Право и время

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 2929 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 25.04.2011
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1.Истоки правовых представлений
1.1.Древняя Греция
1.2.Древний Рим
1.3.Средние века
2.Право и Новое время
3.XX век: аналитическая юриспруденция
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Право, согласно этим представлениям, развивается подобно народным нравам, обычаям, языку. Оно возникает, растет и умирает вместе с данным народом.
В целом следует отметить, что представители исторической школы права, несмотря на отмеченные недостатки в их подходе, сыграли значительную роль в создании немецкой юридической науки XIX в., оказавшей, кстати говоря, заметное влияние и на развитие юриспруденции в России.
Существенное обновление общетеоретических и методологических представлений в области права и государства связано с творчеством Гегеля (1770 — 1831). В своей «Философии права» он утверждает, что только философское учение о праве является подлинной наукой о праве. Философия права при этом разрабатывалась им как философская дисциплина (как часть философии), а не в виде юридической дисциплины, как у Гуго.
В качестве одной из форм такого осуществления понятия права (а именно — в качестве наиболее конкретного и развитого права, развернутой системы права) в гегелевской «Философии права» выступает государство — действительность идеи права. Иначе говоря, в гегелевской трактовке предмета философии права понятие права включает в себя и понятие государства как правового формообразования и правовой институции. Гегелевское государство — это по существу правовое государство, хотя Гегель, как и Кант, и не пользуется данным термином. В целом гегелевская философия права - это вместе с тем и философия государства. Четко и последовательно обоснованное и раскрытое Гегелем понятийное (и научно-предметное) единство права и государства содействовало углублению и развитию также и разработок проблемы единства предмета теории права и государства и юридической науки в целом.
Постижение мыслей, лежащих в основе права, возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права. Такой подход к праву в целом обусловлен гегелевскими философскими идеями о тождестве мышления и бытия, разумного и действительного.
Юридическая наука - это, по Гегелю, наука о позитивном праве, или позитивная наука о праве, позитивная юриспруденция. Она занимается не смыслом права, а тем, что в данном месте и в данное время соответствующим властно-авторитетным образом установлено (позитивировано) как закон, то есть исторически изменчивым законодательством (позитивным правом). Она, следовательно, в своем подходе к праву исходит не из разума, а из авторитета (властного установления).
Гегелевская критика позитивной юриспруденции, оставляя в стороне высокомерие философа по отношению к ней и недостатки его собственного учения о праве, во многом, хотя и не во всем, по существу была правильной. Собственно именно поэтому она оказала столь громадное, продолжающееся до наших дней, влияние на последующее развитие философии права и юридической науки. Особо следует в этом плане отметить как гегелевские мысли о научно-познавательном статусе понятия права и его значении для научного учения о праве, так и его философско-методологические положения о требуемых наукой понятийном типе и способе познания права Гегель несомненно углубил понимание всего этого комплекса проблем, связанных с предметом и методом научного изучения права.
Вместе с тем признание подлинной наукой о праве лишь собственной концепции философии права и принижение научного значения, достижений и потенциала юриспруденции, да и других направлений философского учения о праве, были очевидными доктринальными преувеличениями.
История юриспруденции (до и после Гегеля) свидетельствует, что в ней всегда, наряду с легистским (позитивистским) правопониманием, против которого выступает Гегель, развивалось в той или иной версии и форме и юридическое (антипозитивистское, естественно-правовое) правопонимание, в общем русле и на почве которого разработана и сама гегелевская философия права. Так что эта последняя была бы и сама попросту невозможна без научно-правового опыта и достижений предшественников (юристов и философов), в том числе и в области предмета и метода науки о праве и государстве, изучения понятия права и понятийного исследования явлений права и государства.
Философия права Гегеля содействовала широкому распространению данного понятия и утверждению философии права в качестве отдельной самостоятельной научной дисциплины — в рамках как философии, так и юридической науки. При этом философия права развивалась не только на гегельянских основах, но и с позиций кантианства и неокантианства, философской антропологии и т.д.
Со второй половины XIX в. до настоящего времени философия права стала по преимуществу разрабатываться — вопреки гегелевским представлениям о юриспруденции — именно как юридическая дисциплина и преподаваться в основном на юридических факультетах. Причем в рамках юридической науки философия права разрабатывалась и разрабатывается и на позитивистских основах (в виде позитивистской философии позитивного права), и с антипозитивистских позиций.
Позитивистское (и неопозитивистское) направление философии права развивалось в XIX—XX вв. в виде общей теории права и государства в основном с позиций аналитической юриспруденции.
Антипозитивистское направление философии права как юридической дисциплины разрабатывалось как на основе определенного философского учения, например неокантианства, неогегельянства, онтологической философии и т.д., так и с позиций юснатурализма и других вариантов юридического (антилегистского) правопонимания.











