Методика обучения и воспитания в начальном образовании

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 11 страница
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 31.07.2016
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1. Возрастные особенности младших школьников 9
1.2. Цели обучения и воспитания учащихся начальной ступени образования 11
2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15
2.1 Методы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста 17
2.2. Формы и средства воспитания и обучения детей младшего школьного возраста 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Фрагмент для ознакомления

Эффективность использования методов, форм и средств обучения зависит от умения педагога правильно применять каждый из них. Важно не просто планировать и использовать их, но и анализировать результаты их применения в той или иной педагогической ситуации. Педагог должен четко осознавать какие предметные и метапредметные результаты были достигнуты в результате реализации учебно-воспитательного процесса. Помочь ему в этом могут средства контроля. Их использование, в свою очередь, позволяет осуществить своевременную коррекцию с целью достижения наибольшей результативности [16, С.396].ЗАКЛЮЧЕНИЕРеализация системно-деятельностного подхода к процессу обучения и воспитания детей младшего школьного возраста способствует повышению эффективности их обучения и воспитания. Неслучайно данное утверждение лежит в основе действующего Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, что подтверждается повышением успеваемости и качества знаний обучающихся.Цели образования реализуются в результате соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов и программ обучения. Согласно стандартам, начальная школа отвечает за:формирование личности учащегося, выявление и развитие способностей, формирование умений учебной деятельности, развитие познавательных интересов. Программы обучения, в свою очередь, уточняют цели и задачи стандарта, определяют методы и формы обучения применительно к конкретным предметным областям. Формирование основных учебных умений и навыков позволяютдетям младшего школьного возраста успешно адаптироваться к условиям действительности. При этом основными характеристиками детей, закончивших начальную школу,становятся:способность самостоятельно мыслить и принимать решения, соответствующие возрасту и степени возможной ответственности,умение анализировать, высказываться, аргументировать, умение отстаивать и обосновывать собственную точку зрения; наличие понимания о собственной компетенции, знании и/или незнании по какому-либо вопросу. На протяжении длительного периода обучение в и воспитание младших школьников можно было охарактеризовать как репродуктивный, информационный процесс; большое внимание уделялось формированию знаний, умений и навыков.Главной цель модернизации образовательного подхода становится воспитание творчески активной, ответственной, самостоятельной личности, способной к саморазвитию.Сейчас младшие школьники уже не просто наблюдатели, зрители или пассивные исполнители, а активные участники, исследователи, погруженные в процесс познания и собственного взросления.Воспитаниеученика-исследователя – непростая задача, требующая активного включения в процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности.Речь идет о личности, способной предпринимать самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать существующие и возникающие проблемы, принимать решения и нести личную ответственность за их последствия.Выбор методов обучения, как правило, бывает обусловлен целями, задачами и условиями обучения. Важно подбирать и использовать необходимый метод обучения в соответствующей ситуации.Форма обучения, как правило, остается традиционной, но часто дополняется инновационными вариантами, которые сегодня становится все сложнее называть такими по причине того, что они занимают достаточно прочное положение. Наибольшая эффективность реализации целей воспитания и обучения достигается посредством комбинированных форм обучения.Выбор средств обучения зависит от их функционального назначения в структуре учебно-воспитательного процесса, представляющего собой определенную последовательность действий.Обучение в начальной школе следует рассматривать как важнейший этап формирования операций мышления, формирования основных умений и выработки навыков самостоятельной учебной деятельности, периодом создания и поддержания мотивации учащихся к обучению и развитию, а также как этап взросления, характеризующийся наибольшей восприимчивостью к воздействиям извне.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАктуальные проблемы дошкольного и начального образования: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов («Дни науки МГПУ-2015» / Сост. и отв. ред.: Н.П. Ходакова, А.В. Калиниченко. – М.: Издательство «Спутник +», 2015. – 249 с.)Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения: матер. Всеросс. науч.-практич. конф. г.Балашов, 26-27 марта 2015 г. / под ред. Е.Н. Ахтырской, Л.В. Борзовой [и др.]. – Саратов: Саратовский источник, 2015. – 268 с.Арефьева, М.А. Проект «Моя семья» в начальной школе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. №40. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proekt-moya-semya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 28.06.2016).Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с. Востокова, Е.В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения. Интеграция образования. №2, 2004. – С.77-86.Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М., 1926.Гин, С.И. Формирование креативности младших школьников в процессе обучения: автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Минск. 2010. – 24 с.Исламгулова, С.К. Об организации процесса обучения в начальной школе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2009. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ob-organizatsii-protsessa-obucheniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 28.06.2016).Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избранные педагогические сочинения. М., 1982.Комарова, О.Н. Гендерное обучение и воспитание в начальной школе // Вестник ЧГПУ. 2010. №6 С.95-101.Копылова, Н. А. Современный взгляд на педагогику сотрудничества и реализацию ее идей в практической деятельности образовательных учреждений // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №45. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-vzglyad-na-pedagogiku-sotrudnichestva-i-realizatsiyu-ee-idey-v-prakticheskoy-deyatelnosti-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 28.06.2016).Лордкипанидзе, Д.О. Принципы организации и методы обучения. 2-е изд. М., 1957. С.89. Новый словарь методических терминови понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э.Г. Азимов, А. Н.Щукин.2009.Орлов, В.И. О системе средств обучения // Среднее профессиональное образование. 2010. №12. С.2-7.Пазова Л.М., Щербашина, И.