Политические и правовые идеи Древнего Китая (Конфуций, Шан-Ян).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История политических и правовых учений
  • 2222 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 10.12.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОНФУЦИАНСТВА
2. УЧЕНИЕ ЛЕГИЗМА О ГОСУДАРСТВЕННОМ И ПРАВОВОМ УСТРОЙСТВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Фрагмент для ознакомления

Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Как и другие ранние легисты, Шан Ян не помышлял еще о полной замене обычного права законодательством. Под законом он понимал репрессивную политику (уголовный закон) и административные распоряжения правительства. Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана. Шан Яну не известны представления о правах граждан, их законных гарантиях и т. п. Закон выступает у него средством устрашающего превентивного террора. За малейший проступок, убеждал Шан Ян, следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.
Грубые методы легизма для правителей были более приемлемыми и эффективными, ибо они позволяли тверже держать в руках централизованный контроль над частным собственником, что имело огромное значение для усиления царств и успехов в их ожесточенной борьбе за объединение Китая. Наиболее последовательно легистские реформы были проведены министром Шан Яном в окраинном западном царстве Цинь, которое после этих реформ, покончивших с пережитками патриархально-кланового прошлого, стало быстро усиливаться. Усиление Цинь привело в конце III в. до н. э. к захвату правителем этого царства всей территории чжоуского Китая и к провозглашению им новой династии – Цинь. Основатель династии император Цинь Ши-хуанди (259-210 гг. до н. э.) распространил на весь Китай ту схему администрации, которая была выработана Шан Яном.
Все население большой страны с сильными патриархально-клановыми традициями, укрепившимися во многом стараниями конфуцианцев, было обязано беспрекословно повиноваться эдиктам императора. Шедшие вразрез с установившимися нормами, эти эдикты вызывали протесты, в стране возникали конфликты, зрело недовольство, подавлявшееся насилием и репрессиями. Неслыханные поборы и повинности, взимавшиеся с населения (жители Поднебесной обязаны были одновременно строить Великую стену и дворцовый комплекс в столице, что крайне истощало казну и силы людей), привели к кризису. Кризис завершился мощным народным восстанием, которое вскоре после смерти Цинь Ши-хуанди смело с лица земли основанную им империю, на обломках которой предводитель восставших крестьян Лю Бан основал новую династию Хань.
С династией Цинь был скомпрометирован и пал легизм. Проверка на практике его идей оказалась достаточной, чтобы выявить его несостоятельность для Китая того времени. Откровенно тоталитарная доктрина легистов с ее презрением к людям во имя процветания государства оказалась нежизнеспособной; легизм потерпел поражение. Но для сохранения уже сложившейся имперской структуры, для процветания ее господствующих верхов, осуществлявших свою власть с помощью мощного административно-бюрократического аппарата, созданного стараниями легистов, необходима была доктрина, которая сумела бы придать всей этой системе благопристойный и респектабельный облик. Такой доктриной оказалось конфуцианство.
Синтез конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным делом. Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианство имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией, министры и чиновники - его основными помощниками в управлении, а народ – невежественной массой, которой следовало руководить должным образом для ее же блага. Во-вторых, синтез этот был необходим: введенные легизмом методы и институты (централизация администрации и фиска, суд, аппарат власти и т. п.), без которых нельзя было управлять империей, в интересах той же империи следовало сочетать с уважением к традициям и патриархально-клановым связям. Это и было сделано, причем наибольший вклад в осуществление синтеза внес ханьский император У-ди, министр-реформатор которого Дун Чжун-шу сильно видоизменил характер первоначального конфуцианства и превратил его в официальную государственную идеологию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, Конфуций является одним из авторов патриархально-патерналистической концепции государства. Государство трактуется им как большая семья, роль главы в которой выполняет император – отец. Аристократия управляет социальными низами как старшие члены семьи управляют младшими, которые обязаны беспрекословно подчиняться только в силу своего невысокого ранга. Конфуцианство решительно осуждает тиранию и насилие со стороны государства. Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на принципах милосердия, морали, находить компромиссы. Вся политическая этика конфуцианства основной своей ценностью провозглашает гармонию и консенсус как между различными социальными слоями, так и между властью и народом. Конфуций при этом не делает ставку только на мораль, он обращает внимание и на необходимость преодоления материальных общественных противоречий, в частности, выступает за социальное уравнивание, за «равномерное распределение богатств»
Идеологическим противовесом учениям конфуцианства и моизма стала идеологическая система легизма. Основным идеологом легизма считается Шан Ян, правитель провинции Шан в эпоху циньского правителя Сяо Гунна. Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на писанные законы (фа), жесткое принуждение и суровое наказание как основы государственной власти. В основу его политико-правового учения положен догмат об антагонизме между властью и народом. Власть и народ – враги, государственная жизнедеятельность – борьба между властью и народом. Идеи легизма имели множество приверженцев среди китайских государственных и общественных деятелей и ученых, которые творчески ее осмысливали и перерабатывали в течение нескольких веков. Некоторые из этих разработок положили начало самостоятельным политико-правовым концепциям.
. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Васильев Л. Политическая и правовая мысль древнего Китая // История политических и правовых учений. Древний мир. – М., 1985. – С. 156-208.
Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – 46 с.
История политических и правовых учений / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2009. – 338 с.
Козлихин И. История политических и правовых учений: учебник. – СПб.: Печатный двор им. А. М. Горького. – 854 с.
Переломов Л. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М.: Наука, 1981. – 330 c.
Сухорукова О. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: учебное пособие. – Москва: МИЭТ, 2008. – 124 с.
Удальцов С. История политических и правовых учений (Древний Восток). – СПб: Издательский дом СПбГУ, 2007. – 425 с.

