Вам нужнакурсовая работа?
Интересует Культура?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Сравнительный анализ программ по МХК.

  • 42 страницы
  • 15 источников
  • Добавлена 28.02.2011
800 руб.1 600 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Глава I. Особенности в подходе преподавания МХК на базовом уровне.
1.1.МХК как самостоятельная школьная дисциплина.
1.2.Сравнительный анализ программ по МХК.
Глава II. Значение факультативной и кружковой работы в усвоении курса МХК.
2.1. Программное обеспечение факультативных и кружковых занятий по МХК.
2.2. Методика проведения уроков и внеклассных форм работы по МХК.
3.Литература.


Фрагмент для ознакомления

Принципы:
- Хронологический (материал курса синхронизирован с отечественной историей.).
- Тематический (группировка материала по разделам и темам, близким по содержанию).
Данный учебный курс предлагается вести в рамках предмета «МХК» Курс ориентирован на изучение отечественного культурного наследия. Подчеркнута тесная связь русской культуры с мировой. Курс отличается строгой гуманитарной ориентированностью. Предполагается три подхода к изучению памятников культуры. Первый – эстетический (ориентирован на эмоциональное восприятие человека). Второй - знаково-смысловой (ориентирован на рациональное мышление). Третий – личностно-творческий (ориентирован на личное творческое участие).
Предназначен для преподавания в течение трех лет в объеме 1 час/нед.
В учебно-методический комплект входят ряд пособий и рабочих тетрадей. Пособия ориентированы на изучение отдельных тем в контексте общей программы по МХК.
Рабочие тетради содержат различные учебные задания (вопросы, кроссворды, рисунки, схемы, таблицы и т.п.) и ориентированы на самостоятельную работу учащихся.
В хрестоматии собраны документальные источники, освещающие различные стороны русской культуры изучаемого периода.
Важным средством интенсификации и улучшения учебной работы должна быть компьютеризация обучения. Задача дидактики в связи с этим состоит в том, чтобы определить и обеспечить те условия, при которых такая интенсификация действительно достигается. Следует, прежде всего, разобраться с ключевым понятием «компьютер как средство обучения». В процессе труда с помощью средства труда человек своей деятельностью вызывает заранее намеченные изменения предмета труда. Само средство представляет собой вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые в соответствии с поставленной целью служат проводником его воздействий на этот предмет. С этих позиций только и можно понять сущность того нового, что несет с собой компьютер, а также сущность тех преобразований, которые влечет за собой компьютеризация обучения. По мнению ряда психологов, компьютер является таким средством и орудием человеческой деятельности, применение которого качественно изменит и увеличит возможности накопления и применения знаний каждым человеком, а также возможности познания(5,с. 8-28.).
Большие возможности в изучении мировой художественной культуры открывает компьютеризация обучения. Благодаря использованию мультимедиа- технологий большому числу школьников становится доступы самые известные музеи мира. Сокращается время и облегчается поиск интересующей информации. Ученики даже из самых отдаленных уголков страны могут следить за новостями культурной жизни, видеть презентации выставок, проходящих в разных концах света, знакомиться с новыми течениями в искусстве, читать отзывы авторитетных деятелей искусства, следить за ходом и методами реставрации произведений. Оставлять свои отзывы на актуальные темы. Ученик становится соучастником культурных процессов, происходящих в стране. А соучастие, возможность влиять на ход событий не оставляет равнодушным.
2.2. Методика проведения уроков и внеклассных форм работы по МХК.
Если основная программа преподавания Мировой художественной культуры строго регламентируется, то проведение и внеклассных уроков и форм обучения во многом зависят от личностного творческого подхода учителя. (2, с.119)Занятия проходят в более свободной форме и в арсенале у преподавателя имеется множество форм, позволяющих более глубоко изучать художественную культуру.
Среди внеклассных занятий могут быть также: художественной выставки; посещение урока изобразительного искусства в одном из классов основной школы; внеурочный практикум; внеурочная художественно-творческая деятельность, просмотр развивающих художественных документальных фильмов.
Посещение картинной галереи, художественной выставки.
Посещение картинной галереи, художественной выставки должно носить тематический характер. Мероприятие должно иметь идею, объединяющую изучаемый материал. Возможны следующие темы для организации похода в музей.
- Выставка-вопрос: для подбора изучаемых экспонатов такой выставки нужно подобрать занимательные вопросы по определенной тематике. Преподаватель книги, периодика, где можно найти описание и историю изучаемых картин. При посещении картинной галереи преподаватель задает вопросы задача каждого ученика набрать как можно больше баллов за правильные ответы. Данная форма выставки приемлема для младших школьников и подростков.
- Выставка-ситуация. Проводится в классе. Ученикам-подросткам предлагается самим составить выставку из картин на заданную тематику, и провести экскурсию по составленной выставке для товарищей.
- Выставка-отзыв: организуется, как правило, для младших и старших подростков; состоит из отзывов о картинах: посмотри и заинтересуй, разочаруй, предложи, посоветуй. Может проводиться как в классе с использованием репродукций, так и на выставке, в музее, картинной галерее.
Ученики заранее готовятся рассказать о выбранном произведении.
-Выставка одного портрета: на выставке обязательно наличие портрета или репродукции и литературы об этом человеке. Например: «Но красоту ее Боровиковский спас…» (о М.И. Лопухиной). Такая выставка приемлема для подростков старшего возраста.
-Выставка-диспут: предполагается диспут между подростками, разделенных на группы, представляющие разные стили в изобразительном искусстве. В результате каждая группа раскрывает особенности данного стиля, сравнивает его со стилем группы оппонентов.
