Наукоемкие технологии в процессе подготовки и принятия решений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управленческий анализ
  • 3535 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 10.12.2016
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения наукоемких технологии в процессе подготовки и принятия решений 5
1.1. Понятие и критерии отнесения технологий к наукоемким 5
1.2. Формирование организационно-экономического механизма принятия решений в высокотехнологичном производстве 7
2.Особенности управления наукоемкими производствами 17
2.1. Механизм развития организационной структуры наукоемкого производства 17
2.2. Неоиндустриализация промышленности России на основе наукоемких инноваций 22
2.3. Крупнейшие высокотехнологичные компании 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Фрагмент для ознакомления

Однако 10-процентный рост частных инвестиций не смог перекрыть значительное падение государственных инвестиций. Поэтому общий объем инвестиций в основной капитал в 2015 г. сократился в сравнении с 2012 г. на 11%, и это стало главной причиной сначала стагнации, а затем рецессии. Ведь в России из-за устаревших основных фондов и высокой капиталоемкости общественного производства намного в большей степени, чем в других странах, экономический рост определяется повышением инвестиций.Возможности экономического роста в России за счет лучшего, более полного использования материально-технической базы из-за ее отсталости крайне ограничены. Чтобы на 1% поднять темпы ВВП, в России нужно инвестиции увеличить, как показывает статистический анализ, на 2–3%, если ориентироваться на внутренние источники социально-экономического роста. Недофинансирование экономического роста – главная причина его приостановки, а затем и рецессии.Кроме главного фактора сокращения инвестиций, это связано также с возникшим в ходе кризиса 2008–2009 гг. большим оттоком капитала – более 700 млрд дол. за 2008–2016 гг., прогрессирующим устареванием основных фондов, требующих все больше средств на их поддержание: ведь 22% машин и оборудования страны сегодня работают свыше сроков своего износа и требуют систематического ремонта, повышенного обслуживания при возрастающих простоях и т. п.Со второй половины 2014 г. на это повлияло также введение санкций против России, прежде всего, по ограничению в использовании зарубежных инвестиций, а также снижение цен на нефть, что уменьшило нашу экспортную выручку примерно на 200 млрд дол. в год, которая тоже частично использовалась для финансирования инвестиций.Кроме того, снижение нефтяных цен привело к девальвации рубля более чем в два раза, что вызвало двойной рост цен на потребляемые в России импортируемые товары и привело к наивысшей инфляции за последние 10 лет: по потребительским ценам – на 15,5% и по промышленным ценам – на 12,9% в год. Это вызвало рекордное повышение ключевой ставки Банка России с исходного уровня в 5,5% в 2012 г. до 17% на рубеже 2014–2015 гг., а затем – сохранение этой ставки на уровне 11%. И только в июне 2016 г. она была снижена до 10,5%. Сложившийся ссудный процент за кредит предприятиям и организациям в результате оказался выше их рентабельности и сделал инвестиционные кредиты для большинства из них неокупаемыми.Все эти разрозненные действия отдельных ветвей государственной власти не были звеньями единой экономической политики. Никаких заданий по столь значительному сокращению инвестиций Президент или Правительство не давали, они не выступали инициаторами прекращения социально-экономического роста, а тем более – перехода к кризису в условиях, когда мировая экономика устойчиво росла по 3% в год, развитые страны вышли из кризиса и наращивали темпы своего развития по 1,5–2% в год, а развивающиеся страны обеспечивают среднегодовой темп, превышающий 5%.Ловушки стагнации и рецессии Россия могла бы избежать, если бы в 2013–2015 гг. инвестиции увеличивались по 10% в год, как это было предусмотрено в Указе Президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной экономической политике», в котором было задание – увеличить к 2015 г. норму инвестиций в ВВП до 25%. В 2012 г. она составляла 21%, и для выполнения этого задания требовался 10-процентный ежегодный рост инвестиций.Но в действительности произошло наоборот: инвестиции по государственной линии не увеличивались по 10% в год, а сокращались по 9% в год. Так что, несмотря на рост частных инвестиций, доля инвестиций в ВВП в 2015 г. снизилась до 18%, а в 2016 г. (поскольку инвестиции сокращаются, примерно, на 5%) она, видимо, упадет до 17%. Тем самым были подорваны главные источники социально-экономического роста, и экономика с социальной сферой стали в 2013–2016 гг. деградировать.Сокращение инвестиций в основные фонды шло рука об руку со снижением вложений в человеческий капитал, прежде всего в его главную составляющую – «экономику знаний». Наибольшую роль здесь играют вложения в сферу образования, которое в составе ВВП (по статистике национальных счетов) снизилось в 2008–2015 гг. на 11% и снижается в 2016 г. – в I квартале еще на 4,1%. Рассмотрим паспорт комплексной программы развития партнерских взаимоотношений общества, государства, промышленного бизнеса, образования и науки РФ (таблица 7), предполагающий на его основе формирование Концепции промышленных ГЧП. Таблица 7Программа инновационной неоиндустриализации промышленности РоссииНаименование документаКомплексная программа неоиндустриализации промышленности РФ на период до 2025 годаЦелевой заказчикМинистерство промышленности, науки и технологий РФЦель комплексной программыРеализация государственной политики неоиндустриализации за счет партнерских отношений с частным бизнесом, изменения условий функционирования промышленности России на базе применения достижений НТП и НИОКР, трансфере импортных технологий с последующим замещением на отечественные, роста эффективности промышленного производства, повышения уровня конкурентоспособности промышленной продукции в условиях мирового рынка, а также формирование дополнительных рабочих мест и решения социальных вопросов.Основные задачи программы1.Определение направлений модернизации промышленного комплекса страны, технических и технологических приоритетов современной государственной промышленной политики.2. Организация ГЧП на современных инновационно-технологических предприятиях на базе новых форм организации производства (ОЭЗ, кластеры, технологические платформы, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие зоны и др.);3. Подготовка производств для смены техники и технологий.4. Увеличение доли промышленного ВВП, с увеличением наукоемких производств.5. Формирование промышленных кластеров и пространственной организации производств (инфраструктура, логистика, экология).6. Органиизация и развитие финансового обеспечения Механизмов ГЧП и инновационной модернизации промышленности.7.