Вам нужна дипломная работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

" Особенности эмоционально-личностной сферы у молодых людей использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику (пирсинг,дреды,татуировки, одежда) "

  • 72 страницы
  • 48 источников
  • Добавлена 11.03.2012
3 050 руб. 6 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования эмоционально-личностной сферы у неформалов
1.1. Теоретический анализ подходов к исследованию молодежи
1.2. Анализ молодежных объединений, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику
1.3. Понятие нетрадиционной атрибутики, современная нетрадиционная молодежная атрибутика
1.4. Психологические особенности молодежи в неформальных объединениях, использующих нетрадиционную атрибутику
Глава 2. Эмпирическое исследования проблемы эмоционально-личностной сферы у неформалов
2.1. Методология эмпирического исследования: цели, задачи, методы
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования, их обсуждение
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5

Фрагмент для ознакомления

Привязанность обособленность Самоконтр импульсив эмоц. неуст. эмоц.устойч. экспрессивность – практичность Средние значения
39,8 38,8 31, 45,9 39,9 Сред.отклонения
σ 9,57 7,66 9 8,47 8
Графически распределение средних значений представлено на гистограмме 1.
Гистограмма 1
Распределение средних значений по выраженности личностных характеристик в обеих группах испытуемых


Анализ данных таблицы и средних значений показал, что для группы людей, использующих нетрадиционную атрибутику характерно высокий уровень по шкале экстраверсии-интроверсии, выше среднего значения по шкале привязанность-обособленность, низкие значения по шкале самоконтроль-импульсивность, средние значения с тенденцией к высоким по шкале эмоциональная устойчивость- эмоциональная неустойчивость, и высокие значения по шкале экспрессивность- практичность. Для группы молодых людей, не использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику характерны низкие значения с тенденцией к средним по шкале экстраверсии-интроверсии, привязанности- обособленности, экспрессивность- практичность, низкими значениями по шкале самоконтроль-импульсивность, средними значениями по шкале эмоциональная устойчивость -эмоциональная неустойчивость.
Сравнительный анализ средних значений по пяти выделенным шкалам показал, что наиболее значительные различия наблюдаются по шкалам экстраверсия-интроверсия, привязанность-обособленность, экспрессивность –практичность.
Использование критерия Манна-Уитни позволило сформулировать следующие статистические гипотезы по каждому параметру:
- по шкале экстраверсии- интроверсии:
- нулевая гипотеза Н0: уровень экстраверсии в группе молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику не выше, чем в группе молодых людей не использующих внешнюю нетрадиционную атрибутику;
- альтернативную гипотезу Н1: уровень экстраверсии в группе молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику выше, чем в группе молодых людей не использующих внешнюю нетрадиционную атрибутику.
Подсчет критерия Манна –Уитни позволил принять альтернативную гипотезу Н1 о статистически достоверном различии в уровне экстраверсии в группе молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику Uэмп = 290,5; Uэмп<Uкp0,01. (Uкp0,01 =292).
- по шкале привязанность-обособленность:
- нулевая гипотеза Н0: уровень привязанности в группе молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику не выше, чем в группе молодых людей не использующих внешнюю нетрадиционную атрибутику;
- альтернативную гипотезу Н1: уровень привязанности в группе молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику выше, чем в группе молодых людей не использующих внешнюю нетрадиционную атрибутику.
Подсчет критерия Манна –Уитни позволил принять альтернативную гипотезу Н1 о статистически достоверном различии в уровне привязанности в группе молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику Uэмп = 336; Uэмп<Uкp0,05. (Uкp0,05 =336).
- по шкале экспрессивность-практичность:
- нулевая гипотеза Н0: уровень экспрессивности в группе молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику не выше, чем в группе молодых людей не использующих внешнюю нетрадиционную атрибутику;
- альтернативную гипотезу Н1: уровень экспрессивности в группе молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику выше, чем в группе молодых людей не использующих внешнюю нетрадиционную атрибутику.
Таким образом, анализируя разницу в личностных особенностях молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику инее использующие ее, можно сделать следующие выводы:
Для молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику характерен высокий уровень экстраверсии, по сравнению с не использующие такую атрибутику, т.е. такие люди, отличаются общительностью, любят развлечения и коллективные мероприятия, имеют большой круг друзей и знакомых, ощущают потребность общения с людьми, с которыми можно поговорить и приятно провести время, стремятся к праздности и развлечениям, не любят себя утруждать работой или учебой, тяготеют к острым, возбуждающим впечатлениям, часто рискуют, действуют импульсивно, необдуманно, по первому побуждению. Экстраверты беззаботны, оптимистичны и любят перемены. У них ослаблен контроль над чувствами и поступками, поэтому они бывают склонны к вспыльчивости и агрессивности. В работе, как правило, ориентированы на скорость выполнения задания, от однообразной деятельности у них быстрее развивается состояние монотонны. Экстраверты предпочитают работать с людьми.
Для молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику характерен высокий уровень привязанности. Высокие значения по данному фактору определяют позитивное отношение человека к людям. Такие лица испытывают потребность быть рядом с другими людьми. Как правило, это добрые, отзывчивые люди, они хорошо понимают других людей, чувствуют личную ответственность за их благополучие, терпимо относятся к недостаткам других людей. Умеют сопереживать, поддерживают коллективные мероприятия и чувствуют ответственность за общее дело, добросовестно и ответственно выполняют взятые на себя поручения. Взаимодействуя с другими, такие люди стараются избегать разногласий, не любят конкуренции, больше предпочитают сотрудничать с людьми, чем соперничать. В группе такие люди, как правило, пользуются уважением.
Для молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику характерен высокий уровень экспрессивности. Человек, имеющий высокие оценки по этому фактору, удовлетворяет свое любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни. Он легко обучается, но недостаточно серьезно относится к систематической научной деятельности, поэтому редко достигает больших успехов в науке. Такой человек часто не отличает вымысел от реальностей жизни. Он чаще доверяет своим чувствам и интуиции, чем здравому смыслу, мало обращает внимания на текущие повседневные дела и обязанности, избегает рутинной работы. Это эмоциональный, экспрессивный, с хорошо развитым эстетическим и художественным вкусом человек.
По остальным шкалам – эмоциональной устойчивости- эмоциональной неустойчивости, самоконтроля импульсивности группы испытуемых не различаются между собой, для обеих групп характерен низкий уровень с тенденцией к среднему по шкале самоконтроля и средние значения с тенденцией к высокому уровню по фактору эмоциональной неустойчивости. Такие данные возможно характеризуют общие для подросткового возраста особенности.
Анализ результатов исследования креативности по методике Торренса.

