Товар и товарная политика

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Маркетинг
  • 3636 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 05.08.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Теоретические основы товара и товарной политики в маркетинге
1.1. Товар и товарная политика: понятие в маркетинге
1.2. Ассортимент и номенклатура: понятие, сущность и характеристика
1.3. Товар: жизненный цикл и конкурентоспособность
2. Государственный контроль над развитием товарных рынков
2.1. Система, формы и методы государственного контроля над развитием товарных рынков
2.2. Анализ современных нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечивающий контроль над потребительскими рынками
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Органолептическую оценку качества продукции общественного питания проводят сотрудники предприятия по решению руководителя предприятия.
ГОСТ Р 53105-2008 "Услуги общественного питания. Технологическая документация на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию" (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 514-ст "Об утверждении национального стандарта"), устанавливающий общие требования к оформлению, построению и содержанию технологических документов на продукцию общественного питания. Стандарт распространяется на технологические документы на продукцию, изготавливаемую предприятиями общественного питания различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями.
ГОСТ Р 53106-2008 "Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания" (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 515-ст "Об утверждении национального стандарта"), распространяется на продукцию общественного питания и устанавливает метод расчета отходов и потерь при кулинарной (механической и тепловой) обработке продовольственного сырья и пищевых продуктов непосредственно на предприятиях общественного питания.
На региональном уровне так же принимаются НПА регулирующие потребительский рынок, например:
Распоряжение КЭРППиТ "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2010 № 787 «О Порядке предоставления в 2010 году субсидий на возмещение части затрат по арендной плате за помещения, арендуемые предприятиями потребительского рынка»
Распоряжение КЭРППиТ от 28 мая 2010 года N 509/1-р "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.05.2010 N 646"
Постановление Правительства СПб от 24 мая 2010 года N 646 "О награде Правительства Санкт-Петербурга - знаке "Поставщик Санкт-Петербурга"
Правовые акты, регулирующие вопросы предоставления в 2010 году субсидий на организацию магазинов пешеходной доступности
Закон Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге»
Административный регламент Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга
Порядок представления и рассмотрения заявок на предоставление субсидий на возмещение части затрат по арендной плате за помещения, арендуемые предприятиями потребительского рынка
Порядок представления и рассмотрения заявок на предоставление субсидий на возмещение затрат на капитальный ремонт объектов банного хозяйства
Распоряжение КЭРППиТот 10 января 2007 года N 04-р "О рассмотрении заявлений на размещение магазинов пешеходной доступности и ведении Реестра магазинов пешеходнойдоступности"
Постановление Правительстваа СПб от 28 ноября 2006 года N 1430 "О размещении магазинов пешеходной доступности на отдельных территориях Санкт-Петербурга" и т.д.
Как результаты реализации рассмотренных НПА можно привести итоги социально-экономического развития Санкт-Петербурга в 2009 году- первое полугодие 2010 года:
За 2009 год сеть потребительского рынка Санкт-Петербурга увеличилась на 1,4 тысячи предприятий различных типов, видов, форм и форматов, в том числе стало больше на 600 магазинов, на 268 предприятий общественного питания, на 474 бытового обслуживания. Сеть гипермаркетов и супермаркетов увеличилась на 9 объектов. В 2009 году создано дополнительно не менее 10 тысяч рабочих мест.
По итогам 2009 года объем потребительских услуг в расчете на душу населения превысил 139 тыс. рублей и увеличился за последние три года более чем в 2 раза.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Санкт-Петербурга установлены стандарты проживания, в том числе и в области потребительского рынка, а именно показатели обеспеченности: торговыми площадями, посадочными местами в предприятиях общественного питания, а также количество рабочих мест в бытовом обслуживании.
К концу года в расчете на 1 тыс. жителей обеспеченность торговыми площадями в Санкт-Петербурге составляла 979 кв.м., посадочными местами общественного питания 78 ед., рабочими местами бытового обслуживания 9,9 ед., что выше целевых значений, установленных на 2010 год, на 12,5%, 22% и 19% соответственно. Таким образом, все установленные показатели и ориентиры развития потребительского рынка не только выполняются, но и превышаются.
