Характеристика идеального лидера (руководителя) в экономике Китая

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 2525 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 01.12.2010
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Руководство и лидерство как социокультурный феномен
1.1. Категории руководства и лидерства
1.2. Влияние факторов культуры на стили организационного лидерства и управления
1.3. Условия формирования социокультурных ценностей и традиций Китая и их влияние на культуру управления
2. Лидерство и руководство в экономике Китая
2.1. Особенности стиля лидерства и руководства предпринимателей и менеджеров государственных и частных предприятий в Китае
2.2. Динамика управленческих отношений в китайской бизнес-среде, различия и преемственность в поведении и установках руководителей разных поколений в Китае
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

При обсуждении проблем коммуникации и этики общения взгляды руководителей разных поколений практически не отличаются. Так, молодые предприниматели делают акцент в управлении на современные знания, заботятся о качественном выполнении заданий, при подборе персонала в большей степени ориентируются на профессиональные качества. Тем не менее, базисные ценностные установки, такие, как уважение к старшим, высокая ответственность за порученное дело, забота о подчиненных, дисциплинированность остаются важными факторами, влияющими на процесс принятия управленческих решений. Данный опрос продемонстрировал готовность китайских руководителей ассимилировать западные технологии управления, и в то же время выявил, что новое поколение менеджеров не представляет угрозу традиционному порядку. Успешные китайские руководители, с одной стороны, быстро усваивают технологии инновационного управления, во многом схожие с передовым зарубежным опытом, а с другой – опираются на национальные преимущества конкурентоспособности, включая и организационные.
Пока нет серьёзных оснований полагать, что китайский корпоративный уклад и тем более китайские традиционные ценности быстро отомрут. Скорее всего, в ближайшие десятилетия в китайском деловом сообществе станут формироваться гибридные, китайско-западные формы организации и управления.
Заключение

Социокультурные факторы играют важную роль в идентификации лидером типа управленческой ситуации, и поэтому их необходимо рассматривать в качестве одной из значимых переменных, определяющих эффективность лидерского стиля. Сложившаяся в той или иной национальной культуре система ценностей, верований, традиций влияет на принятие решений руководителем, предопределяя не только выбор стратегии, но и способы достижения целей. В исследовании подтверждено, что в странах Юго-восточной Азии, в частности в Китае, модель эффективного лидерства в большей степени определяется именно национально-культурными традициями. Лидерство как социальный феномен в значительной степени обеспечивается позицией руководителя в иерархической структуре управления организацией.
Становление современной системы управления в Китае и формирование социально одобряемого образа лидера-руководителя происходило под влиянием национальных культурно-исторических традиций, социальных и философских воззрений Конфуция и его последователей. С точки зрения сформированного социокультурного идеала китайский руководитель – это «благородный муж», «добродетельный» «человечный», наделенный чувством ответственности, который стремится к самосовершенствованию во имя других, придает большое значение иерархическому порядку, ценностям семьи, поддержанию ритуалов.
В исследовании установлено, что группа современных китайских руководителей-управленцев не является социально однородной и включает в свой состав предпринимателей-собственников, директоров государственных предприятий, а также молодых управленцев-профессионалов, являющихся наемными менеджерами, работающими в национальных и транснациональных корпорациях. Выделены типичные качества эффективных лидеров-руководителей, обусловленные национально-культурной традицией. Установлено, что ценностные приоритеты лидеров руководителей, как в государственных, так и в частных компаниях соотносятся с установками на общественное служение и выполнение долга. Сильным качеством китайских предпринимателей является ориентация на развитые социальные сети при принятии управленческих решений. Основу данных социальных сетей составляют семейные, родственные и дружеские отношения. В то же время, выявлено, что такая ориентация часто выступает сдерживающим фактором в условиях роста и развития бизнеса.
Показано, что молодые профессиональные управленцы в Китае, получившие образование за рубежом, активно применяют на практике современные знания, заботятся о качественном выполнении заданий, при подборе персонала в большей степени ориентируются на профессиональные качества работников. Однако базисные ценностные установки, такие, как уважение к старшим, высокая степень ответственности, забота о подчиненных, дисциплинированность остаются важными факторами, влияющими на процесс принятия управленческих решений. Определено, что модель управленческого поведения, свойственная этой категории руководителей, в ценностно-функциональном аспекте представляет собой синтез социокультурных традиций и современных принципов и технологий менеджмента.
Данные проведенного исследования свидетельствуют, что большинство современных китайских руководителей в своей деятельности ориентируются, в основном, на сохраняющие свою значимость традиционные принципы управления и в ограниченном объеме и адаптированных формах используют западный опыт и передовые управленческие технологии. Приверженцами западных стилей управления чаще являются молодые руководители, тогда как представители старших возрастных групп придерживаются консервативных позиций. Но как показало исследование, общей тенденцией является модернизация моделей управления и руководства, подразумевающая адаптацию, с одной стороны, традиционных основ управленческой культуры к реалиям сегодняшней жизни, а с другой стороны – западных технологий и принципов менеджмента к национальной специфике Китая.
Список литературы

Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. – 1991. - №3.
Аоки М. Фирма в японской экономике. – Пер. с англ. – СПб: Лениздат, 1995.
Ашин Г.К. Теории лидерства // Современная западная социология. – М., 1990.
Вебер М. Избранные произведения. – Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990.
Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994.
Грачев М. Менеджмент в «международной системе координат» // Экономические стратегии. – 1999. - №2. – С. 19 – 32.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996.
Ильина Г.Н. Лидерство и статусная иерархия в управленческой команде // Вопросы гуманитарных наук. – 2003. - № 5.
Каору И., Японские методы управления качеством. – М: Экономика, 1988.
Крил X.Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу // Пер. с англ. – СПб: Издательская группа «Евразия», 2001.
Кричевский Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии. – 1997. - №6.
Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. – Архангельск, 1996.
Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – М.: Речь, 2008.
Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. – М.: Дело, 1999.
Оуии У. Методы организации производства: японский и американский подходы. – М: Экономика, 1993.
Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1998. – 270 с.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971.
Пивоваров С.Э.,Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2008.
Пшенников. В. Японский менеджмент. Уроки для нас. – М.: ЗАО «Япония сегодня», 2000.
Херманн М.Г. Составные части лидерства. – М., 2002.
Цзэн Шицян. Чжунго гуаньли чжэсюэ (Философия китайского менеджмента). – 3-е изд. – Тайбэй-Саньминь, 1981.
Чэнь Шаофэн. Жушан: цзячжигуань юй сысян фанфа (Конфуцианский купец: ценностный взгляд и способ мышления). Чжунго чжэсюэ юй исюэ, ред. Ван Во. – Пекин: Бэйцзин дасюэ, 2004.
Chen C. C., Lee Y. T. Leadership and Management in China. – Cambridge: Cambridge University Press, 2008.
Farh, J. L., Cheng, B. S., Chou, L. F. & Chu, X. P. Authority and benevolence: employees’ responses to paternalistic leadership in China.  In Tsui, A. S., Y. Bian, & L. Cheng (Eds). China's Domestic Private Firms: Multidisciplinary Perspectives on Management and Performance. – New York: Sharpe, 2006. – P.242.
Hofstede G. Culture’s consequences. International differences in work-related values. London, 1980.
Ronen S. Comparative and Multinational management – N.Y., 1986.
李京文,钟昌标,葛新权 著《21世纪中国经济发展战略》中国城市出版社 2002年北京(Ли Цзинвэнь, Чжун Чанбяо, Гэ Сюань. Экономическая стратегия Китая в XXI в. – Пекин Китайское городское издательство, 2002)
《中国统计年鉴 2008》中华人民共和国国家统计局 2008年 北京 (Статистический ежегодник Китая 2008. – Пекин: Китайский Государственный комитет по статистике, 2008)
张旭倩 著《危机下的领导力》2009年 厦门 (Чжан Сюйцянь. Способности к управлению в условиях кризиса. – Сямынь, 2009)
王超逸 著《国学与企业文化管理》2008年 北京 (Ван Чаои. Китайская традиционная культура и управленческая культура предприятия. – Пекин, 2008)
王成荣,周建波 著《企业文化学》 2002年 北京 (Ван Чэнжун, Чжоу Цзяньбо. Культура управления предприятием. – Пекин, 2002)
陆嘉玉 , 姚秉彦 著《企业文化在中国》年 北京 (Лу Цзяюй , Яо Бинянь. Культура управления предприятием в КНР. – Пекин, 1998)
《中国统计年鉴 2008》中华人民共和国国家统计局 2008年 北京 (Статистический ежегодник Китая 2008. – Пекин: Китайский Государственный комитет по статистике, 2008)
Херманн М.Г. Составные части лидерства. – М., 2002.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971.
Ашин Г.К. Теории лидерства // Современная западная социология. – М., 1990.
Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. – 1991. - №3.
Ильина Г.Н. Лидерство и статусная иерархия в управленческой команде // Вопросы гуманитарных наук. – 2003. - № 5
Кричевский Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии. – 1997. - №6.
Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. – Архангельск, 1996.
Вебер М. Избранные произведения. – Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990.
Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1998. – 270 с.
Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – М.: Речь, 2008.
Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. – М.: Дело, 1999.
Аоки М. Фирма в японской экономике. – Пер. с англ. – СПб: Лениздат, 1995.
Каору И., Японские методы управления качеством. – М: Экономика, 1988.
Оуии У. Методы организации производства: японский и американский подходы. – М: Экономика, 1993.
Цзэн Шицян. Чжунго гуаньли чжэсюэ (Философия китайского менеджмента). – 3-е изд. – Тайбэй-Саньминь, 1981.
张旭倩 著《危机下的领导力》2009年 厦门 (Чжан Сюйцянь. Способности к управлению в условиях кризиса. – Сямынь, 2009)
王超逸 著《国学与企业文化管理》2008年 北京 (Ван Чаои. Китайская традиционная культура и управленческая культура предприятия. – Пекин, 2008)
王成荣,周建波 著《企业文化学》 2002年 北京 (Ван Чэнжун, Чжоу Цзяньбо. Культура управления предприятием. – Пекин, 2002)
陆嘉玉 , 姚秉彦 著《企业文化在中国》年 北京 (Лу Цзяюй , Яо Бинянь. Культура управления предприятием в КНР. – Пекин, 1998)
Пивоваров С.Э.,Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. – С. 83.
Hofstede G. Culture’s consequences. International differences in work-related values. London, 1980.
Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. – М.: Дело, 1999.
Ronen S. Comparative and Multinational management – N.Y., 1986.
Пшенников. В. Японский менеджмент. Уроки для нас. – М.: ЗАО «Япония сегодня», 2000.
Chen C. C., Lee Y. T. Leadership and Management in China. – Cambridge: Cambridge University Press, 2008.
Грачев М. Менеджмент в «международной системе координат» // Экономические стратегии. – 1999. - №2. – С. 19 – 32.
Крил X.Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу // Пер. с англ. – СПб: Издательская группа «Евразия», 2001. – С. 13.
Вебер М. Избранные произведения. – Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990
Цит. по Крил X.Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу / /Пер. с англ. – СПб: Издательская группа «Евразия», 2001. – С. 89.
Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994. – С. 423.
Чэнь Шаофэн. Жушан: цзячжигуань юй сысян фанфа (Конфуцианский купец: ценностный взгляд и способ мышления). Чжунго чжэсюэ юй исюэ, ред. Ван Во. – Пекин: Бэйцзин дасюэ, 2004. – С. 228, 236.
Farh, J. L., Cheng, B. S., Chou, L. F. & Chu, X. P. Authority and benevolence: employees’ responses to paternalistic leadership in China.  In Tsui, A. S., Y. Bian, & L. Cheng (Eds). China's Domestic Private Firms: Multidisciplinary Perspectives on Management and Performance. – New York: Sharpe, 2006. – P.242.
Там же, С. 254.
李京文,钟昌标,葛新权 著《21世纪中国经济发展战略》中国城市出版社 2002年北京(Ли Цзинвэнь, Чжун Чанбяо, Гэ Сюань. Экономическая стратегия Китая в XXI в. – Пекин Китайское городское издательство, 2002)
Chen C. C., Lee Y. T. Leadership and Management in China. – Cambridge: Cambridge University Press , 2008.
李京文,钟昌标,葛新权 著《21世纪中国经济发展战略》中国城市出版社 2002年北京(Ли Цзинвэнь, Чжун Чанбяо, Гэ Сюань. Экономическая стратегия Китая в XXI в. – Пекин: Китайское городское издательство, 2002).
Chen C. C., Lee Y. T. Leadership and Management in China. Cambridge: Cambridge University Press , 2008.












