Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания (у педагогов)

  • 46 страниц
  • 21 источник
  • Добавлена 27.07.2011
900 руб. 1 800 руб.
Купить в 1 клик Скачать превью
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.2. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.3. ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА ПРОБЛЕМУ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления

Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми.
3) Интуитивный канал эмпатии на уровне 4,1. Он позволяет педагогу предвидеть поведение учеников, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании.
4) Установки, способствующие или препятствующие эмпатии. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.
5) Проникающая способность в эмпатии находится на уровне 3,6, что расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.
6) Уровень идентификации в эмпатии 3,9. Идентификация – важное условие успешной эмпатии, она определяет умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.
7) Суммарный уровень эмпатии находится на уровне 23,3, данный уровень эмпатии определяется как 29–22 – средний уровень.



Рис. 4. Сравнительный анализ средних значений по методике диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко
На рисунке №4 представлен сравнительный анализ средних значений по методике диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, из которого следует сделать заключение, что наибольшие значения отмечены у педагогов: рациональный канал эмпатии и интуитивный канал эмпатии. Данные результаты позволяют судить о данных признаках, как о характерных признаках профессиональной компетентности для педагогов.
Корреляционный анализ результатов исследования
Корреляционная матрица представлена в приложении №6.
При интерпретации корреляционного анализа по Пирсону, были получены следующие результаты. На уровне статистической значимости получены (p<0,05) результаты прямой корреляционной связи между рациональным каналом эмпатии и редукции личностных достижений (0,339751823), что позволяет судить о статистической значимости и достоверности полученных показателей формирования эмоционального истощения у обследованных респондентов.
Результаты прямой корреляционной связи между проникающнй способностью к эмпатии и резистентностью (0,338648), а также общим показателем эмоционального выгорания (0,353979).
Эмоциональным напряжением и уровень нервно-психической устойчивости по методике «прогноз» (0,333138), а также проникающей способностью к эмпатии (0,329739405). Данные результаты позволяют судить, о том, что редукция личных достижений проявляться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, в ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше. Возникает ощущение «приглушенности», «притупленности» эмоций, в особо тяжелых проявлениях возможны эмоциональные срывы.
Взаимосвязь уровня нервно-психической устойчивости по методике «прогноз» и эмоциональным напряжением, а также проникающей способностью к эмпатии позволяет сделать вывод о присутствия в работе педагогов проникающей эмпатии, эмоциональных нагрузках необходимых в работе с детьми в школе.
На высоком уровне статистической значимости получены (p<0,01) результаты прямой корреляционной связи между напряжением и истощением (0,360277), что позволяет судить о высокой статистической значимости и взаимосвязи полученных показателей у обследованных респондентов. Симптомами эмоционального истощения являются сниженный эмоциональный тонус, появление симптомов депрессии, утрата интереса к окружающему и источников эмоциональной подзарядки.
Высоком уровне взаимосвязи общего уровня эмоционального выгорания и эмоциональным напряжением (0,754505), резистенцией (0,597508) и эмоциональным истощением (0,703814). Страдающие от эмоционального истощения могут чувствовать, что им не хватает энергии, чтобы встретить следующий день и следующего клиента. Появляются раздражительность и состояние фрустрации, приводящие к вспышкам гнева и другим проявлениям недоброжелательности по отношению к клиентам, происходит утрата позитивных чувств, сочувствия и уважения к ним, появляется ощущение эмоциональной опустошенности. Этот компонент представляет основное стрессовое измерение выгорания.
На высоком уровне статистической значимости получены результаты прямой корреляционной связи между установками, способствующими эмпатии и эмоциональным каналом эмпатии (0,531295), что позволяет судить о высоком влиянии эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания. Эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствования во внутренний мир другого человека. Существует три вида эмпатии: эмоциональная эмпатия, основанная на механическом отождествлении и идентификации; когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах (сравнения и аналогии), и предикативная эмпатия, проявляющаяся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции. Эмоциональная эмпатия является патогенной, именно она вызывает «синдром эмоционального сгорания».
На высоком уровне статистической значимости получены результаты прямой корреляционной связи между уровнем нервно-психической устойчивости по методике «прогноз» и общим показателем эмоционального выгорания (0,419254). Таким образом, было получено подтверждение, что на уровень эмоционального выгорания оказывает высокой влияние уровень нервно-психической устойчивости, следовательно, повышение уровня стрессоустйчивости в процессе профилактики эмоционального выгорания позволит педагогам предупредить влияние негативное факторов в процессе профессиональное деятельности и предупредить вероятность появления проблемы «выгорания».
Полученные результаты позволяют судить о наличии у педагогов повышения ответственности как внутреннего ресурса, который соответствуют осознанию педагогами себя ответственными за события, происходящие в их профессиональной жизни.
Следовательно, гипотезу исследования, предполагающую, что изучение психологических особенностей педагогов и наличие симптомов формирования синдрома выгорания покажет, что они нуждаются в профилактике синдрома эмоционального выгорания можно считать доказанной.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на ранних стадиях формирования профессионального выгорания педагоги противостоят непрерывным стрессовым ситуациям путем вложения всех внутренних и внешних внутренних ресурсов, направленных на преодоление сложившихся ситуаций. Распад социальных связей влечет за собой ломку интраиндивидуальной структуры личности, возникновение острых внутренних кризисов, дезорганизующих поведение. На этой стадии уровень нервно-психической устойчивости находится на стабильном уровне выше среднего, но при продолжающемся течении напряженной ситуации педагоги начинают пытаться применить проблемно-сфокусированные стратегии поведения (вложение дополнительного времени, личной энергии, поиск дополнительной информации и других ресурсов, обращенных на поиск решения проблемы) или эмоционально сфокусированные стратегии.
