Понятие научной революции. Типы научных революций.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Концепция современного естествознания
  • 2222 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 03.12.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Эта теория позволила выявить основную специфику поведения любой изучаемой системы, компоненты которой обладают большим числом "степеней свободы". Однако появление теорий, изучающих процессы в объектах, уже давно изученных наукой, и делающих это лишь под новым, специфическим углом зрения и при условии, что они будут отвечать определенным и неизменным условиям, будут характерными уже для следующего этапа развития научных знаний.Революция третьего типа прошла ряд последовательных этапов и определила, что ее механизм состоит в последовательном отдалении новых представлений о микрообъектах от предыдущих, классических представлений о них: чем глубже человечество проникает в микромир, тем больше приближается оно к познавательному микромиру, тем дальше оно отходит от предыдущего качественного отождествления микрообъектов с макрообъектами.К новым интегративным тенденциям научного познания относятся: глобализм; необходимость связи науки с технологией; диалектическое единство математизации и гуманизации наук; возникновение новых теорий и методов.Глобализм требует рассмотрения локальных проблем с точки зрения глобальных тенденций развития. Они начинаются с удовлетворения элементарных потребностей человека в пище, одежде, жилище и включают проблемы сохранения природных условий человеческого существования вплоть до освоения космоса. Наука призвана внести свой вклад в гуманное решение глобальных проблем нашего времени, которое заключается в расширении свободы личности в результате общественного развития в условиях мира. Имеются четыре группы глобальных проблем: сохранение и укрепление мира; обеспечение условий общественного прогресса; создание условий свободного развития личности и сохранение природных условий человеческого существования. Связь этих проблем очевидна. И в этих рамках мыслимы различные варианты решения глобальных проблем, которые, очевидно, нуждаются во всестороннем научном обосновании.Научно-техническая революция требует от науки реального вклада в формирование образа жизни и труда человека таким образом, чтобы человек сознательно создавал и контролировал условия своей жизни. Человек в основном еще стихийно удовлетворяет свои потребности в материальной и культурной области. Поэтому на передний план интересов общественных наук все больше выступает проблема формирования человеческих потребностей. Необходимость связи с технологией показывает, что познание законов природы, общества и сознания должно стать средством увеличения практического могущества человека. Расширение свободы личности означает все более полное овладение природной общественной средой.Научно-техническая революция рождает новую технологию. Индустриальные роботы и программное управление, гибкая система автоматизации и механизации характеризуют новое качество промышленной техники. С помощью генной инженерии человек получает возможность от подражания природе перейти к конструированию новых биологических эволюции.Таким образом, необходимость связи с техникой важна не только для естественных, но и для общественных наук. Эта необходимость выражается в требовании применять научные знания на пользу общества.Научно-техническая революция порождает науки нового типа. Тип науки характеризуется специфическим отношением познания к объективной реальности. Это отношение выражается в мировоззренческих представлениях о смысле научного исследования, в теоретических воззрениях на отношение человека к действительности, в теоретико-познавательном понимании объективных и субъективных предпосылок анализа и синтеза элементов знания в процессе познания, в понимании методов науки, таких, как эксперимент, модель, гипотеза и теория. Поэтому тип науки выражает также конкретно-историческую ступень в единстве научного познания.Хотя постоянно говорят о классической и современной науках, в философской литературе еще недостаточно учитывается названное различие между двумя данными типами науки. Классический тип складывался в то время, когда самосознание освобождалось от догм религии и схоластики и появилось разделение наук на естественные и гуманитарные. Познание природы стало самостоятельной частью познавательной деятельности человека. Классическая механика все больше становилась образцом точных наук вообще.Элементы науки нового типа начали формироваться уже в XIX в. Это относится, прежде всего, к переходу от господствовавших в мышлении концепций структуры и состояния к концепции развития. Дарвин ввел понятие развития в биологические науки. Были разработаны существенные основы науки об обществе. Научно-техническая революция порождает существенно новые черты в типе науки. Что представляют собой эти черты?Прежде всего, следует указать на систематическое объяснение природы, общества и сознания. Более глубоко изучаются связи природы и культуры, науки и общества. Формируется совокупность научных дисциплин, основой интеграции которых служит специализация знания. К ним относятся математика, естествознание, технические, гуманитарные и другие науки. Решение глобальных и комплексных проблем требует сотрудничества различных наук.Характерным для нового типа науки является господство в мышлении концепции развития. Научное обоснование такой характер мышления мог получить лишь в наше время. Стало возможным ликвидировать существенные пробелы в объяснении происхождения человека. Появились общие физические теории биологической эволюции. Проводятся обширные исследования по проблеме возникновения жизни. С открытием генетического кода появилась возможность объяснить основополагающие механизмы биологической эволюции. Научно анализируется антропосоциогенез, и стало возможным дать более глубокое объяснение происхождению и развитию сознания.