В. Нетрадиционные технологии обучения учащихся начальной школы // Новые технологии. 2010. №4 С.177-181.Пинская, М.А. Анализ учебных пособий для начальной школы // Вопросы образования. 2009. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-uchebnyh-posobiy-dlya-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 28.06.2016).Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студентов пед. училищ и колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 463 с.Попова, Н. Б. Классификация средств наглядности в системе развивающего обучения // МНКО. 2009. №7-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-sredstv-naglyadnosti-v-sisteme-razvivayuschego-obucheniya (дата обращения: 28.06.2016).Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. С.473-474.Савчук, А.А. Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе // Мир современной науки. 2014. №4 (26). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-sformirovannosti-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 28.06.2016).Садовская, И.Л. Методы обучения: новая концепция. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2007. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metody-obucheniya-novaya-kontseptsiya (дата обращения: 27.06.2016).Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 544 с.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)Федина, Л.В. К проблеме классификацииметодовактивного обучения. // Интернет и современное общество: Труды X Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 23 - 25 октября 2007 г. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2007. С. 3-14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://conf.infosoc.ru/2007/thes/part2/ Fedchin_&_K.pdf. 5. http://www.iet. mesi.ru/dis/oglo. htm.Шарипова, Д.Я. Формирование и совершенствование системы нравственно-патриотического воспитания младших школьников на основе организации образовательного и инновационного процессов (на материалах начальных школ Республики Таджикистан): автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Душанбе. 2010. – 51 с.Эльконин, Д.Б. Введение в детскую психологию. М., 1989.Эльконин, Д.Б. Природа детства и его периодизация // Избр. психол. труды. М., 1989.Ячменникова, Т.С.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 27.06.2016).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов («Дни науки МГПУ-2015» / Сост. и отв. ред.: Н.П. Ходакова, А.В. Калиниченко. – М.: Издательство «Спутник +», 2015. – 249 с.)
2. Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения: матер. Всеросс. науч.-практич. конф. г.Балашов, 26-27 марта 2015 г. / под ред. Е.Н. Ахтырской, Л.В. Борзовой [и др.]. – Саратов: Саратовский источник, 2015. – 268 с.
3. Арефьева, М.А. Проект «Моя семья» в начальной школе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. №40. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proekt-moya-semya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 28.06.2016).
4. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
5. Востокова, Е.В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения. Интеграция образования. №2, 2004. – С.77-86.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М., 1926.
7. Гин, С.И. Формирование креативности младших школьников в процессе обучения: автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Минск. 2010. – 24 с.
8. Исламгулова, С.К. Об организации процесса обучения в начальной школе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2009. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ob-organizatsii-protsessa-obucheniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 28.06.2016).
9. Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
10. Комарова, О.Н. Гендерное обучение и воспитание в начальной школе // Вестник ЧГПУ. 2010. №6 С.95-101.
11. Копылова, Н. А. Современный взгляд на педагогику сотрудничества и реализацию ее идей в практической деятельности образовательных учреждений // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №45. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-vzglyad-na-pedagogiku-sotrudnichestva-i-realizatsiyu-ee-idey-v-prakticheskoy-deyatelnosti-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 28.06.2016).
12. Лордкипанидзе, Д.О. Принципы организации и методы обучения. 2-е изд. М., 1957. С.89.
13. Новый словарь методических терминови понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э.Г. Азимов, А. Н.Щукин.2009.
14. Орлов, В.И. О системе средств обучения // Среднее профессиональное образование. 2010. №12. С.2-7.
15. Пазова Л.М., Щербашина, И.В. Нетрадиционные технологии обучения учащихся начальной школы // Новые технологии. 2010. №4 С.177-181.
16. Пинская, М.А. Анализ учебных пособий для начальной школы // Вопросы образования. 2009. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-uchebnyh-posobiy-dlya-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 28.06.2016).
17. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. для студентов пед. училищ и колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 463 с.
18. Попова, Н. Б. Классификация средств наглядности в системе развивающего обучения // МНКО. 2009. №7-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-sredstv-naglyadnosti-v-sisteme-razvivayuschego-obucheniya (дата обращения: 28.06.2016).
19. Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. С.473-474.
20. Савчук, А.А. Мониторинг сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе // Мир современной науки. 2014. №4 (26). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-sformirovannosti-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 28.06.2016).
21. Садовская, И.Л. Методы обучения: новая концепция. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2007. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metody-obucheniya-novaya-kontseptsiya (дата обращения: 27.06.2016).
22. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 544 с.
23. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)
24. Федина, Л.В. К проблеме классификацииметодовактивного обучения. // Интернет и современное общество: Труды X Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 23 - 25 октября 2007 г. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2007. С. 3-14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://conf.infosoc.ru/2007/thes/part2/ Fedchin_&_K.pdf. 5. http://www.iet. mesi.ru/dis/oglo. htm.
25. Шарипова, Д.Я. Формирование и совершенствование системы нравственно-патриотического воспитания младших школьников на основе организации образовательного и инновационного процессов (на материалах начальных школ Республики Таджикистан): автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Душанбе. 2010. – 51 с.
26. Эльконин, Д.Б. Введение в детскую психологию. М., 1989.
27. Эльконин, Д.Б. Природа детства и его периодизация // Избр. психол. труды. М., 1989.
28. Ячменникова, Т.С.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 27.06.2016).