25

Список литературы

1.Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. – 1991. - №3.
2.Аоки М. Фирма в японской экономике. – Пер. с англ. – СПб: Лениздат, 1995.
3.Ашин Г.К. Теории лидерства // Современная западная социология. – М., 1990.
4.Вебер М. Избранные произведения. – Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1990.
5.Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религий // Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994.
6.Грачев М. Менеджмент в «международной системе координат» // Экономические стратегии. – 1999. - №2. – С. 19 – 32.
7.Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996.
8.Ильина Г.Н. Лидерство и статусная иерархия в управленческой команде // Вопросы гуманитарных наук. – 2003. - № 5.
9.Каору И., Японские методы управления качеством. – М: Экономика, 1988.
10.Крил X.Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу // Пер. с англ. – СПб: Издательская группа «Евразия», 2001.
11.Кричевский Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии. – 1997. - №6.
12.Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. – Архангельск, 1996.
13.Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – М.: Речь, 2008.
14.Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. – М.: Дело, 1999.
15.Оуии У. Методы организации производства: японский и американский подходы. – М: Экономика, 1993.
16.Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1998. – 270 с.
17.Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. – М., 1971.
18.Пивоваров С.Э.,Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2008.
19.Пшенников. В. Японский менеджмент. Уроки для нас. – М.: ЗАО «Япония сегодня», 2000.
20.Херманн М.Г. Составные части лидерства. – М., 2002.
21.Цзэн Шицян. Чжунго гуаньли чжэсюэ (Философия китайского менеджмента). – 3-е изд. – Тайбэй-Саньминь, 1981.
22.Чэнь Шаофэн. Жушан: цзячжигуань юй сысян фанфа (Конфуцианский купец: ценностный взгляд и способ мышления). Чжунго чжэсюэ юй исюэ, ред. Ван Во. – Пекин: Бэйцзин дасюэ, 2004.
23.Chen C. C., Lee Y. T. Leadership and Management in China. – Cambridge: Cambridge University Press, 2008.
24.Farh, J. L., Cheng, B. S., Chou, L. F. & Chu, X. P. Authority and benevolence: employees’ responses to paternalistic leadership in China. In Tsui, A. S., Y. Bian, & L. Cheng (Eds). China's Domestic Private Firms: Multidisciplinary Perspectives on Management and Performance. – New York: Sharpe, 2006. – P.242.
25.Hofstede G. Culture’s consequences. International differences in work-related values. London, 1980.
26.Ronen S. Comparative and Multinational management – N.Y., 1986.
27.???,???,??? ??21?????????????????? 2002???(Ли Цзинвэнь, Чжун Чанбяо, Гэ Сюань. Экономическая стратегия Китая в XXI в. – Пекин Китайское городское издательство, 2002)
28.??????? 2008????????????? 2008? ?? (Статистический ежегодник Китая 2008. – Пекин: Китайский Государственный комитет по статистике, 2008)
29.??? ??????????2009? ?? (Чжан Сюйцянь. Способности к управлению в условиях кризиса. – Сямынь, 2009)
30.??? ????????????2008? ?? (Ван Чаои. Китайская традиционная культура и управленческая культура предприятия. – Пекин, 2008)
31.???,??? ???????? 2002? ?? (Ван Чэнжун, Чжоу Цзяньбо. Культура управления предприятием. – Пекин, 2002)
32.??? , ??? ??????????? ?? (Лу Цзяюй , Яо Бинянь. Культура управления предприятием в КНР. – Пекин, 1998)

Вопрос-ответ:

Что такое руководство и лидерство?

Руководство и лидерство - это социокультурный феномен, который описывает способы организации и управления в различных областях жизни, включая экономику. Руководство обычно связано с управлением и контролем процессов, а лидерство - с вдохновением и мотивацией людей.