Если этих ресурсов недостаточно, педагоги переключаются на защитное поведение для сохранения или восполнения своих ресурсов. Проводя защитную политику, они запасают ресурсы, какие могут, уменьшают косвенные потери ресурсов, которые идут от постоянного вложения в проблемные решения, и ограничивают потерю личных ресурсов. Потеря ресурсов в значительной мере связана с длительной экспозицией негативной обратной связи, которую люди получают на своем рабочем месте.
Здесь повышается значимость стресс-толерантность личности и выносливости по отношению к фрустраторам, которая зависит от поддержки, моральной помощи, соучастия, сочувствия других людей, солидарности группы. Социальная поддержка в группе, работающей в условиях стресса, не снижая уровня напряженности (стресса), может способствовать «переводу» его неблагоприятных проявлений в благоприятные.
Педагогическая работа предполагает уравновешенное, нейтральное, душевное состояние. Если педагог превращается в часть проблемы, он утрачивает возможности достижения успеха в решении и облегчении проблемной ситуации в работе. Взаимодействие требует этики и взаимного доверия. Понимание этических принципов деятельности составляет наряду с теоретическими знаниями научную основу и область профессиональной компетентности педагога.
Учитывая результаты исследования можно сделать следующие выводы.
1) Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. С синдромом выгорания может столкнуться каждый специалист, в особенности работающий в педагогической сфере.
2) Создание профилактических и «обновляющих» программ представляет собой очень перспективный и эффективный вид помощи «выгорающим» педагогам. Основной симптом выгорания – эмоциональное истощение – возможности ослабления посредством обучения определенным навыкам копинга. Особенно следует отметить необходимость обучения техникам релаксации и когнитивного переструктурирования для уменьшения выгорания.
3) Результаты проведенного анализа показали, что самую большую группу составили лица, у которых наличие постоянных стрессовых ситуаций выражены в стадии формирования. Для этой группы было характерно большее рабочее напряжение, в том числе напряжение в контактах с коллегами и клиентами, снижение уверенности в перспективе карьерного роста, падение личностной самооценки, негативные изменения в личной жизни, потеря физической свежести и нарушения в поведении. Однако следует подчеркнуть наличие среди респондентов лиц фазе истощения, говорит об истощении внутренних и внешних ресурсов.
4) Среди показателей профессионального выгорания наиболее выражено было изменение отношения к своим профессиональным обязанностям, проявляющееся в ярко выраженных симптомах неадекватности реагирования и высокого уровня эмоциональной напряженности, что проявлялось в показателях уровня НПУ.
5) В развития выгорания предполагается, что на ранних его стадиях люди пытаются сражаться с непрерывными продолжающимися рабочими стрессорами путем высокого уровня вложения личных ресурсов, направленного на преодоление личностным ресурсам преодоления выгорания относятся: социальная смелость, ответственность, настойчивость, высокая нормативность поведения, радикализм, высокая мотивация достижения.
На этой стадии люди перевозбуждены, тревожны и фрустрированы, если у них недостаточно ресурсов, чтобы можно было решить проблему, то в стадии люди пытаются применить преобразующие или приспосабливающие копинг – стратегии поведения.
6) Наличие положительной корреляции между общим уровнем эмоционального выгорания и уровнем нервно-психической устойчивости подтверждает, что на уровень эмоционального выгорания оказывает высокой влияние уровень нервно-психической устойчивости, следовательно, повышение уровня стрессоустйчивости в процессе профилактики эмоционального выгорания позволит социальным работникам предупредить влияние негативное факторов в процессе профессиональное деятельности и предупредить вероятность появления проблемы «выгорания».
Полученные результаты позволяют судить о наличии у педагогов повышения ответственности как внутреннего ресурса, который соответствуют осознанию педагогами себя ответственными за события, происходящие в их профессиональной жизни.
Следовательно, гипотезу исследования, предполагающую, что изучение психологических особенностей педагогов и наличие симптомов формирования синдрома выгорания покажет, что они нуждаются в профилактике синдрома эмоционального выгорания можно считать доказанной.
Список используемой литературы
Акопов Г.В. Социальная психология образования. [Текст] М.: Флинта, 2004. – 296 с.
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. [Текст] М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 240 с.
Водопьянова, Н. Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления. [Текст] // Психология здоровья. Под ред. Г. С Никифорова. СПб.: Питер, 2003. – 356 с.
Водопьянова, Н.Е. Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. [Текст] / Водопьянова, Н.Е.СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. [Текст] / Водопьянова, Н.Е. СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
Григорович Л.А., Марцинсковская Т.Д Педагогика и психология. [Текст] М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. [Текст] М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 160 с.
Дьяченко М.И. Психология высшей школы. [Текст] Мн.: Харвест, 2006. – 416 с.
Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 2001. – 121 с.
Ильин Е.П. Психология дифференциальных различий. [Текст] СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
Каммероу Д.М., Баргер Н.Д., Кирби Л.К. Ваш психологический стиль и тип работы. [Текст] М.: Московский институт психотерапии, 2001. – 224 с.
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. [Текст] Казань: Гос. Университет, 2000. – 336 с.
Казанская В.Г. Педагогическая психология. [Текст] СПб.: Питер, 2005 – 366 с.
Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. [Текст] СПб.: Питер, 2005. – 250 с.
Основы психологии [Текст]. Практикум. Под редакцией Столяренко Л.Д. Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 703 с.
Психология управления персоналом [Текст]. Под редакцией Батаршева А.В., Лукьянова А.О. М.: Психотерапия, 2007. – 624 с.
Психология здоровья [Текст]. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
Психологические методы в практике клинических психологов. [Текст] Под редакцией Ситникова В.Л. СПб.: СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. - 116 с.
Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. [Текст] М.: Смысл, 2000. – 199 с.
Экспериментальная психология [Текст]. Под редакцией Константинова В.В. СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
Официальный сайт МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содружество» http://www.edu.cap.ru/?t=eduid&eduid=5106.