По обеспеченности населения торговыми площадями город занимает лидирующую позицию в России, обгоняя Москву и другие регионы. Так, Москва планирует достичь показатели обеспеченности населения товарами и услугами, которые город достиг в 2009 году, только к концу 2012 года. Для справки: В Москве обеспеченность населения торговыми площадями в конце 2009 года составляет 770 кв.м., посадочными местами общественного питания 40,6 и рабочими местами бытового обслуживания 7,5 единиц. С начала 2009 года сеть потребительского рынка увеличилась на 156 предприятий и составила 30,5 тысяч предприятий. Из них: 15,6 тысяч предприятий розничной торговли (в т.ч. торговлю товарами массового спроса в формате «у дома» сегодня осуществляет более 6500 магазинов). (Для справки - на 31.12 .2007 в городе было 13,8 тыс. магизонов, 31.12.2008 - 14.8 тыс.)., 6,6 тысяч предприятий общественного питания и 8,3 тысяч бытового обслуживания, включая бани.
В городе к концу года было порядка 80 точек по торговле хлебными изделиями со специально оборудованных механических транспортных средств, для предпринимателей эта процедура носит заявительный характер, без лишних согласований. Функционировало 175 комплексов (зон) мелкорозничной торговли, 22 розничных рынка, из них 16 сельскохозяйственных, а также около трех тысяч отдельно стоящих объектов мелкорозничной торговли, число которых в летний период увеличивается на 1,5-2 тысячи.
Ежедневно населением приобреталось товаров и услуг в среднем на 1,7 млрд. рублей. Отрасль формирует порядка 24% валового регионального продукта, обеспечивает рабочими местами каждого пятого занятого в городском хозяйстве и является одной из основных бюджетообразующих отраслей города. Каждое второе предприятие малого бизнеса осуществляет свою деятельность в сфере торговли и услуг.
В январе-июне 2010 года индекс промышленного производства вырос по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 8,3%, индекс промышленного производства обрабатывающих производств увеличился на 10,1%.
Высокая динамика наблюдалась в производстве транспортных средств и оборудования (235,5%), металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (142,7%), химическом производстве (121,2%). При этом слабую динамику продемонстрировали такие отрасли, как текстильное и швейное производство (82,7%), целлюлозно-бумажное производство (89,8%).
Рост обрабатывающих производств был поддержан ростом инвестиционного спроса.
 По итогам 1 квартала 2010 года объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики Санкт-Петербурга, составил 1,1 млрд. долларов США и увеличился в 1,7 раза по сравнению с 1 кварталом 2009 года. Наибольший объем иностранных инвестиций был направлен в обрабатывающие производства (90,3% полученного объема).
 Динамика объема работ по виду деятельности «Строительство» в январе-июне 2010 года сохранилась практически на уровне аналогичного периода прошлого года, объем строительных работ составил 143,2 млрд. руб.
В жилищном строительстве в первом полугодии 2010 года ввод общей площади жилых домов на 28,4% превысил уровень соответствующего периода прошлого года.
 Заметно улучшилась ситуация на рынке труда. Уровень регистрируемой безработицы (как отношение численности безработных к численности экономически активного населения) на конец июня составил 0,87% (в конце декабря 2009 года - 1,1%).
Реальная заработная плата продолжает сохранять положительную динамику, и в мае прирост составил 7,1% по отношению к маю 2009 года. По сравнению с январем-маем прошлого года реальная заработная плата увеличилась на 5,1 процента.
Реальные денежные доходы населения в июне 2010 года также продолжали расти. По отношению к маю 2010 года рост составил 0,2 процента, а по отношению к соответствующему периоду января-июня 2009 года реальные денежные доходы увеличились на 14,8%.  По сравнению с январем-июнем 2009 года прирост оборота розничной торговли ускорился и составил 3,8 процента.
 Оборот внешней торговли в январе-марте 2010 года составил 9,1 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 4,6 млрд. долларов, импорт – 4,5 млрд. долларов. По сравнению с январем–мартом 2009 года объем экспорта увеличился в 1,7 раза, импорта – на 46,5%.
Доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 50,5%, импорта – 49,5%. За январь-июнь 2010 года в бюджет Санкт-Петербурга поступило доходов в сумме 171 302,7 млн. рублей.
К числу основных доходных источников в структуре доходов бюджета Санкт-Петербурга за отчетный период относятся: налог на прибыль организаций (27,3%), налог на доходы физических лиц (27,9%), акцизы (3,2%), налог на имущество организаций (5,6%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (5,2%). Расходы бюджета Санкт-Петербурга в январе-июне 2010 года составили 141 516,8 млн. руб. Основными статьями расходов бюджета Санкт-Петербурга являются образование (20% в общем объеме расходов), здравоохранение, физическая культура и спорт (17,6%), социальная политика (15,2%). Профицит бюджета за отчетный период составил 29 785,9 млн. руб.  В январе-июне инфляция на потребительском рынке составила 5,4% (годом ранее – 7,9%). Цены на продовольственные товары увеличились на 7,8%, а на непродовольственные товары – на 2,6%.

