Искусство и религия.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 88 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 26.11.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Иконописное искусство на Руси
ГЛАВА 2. Влияние церкви на развитие иконописного искусства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Многие русские исследователи считают XIV-XV века наивысшим расцветом и кульминационной точкой развития национального религиозного искусства в России.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На Руси основная часть икон писалась по дереву, другой особенностью иконописи был подбор красок. Придерживаясь установленных канонов, древнерусские живописцы привносили в церковное искусство собственное понимание колорита. В разные периоды, различные школы вносили свое видение цвета в иконографию. Но неизменным оставалось одно: многообразие тонов, умение распределить их таким образом, чтобы максимально усилить впечатление от написанного образа.
В русской иконописи всегда живо проявляется духовный опыт иконописцев и той среды, в которой икона создавалась. Как разнообразен и не поддается никакой внешней регламентации этот опыт, так не подчиняется внешним правилам иконописное творчество. Отличительной особенностью русской иконописи стала передача времени и пространства, русские иконописцы сознательно отказывались от линейного пространства, обратная перспектива наиболее ярко отражала видение русского живописца.
Внутренняя духовно-творческая свобода была одной из причин развития множества русских иконописных школ и традиций. Каждая из них отличается не только художественными приемами, не только связана с местом своего происхождения буквально материальными связями, так как краски обычно приготовлялись на основе местных пигментов, но и отражает определенный духовный склад - тот или иной тип святости, освящающей данную иконописную традицию и являющейся ее невидимым источником.
Вся русская иконопись необычайно разнообразна по тому смыслу, который раскрывается в образе. Если внимательно всмотреться даже в иконы одной школы и одной эпохи, можно увидеть, насколько многосторонне и неисчерпаемо содержание мира, который эти иконы показывают и открывают нам. Для культуры Древней Руси в целом, и для живописи в частности, была присуща одна характерная черта, а именно строгое следование сложившийся традиции, то есть каноничность - свод определенных правил. Выработанный канон, признанный церковью, становился обязательным для всех художников, а их произведения искусства имели очевидную религиозную подоплеку.
В работе были использованы ряд книг и статей по истории русского искусства, были задействованы работы таких известных исследователей, как Лазарева В.Н. «Русская иконопись от истоков до начала XVI века», Путилова Б.Н. «Древняя Русь в лицах», Рябцева Ю.С. «История русской культуры XI-XVII веков», под его же редакцией «Хрестоматия по истории русской культуре XI-XVI веков», где собранны документы, которые наглядно иллюстрируют развитие искусства под наблюдением и контролем церкви. Здесь можно прочитать отрывки из таких важных документов как: «Стоглав» (Стоглав - сборник постановлений собора русской православной церкви, который проходил в 1551 году в Москве. Состоит из ста глав, что и дало название сборнику) и «Киево-Печерский патерик» (Патерик – от греч. «отечник», сборник рассказов о святых отцах, преимущественно о монахах каких либо монастырей)



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Еремина Т. С. Русский православный храм: История. Символика. Предания. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 333 с.
Каменская Е.Ф. Шедевры древнерусской живописи. - М.: Советский художник, 1971. – 179 с.
Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. - М.: Искусство, 2000. – 263 с.
Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. - М.: АСТ, 2000. – 215 с.
Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII веков. - М.: Искусство, 1997. – 199 с.
Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры веков. XI-XVII вв. - М.: Прогресс, 1998. – 220 с.










2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Еремина Т. С. Русский православный храм: История. Символика. Предания. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 333 с.
2.Каменская Е.Ф. Шедевры древнерусской живописи. - М.: Советский художник, 1971. – 179 с.
3.Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. - М.: Искусство, 2000. – 263 с.
4.Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. - М.: АСТ, 2000. – 215 с.
5.Рябцев Ю.С. История русской культуры XI-XVII веков. - М.: Искусство, 1997. – 199 с.
6.Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры веков. XI-XVII вв. - М.: Прогресс, 1998. – 220 с.

Вопрос-ответ:

Каким образом церковь влияла на развитие иконописного искусства?

Церковь играла важную роль в развитии иконописи в России. Благодаря своей авторитетности и значимости, церковь устанавливала каноны и требования к созданию икон, определяла тематику и символику изображений. Она также финансировала работы мастеров и их мастерские, стимулируя развитие этого искусства.

В чем заключается особенность иконописи на Руси?

Изображения на иконах писались преимущественно на деревянных основах. Еще одной особенностью иконописи был подбор красок. Великая часть икон могла быть написана в несколько слоев, что создавало объем и глубину изображения. Кроме того, древнерусские живописцы придерживались установленных канонов, но в то же время вносили свое собственное понимание и интерпретацию, придавая иконам уникальность.

Какие века считаются наивысшим расцветом иконописного искусства в России?

Многие исследователи считают XIV-XV века наивысшим расцветом и кульминационной точкой развития национального религиозного искусства в России. Именно в этот период были созданы некоторые из самых известных икон, которые по сей день считаются шедеврами иконописи.

Какие материалы использовались для создания икон на Руси?

Иконописцы на Руси использовали различные материалы для создания икон. Основой служило дерево, на которое наносился грунт и позолота. Для рисования изображений использовались различные красители на основе минералов и растительных компонентов. Позолоту наносили с помощью специального клея, который придавал иконам блеск и особую красоту.

Какое значение имели иконы в русской религии и культуре?

Иконы имели огромное значение в русской религии и культуре. Они считались святыми предметами, способными передавать божественное присутствие и благословение. Иконы использовались в церковных обрядах, молитвах и приносились в жертву. Они также служили средством воспитания и образования, помогали верующим сосредоточиться на своей вере и духовном росте.

Какие особенности иконописи были на Руси?

На Руси основная часть икон писалась по дереву. Другой особенностью иконописи был подбор красок.

Что привносили древнерусские живописцы в церковное искусство?

Придерживаясь установленных канонов, древнерусские живописцы привносили в церковное искусство собственное понимание.

Когда на Руси происходил расцвет иконописного искусства?

Многие русские исследователи считают XIV-XV века наивысшим расцветом и кульминационной точкой развития национального религиозного искусства в России.

Какое влияние церкви оказывала на развитие иконописного искусства?

Церковь оказывала сильное влияние на развитие иконописного искусства, определяя каноны и правила.

Какое материалы использовались для создания икон на Руси?

Основная часть икон на Руси писалась по дереву.

Какие особенности были характерны для иконописного искусства на Руси?

На Руси основная часть икон писалась по дереву, а также важной особенностью иконописи был подбор красок. Древнерусские живописцы придерживались установленных канонов и вносили собственное понимание в церковное искусство.

В каком веке происходил наивысший расцвет иконописного искусства в России?

Многие русские исследователи считают XIV-XV века наивысшим расцветом и кульминационной точкой развития национального религиозного искусства в России.