Вам нужнакурсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Особенности становления речевого статуса у детей младшего дошкольного возраста с ОНР (общее недоразвитие речи) в историческом аспекте .

  • 34 страницы
  • 60 источников
  • Добавлена 05.03.2011
900 руб.1 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Становление речевого статуса детей младшего дошкольного возраста с ОНР в историческом аспекте
1.1.История изучения речевого статуса детей с ОНР
1.2.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР
Глава 2. Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста с ОНР
2.1. Принципы коррекционной работы по совершенствованию речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.2. Коррекционная работа по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста средствами логоритмики
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий часто используются погремушки, трещотки, камешки, ракушки, «радуги», кубики.
Игра-рифмовка «Белочки»
Читайте стишок и используйте pуки для этой игpы:
Раз, два, тpи, четыpе, пять
Пpишли белки поигpать. (выставляют пять пальцев)
Одна куда-то подевалась (спpячте pуку за спину)
Четыpе белочки осталось. (выставляют четыpе пальца)
А тепеpь скоpей смотpи (спячьте pуку за спину)
Их уже осталось тpи. (выставляют тpи пальца)
Hу и ну, какая жалость (спpячьте pуку за спину)
Только две у нас осталось. (выставляют два пальца)
Эта новость так гpустна (спpячьте pуку за спину)
Осталась белочка одна. (выставляют одни палец)
Затем скажите:
Пока мы с тобою считали,
Белочки от нас сбежали.
Игра-рифмовка «Паучок»
Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать,
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
"Паучки" ползают по голове.
Большое значение для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста придается эмоционально-волевому тренингу, который включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия).
Являясь недирективным видом деятельности, эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие сенситивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков) и позитивной самооценки путем вовлечения ребенка в общую игровую деятельность [15]. Его необходимость заключается в коррекции «внутреннего образа», исправления ошибочных представлений о себе подбираются такие упражнения, при выполнении которых ребенок не боится выражать свои чувства, не стесняется возражать, импровизирует и взаимодействует с коллективом. Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного реагирования. Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции. Параллельно развиваются коммуникативная и регулирующая функции речи.
Для детей младшего дошкольного возраста с ОНР, так же важен креативный тренинг, способствующий развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления, умению планировать и организовывать свою деятельность, развитию связной речи. Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы. В креативном тренинге используют задания на замещение предметов, создание музыкально-речевых сказок при помощи жестов, сопровождающихся звуком, графических рисунков, выразительных двигательных, вокальных и инструментальных импровизаций. В креативный тренинг входит большое количество упражнений, таких, как: «А что на завтрак?», «Покупатель и продавец», «Чепуха», «Веревочка», которые способствуют развитию воображения, ритмичности движений, развитию коммуникативных навыков, фантазированию, развитию фразовой речи [5].
В ходе креативных игр на свет рождаются невероятные истории, названия невиданных стран и животных, формируются навыки конструктивного выражения эмоций, развиваются познавательная деятельность, способности к естественной коммуникации, что играет большую роль в общем психическом развитии ребенка.
Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи – развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления.
Заключение
Таким образом, к 30-м годам ХХ века у исследователей в целом сложилось общее представление о клинической картине, характерной для «немых, но не глухих и не паралитичных», «с лепетаньем», «неговорящих или плохо говорящих», которые в психическом отношении не являются собственно умственно отсталыми, хотя и имеют патологическую задержку в развитии познавательных процессов (мышления, памяти, внимания). У ряда исследователей вместе с подробным описанием общей психической недостаточности «неговорящих» детей уже намечается дифференцированный подход в анализе их речевых расстройств (на основании различных «чувственных» и «двигательных» дефектов выделяются клинические формы). Появляются также начатки дифференцированного подхода к анализу познавательных процессов детей. Например, при описании состояния «специальных» видов памяти, понимания речи, представлений прослеживается неодинаковая степень их развития в зависимости от той или другой клинической формы речевого нарушения.
В процессе взаимоотношений речи и мышления с речевой патологией у детей и взрослых исследователи в соответствии с занимаемыми ими теоретическими позициями разделялись в основном на 3 группы. А. Куссмауль, П. Мари, М. Богданов-Березовский ставили речевые расстройства в непосредственную зависимость от общемозговых дефектов интеллектуальной сферы или «высшего центра интеллигенции». Другие – К. Гольдштейн, Х. Хед – при некоторых частных различиях их точек зрения считали неправомерным выведение причинных зависимостей между расстройствами речи и мышления, поскольку в том и другом случае главной причиной является нарушение целостного способа деятельности мозга, его высших форм интеграции. Третьи – А. Пик, Ф. Лотмар, Г.Я. Трошин – отстаивали точку зрения непосредственной обусловленности речевыми дефектами; при этом, так же как первые и вторые, они подходили к мышлению феноменологически – как к целостному неделимому духовному акту, а не как к сложной многоуровневой структурно-организованной форме психической деятельности.
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются в 3-4, а иногда и в 5 лет. Речь аграмматична и не достаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.
По результатам изучения детей с ОНР авторы (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.) отмечают у этих детей наличие различных отклонений в психофизическом развитии. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что у детей с ОНР неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно - волевой сферы, личности в целом, проявляющихся своеобразием самооценки и самосознания. Почти во всех случаях наблюдается изолированность детей от группы сверстников. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Список использованных источников
