Вам нужен реферат?
Интересует Естествознание?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

В.И. Вернадский и его вклад в развитие учений о ноосфере.

  • 17 страниц
  • 7 источников
  • Добавлена 08.12.2010
490 руб. 700 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Биография В. И. Вернадского
Понятие биосферы
Преобразование биосферы в ноосферу
Условия становления и существования ноосферы
Мировоззренческий смысл понятия «ноосфера»
Заключение
Список используемой литературы

Фрагмент для ознакомления

Создание условий, при которых будет как можно меньше нищеты, голода и различных болезней. Улучшение условий жизни протекает очень неравномерно по всему миру, а ослабить влияние болезней вообще очень сложно: когда одни болезни полностью исчезли (черная оспа, малярия), сразу же появились новые (рак, СПИД, аллергические болезни).
11. Разумное использование естественной природы, сделав ее способной удовлетворить материальные и духовные потребности постоянно увеличивающегося населения Земли. Это условие ещё далеко не выполнилось, но в сознании людей уже наблюдается переход от полного техногенеза к разумному потреблению природных ресурсов.
12. Полное отсутствие войн в жизни общества. В.И. Вернадский считал это условие абсолютно необходимым для создания и существования ноосферы. Оно еще далеко не выполняется, однако угроза мировой ядерной войны отходит и делается все, чтобы она не произошла ни при каких обстоятельствах.
Таким образом, Вернадский указал те конкретные признаки, которые позволяют отличить ноосферу от ранее существовавших состояний биосферы. Переход биосферы в ноосферу будет протекать постепенно и станет действующей стратегией для достижения совершенного будущего человека. В.И. Вернадский говорил, что ноосфера — это совершенно новая форма организованности, которая возникает при взаимодействии природы и человечества. В последнее время под ноосферой понимают планетарное и космическое пространство, преобразующееся и управляемое человеческим Разумом, которое гарантирует многосторонний прогресс в развитии человечества. Ноосфера — определенное состояние биосферы, при котором ее развитие протекает целенаправленно, когда человеческий Разум может корректировать развитие биосферы в интересах будущих людей.








Мировоззренческий смысл понятия «ноосфера»
К идее о ноосфере В.И. Вернадский пришел практически одновременно с идеей концепции биосферы, хотя более тщательно проанализировать это понятие смог только в конце своей жизни, продолжая мысленно определенный процесс эволюции Земли от биологической стадии к социальной. Ноосфера является единой системой. Её развитие можно рассматривать как результат взаимодействия социальной системы. При всем качественном отличии ноосферы, Вернадский придавал большое значение преемственности ноосферы в отношении к предыдущей стадии — биосферной, вводя многочисленные особые черты ноосферы из организованности, свойственной биосферному состоянию Земли.
Вернадский считал, что ноосфера может образовываться как закономерное воспроизведение на определенно новом уровне особенностей организации биосферы, которой следует деятельность человека. Развитие деятельности общества должно происходить вместе с организованностью биосферы.
Исходя из вышесказанного, вытекает, что ноосфера — это биосфера, которая преобразована человеком, соответственно познанным и почти освоенным законам ее устройства и развития.
Главное отличие биосферы, которое непременно должно быть воспроизведено людьми в процессе преобразования её в ноосферу, Вернадский видел в конкретной направленности процессов обмена между всеми явлениями на поверхности Земли с окружающим Космосом.
Особенностью биосферы является воздействие живых организмов на среду обитания с целью улучшения жизнепригодности среды. Таким образом, живое вещество имеет уникальную способность самообеспечивать себя в экологическом плане. Это важное свойство стало результатом долгого процесса естественного отбора, оно подчиняется механизму саморегуляции биосферы и является основным вектором ее естественной эволюции.
Повышение жизнепригодности среды создало условия для возможности положительной обратной связи в системе биосферы, с помощью которой могло обеспечиваться восходящее развитие материального мира до появления людей. Объективная необходимость создания ноосферы исходит из того, что пришло время, когда общество должно освоить способность экологически самообеспечиваться. Ноосфера, в отличие от биосферы, не формируется стихийно, а лишь в результате сознательной деятельности человека с изучением и практическим поддержанием ими законов саморегуляции биосферы, а также согласования с ними своей хозяйской и другой деятельности.
Итак, преемственность человека в отношении живого вещества Земли является в том, что он своей деятельностью должен продолжать развитие органического мира, но на совершенно новом уровне. В этом и есть мировоззренческий смысл понятия ноосферы.
Ноосфера характеризует важнейший аспект направленности целевого развития. Вернадский считал, что формирование ноосферы — это очень долгий процесс, который будет длиться не одно поколение людей. Понятие «ноосферы» имеет комплексный характер, и относится к социоестественным понятиям, включающим в себя и социальные, и природные явления в их оптимальном комплексе.
Заключение
При анализе возможностей растущей мощи цивилизации, В.И. Вернадский сделал вывод о том, что человеку как части живого вещества необходимо стать ответственным за будущее развитие биосферы и общества. Будущее человечества зависит от активного вмешательства Разума в судьбу общества и ноосферы, для чего биосфере необходимо измениться. Должны поменяться геохимические циклы биосферы и ее способности обеспечения потребностей человека в соответствии с изменениями природы общества, а также и природы самих людей. Такое взаимодействие человека и биосферы называют коэволюцией. При этом переход людей в эпоху ноосферы Вернадский считал одним из видов приспособления человечества.
Переход биосферы в это новое состояние, сопровождающееся созданием новых правил согласования своих действий и нового поведения человека с новой нравственностью, потребует новых стандартов и идеалов. Это и есть главная проблема, которая стоит сегодня перед людьми: как обеспечить совместную эволюцию биосферы и человека, а вместе с этим и последующее развитие цивилизации?
Таким образом, учение В. И. Вернадского стало завершающим звеном, которое:
совместило эволюцию живого вещества с неживой природой;
обратило внимание на современные проблемы развития общества;
привело человека к новому видению процессов, которые происходят в обществе.