Заключение

Потребительский рынок - это совокупность специфических институтов (государственных структур, организаций, торговых сетей, торговых комплексов и т.п.) и экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу встречного движения денег и товаров (услуг), предназначенных для удовлетворения личных потребностей граждан.
В число основных функций потребительского рынка входят:
удовлетворение платежеспособных, физических, социальных, интеллектуальных потребностей населения, личных и коллективных, в питании, жилье, отдыхе, конкретных товарах, услугах, процессах и т.п.;
поддержание соответствия между спросом и предложением по объему как в целом, так и по отдельным товарным группам;
формирование цены на потребительские товары и услуги посредством определения их общественной полезности и установления общественно необходимого времени, затраченного на их производство;
создание конкурентной среды, стимулирующей повышение эффективности производства через снижение затрат, внедрение достижений научно-технического прогресса, специализацию, кооперирование, региональное и международное разделение труда;
рационализация издержек торговых предприятий, связанных, во-первых, с формированием товарного ассортимента, или по Р. Коузу - «трансакционных издержек», включающих затраты на получение информации о ценах на потребительские товары и их качестве, на проведение переговоров с поставщиками, юридическое сопровождение заключаемых сделок и некоторые другие, а, во-вторых, с осуществлением собственно процесса купли-продажи, доведения товаров до потребителя.
Государственный контроль на потребительском рынке можно подразделить на требования в области:
стандартизации;
ценового регулирования;
статистического и бухгалтерского учета;
свободы хозяйственной деятельности. Сюда же относится контроль за регистрацией субъектов предпринимательской деятельности.
Система контрольно-надзорных органов в России развивается по ряду направлений:
совершенствование нормативно-правовой базы;
вопросы финансирования, прежде всего оплаты контрольно-инспекционного персонала;
дальнейшее перераспределение функций «по горизонтали» (между ведомствами);
устранение совмещения функций по нормотворчеству и контролю, аккредитации и сертификации и т.д.
В силу федерального устройства России и сложности вертикальной, иерархической организации контрольно-надзорной деятельности, одним из важнейших направлений ее реформирования является перераспределение функций и полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями.
Список литературы

Баззел Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинг - М.: Финстатинформ, 2007 .- 454 с.
Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов 4-е изд./ Под общ. Ред. Г.Л.Багиева .- СПб.: Питер, 2010.- 736 с.
Букша К. С. Управление товарной политикой. Российская и зарубежная PR-практика – М.: ВИЛЬЯМС, 2006 .- 350 с.
Горин С.Н. Ассортиментная политика организации - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. .- 280 с.
Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 3-е изд./ Пер. С англ. Под науч. ред. С.Г.Жильцова.- СПб.: Питер, 2007.- 480 с.
Гриффин Эндрю. Управление репутационными рисками: стратегический подход, - М.: АСТ, 2007 .- 211 с.
Крылов А. Н. К вопросу о товарном рынке. – М.: ЭКОМ, 2007 .- 164 с.
Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг.- СПб.: Питер, 2009.- 400 с.
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Алексунина .- 3-е изд., -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.- 716 с.
Портер Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Портер; Пер. с анлг.- 3-е изд.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.-453 с.
Сайт Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга: http://www.cedipt.spb.ru/www/site.nsf/
Сапир Ж. Зима тревоги нашей? Россия и мировой финансовый кризис // БДМ. Банки и деловой мир.- 2009 .-№1-2.
Соловьев Б.А. Маркетинг.: Учебник – М.: М.: ИНФРА-М, 2007.- 383 с.
Стародубская М.Н., «Носильщики» репутации // Стратегии - № 11, 2008.
Серов А.В. Компоненты контроля // Босс № 6 , 2010 г.
Чижов Н.А. Сбытовая деятельность: технология, управление, развитие. – М.: Анкил. 2007 .- 306 с
Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. – М.: ВолтерсКлувер, 2007.-324с.


Баззел Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинг - М.: Финстатинформ, 2007 .- 54 с.
Составлено по: Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Алексунина .- 3-е изд., -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.- 96-112 с.
Горин С.Н. Ассортиментная политика организации - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. .- 68с.
Горин С.Н. Ассортиментная политика организации - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. .- 69с.
Горин С.Н. Ассортиментная политика организации - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. .- 71с.
Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг.- СПб.: Питер, 2009.- 121 с.
Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг.- СПб.: Питер, 2009.- 123 с.
Портер Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Портер; Пер. с анлг.- 3-е изд.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.-103 с.
Крылов А. Н. К вопросу о товарном рынке. – М.: ЭКОМ, 2007 .- 44 с
Источник: Сайт Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга: http://www.cedipt.spb.ru/www/site.nsf/












