Вам нужна курсовая работа?
Интересует Право?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Политические и правовые идеи Древнего Китая (Конфуций, Шан-Ян).

  • 22 страницы
  • 7 источников
  • Добавлена 10.12.2010
600 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОНФУЦИАНСТВА
2. УЧЕНИЕ ЛЕГИЗМА О ГОСУДАРСТВЕННОМ И ПРАВОВОМ УСТРОЙСТВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Фрагмент для ознакомления

Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Как и другие ранние легисты, Шан Ян не помышлял еще о полной замене обычного права законодательством. Под законом он понимал репрессивную политику (уголовный закон) и административные распоряжения правительства. Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана. Шан Яну не известны представления о правах граждан, их законных гарантиях и т. п. Закон выступает у него средством устрашающего превентивного террора. За малейший проступок, убеждал Шан Ян, следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.
Грубые методы легизма для правителей были более приемлемыми и эффективными, ибо они позволяли тверже держать в руках централизованный контроль над частным собственником, что имело огромное значение для усиления царств и успехов в их ожесточенной борьбе за объединение Китая. Наиболее последовательно легистские реформы были проведены министром Шан Яном в окраинном западном царстве Цинь, которое после этих реформ, покончивших с пережитками патриархально-кланового прошлого, стало быстро усиливаться. Усиление Цинь привело в конце III в. до н. э. к захвату правителем этого царства всей территории чжоуского Китая и к провозглашению им новой династии – Цинь. Основатель династии император Цинь Ши-хуанди (259-210 гг. до н. э.) распространил на весь Китай ту схему администрации, которая была выработана Шан Яном.
Все население большой страны с сильными патриархально-клановыми традициями, укрепившимися во многом стараниями конфуцианцев, было обязано беспрекословно повиноваться эдиктам императора. Шедшие вразрез с установившимися нормами, эти эдикты вызывали протесты, в стране возникали конфликты, зрело недовольство, подавлявшееся насилием и репрессиями. Неслыханные поборы и повинности, взимавшиеся с населения (жители Поднебесной обязаны были одновременно строить Великую стену и дворцовый комплекс в столице, что крайне истощало казну и силы людей), привели к кризису. Кризис завершился мощным народным восстанием, которое вскоре после смерти Цинь Ши-хуанди смело с лица земли основанную им империю, на обломках которой предводитель восставших крестьян Лю Бан основал новую династию Хань.
С династией Цинь был скомпрометирован и пал легизм. Проверка на практике его идей оказалась достаточной, чтобы выявить его несостоятельность для Китая того времени. Откровенно тоталитарная доктрина легистов с ее презрением к людям во имя процветания государства оказалась нежизнеспособной; легизм потерпел поражение. Но для сохранения уже сложившейся имперской структуры, для процветания ее господствующих верхов, осуществлявших свою власть с помощью мощного административно-бюрократического аппарата, созданного стараниями легистов, необходима была доктрина, которая сумела бы придать всей этой системе благопристойный и респектабельный облик. Такой доктриной оказалось конфуцианство.
Синтез конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным делом. Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианство имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией, министры и чиновники - его основными помощниками в управлении, а народ – невежественной массой, которой следовало руководить должным образом для ее же блага. Во-вторых, синтез этот был необходим: введенные легизмом методы и институты (централизация администрации и фиска, суд, аппарат власти и т. п.), без которых нельзя было управлять империей, в интересах той же империи следовало сочетать с уважением к традициям и патриархально-клановым связям. Это и было сделано, причем наибольший вклад в осуществление синтеза внес ханьский император У-ди, министр-реформатор которого Дун Чжун-шу сильно видоизменил характер первоначального конфуцианства и превратил его в официальную государственную идеологию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, Конфуций является одним из авторов патриархально-патерналистической концепции государства. Государство трактуется им как большая семья, роль главы в которой выполняет император – отец. Аристократия управляет социальными низами как старшие члены семьи управляют младшими, которые обязаны беспрекословно подчиняться только в силу своего невысокого ранга. Конфуцианство решительно осуждает тиранию и насилие со стороны государства. Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на принципах милосердия, морали, находить компромиссы. Вся политическая этика конфуцианства основной своей ценностью провозглашает гармонию и консенсус как между различными социальными слоями, так и между властью и народом. Конфуций при этом не делает ставку только на мораль, он обращает внимание и на необходимость преодоления материальных общественных противоречий, в частности, выступает за социальное уравнивание, за «равномерное распределение богатств»
Идеологическим противовесом учениям конфуцианства и моизма стала идеологическая система легизма. Основным идеологом легизма считается Шан Ян, правитель провинции Шан в эпоху циньского правителя Сяо Гунна. Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на писанные законы (фа), жесткое принуждение и суровое наказание как основы государственной власти. В основу его политико-правового учения положен догмат об антагонизме между властью и народом. Власть и народ – враги, государственная жизнедеятельность – борьба между властью и народом. Идеи легизма имели множество приверженцев среди китайских государственных и общественных деятелей и ученых, которые творчески ее осмысливали и перерабатывали в течение нескольких веков. Некоторые из этих разработок положили начало самостоятельным политико-правовым концепциям.
. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Васильев Л. Политическая и правовая мысль древнего Китая // История политических и правовых учений. Древний мир. – М., 1985. – С. 156-208.
Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – 46 с.
История политических и правовых учений / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2009. – 338 с.
Козлихин И. История политических и правовых учений: учебник. – СПб.: Печатный двор им. А. М. Горького. – 854 с.
Переломов Л. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М.: Наука, 1981. – 330 c.
Сухорукова О. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: учебное пособие. – Москва: МИЭТ, 2008. – 124 с.
Удальцов С. История политических и правовых учений (Древний Восток). – СПб: Издательский дом СПбГУ, 2007. – 425 с.