Для второй трети XX в. характерным является развитие научных знаний в условиях резкого усиления внимания к тем общим процессам, которые, если отвлечься от их конкретной природы, являются общими для различных форм движения материи в том случае, когда в этих процессах - будь то химические, биологические, физические, технические, социальные и т.п. процессы - выполняется определенная совокупность требований или условий, которые могут быть точно определены. Так, в 40-х годах нашего века возникает и развивается общая теория систем, а в 50-х - кибернетика. Особенностью этих и других дисциплин было использование определенных исходных идей математического характера в целях последующего построения соответствующих теорий для определенного круга процессов. И хотя математические идеи, как уже указывалось, всегда играли важную роль, сейчас, в рассматриваемый период, зачастую сами математические идеи дают начало процессу.Во второй трети нашего века возникают идеи симметрии, энтропии, информации, организации и т.д., которые не только становятся опорой применения методов теории групп, теории необратимых процессов, кибернетики и теории систем, но и поднимаются на уровень общенаучных понятий, имеющих важное значение для всей совокупности естественных наук.Во второй трети нашего века возникает также молекулярная биология, в которой объединяется ряд научных дисциплин и методов для изучения живой материи на молекулярном и субмолекулярном уровнях. И это становится первым проявлением характерной особенности, которая будет все более усиливаться в годы, последовавшие за второй третью XXв.Рассматриваемый процесс сопровождается и обусловливается тем фактом, что развитие научных знаний в последние годы все больше идет по пути изучения так называемых глобальных проблем или процессов, т.е. комплексов процессов таких масштабов и степеней воздействия, что они практически затрагивают все человечество. Так, в числе проблем, порождаемых современной научно-технической революцией и революцией в технологическом способе производства и связанных с глобальным подходом, можно назвать проблему войны и мира, проблему защиты окружающей среды, научного управления обществом, гармонического развития личности и т.д., и т.п.Отсутствие достаточной временной перспективы не дает нам возможности прийти к окончательным выводам относительно того, к чему конкретно приведет процесс развития научных знаний в XX1 в., однако то, что уже было отмечено нами, видимо, может служить подтверждением мысли, что процесс дальнейшего усиления интеграционной тенденции в формировании; - единства научного знания будет развиваться и дальше.Таким образом, на протяжении последних ста лет возникновение новых научных дисциплин стало одновременно могучим фактором объединения, интеграции научных знаний. Исторически последний тип единства научного знания, отмеченный преобладанием в нем интеграционной тенденции, проходит в своем развитии различные периоды, которые могут быть охарактеризованы - разумеется, совершенно условно - как этапы, на которых указанное единство проявляется последовательно как междисциплинарное, много дисциплинарное и затем общенаучное.ЗАКЛЮЧЕНИЕНаучная революция - это научное движение, главной чертой, которая отличает его от предыдущего уровня научного познания, есть то, что весь комплекс заново возникающих и уже существующих наук показал ярко выраженную тенденцию развиваться не только в сфере научного теоретизирования, а и в сфере практического освоения результатов. Последовательное рассмотрение всех четырех типов научных революций показало нарастающий процесс преобразования науки в непосредственную производительную силу.Чтобы убедиться в том, что на самом деле происходит научная революция в той или иной отрасли человеческого знания, необходимо установить, происходит ли тут коренная ломка метода ученых, что доминировал, но на данный момент уже устарел, и главное, наблюдается ли крах веры в понимании того объяснения явлений, которые изучаются.Другими словами, если в той либо в другой отрасли науки происходит коренная ломка системы основных научных понятий, теорий, принципов и законов, происходит полное перестроение метода мышления ученых, самого способа понимания и объяснения мира, который познается, то в данном случае мы имеем дело с научной революцией. Такой обобщенный критерий научной революции. [9]СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫВенцковский Л.Э., Смирнов Г.Е., Фундаментальные и прикладные исследования в развитии наук, М., 1990.Единство научного знания, М., 1988.Кадров Б.М., Научные революции, М, 1980, 68с.Корниенко А.А., Корниенко А.В., Философские вопросы развития науки, Томск, 1990, 230с.Кугель С.А., Социологические проблемы изучения новых научных направлений // Наука и техника. Вопросы истории и теории, Л., 1971.Наука и закономерности ее развития, Томск, 1977, 172с.Новые научные направления и общество, М. - Л., 1983, 236с.Овчинников Н.Ф., Тенденция к единству науки, М., 1988, 272с.Пронский В.М., Комунаров С.М., Философия науки / конспект лекций для аспирантов,1997, 200с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Венцковский Л.Э., Смирнов Г.Е., Фундаментальные и прикладные исследования в развитии наук, М., 1990.
2.Единство научного знания, М., 1988.
3.Кадров Б.М., Научные революции, М, 1980, 68с.
4.Корниенко А.А., Корниенко А.В., Философские вопросы развития науки, Томск, 1990, 230с.
5.Кугель С.А., Социологические проблемы изучения новых научных направлений // Наука и техника. Вопросы истории и теории, Л., 1971.
6.Наука и закономерности ее развития, Томск, 1977, 172с.
7.Новые научные направления и общество, М. - Л., 1983, 236с.
8.Овчинников Н.Ф., Тенденция к единству науки, М., 1988, 272с.
9.Пронский В.М., Комунаров С.М., Философия науки / конспект лекций для аспирантов, 1997, 200с.