2

1.Баззел Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинг - М.: Финстатинформ, 2007 .- 454 с.
2.Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов 4-е изд./ Под общ. Ред. Г.Л.Багиева .- СПб.: Питер, 2010.- 736 с.
3.Букша К. С. Управление товарной политикой. Российская и зарубежная PR-практика – М.: ВИЛЬЯМС, 2006 .- 350 с.
4.Горин С.Н. Ассортиментная политика организации - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. .- 280 с.
5.Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 3-е изд./ Пер. С англ. Под науч. ред. С.Г.Жильцова.- СПб.: Питер, 2007.- 480 с.
6.Гриффин Эндрю. Управление репутационными рисками: стратегический подход, - М.: АСТ, 2007 .- 211 с.
7.Крылов А. Н. К вопросу о товарном рынке. – М.: ЭКОМ, 2007 .- 164 с.
8.Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг.- СПб.: Питер, 2009.- 400 с.
9.Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Алексунина .- 3-е изд., -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.- 716 с.
10.Портер Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Портер; Пер. с анлг.- 3-е изд.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.-453 с.
11.Сайт Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга: http://www.cedipt.spb.ru/www/site.nsf/
12.Сапир Ж. Зима тревоги нашей? Россия и мировой финансовый кризис // БДМ. Банки и деловой мир.- 2009 .-№1-2.
13.Соловьев Б.А. Маркетинг.: Учебник – М.: М.: ИНФРА-М, 2007.- 383 с.
14.Стародубская М.Н., «Носильщики» репутации // Стратегии - № 11, 2008.
15.Серов А.В. Компоненты контроля // Босс № 6 , 2010 г.
16.Чижов Н.А. Сбытовая деятельность: технология, управление, развитие. – М.: Анкил. 2007 .- 306 с
17.Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. – М.: ВолтерсКлувер, 2007.-324с.


Вопрос-ответ:

Что такое товар и товарная политика?

Товар - это материальный объект или услуга, которые предлагаются на рынке для удовлетворения потребностей потребителей. Товарная политика - это совокупность маркетинговых стратегий и тактик, направленных на управление жизненным циклом товара, его ценой, распределением и продвижением.

Чем отличается ассортимент от номенклатуры?

Ассортимент - это перечень товаров или услуг, предлагаемых компанией или магазином. Номенклатура - это полный список наименований товаров или услуг, включая их коды и характеристики.

Как связаны жизненный цикл товара и его конкурентоспособность?

Жизненный цикл товара состоит из нескольких стадий: внедрение, рост, зрелость и упадок. Конкурентоспособность товара определяется его способностью конкурировать на рынке. В разных стадиях жизненного цикла товара его конкурентоспособность может изменяться - в начале товар может быть новым и уникальным, что обеспечивает ему преимущество перед конкурентами, но со временем другие компании могут разработать аналогичные товары и его конкурентоспособность может снизиться.

Какие формы и методы государственного контроля существуют над развитием товарных рынков?

Государственный контроль над развитием товарных рынков может осуществляться различными формами и методами. К ним относятся ограничение монополистической деятельности, регулирование цен, установление стандартов качества товаров, проведение антимонопольной политики и другие.

Что предусматривают современные нормативно-правовые акты по государственному контролю над развитием товарных рынков?

Современные нормативно-правовые акты предусматривают регулирование товарных рынков с целью защиты прав потребителей, контроля качества товаров, поддержки конкуренции и борьбы с монополиями. Они устанавливают требования к продукции, правила взаимодействия между производителями, продавцами и потребителями, а также предусматривают ответственность за нарушение этих правил.

Что такое товарная политика?

Товарная политика - это совокупность маркетинговых стратегий и тактик, направленных на определение ассортимента товаров, их цены, методов продвижения и условий сбыта, что позволяет предприятию достичь своих целей и удовлетворить потребности потребителей.

Какая связь между товаром и товарной политикой?

Товарная политика является инструментом управления товаром, позволяющим определить его основные характеристики, будущий жизненный цикл и конкурентоспособность, а также принять решения о цене, продвижении и распределении товара.

Как определить ассортимент и номенклатуру товара?

Ассортимент товара - это перечень товаров и услуг, предлагаемых предприятием или организацией для удовлетворения потребностей потребителей. Номенклатура товара - это полный список товаров, представленных в ассортименте предприятия.

Какова роль государственного контроля над товарными рынками?

Государственный контроль над товарными рынками направлен на обеспечение соблюдения законодательства в сфере товаров и услуг. Он включает в себя разработку нормативно-правовых актов, проведение проверок и контроль за качеством товаров, а также за их ценами и условиями продажи.