- Выставка одного произведения искусства. Здесь возможны варианты: выставка собственно одной картины, произведения прикладного творчества – для дошкольников и младших школьников. А когда книга предстает в разных аспектах - история создания; прототипы; первые зрители; судьба данного произведения и автора; отзывы - то такую выставку лучше адресовать подросткам.
- Выставка-игра. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Но любят играть все, что особенно заметно в школе: как малыши, так и учащиеся средних и старших классов. Разве только игры меняются, усиливается их интеллектуальная сторона. Таким образом, выставка-игра может создаваться для всех возрастов. На этой выставке составной частью являются элементы какой-либо игры, тематически обусловленной рекомендуемой литературой. Уровень сложности игровых материалов выставки предопределяется ее целевым и читательским назначением. Для дошкольников подходит игра с литературными сказочными героями «Угадай, из каких мы произведений. Для подростков подойдут рыцарские турниры или «морское путешествие» «На всех парусах - в лето».
- Выставка-диалог. Она наилучшим образом реализует так необходимый сегодня взаимоуважительный и взаимообогащающий диалог между экскурсоводом, преподавателем и читателем. С вопросами обращаются дети. Например: «Я хочу узнать о …». Ответы на вопросы читателя ищет преподаватель или психолог. Интересующие детей вопросы, которые иногда они стесняются задавать взрослым, можно предугадать: любовь, мои права и др. Она должна нацеливать на более глубокое восприятие художественного произведения, обмен мнениями, предлагать творческие задания ребятам, созвучные темам, интересующим детей. На ней необходимо оставить места для отзывов зрителей, новых вопросов. Перспективна для раскрытия тема «Диалоги о культуре», что позволит представить разные точки зрения на обсуждаемый вопрос, возможность высказаться, слушать и услышать. Прежде всего, конечно, нужно привлечь внимание детей к самому понятию «культура», показать его многозначный смысл. Выставка-диалог больше всего подходит старшим подросткам и по своему изначальному замыслу должна быть сориентирована на эту возрастную группу.
-Выставка-викторина. Это разновидность выставок-конкурсов, стимулирующих познавательную активность детей в процессе чтения. В отличие от предыдущей, ответы на вопросы, оформленные письменно (например, в виде книжечки карманного формата или на отдельном плакате), читатель ищет в литературе, заданной на дом для подготовки. Хорошо, если это будет цикл выставок политематического содержания, организуемый в течение учебного года для младших школьников и подростков. Выставка-конкурс может быть посвящена любым темам, обязательно наличие условий конкурса, подведение итогов, награждение.
-Выставка-словарь: организуется для младших школьников и подростков с целью объяснения новых терминов, понятий.
- Выставка-знакомство. Она организуется для того, чтобы познакомить читателей с каким-либо интересным человеком (местный художник, известный человек и т.д.). Поиски авторитета, образца для подражания начинают себя ярко проявлять в подростковом возрасте. Поэтому такая выставка не оставит равнодушными детей этого возраста.
-Выставка-презентация (реклама, премьера). Это может быть презентация новой экспозиции.
- Выставка-настроение: подросткам предлагается самим подобрать экспонаты на выставку и дать отзыв на них: «Эти произведения отображают радость…», «Эти произведения отображают грусть …» и т. д. Разделы выставки: «Герои грустят», «Герои счастливы» и т.п.
- Выставка одного жанра. Представляя картины одного жанра - пейзаж, натюрморт, портрет, исторические.
- Выставка одного автора. На ней могут быть представлены не только произведения, но и материалы о художнике, скульпторе.
- Выставка «Исторический персонаж»: выставка будет привлекать внимание и дошкольников, и младших школьников, и подростков. Темами выставок могут быть: Представление известных личностей разными художниками и выразительными средствами: графика, живопись, скульптура.
- Выставка-поиск для подростков и старшеклассников: создание выставки предполагает предварительный краеведческий, научный поиск с последующим оформлением материалов.
-Выставка-сказка: выставка готовится вместе с участниками кружка- младшими школьниками. Дети иллюстрируют сюжет сказки, лепят из пластилина сказочных героев, строят сказочный город. Все это сопоставляется с работами известных художников, творивших в данном направлении.
Подобные приемы помогут вызвать интерес и к выставкам, и произведениям искусства, другим документам, которые на них представлены, создать целостный, привлекательный, действенный, эффективный образ выставок, усилить их педагогический, информационный, эстетический и познавательный потенциал.
Внеурочная художественно-творческая деятельность.
Согласно теории воспитания, одной из основных задач художественно-творческого развития школьников является формирование творческой личности, индивидуальности способностей средствами изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства. Решение этой задачи станет возможным лишь тогда, когда на основе художественно - эстетических потребностей сформируется определенное эстетическое отношение к действительности и изобразительному искусству.(10,с.23)
В современном обществе всё большую ценность приобретает идея саморазвития личности, пониманию которой способствует научное рассмотрение этого вопроса в философском и психолого-педагогическом аспектах. Воспитание творческой личности будет протекать более эффективно, если образование будет ориентировано на раскрепощение деформирующих личность запретов, где есть возможность проявить свою субъективность в любом виде творческой деятельности, при этом опираясь на свой личностный опыт, своё миропонимание и мироощущение в атмосфере уважения, доброжелательности, партнерства и сотрудничества, то есть быть личностно ориентированным, где воспитывающий взрослый создаёт совершенно особую развивающую среду.