Развите сектора НИОКР, научных исследований, внедрение достижений НТП, трансфер технологий.8.Организация новых рабочих мест при росте производительности труда.9. Формирование и реализация мероприятий по уменьшению рсиков ГЧП, снижению рисков промышленности в условиях, ВТО.10. Организация системы подготовки и переподготовки производственных кадров.Основные принципы комплексной программы1.Развитие ГЧП в инновационных направлениях функционирования промышленности, использование новых наукоемких технологий с постепенным замещением традиционных производств.2. Выход предприятий на новые рынки инновационной продукции и сырья, интеграция в новые сектора экономики.3.Развитие конкурентоспособной среды, государственная поддержка инновационного сектора производства.4.Переориенация промышленной политики на развитие НТП и НИОКР в промышленном секторе.5.Кластеризация промышленных комплексов, отраслей промышленности с использованием механизмов крупных федеральных, региональных и муниципальных проектов и программ для формирования новых инновационных промышленных кластеров.Основные мероприятия по реализации программы1.Совершенствование законодательной системы и других НПА в области ГЧП и развития промышленного комплекса:- разработка и принятие закона о неоиндустриализационной промышленной политике;- создание законодательства по кластерной политике в РФ;- законодательное закрепление модернизации промышленного комплекса РФ- принятие закона РФ о ГЧП в промышленности.2.Реализация мероприятий инновационной деятельности в промышленном комплексе:- трансфер импортных технологий, разработка и внедрение отечественных наукоемких технологий по производству новой, конкурентоспособной продукции, соответствующей параметрам мирового уровня;- развитие стратегически значимых сфер промышленности РФ, обеспечивающих ее национальную безопасность;- содействие развитию сферы инновационного предпринимательства в промышленности;- формирование инновационной инфраструктуры, кластеров, логистики и других территориальных новаций;-формирование и реализация стратегий инновационного развития по отраслям и видам деятельности промышленности;-формирование новой системы менеджмента качества и управления качеством инновационной продукции .3.Модернизация и техническое переоснащение отечественного производства, повышение инвестиционной привлекательности промышленных предприятий, развитие интеграции промышленных производств:-приобретение и использование оборудования АСУ ТП;-модернизация функционирующих комплексов в стратегических и социально значимых отраслях с целью повышения его эффективности функционирования;-трансфер импортных технологий и оборудования;-развитие механизмов реализации инвестиций, направленных на модернизацию и техническое переоснащение производства.4.Содействие развитие микро, малых и средних предприятий промышленности:-использование форм аутсорсинга, субконрактинга, франчайзинга и франдрайзинга, промышленной кооперации;-создание бизнес-инкубаторов, инновационных и технологических центров, специализированных промышленных технопарков;5.Развитие рынка труда, новых форм и ресурсов привлечения молодых специалистов и рабочих кадров в промышленность:-проведение постоянного мониторинга потребностей основных кадров в промышленные предприятия с учетом реализации проектов ГЧП, инвестиционных программ и модернизации отраслей промышленности;-формирование государственного заказа и конкурсный отбор специалистов для неоиндустриализации промышленного комплекса РФ;-формирование в регионах инновационной сферы подготовки кадров через областные целевые программы6.Оптимизация энергоэффективности промышленного комплекса:-внедрение ресурсоосберегающих технологий, которые обеспечивают повышение энергоэффективности модернизационных процессов:-разработка комплексных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности промышленных производств;-формирование новых экологически чистых предприятий на основе энергосберегающих и экологических технологий.Этапы с сроки реализации программыЭтапы реализации комплексной программы:- первый этап: 2016-2018 годы;- второй этап: 2019-2025 годы.Сроки реализации: 2016-2025 гг.Участники и исполнители ПрограммыОрганы государственной власти РФ , регионов и органы МСУ, администрация промышленных предприятий, банковский сектор, научные организации, научно-образовательные учреждения, зарубежные предприятия, инвестиционные компании, субъекты бизнеса, общественные организации.Перспективные формы организации промышленных ГЧПОсновными формами организации промышленных ГЧП являются:-кластеры с государственным участием;-ОЭЗ;-госкорпорации;-государственный франдрайзинг;-технологический трансфер.Экономический эффект от реализации программыВ результате комплексной реализации предлагаемых системных программных мероприятий к 2025 году: - объем отгруженной продукции отечественного производства увеличится в 3,8-4 раза; -обновление основных фондов новым оборудованием составит 80%; -инвестиции в промышленный сектор возрастут в 2-2,8 раза; -трансфер импортных технологий вырастет до 30% от имеющегося уровня; - темп роста численности производственных работников в промышленности составит 100,5-103%; - заработная плата в обрабатывающей промышленности достигнет размера 58 400-80 500 руб. (в ценах 2014 года); -уровень производительности труда в промышленности вырастет в 3-4 раза, в том числе: в отрасли машиностроения – в 4, 5 раза; -доля инновационной продукции в общем объеме отгрузки предприятий составит 30-36%,; -доля новых, «инновационно активных» предприятий достигнет уровня 40% от общего числа предприятий; -число промышленных кластеров составит 200-260 единиц, -количество высокотехнологичных рабочих мест во вновь созданных кластерах повысится до 300 тыс.чел. Особенности формирования данных структур:- промышленные ГЧП должны выступать в качестве базовых институтов экономики, имеющих значительный потенциал, способный обеспечить модернизацию промышленного комплекса и экономики в целом (организация новых форм ГЧП); - существующая промышленная база РФ объективно требует конструктивного реформирования институционального альянса государства и различных организационных форм бизнеса (совершенствование имеющихся форм промышленных ГЧП); -усложнения структуры промышленных ГЧП, органичного его слияния с другими субъектами экономики, использующих промышленную продукцию, распространения ГЧП на все уровни хозяйствования страны (создания кластерных ГЧП). 