Аксанова, Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР / Т.Ю. Аксанова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 40 с.
Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. — М.: Изд-во МГУ, 1989. –213 с.
Бабушкина, Р.Л. Логоритмическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р.Л Бабушкина, О.М. Кислякова. – СПб.: Каро, 2005. – 175 с.
Бехтерев, В.Н. Основы учения о функциях мозга / В.Н. Бехтерев. — СПб.: Брокгауз-Эфрон, 1903. — 512 с.
Бородич, A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста / A.M. Бородич. — М.: Просвещение, 1984. – 189 с.
Введенская, Л. А. Теория и практика русской речи / Л.А. Введенская, П.П. Червинский. – СПб.: Питер принт, 2005. – 364 с.
Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. – М.: Владос, 2003. – 269 с.
Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. М.: – Изд-во АПН РСФСР, 1961. Т.1. – 472 с.
Глухов, В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики / В.П. Глухов. — М.: Аркти, 1985. – 136 с.
Глухов, В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — Автореф. канд. дис. — М., 1987.
Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. — 1994. —№ 2.
Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием / В.П. Глухов. М.: — Аркти, 2004.
Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.
Гринер, В.А. Логопедическая ритмика / В.А. Гринер, Н.С. Самойленко. — М.: УчПедГИз, 1941. — 80 с.
Гриншпун, Б.М., Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / Б.М. Гриншпун, В.И. Селиверстов // Дефектология. — 1988.—№3.
Дедюхина, Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: Методическое пособие / Г.В. Дедюхина. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006. — 61 с.
Ерастов, Н.Л. Культура связной речи. — Ярославль. 1982. —183 с.
Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи / Л.Н. Ефименкова. — М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. — М.: Директ-Медиа, 2008. – 104 c.
Жинкин, Н.Л. Речь как проводник информации / Н.Л. Жинкин. — М.: Наука, 1982, — 159 с.
Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — М.: Просвещение, 1990.
Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2006. – 320 с.
Зернова, Л.П.. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для дефектологических факультетов вузов / Л.П. Зернова, И.А. Зимина, Г.Р.Шашкина. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. — М.: Воронеж, НПО МОДЭК, 2001. – 432 с.
Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет / М.Ю. Картушина. – М.: Сфера, 2009. – 202 с.
Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет / М.Ю. Картушина. – М.: Творческий Центр, 2008. – 191 с.
Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / К.В. Комаров. — М.: Просвещение, 1982. – 206 c.
Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. — М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
Кузнецова, Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи / Е.В. Кузнецова. – М.: Гном и Д, 2004. – 128 с.
Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. — М., Просвещение, 1975. – 256 с.
Лапковская В.П. Логопедия: Речевые развлечения в детском саду / В.П. Лапковская, Н.П. Володькова. — М.: Мозайка-Синтез, 2009. – 52 с.
Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. — 287 с.
Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
Лурия, А.Р. Язык и сознание./ под редакцией Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с.
Макарова, Н.Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики / Н.Ш. Макарова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 78 с.
Мариничева, О.В., Учим детей наблюдать и рассказывать / О.В. Мариничева, Н.В. Елкина. — Ярославль.: Академия развития. 1997. – 219 с.
Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. — М.,: Педагогика, 1974. – 219 с.
Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Л.П. Федоренко. — М.: Просвещение, 1984. – 239 с.
Микляева, Н.В., Полозова О.А. Фонетическая и логопедическкая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов / Н.В. Микляева, О.А. Полозова. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004. – 110 с.
Музыкально – двигательные упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 221 с.
Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение): Автореферат дисс. докт. филол. наук. – М., 1975. – 46 с.
Нищева, Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 655 с.
Новиковская, О.А. Логоритмика / О.А. Новиковская. – СПб.: КОРОНА принт, 2005. – 269 с.
Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: книга для учителя: из опыта работы / ред.-сост. С. А. Миронова. – М.: Просвещение, 1987. – 139 с.
Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1968. – 368 с.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Творческий Центр СФЕРА, 2008. – 223 с.
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. / под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
Слюсарь, К.Н. Логоритмические занятия с детьми 4-6 лет как метод коррекции речевых нарушений / К.Н. Слюсарь. — М.: ГНОМ и Д, 2007. — 81 с.
Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателя детского сада. / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
Усова, А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова под ред. А.В. Запорожца. — М.: Просвещение 1981. — 176 с.
Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. — М.: Просвещение 1999. – 364 с.
Филичева, Т.Б., Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. — М.: ГНОМ и Д, 2000. — 128 с.
Филичева, Т.Б., Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: Альфа, 1993. — 103 с.
Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: 2000. – 128 с.
Флоренская, Ю.А. Избранные работы по логопедии / Ю.А. Флоренская. – М.: Астрель, 2006. – 223 с.
Характеристика связной речи детей 6-7 лет / под ред. Т.А. Ладыженской. — М.: Педагогика, 1980. — 210 с.
Шаховская, С.Л. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией / С.Л. Шаховская, М.: Уч. зап. МГПИ, 1971. – Т. 406. — 265 с.
Шаховская, С.Л. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией: Расстройства речи и методы их устранения / под ред. С.С. Ляпидевского и С.Л. Шаховской. — М.: Педагогика, 1975. – 196 с.
Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи / Г.Р. Шашкина – М.: Академия, 2005. – 187 с.








