеместно, можно сказать весь мир стал европейским. Но после этого наступило разочарование, и начался мучительный поиск нового пути развития. Европейские ценности перестала отвечать высшим устремлениям современных людей. И Европа потеряла свое значение «локомотива истории». Мы действительно присутствуем при её «Закате».

Словарь неизвестных слов
Археология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным памятникам.
Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение): Наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления; Один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой всесторонний анализ различных точек зрения сводится к столкновению двух противоположных существенных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.
Идеализм (фр. idéalisme, через латинский от греч. idealis, греч. idéa — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, не считающих единственно подлинной реальностью чувственно воспринимаемую, а жизненные ценности — сводящимися к телесным вещам и их денежному эквиваленту. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.
Историография – имеет два основных значения: история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе (например: историография Октябрьской революции, историография средних веков), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социально-классовом или национальном отношении (например, марксистская историография, французская историография.).
Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает физическую, экономическую и политическую географию прошлого той или иной страны или территории.
Исторический материализм — теория развития общества, разработанная в XIX—XX веках в работах Карла Маркса, Фридриха Энгельса, В. И. Ленина. Основные ее тезисы: необходимым условием существования людей является производство материальных благ; производство всегда носит общественный характер и всегда происходит в определенной общественной форме; существует не один, а несколько типов экономических (производственных) отношений.
История – в переводе с древнегреческого (Historia ) -  повествование, рассказ о прошедшем, о тех или иных событиях. В широком смысле под историей понимают любой процесс развития, совершаемый в природе и обществе. В более узком смысле слова под историей понимают процесс развития человеческого общества. История – это и особая отрасль знания, наука, изучающая развитие человеческого общества в прошлом. Главная ее цель – с помощью знаний о прошлом способствовать пониманию настоящего и прогнозировать будущее.
Культура (лат. cultura, от корня colere — «возделывать», другой вариант: "cultus" - поклонение, почитание, культ) — обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе развития. В повседневной бытовой практике под культурой понимается 1. возделывание, обработка, улучшение, совершенствование - "культурное растение, физическая культура, культуризм, культиватор и т.д.; 2. воспитание, образование, соблюдение нравственных норм, общепринятых правил, этикета - культурный человек, культура речи, некультурное поведение и т.д..
Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).
Менталитет – (лат. – ум, мышление, образ мыслей) социально-психологический настрой большой социальной группы (народности, нации, класса, сословия), который определяет ее картину мира и скрепляет единство культурной традиции.
Нау́ка — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире.
Парадигма – образец постановки и решения проблемы или исследовательской задачи, а также совокупность методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в данном научном сообществе.
Периодизация – деление процессов развития общества на отдельные, качественно отличающиеся друг от друга периоды, в соответствии с объективными закономерностями или определенными признаками.  В зависимости от тех факторов, которые положены в основу деления выделяют несколько основных периодизаций: общеисторическая, марксистская (формационная), цивилизационная.
Принцип историзма – способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями.
Философия истории - это относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский) как понятие имеет два основных значения: стадиальное и локальное. Современное и наиболее точное понятие «цивилизация» — качественная специфика (своеобразие материальной, духовной и социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная общность людей, обладающая общими относительно стабильными признаками культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей.


Список источников
О. Шпенглер, Закат Европы (в 2 т.); Новосибирск. Наука. 1993
Н. Бердяев и др., Освальд Шпенглер и Закат Европы; Петроград, 1922


Главный труд Освальда Шпенглера, "Закат Европы", вышел в свет в 1918 году В основе интеллектуальных построений О. Шпенглера лежит "человеческая душа". Человеческую личность он рассматривает в качестве исторически конкретного выражения культуры. Отвергая традиционное представление об общечеловеческой культуре, О. Шпенглер делит ее на ряд независимых друг от друга, замкнутых в себе и взаимопроницаемых индивидуальных культур. Каждая выводится из неповторимого, уникальною "прапереживания" египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская культуры, культура майя, пробуждающаяся русско-сибирская культура. Каждая культура задает человеку единственно возможный способ "переживания жизни".
Каждая из культур, по Шпенглеру, имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни - 1100 лет Исследователь создает биологически ориентированную схему стадий, которые должна пройти культура за этот срок - от рождения, через молодость, зрелость и старость, до смерти. В жизни каждой из культур Шпенглер выделяет две основные фазы развития - восходящую (культура в узком смысле слова) и нисходящую (цивилизация). Первая фаза характеризуется развитием всех сфер культуры, искусства, вторая - их «закостенением», расцветом техники, городов-мегаполисов, появлением массовой, технологически ориентированной культуры. Поскольку творческие возможности каждого человека, его души определяются именно содержанием культуры, постольку, считает Шпенглер, в эпоху цивилизации уже нельзя ожидать открытий в области высокого искусства, культура в собственном смысле слова умирает.