2.3. Крупнейшие высокотехнологичные компанииОдна из наиболее важных тенденций современной мировой экономической системы – это преобладающая роль знаний в процессе формирования добавленной стоимости. Знания – это продукт, с одной стороны, частный, который можно присваивать, а с другой – общественный, принадлежащий всем. Поэтому знания измеряют по затратам на их производство и по рыночной стоимости проданных знаний. Затраты включают расходы на исследования и разработки, на высшее образование, на программное обеспечение.По данному показателю Россия очень существенно отстает от наиболее развитых стран. Экономику, основанную на знаниях, можно охарактеризовать двумя путями. Во-первых, со стороны входа, то есть на основе оценки общего объема затрат (суммарных инвестиций) на развитие ее базового сектора, в котором вырабатываются и распространяются новые знания (образование и НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы); во-вторых, со стороны выхода, то есть оценивая вклад по валовой добавленной стоимости отраслей, которые в основном и потребляют новые знания: от так называемых высокотехнологичных отраслей высшего уровня или ведущих высоких технологий, включающих также отрасли оборонной промышленности, до высоких технологий среднего уровня и сферы высокотехнологичных услуг.Был проведен анализ данных внутренних затрат на исследования и разработки в России по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологии, и источникам финансирования, которые в общем составляют 8058,9 млн евро., из них финансируемые из средств федерального бюджета 4939,1 млн евро.В действующих нормах ГПК РФ предусмотрено обязательное участие прокурора в гражданском процессе при наличии определенных обстоятельств. Так, в статье 45 ГПК РФ закреплены общие условия обязательности участия прокуроров в гражданском процессе. Одним из способов реализации полномочий прокурора при его участии в гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции выступает необходимость вступления в дело для дачи соответствующих заключений. В соответствие с частью 3 статьи 45 ГПК РФ прокуроры могут вступать в рассмотрение гражданских дел и давать определенные заключение по делам, связанным с принудительным выселениям, по искам о незаконных увольнениях и восстановлении в должности и на работе, о возмещении тех видов вреда, который причинен жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим ГПК РФ и иными законодательными актами, в целях осуществления возложенных на прокуратуру полномочий. Неявки прокуроров, извещенных о времени и месте рассмотрения гражданских дел, не может служить препятствием к разбирательству гражданских дел. Для вступления прокурора в гражданский процесс для дачи заключения с 15 сентября 2015 года уже исключены дела об оспаривании нормативных правовых актов, о защите, как избирательных прав, так и прав на участие в референдуме граждан российского государства. В настоящее время данные категории дел рассматриваются в судах общей юрисдикции по правилам административного судопроизводства. Прокурор должен давать в рамках гражданского процесса заключения по следующим категориям дел: об усыновлении и отмене усыновления (статьи 125, 140 СК РФ), с требованиями о возвращении ребенка или осуществлении в отношении ребенка прав доступа в соответствии с международными договорами Российской Федерации (глава 22.2 ГПК РФ); о признании граждан безвестно отсутствующим или об объявлении граждан умершими (согласно статье 278 ГПК РФ), об ограничении дееспособности граждан, о признании граждан полностью недееспособными, об ограничении или же полном лишении несовершеннолетних лиц в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет прав на самостоятельное распоряжение собственными доходами (статья 284 ГПК РФ). Кроме того прокуроры участвуют в гражданском процессе по делам следующих категорий: об объявлении несовершеннолетних лиц полностью дееспособными (согласно статье 288 ГПК РФ), о принудительной госпитализации граждан в психиатрические стационары или о продлении сроков такого рода госпитализации лиц, страдающих определенными психическими расстройствами (статья 304 ГПК РФ), о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (статьи 70, 72, 73 СК РФ), об обязательном обследовании и принудительном лечении больных туберкулезом (согласно статье 10 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»). В пункте 2 Приказа Генерального прокурора РФ от 26.04.2012 № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» обязательными первоочередным является участие прокурора при рассмотрении дел: о выселении без предоставления иных жилых помещений; о восстановлении на прежнем месте работы; о возмещении вреда, причиненного жизни или же здоровью граждан а также иных случаях, предусмотренных действующими законодательными актами российского государства. В иных случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, прокуроры должны участвовать в гражданских процессах и давать заключения по делам, если истцы или же ответчики по состоянию здоровья, в силу слишком малого или преклонного возраста, отсутствия дееспособности и иным уважительными причинам не могут лично отстаивать в гражданском судопроизводстве свои права и законные интересы. Прокурор также может участвовать в случае, если в процессе судебного рассмотрения дел те или иные споры приобретают особое общественное значение в субъектах Российской Федерации или муниципальных сообществах. Прокуроры, подавшие заявления, могут пользоваться всеми процессуальными правами и нести все процессуальные обязанности истцов, за исключением прав на заключения соответствующих мировых соглашений и обязанностей по уплате судебных издержек. В случае отказа прокуроров от заявлений, поданных для защиты защиту законных интересов иных лиц, рассмотрение гражданских дел по существу должно продолжаться, за исключением случаев, если сами истцы или же их законные представители не заявят об отказе от исков. При отказе истцов от соответствующих исков суды прекращают производство по гражданским делам, если это не будет противоречить закону или не будет нарушать прав и законных интересов иных субъектов. При этом, необходимо отметить, что согласно пояснениям Конституционного Суда