Полученные данные были подвергнуты количественному анализу. Заключавшему в подсчете коэффициента оригинальности по каждому испытуемому, подсчете средних значений коэффициента в каждой группе испытуемых. Их сравнительный анализ, применения методов математической статистики для определения различия в уровне образной креативности.
Индивидуальные значения по коэффициенту оригинальности представлены в таблице 3 (Приложение). Распределение средних значений, а так же средних отклонений представлено в таблице 3.
Таблица 3
Распределение средних и средних отклоенений по коэффициенту оригинальности в группах испытуемых
Параметры Молодые люди с внешней нетрадиц. атрибутикой Молодые люди с внешней нетрадиц. атрибутикой Средние значения
0,58 0,34 Сред.отклонения
σ 0,11 0,11
Распределение средних значений по группам испытуемых графически представлено на гистограмме 2.
Гистограмма 2



Анализ гистограммы показывает различия в уровне оригинальности в группе молодых людей, использующих нетрадиционную атрибутику и молодых людей, не использующих ее. Анализ уровня уникальности не позволил выделить ни одного уникального рисунка у испытуемых, тем не менее коэффициент оригинальности показывает урвень образной креативности.
Использование критерия Манна-Уитни позволило сформулировать следующие статистические гипотезы::
- нулевая гипотеза Н0: уровень креативности в группе молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику не выше, чем в группе молодых людей не использующих внешнюю нетрадиционную атрибутику;
- альтернативную гипотезу Н1: уровень креативности в группе молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику выше, чем в группе молодых людей не использующих внешнюю нетрадиционную атрибутику.
Подсчет критерия Манна –Уитни позволил принять альтернативную гипотезу Н1 о статистически достоверном различии в уровне креативности в группе молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику Uэмп = 184; Uэмп<Uкp0,01. (Uкp0,01 =292).
Анализ исследований внутренней конфликтности по методике Фанталовой.
Анализ уровня соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах проводился по упрощенной схеме методом субъективных оценок по 10-бальной шкале следующих понятий:
1. Активная, деятельная жизнь;
2. Здоровье (физическое и психическое здоровье);
3. Интересная работа;
4. Красота природы и искусства;
5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
6. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
7. Наличие хороших и верных друзей;
8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);
9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);
10. Свобода как независимость в поступках и действиях;
11. Счастливая семейная жизнь;
12. Творчество (возможность творческой деятельности).
Количественный анализ заключался в подсчете средних арифметических значений разницы в ценности и доступности выделенных понятий в группах испытуемых, выделения зоны внутреннего конфликта, внутреннего вакуума, нейтральной зоны.
Средние значения уровней расхождения между ценностью и доступностью выделенных сфер в группе молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику, представлено в таблице 4.
Таблица 4
Средние значения уровней расхождения между ценностью и доступностью выделенных сфер в группе молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику (порядок сфер в таблице соответствует списку)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 2,36 1,6 5,3 1,2 1,8 6,1 1,74 1,6 2,8 2,3 7,3 1,6
Анализ средних значений расхождения между ценностями и доступностью показал, что в группе молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику, внутренний конфликт касается таких сфер, как интересная работа, материально-обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь. Все остальные расхождения находятся в нейтральной зоне, т.е. не превышают 4 баллов.
Средние значения уровней расхождения между ценностью и доступностью выделенных сфер в группе молодых людей, не использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику, представлено в таблице 5.
Таблица 5
Средние значения уровней расхождения между ценностью и доступностью выделенных сфер в группе молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику (порядок сфер в таблице соответствует списку)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 3,1 1,7 5,9 1,7 2,1 7,1 1,6 6,3 3,1 7,5 7,9 5,4
Анализ средних значений расхождения между ценностями и доступностью показал, что в группе молодых людей, не использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику, внутренний конфликт касается таких сфер, как интересная работа, материально-обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе, свобода и независимость в поступках и действиях, творчество. Все остальные расхождения находятся в нейтральной зоне, т.е. не превышают 4 баллов.
Сравнительный анализ уровня расхождения в группах испытуемых представлен на графике 1.
График 1
Сравнительный анализ уровней расхождения ценности и доступности жизненных сфер у испытуемых