Какие категории руководства и лидерства существуют?

Существуют различные категории руководства и лидерства, такие как авторитарное, демократическое и патерналистическое руководство. Авторитарное руководство характеризуется односторонним принятием решений, демократическое - участием всех сотрудников в процессе принятия решений, а патерналистическое - заботой руководителя о благополучии своих подчиненных.

Какие факторы культуры влияют на стили организационного лидерства и управления?

Факторы культуры, такие как коллективизм, иерархия, уважение к авторитетам и приверженность традициям, могут оказывать влияние на стили организационного лидерства и управления. Например, в культуре сильного коллективизма может быть распространен лидерство, основанное на консенсусе и сотрудничестве, в то время как в культуре, где ценятся индивидуальные достижения и командная работа, может быть более распространено авторитарное руководство.

Как условия формирования социокультурных ценностей и традиций в Китае влияют на культуру управления?

В Китае социокультурные ценности, такие как учение Конфуция, коллективизм и уважение к авторитетам, играют значимую роль в формировании культуры управления. Организации в Китае часто стремятся к гармоничным отношениям и установлению уровней власти, которые отражают иерархическую структуру общества. Также в Китае существует приверженность традиционным ценностям, таким как долг, уважение и добродетель, которые также могут влиять на культуру управления.

Какие особенности стиля лидерства и руководства присущи предпринимателям в Китае?

Предприниматели в Китае обладают такими особенностями лидерства и руководства, как высокая властность, жесткость, консервативность и эгоцентризм. Они часто принимают самостоятельные решения, не прибегая к консультациям с подчиненными, и ожидают полного подчинения своим указаниям. Они также нередко используют авторитарные методы руководства и стремятся к достижению максимальной прибыли.

Как влияют факторы культуры на стили организационного лидерства и управления в Китае?

Факторы культуры, такие как коллективизм, вера в государственность и уважение к авторитетам, оказывают существенное влияние на стили организационного лидерства и управления в Китае. В связи с этим, лидеры и руководители в Китае обычно проявляют большую заботу о коллективе, ориентируются на достижение общего блага, предпочитают коллективные решения и акцентируют внимание на авторитете государства.

Какие условия формируют социокультурные ценности и традиции в Китае и как это влияет на культуру управления?

Социокультурные ценности и традиции в Китае формируются под влиянием таких условий, как история, философия, религия и общество. В результате, в китайской культуре управления преобладает вера в коллективные интересы, принципы гармонии и уважение к авторитетам. Влияние этих ценностей и традиций приводит к развитию коллективного стиля управления и ориентации на общие цели.

Какие категории руководства и лидерства есть в экономике Китая?

В экономике Китая существует несколько категорий руководства и лидерства. Это включает в себя руководителей и лидеров предприятий, государственных органов и государственных предприятий, а также предпринимателей и менеджеров частных компаний.

Какие факторы культуры влияют на стили организационного лидерства и управления в Китае?

В Китае стиль организационного лидерства и управления сильно зависит от таких факторов культуры, как уважение к авторитету, коллективизм, стремление к гармонии и соблюдение долга. Эти факторы оказывают существенное влияние на формирование стилей лидерства и управления в китайских компаниях.

Какие особенности стиля лидерства и руководства у предпринимателей и менеджеров в Китае?

Предпринимательский и менеджерский стиль лидерства в Китае характеризуется сильным акцентом на коллективизм, уважение к авторитету и глубокое понимание китайской культуры и традиций. Более частные компании могут быть более гибкими и инновационными, однако все же соблюдают ряд культурных норм и ценностей.

Какие условия формируют социокультурные ценности и традиции в Китае и как они влияют на культуру управления?

Социокультурные ценности и традиции в Китае формируются под влиянием различных факторов, таких как история, религия, образование и семейные ценности. Эти ценности и традиции оказывают сильное влияние на культуру управления в Китае, например, важность соблюдения иерархии и уважения к старшим. Они также подразумевают коллективистский подход к руководству и управлению, где важно достижение гармонии и соблюдение долга.