РФ, положения части 1 статьи 45 ГПК РФ в их корреспонденции с действующими нормами Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не предполагают возможности произвольных решений прокуроров в части обращений в суды по гражданским делам с соответствующими заявлениями в защиту прав и свобод граждан. Такое решение должно приниматься ими по результатам всесторонних прокурорских проверок соответствующих обращений граждан. К неопределенному кругу субъектов такие требования не относятся. Прокуроры также принимает участие в судах апелляционной инстанции. На основании статей 320 и 331 ГПК РФ на решение судов первой инстанции прокуроры, участвующие в деле, могут принести апелляционные представления. Тогда как на определение судов первой инстанции прокурорами может вноситься представление в случаях, предусмотренных ГПК РФ, либо в ситуациях, если такого рода судебные определения исключают возможности дальнейшего движения гражданских дел. В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», если прокуроры по каким-либо причинам не принимали уча-стия в судах первой инстанции, хотя и должны были вступать в процесс в силу статьи 45 ГПК РФ. То они в соответствии со статьями 34 и 35 ГПК РФ является лицами, участвующими в деле, и вправе обжаловать судебные постановления по данным гражданским делам посредством внесения соответствующих апелляционных представлений. Таким образом, на основании всего вышеизложенного, необходимо сделать следующие выводы, непосредственно процессуальное положение прокуроров в гражданском процессе следует оценивать как положение специальных представителей. Таких представителей, которые в отличие от классических категорий представителей защищают в большей степени не частные, а публичные интересы, что выражается в защите ими во имя общих благ не столько законности и правопорядка, сколько неотчуждаемых прав личности. Обозначая процессуальное положение прокуроров в гражданском судопроизводстве именно понятием «прокурор», законодатель придает ему уже не должностные, а процессуальные значения, что обусловлено тем, что исторически, прокуроры выступали именно как лица процессуальные, как представители интересов иных лиц особого рода.В действующих нормах ГПК РФ предусмотрено обязательное участие прокурора в гражданском процессе при наличии определенных обстоятельств. Так, в статье 45 ГПК РФ закреплены общие условия обязательности участия прокуроров в гражданском процессе. Одним из способов реализации полномочий прокурора при его участии в гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции выступает необходимость вступления в дело для дачи соответствующих заключений. В соответствие с частью 3 статьи 45 ГПК РФ прокуроры могут вступать в рассмотрение гражданских дел и давать определенные заключение по делам, связанным с принудительным выселениям, по искам о незаконных увольнениях и восстановлении в должности и на работе, о возмещении тех видов вреда, который причинен жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим ГПК РФ и иными законодательными актами, в целях осуществления возложенных на прокуратуру полномочий. Неявки прокуроров, извещенных о времени и месте рассмотрения гражданских дел, не может служить препятствием к разбирательству гражданских дел. Для вступления прокурора в гражданский процесс для дачи заключения с 15 сентября 2015 года уже исключены дела об оспаривании нормативных правовых актов, о защите, как избирательных прав, так и прав на участие в референдуме граждан российского государства. В настоящее время данные категории дел рассматриваются в судах общей юрисдикции по правилам административного судопроизводства. Прокурор должен давать в рамках гражданского процесса заключения по следующим категориям дел: об усыновлении и отмене усыновления (статьи 125, 140 СК РФ), с требованиями о возвращении ребенка или осуществлении в отношении ребенка прав доступа в соответствии с международными договорами Российской Федерации (глава 22.2 ГПК РФ); о признании граждан безвестно отсутствующим или об объявлении граждан умершими (согласно статье 278 ГПК РФ), об ограничении дееспособности граждан, о признании граждан полностью недееспособными, об ограничении или же полном лишении несовершеннолетних лиц в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет прав на самостоятельное распоряжение собственными доходами (статья 284 ГПК РФ). Кроме того прокуроры участвуют в гражданском процессе по делам следующих категорий: об объявлении несовершеннолетних лиц полностью дееспособными (согласно статье 288 ГПК РФ), о принудительной госпитализации граждан в психиатрические стационары или о продлении сроков такого рода госпитализации лиц, страдающих определенными психическими расстройствами (статья 304 ГПК РФ), о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (статьи 70, 72, 73 СК РФ), об обязательном обследовании и принудительном лечении больных туберкулезом (согласно статье 10 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»). В пункте 2 Приказа Генерального прокурора РФ от 26.04.2012 № 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» обязательными первоочередным является участие прокурора при рассмотрении дел: о выселении без предоставления иных жилых помещений; о восстановлении на прежнем месте работы; о возмещении вреда, причиненного жизни или же здоровью граждан а также иных случаях, предусмотренных действующими законодательными актами российского государства. В иных случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, прокуроры должны участвовать в гражданских процессах и давать заключения по делам, если истцы или же ответчики по состоянию здоровья, в силу слишком малого или преклонного возраста, отсутствия дееспособности и иным уважительными причинам не могут лично отстаивать в гражданском судопроизводстве свои права и законные интересы. Прокурор также может участвовать в случае, если в процессе судебного рассмотрения дел те или иные споры приобретают особое общественное значение в субъектах Российской Федерации или муниципальных сообществах. Прокуроры, подавшие заявления, могут пользоваться всеми процессуальными правами и нести все процессуальные обязанности истцов, за исключением прав на заключения соответствующих мировых соглашений и обязанностей по уплате судебных издержек. В случае отказа прокуроров от заявлений, поданных для защиты защиту законных интересов иных лиц, рассмотрение гражданских дел по существу должно продолжаться, за исключением случаев, если сами истцы или же их законные представители не