Вам нужна курсовая работа?
Интересует Микро-, макро-, мегаэкономика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Экономика и региональное управление Мурманской областью

  • 28 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 10.01.2012
750 руб. 1 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1. Региональная экономика и управление: теоретические основы
2.Анализ статистических данных по Мурманской области
3.Стратегия дальнейшего развития Мурманской области
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Так, например, М.В. Муратова относитМурманскую область по уровню экономического потенциала и конкурентоспособности к регионам выше среднего уровня.[3, C.14]Это вторая по уровню группа из шести.Обобщим же основные факторы, которые позволяю говорить о высоком потенциале Мурманской области:Наличие месторождений полезных ископаемых. Мурманскую область по праву можно назвать сокровищницей минералов и ископаемых. На ее территории найдены месторождения более чем 25% от всех минералов известных на Земле.Относительно выгодное географическое положение. Несмотря на суровый климат на территории области есть незамерзающие порты, в т.ч. крупнейший – Мурманский порт. Так же как было определено в предыдущем разделе, в области есть железная дорога. Мурманская область непосредственно граничит с Европейским союзом.Энергетика. В Мурманской области расположена Кольская АЭС, самая северная атомная станция, она производит избыточную электроэнергию.На территории области развита сеть гидро-электростанций, также существует несколько крупных ТЭЦ. При этом есть и нетрадиционные источники энергии. Еще в 1978г. Н.Н.Некрасов писал об актуальности использования приливной энергии на побережьях северных морей весьма значительны и достигают на Мурманском побережье 7 метров. Потенциальные энергоресурсы приливов при их использовании могли бы дать значительное количество электроэнергии в год.[4, C.315]Однако, у Мурманской области есть и факторы риска. На наш взгляд, наиболее рисковым моментом является ухудшающаяся демографическая ситуация. Если не будут разработаны стимулирующие меры, численность может уменьшится еще в большей степени.Теперь обратимся к уже разработанным в области документам перспективного развития. К настоящему времени накоплен значительный опыт разработки целевых программ регионального развития. При достаточно активной и массовой их разработке в течение 90-х годов их результативность по ряду причин остается довольно низкой. [9,C.6]Ключевым документом для Мурманской области является «Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года».[1]В данном документе основополагающими принципами развития Мурманской области признаны:1. Принцип устойчивости развития: сохранность экологии, природы, среды обитания и экосистем; рачительное ресурсопользование; устойчивая система расселения, сохранение численности населения и культурное освоение. 2. Приоритет социальной стабильности, развития и раскрытия человеческого потенциала (общество и экономика возможностей) и модернизации экономики и общества, переведенных на основу инноваций и знаний.Основными направлениями социально-экономического развития Мурманской области названы:Стратегические инвестиционные проекты. Правительством Мурманской области был сформирован перечень основных проектов, которые могут быть конкурентноспособными за счет факторов высокого потенциала. Основными проектами являются:Освоение Штокмановского ГКМ;Комплексное развитие Мурманского транспортного узла;Реализация проектов строительства новых ГОК и ГМК.Данные проекты могут позволить обеспечить область инвестициями, а также резко увеличить объем валового регионального продукта.2. Кластеры вокруг стратегических проектов. Необходимость стимулирования формирования в Мурманской области кластеров, связанных с добычей ресурсов на шельфе, разработкой запасов руд и транспортной логистикой. Основными кластерами являются:технологический кластер обеспечения шельфовой добычи в Арктике;горно-химический и металлургический кластер Мурманской области;производственный и транспортно-логистический кластер на основе Мурманского транспортного узла.3. Восстановление традиционного базового рыбопромышленного сектора на новой технологической и организационной основе. Для достижения данной цели предлагается:Модернизировать рыболовецкий флот, а также цеха по переработке рыбной продукции;Провести научную оценку потенциала новых видов рыбной продукции. Провести государственное стимулирование наиболее перспективных видов.Организация и поддержка рыбной биржи в г.Мурманске.4. Туризм. На данный момент данная сфера остается неразвитой, однако планируются развивать следующие направления:горнолыжный туризм в Хибинах;лесной экотуризм;спортивная рыбалка и рыболовный туризм, водный туризм (сплав и подъем по рекам);этнокультурный туризм и культурное предпринимательство среди коренных малочисленных народов Севера в форме развития художественных промыслов и производства сувенирной продукции, этнических ансамблей и художественных коллективов, индивидуального творчества;круизный, познавательный и деловой городской туризм в Мурманске.5. Восстановление потенциала агропромышленного комплекса и пищевой промышленности.Стратегическими подотраслями АПК в Мурманской области являются: Мясное и молочное скотоводство. Предусматривается создание современных фермерских хозяйств;Свиноводство в виде развития современных ферм, обустроенных комплексами переработки отходов жизнедеятельности свиней в энергию (биогаз) и в удобрения;Птицеводство мясного и яичного направлений;Северное оленеводство, ориентированное преимущественно на удовлетворение потребностей регионального рынка и предусматривающее глубокую переработку оленьего сырья – мяса, шкур и рогов;Пушное звероводство;Тепличное овощеводство на основе передовых технологий гидропоники;Сбор и переработка дикорастущих грибов и ягод.6. Традиционные виды хозяйствования как основа жизни и культуры малочисленных народов. Это, прежде всего, касается Северного оленеводства.7. Развитие городской экономики и городских пространств.8. Инновации и экономика, основанная на знаниях. Для реализации данного направления предполагается проведение модернизация образования и университетской среды, наладить связи между образовательными учреждениями и предприятиями, на которых будут работать выпускники. Также необходимо организовать площадки для внедрения инновационных идей, полученных в университетской среде.9. Культурное и духовное развитие, здоровье как основа человеческого капитала. 10. Доступное, комфортное и современное (на основе передовых технологий и архитектурных решений) жилье для Крайнего Севера.11.Модернизация и развитие бюджетной сети 12.Обеспечение высокого уровня социального обслуживания населения 13. Новая (СО2-нейтральная и «умная») энергетика. Достижение этого предполагается сосуществить с помощью:внедрение в Мурманской области интеллектуальных электрических сетей, которые смогут самостоятельно контролировать состояние и режим работы потребителей, генераторов, электролиний и подстанций, что позволит бесперебойно осуществлять электроснабжение с максимальной экономической эффективностью.переход к CO2-нейтральной генерации, в т.ч. с использованием местного потенциала электроэнергетики.14. «Большой экологический проект».Как было определено в предыдущем разделе Мурманская область является экологически опасным регионом. Для преодоления данной ситуации в Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года, разработан большой перечень мероприятий и инициатив.15. «Мурманск – стратегический центр освоения Арктики». В связи с постепеннымиссяканием ресурсов на планете, все большее значение для экономик ведущих стран приобретает «борьба за Арктику». Мурманск имеет большой потенциал стать центром освоения Арктики.На наш взгляд, в случаи выполнения поставленных задач, Мурманская область сможет стать локомотивом развития всего европейского Севера России.ЗаключениеВ результате проведенного исследования получены следующие выводы:Экономика региона – это и комплекс (экономическая система) определенного региона, а также важная отрасль экономической науке, являющаяся очень важной именно в Российской Федерации. В виду того, что все субъекты РФ являются крайне дифференцированными по уровню развития.Экономическое благосостояние российских регионов определяется не только наличием исходных преимуществ (географическое положение, наличие природных ископаемых и др.), но и качеством управления их социально-экономическим развитием.Разработка стратегического плана действий невозможна без тщательной оценки текущей ситуации.Проанализировав статистические данные по Мурманской области, мы пришли к выводу,что регион оказался в глубоком кризисе в 1990-ые годы, и за 2000-ые не смог выйти на высокие темпы развития. Кризис же 2008 года опять привел регион к резкому спаду. В данной ситуации необходимо тщательно разработать систему государственных мер.У Мурманской области есть высокий экономический потенциал, определяемый следующими факторами:Наличие месторождений полезных ископаемых; Относительно выгодное географическое положение;Энергетика. Наибольшее беспокойство вызывает демографическая ситуация, сложившаяся в регионе.Однако, в региона разработана «Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года».Мы считаем, что в случаи выполнения поставленных в ней целей, Мурманская область сможет стать локомотивом развития всего европейского Севера России.Список литературыСтратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года. Приложение к постановлению Правительства Мурманской области от 26.08.2010 №383-ППГаврилов А.И. Региональная экономика и управление.Учебное пособие для вузов. ― М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. ― 239 с.Муратова М.В. Роль конкуренции в микроэкономических процессах переходного периода: Автореферат канд. дисс. — Ростов н/Д, 1998. - С. 14.Некрасов Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. – 2-3 изд. – М.: Экономика, 1978 – 344с.Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007.- 666с.Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 472 с.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. 996 с.Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с.Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации. Коллектив авторов. Московский общественный научный фонд, 2000 -176с.Челноков И. В., Герасимов Б. И., Быковский В. В. Региональная экономика: организацонно-экономический механизм управления ресурсами развития региона / Под науч. ред. д-ра эконом.наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 112 с.