Поэтому развитие опыта творческой деятельности учащихся в образовательном процессе современной школы как предмета исследования предполагает рассмотрение процесса педагогического обеспечения овладения младшими школьниками опытом творческой деятельности, актуализирующим их личностное саморазвитие.(1, с209) Традиционно творчество определяют как высшую форму человеческой активности, направленную на преобразование действительности, на создание чего-то нового, ранее не бывшего.
В качестве внеурочных творческих заданий могут быть представлены:
- Творческие работы, выполняемые учениками дома самостоятельно или с помощью родителей. Групповые творческие задания. Задание рассчитаны на выполнение группой подростков. Это могут быть составление графических, объемных композиций. Подготовка доклада на заданную тему, организация творческого вечера. Важным этапом в подготовке таких заданий является самостоятельный выбор средств передачи своей работы, ее презентация защита ее перед одногрупниками.
Презентация может быть выполнена как в виде реальных предметов, так и при помощи средств мультимедиа технологий.
- Посещение классов прикладного творчества. На которых учащиеся под руководством мастеров могут на своем опыте познакомиться с этапами создания произведения искусства. Живописного полотна, ткачеством, росписью посуды и т.д. Учащиеся знакомятся с технологией создания материального произведения искусства. Региональными и национальными особенностями творчества. Историей развития ремесел.
Именно в этнохудожественной культуре возможно успешное приобщение школьников, обучение их основам художественного ремесла, что обусловлено положительными моментами:
( формирование внутренней мотивации школьников и развитие художественно-творческих способностей и их творческого потенциала;
( учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при выборе содержания, форм, методов и средств обучения;
( тесная взаимосвязь теории с практикой;
( изучение истории местного народного декоративно-прикладного искусства, живой контакт с художественными промыслами, народными мастерами;
( рассматривание изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства в тесной взаимосвязи с философией, психологией, педагогикой;
( выполнение изделий с опорой на народные традиции, обычаи.
Воспитательная и образовательная ценность изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, необходимость широкого его применения давно признавалась выдающимися умами человечества: Аристотель, Каменский, Ушинский, Чистяков.
Просмотр развивающих художественных документальных фильмов.
Использование на Мировой художественной культуры видео и киноискусства позволит детям не просто с интересом смотреть, но и в процессе беседы разбираться в своих чувствах, возникших при просмотре, делиться своими впечатлениями с одноклассниками, слушать их мнения, выполнять творческие задания и, возможно, начать видеть то, чего раньше не видели, понимать то, чего не понимали и понимали не так, как понимают другие. С этой целью были разработаны уроки с введением в них материалов видео- и киноискусства, направленные на развитие художественного восприятия. Введение в уроки материалов видео и киноискусства позволяет использовать музыкальный и изобразительный материал, как из программы, так и дополнительный. Однако ребята младшего и среднего школьного возраста ещё не могут охватить фильм целиком и часто необходимо выделять из него один или несколько эпизодов, эмоционально более сильных по впечатлению. Поэтому работа с эпизодом соответствует как психофизиологическим особенностям младших школьников, так и структурным особенностям киноповествования. На практике, начиная вводить в определённом классе экранные искусства, необходимо уделять время даже простому пересказу того или иного эпизода, при этом обращать внимание на звуковую среду фильма, а также на сочетание изображения и звука.
Сюда относится просмотр фильмов об известных деятелях культуры, их творческом пути, этапах становления и развития. Эти фильмы делают известных людей ближе, понятнее. Создается представление о великих как об обычных людях со своими переживаниями, этапами развития. Виды представления искусства в фильмах и сериалах могут сильно разниться. Так , например, в «Частной жизни шедевров» нет ведущего, и в каждой серии (всего их 6) консилиум искусствоведов и историков разбирает по одной картине — от «Венеры перед зеркалом» Веласкеса до мунковского «Крика». Лучшие серии, по мнению искусствоведов — про «Крик» и «Завтрак на траве». Правда, современная живопись данного сериала кончается на Сальвадоре Дали.
Искусствовед Кеннет Кларк создал для BBC документальный цикл «Цивилизация» (1969) — взгляд на историю западной цивилизации через призму искусства. «Цивилизация» определила каноны жанра: уважаемый лектор ездит по странам и континентам и иллюстрирует свои тезисы беседами в музеях и съемками на местах.
Одной из возможных форм внеклассных занятий является проведение Инсценировок на актуальную тему. Например, инсценирование древнегреческих мифов. Программа рассчитана на учеников 3-6 классов. Ученикам раздаются роли, которые ни должны играть, разрабатывается сценарий действия. При такой форме обучения участники на своем примере переживают предложенную ситуацию. Глубже знакомятся с культурой данного времени и место, понимают на эмоциональном уровне истоки и причины событий.
Заключение
В результате проведенного исследования следует вывод, что существует несколько путей преподавания Мировой художественной культуры, в рамках программы, установленной министерством образования РФ. И каждый преподаватель свободен в выборе программы и методов обучения. Это касается как выбора учебников, так и способов преподавания. Региональные особенности расположения школы также накладывают отпечаток на методы обучения. Это различные этнографические традиции и музеи данного региона. Большую роль играет то, насколько развита культурная жизнь населенного пункта. Насколько часто там организуются выставки, сменные экспозиции. Но современные средства коммуникации и мультимедиа-технологии позволяют даже в самом далеком уголке нашей огромной страны быть в курсе новостей культурной жизни.

