Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Факторы, влияющие на развитие памяти детей дошкольного возраста ( до 7 лет).

  • 29 страниц
  • 38 источников
  • Добавлена 06.12.2010
600 руб. 1 200 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Содержание



Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития памяти в отечетственной и зарубежной психологии
1.1. Общая характеристика памяти как психологического феномена
1.2. Основные концепции развития памяти в отечественной и зарубежной психологии
Глава 2. Методы исследования памяти у детей дошкольного возраста
2.1. Основные методы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста
2.2. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Проведение методики заключается в следующем. При помощи ребенка разложить на стык картинки. Уточнить, знакомы ли они ему. Затем дать ребенку инструкцию: «Сейчас тебе нужно будет запомнить слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы было легче запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из картинок, но такую, которая потом поможет тебе вспомнить это слово. Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти картинку, которая сможет тебе напомнить это слово».
Первым дается слово «пожар». Если ребенок в течение 15 секунд не начинает работать, то инструкция дается повторно (в уточненном варианте). «Тебе надо запомнить слово «пожар». Посмотри внимательно, какая картинка сможет тебе напомнить «пожар». Если ребенок не сможет сделать выбор, то ему дается урок на примере слова «пожар». Экспериментатор берет картинку заводских труб, и поясняет: «Видишь, здесь нарисованы заводские трубы. Из них идет дым. Этот дым тебе и напомнит потом слово «пожар», потому что при пожаре всегда идет дым».
Затем последовательно даются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор картинки дается до 1 минуты, и если не смог, то дается следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается. Время фиксируется. На проведение эксперимента отводится 10-12 минут.
В данной методике оценивается, во-первых, понимание ребенком инструкции; во-вторых, способность к нахождению опосредующих символов; в-третьих, содержательность объяснения выбора; в-четвертых, продуктивность опосредования в целях запоминания.
Таким образом, основными методами диагностики особенностей мнемического развития ребенка в дошкольном возрасте является наблюдение за ним в процессе игры или общения.
Методики же используемые для диагностики особенностей памяти ребенка при систематическом их использовании служат и способом развития мненических процессов.

