Вам нужна курсовая работа?
Интересует Экология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Демографическая программа России и ее роль в преодолении тенденции депопуляции

  • 23 страницы
  • 15 источников
  • Добавлена 30.04.2011
750 руб. 1 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



Введение
Глава 1 Демографическая ситуация в России
1.1 Общие тенденции рождаемости и смертности
1.2 Влияние депопуляции на экономическую сферу
Глава 2 Демографическая программа России и ее роль в преодолении тенденции депопуляции
2.1 Семейная политика
2.2 Государственные программы поддержки многодетных семей
Заключение
Список литературы





Фрагмент для ознакомления

Детям школьного возраста за государственный счет полагалось предоставление школьной и спортивной формы, питания в школе или ПТУ и бесплатный проезд на городском транспорте. Кроме того, всем детям из многодетных семей предоставлялось право на бесплатное посещение один день в месяц музеев, выставок, парков культуры и отдыха.Важно подчеркнуть, что Указ Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» носил рекомендательный характер и не был обязателен для исполнения. Субъектам Российской Федерации было предложено самим определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона. Указ положил начало разработке специальных региональных программ поддержки многодетных семей в ряде субъектов Федерации, которые ввели дополнительные виды помощи: расширение льгот при оплате детских дошкольных учреждений, бесплатные учебники и путевки в детские лагеря, а также введение региональных пособий многодетным семьям. В результате такой политики в России сформировалось дифференцированное социальное пространство в части государственной поддержки многодетных семей, поэтому в настоящее время ее содержание и уровень зависят от места проживания семьи.Основным практически реализуемым направлением поддержки многодетных семей в субъектах Российской Федерации является целевая помощь, предоставляемая преимущественно в натуральной форме. Вместе с тем в упомянутом выше указе речь шла о реализации двух направлений политики: стимулировании активности со стороны семьи в самообеспечении и социальной поддержке детей в этих семьях. Если второе направление имеет уже свою историю и законодательную базу, то первое до сих пор не получило должного развития ни на федеральном, ни на региональном и местном уровнях. Поэтому большинство многодетных семей рассматривают систему социальной поддержки лишь как государственный институт, предоставляющий денежные выплаты, льготы и другие виды натуральной помощи, и не воспринимают его как агента, способствующего социальному развитию и расширению возможностей по реализации имеющегося трудового потенциала.Самой распространенной социальной программой для бедных семей с детьми является ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей в возрасте до 16 (18) лет. Несмотря на то, что по закону это детское пособие должно выплачиваться только малоимущим семьям, в целом по стране его получают около 60% семей с детьми, среди многодетных доля получающих пособие доходит до 80%.Другой вид денежной помощи — адресная государственная социальная помощь — может предоставляться ежемесячно или единовременно. В отличие от ежемесячного пособия на ребенка, масштабы данной социальной программы намного скромнее. Единовременное пособие выдается в случае тяжелой жизненной ситуации под конкретные нужды или проблемы, с которыми домохозяйство самостоятельно не может справиться, ежемесячное же назначается семьям с высоким риском бедности (многодетные, неполные семьи, инвалиды, одинокие пенсионеры) на определенный срок (как правило, от трех месяцев до года). Конечно, размер помощи зависит от типа населенного пункта и региона проживания: в крупных городах и регионах-донорах денежные выплаты выше, а в мелких населенных пунктах и на селе помощь чаще оказывается в натуральном виде.Таким образом, на региональном уровне сложилась разветвленная система неденежных форм поддержки, которая включает бесплатные обеды или продуктовые наборы, услуги здравоохранения, бытовые, физкультурно-оздоровительные, культурно-массовые и образовательные услуги.В связи с тем, что семьи с детьми, особенно многодетные, отличаются более высокими рисками бедности, они чаще других являются адресатами ежемесячного денежного пособия, а максимальный охват наблюдается среди неполных многодетных семей (22%). Что касается единовременного денежного пособия, то особенность его предоставления — для решения конкретных проблем — ограничивает участников этой программы во всех группах населения. Можно сделать вывод о том, что для большинства субъектов Российской Федерации характерна незначительная доля семей с тремя и более детьми в общем числе домохозяйств, что создает предпосылки для оказания таким домохозяйствам довольно существенной социальной поддержки, которая из-за малочисленности многодетных семей не является слишком большим бременем для региональных бюджетов. В заключение хотелось бы добавить, что в идеале программы государственной поддержки семьи должны быть направлены на создание благоприятных условий для любого типа семьи (многодетных, семей одиноких родителей). В России продолжается рост внебрачной рождаемости, поэтому меры социальной защиты должны быть ориентированы на создание нормальных условий для воспитания ребенка как одним родителем, так и двумя. Денежная помочь таким семьям должна быть дополнена, например, системой услуг по присмотру за детьми, налоговых льгот и т. д. Так же необходимо оказывать законодательную, финансовую, психологическую поддержку не только семьям, которые часто становятся объектом специальных программ и законов, но и семьям с повторными браками родителей, сожительствующим парам, распавшимся семьям.