27

1.Аксанова, Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР / Т.Ю. Аксанова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 40 с.
2.Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. — М.: Изд-во МГУ, 1989. –213 с.
3.Бабушкина, Р.Л. Логоритмическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р.Л Бабушкина, О.М. Кислякова. – СПб.: Каро, 2005. – 175 с.
4.Бехтерев, В.Н. Основы учения о функциях мозга / В.Н. Бехтерев. — СПб.: Брокгауз-Эфрон, 1903. — 512 с.
5.Бородич, A.M. Методика развития речи детей дошкольного
возраста / A.M. Бородич. — М.: Просвещение, 1984. – 189 с.
6.Введенская, Л. А. Теория и практика русской речи / Л.А. Введенская, П.П. Червинский. – СПб.: Питер принт, 2005. – 364 с.
7.Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. – М.: Владос, 2003. – 269 с.
8.Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
9.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. М.: – Изд-во АПН РСФСР, 1961. Т.1. – 472 с.
10.Глухов, В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Недораз¬витие и утрата речи. Вопросы теории и практики / В.П. Глухов. — М.: Аркти, 1985. – 136 с.
11.Глухов, В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — Автореф. канд. дис. — М., 1987.
12.Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на за¬нятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. — 1994. —№ 2.
13.Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием / В.П. Глухов. М.: — Аркти, 2004.
14.Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.
15.Гринер, В.А. Логопедическая ритмика / В.А. Гринер, Н.С. Самойленко. — М.: УчПедГИз, 1941. — 80 с.
16.Гриншпун, Б.М., Развитие коммуника¬тивных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / Б.М. Гриншпун, В.И. Селиверстов // Дефектология. — 1988.—№3.
17.Дедюхина, Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: Методическое пособие / Г.В. Дедюхина. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006. — 61 с.
18.Ерастов, Н.Л. Культура связной речи. — Ярославль. 1982. —183 с.
19.Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи / Л.Н. Ефименкова. — М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
20.Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. — М.: Директ-Медиа, 2008. – 104 c.
21.Жинкин, Н.Л. Речь как проводник информации / Н.Л. Жинкин. — М.: Наука, 1982, — 159 с.
22.Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — М.: Просвещение, 1990.
23.Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2006. – 320 с.
24.Зернова, Л.П.. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для дефектологических факультетов вузов / Л.П. Зернова, И.А. Зимина, Г.Р.Шашкина. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
25.Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. — М.: Воронеж, НПО МОДЭК, 2001. – 432 с.
26.Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет / М.Ю. Картушина. – М.: Сфера, 2009. – 202 с.
27.Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 – 7 лет / М.Ю. Картушина. – М.: Творческий Центр, 2008. – 191 с.
28.Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / К.В. Комаров. — М.: Просвещение, 1982. – 206 c.
29.Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. — М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
30.Кузнецова, Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи / Е.В. Кузнецова. – М.: Гном и Д, 2004. – 128 с.
31.Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. — М., Просвещение, 1975. – 256 с.
32.Лапковская В.П. Логопедия: Речевые развлечения в детском саду / В.П. Лапковская, Н.П. Володькова. — М.: Мозайка-Синтез, 2009. – 52 с.
33.Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. — 287 с.
34.Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
35.Лурия, А.Р. Язык и сознание./ под редакцией Е. Д. Хомской. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с.
36.Макарова, Н.Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики / Н.Ш. Макарова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 78 с.
37.Мариничева, О.В., Учим детей наблюдать и рассказывать / О.В. Мариничева, Н.В. Елкина. — Ярославль.: Академия развития. 1997. – 219 с.
38.Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. — М.,: Педагогика, 1974. – 219 с.
39.Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Л.П. Федоренко. — М.: Просвещение, 1984. – 239 с.
40.Микляева, Н.В., Полозова О.А. Фонетическая и логопедическкая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов / Н.В. Микляева, О.А. Полозова. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004. – 110 с.