2

1.Акопов Г.В. Социальная психология образования. [Текст] М.: Флинта, 2004. – 296 с.
2.Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. [Текст] М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 240 с.
3.Водопьянова, Н. Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления. [Текст] // Психология здоровья. Под ред. Г. С Никифорова. СПб.: Питер, 2003. – 356 с.
4.Водопьянова, Н.Е. Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. [Текст] / Водопьянова, Н.Е.СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
5.Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. [Текст] / Водопьянова, Н.Е. СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
6.Григорович Л.А., Марцинсковская Т.Д Педагогика и психология. [Текст] М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
7.Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. [Текст] М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 160 с.
8.Дьяченко М.И. Психология высшей школы. [Текст] Мн.: Харвест, 2006. – 416 с.
9.Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 2001. – 121 с.
10.Ильин Е.П. Психология дифференциальных различий. [Текст] СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
11.Каммероу Д.М., Баргер Н.Д., Кирби Л.К. Ваш психологический стиль и тип работы. [Текст] М.: Московский институт психотерапии, 2001. – 224 с.
12.Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. [Текст] Казань: Гос. Университет, 2000. – 336 с.
13.Казанская В.Г. Педагогическая психология. [Текст] СПб.: Питер, 2005 – 366 с.
14.Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. [Текст] СПб.: Питер, 2005. – 250 с.
15.Основы психологии [Текст]. Практикум. Под редакцией Столяренко Л.Д. Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 703 с.
16.Психология управления персоналом [Текст]. Под редакцией Батаршева А.В., Лукьянова А.О. М.: Психотерапия, 2007. – 624 с.
17.Психология здоровья [Текст]. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
18.Психологические методы в практике клинических психологов. [Текст] Под редакцией Ситникова В.Л. СПб.: СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. - 116 с.
19.Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. [Текст] М.: Смысл, 2000. – 199 с.
20.Экспериментальная психология [Текст]. Под редакцией Константинова В.В. СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
21.Официальный сайт МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содружество» http://www.edu.cap.ru/?t=eduid&eduid=5106.

У нас вы можете заказать