О. Шпенглер, Закат Европы, т. 1, стр. 33-34
О. Шпенглер, Закат Европы, т. 1, стр. 47
О. Шпенглер, Закат Европы, т. 1, стр. 179
О. Шпенглер, Закат Европы, т. 1, стр. 48
Шпенглер употребляет слово «форма» и в значении «законченная структура» и в значении «возможность действовать» (как это принято в спорте).
О. Шпенглер, Закат Европы, т. 1, стр. 171
О. Шпенглер, Закат Европы, т. 1, стр. 50












20

Список источников
1.О. Шпенглер, Закат Европы (в 2 т.); Новосибирск. Наука. 1993
2.Н. Бердяев и др., Освальд Шпенглер и Закат Европы; Петроград, 1922

Вопрос-ответ:

Какие взгляды формировались у Шпенглера?

У Шпенглера формировались взгляды на историю и цивилизацию, которые различались от традиционных подходов. Он считал, что каждая цивилизация имеет свое собственное развитие, как организм, проходящий через несколько стадий. Он также выделял две основные цивилизации - аполлоническую и магическую.

Каким образом Шпенглер описывал историческую концепцию?

Шпенглер представлял историю как процесс, в котором каждая цивилизация имеет свое собственное становление, расцвет и упадок. Он рассматривал цивилизации как органические сущности, которые подчиняются определенным законам развития истины, культуры и искусства.

Что такое аполлоническая и магическая цивилизации по представлению Шпенглера?

Аполлоническая цивилизация, согласно Шпенглеру, характеризуется стремлением к ясности, пропорции и гармонии. Она строится на последовательных формах и науке. Магическая цивилизация, напротив, базируется на религиозных и магических верованиях, проникнутых символизмом и мистическими практиками.

Каково место России в трудах Шпенглера?

Шпенглер относил Россию к цивилизации, которая еще не начала свой исторический путь. Он считал, что в начале XVIII века Европа подавила самобытную российскую культуру, не дав ей оформиться в самостоятельную цивилизацию будущего.

В чем состояла единственная причина возникновения комплекса представлений об Европе по мнению Шпенглера?

По мнению Шпенглера, единственной причиной возникновения комплекса представлений об Европе было слово "Европа" и под его влиянием формировался комплекс взглядов на превосходство Европы над другими цивилизациями.

Что представляет собой монография по формированию взглядов Шпенглера?

Монография по формированию взглядов Шпенглера - это исследование, посвященное изучению развития и эволюции мысли этого философа. В ней рассматриваются его концепции и идеи, а также их влияние на дальнейшую философию и историю.

Какие основные идеи были выражены в исторической концепции Шпенглера?

Историческая концепция Шпенглера основывается на представлении о цивилизации как единственной форме культурного развития. Он утверждал, что каждая цивилизация проходит через определенные стадии развития - зарождение, расцвет, оживление и упадок. Также Шпенглер отмечал неизбежность упадка и гибели каждой цивилизации. Основной идеей его концепции является то, что история и культура народов сохраняются в их искусстве, философии, архитектуре и других выражениях культуры.

Что означают понятия "аполлоническая фаустовская" и "магическая цивилизации" в контексте трудов Шпенглера?

Понятие "аполлоническая фаустовская цивилизация" означает форму культуры, которая опирается на принципы определенности и упорядоченности, но при этом также стремится к освоению новых знаний и достижений, прагматизму и прогрессу. С другой стороны, "магическая цивилизация" характеризуется более мистической и магической ориентацией. Такие цивилизации сосредоточены на религии, мифологии, оракулах и других магических практиках. Понятия этих цивилизаций были введены Шпенглером для описания различных культурных течений и приемов различных цивилизаций в их историческом развитии.

Чему посвящена монография Шпенглера?

Монография Шпенглера посвящена формированию его взглядов на историю и концепцию развития цивилизаций.

Какую концепцию развития цивилизаций разрабатывает Шпенглер?

Шпенглер разрабатывает концепцию исторического развития цивилизаций, основанную на идеи цикличности и борьбы между различными культурными типами.