"Социальные основания правотворчества "

  • 7 страниц
  • 20 источников
  • Добавлена 21.08.2016
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ГЕНЕЗИС ПРАВОТВОРЧЕСТВА, ОТЛИЧИЕ НОРМЫ ПРАВА И СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ 4
1.1 Ретроспектива правотворческой деятельности 4
1.2 Социальные процессы формирования позитивного права 9
ГЛАВА 2 ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 12
2.1 Принципы и факторы правотворчества 12
2.2 Виды правотворческой деятельности в Российской Федерации 16
ГЛАВА 3 ПРОБЕЛЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26

Фрагмент для ознакомления

Такое участие обеспечивает высокую юридическую культуру проекта, его правильное оформление, соблюдение правил законодательной техники и соотнесение с действующим регулированием.
Привлечение широких масс к подготовке закона через широкое обсуждение в республиках, областях, привлечение общественных организаций, парламентские чтения, расширенные заседания комиссий, публикацию в печати и на телевидении относится к стадии предварительного обсуждения проекта. Суть этой стадии в конструктивном, творческом рассмотрении и обсуждении различных вариантов решений и альтернативных проектов. Всенародные обсуждения проектов законов в нашей стране еще не стали эффективным инструментом учета общественного мнения.
После редакции проекта закона с учетом поступивших комментариев начинается этап возведения государственной воли в закон, который начинается с внесения проекта в официальном порядке в правотворческий орган. После чего он включается в повестку дня заседания этого органа, где происходит обсуждение и официальное принятие проекта.
Официальное оглашение принятого нормативного акта является заключительной стадией правотворческого процесса. Реализуется данная стадия путем официального опубликования в особых, предусмотренных законом печатных изданиях, а также официальное оглашение по радио, телевидению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации. Согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в редакции Федеральных законов РФ от 22.10.1999 г. № 185-ФЗ, 21.10.2011 г. № 289-ФЗ, 25.12.2012 г. № 254-ФЗ) официальными печатными органами опубликования законов являются «Парламентская газета», «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», а также «Официальный интернет-портал правовой информации» в сети Интернет.
Несмотря на четкую систему правотворчества в Российской Федерации, а также законодательно установленную процедуру, современный законодательный процесс несовершенен. Вопросы пробелов правотворчества в современной России будут освещены в следующей главе данной работы.
ГЛАВА 3 ПРОБЕЛЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Наиболее острым проблемам, связанным с правотворчеством и нуждающимся в нормативном разрешении будет посвящена данная глава курсового исследования.
В настоящее время, как уже было сказано выше, чрезвычайно мало внимания уделяется всенародному обсуждению проектов законов. Развитие и нормативное закрепление данной деятельности могло лечь в основу конструктивной критики законопроектов, а впоследствии более четкому исполнению законов, принятых с учетом мнения большинства граждан страны. Методами по привлечению широких общественных масс к обсуждению законопроектов могут быть освещение их в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет, публикация комментариев и интервью с юристами и видными политическими деятелями, создание специальных анкет и опросников для учета мнения граждан. Данные меры не только послужат добрую службу законодателям, но и повысят правовую сознательность граждан, их интеллектуальный уровень.
Планирование государственной правотворческой деятельности целесообразно облачить в форму документа, это помогло бы обеспечить гармоничное течение законодательной деятельности. Также план может дать развернутую картину изменений государственной политики в конкретные решения.
Важнейшим вопросом нормотворческой деятельности является соотношение видов законодательных актов. На данный момент четко определена тематика федеральных конституционных законов, но этого нельзя сказать о федеральных законах. Так, в отдельные федеральные законы включаются пункты о том, что иные законы принимаются в соответствии с данным законом, или о том, что нормы других законов, должны соответствовать данному федеральному закону, допустимость таких формулировок вызывает сомнение.
Система разграничения ведения правотворчества между Российской Федерацией и ее субъектами не вполне удовлетворительна. Данный тезис мы основываем на том, что содержание многих законов субъектов РФ воспроизводят тексты федеральных законов. Ненужность такого копирования однозначна, так как расширение законодательства путем его копирования на разных уровнях представительных органов не имеет практической ценности.
О.В. Исаенкова указывает на существование в современном законодательстве приоритета интересов государства и его фондов. Что считается неправомерным, так как игнорирует конституционную норму о том, что на первом месте должны находиться права и свободы человека, поскольку именно человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Примером такого несоответствия является первоочередность удовлетворения требований по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, фиксируемая в исполнительных документах.
Широко известная форма федерального закона – кодекс, существует практически во всех «традиционных» отраслях законодательства. Задача кодекса состоит в систематизации критически накопленной массы норм к определенной сфере законодательного регулирования. Существуют Трудовой, Гражданский, Жилищный, Семейный, Налоговый, Земельный кодексы Российской Федерации. Между тем, наблюдаются процессы отнесения к отрасли законодательства любой темы законодательного регулирования, предметов кодексов становятся образование, выборы, градостроение. Подобный процесс нецелесообразен из-за небольшого по объему и нормативной содержательности правового материала. В лучшем случае, может получиться сборник инструкций и регламентов.
Возможность упорядочивания подзаконных нормативных актов не нова, так как видовое разнообразие таких документов стратегической направленности (концепции, стратегии, программы и т.д.) ложатся в основу законодательных актов. При этом соотношение юридической силы актов, лежащих в основе проектов федеральных законов небезразлично для практики правовой деятельности.