2.2. Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Развитию высших психических функций ребенка уделяется особое внимание.
Одной из особенностей детского возраста является тот факт, что развитие всех психических процессов тесно связано между собой и взаимообусловливают развитие друг друга.
Развитие памяти невозможно без совершенствования внимания, мышления, речи и воображения и наоборот.
Таким образом, одним из факторов, влияющих на процесс развития памяти дошкольников, является его общее психическое развитие.
Поэтому в детских дошкольных учреждениях проводятся систематические комплексные занятия, способствующие развитию внимания, мышления, памяти, речи, крупной и мелкой моторики, координации.
Целью данных занятий является создание условий для гармоничного развития всех психических процессов ребенка, их произвольности, чтобы потом, когда ребенок пойдет в школу, он мог усваивать большой поток новой информации, приобретать новые умения и навыки [29]
Однако при разработке подобных занятий необходимо учитывать специфику детского возраста, чтобы эффект от них был на высоком уровне.
При проведении занятий с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать не только физиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический.
Во-первых, у ребенка - дошкольника произвольность мнемических процессов еще слабо развита. Поэтому при подготовке занятий необходимо учитывать этот факт: занятия должны быть для ребенка интересными и веселыми. Чем интереснее для ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал [29]
Во-вторых, у детей дошкольного возраста преобладает механическое запоминание. Многократное повторение материала с использованием всех каналов восприятия (присоединение моторики, слуховых и зрительных раздражителей) способствует закреплению изучаемого материала, без его глубокого осмысления [29]
Также пригодиться использование творческой составляющей в процессе механического запоминания: рисование, аппликации, лепка по изучаемому материалу развивает способность запоминать; различные песенки, пальчиковые игры и т.д.
Благодаря той особенности, что у дошкольника преобладает механическое запоминание над логической, в данном возрасте дети хорошо усваивают иностранные языки: путем многократного повторения и с использованием игры дети хорошо запоминают иностранные слова.
Наиболее развитой у детей дошкольного возраста является образная память. Поэтому развитие как кратковременной, так и долговременной памяти построено на использовании именно образной памяти.
Задания, которые получают дети на занятиях, всегда опираются на различные образы – картинки, игрушки и т.д. звуковое сопровождение на подобных занятиях усиливает желаемый эффект.
Благодаря использованию различных стимулов у ребенка развиваются также свойства внимания (концентрация, распределение, переключение, устойчивость) и его произвольность, т.к. ребенок концентрируется на запоминаемом объекте.
В процессе усвоения новой информации, ребенок прибегает к таким операциям, как анализ и синтез. Естественно это только зачатки тех мыслительных операций, которыми владеет взрослый человек или даже школьник, однако и в дошкольном возрасте ребенок способен структурировать новую для себя информацию и соотносить ее с уже имеющимися у него знаниями об окружающем мире [2]
Благодаря использованию механизмов структурирования информации в процессе запоминания, происходит интенсивное развитие мыслительных процессов дошкольников.
Также возможность структурировать полученную информацию облегчает в дальнейшем процесс ее воспроизведения.
Таким образом, развитие всех высших психических процессов в дошкольном возрасте тесно связано между собой.
Для развития долговременной памяти, таким образом, используются такие приемы, как сравнение запоминаемых предметов, нахождение сходства и различия и т.д.
Способность находить сходство и различия у предметов или явлений обеспечивает развитие такой способности, как установление взаимосвязей между изучаемыми предметами.
Способность устанавливать ассоциации развивает не только память и мышление, но и воображение ребенка. В этом помогает использование на занятиях такого метода, как сказка.
Занятия по развитию психических функций детей – дошкольников, таким образом, должны носить комплексный характер.
В подобные занятия необходимо включать таrже блоки по развитию общей моторики и координации, развитию мелкой моторики руки, дидактические игры, творческие задания.
Использование в занятиях физических упражнений полезно для развития памяти с той точки зрения, что у ребенка хорошо развита мышечная память. А изображая различных животных, имитируя их поведение, действия, ребенок развивает не только творчество, но и речь [38]
В подобных комплексных занятиях развивается способность ребенка концентрировать внимание и усидчивость, так как занятие подразумевает постоянную смену активных и спокойных блоков.
В младшем дошкольном возрасте ребенок меньше стремится к общению со сверстниками. В основном его общение ограничивается значимыми для него взрослыми: родителями, бабушками и дедушками, воспитателем и т.д.
В процессе взаимодействия со взрослым ребенок учится анализировать и усваивать эмоции, которыми окрашено данное общение. Ребенок запоминает невербальные и вербальные проявления той или другой эмоции и учится предугадывать события. Также он учится выражать свое внутреннее эмоциональное состояние сначала невербальным, потом и вербальным способом [2]
В процессе усвоения эмоциональной стороны общения происходит интенсивное развитие памяти и других психических процессов: внимания, мышления, речи и т.д.
Постепенно, чем старше становится ребенок, тем более возрастает у него потребность общения со сверстниками: появляются сюжетно – ролевые игры, игры с правилами и т.д.
На занятиях в детском саду ребенку нравится выполнять задания взрослого с другими ребятами, нравится общаться друг с другом.
Таким образом, общение со взрослыми и сверстниками является также одним из важнейших факторов развития памяти у детей дошкольного возраста.
Игра является ведущей деятельностью ребенка – дошкольника и занимает значительную часть его жизни.
С помощью игры ребенок познает окружающий его мир, знакомится с новыми для него процессами и явлениями, закономерностями и правилами.
Игра позволяет ребенку «проработать» те стороны взрослой жизни, которые невозможно пока прожить в его реальной детской жизни [2]
Игра в дошкольном возрасте выполняет четкие функции [2]
Символический характер (под одним действием подразумевается другое, под одним предметом другой; мышление ребенка способно к обобщению и благодаря этому он способен замещать смысл)
Средство общения (ребенок в игре чувствует себя комфортно и полноценно общается со сверстниками или взрослым)
Выражение чувств (ребенок не опасается проявления своих чувств и эмоций, проецирования их на игрушки; с помощью игры в этом случае восполняется нехватка вербальных средств общения; учится управлять своими эмоциями)
Постепенно, чем старше становится ребенок, тем сложнее и разнообразнее становятся игры: отображаются все новые стороны реальной жизни, появляются все более сложные правила, увеличивается количество участников игры, расширяется арсенал игровых действий, они становятся как развернутыми, так и свернутыми, включается разнообразный игровой материал, готовый и самодельный, замещающийся в воображении, игра становится длиннее по времени, может занимать от нескольких часов, до нескольких дней [2]
Все эти особенности игры способствуют развитию памяти, внимания, мышления, речи и воображения.
Таким образом, игра также является важнейшим фактором развития памяти детей дошкольного возраста.
Все эти особенности необходимо учитывать при построении занятий по развитию памяти у ребенка.
Перед тем, как дети приступают к заданию, взрослый просит их объяснить, что и как они будут делать.
Способность проговаривать свои действия перед непосредственным их выполнением способствует развитию памяти (ребенку необходимо вначале вспомнить, что он будет делать и в какой последовательности) и мышления.
Таким образом, основными факторами, способствующими развитию памяти детей дошкольного возраста, являются:
Развитие всех психических процессов ребенка
Общение со сверстниками и взрослыми
Игра как основной вид деятельности ребенка в этом возрасте.


