Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Межгрупповые отношения и конфликт

  • 33 страницы
  • 20 источников
  • Добавлена 24.12.2011
900 руб. 1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы межгрупповых отношений и конфликтов
1.1. Понятие «конфликта». Основные подходы в изучении природы, причин, динамики конфликта
1.2. Понятие межгрупповых отношений и межгрупповых конфликтов
Глава II. Эмпирическое исследование межгрупповых отношений и конфликтов
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования и их анализ
Заключение
Список литературы
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Коллектив операционного отделения является более закрытым и стратегии поведения в конфликте у сотрудников выражены слабее.
Для оценки межгрупповых отношений испытуемых применялась внешняя референтометрия. Результаты по группам представлены в таблицах 2 – 3. Сравнительные данные по группам представлены на рисунке 2.
Таблица 2
Результаты референтометрии в коллективе операционного отделения
Вопрос Члены своего коллектива Члены другого коллектива больницы Другие люди (родственники, друзья) 1. Вам предстоит поездка на курсы повышения квалификации. Кого бы Вы выбрали в попутчики? 100% 0% 0% 2. Кто лучше укажет на Ваши недостатки, и Вы прислушаетесь? 57,1% 7,1% 35,8% 3. С кем Вы более откровенны? 50% 0% 50% 4. Кто может быть для Вас примером в жизни? 35,7% 0% 64,3% 5. Кому бы Вы хотели понравиться? 64,3% 21,4% 14,3%
Таблица 3
Результаты референтометрии в коллективе отделения анестезиологии и реанимации
Вопрос Члены своего коллектива Члены другого коллектива больницы Другие люди (родственники, друзья) 1. Вам предстоит поездка на курсы повышения квалификации. Кого бы Вы выбрали в попутчики? 46,7% 40% 13,3% 2. Кто лучше укажет на Ваши недостатки, и Вы прислушаетесь? 33,3% 40% 26,7% 3. С кем Вы более откровенны? 13,3% 0% 86,7% 4. Кто может быть для Вас примером в жизни? 13,3% 46,7% 40% 5. Кому бы Вы хотели понравиться? 26,7% 53,3% 20%

Рис. 2. Сравнительные результаты внешней референтометрии в двух группах.

По представленным данным видно, что коллектив операционного отделения значительно чаще выбирает членов своего коллектива как для делового общения, так и для эмоционального. Работники операционного отделения практически не выбирают членов других коллективов больницы для взаимодействия. Исключение составляют лишь вопрос о том, кому бы вы хотели понравиться и к кому вы прислушаетесь, когда укажут на недостатки, но и это число очень незначительно. Коллектив отделения анестезиологии и реанимации является более открытым. Они предпочитают членов других коллективов больницы в вопросах: к кому вы прислушаетесь, когда укажут на ваши недостатки, кто может быть примером для вас в жизни, кому бы вы хотели понравиться. Членов своего коллектива они больше предпочитают для делового общения (поездка на курсы повышения квалификации) и для личностного (с кем вы более откровенны). То есть сотрудникам отделения анестезиологии и реанимации важно как внутригрупповое взаимодействие (деловое, личностное), так и внешнегрупповое (оценочное, эмоциональное).
Результаты анкетирования представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты анкетирования двух групп
Коллектив операционного отделения Коллектив отделения анестезиологии и реанимации Стереотипы 57,1% 40% Насмешки 35,7% 20% Предубеждения 42,9% 13,3% Отчуждение 71,4% 33,3% Подавление 0% 0% Конфликтность 57,1% 20%
Из представленных данных опроса видно, что в коллективе операционного отделении больше сотрудников, чем в коллективе отделения анестезиологии и реанимации, отмечают наличие стереотипов в отношении к другим коллективам больницы, насмешек, предубеждений, большинство отмечает отчуждение членов других коллективов от своего коллектива, и подчеркивает исключительность своего коллектива, также коллектив операционного отделения чаще конфликтует с другими коллективами больницы.
