Вам нужен реферат?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Гербарт. Психология.

  • 14 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 05.01.2011
490 руб. 700 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

1. Биография И.Ф. Гербарта
2. Объяснительная модель психологии
3. Идеи перцепции и апперцепции
4. Теория статики и динамики представлений
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

С точки зрения Гербарта, каждое представление стремится попасть в центральную область души – область сознания. Однако объем этой области, так же как и области апперцепции, не безграничен, и поэтому попасть туда может только представление, обладающее достаточной интенсивностью, т. е. такой силой, которая может преодолеть порог, отделяющий сознание от бессознательного. Еще большую интенсивность должно иметь представление для того, чтобы преодолеть порог апперцепции и попасть в центр внимания человека, в область отчетливого сознания. Хотя сам Гербарт и не имел еще возможности экспериментально изучить ту наименьшую интенсивность, которая необходима представлению для того, чтобы попасть в сознание, идея порога ощущения связана именно с этими его работами.
Естественно, что каждое сильное представление, попадая в сознание, вытесняет оттуда уже имеющееся там, но более слабое представление. Отсюда Гербарт сделал вывод о том, что между противоположными представлениями существуют отношения конфликта, вытеснения. Однако существуют, подчеркивал он, и сходные представления, которые могут соединяться или даже сливаться в одно. В том случае, если в области сознания человека уже находится сходное представление, новому знанию не надо обладать очень высокой интенсивностью, так как оно не вытесняет старое, а сливается с ним и таким образом попадает в сознание. Более того, если в области смутного сознания или бессознательного расположены некие представления, к которым добавляются даже и не очень сильные, но сходные новые представления, сливаясь, они могут стать достаточно интенсивными для перехода из бессознательной части души в сознание.
Эта концепция Гербарта, которую он назвал «теорией статики и динамики представлений», сыграла большую роль и в теории обучения. Гербарт выдвинул идею о четырех принципах обучения, которые должны учитываться при разработке новых методов и обучающих программ. Он говорил о необходимости ясности, ассоциаций, системы и метода. С его точки зрения, методика обучения должна строиться так, чтобы новое знание сразу же попало в центр внимания человека, для чего оно должно быть или достаточно привлекательным, или соединяться с другими, имеющимися уже у субъекта знаниями. В любом случае, знание сохранится в душе только в том случае, если оно войдет в систему с другими, уже имеющимися там знаниями. Механизмом такого соединения понятий являются классические законы ассоциаций.
Теория Гербарта, в которой появились новые и актуальные для психологии идеи о динамике представлений, их связях и конфликтах, их расположении в душе человека, была одной из самых распространенных и значимых психологических теорий в прошлом веке. Она сыграла важную роль и в дальнейшем развитии психологии, оказав большое влияние на многих известных психологов, в частности, повлияла на положения Фрейда о вытеснении и конфликте между сознанием и бессознательным.
Заключение

Подводя итог, назовём наиболее значимые идеи И.Ф. Гербарта.
Элементом или единицей душевной жизни является представление.
Представление – это сложные образы, возникшие в результате восприятия внешних объектов.
Количественным показателем силы представления является его ясность.
Для вычисления интенсивности борющихся представлений использовал математику.
В психологии выделял две части: «статику духа» и «динамику духа». Статика духа изучает результаты измерения представлений в период покоя, а динамика – их движения в сознании.
Представления могут вытеснять друг друга либо соединяться.
Соединение представлений осуществляется в двух формах: компликации и слияния. Компликация – это такое соединение представлений, когда они образуют новое, не теряя своих первоначальных качеств (фактически речь идет об ассоциациях). Слияние — это объединение схожих представлений.
Выделил три области сознания: ясное сознание, сознание (менее ясные представления) и бессознательное. Эти области отделяются порогами.
Представления из бессознательной области прорываются в сознание тогда, когда оно значимо для субъекта и поддерживается прошлым опытом. Процесс слияния представления с прошлым опытом И.Ф. Гербарт назвал апперцепцией.
Чувство и воля – это частный случай представлений. Так, чувство неудовлетворения – результат стеснения представлений, а воля – это когда прорвавшееся в сознание представление подавляет одни и вызывает другие представления.
Создал в Германии свою научную школу, которая продуктивно развивалась.
Список литературы

Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления: Учебное пособие. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: НОУ ВТО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 326 с.
Векилова С.А. История психологии: Конспект лекций. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. – 156 с.
Гербарт И.Ф. О возможности и необходимости применять к психологии математику // Психология. – М.: Территория будущего, 2007. – С. 39 – 56.
Гербарт И.Ф. Психология как наука, вновь основанная на опыте, метафизике и математике Психология. – М.: Территория будущего, 2007. – С. 58 – 116.
Гербарт И.Ф. Учебник психологии // Психология. – М.: Территория будущего, 2007. – С. 118 – 283.
Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
Куренной В. Философско-педагогическая концепция Гербарта в историческом и проблемном контексте // Гербарт И.Ф. Психология. – М.: Территория будущего, 2007. – С. 9 – 34.
Лучинин А.С. История психологии: Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 544 с.
Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века: Учебное пособие. – М.: Академия, 1996. – 416 с.
Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней: Учебник.- М.: Изд-во МГУ, 1990. – С. 129.
Куренной В. Философско-методологическая концепция Гербарта в историческом и проблемном контексте // Гербарт И.Ф. Психология. – М.: Территория будущего, 2007. – С. 15.
Гербарт И.Ф. О возможности и необходимости применять к психологии математику // Психология. – М.: Территория будущего, 2007. – С. 52.
Куренной В. Философско-методологическая концепция Гербарта в историческом и проблемном контексте // Психология. – М.: Территория будущего, 2007. – С. 20.
Гербарт В. Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике // Психология. – М.: Территория будущего, 2007. – С. 67
Гербарт И.Ф. Учебник психологи // Психология. – М.: Территория будущего, 2007– С. 223.
Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – С. 163.
Там же. – С. 163.
Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века: Учебное пособие. – М. Академия, 1996. – С. 113.












14

Список литературы

1.Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления: Учебное пособие. – Изд. 2-е, стереотип. – М.: НОУ ВТО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 326 с.
2.Векилова С.А. История психологии: Конспект лекций. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. – 156 с.
3.Гербарт И.Ф. О возможности и необходимости применять к психологии математику // Психология. – М.: Территория будущего, 2007. – С. 39 – 56.
4.Гербарт И.Ф. Психология как наука, вновь основанная на опыте, метафизике и математике Психология. – М.: Территория будущего, 2007. – С. 58 – 116.
5.Гербарт И.Ф. Учебник психологии // Психология. – М.: Территория будущего, 2007. – С. 118 – 283.
6.Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
7.Куренной В. Философско-педагогическая концепция Гербарта в историческом и проблемном контексте // Гербарт И.Ф. Психология. – М.: Территория будущего, 2007. – С. 9 – 34.
8.Лучинин А.С. История психологии: Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
9.Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 544 с.
10.Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века: Учебное пособие. – М.: Академия, 1996. – 416 с.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контроль работы

история педагогики

Тема:

Педагогическая теория Иоганна Гербарта.

Выполнила студентка III курса

заочное

(факультет немецкого языка)

Селивон Екатерина Александровна

Адрес: 220007, Минск,

ул Могилевская 8/1-71

файл: 229-57-06

Минск 2004

2

Содержание.

1. Введение. страница 3

2. Философские и психологические основы педагогики Гербарта. страница 4

3. Сущность образования, его цели и задачи. страница 6

4. Роль наставника в управлении учениками. страница 8

5. Роль наставника в процессе обучения детей. страница 10

6. Роль наставника в воспитании учеников. страница 17

7. Вывод. страница 20

8. Список используемой литературы. страница 21

3

1. Введение.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776--1841) --крупнейший немецкий педагог-теоретик XIX века. Будучи одновременно философом и психологом, он сделал попытку обосновать педагогику с помощью этих двух наук: философии, ведущие цели образования, а с помощью психологии оправдано пути достижения этих целей.

Анализируя процесс обучения, Гербарт выделить в нем три части-управление детьми, обучение, нравственное воспитание. Задача управления, по Гербарту, состоит в дисциплинировании детей, в регулировании их поступков и желаний. Обучение считается наиболее важным средством образования, отметил, что его задачей является развитие у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Нравственное воспитание, как указывал он, должно обеспечить внедрение в сознание ребенка основных нравственных идей. Хотя средствами нравственного воспитания Гербарт считал и обучение и управление, он предусматривал также использование в этих целях специальных методов и приемов (установление правил поведения, поощрения и наказания, наставление и увещевание, и так далее).

Узнать стоимость работы