Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Развитие логики в период Античности.

  • 16 страниц
  • 6 источников
  • Добавлена 10.12.2010
490 руб. 700 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1. Основные этапы развития логики
2. Логика Аристотеля
Заключение
Список используемой литературы
Фрагмент для ознакомления

Его учение о понятии вследствие этого представляет собой сочетание идеалистических и материалистических моментов.
Понятия образуются в результате действия самой души, и часть понятий, существуя в виде высших принципов, не нуждается в доказательстве. Однако, находясь в душе, понятия, по Аристотелю, представляют лишь некоторую возможность, задаток, условие.
Человек стремится уже в восприятии найти общие моменты в виде одинаковых свойств индивидуальных тел природы. Тем не менее «общее известно нам по понятию, частное - по чувству, так как понятие относится к общему, чувственное восприятие - к частностям».(3; 87)
Род - верховное понятие в логической системе Аристотеля. Видовое понятие является подчиненным родовому и образуется через указание рода и видового отличия в пределах данного рода. Так, например, видовое понятие лошади образуется через родовое понятие животного и существенных признаков, отличающих лошадь от других видов рода животных.
Более общего и первого понятия, чем род, по мнению Аристотеля, существовать не может, ибо «роды являются общими и неделимыми».(3; 90) Везде, где есть видовое отличие, необходимо дан и род, там же, где есть родовое понятие, далеко «не всякий раз дается видовое отличие».
Таким образом, начав с материалистических исходных положений в учении о понятии, Аристотель заканчивает исследование понятий идеалистическим отрывом общих понятий от конкретной природы; начав с первичности отдельных вещей, он заканчивает первичностью наиболее абстрактных понятий.
Боэций более других повлиял на пропаганду и распространение логического учения Аристотеля в Западной Европе. Он перевел на латинский все логические работы Аристотеля, написал ряд комментариев к этим работам, а также к «Введению» Порфирия, к «Категориям» Аристотеля; рассмотрел логические модальности и их истинностные зависимости. Но время было неспокойное: войны и варварские нашествия способствовали падению интереса к научным исследованиям, многие из научных достижений утрачивались; из логических работ в употреблении в то время были в основном лишь комментарии и переводы Боэцием Аристотеля, и то далеко не все. Немногие находили в то время «утешение философией».
В Средние века логика входила в число семи свободных искусств, составляя неотъемлемую часть «тривиума» и тем самым неотъемлемую часть энциклопедического гуманитарного университетского образования. Логика этого времени — церковно-школьная дисциплина, приспособленная к нуждам вероучения христианства. В арабских же странах и странах арабоязычной культуры она еще сохраняла самостоятельное значение.
В методологическом плане важным достижением античности является создание дедуктивного метода исследований, закрепленного в наиболее законченном виде в «Логике» Аристотеля, и аксиоматического метода изложения научных теорий, использованного впервые в «Началах» Евклида. Формальная логика Аристотеля, обогащенная новыми правилами, называется сейчас традиционной. На ее основе возникла математическая логика.
Заключение
Изучая логику, следует знать и ее историю. История же — это зеркало, в которое смотрится человек (человечество), пытаясь усмотреть в нем как прошлое, так и возможное будущее, поскольку всякое настоящее является закономерным следствием предшествующего, а всякое будущее — закономерным следствием настоящего.
Без истории нельзя узнать динамику и диалектику внутреннего, т. е. содержательного развития науки, а такое знание существенно. Хотя первые рассуждения о формах и способах (методах) мышления возникли не только в Древней Греции, но и в Древней Индии и Древнем Китае, однако в основе сложившейся современной (европейской) логики лежит аристотелевское учение, поэтому обзор истории логики, как правило, есть обзор истории логики в Европе. Историю логики можно представить в виде дерева, корнями своими уходящего в глубокую древность. Стволом этого дерева является история аристотелевской логики, а крону этого дерева составляют ответвления традиционной формальной, современной формальной, т. е. математической (символической) и диалектической логик.
По Аристотелю, предмет науки логики — основные формы мысли, их структурные особенности и зависимости, законы и наиболее распространенные ошибки, возможные при нарушении этих законов. Если Аристотель использовал формы мышления и их законы для отображения и достижения истины, в большей степени разрабатывая логику дедуктивного характера, то его ученики, его последователи разрабатывали в большей степени приемы и формы мысли, скорее приближающие к истине. Они анализировали рассуждения вероятностного характера, разрабатывали индуктивную, проблематическую логику. Преемник Аристотеля по Лицею — Теофраст (ок. 370—288 до н. э.) — добавил к четырем модусам I фигуры категорического силлогизма пять ее дополнительных модусов, которые лишь Галеном были отнесены к IV фигуре. Теофраст и Евдем разрабатывали учение об условных силлогизмах, включая в них и разделительные, потому что разделительное суждение тоже, ведь, выступает как предположение (эта традиция сохранялась в русской логической литературе почти до конца XIX в.); они выделили пять модусов таких рассуждений.
Список используемой литературы