1.Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года. Приложение к постановлению Правительства Мурманской области от 26.08.2010 №383-ПП
2.Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. Учебное пособие для вузов. ? М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. ? 239 с.
3.Муратова М.В. Роль конкуренции в микроэкономических процессах переходного периода: Автореферат канд. дисс. — Ростов н/Д, 1998. - С. 14.
4.Некрасов Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. – 2-3 изд. – М.: Экономика, 1978 – 344с.
5.Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007.- 666с.
6.Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 472 с.
7.Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат. сб. / Росстат. ? М., 2010. ? 996 с.
8.Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с.
9.Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации. Коллектив авторов. Московский общественный научный фонд, 2000 -176с.
10.Челноков И. В., Герасимов Б. И., Быковский В. В. Региональная экономика: организацонно-экономический механизм управления ресурсами развития региона / Под науч. ред. д-ра эконом. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 112 с.

Содержание

Введение

1. Общие характеристики

1.1 Географическое положение

1.2 Население и трудовые ресурсы

1.3 отраслевая структура промышленности

2. Сравнительный анализ современных уровней социально-экономического развития

2.1 Анализ показателей занятости населения

2.2 Анализ валового регионального продукта

2.3 Сравнение Объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг"

2.4 Уровень экономического развития

3. Проблемы и решения в сравнении регионах

3.1 Ожидаемые результаты реализации Стратегии (видение катастрофы до 2025 года)

3.2 Цели, задачи и основные приоритеты стратегии социально-экономического развития Новгородской области

Вывод

Список литературы

Введение

Стратегия экономического развития регионов  - это система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития.

Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспечения ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных секторов экономики.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития.  Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение,

Узнать стоимость работы