ЗаключениеИтак, перед всеми развитыми странами сегодня стоят серьезные проблемы, являющиеся следствием смены типа воспроизводства населения. Кроме того, Россия, как и другие страны Восточной Европы и СНГ, переживет существенные преобразования в политической, социально–экономической и других сферах жизни, что оказывает значительное влияние на демографическую составляющую их развития. Россия в своем демографическом развитии подошла к новому поворотному пункту, когда получение «демографического дивиденда» заканчивается и изменения возрастной структуры, в отличие от предыдущего периода, становятся крайне невыгодными. Наложение этих неблагоприятных изменений на продолжающееся сокращение населения ведет к тому, что Россия входит в наиболее острый и опасный этап демографического кризиса, развивающегося уже более полувека — с середины 1960-х годов — вначале в латентной, а с 1992 года — в явной форме.Однако в последние годы в демографическом развитии страны обозначились некоторые позитивные сдвиги: статистика свидетельствует о росте рождаемости и снижении смертности. Отдавая должное этим позитивным тенденциям, все же следует, тем не менее, остерегаться чрезмерного оптимизма в отношении демографического будущего страны: в момент нахождения России в один из самых сложных периодов ее демографической истории такой оптимизм представляется неоправданным.Один из ответов на эти вызовы может предложить экономика. Хотя этот ответ заведомо не решает всех проблем, порождаемых депопуляцией, модернизация экономики, рост производительности труда способны в той или иной степени нейтрализовать неблагоприятное воздействие сокращения населения и трудовых ресурсов. Но неизбежный при увеличении демографической нагрузки рост социальных расходов невозможен без роста налоговой нагрузки на граждан и на бизнес, ограничивает рост сбережений и инвестиционные возможности общества и государства, а значит, и ресурсную базу экономической модернизации.Негативное воздействие демографических процессов на ситуацию на рынке труда в России, по крайней мере, в ближайшие 10-15 лет, говорит о необходимости мобилизации всех резервов, которые способны хотя бы частично ослабить дефициты и напряжения, возникающие вследствие сокращения численности и старения трудоспособного населения, а тем самым и их неблагоприятное воздействие на темпы экономического роста в России. Например:- улучшение здоровья и снижение смертности;- увеличение занятости среди пенсионеров;- увеличение занятости среди инвалидов;- увеличение продолжительности рабочего времени;- межрегиональное перераспределение трудовых ресурсов;- международная трудовая миграция. При том положении дел в области здоровья и смертности, какое сложилось в России, перелом неблагоприятных тенденций требует упорных целенаправленных действий многих государственных и общественных институтов. Для того, чтобы эти действия были успешными, они должны быть объединены общей стратегией, определяющей цели и инструменты политики по борьбе с устранимой смертностью, ее запрос на ресурсы, методы контроля реализации стратегии и т.п. Выработать такую стратегию — значит, прежде всего, определить приоритеты. Выше уже говорилось о необходимости пересмотра всех общественных приоритетов — учитывая всегда существующую ограниченность сил и средств, следовало бы, прежде всего, четко определить значение вызова кризиса смертности среди других вызовов, на которые российскому обществу придется отвечать в обозримой перспективе.Список литературыКонцепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года(утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351).Указ Президента Российской Федерации № 431 от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».Демографическая политики в России: от размышлений к действию. Представительство ООН в России. Москва, 2008 г. С. 55.Горшков М.К. Социальная ситуация России в фокусе общественного мнения // Социологические исследования. 2008. № 12. С. 5.Захаров С.В. Демографический анализ эффекта мер семейной политики в России в 1980-х гг. // SPERO, № 5, 2008. С. 34-69.Клупт М. Демография регионов Земли. СПб.:Питер, 2009. C. 250.Кузьмина К.А. Трансформации модели семьи и потребностей в социальной защите в условиях социально-демографических и социально-экономических перемен. // Журнал исследований социальной политики. 2008. №2, С. 200-216.Малева Т.М., Синявская О.В. Социально-экономические факторы рождаемости в России: эмпирические измерения и вызовы социальной политике // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. Выпуск 1, Независимый институт социальной политики. М.: НИСП, 2007. С. 171-216.Овчарова Л.Н., Пишняк А.И. Новые меры поддержки материнства и детства: стимулирование рождаемости или рост уровня жизни семей с детьми? // SPERO, № 6. 2007. С. 5-30.Синявская О.В., Захаров С.В., Карцева М.А. Поведение женщин на рынке труда и деторождение в современной России // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. Выпуск 1. Независимый институт социальной политики. М.: НИСП, 2007. С. 421-476URL:http://www.fss.ru/URL: http://www.demographia.ru/URL: http://demoscope.ru/URL: http://www.minzdravsoc.ru/URL: http://www.gks.ru/