Вопрос-ответ:

Какие возрастные особенности у младших школьников?

У младших школьников (детей младшего школьного возраста) есть несколько особенностей, связанных с их развитием. В этом возрасте дети начинают формирование своей индивидуальности, активно учатся и ищут свое место в коллективе. Они проявляют интерес к познанию окружающего мира, стремятся к самостоятельности и независимости. Младшие школьники также очень подвержены внешним влияниям и находятся в постоянном поиске своего места в обществе.

Какие цели обучения и воспитания учащихся начальной ступени образования?

Цели обучения и воспитания учащихся начальной ступени образования включают различные аспекты развития ребенка. Важно развивать их интеллектуальные способности, основанное на познании мира, формирование навыков мышления, обеспечение базовых знаний и умений. Кроме того, младшие школьники должны осваивать социальные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество, уважение и толерантность. Также необходимо развивать их физические и эмоциональные способности, чтобы сделать их готовыми к дальнейшему обучению и жизни в целом.

Какие методы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста используются?

Для воспитания и обучения детей младшего школьного возраста используются различные методы. Одним из них является игровой метод, который позволяет детям учиться через игру и творчество. Также используется метод обучения через проблемы, который позволяет детям активно участвовать в решении задач и проблем. Другие методы включают фронтальное обучение, групповую работу, индивидуальное обучение и т. д. Важно выбирать такие методы, которые будут соответствовать возрастным особенностям детей и помогут им достичь поставленных целей.

Какие возрастные особенности характерны для младших школьников?

Младшие школьники, как правило, имеют возрастные особенности, такие как быстрое развитие интеллекта, формирование социальных навыков, активное освоение мира вокруг себя и начало формирования личности.

Какие цели обучения и воспитания ставятся перед учащимися начальной ступени образования?

Основными целями обучения и воспитания учащихся начальной ступени образования являются формирование основ знаний, навыков и умений, развитие личности, социализация и подготовка к более сложному образовательному процессу.

Какие методы воспитания и обучения используются для детей младшего школьного возраста?

Для детей младшего школьного возраста используются различные методы, такие как игровой метод, метод объяснения, метод самостоятельной работы, метод поисковой деятельности, метод проектной деятельности и другие.

Какие формы и средства воспитания и обучения детей младшего школьного возраста используются?

Воспитанию и обучению детей младшего школьного возраста способствуют различные формы и средства, такие как учебники, пособия, компьютерные программы, игры, творческие задания, коллективная и индивидуальная работа и другие.

Какие методики обучения и воспитания эффективны в начальном образовании?

Эффективными методиками обучения и воспитания в начальном образовании являются индивидуальный подход к каждому ребёнку, использование интерактивных методов, включение детей в активное образовательное взаимодействие, создание благоприятной психологической обстановки и другие.

Какие возрастные особенности имеют младшие школьники?

Младшие школьники отличаются от других возрастных групп своими особенностями развития. Они начинают активно интересоваться окружающим миром, стремятся к самостоятельности, они учатся читать и писать, развивают свою память и мышление. Также в этом возрасте у детей формируются навыки социального общения, развивается эмоциональная сфера. Важно учитывать эти особенности при планировании обучения и воспитания младших школьников.

Какие цели ставятся перед учащимися начальной ступени образования?

Цели обучения и воспитания учащихся начальной ступени образования включают в себя не только усвоение знаний, но и развитие ключевых компетенций. Главной целью является формирование общей культуры личности, развитие познавательных интересов, формирование навыков самоорганизации и самостоятельной работы, а также развитие социальных навыков и коммуникации. Важно создать условия для полноценного развития каждого ученика и помочь им раскрыть свой потенциал.