Таким образом, психодиагностическое обследование двух коллективов больницы показало, что более закрытый коллектив в большей степени подчеркивает значимость своих членов, свою исключительность, чаще конфликтует с другими коллективами, при этом в своем коллективе в меньшей степени проявляет стратегии конфликтного поведения, чем члены более открытого коллектива.
Заключение
Настоящее исследование было организовано с целью изучения межгрупповых отношений и конфликтов в медицинском трудовом коллективе.
На основе проведенного анализа научной литературы выяснилось, что на современном этапе развития психологической науки не существует общепринятого определения, значения, функций конфликта в коллективе. Существует множество работ, посвященных изучению различных аспектов конфликта. Большинство авторов признают конфликт как некое противодействие, противоречие, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей в коллективе, обществе. Существует множество причин конфликтов, которые можно разделить на объективные и субъективные. Знание психологических причин возникновения конфликтов, их динамики и методов противоборства, психологических характеристик конфликтных личностей позволяет успешно осуществлять их профилактику и разрешение.
Межгрупповые отношения характеризуют субъективное восприятие многообразных связей, возникающих между социальными группами. Межгрупповые отношения изучаются относительно недавно, и особенно широко изучается конфликтное взаимодействие между группами. Наиболее перспективным является когнитивный подход к изучению межгрупповых отношений, в котором главная роль отводится социальным установкам, возникающим при взаимодействиях между группами.
Эмпирическое исследование было организовано на базе двух медицинских коллективов. На основе проведенного эмпирического исследования выяснилось, что коллективы отличаются между собой по степени открытости и взаимодействию с другими коллективами больницы. В более открытом коллективе у сотрудников ярче проявляются такие стратегии поведения в конфликте как сотрудничество, компромисс, соревнование, им важно как внутригрупповое взаимодействие (деловое, личностное), так и внешнегрупповое (оценочное, эмоциональное), их взаимосвязи более широкие.
К особенностям более закрытого коллектива можно отнести наличие стереотипов в отношении к другим коллективам больницы, насмешек, предубеждений, большинство сотрудников закрытого коллектива отмечает отчуждение членов других коллективов от своей группы, и подчеркивает исключительность своего коллектива, также сотрудники более закрытого коллектива чаще конфликтуют с другими коллективами больницы.
Таким образом, психодиагностическое обследование двух коллективов больницы показало, что более закрытый коллектив в большей степени подчеркивает значимость своих членов, свою исключительность, чаще конфликтует с другими коллективами, при этом в своем коллективе в меньшей степени проявляет стратегии конфликтного поведения, чем члены более открытого коллектива. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Действительно, межгрупповые отношения и конфликты в медицинском коллективе обусловлены внутригрупповыми особенностями коллектива.
Проведенное исследование позволило получить ответы на поставленные вопросы, а также сформулировать новые проблемы. В частности, наблюдаются ли такие же результаты в других коллективах, например, с большей численностью или однополых. Результаты данной работы могут быть использованы в конфликтологии, социальной психологии и являться опорой для дальнейших исследований.