заявят об отказе от исков. При отказе истцов от соответствующих исков суды прекращают производство по гражданским делам, если это не будет противоречить закону или не будет нарушать прав и законных интересов иных субъектов. При этом, необходимо отметить, что согласно пояснениям Конституционного Суда РФ, положения части 1 статьи 45 ГПК РФ в их корреспонденции с действующими нормами Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не предполагают возможности произвольных решений прокуроров в части обращений в суды по гражданским делам с соответствующими заявлениями в защиту прав и свобод граждан. Такое решение должно приниматься ими по результатам всесторонних прокурорских проверок соответствующих обращений граждан. К неопределенному кругу субъектов такие требования не относятся. Прокуроры также принимает участие в судах апелляционной инстанции. На основании статей 320 и 331 ГПК РФ на решение судов первой инстанции прокуроры, участвующие в деле, могут принести апелляционные представления. Тогда как на определение судов первой инстанции прокурорами может вноситься представление в случаях, предусмотренных ГПК РФ, либо в ситуациях, если такого рода судебные определения исключают возможности дальнейшего движения гражданских дел. В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», если прокуроры по каким-либо причинам не принимали уча-стия в судах первой инстанции, хотя и должны были вступать в процесс в силу статьи 45 ГПК РФ. То они в соответствии со статьями 34 и 35 ГПК РФ является лицами, участвующими в деле, и вправе обжаловать судебные постановления по данным гражданским делам посредством внесения соответствующих апелляционных представлений. Таким образом, на основании всего вышеизложенного, необходимо сделать следующие выводы, непосредственно процессуальное положение прокуроров в гражданском процессе следует оценивать как положение специальных представителей. Таких представителей, которые в отличие от классических категорий представителей защищают в большей степени не частные, а публичные интересы, что выражается в защите ими во имя общих благ не столько законности и правопорядка, сколько неотчуждаемых прав личности. Обозначая процессуальное положение прокуроров в гражданском судопроизводстве именно понятием «прокурор», законодатель придает ему уже не должностные, а процессуальные значения, что обусловлено тем, что исторически, прокуроры выступали именно как лица процессуальные, как представители интересов иных лиц особого рода.Анализ данных подтверждает, что финансирование в ведущих отраслях экономики знаний находится на низком уровне. Ни государственный, ни (особенно) частный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Рассмотрим рейтинг, по данным Евростата 2500 крупнейших компаний по затратам на НИОКР в мире. В таблице 5 указаны лидирующие компании по отраслям, рассматриваемым в данном исследовании.Таблица 8Компании с крупнейшими затратами на НИОКР по данным Евростата в исследуемых отрасляхНазваниеСтранаМесто в мировом рейтингеОтрасльСумма затрат на НИОКР, млн евроВыручка, млн евроРентабельность по чистой прибыли (2015 г.), %SamsungЮжная Корея2Электроника и электрическое оборудование12187,018750,112,1VolkswagenГермания1Автомобильная13120,012139,06,0BombardierКанада76Авиакосмическая и оборонная1508,1-434,9-2,6RocheШвейцария7Фармацевтика и биотехнологии7422,111733,229,7ArcelormittalЛюксембург426Промышленные металлы и добыча213,32499,03,8SchlumbergerСША123Нефтяное оборудование и обслуживание1002,47816,519,5Данные в таблице 8 отражают высокий уровень затрат на НИОКР в компаниях из ведущих стран мира. Связано это с тем, что чем более сложные технологии и новейшие знания требуются для предпринимательской деятельности, тем больше оказывается показатель интенсивности затрат на НИОКР (измеряемый как доля от объёма продукции). Сопоставим данные крупнейших международных компаний с ведущими компаниями России в анализируемых отраслях. По российским компаниям источником информации послужили данные РБК: рейтинг 50 крупнейших технологичных компаний России.Очевидно, что движение к экономике знаний в нашей стране невозможно без активного включения в инновационный процесс предпринимательского сектора. Несложный расчёт показывает, что если доля предпринимательского сектора составила бы порядка 70 % как в ведущих странах, то при сохранении существующего объёма государственного финансирования НИОКР интенсивность совокупных затрат на НИОКР в стране могла бы составить порядка 2,5 % от ВВП. А это означает удвоение существующего уровня и достижение уровня ведущих стран.Следует отметить, что интенсивность затрат на НИОКР не случайно становится одним из важнейших показателей для ведущих стран при планировании стратегий развития в научно-технологической сфере. По сути, этот показатель отражает уровень развития реального сектора экономики, долю в нём высокотехнологичных и наукоёмких видов деятельности, потенциал формирования добавленной стоимости и корпоративной прибыли, а значит, и потенциал налоговых поступлений в бюджет государства. Следовательно, стимулирование активности предприятий в организации исследований и разработок позволяет решить целый ряд проблем российской экономики.Таким образом, глобальная конкуренция за рынки и прибыль всё больше смещается в сферу знаний, обработки информации, новых и уникальных технологий. Способность российского производства конкурировать на глобальном уровне напрямую зависит от вовлеченности отечественных предприятий в процесс развития науки и технологий. Однако, исследования и разработки – это наиболее рискованное направление деятельности предприятий, привлекательность которого во многом зависит от эффективности системы взаимоотношений государства, общества и бизнеса в этой сфере. Вклад в исследования и разработки в России за год составляют порядка 8058,9 млн евро, в то время как годовой вклад в развитие НИОКР у компании Samsung составляет 12187,0 млн евро. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Россия существенно отстает от наиболее развитых государств в области финансирования НИОКР. При данной сумме вложений не стоит ожидать хорошего результата. Таблица 9Крупнейшие технологические компании в России в 2015 годуНазваниеМесто в рейтинге РБКОтрасльСумма затрат на НИОКР , млн евроВыручка, млн евроСредняя рентабельность по чистой прибыли (2011-2015 гг.), %Государственный Рязанский приборный завод30Радиотехническая промышленностьн. д.182,18,2Ульяновский автомобильный завод19Автомобильнаян. д.444,64,0Холдинг «Вертолеты России»2Авиационная промышленность21,82130,943,3MailRu Group1ITн. д.595,535,7Казанское моторостроительное производственное объединение38Энергетическое машиностроениен. д.219,84,3Новомет33Нефтегазовое машиностроениен. д.100,18,3Государственная политика должна быть направлена на выстраивание привлекательной бизнес-среды, способной сформировать долгосрочную заинтересованность предпринимательского сектора в формировании новых знаний и последующем коммерческом внедрении результатов в виде передовых технологий и инновационных продуктов. Долгосрочный характер выстраивания отношений между государством и предпринимателями является в этой сфере принципиально важным, поскольку результат от вложений в сферу знаний появляется с некоторым лагом, по некоторым оценкам, через 2-4 года.ЗаключениеВысокотехнологичное производство в современных условиях определяет приоритетные направления развития страны, обеспечивая ей место среди мировых лидеров высоких технологий, что крайне важно в контексте растущей глобализации мировой экономики. В силу этих причин к особенностям функционирования и развития наукоемких отраслей промышленности в настоящее время наблюдается повышенный интерес. Только тогда, когда существует достаточное множество качественных критериев наукоемкости, дополняющих количественные критерии и показатели, можно добиться системного понимания рассматриваемой проблематики.Необходимо формирование новой концепции управления реализацией программ производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции на основе учета и управления риском, возникающим в результате действия факторов научно-технического, финансово-экономического и производственно-технологического. В случае наступления неблагоприятного события экономическая составляющая позволит максимально избежать напрасного расхода средств. А технический аспект состоит в минимизации развития таких событий, которые приводят к снижению эффективности экономических задач, решаемых российским наукоемким сектором. Для текущего функционирования наукоемкого и высокотехнологичного комплекса, а также для повышения эффективности анализа и прогнозирования в их жизненном цикле должен присутствовать этап когнитивного моделирования.Процесс развития организационных структур наукоемких производств должен начинаться с определения конкретных целей, которые должны достигаться при реализации механизма. Цели должны ставиться исходя уже имеющихся или предполагаемых изменений воздействия внешней среды. Данному аспекту необходимо уделять особое внимание, поскольку процесс развития организационных структур предполагает определенные затраты, многократно возрастающие при увеличении заданных параметров производства и управления, следовательно, нужно иметь формально выраженное определение предельных показателей достижения целей. Выдвижение многих организационных целей часто сопровождается тем, что они противоречат друг другу.Особенности формирования структур ГЧП: промышленные ГЧП должны выступать в качестве базовых институтов экономики, имеющих значительный потенциал, способный обеспечить модернизацию промышленного комплекса и экономики в целом (организация новых форм ГЧП); существующая промышленная база РФ объективно требует конструктивного реформирования институционального альянса государства и различных организационных форм бизнеса (совершенствование имеющихся форм промышленных ГЧП); усложнения структуры промышленных ГЧП, органичного его слияния с другими субъектами экономики, использующих промышленную продукцию, распространения ГЧП на все уровни хозяйствования страны (создания кластерных ГЧП). Список использованной литературыБендиков М.А., Фролов И.Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 57 – 71.Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия. Под научной редакцией профессора А.Н. Шохина. Издательский дом Высшей школы экономики. Москва 2011 С.25-28.Варнавский В.Г. Приватизационные процессы в инфраструктуре: успехи и ошибки реформ // Мировая экономика и международные отношения 2011. № 8. С. 109–113.Верещагина Л.C. О содержании организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием // Вестник СГСЭУ. 2011. № 2 (36). С. 43 – 44.Герасимов Б.И. Моделирование организационной структуры промышленного предприятия. Тамбов. Издательство ТГТУ, 2011. - 86 сГоличенко О.Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России. М.: Наука, 2011. 634 с.Долгий В.И., Гребенников А.И. Организационное развитие предприятий в условиях формирования новой индустриальной экономики // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (41). С. 55 – 60.Курбатова С.П. Актуализация процессов развития предприятий наукоемкого сектора // Организатор производства. 2013. №3 (58). С. 32-35.Лавринов Г.А., Хрусталев Е.Ю. Организационно-экономические механизмы развития оборонного производства // Концепции. 2011. № 1 (15).Модели и методы инновационной экономики / Сборник научных трудов; под ред. К.А. Багриновского, Е.Ю. Хрусталёва. Выпуск 7. М.: ЦЭМИ РАН, МАОН, 2015. 189 с.Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия / рук. авт. кол. B.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. М.: Наука, 2012. С.50.Никитаева А.Ю. Стратегии и механизмы взаимодействия государства и бизнеса в регионах России // Региональная экономика. 2013. №9Попиков А.А. Методы организации производственных процессов наукоемкого предприятия // Организатор производства. 2013. №4 (59). С. 15-17Туровец О.Г. Проблемы эффективного функционирования системы организации наукоемкого производства: монография / под. ред. О.Г. Туровца. Воронеж: ФГБОУ ВПО ВГТУ, 2013. 165 с.Федотов А.В. Сдерживающие факторы экономического развития промышленных предприятий // Вопросы региональной экономики. Издательство: Финансово-экономическая академия (Королев). 2013. №4 (17). С. 95–104.Хрусталев Е.Ю. Этапы когнитивного моделирования стратегии развития наукоемкого сектора Российской экономики // Модели и методы инновационной экономики / Сборник научных трудов. Выпуск 7. М.: ЦЭМИ РАН, МАОН, 2015. С. 161–166.Хрусталёв Е.Ю., Хрусталёв О.Е. Организационно-экономические методы формирования современных корпоративных структур // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 45.Щербаков Д.С. Повышение качества управления наукоемким производством в условиях нового технологического уклада //Век качества. – 2011. - № 3. – С. 20-24.Яременко Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики // Яременко Ю.В. Избранные труды в трех книгах. М.: Наука, 2013. Кн. I.