XX век: аналитическая юриспруденция

В XX в. антипозитивистские подходы к праву (в виде различных концепций философии права и юридической теории) значительно подорвали те господствующие позиции, которые в юриспруденции занимал позитивизм во второй половине XIX в. В этих условиях представители разных направлений аналитической юриспруденции выдвинули целый ряд концепций обновления юридического позитивизма (11, с.304).
Видное место в этом ряду неопозитивистских концепций занимает «чистое учение о праве» Г. Кельзена (1881—1973). В своей трактовке позитивного права как системы норм долженствования, восходящей к «основной норме», он опирается на кантианские представления о дуализме должного (долженствования) и сущего (бытия, факта, действия, события и т.д.). Причем, если Кант под «чистым учением о праве» имел в виду свою «метафизику права», то Кельзен имеет в виду позитивистское общее учение о позитивном праве.
Кельзен критикует традиционное позитивисткое правоведение XIX—XX вв. за его «нечистоту». В отличие от каузальных наук (наук о природе), опирающихся на каузальное (причинно-следственное) объяснение действительности, правоведение, по Кельзену, — это нормативная наука со своим нормативным (формально-логическим) методом, опирающимся на долженствование.
Согласно Кельзену, нормативность права (и его нормологическая интерпретация) - это метод чистого учения о позитивном праве, а не исходное собственное объективное свойство самого позитивного права как объекта познания. Таким образом, в чистом учении Кельзена именно специальный нормативистский подход к материалу позитивного права, (метод нормологического долженствования) «превращает» этот материал в систему норм долженствования, позволяет интерпретировать его как правопорядок. В этой связи Кельзен отмечает, что специфический метод определяет специфический предмет. Принципиальное отличие метода, по Кельзену, влечет за собой и принципиальное отличие исследуемого предмета. В рамках подобного единства предмета и метода правоведения предмет познания (то есть право как система норм) является произведением метода познания (то есть нормативистского, нормологического способа его изучения и описания). Не само право (как нечто само по себе объективное) определяет его нормативистское (нормологическое) понимание и описание в виде системы норм, а нормативистский (нормологический) метод определяет право в качестве системы норм долженствования. Само же по себе позитивное право до его понимания и описания с позиций определенного метода, — это, по оценке Кельзена, лишь алогический материал.
В единый предмет правоведения у Кельзена входит и государство, которое интерпретируется им как правопорядок и по существу отождествляется с позитивным правом.
Нормативизм Кельзена как один из вариантов аналитической юриспруденции оказал большое влияние на модернизацию позитивистского учения о праве в XX в. Под его заметным влиянием находится и учение Г. Харта, другого видного представителя аналитической юриспруденции.
Неопозитивистское учение Г. Харта о праве (позитивном праве) – это учение системе правил (норм), которые делятся на первичные правила (правила обязывания) и вторичные правила — «правила о правилах» (правила признания, правила изменения и правила решения). Это учение характеризуется отказом от позиции, по которой основой правовой системы является привычка повиновения юридически неограниченному суверену, и заменой ее концепцией высшего правила признания, дающего системе правил критерий действительности». Но этот отказ от принудительно-приказного правопонимания, по существу, оказывается мнимым, поскольку единственным действительным критерием права и его отличия от неправовых (моральных и т.д.) правил, согласно концепции Харта, является наличие принудительной санкции, то есть принудительность правовых правил и права в целом.
Еще одной разновидностью современной аналитической юриспруденции является познавательно-критическая теория права» австрийского юриста О. Вайнбергера и его сторонников. Согласно их подходу, к «главным дисциплинам правовой науки» относятся:
- всеобщая теория права (философия права),
- догматика права,
- социология права,
- история права,
- сравнительное право.
Всеобщая теория права (философия права) охватывает анализ структурных проблем права, теоретические основополагающие проблемы правовой науки, всеобщие юридические понятия и проблемы, которые относятся к различным догматическим дисциплинам, теорию справедливости и юридическое учение о методах. К юридическому учению о методах относятся не только, как это традиционно делается, учения о юридических решениях и обоснованиях мнений о праве, но также учение о законодательстве как теория политико-правовой аргументации и как учение о законодательной технике.
В отличие от общей теории права догматика права охватывает позитивное право, с тем чтобы ясно и систематически его изложить. Догматика права распадается в зависимости от данных систем права на различные дисциплины.
Социология права занимается изучением всех общественных факторов применительно к праву, как и права как общественного фактора, которое обусловливает другие общественные феномены».
История права, в свою очередь, занимается правом в его развитии. А сравнительное право, включающее в себя догматико-правовое, социолого-правовое и политологическое сравнение, занимается различиями отдельных систем права под историческим и современным углом зрения.
Соответственно философия права (или общая теория права) в виде составной части неопозитивистской юриспруденции понимается и разрабатывается не как составная часть мировоззренческой системы, а как рефлектирующий анализ оснований правовых наук.


