Сравнительный анализ показывает, что как для молодых людей, использующих нетрадиционную атрибутику, так и для тех, кто ее не использует, характерно наличие внутреннего конфликта в таких зонах, как интересная работа, материально-обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь. Полученные данные можно объяснить тем, что данные сферы хоть и имеют ценность, но на данном возрастном этапе не достижимы, поэтому скорее всего это характеризует отдаленную перспективу.
Для молодых людей без неформальной атрибутики кроме этого характерно наличие внутреннего конфликта в сфере уверенности в себе, свободы как независимости в поступках и действиях, творчества (возможность творческой деятельности). По этим сферам наблюдается самые значительные различия в уровне расхождения ценности и доступности.
Применение критерия Манна-Уитни позволило выявить статистически значимое различия в уровне расхождений «ценности» и «доступности»:
- в сфере уверенности в себе : Uэмп = 336 Uэмп>Uкp0,05. (Uкp0,01 =338), в группе молодых людей не использующих неформальную атрибутику уровень расхождения статистически достоверно выше;
- в сфере свободы как независимости в поступках и действиях: Uэмп = 335,5 Uэмп>Uкp0,05. (Uкp0,05 =338), в группе молодых людей, не использующих неформальную атрибутику уровень расхождения статистически достоверно выше;
- в сфере творчества: Uэмп = 336,5 Uэмп>Uкp0,05. (Uкp0,01 =338), - ), в группе молодых людей, не использующих неформальную атрибутику уровень расхождения статистически достоверно выше.
Методика «Семь состояний».
Исследование проводилось по следующей схеме: испытуемым предлагается дать оценку своих эмоциональных переживаний в сферах, где у них имеется внутренний конфликт, т.к. зоны внутреннего вакуума у испытуемых не обнаружилось, следующим семи состояниям: 1 — «Внутренний конфликт». Ощущение внутренней напряженности, разлада с самим собой; 2 — «Внутренний вакуум», ощущение внутренней пустоты, отсутствие интереса к чему-либо; 3 — «Внутренняя тревога»; 4 — «Тоска, подавленность»; 5 — «Апатия», нехватка сил, чтобы справиться с трудностями; 6 — «Внутреннее спокойствие, безмятежность»; 7 — «Внутренний комфорт». Ощущение внутреннего благополучия, безопасности.
Анализ данных проводился с использованием средних значений оценок в каждой группе испытуемых.
Анализ средних значений по методике «семь состояний» в группе молодых людей, использующих неформальную атрибутику, представлено в таблице 6.
Таблица 6
Распределение средних значений оценок сфер с внутренним конфликтом в группе молодых людей, использующих неформальную атрибутику
сфера Оценка (среднее арифметическое по группе) ЭПС ЭОС Интересная работа 5,7 4,2 Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 3,6 6,4 Счастливая семейная жизнь 5,2 4,8
Анализ данных показывает, что уровень эмоционально отрицательного состояния у молодых людей, использующих неформальную атрибутику преобладает над уровнем эмоционально положительного состояния только в сфере - материально-обеспеченная жизнь, соответственно, можно сказать, что внутренний конфликт в этой сфере для них актуален по сравнению с переживанием внутреннего конфликта в сфере «счастливая семейная жизнь» и «интересная работа», в последних двух сферах переживания эмоционально положительного состояния преобладают над уровнем эмоционально отрицательного состояния.
Анализ средних значений по методике «семь состояний» в группе молодых людей, не использующих неформальную атрибутику, представлено в таблице 7.
Таблица 7
Распределение средних значений оценок сфер с внутренним конфликтом в группе молодых людей, не использующих неформальную
атрибутику
сфера Оценка (среднее арифметическое по группе) ЭПС ЭОС Интересная работа 5,2 4,4 Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 2,7 6,1 Счастливая семейная жизнь 6,2 4,3 Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); 3,7 6,3 Свобода как независимость в поступках и действиях;
4,7 3,9 Творчество (возможность творческой деятельности). 3,1 7,4
Анализ данных показывает, что уровень эмоционально отрицательного состояния у молодых людей, не использующих неформальную атрибутику, значительно преобладает над уровнем эмоционально положительного состояния в сфере - материально-обеспеченная жизнь, творчество, уверенность в себе соответственно, можно сказать, что внутренний конфликт в этих сферах для них актуален по сравнению с переживанием внутреннего конфликта в сфере «счастливая семейная жизнь» и «интересная работа», в последних двух сферах переживания эмоционально положительного состояния преобладают над уровнем эмоционально отрицательного состояния.
Таким образом, можно сделать вывод о м. что
Молодые люди, использующие неформальную атрибутику и не использующие ее одинаково актуально и отрицательно переживают внутренний конфликт в сфере материальных ценностей, другими словами данный внутренний конфликт для них актуален и важен.
Молодые люди, не использующие неформальную атрибутику, испытывают отрицательные эмоциональные состояния при переживании внутреннего конфликта в сфере «творчество», «уверенность в себе».
Методика уровень дискомфорта.
Полученные данные были подвергнуты количественному анализу, который заключался в подсчете средних значений по каждой группе испытуемых, их сравнительный анализ и применение методов математической статистики для определения достоверности различий в уровне дискомфорта в группах испытуемых.
Первичные данные по уровню дискомфорта у испытуемых представлены в таблице 4 (Приложения).
Распределение средних и средних отклонений по уровню дискомфорта представлено в таблице 8.
Таблица 8
Распределение средних значений и средних отклонений по уровню дискомфорта у испытуемых
Параметры Молодые люди с внешней нетрадиц. атрибутикой Молодые люди без внешней нетрадиц. атрибутикой Средние значения
3 5,3 Сред.отклонения
σ 1,06 0,8
Распределение средних значений уровня дискомфорта по группам испытуемых графически представлено на гистограмме 3.
Гистограмма 3