1. Бендиков М.А., Фролов И.Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 57 – 71.
2. Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия. Под научной редакцией профессора А.Н. Шохина. Издательский дом Высшей школы экономики. Москва 2011 С.25-28.
3. Варнавский В.Г. Приватизационные процессы в инфраструктуре: успехи и ошибки реформ // Мировая экономика и международные отношения 2011. № 8. С. 109–113.
4. Верещагина Л.C. О содержании организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием // Вестник СГСЭУ. 2011. № 2 (36). С. 43 – 44.
5. Герасимов Б.И. Моделирование организационной структуры промышленного предприятия. Тамбов. Издательство ТГТУ, 2011. - 86 с
6. Голиченко О.Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России. М.: Наука, 2011. 634 с.
7. Долгий В.И., Гребенников А.И. Организационное развитие предприятий в условиях формирования новой индустриальной экономики // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (41). С. 55 – 60.
8. Курбатова С.П. Актуализация процессов развития предприятий наукоемкого сектора // Организатор производства. 2013. №3 (58). С. 32-35.
9. Лавринов Г.А., Хрусталев Е.Ю. Организационно-экономические механизмы развития оборонного производства // Концепции. 2011. № 1 (15).
10. Модели и методы инновационной экономики / Сборник научных трудов; под ред. К.А. Багриновского, Е.Ю. Хрусталёва. Выпуск 7. М.: ЦЭМИ РАН, МАОН, 2015. 189 с.
11. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия / рук. авт. кол. B.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. М.: Наука, 2012. С.50.
12. Никитаева А.Ю. Стратегии и механизмы взаимодействия государства и бизнеса в регионах России // Региональная экономика. 2013. №9
13. Попиков А.А. Методы организации производственных процессов наукоемкого предприятия // Организатор производства. 2013. №4 (59). С. 15-17
14. Туровец О.Г. Проблемы эффективного функционирования системы организации наукоемкого производства: монография / под. ред. О.Г. Туровца. Воронеж: ФГБОУ ВПО ВГТУ, 2013. 165 с.
15. Федотов А.В. Сдерживающие факторы экономического развития промышленных предприятий // Вопросы региональной экономики. Издательство: Финансово-экономическая академия (Королев). 2013. №4 (17). С. 95–104.
16. Хрусталев Е.Ю. Этапы когнитивного моделирования стратегии развития наукоемкого сектора Российской экономики // Модели и методы инновационной экономики / Сборник научных трудов. Выпуск 7. М.: ЦЭМИ РАН, МАОН, 2015. С. 161–166.
17. Хрусталёв Е.Ю., Хрусталёв О.Е. Организационно-экономические методы формирования современных корпоративных структур // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 45.
18. Щербаков Д.С. Повышение качества управления наукоемким производством в условиях нового технологического уклада //Век качества. – 2011. - № 3. – С. 20-24.
19. Яременко Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики // Яременко Ю.В. Избранные труды в трех книгах. М.: Наука, 2013. Кн. I.