Список литературы



1.Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351).
2.Указ Президента Российской Федерации № 431 от 05.05.1992 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
3.Демографическая политики в России: от размышлений к действию. Представительство ООН в России. Москва, 2008 г. С. 55.
4.Горшков М.К. Социальная ситуация России в фокусе общественного мнения // Социологические исследования. 2008. № 12. С. 5.
5.Захаров С.В. Демографический анализ эффекта мер семейной политики в России в 1980-х гг. // SPERO, № 5, 2008. С. 34-69.
6.Клупт М. Демография регионов Земли. СПб.: Питер, 2009. C. 250.
7.Кузьмина К.А. Трансформации модели семьи и потребностей в социальной защите в условиях социально-демографических и социально-экономических перемен. // Журнал исследований социальной политики. 2008. № 2, С. 200-216.
8.Малева Т.М., Синявская О.В. Социально-экономические факторы рождаемости в России: эмпирические измерения и вызовы социальной политике // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. Выпуск 1, Независимый институт социальной политики. М.: НИСП, 2007. С. 171-216.
9.Овчарова Л.Н., Пишняк А.И. Новые меры поддержки материнства и детства: стимулирование рождаемости или рост уровня жизни семей с детьми? // SPERO, № 6. 2007. С. 5-30.
10.Синявская О.В., Захаров С.В., Карцева М.А. Поведение женщин на рынке труда и деторождение в современной России // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе. Выпуск 1. Независимый институт социальной политики. М.: НИСП, 2007. С. 421-476
11.URL: http://www.fss.ru/
12.URL: http://www.demographia.ru/
13.URL: http://demoscope.ru/
14.URL: http://www.minzdravsoc.ru/
15.URL: http://www.gks.ru/



Демографическая концепция России и ее роль в преодолении тенденции депопуляции

Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОГДА ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ»

Кафедра «Макроэкономическом регулировании»





lab

на тему:

«Демографическая концепция России и ее роль в преодолении тенденции депопуляции»


Выполнил:

студент группы ТФ 4-1

Буянов Е. В.

Научный руководитель:

k. e. н., доцент кафедры

Матризаев Б. д.




Москва 2014

Содержание

Введение

Демографический кризис в РОССИИ начался в 1990 г. и текущей статистики

цель и Задачи Концепции демографической политики РОССИЙСКОЙ федерации до 2025 года

Способы реализации демографической политики и критика Концепции демографической политики РОССИЙСКОЙ федерации до 2025 года

Вывод

Список литературы

Введение

Актуальность такой темы, как «демографическая концепция России и ее роль в преодолении тенденции депопуляции» не вызывает сомнений, потому что, в некоторой степени, демографическая ситуация отражает уровень и качество жизни населения, проблемы, о которых довольно дурно, в нашей стране. Это уже давно известный факт, что на рождаемость негативно влияют такие факторы, как, например, низкий денежный доход семьи или отсутствие полноценных условий жизни, низкий уровень здоровья населения, структуру семьи и многое другое.

Демографической политикой, в свою очередь, направлена на оптимизацию демографической ситуации. Это означает, что государство регулирует рождаемость в нужном для вас направлении (например, по количеству населения может не только падать, но и неконтролируемо увеличивается) с помощью комплекса экономических и административных, а также и воспитательные, связанные с компетентными пропаганды, предприятий.

В экономически развитых странах наблюдается снижение рождаемости и естественного прироста, которые требуют изменения радикальные меры, такие как кредиты молодоженов, денежные пособия в связи с рождением каждого ребенка, а также удобства размещения и длительный отпуск для беременных.

Очевидно, что демографической политикой современной России, направленных на рост численности населения с помощью этих мер, потому что, как говорится в ежегодном Докладе Фонда ООН в области народонаселения за 2011 год, в России имеет место демографический кризис. Тем не менее, в настоящее время, как правило, имеют положительное значение. Так, например, в 2011 году падение составило 131 208 человек, а в 2012 только 2 573 человек. Данные за период январь-сентябрь 2013 года, в целом указывают на рост 5 109 человек, что еще раз подтверждает растущую динамику.

Узнать стоимость работы