Анализ данных гистограммы показывает, что для группы молодых людей, использующих нетрадиционную атрибутику характерен уровень дискомфорта- 3, что соответствует низким значениям, для группы молодых людей, не использующих нетрадиционную атрибутику характерен уровень дискомфорта- 5, что соответствует слабо выраженному дискомфорту. Таким образом, первичный анализ показывает эмпирические различия в уровне дискомфорта у испытуемых. Для проверки статистической достоверности выделенных различий, был использован метод математической статистики- критерий Манна-Уитни.
Использование критерия Манна-Уитни позволило сформулировать следующие статистические гипотезы::
- нулевая гипотеза Н0: уровень дискомфорта в группе молодых людей, не использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику не выше, чем в группе молодых людей использующих внешнюю нетрадиционную атрибутику;
- альтернативную гипотезу Н1: уровень дискомфорта в группе молодых людей, не использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику выше, чем в группе молодых людей использующих внешнюю нетрадиционную атрибутику.
Подсчет критерия Манна –Уитни позволил принять альтернативную гипотезу Н1 о статистически достоверном различии в уровне дискомфорта в группе молодых людей, не использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику Uэмп = 336,5; Uэмп<Uкp0,05. (Uкp0,05 =338).
Таким образом, по результатам данной части эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что
Для молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику характерен низкий уровень дискомфорта.
Для молодых людей, не использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику характерен средний уровень дискомфорта.
Выявлены статистически достоверные различия в уровне дискомфорта у молодых людей, использующих и не использующих нетрадиционную атрибутику. В первой группе он ниже.


Заключение

Отношение к какому-либо молодежному движению понимается подростками прежде всего как сумма внешних признаков, как мода. Именно поэтому участники различных молодежных движений придают такое большое значение прическам, покрою одежды и всевозможным украшениям. Формирование, начиная с ассоциации, зримо обрастает атрибутами, получившими название «центры объединения». Это места встречи, характерные детали внешнего вида, символика, специфические слова и выражения, условные знаки — все то, что на внешнем уровне отличает данное формирование от прочих.
Атрибутика- важный элемент субкультуры, нередко именно на не ориентируется молодой человек и атрибуты является критерием вступления в то или иное неформальное молодежное объединение.
Соответственно, можно предположить, что приверженность к той или иной нетрадиционной атрибутике будет отражать личностные особенности молодого человека и в целом, использование нетрадиционной атрибутики в повседневной жизни является достаточно важной характеристикой подростка.
Целью дипломной работы было исследование особенностей эмоционально-личностной сферы молодых людей, использующие нетрадиционную атрибутику.
В ходе теоретического анализа проблемы были сделаны следующие выводы:
1. Специфика социально-философского подхода к изучению молодежи, системный анализ ее сущности позволяют выделить различные системно-структурные типы молодежи, возникающие в процессе исторического развития общества. Так, структурные типы молодежи, как объекта социального управления, выглядят следующим образом: молодежь как социально неопределенная аморфная группа; социальная группа, обладающая относительной самостоятельностью; социальная группа, формирующая собственную системную социальную среду; социальная подсистема, обеспечивающая реализацию инновационных и интеграционных функций системы в целом.
2. Систематические исследования молодежных неформальных объединений начали проводится сравнительно с западными исследованиями недавно, начиная с 90-х голов прошлого века;
3. Несмотря на многочисленные исследования, отсутствуют широкие исследования молодежных неформальных организаций как субкультурного феномена. Каждый исследователь изучает те особенности, которые относятся к его научным интересам;
4. Классификация молодежных неформальных организаций в силу своей неоднородности и мозаичности крайне затруднительна.
5. Атрибуты- это неотъемлемая часть неформальных молодежных объединений, позволяющих отличать их друг от друга. Вместе с тем существуют так же атрибуты, общие для некотрых групп.
6. Атрибутика разнообразна и постоянно видоизменяется, а так же оказывает влияние на молодежную моду.
7. Люди, использующие нетрадиционную атрибутику- это в основном члены неформальных молодежных объединений
7. Исследования, касающиеся психологических особенностей неформалов характеризуются крайней скудностью и отрицательными характеристику, которую даются неформалу, независимо от его референтной группы.
По окончанию эмпирической части работы нами были сделаны следующие выводы:
Для молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику характерен высокий уровень экстраверсии.
Для молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику характерен высокий уровень привязанности
Для молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику характерен высокий уровень экспрессивности.
По остальным шкалам – эмоциональной устойчивости- эмоциональной неустойчивости, самоконтроля импульсивности группы испытуемых не различаются между собой, для обеих групп характерен низкий уровень с тенденцией к среднему по шкале самоконтроля и средние значения с тенденцией к высокому уровню по фактору эмоциональной неустойчивости. Такие данные возможно характеризуют общие для подросткового возраста особенности.
Молодые люди, использующие нетрадиционную атрибутику характеризуются высоким уровнем креативности.
В группе молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику, внутренний конфликт касается таких сфер, как интересная работа, материально-обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь.
У молодых людей, использующих неформальную атрибутику уровень эмоционально отрицательного состояния преобладает над уровнем эмоционально положительного состояния только в сфере - материально-обеспеченная жизнь, соответственно, можно сказать, что внутренний конфликт в этой сфере для них актуален по сравнению с переживанием внутреннего конфликта в сфере «счастливая семейная жизнь» и «интересная работа», в последних двух сферах переживания эмоционально положительного состояния преобладают над уровнем эмоционально отрицательного состояния.
Молодые люди, использующие неформальную атрибутику и не использующие ее одинаково актуально и отрицательно переживают внутренний конфликт в сфере материальных ценностей, другими словами данный внутренний конфликт для них актуален и важен.
Молодые люди, не использующие неформальную атрибутику, испытывают отрицательные эмоциональные состояния при переживании внутреннего конфликта в сфере «творчество», «уверенность в себе».
Для молодых людей, использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику характерен низкий уровень дискомфорта.
Для молодых людей, не использующих нетрадиционную внешнюю атрибутику характерен средний уровень дискомфорта.