Заключение

Данная работа была посвящена теме «Право и время». Она осветила следующие вопросы, связанные с раскрытием данной темы:
- право и истоки правовых представлений;
- этапы и направления развития юридической теории;
- формирование и развитие теории права и государства и другие аспекты, необходимые для наиболее полного раскрытия главного вопроса данной курсовой работы.
В заключение проведенного исследования этого вопроса можно сделать следующие определенные выводы:
Оценивая в целом рассмотренные теоретические учения о праве и государстве в разрезе времен, необходимо отметить, что каждое из них (при всех своих недостатках, спорности тех или иных положений и т.д.) выполняло свою особую функцию в рамках специфического разделения научно-юридического труда, внесло свой вклад в процесс модернизации и обогащения юридической мысли, содействовало углублению юридических исследований и развитию юридической науки.
Само многообразие прошлых и современных теоретико-правовых учений, наличие разных подходов к предмету и методу юриспруденции, борьба различных школ, течений и концепций юридической мысли демонстрируют познавательную сложность и смысловое богатство предмета общей теории права и государства, ее творческую динамику, большой эвристический потенциал, способность к обновлению и развитию. Пользуясь словами Канта, можно сказать, что пока юристы ищут свое понятие права и спорят об этом, юриспруденция жива и развивается.




Список литературы

Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2011. 607с.
Иванов А.А. Римское право. – М.: Юнити-Дана, 2008.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М.: Питер, 2008.
Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. – М.: Центрполиграф, 2007. 320с.
Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. – М.: Норма, 2009.
Кучер В.В. История государства и права зарубежных стран. – М., 2007. 316с.
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. - М.: Юрайт, 2010. 634с.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Дело АНХ, 2009. 528с.
Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: Эксмо, 2008.
Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М.: Инфра-М, 2008.
Нерсесянц В.С. Теория права и государства. – М.: Норма, 2007.
Покровский И.А. История римского права. – М.: Статут, 2004.
Попова А.В. История государства и права зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2007.
Рамазанов А.Х., Халифаева А.К. История государства и права зарубежных стран. – М.: Норма, 2008. 816с.
Теория государства и права. – М.: Юнити-Дана, 2007. 640с.












2

1)Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2011. 607с.
2)Иванов А.А. Римское право. – М.: Юнити-Дана, 2008.
3)Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М.: Питер, 2008.
4)Коплстон Ф. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. – М.: Центрполиграф, 2007. 320с.
5)Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. – М.: Норма, 2009.
6)Кучер В.В. История государства и права зарубежных стран. – М., 2007. 316с.
7)Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. - М.: Юрайт, 2010. 634с.
8)Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Дело АНХ, 2009. 528с.
9)Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: Эксмо, 2008.
10)Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М.: Инфра-М, 2008.
11)Нерсесянц В.С. Теория права и государства. – М.: Норма, 2007.
12)Покровский И.А. История римского права. – М.: Статут, 2004.
13)Попова А.В. История государства и права зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2007.
14)Рамазанов А.Х., Халифаева А.К. История государства и права зарубежных стран. – М.: Норма, 2008. 816с.
15)Теория государства и права. – М.: Юнити-Дана, 2007. 640с.

Вопрос-ответ:

Какие были истоки правовых представлений в Древней Греции?

В Древней Греции правовые представления имели свои истоки в обычаях и нравах народа. Право развивалось параллельно с общественным развитием греческих город-государств. Оно включало правила взаимодействия граждан, государственное законодательство и судебную систему.

Какие особенности имели правовые представления в Древнем Риме?

В Древнем Риме право развивалось по принципу "Юстиция - дело частное". Оно основывалось на нормах римского права и мысли о справедливости. Римское право было неписаным и письменным, и его принципы были собраны в законодательных актах, таких как Двенадцать таблиц.

Какие правовые представления существовали в Средние века?

В Средние века в правовых представлениях преобладали религиозные и моральные нормы. Церковное право играло важную роль, где законы базировались на религиозных принципах христианства. Также существовали феодальные права, которые регулировали взаимоотношения между феодалами и крестьянами.

Какие изменения произошли в правовых представлениях в Новое время?

В Новое время правовые представления претерпели существенные изменения. С развитием капитализма и возникновением национального государства изменились принципы права. Появились судебные системы, гражданские и уголовные кодексы, законодательные акты. Основополагающими принципами стали равенство перед законом, гражданские свободы и права.

Какую роль сыграли представители исторической школы права?

Представители исторической школы права сыграли значительную роль в создании немецкой юридической науки. Они разработали методику исторического изучения права, которая позволила понять развитие права через исторические изменения и социальные процессы. Их подход имеет некоторые недостатки, но их работы внесли существенный вклад в правовую науку.

Какие истоки правовых представлений существуют?

Истоки правовых представлений можно найти в древней Греции, древнем Риме и средних веках.

Какое влияние оказала древняя Греция на правовые представления?

Древняя Греция сыграла значительную роль в формировании правовых представлений. Она внесла вклад в развитие демократии, философии и правовой науки.

Что можно сказать о правовых представлениях в древнем Риме?

В древнем Риме право играло важную роль в обществе. Римское право стало основой для многих современных правовых систем.

Какое место занимают правовые представления в средних веках?

В средние века правовые представления были тесно связаны с христианской религией и этикой. Церковное право играло большую роль в обществе.

Что можно сказать о развитии права в XX веке?

В XX веке произошло значительное развитие аналитической юриспруденции. Научный подход и стремление к систематизации права стали основой для современных юридических теорий и методов.

Какие истоки у правовых представлений?

Истоки правовых представлений можно найти в Древней Греции, Древнем Риме и Средних веках.