41.Музыкально – двигательные упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 221 с.
42.Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение): Автореферат дисс. докт. филол. наук. – М., 1975. – 46 с.
43.Нищева, Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 655 с.
44.Новиковская, О.А. Логоритмика / О.А. Новиковская. – СПб.: КОРОНА принт, 2005. – 269 с.
45.Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: книга для учителя: из опыта работы / ред.-сост. С. А. Миронова. – М.: Просвещение, 1987. – 139 с.
46.Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1968. – 368 с.
47.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Творческий Центр СФЕРА, 2008. – 223 с.
48.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. / под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
49.Слюсарь, К.Н. Логоритмические занятия с детьми 4-6 лет как метод коррекции речевых нарушений / К.Н. Слюсарь. — М.: ГНОМ и Д, 2007. — 81 с.
50.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателя детского сада. / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
51.Усова, А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова под ред. А.В. Запорожца. — М.: Просвещение 1981. — 176 с.
52.Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. — М.: Просвещение 1999. – 364 с.
53.Филичева, Т.Б., Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. — М.: ГНОМ и Д, 2000. — 128 с.
54.Филичева, Т.Б., Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: Альфа, 1993. — 103 с.
55.Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: 2000. – 128 с.
56.Флоренская, Ю.А. Избранные работы по логопедии / Ю.А. Флоренская. – М.: Астрель, 2006. – 223 с.
57.Характеристика связной речи детей 6-7 лет / под ред. Т.А. Ладыженской. — М.: Педагогика, 1980. — 210 с.
58.Шаховская, С.Л. Логопедическая работа по формированию
грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией / С.Л. Шаховская, М.: Уч. зап. МГПИ, 1971. – Т. 406. — 265 с.
59.Шаховская, С.Л. Использование наглядности при разви¬тии речи детей с алалией: Расстройства речи и методы их устранения / под ред. С.С. Ляпидевского и С.Л. Шаховской. — М.: Педагогика, 1975. – 196 с.
60.Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи / Г.Р. Шашкина – М.: Академия, 2005. – 187 с.

Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи III уровня

Государство, Учреждения Высшего Образования

"Орловский Государственный Университет"

Факультет педагогика и психология.

Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии.

Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи III уровня

Выпускной квалификационной работы

по специальности: 050715 - Логопедия.

Н. Ольга. С.

Научный руководитель: старший

профессор кафедры коррекции

педагогики и специальной психологии

Трошкина О. В.

Дата регистрации:






Орел, 2010.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические обоснования проблемы особенностей развития словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи

1.1 Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста

1.2 Психолого – педагогическая характеристика общих детей с недоразвитием речи

1.3 Особенности развития лексики детей старшего дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи

Глава 2. Методика экспериментального изучения особенностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи

2.1 Цель, задачи, описание эксперимента

2.2 Анализ и интерпретация полученных данных

Глава 3. Развитие лексики детей старшего дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи

3.1 Организация работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи III уровня

3.2 Оценка эффективности работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи III уровня

Вывод

библиография

Приложения

Введение

Одним из самых частых расстройств речи является общее недоразвитие речи. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников нии дефектологии в 50 – 60-х годов ХХ века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, которые имеют место в соответствии с законам иерархического строения высших психических функций. Правильное понимание системы общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специализированные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в процессе обучения. Формирование словаря-это важнейшая задача, решение, которое поможет приблизить таких детей к нормальной психического развития. В процессе становления речи у дошкольников происходит нравственное, эстетическое, интеллектуальное воспитание, ребенок знакомится с окружающей средой, объекты, мир и развивается как личность в целом.

Узнать стоимость работы