Список литературы
Агеев B. C. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально - психологические проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 240 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во Аспект-Пресс. 2008. – 376с.
Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. – ГАВС, 2002. – 261 с.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2004.
Гришина Н. В. Психология конфликта – СПб.: Издательство "Питер", 2000. – 464с.
Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Изд-во МГУ. 2006. – 168с.
Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. "Питер", Санкт-Петербург – Москва – Харьков – Минск. 2000.
Ершов А.А. Психология личности и малых групп. – М., 1997.
Здравомыслов А. Г. Социология конфликтов. – М., 1996.
Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 2002.
Коваленко Б. В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение. – Монография. – М.: МОСУ. – 2001. – 228с.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 206 с.
Левин К. Разрешение социальных конфликтов. /Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2000.- 408с.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001.
Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2008.
Светлов В. А., Семенов В. А. Конфликтология. – СПб., Питер, 2011.
Теоретические и методологические проблемы социальной психологии/ Под редакцией Г.М. Андреевой. – М.: изд. МГУ, 1977.
Титова Н.М. Социальная психология. – М.,2006.
Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтологическая компетентность. Красноярск, 2003.
























Приложение
Методика оценки поведения в конфликте К. Томаса
Инструкция. Для оценки ваших психологических особенностей вам предлагается в каждой из 30 пар суждений, выбрать то, которое является наиболее типичным для вас, точнее характеризует ваше обычное поведение в конфликте. Отметьте выбранные варианты.
Утверждения повторяются, но каждый раз в новом сочетании. Иногда выбор сделать трудно, но все равно необходимо. Долго думать не следует.
1. а. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2. а. Я стараюсь найти компромиссное решение.
б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. а. Я стараюсь найти компромиссное решение.
б. Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов другого человека.
5. а. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку другого.
б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 
6. а. Я стараюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
б. Я стараюсь добиться своего.
7.  а. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. а. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 
10. а. Я твердо стремлюсь достичь своего.
б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. а. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 
13. а. Я предлагаю среднюю позицию.
б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. а. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его
взглядах.
б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. а. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить
наши отношения.
б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. а. Я стараюсь не задеть чувств другого.
б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность
настоять на своем.
б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу. 
19. а. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят
все затронутые интересы и спорные вопросы.
б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.
20. а. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине
между моей позицией и точкой зрения другого человека.
б. Я отстаиваю свои желания.
23. а. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания
каждого из нас.
б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а. Если позиция другого кажется ему важной, я постараюсь
пойти навстречу его желаниям.
б. Я стараясь убедить другого прийти к компромиссу.
25. а. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. а. Я предлагаю среднюю позицию.
б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. а. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 
28. а. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. а. Я предлагаю среднюю позицию.
б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. а. Я стараюсь не задеть чувств другого.
б. Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Обработка и интерпретация результатов. Выраженность формы поведения обследуемого в конфликтной ситуации определяется по количеству выделенных им суждений, являющихся проявлениями того или иного стиля.
Соревнование - 3а, 6б, 8а, 9б,10а, 13б, 14б,16б,17а, 22б,25а, 28а.
Приспособление – 1б,3б,4б,11б,15а, 16а,18а, 21а, 24а, 25б,27б,30а.
Компромисс — 2а, 4а, 7б,10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.
Избегание - 1а, 5б, 6а, 7а, 9а, 12а,15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б.
Сотрудничество – 2б, 5а, 8б,11а,14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.
Оценки суммируются по каждому из факторов и сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.
Полученные результаты показывают возможности человека к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.









2

1.Агеев B. C. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983.
2.Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально - психологи-ческие проблемы. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 240 с.
3.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во Аспект-Пресс. 2008. – 376с.
4.Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупрежде-ния и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотноше-ниях офицеров. – ГАВС, 2002. – 261 с.
5.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2004.
6.Гришина Н. В. Психология конфликта – СПб.: Издательство "Питер", 2000. – 464с.
7.Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Изд-во МГУ. 2006. – 168с.
8.Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. "Питер", Санкт-Петербург – Москва – Харьков – Минск. 2000.
9.Ершов А.А. Психология личности и малых групп. – М., 1997.
10.Здравомыслов А. Г. Социология конфликтов. – М., 1996.
11.Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 2002.
12.Коваленко Б. В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение. – Монография. – М.: МОСУ. – 2001. – 228с.
13.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 206 с.
14.Левин К. Разрешение социальных конфликтов. /Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2000.- 408с.
15.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2001.
16.Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2008.
17.Светлов В. А., Семенов В. А. Конфликтология. – СПб., Питер, 2011.
18.Теоретические и методологические проблемы социальной психоло-гии/ Под редакцией Г.М. Андреевой. – М.: изд. МГУ, 1977.
19.Титова Н.М. Социальная психология. – М.,2006.
20.Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтологическая компе-тентность. Красноярск, 2003.

Межгрупповые отношения: психологический аспект

Содержание

Введение

История возникновения межгрупповых отношений

Межгрупповые отношения

Теории личности

Вывод

библиография


Введение


Психология межгруппового взаимодействия раскрывает особенности поведения, деятельности индивидов, их принадлежность к определенным группам, ситуации межгруппового воздействия.

Межгрупповые отношения - совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Общество можно образно сравнить с &';живой организм&';, балансирующим на точке справедливости межгрупповых воздействий в процессе постоянного обмена социально-психологическими отношениями между его элементами, то есть такого обмена, в каждом акте которого в виде побочного продукта воссоздается сущность, то есть принцип устройства, участвующих социальных групп.

Взаимоотношения групп становятся звеном социальной системы и основой культуры сообщества, что позволяет ему сохранить себя и развиваться в соответствии с социальным контекстом.

Производственно-экономических и социально-политических отношений, которые определяют необходимость объединения и взаимодействия между людьми для выполнения совместной деятельности, а также необходимость взаимодействия между этими группами людей, служат объективной основы, базы, на котором действует механизм межгрупповых отношении.

История возникновения межгрупповых отношений


Психология межгрупповых отношений является одним из самых молодых и быстро развивающихся направлений в психологии. Первые попытки описания и анализа межгруппового взаимодействия и прежде всего - межгрупповой агрессии - представлены уже в работах таких классиков, как Лебон и У. Макдугалл. Однако регулярные эмпирические (в том числе экспериментального) исследования в этой области начались только после Второй мировой войны. Одной из причин этого специалисты видят в специфике самого объекта исследований, который является традиционным для социологии науки. Между тем постановка проблемы межгрупповых отношений, социально-психологически имеет большое значение для теории и методологии. Принимая во внимание специфику предмета социальной психологии, Б. Ф. Поршнев отмечает, что социальная психология только тогда может претендовать на статус самостоятельной научной дисциплины, когда исходной единицей психологического знал и не становятся отношения между людьми, а отношения между общностями

Узнать стоимость работы