Вопрос-ответ:

Что такое научная революция?

Научная революция - это период в истории науки, когда происходит кардинальное изменение представлений о мире, методах исследования и принципах работы ученых. В этот период происходит смена парадигм, основных теорий и концепций в науке.

Какие типы научных революций существуют?

Существует несколько типов научных революций. Во-первых, это революции, связанные с появлением новых технологий и возможностей исследования. Во-вторых, это революции, основанные на пересмотре существующих теорий и моделей, приходе к новым закономерностям. И наконец, это революции, связанные с внесением новых идей и концепций в научное сообщество.

Какая основная идея научной революции?

Основная идея научной революции заключается в том, что старые научные теории и концепции перестают отражать новые открытия и факты, и требуется разработка новых подходов для их объяснения. В результате научная революция приводит к переоценке и перестройке существующей научной парадигмы.

Почему появление новых теорий в уже изученных областях наук называется научной революцией?

Появление новых теорий в уже изученных областях наук называется научной революцией, так как они предлагают новые подходы к пониманию объектов и явлений, которые ранее считались хорошо изученными. Эти новые теории подразумевают изменения в понимании основных принципов и способов исследования, и могут вызывать резистенцию ученых, которые придерживаются старых подходов.

Какие условия должны быть выполнены для того, чтобы развитие науки было характерным для научной революции?

Для того, чтобы развитие науки было характерным для научной революции, необходимо, чтобы теории и идеи, появляющиеся в научном сообществе, отражали новые факты и открытия, а также предлагали новые подходы для их объяснения. Также важно наличие дискуссий и споров между учеными, что способствует пересмотру и переосмыслению существующих теорий и парадигм.

Что такое научная революция?

Научная революция - это период в развитии науки, когда происходят кардинальные изменения в научной парадигме, взглядах на мир и методах исследования.

Какие существуют типы научных революций?

Существует несколько типов научных революций. Одни из них связаны с развитием новых концепций и теорий в науке, другие - с открытием новых инструментов и технологий для исследования.

Что означает понятие "степени свободы" в научной революции?

Понятие "степени свободы" относится к числу независимых переменных, которыми может обладать система. Чем больше степеней свободы, тем больше возможностей для изменения и изучения системы.

Какие условия должны быть для характеризации научной революции?

Для характеризации научной революции необходимо, чтобы новые теории и подходы были разработаны для уже изученных объектов науки и соответствовали определенным и неизменным условиям исследования.

Какова специфика поведения системы в научной революции?

Специфика поведения системы в научной революции заключается в том, что происходят кардинальные изменения в научной парадигме и взглядах на мир, а также в методах исследования системы.

Что такое научная революция?

Научная революция - это период в развитии науки, когда происходят резкие изменения в научном мышлении, методах и теориях.

Какие типы научных революций существуют?

Существуют различные типы научных революций. Например, революции, связанные с изменением фундаментальных научных представлений, революции в технологиях или революции, связанные с новыми открытиями и изобретениями.