Бочаров В.А., Маркин В.И. «Основы логики: Учебник для вузов». - М.: Инфра-М, 2002.
Гетманова А. Д. Логика. - М.: Изд-во „Омега-Л“, 2007.
Ивин А.А. «Логика» Учебное пособие. Издательства: Оникс, Мир и Образование, Харвест, 2009 г.
Кобзарь В. И. Логика в вопросах и ответах. М., 2009
Новейший философский словарь / Под ред. Грицанова А. А. - Мн.: Книжный Дом. 2003.
Чуешов В. И. Основы современной логики. - М.: Издательство: НОВОЕ ЗНАНИЕ, 2003.












15


1.Бочаров В.А., Маркин В.И. «Основы логики: Учебник для вузов». - М.: Инфра-М, 2002.
2.Гетманова А. Д. Логика. - М.: Изд-во „Омега-Л“, 2007.
3.Ивин А.А. «Логика» Учебное пособие. Издательства: Оникс, Мир и Образование, Харвест, 2009 г.
4.Кобзарь В. И. Логика в вопросах и ответах. М., 2009
5.Новейший философский словарь / Под ред. Грицанова А. А. - Мн.: Книжный Дом. 2003.
6.Чуешов В. И. Основы современной логики. - М.: Издательство: НОВОЕ ЗНАНИЕ, 2003.

Двадцать

1

Житомир

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Гераклит - основоположник диалектики 9

Демокрит и его атомистическая теория 12

Платон - выдающийся объективный идеалист 15

Аристотель - ученый-энциклопедист 17

Вывод 19

список литературы 20

ВВЕДЕНИЕ

Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации прямо или косвенно является продуктом культуры древних греческих, большая часть из которых является философия. О периодизации античной философии пишут многие видные философы, это и Чанышев А. Н. (Курс лекций по философии древнего. М., 1981.), Смирнов И. Н., Титов В. Ф. ("Философия", М.,1996г.), Асмус В. Ф. (История античной философии М., 1965г.), Богомолов А. С. ("философия Древнего", МГУ, 1985.).

Так Чанышев А. Н. отмечает, что "древне западная, античная, сначала только греческая, а затем римская философия существовала в течении более чем тысячелетия (с 6-го века до нашей эры.E. 6 v. Н. Е.). История античной философии распадается на четыре периода:

зарождение и формирование (6 v. до Н. Э.)

зрелость и расцвет (5-4 века до нашей эры.E.)

закат-это греческая философия эпохи эллинизма и латинского философского периода. Roman r. (3-1 века до нашей эры.E.)

период упадка и смерти в эпоху римской империи (1-5 века.- Н.E.)". Чанышев А. Н. Курс лекций по философии древнего. М., 1981. S. 123.

Как мы видим, данный автор дает довольно подробную и всестороннюю периодизацию античной философии. Для удобства анализа мы привлечем более лаконичную периодизацию, представленные Смирновым И. Н. Так он отмечает, что при анализе греческой философии в ней выделяют три периода: первый от Фалеса до Аристотеля; второй - греческую философию в римском мире и, наконец, третий - неоплатоновскую философию. Смирнов И. Н., Титов В. Ф. Философия. М., 1996. C. 26. Объектом нашего внимания будет только первый период.

История греческой философии представляет собой общий и, вместе с тем, живой индивидуальный образ духовного развития вообще. Этот период по преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским. Вундт в своем труде "Введение в философию" в отличие от Чанышева выделяет не 4, а, также, как и Смирнов И. Н. 3 период (от Вундта, первый период охватывает время от 7 по 5 век до P. X., второй с 5 и 4-го, третий соответствует культуре эллинизма и подключение греческого образования с чуждыми, восточными и римскими элементами культуры, продолжается с 3 века до Р. X. 3 век после Р. X.).

Узнать стоимость работы