Литература.
1.Харламов И.Ф. «Педагогика» – М.: Гардарики, 1999
2.Лихачев «Мировая художественная культура - век просвещения» С. -Петербург. МИО Пресс 1999.
3.Сластенин. «Мировая художественная культура» издательство С.-Петербург ч.1- 1997-ч.2 -1999.
4.Подласый И. «Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов»: В 2 кн. Санкт-Петербург 2000г.
5.Пидкасистый П.И. « Педагогика» Высшее образование 2009г.
6. Дашкова Е.Р «О смысле слова „воспитание“. Сочинения, Письма, Документы» Санкт-Петербург 2001г.
7. Бакланова «Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля» Москва, 2007
8. Рапацкая "Мировая художественная культура «5-9, 10-11» Владос., М.1999.
9. Солодовников Ю.А «Человек в мировой культуре» 6,7,8 кл. М., Просвещение, 1995 -2000
10. Предтеченская «Мировая художественная культура» 9-11 кл. Владос 2004г.
11. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: архитектура. - М.: Вла- дос,2003.
12. Грушевская ТТ., Гузик М.А., СадохинА.П. Словарь по мировой художе ственной культуре. - М.: Академия, 2002.
13. Гузик М.А. Учебный путеводитель по мировой художественной культуре: 6-9 кл. - М : Просвещение, 2000.
14. Кашекова И.Э. Язык пластических искусств: живопись, графика, скульп- тура, архитектура. -М.: Просвещение, 2003.
15. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим: Дидактический материал. - М.: Просвещение, 2002.