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как видно из проведенного нами исследования правотворчество представляет собой сложный и многогранный процесс.
Истоки его уходят в первобытнообщинный строй, где появление правовых актов в форме обычаев и традиций являлось истинно социальным явлением. С развитием экономических отношений, разделением труда, появляются первые архаичные государства, властные структуры которых начинают предпринимать попытки узурпации правотворческой инициативы. Но в связи с относительной их слабостью перед общиной первые законы представляют собой легитимизированные социальные нормы.
С появлением государств, в современном их понимании правотворчество становится привилегией органов власти, и основной их деятельностью.
Социальными факторами правотворчества исследователи называют общественные отношения, экономические реалии жизни, уровень правосознания населения, волевой характер государства.
Принципы, на которых основывает правотворческий процесс, включают демократизм, гуманизм, профессионализм, законность, скрупулезность.
Основными видами правотворческой деятельности являются референдум, властное закрепление норм права в виде издания законов и соглашения, заключаемые между государственными структурами и социальными общностями.
В Российской Федерации законодательной инициативой наделены народ, реализующий ее в виде голосования, Федеральное собрание РФ, Президент, Правительство, министерства и ведомства, представительные органы субъектов Федерации, главы субъектов Федерации, органы местного самоуправления и коллективы на локальных уровнях.
Устранение пробелов правотворчества в Российской Федерации возможно путем исключения прямого копирования федеральных законов в текстах законов субъектов, а также принятия документального программного плана законодательной деятельности, что обеспечит согласованную деятельность по изданию нормативно-правовых актов.
Таким образом, можно сказать, что социальные основания правотворчества в современном обществе выражены в деятельности государственных выборных органах власти, основывающих свою деятельность на экономических, политических и социальных реалиях жизни.





















БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2009. – 39с.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 1997. - № 30. – Ст. 4012.
Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»// Российская газета – 2004 г. – 30 июня Дополнительный выпуск № 3514 (0)
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 1999. - № 16. - С. 1422.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 2003. - № 26. - С. 3102.
Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права – М.: 2005 – 496с.
Борисов Г.А. Теория государства и права: учебник. – БелГУ: 2007 – 292 с.
Бошно С.В. Правоведение: учебник для студентов неюридических ВУЗов. М.: 2005 – 416 с.
Братко А.Г., Лазарев В.В. Источники права: общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2005. 176 с.
Исаенкова О.В. Дефекты правотворчества// «ЭЖ-Юрист» - 2008 г. № 38
Ковачев Д.А. Проблемы конституционности права. М., 2007. С. 220 с.
Котелевская И.В. Закон и подзаконный акт // Журнал российского права. 2008. N 2. 70 с.
Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. М.: 2010 – 123с.
Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. М.: 2009 - 310 с.
Платонов В.М. Закон должен служить свободе и праву // Закон и право. 2008. N 1. 57 с.
Проблемы государства и права// под. ред. В.М. Сырых М.: 2008 г. – 528 с.
Проблемы общей теории права и государства//под. ред. В.С. Нерсесянца. М.:2004 – 832 с.
Теория государства и права// под. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов М.: 2007 – 612 с.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: 2002 – 432 с.
Шевчук Д.А. Теория государства и права: конспект лекций. М.: 2009 г. – 299 с.