Вопрос-ответ:

Что такое наукоемкие технологии?

Наукоемкие технологии - это технологии, основанные на научных исследованиях и требующие высокой квалификации специалистов для их разработки и реализации.

Какие критерии позволяют отнести технологию к наукоемкой?

Для отнесения технологии к наукоемкой необходимо учитывать такие критерии, как использование прогрессивных научных знаний и открытий, наличие сложных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, требование высокой квалификации специалистов и применение специальных научных инструментов и оборудования.

Как формируется организационно-экономический механизм принятия решений в высокотехнологичном производстве?

Организационно-экономический механизм принятия решений в высокотехнологичном производстве формируется на основе анализа научно-технической информации, определения приоритетов и целей, разработки стратегии и тактики реализации проектов, распределения ресурсов и контроля за выполнением задач.

Какие особенности управления наукоемкими производствами существуют?

Управление наукоемкими производствами характеризуется такими особенностями, как сложность научно-технических решений, требование высокой квалификации персонала, использование инновационных технологий, необходимость постоянного обновления знаний и навыков специалистов, а также высокие затраты на исследования и разработки.

Что такое неоиндустриализация промышленности и как она связана с наукоемкими технологиями?

Неоиндустриализация промышленности - это переход к высокотехнологичным методам производства и использованию наукоемких технологий. Она связана с наукоемкими технологиями, так как их внедрение позволяет повысить эффективность работы промышленных предприятий, сократить затраты и улучшить качество продукции.

Что такое наукоемкие технологии?

Наукоемкие технологии - это технологии, которые требуют значительных научных знаний и современного научно-технического оборудования для своего применения. Они часто используются в высокотехнологичных отраслях, таких как информационные технологии, биотехнология, нанотехнологии и другие.

Какие критерии позволяют отнести технологию к наукоемким?

Критерии, позволяющие отнести технологию к наукоемким, включают: сложность научных исследований, необходимые для разработки и применения технологии; степень инновационности и уникальности технологии; требуемые для ее применения научные знания и навыки; используемое научно-техническое оборудование.

Каким образом формируется организационно-экономический механизм принятия решений в высокотехнологичном производстве?

Организационно-экономический механизм принятия решений в высокотехнологичном производстве формируется путем определения целей и задач предприятия, разработки планов и программ развития, организации научно-исследовательской и разработочной работы, применения инновационных методов и технологий, анализа и прогнозирования рынка и конкурентной ситуации, а также управления интеллектуальным капиталом предприятия.

Каковы особенности управления наукоемкими производствами?

Особенности управления наукоемкими производствами включают: необходимость наличия высококвалифицированных научных и технических специалистов; сложность и неопределенность процессов разработки и производства высокотехнологичных продуктов; большая зависимость от научных исследований и разработок; высокая стоимость научно-технического оборудования и инфраструктуры; необходимость постоянного инновационного развития и обновления технологий.

Что такое наукоемкие технологии?

Наукоемкие технологии - это технологии, основанные на научных исследованиях и знаниях. Они требуют высокой квалификации специалистов и интенсивного использования научных методов для своей разработки и применения.

Какие критерии позволяют отнести технологии к наукоемким?

К критериям отнесения технологий к наукоемким можно отнести следующие: интенсивное использование научных исследований, применение научных методов при разработке и применении технологии, высокая степень инновационности и сложности технологии, необходимость наличия высококвалифицированных специалистов и т.д.

Как формируется организационно-экономический механизм принятия решений в высокотехнологичном производстве?

Формирование организационно-экономического механизма принятия решений в высокотехнологичном производстве включает в себя определение целей и задач производства, разработку стратегии и тактики принятия решений, определение структуры управления, создание системы контроля и мониторинга, а также предусматривает интеграцию научно-технической и экономической информации для принятия обоснованных решений.