История политических и правовых учений / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2009. – С. 87.
Сухорукова О. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: учебное пособие. – Москва: МИЭТ, 2008. – С. 34.
Сухорукова О. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: учебное пособие. – Москва: МИЭТ, 2008. – С. 78.
Удальцов С. История политических и правовых учений (Древний Восток). – СПб: Издательский дом СПбГУ, 2007. – С. 121.
Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – С. 8.
Васильев Л. Политическая и правовая мысль древнего Китая // История политических и правовых учений. Древний мир. – М., 1985. – С. 158.
Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – С. 13.
Сухорукова О. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: учебное пособие. – Москва: МИЭТ, 2008. – С. 39.
Удальцов С. История политических и правовых учений (Древний Восток). – СПб: Издательский дом СПбГУ, 2007. – С. 118.
Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – С. 21.
История политических и правовых учений / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2009. – С. 96.
Переломов Л. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М.: Наука, 1981. – С. 98.
Сухорукова О. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: учебное пособие. – Москва: МИЭТ, 2008. – С. 80.
Переломов Л. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М.: Наука, 1981. – С. 101.
Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – С. 22.
Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – С. 23.
Козлихин И. История политических и правовых учений: учебник. – СПб.: Печатный двор им. А. М. Горького. – С. 139.
Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – С. 23.
Там же. – С. 24.
Удальцов С. История политических и правовых учений (Древний Восток). – СПб: Издательский дом СПбГУ, 2007. – С. 163.
Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – С. 24.
Удальцов С. История политических и правовых учений (Древний Восток). – СПб: Издательский дом СПбГУ, 2007. – С. 109.
Сухорукова О. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: учебное пособие. – Москва: МИЭТ, 2008. – С. 67.
Васильев Л. Политическая и правовая мысль древнего Китая // История политических и правовых учений. Древний мир. – М., 1985. – С. 160.
История политических и правовых учений / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2009. – С. 128.
Козлихин И. История политических и правовых учений: учебник. – СПб.: Печатный двор им. А. М. Горького. – С. 213.
Переломов Л. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М.: Наука, 1981. – С. 99.
Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – С. 24.
Удальцов С. История политических и правовых учений (Древний Восток). – СПб: Издательский дом СПбГУ, 2007. – С. 112.
Сухорукова О. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: учебное пособие. – Москва: МИЭТ, 2008. – С. 80.
История политических и правовых учений / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2009. – С. 163.
Васильев Л. Политическая и правовая мысль древнего Китая // История политических и правовых учений. Древний мир. – М., 1985. – С. 166.