История политических и правовых учений / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2009. – С. 87.
Сухорукова О. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: учебное пособие. – Москва: МИЭТ, 2008. – С. 34.
Сухорукова О. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: учебное пособие. – Москва: МИЭТ, 2008. – С. 78.
Удальцов С. История политических и правовых учений (Древний Восток). – СПб: Издательский дом СПбГУ, 2007. – С. 121.
Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – С. 8.
Васильев Л. Политическая и правовая мысль древнего Китая // История политических и правовых учений. Древний мир. – М., 1985. – С. 158.
Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – С. 13.
Сухорукова О. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: учебное пособие. – Москва: МИЭТ, 2008. – С. 39.
Удальцов С. История политических и правовых учений (Древний Восток). – СПб: Издательский дом СПбГУ, 2007. – С. 118.
Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – С. 21.
История политических и правовых учений / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2009. – С. 96.
Переломов Л. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М.: Наука, 1981. – С. 98.
Сухорукова О. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: учебное пособие. – Москва: МИЭТ, 2008. – С. 80.
Переломов Л. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М.: Наука, 1981. – С. 101.
Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – С. 22.
Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – С. 23.
Козлихин И. История политических и правовых учений: учебник. – СПб.: Печатный двор им. А. М. Горького. – С. 139.
Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – С. 23.
Там же. – С. 24.
Удальцов С. История политических и правовых учений (Древний Восток). – СПб: Издательский дом СПбГУ, 2007. – С. 163.
Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – С. 24.
Удальцов С. История политических и правовых учений (Древний Восток). – СПб: Издательский дом СПбГУ, 2007. – С. 109.
Сухорукова О. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: учебное пособие. – Москва: МИЭТ, 2008. – С. 67.
Васильев Л. Политическая и правовая мысль древнего Китая // История политических и правовых учений. Древний мир. – М., 1985. – С. 160.
История политических и правовых учений / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2009. – С. 128.
Козлихин И. История политических и правовых учений: учебник. – СПб.: Печатный двор им. А. М. Горького. – С. 213.
Переломов Л. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М.: Наука, 1981. – С. 99.
Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – С. 24.
Удальцов С. История политических и правовых учений (Древний Восток). – СПб: Издательский дом СПбГУ, 2007. – С. 112.
Сухорукова О. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: учебное пособие. – Москва: МИЭТ, 2008. – С. 80.
История политических и правовых учений / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2009. – С. 163.
Васильев Л. Политическая и правовая мысль древнего Китая // История политических и правовых учений. Древний мир. – М., 1985. – С. 166.












22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Васильев Л. Политическая и правовая мысль древнего Китая // История политических и правовых учений. Древний мир. – М., 1985. – С. 156-208.
2.Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – 46 с.
3.История политических и правовых учений / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2009. – 338 с.
4.Козлихин И. История политических и правовых учений: учебник. – СПб.: Печатный двор им. А. М. Горького. – 854 с.
5.Переломов Л. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М.: Наука, 1981. – 330 c.
6.Сухорукова О. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: учебное пособие. – Москва: МИЭТ, 2008. – 124 с.
7.Удальцов С. История политических и правовых учений (Древний Восток). – СПб: Издательский дом СПбГУ, 2007. – 425 с.

Один

Содержание

Введение

Глава I. Даосизм

1.1 Основные положения даосизма

1.2 Значение даосизма

Глава II. Конфуцианство

2.1 Основные концепции конфуцианства

2.2 Конфуцианский гуманизм

2.3 Формы поведения "Если"

Глава III. Моизм и легизм

3.1 Учение Мо-цзы

3.2 Легизм - школа "законников"

Вывод

Список литературы

Введение

Политические и правовые учения простой и особый смысл этого понятия появились лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств.

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до. в государстве Шан-Инь (XVII-XII века.) возникает рабовладельческий способ хозяйства [3,258]. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в сельском хозяйстве. В XII веке это. в результате войны государство Шань-Инь было уничтожено племя Чжоу, который основал династию их, просуществовавшую до III века на это.

В эпоху Шан-Инь и в начальный период существования династии Джок господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховное божество, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь [4,106].

наиболее Важным элементом древнекитайской религии был культ предков, который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.

В древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная был мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа - инь и ян, которые занялись регулирования в мире.

Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала вплоть до первого тысячелетия до.

Разложение первобытнообщинного строя и появления новой системы общественного производства не привели к исчезновению мифов.

Несколько изображений мифологических переходят в позднейшие рассматриваются философские. Философы, которые жили в V-III v. e., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Вместе с тем, конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов. Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы много работали, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов и легенд найти рациональное объяснение. Так мифы стали частью традиционной истории. Рационализированные мифы становятся частью правовых идей, учений, а персонажи мифов - историческими личностями, используемыми для проповеди конфуцианского учения.

Узнать стоимость работы