Заключение

Память относится к высшим психическим функциям индивида. Память связана со всеми психическими процессами.
Без возможности воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию, человек не смог бы познавать окружающий мир, жить в социуме, накапливать свой индивидуальный опыт и, следовательно, развиваться как личность.
Память выступает связующим звеном между человеком, его прошлым, настоящим и будущим и окружающим миром. Память, как и любой психически процесс, развивается в онтогенезе человека.
Основы мнемических способностей индивида начинают закладываться еще в раннем детстве и начинают интенсивно развиваться и приобретать произвольность в старшем дошкольном возрасте.
Ребенок познает окружающие его мир, начинает накапливать свои первые впечатления от взаимодействия с ним. Благодаря этому у дошкольника и развивается способность запоминать, а в последствии и воспроизводить свой опыт.
На сколько прочным будет фундамент мнемических способностей, построенный в дошкольном возрасте, на столько будет успешным обучение ребенка в школе.
Поэтому теоретические и практические исследования особенностей развития памяти детей дошкольного возраста занимают центральное место в общей и возрастной психологии и педагогике.
Знание особенностей развития памяти в дошкольном возрасте, а также факторов, способствующих или препятствующих данному развитию поможет оптимизировать процесс подготовки ребенка к школе. Выявлять трудности на более ранних этапах развития и т.д.
В нашей работе мы изучили теоретические основы памяти как психического процесса; проанализировали основные концепции развития памяти у детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии; охарактеризовали основные методы изучения развития памяти у детей дошкольного возраста; выявили основные факторы, влияющие на развитие памяти у детей дошкольного возраста.
Таким образом, основными факторами, способствующими развитию памяти детей дошкольного возраста, являются, во-первых, развитие всех психических процессов ребенка; во-вторых, общение со сверстниками и взрослыми; в третьих, игра как основной вид деятельности ребенка в этом возрасте.