Проблемы общей теории права и государства/ под. ред. В.С. Нерсесянца. М.:2004 – 832 с. Стр. 34
Проблемы общей теории права и государства/ под. ред. В.С. Нерсесянца. М.:2004 – 832 с. Стр. 79
Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права – М.: 2005 – 496с. Стр. 143
Проблемы общей теории права и государства/ под. ред. В.С. Нерсесянца. М.:2004 – 832 с. Стр. 127
Проблемы общей теории права и государства/ под. ред. В.С. Нерсесянца. М.:2004 – 832 с. Стр.243

Проблемы общей теории права и государства//под. ред. В.С. Нерсесянца. М.:2004 – 832 с. Стр. 244
Борисов Г.А. Теория государства и права: учебник. – БелГУ: 2007 – 292 с. Стр.191
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: 2002 – 432 с. Стр. 219
Борисов Г.А. Теория государства и права: учебник. – БелГУ: 2007 – 292 с. Стр.190
Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»// Российская газета – 2004 г. – 30 июня Дополнительный выпуск № 3514 (0)
Исаенкова О.В. Дефекты правотворчества// «ЭЖ-Юрист» - 2008 г. № 38









1

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2009. – 39с.
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 1997. - № 30. – Ст. 4012.
3. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»// Российская газета – 2004 г. – 30 июня Дополнительный выпуск № 3514 (0)
4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 1999. - № 16. - С. 1422.
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 2003. - № 26. - С. 3102.
6. Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права – М.: 2005 – 496с.
7. Борисов Г.А. Теория государства и права: учебник. – БелГУ: 2007 – 292 с.
8. Бошно С.В. Правоведение: учебник для студентов неюридических ВУЗов. М.: 2005 – 416 с.
9. Братко А.Г., Лазарев В.В. Источники права: общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2005. 176 с.
10. Исаенкова О.В. Дефекты правотворчества// «ЭЖ-Юрист» - 2008 г. № 38
11. Ковачев Д.А. Проблемы конституционности права. М., 2007. С. 220 с.
12. Котелевская И.В. Закон и подзаконный акт // Журнал российского права. 2008. N 2. 70 с.
13. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. М.: 2010 – 123с.
14. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник. М.: 2009 - 310 с.
15. Платонов В.М. Закон должен служить свободе и праву // Закон и право. 2008. N 1. 57 с.
16. Проблемы государства и права// под. ред. В.М. Сырых М.: 2008 г. – 528 с.
17. Проблемы общей теории права и государства//под. ред. В.С. Нерсесянца. М.:2004 – 832 с.
18. Теория государства и права// под. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов М.: 2007 – 612 с.
19. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: 2002 – 432 с.
20. Шевчук Д.А. Теория государства и права: конспект лекций. М.: 2009 г. – 299 с.

ПЛАН

Введение

Глава 1. Законодательный процесс

1.1 Понятие законодательного процесса

1.2 Участники законодательного процесса

Глава 2. Стадии законодательного процесса

2.1 Обсуждение (чтения) законопроекта в Государственной Думе. Принятие федерального закона

2.2 Рассмотрение федерального закона Советом Федерации. Принят федеральный закон

2.3 Полномочия Президента в законодательном процессе. Право вето Президента

2.4 Официального опубликования федерального закона

Вывод

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы процедур законодательного процесса в российской Федерации в настоящее время являются одними из самых дискуссионных в конституционное право.

Законодательный процесс (жанр) -- одним из важных направлений работы любого государства. Это конкретные, которые требуют особых знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством задача укрепления его правовой основы.

Законодательный процесс в российской Федерации - деятельность по созданию закона и совершенствованию его в процессе реализации путем внесения изменений в ходе работы с законопроектом. Законодательному процессу характерны следующие признаки: состоит из структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности, последовательность и обязательность которых установлены, как правило, законы и другие акты, принятые в соответствии с другими нормативными актами; специальные осуществляется субъектами; результатом является создание акта высшей юридической силы-законом.

Таким образом, цель законодательного процесса - создание управомоченными субъектами совместного продукта сопряженной интеллектуальной деятельности - закона.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что жанр является одним из самых важных задач государства, которые должны не только принимать законы, но и постоянно совершенствовать их. Совершенствование правотворчества, а соответственно и законотворчества, как ее часть, является одним из способов повышения эффективности всего механизма правового регулирования. Закон должен соответствовать окружающей действительности, и, кроме того, ответить интересов субъектов права. Интересы человека - главный ориентир для совершенствования законов, повышения их эффективности и качества. Отражать в законах интересы общества поможет высокий уровень знаний законодательной техники. Законодательная техника будет уделено внимание в отдельной главе, так как именно она имеет практическое значение для субъектов законотворчества с целью обеспечения эффективности закона.

Узнать стоимость работы