Список используемой литературы
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р.К.Баландина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 576 с.
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление//Несколько слов о ноосфере. М.: Наука, 2000.
Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. М.: Наука, 2000. – 504 с.
Казначеев В.П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1989. – 248 с.
Концепция современного естествознания/Под ред. Л.А. Михайлова. Учебник для вузов. – СПб: Изд-во Питер, 2008. – 336 с., ил.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: курс лекций /Изд.4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 480с.
Электронный архив В.И.Вернадского http://vernadsky.lib.ru/















10

1.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р.К.Баландина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 576 с.
2.Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление//Несколько слов о ноосфере. М.: Наука, 2000.
3.Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. М.: Наука, 2000. – 504 с.
4.Казначеев В.П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1989. – 248 с.
5.Концепция современного естествознания/Под ред. Л.А. Михайлова. Учебник для вузов. – СПб: Изд-во Питер, 2008. – 336 с., ил.
6.Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: курс лекций /Изд.4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 480с.
7.Электронный архив В.И.Вернадского http://vernadsky.lib.ru/

Владимир Иванович Вернадский и его учение о ноосфере

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет

Кафедра философии













Владимир Иванович Вернадский и его учение о ноосфере




Исполнитель

заявитель В. Мултанен







Санкт-Петербург

2002

Содержание

Введение

1. Вернадский – личность ученого. Путь к идее ноосферы

2. Неизбежность перехода биосферы в ноосферу

Вывод

Библиография

Введение

Современный человек сталкивается сегодня с новой проблемой – сохранить природу для следующих поколений. Решению этой проблемы мешает много противоречий в обществе: конфликты межнациональные, войны, обогащение меньшинства людей, на фоне бедности большинства, политическое и экономическое давление господствующих в мире власти небольшой страны и связанных с интеллект низкий в странах "третьего мира". Все это требует бдительности, в странах, правительства стран, которые поддерживают терроризм, появляется возможность использования ядерного, химического и бактериологического оружия против населения в странах "первого мира". Таким образом, можно не бояться за будущее человечества и всей планеты.

В этих условиях ясно видимой необходимости прибегать к учению выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского о ноосфере эволюция биосферы под воздействием человеческого разума. Его убеждение о важной роли роста человеческой личности в прогрессе человеческого общества, о преобладании духовности над материализмом, должны быть разделены на все ученые, руководители, преподаватели, то есть всех, чье мнение и решения влияют на многие судьбы.

В этой работе затронуты биография великого ученого, его учение о биосфере и ноосфере а также труды ученых, комментирующих учение о ноосфере.

Автор использовал в своей работе книги и публикации В. И. Вернадского и приложения к ним, научную биографию В. И. Вернадского, написанной И. И. Мочаловым, специальные выпуски журнала "Знание".

1. Вернадский – личность ученого. Путь к идее ноосферы

Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 года, когда его отец, Иван Васильевич Вернадский был профессором Александровского лицея и технологического института. В 1868 году семья Вернадских переехала на юг, в Харьков из-за болезни отца. В 1873 году Володя поступает в первый класс Харьковской классической гимназии. Очень большое влияние на воспитание будущего ученого оказал его отец и дядя, Евграф Максимович Короленко. Каждый из них является, очевидно, "резные" детей разума Володя по-своему, сообразно своим наклонностям и вкусам, свойственному их построения мышления. Однако, обе "модели" психического образования не исключает, а дополняют друг друга. И не случайно, уже на возрасте, в зрелых стиль научного творчества Вернадского было так характерно гармоничное сочетание кропотливо и систематичности научного анализа фактов, с одной стороны, и "фантастические" смелость мышления – с другой. Частично Володя был вынужден от этого отца и своего дяди [2].

Узнать стоимость работы