Список литературы

Банников КЛ. Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской армии. М., 2002.- 143 с.
Башкатов И.П., Стрелкова Т.С. Характеристики молодежно-подросткового граффити // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 141-145.
Беликов СВ. Скинхеды в России. М., 2005.- 73 с.
Блохина М. В. Молодежные субкультуры в современном обществе: монография / М. В. Блохина, Л. Г. Григорьев; Твер. гос. ун-т, Каф. социологии и соц. технологий. -Тверь: ТГТУ, 2004.- 164 с.
Волков ЮТ. Социология. Ростов н/Д., 2004. С. 483.
Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001. - С. 165.
Володько В.Ф. Неформальные объединения молодежи (Материал в помощь лектору). Минск, 1988.- 69 с.
Герои нашего времени. Социологические очерки / Под ред. Е. Омельченко. Ульяновск, 2000.- 77 с.
Глядя на Запад: Культурная глобализация и российские молодежные культуры. СПб., 2004.- 104 с.
Головин В.В., Кулешов Е.В., Лурье МЛ. Субкультура солдат срочной службы // Современный городской фольклор / Сост. А.Ф. Белоусов, И.С. Веселова, СЮ. Неклюдов. М., 2003. С. 186-230.
Готы. Анализ субкультуры и движения в Санкт-Петербурге. Август 2005 года / В.А. Гущин, И.С. Черепенчук, А.Э. Лустберг, Л.П. Курза // http://www.profcenter.spb.ra.
Громов Д.В. Люберецкие уличные молодежные компании 1980-х годов: субкультура на перепутье истории // Этнограф, обозрение. 2006. № 4. С. 23-38.
Жарков Г,В. Рискованность мужественности: роль тендерных факторов в формировании поведенческого риска у молодежи // Мужской сб. Вып. 3. М., 2007. С. 62-66.
Запесоцкий А.С, Файн А.П. Эта непонятная молодежь...: проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990.- 92 с.
Илле А. Футбольный фанатизм в России: Фан-движение и субкультура футбольных фанатов // Молодежные движения и субкультуры Петербурга. СПб., 1999. С. 154-173.
Костерина ИВ. Скинхеды и гопники: разные лики агрессивной маскулинности // Конструирование маскулинности на Западе и в России: Межвузовский сб. науч.-метод, матер. Иваново, 2006. С. 21-36.
Левикова С.И. Молодежная субкультура.- М. 2004.- 185 с.
Луков, Агранат 2005 -Луков В.А., Агранат ДЛ. Курсанты: Плац. Быт. Секс. Социологическое и социально-психологическое исследование. М., 2005.- 43 с.
Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10. С. 79–87.
Лурье МЛ. Субкультура графферов в России // Детский фольклор и культура детства: Матер, науч. конф. "ХШ Виноградовские чтения" (31 июня - 4 июля 2003 г.) / Ред.-сост. Е.В. Кулешов, М.Л. Лурье. СПб., 2006. С. 196-208.
Молодежные движения и субкультуры Петербурга / Под ред. В. Костюшева. СПб., 1999.- 128 с.
Модные игры для взрослых детей: Сборник / Сост. Ю. Бычков. М., 1988.- 62 с.
Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность / Под ред. Е. Омельченко, Н. Гончаровой. Ульяновск, 2006.- 71 с.
Молодежный Петербург: движения, организации, субкультуры / Под ред. В. Костюшева. СПб., 1997.- 59 с.
Молодежные субкультуры / Т.Г. Исламшина, О.А. Максимова, А.Л. Салагаев, С.А. Сергеев, Г.Р. Хамзина, Р.С. Цейтлин. Казань, 1997.- 116 с.
Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества/Б.А. Ручкин, В.Л.Родионов, А.В. Пыжиков//Социально-гуманитарные знания, 2000. - №1 - №5.-17-22.
Молодежь России: особенности социализации и самоопределения/ О.И. Карпухин//СОЦИС.- 2000. - №3.-4-16.
Нормальная молодежь: пиво, тусовка, наркотики. Ульяновск, 2005.-37 с.
Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня... а завтра? Сб. ст. / Отв. ред. В.В. Семенова. М., 1988.- 29 с.
Ольшанский Д.В. Неформалы: Групповой портрет в интерьере. М., 1990.- 96 с.
Омельченко Е. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск, 2004.- 71 с.
Омельченко Е.Л. Идентичности и культурные практики российской молодежи на грани XX-XXI вв. //автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. – М.,2005.- 27 с.
Панк-вирус в России (сборник интервью). М., 1999.- 25 с.
Пашков М.Ю. Рок... Брейк... Что дальше?.. Кишинев, 1990.- 66 с.
Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь, 1994.- 52 с.
Романский Ф.И. Сленг хиппи: Матер, к словарю. СПб.; Париж, 1992.
Российский статистический ежегодник 2001: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2001. С. 189.
Савельев В.А. Горячая молодежь России. Лидеры. Организации и движения. Тактика уличных битв. Контакты. М., 2006.- 59 с.
Салагаев АЛ. Подростково-молодежное территориальное сообщество де-ликвентной направленности как объект теоретического исследования. Дис. ... д. социол. н. СПб., 2001.- 294 с.
Тринадцатый шаг: социология наркотизации / Под ред. Е. Омельченко. Ульяновск, 2002.- 48 с.
Халикова В.Р. Экстремалы города // Мужской сб. Вып. 3. С. 244—259.
Шашкин А.В. Регулирование властных отношений в подростковой уличной среде средствами насильственной виктимизации (на материале изучения молодежных сообществ деликвентной направленности). Дис. ... к. социол. н. Казань, 2002.- 74 с.
Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения. М., 1990.- 143 с.
Щепанская Т.Е. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования системы 1986-1989 гг. СПб., 1993.
Щепанская Т.Б. Молодежные сообщества // Современный городской фольклор. М„ 2003. С. 34-85.
Щепанская Т.Е. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004.
Щепанская Т.Е. "Тело" и "Сила" в политическом дискурсе // Мужской сб. Вып. 3. С. 11-23.
Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная антропология. Ростов н/Д., 2004.- 205 с.