2


2010г.

3. Литература.
1.Харламов И.Ф. «Педагогика» – М.: Гардарики, 1999
2.Лихачев «Мировая художественная культура - век просвещения» С. -Петербург. МИО Пресс 1999.
3.Сластенин. «Мировая художественная культура» издательство С.-Петербург ч.1- 1997-ч.2 -1999.
4.Подласый И. «Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических Вузов»: В 2 кн. Санкт-Петербург 2000г.
5.Пидкасистый П.И. « Педагогика» Высшее образование 2009г.
6. Дашкова Е.Р «О смысле слова „воспитание“. Сочинения, Письма, Документы» Санкт-Петербург 2001г.
7. Бакланова «Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля» Москва, 2007
8. Рапацкая "Мировая художественная культура «5-9, 10-11» Владос., М.1999.
9. Солодовников Ю.А «Человек в мировой культуре» 6,7,8 кл. М., Просвещение, 1995 -2000
10. Предтеченская «Мировая художественная культура» 9-11 кл. Владос 2004г.
11. Варданян Р.В. Мировая художественная культура: архитектура. - М.: Вла- дос,2003.
12. Грушевщкая ТТ., Гузик М.А., СадохинА.П. Словарь по мировой художе ственной культуре. - М.: Академия, 2002.
13. Гузик М.А. Учебный путеводитель по мировой художественной культуре: 6-9 кл. - М : Просвещение, 2000.
14. КашековаИ.Э. Язык пластических искусств: живопись, графика, скульп- тура, архитектура. -М.: Просвещение, 2003.
15. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим: Дидактический материал. - М.: Просвещение, 2002.

Сравнительный анализ учебников по литературе

Содержание


Введение.................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты использования учебной литературы в образовательном процессе....................................................................................4

1.1. Общие требования к обучению книга..............................................................4

1.2. Функции учебной книги.................................................................................6

1.3. Виды публикаций...................................................................................7

1.4. Структура учебной книги.............................................................................10

Глава 2. Анализ учебников и программ по литературе для среднего звена.......................................................................................................................13

2.1. Учебники и программы по литературе для 9-го класса..................................13

2.2. Обзор учебников по литературе...................................................................18

Заключение............................................................................................................33

Список литературы...............................................................................................35

Введение

В центре образовательного процесса всегда находятся преподаватель и школьник, которые используют в качестве средства обучения книга обучения.

Поскольку учебная информация изложена в учебнике, то преподаватель незаменим лишь постольку, поскольку устное сообщение, жизненной силы и ясности, всегда верхний в письменной форме. Учебник в данном случае выступает в качестве книги для чтения. Конечно, он должен быть хорошо издан, написан язык живой, снабжен разъясняющими и способствует запоминанию предмета иллюстрациями.

в Случае, если преподаватель хорошо владеет содержанием учебника, то его задача сводится к сообщению сведений. В этом смысле-это специальная, основанная на психологии техника преподавания, знание и владение которой составляет основу педагогической подготовки. Зачастую такая подготовка значимее хорошего знания преподаваемой учебной дисциплины. Поскольку преподаватели могут быть разными, то в передаче учебной информации между преподавателем и учебником нет в принципе, нет существенной разницы. Учебник так же выполняет организующую роль в проведении самостоятельной работы и расширяет возможности преподавателя. Это подчеркивает

Узнать стоимость работы