22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Васильев Л. Политическая и правовая мысль древнего Китая // История политических и правовых учений. Древний мир. – М., 1985. – С. 156-208.
2.Галаганова С., Ушков А. Традиции политических учений Востока: Сб. хрестоматийных материалов. Учеб. пособие. Ч. 2.: Китайско-конфуцианская традиция. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – 46 с.
3.История политических и правовых учений / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2009. – 338 с.
4.Козлихин И. История политических и правовых учений: учебник. – СПб.: Печатный двор им. А. М. Горького. – 854 с.
5.Переломов Л. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М.: Наука, 1981. – 330 c.
6.Сухорукова О. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: учебное пособие. – Москва: МИЭТ, 2008. – 124 с.
7.Удальцов С. История политических и правовых учений (Древний Восток). – СПб: Издательский дом СПбГУ, 2007. – 425 с.

Вопрос-ответ:

Какие политические и правовые идеи были у Конфуциуса?

У Конфуциуса основными политическими и правовыми идеями были идеалы гармоничной и стабильной общественной жизни, основанные на соблюдении моральных норм. Он считал, что государственное устройство должно быть основано на принципах взаимной вежливости, этики и честности. Он также призывал к уважению к старшим и доброму правлению.

Что предлагал Шан Ян в отношении законов?

Шан Ян предлагал установить единые для всего государства законы. Он видел в законодательстве средство регулирования общественной жизни и поддержания порядка. Однако он не предлагал полностью заменить обычное право законами. Он рассматривал законы в качестве инструмента государственной власти для репрессивной политики, установления уголовного закона и административных распоряжений правительства.

О чем говорила политико-правовая концепция конфуцианства?

Политико-правовая концепция конфуцианства говорила о необходимости гармоничного социального устройства, основанного на моральных нормах и добродетели. Она подчеркивала важность этики и доброго правления для достижения стабильности и процветания. Конфуцианство также признавало значимость взаимоотношений между правительством и народом, их взаимодействия и доверия.

Какие идеи легизма были связаны с государственным и правовым устройством?

Легизм предлагал установить единые законы для всего государства как средство регулирования общественной жизни и поддержания порядка. Он также рассматривал законы как инструмент государственной власти для установления уголовного закона и административных распоряжений правительства. Однако легизм не ставил целью полной замены обычного права законами.

Какие идеи в отношении власти и народа высказывал Шан Ян?

Шан Ян рассматривал власть и народ как взаимосвязанные субъекты. Он подчеркивал необходимость установления одного стандарта для всех и принципов репрессивной политики для поддержания порядка. Однако он также признавал важность соблюдения прав граждан и отношений государства с народом через административные распоряжения правительства.

Какие политические и правовые идеи предлагал Конфуций?

Конфуций предлагал учет моральных и этических принципов в политике и праве. Он акцентировал на значимости правильного поведения и общественной морали для успешного управления государством. Он также подчеркивал важность образования и развития качественных правителей.

Что предлагал Шан Ян в отношении государственного и правового устройства?

Шан Ян предлагал установить единые законы для всего государства. Он придерживался репрессивной политики в области уголовного права и административных распоряжений. Однако он не стремился полностью заменить обычное право законодательством.

Какие принципы политического и правового устройства рассматривал Шан Ян?

Шан Ян рассматривал отношения между властью и народом. Он признавал важность уважения и подчинения народа правительству, а также необходимость применения репрессивных мер по отношению к нарушителям закона.

Что включает в себя политико-правовая концепция конфуцианства?

Политико-правовая концепция конфуцианства включает в себя учет основных моральных и этических принципов в политике и праве. Она также подчеркивает важность развития высококачественных правителей и уважения народа к правительству.

Какие принципы законодательства предлагал Шан Ян?

Шан Ян предлагал применять законы и репрессивные меры в отношении нарушителей для поддержания порядка в государстве. Он также подчеркивал важность уважения власти и подчинения народа.