Приложение 1

Стимульный материал к методике Торренса (адаптированный вариант А.Н. Воронина)


Приложение 2
Стимульный материал к методике «Большая пятерка»





Приложение 3
Таблица 1
Распределение индивидуальных баллов по методике «Большая пятерка» в группе молодых людей, использующих нетрадиционную атрибутику
Испытуемый Экстравинтров. Привязанность обособленность Самоконтр импульсив эмоц. неуст. эмоц.устойч. экспрессивность – практичность Г.Д 45 55 38 55 54 В.Б. 51 42 43 41 58 Р.Д 52 31 44 37 55 О.Ф 46 36 18 24 63 О.П 42 68 44 22 41 А.Н 65 66 15 48 39 Т.Ф 70 72 18 54 44 Н.Б., 43 53 32 32 70 Г.М 55 61 38 47 64 П.Ж 47 41 32 33 51 П.Ж 72 50 37 47 55 С.Д 64 48 41 42 40 Л. У., 39 33 12 41 43 З.Б. 41 73 32 55 47 Г.М 36 69 40 41 50 Л.Е 70 64 43 45 58 Ж.Г. 55 53 44 49 55 Н.Б., 43 55 57 57 27 И.И 51 50 15 41 33 Д.Н 67 19 43 47 51 Т.Ф 73 41 44 57 48 Т.А., 70 48 21 55 55 А.Н 53 54 29 62 71 О.П 55 65 22 70 64 Л.В., 58 68 47 56 49 А.Д. 63 65 41 43 50 О.Ф 61 41 47 41 63 Р.Д 37 48 19 47 43 М.К 48 55 32 47 37 В.Б. 50 54 24 44 55 Среднее арифметическое 54, 52,6 33,7 46 51,1
Таблица 2
Распределение индивидуальных баллов по методике «Большая пятерка» в группе молодых людей, не использующих нетрадиционную атрибутику
Испытуемый Экстравинтров. Привязанность обособленность Самоконтр импульсив эмоц. неуст. эмоц.устойч. экспрессивность – практичность И.Б. 41 22 40 55 40 П.К. 23 18 23 54 33 С.Г 33 24 34 41 32 М.Б. 21 22 22 47 25 Л.Г. 43 18 24 43 33 К.Н. 27 26 32 32 27 Т.Н. 55 34 37 33 31 Р.Р. 53 32 44 46 20 З.Ф. 25 19 43 58 46 А.Б. 46 33 32 54 43
Ю.Б. 19 37 19 43 66 М.В. 21 35 27 44 43 К.С. 27 37 43 48 23 О.О. 47 41 22 54 19 П.Л. 42 43 23 67 26 Р.Б. 41 48 21 32 23 М.Ю.
. 33 42 26 46 22 Л.К. 36 45 36 67 27 С.М. 21 40 38 54 43 К.Х. 24 32 23 66 36 Л.Н. 18 35 34 43 35 М.З. 22 19 54 37 47 П.Д. 27 23 65 49 31 К.Б. 36 21 22 59 30 О.М. 39 26 31 65 43 С.Б. 43 35 24 44 28 Т.К. 47 25 19 41 22 Е.А. 40 32 16 39 27 И.К. 58 22 15 33 32 Н.У. 24 27 30 37 22 Среднее арифметическое 39,8 38,8 31, 45,9 39,9
Приложение 4
Таблица 3
Распределение данных по коэффициенту оригинальности в группах испытуемых
Молодые люди с внешней нетрадиц. атрибутикой Молодые люди с внешней нетрадиц. атрибутикой Испыт. Коэф. Испыт. Коэф. Испыт. Коэф. Испыт. Коэф. Г.Д 0,52 Л.Е 0,54 И.Б. 0,34 Р.Б. 0,34 В.Б. 0,6 Ж.Г. 0,47 П.К. 0,32 М.Ю.
. 0,32 Р.Д 0,47 Н.Б., 0,77 С.Г 0,23 Л.К. 0,45 О.Ф 0,73 И.И 0,43 М.Б. 0,21 С.М. 0,12 О.П 0,53 Д.Н 0,68 Л.Г. 0,18 К.Х. 0,19 А.Н 0,39 Т.Ф 0,65 К.Н. 0,37 Л.Н. 0,25 Т.Ф 0,66 Т.А., 0,6 Т.Н. 0,55 М.З. 0,39 Н.Б., 0,5 А.Н 0,66 Р.Р. 0,43 П.Д. 0,21 Г.М 0,78 О.П 0,5 З.Ф. 0,28 К.Б. 0,33 П.Ж 0,57 Л.В., 0,51 А.Б. 0,23 О.М. 0,4 П.Ж 0,31 А.Д. 0,48
Ю.Б. 0,65 С.Б. 0,46 С.Д 0,75 О.Ф 0,43 М.В. 0,45 Т.К. 0,15 Л. У., 0,82 Р.Д 0,67 К.С. 0,76 Е.А. 0,33 З.Б. 0,62 М.К 0,81 О.О. 0,32 И.К. 0,6 Г.М 0,67 В.Б. 0,43 П.Л. 0,17 Н.У. 0,2
Приложение 5
Таблица 4
Распределение значений по уровню дискомфорта у испытуемых