Список литературы

Абрамова Г.С. Возростная психология М., 2003
Аверин В.А. психология детей и подростков. – СПб., 1998
Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. - М., 1985
Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения /Пер с англ. под общ. ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. – М., 1980
Битянова М., барчук О. диагностика дошкольной зрелости //Школьный психолог. – 2000. - № 30
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2000
Венгер Л.А. Умственное развитие дошкольников. - М., 1974
Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте: В 2-х т. - М., 1982
Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М., - Воронеж, 2002
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1999 Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. – М., 1988
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999
Изюмова С. А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики //Вопросы психологии. - 1984. - № 6. - C. 110 – 118
Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, – М., 1981
Истратова О.Н. Большая книга детского психолога /О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д., 2008
Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4 – 5 лет. – СПб.; - М., 2008
Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000
Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – СПб., 2000
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М., 2004
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. – М., 2001
Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6 – 7 лет. – СПб., 2007
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1994.
Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2008
Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1997.
Психология /Под общ ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2001
Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. — М., 2001.
Психология памяти /Под ред. Ю.Б, Гиппенрейтер, В.Я, Романова. – М., 1979
Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002
Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста / Ред. - сост. Г.В. Бурменская. - М., 2003
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2002.
Психология дошкольника: Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1998
Семаго Н.А. исследование произвольности психической активности старших дошкольников //школьный психолог. – 2000. - № 43
Словарь практического психолога /Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
Смирнов А.А. проблемы психологии памяти. – М., 1996
Спилберг Дж. 500 пятиминутных развивающих игр для детей от 3 до 6 лет /Пер. с англ. Е.Г. Гендель. – Мн., 2007
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д., 1997
Урунтаева Г.А. диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. – М., 1999
Хорошевский Н.И. Современные методы развития памяти и мышления. – М., 2008














34

Список литературы

1.Абрамова Г.С. Возростная психология М., 2003
2.Аверин В.А. психология детей и подростков. – СПб., 1998
3.Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. - М., 1985
4.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения /Пер с англ. под общ. ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. – М., 1980
5.Битянова М., барчук О. диагностика дошкольной зрелости //Школьный психолог. – 2000. - № 30
6.Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994
7.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2000
8.Венгер Л.А. Умственное развитие дошкольников. - М., 1974
9.Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте: В 2-х т. - М., 1982
10.Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М., - Воронеж, 2002
11.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1999 Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. – М., 1988
12.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 1999
13.Изюмова С. А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики //Вопросы психологии. - 1984. - № 6. - C. 110 – 118
14.Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, – М., 1981
15.Истратова О.Н. Большая книга детского психолога /О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д., 2008
16.Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4 – 5 лет. – СПб.; - М., 2008
17.Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000
18.Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – СПб., 2000
19.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М., 2004
20.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. – М., 2001
21.Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6 – 7 лет. – СПб., 2007
22.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1994.
23.Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2008
24.Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1997.
25.Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. — М., 2001.
26.Психология памяти /Под ред. Ю.Б, Гиппенрейтер, В.Я, Романова. – М., 1979
27.Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002
28.Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста / Ред. - сост. Г.В. Бурменская. - М., 2003
29.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2002.
30.Психология дошкольника: Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000.
31.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1998
32.Семаго Н.А. исследование произвольности психической активности старших дошкольников //школьный психолог. – 2000. - № 43
33.Словарь практического психолога /Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
34.Смирнов А.А. проблемы психологии памяти. – М., 1996
35.Спилберг Дж. 500 пятиминутных развивающих игр для детей от 3 до 6 лет /Пер. с англ. Е.Г. Гендель. – Мн., 2007
36.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д., 1997
37.Урунтаева Г.А. диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. – М., 1999
38.Хорошевский Н.И. Современные методы развития памяти и мышления. – М., 2008

Один

Чувашский государственный педагогический университет". I. I. Яковлева

Контрольная работа по психологии

на тему:

Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

Выполнил:

Проверено:

Чебоксары 2009

Содержание

Введение

1. Психология в дошкольном возрасте

2. Развитие психических процессов

3. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Вывод

Литература

Введение

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального формирования личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения , существенным, влияющим на развитие его личности.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило , неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем важнее для него приобретают контакты со сверстниками.

Таким образом, дошкольное детство - чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-исторически эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью, вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.

Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также отношения человека к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может быть ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Дошкольный возраст - это этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6-7 лет, характерен тем, что деятельность руководства это игра очень важна для формирования личности ребенка. Есть три периода:

1)младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет;

2)средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет;

3)старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.

В период дошкольного возраста ребенок открывает, не без помощи взрослого мир человеческих отношений, разных видов деятельности.

Узнать стоимость работы