Молодые люди с внешней нетрадиц. атрибутикой Молодые люди без внешней нетрадиц. атрибутикой Испыт. Баллы Испыт. Баллы Испыт. Баллы Испыт. Баллы Г.Д 2 Л.Е 3 И.Б. 5 Р.Б. 4 В.Б. 5 Ж.Г. 2 П.К. 6 М.Ю.
. 5 Р.Д 4 Н.Б., 4 С.Г 7 Л.К. 6 О.Ф 4 И.И 5 М.Б. 5 С.М. 7 О.П 3 Д.Н 4 Л.Г. 5 К.Х. 5 А.Н 2 Т.Ф 4 К.Н. 4 Л.Н. 4 Т.Ф 3 Т.А., 2 Т.Н. 4 М.З. 5 Н.Б., 4 А.Н 1 Р.Р. 5 П.Д. 6 Г.М 5 О.П 1 З.Ф. 6 К.Б. 4 П.Ж 2 Л.В., 3 А.Б. 5 О.М. 5 П.Ж 2 А.Д. 4
Ю.Б. 6 С.Б. 5 С.Д 1 О.Ф 5 М.В. 5 Т.К. 6 Л. У., 1 Р.Д 4 К.С. 5 Е.А. 7 З.Б. 2 М.К 3 О.О. 4 И.К. 6 Г.М 3 В.Б. 2 П.Л. 6 Н.У. 7











7


Список литературы

1.Банников КЛ. Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской армии. М., 2002.- 143 с.
2.Башкатов И.П., Стрелкова Т.С. Характеристики молодежно-подросткового граффити // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 141-145.
3.Беликов СВ. Скинхеды в России. М., 2005.- 73 с.
4.Блохина М. В. Молодежные субкультуры в современном обществе: монография / М. В. Блохина, Л. Г. Григорьев; Твер. гос. ун-т, Каф. социологии и соц. технологий. -Тверь: ТГТУ, 2004.- 164 с.
5.Волков ЮТ. Социология. Ростов н/Д., 2004. С. 483.
6.Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001. - С. 165.
7.Володько В.Ф. Неформальные объединения молодежи (Материал в помощь лектору). Минск, 1988.- 69 с.
8.Герои нашего времени. Социологические очерки / Под ред. Е. Омельченко. Улья¬новск, 2000.- 77 с.
9.Глядя на Запад: Культурная глобализация и российские молодежные культуры. СПб., 2004.- 104 с.
10.Головин В.В., Кулешов Е.В., Лурье МЛ. Субкультура солдат срочной службы // Современный городской фольклор / Сост. А.Ф. Белоусов, И.С. Веселова, СЮ. Не¬клюдов. М., 2003. С. 186-230.
11.Готы. Анализ субкультуры и движения в Санкт-Петербурге. Август 2005 года / В.А. Гущин, И.С. Черепенчук, А.Э. Лустберг, Л.П. Курза // http://www.profcenter.spb.ra.
12.Громов Д.В. Люберецкие уличные молодежные компании 1980-х годов: субкуль¬тура на перепутье истории // Этнограф, обозрение. 2006. № 4. С. 23-38.
13.Жарков Г,В. Рискованность мужественности: роль тендерных факторов в фор¬мировании поведенческого риска у молодежи // Мужской сб. Вып. 3. М., 2007. С. 62-66.
14.Запесоцкий А.С, Файн А.П. Эта непонятная молодежь...: проблемы неформальных молодежных объединений. М., 1990.- 92 с.
15.Илле А. Футбольный фанатизм в России: Фан-движение и субкультура футбольных фанатов // Молодежные движения и субкультуры Петербурга. СПб., 1999. С. 154-173.
16.Костерина ИВ. Скинхеды и гопники: разные лики агрессивной маскулинно¬сти // Конструирование маскулинности на Западе и в России: Межвузовский сб. науч.-метод, матер. Иваново, 2006. С. 21-36.
17.Левикова С.И. Молодежная субкультура.- М. 2004.- 185 с.
18.Луков, Агранат 2005 -Луков В.А., Агранат ДЛ. Курсанты: Плац. Быт. Секс. Социологиче¬ское и социально-психологическое исследование. М., 2005.- 43 с.
19.Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10. С. 79–87.
20.Лурье МЛ. Субкультура графферов в России // Детский фольклор и культура дет¬ства: Матер, науч. конф. "ХШ Виноградовские чтения" (31 июня - 4 июля 2003 г.) / Ред.-сост. Е.В. Кулешов, М.Л. Лурье. СПб., 2006. С. 196-208.
21.Молодежные движения и субкультуры Петербурга / Под ред. В. Костюшева. СПб., 1999.- 128 с.
22.Модные игры для взрослых детей: Сборник / Сост. Ю. Бычков. М., 1988.- 62 с.
23.Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность / Под ред. Е. Омельченко, Н. Гончаровой. Ульяновск, 2006.- 71 с.
24.Молодежный Петербург: движения, организации, субкультуры / Под ред. В. Костю¬шева. СПб., 1997.- 59 с.
25.Молодежные субкультуры / Т.Г. Исламшина, О.А. Максимова, А.Л. Салагаев, С.А. Сергеев, Г.Р. Хамзина, Р.С. Цейтлин. Казань, 1997.- 116 с.
26.Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества/Б.А. Ручкин, В.Л.Родионов, А.В. Пыжиков//Социально-гуманитарные знания, 2000. - №1 - №5.-17-22.
27.Молодежь России: особенности социализации и самоопределения/ О.И. Карпухин//СОЦИС.- 2000. - №3.-4-16.
28.Нормальная молодежь: пиво, тусовка, наркотики. Ульяновск, 2005.-37 с.
29.Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня... а завтра? Сб. ст. / Отв. ред. В.В. Семенова. М., 1988.- 29 с.
30.Ольшанский Д.В. Неформалы: Групповой портрет в интерьере. М., 1990.- 96 с.
31.Омельченко Е. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск, 2004.- 71 с.
32.Омельченко Е.Л. Идентичности и культурные практики российской молодежи на грани XX-XXI вв. //автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. – М.,2005.- 27 с.
33.Панк-вирус в России (сборник интервью). М., 1999.- 25 с.
34.Пашков М.Ю. Рок... Брейк... Что дальше?.. Кишинев, 1990.- 66 с.
35.Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкуль¬тура). Тверь, 1994.- 52 с.
36.Романский Ф.И. Сленг хиппи: Матер, к словарю. СПб.; Париж, 1992.
37.Российский статистический ежегодник 2001: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2001. С. 189.
38.Савельев В.А. Горячая молодежь России. Лидеры. Организации и движения. Тактика уличных битв. Контакты. М., 2006.- 59 с.
39.Салагаев АЛ. Подростково-молодежное территориальное сообщество де-ликвентной направленности как объект теоретического исследования. Дис. ... д. социол. н. СПб., 2001.- 294 с.
40.Тринадцатый шаг: социология наркотизации / Под ред. Е. Омельченко. Ульяновск, 2002.- 48 с.
41.Халикова В.Р. Экстремалы города // Мужской сб. Вып. 3. С. 244—259.
42.Шашкин А.В. Регулирование властных отношений в подростковой уличной сре¬де средствами насильственной виктимизации (на материале изучения молодежных сооб¬ществ деликвентной направленности). Дис. ... к. социол. н. Казань, 2002.- 74 с.
43.Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения. М., 1990.- 143 с.
44.Щепанская Т.Е. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографиче¬ского исследования системы 1986-1989 гг. СПб., 1993.
45.Щепанская Т.Б. Молодежные сообщества // Современный городской фольк¬лор. М„ 2003. С. 34-85.
46.Щепанская Т.Е. Система: тексты и традиции субкультуры. М., 2004.
47.Щепанская Т.Е. "Тело" и "Сила" в политическом дискурсе // Мужской сб. Вып. 3. С. 11-23.
48.Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная антропо¬логия. Ростов н/Д., 2004.- 205 с.


Взаимосвязь мануальной асимметрии и особенностей эмоционально-личностного и когнитивной сферы у младших школьников

Федеральное агентство по образованию

Государство, учреждения высшего образования

Российский государственный гуманитарный университет

Институт психологии. Л. С. Выготского

Факультет психологии








Михалева Алла Сергеевна

работа студентки 5 курса заочного отделения

Взаимосвязь мануальной асимметрии и особенностей эмоционально-личностного и когнитивной сферы у младших школьников







Москва 2007

Содержание

Введение

1.Теоретические аспекты мануальной асимметрии и ее взаимосвязь с эмоционально-личностного и когнитивного домена в студенты

1.1 Психофизиология функциональной асимметрии полушарий мозга

1.2 Функциональная асимметрия и межполушарное взаимодействие

1.3 Онтогененез асимметрия функциональная головного мозга

1.4 Мануальная асимметрия и специализация полушарий мозга

1.5 Межполушарная асимметрия и эмоционально-личностное области

1.6 Межполушарная асимметрия и память

2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мануальной асимметрии с эмоционально-личностного и когнитивного домена

2.1 Методы исследования

2.2 Результаты и обсуждение

2.2.1 Исследование мануальной асимметрии младших школьников для разделения их на группы с разной степенью доминирования рук

2.2.2 Исследование тревожности в выделенных группах младших школьников

2.2.3 Исследование компетентности в выделенных группах младших школьников по шкале С. Хартер

2.2.4 Исследование зрительного восприятия в выделенных группах младших школьников

2.2.5 Исследование произвольного и непроизвольное запоминание в выделенных группах младших школьников

2.3 Исследование взаимосвязи профиля, вручную асимметрии и сформированности когнитивных и личностных особенностей

Вывод

библиография

Введение

Индивидуальная изображение мозга в организации психической деятельности сскладывается в течение длительного процесса онтогенеза. В результате взаимодействия предпосылок для природных и культурно-исторического опыта, которые усваивает ребенок, формируется функциональных систем обеспечения высших психических функций.

Межполушарная организация психических процессов – это самая важная психофизиологическая характеристика деятельности мозга, основанная на диалектическом единстве двух основных аспектов: функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в обеспечении психической деятельности человека.

Узнать стоимость работы